Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №144(15.04.2006)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КАЗАХСТАН



За спиной президента

31.03.2006. Трибуна

Роза Алаева

Президентские зятья начинают подготовку плацдарма для обороны своего обширного бизнеса на случай возможного проигрыша на выборах

Определяющей основой функционирования государственного строя Казахстана, как практически всех азиатских независимых государств, является фактор личности президента, способного нивелировать противоборство и сгладить противоречия между властными элитами.

Реальная стратегия управления государством заключается в сохранении баланса между существующими группами влияния. Анализируя события, произошедшие за последнее время в Казахстане, можно утверждать, что система сдержек и противовесов конкурирующих за власть в стране кланов дала значительный сбой. В настоящее время в Казахстане наблюдается процесс значительного укрепления позиций родственников главы Казахстана Нурсултана Назарбаева, что, несомненно, внесет значительные коррективы в позиции претендентов на кресло президента. Уже сейчас можно говорить о почти полной "семейнизации" механизма управления страной как в экономическом, так и в политическом сегменте. Но "семья" Нурсултана Назарбаева в политическом и финансовом смысле не представляет единого целого. Как отмечают эксперты, в настоящее время наблюдается процесс значительного усиления позиций среднего зятя президента - Тимура Кулибаева.

По появляющейся в прессе информации, в руках среднего зятя президента сконцентрированы значительные рычаги по контролю над нефтяными и финансовыми потоками республики. Оставаясь продолжительное время госчиновником, он сумел создать обширную бизнес-империю, и сейчас, контролируя львиную долю финансовых и инвестиционных потоков, ему невозможно удержаться от соблазна превратить свою власть над деньгами во власть над всей политической системой.

По различным оценкам, состояние Тимура Кулибаева после продажи нефтяной компании "Nelson Resources Limited" приближается к одному миллиарду долларов, а по некоторым - значительно превышает эту цифру. Имея значительные средства и авторитет в бизнес-сообществе, Тимур Кулибаев продолжает стремительно набирать политические очки. По результатам опроса, проводимого Центрально-Азиатским агентством политических исследований, зять президента признан самым влиятельным политиком Казахстана.

Феномен "темной лошадки", выходящей у финиша из-за спины конкурентов, хорошо и давно известен в политике. С одной стороны, Тимур Кулибаев известен как достаточно закрытая для прессы фигура, никогда публично не заявляющая о своих президентских амбициях. Это без труда объясняется тем, что декларировать свои претензии на кресло Назарбаева в настоящее время было бы преждевременно и политически недальновидно. Несмотря на скандал, разразившийся после убийства известного политика Алтынбека Сарсенбаева, когда под вопросом оказалась способность президента контролировать взорвавшиеся группы влияния, Нурсултан Назарбаев продолжает оставаться реальной силой, способной создать существенные трудности чаяниям политика любого уровня.

Тем не менее остается фактом: создавая казахстанские причалы на Батумском нефтяном терминале, Кулибаев наладил устойчивые связи с грузинским президентом Михаилом Саакашвили и людьми из его близкого окружения, не скрывающими своего критического отношения к Назарбаеву и его системе власти.

Вместе с тем, как утверждают в кругах политической элиты республики, обладая амбициями своего отца, бывшего советского министра, Тимур Кулибаев относит к своим друзьям почти половину акимов (губернаторов) областей. А это, по восточным традициям и укладу, стоит многого. Выстраивая отношения на региональном уровне, зять президента практически закрепляет за собой бюрократическую территорию, способную оказать значительную поддержку на президентских выборах. А принимая во внимание новую работу Кулибаева на должности главы ассоциации KazEnergy, призванной представлять интересы иностранного капитала, можно говорить о дальнейшей поддержке западными инвесторами именно кандидатуры Кулибаева. При таких раскладах средний зять президента становится реальной силой, способной на равных конкурировать с президентом Назарбаевым по степени влияния в стране, но пока влияния не явного и не афишируемого.

Республиканские эксперты прекрасно осознают, что "после Назарбаева" в стране возможен новый передел собственности. На постсоветском пространстве независимых государств это явление становится практически рядовым и обычно возникает сразу после ухода "несменяемых" политических тяжеловесов. Поэтому кандидатура преемника должна отвечать двум основным критериям: гарантии личной безопасности уходящей власти, а также долгосрочное сохранение нажитых активов или денежных средств.

На фоне импульсивного зятя президента Рахата Алиева осторожный Тимур Кулибаев может удовлетворить и потребность в безопасности для Назарбаева, и, возможно, других "семейных", но, учитывая конкурентные, а иногда откровенно ненавистные отношения с другими зятьями, станет ли он это делать - вопрос абсолютно неоднозначный.

Действительно, правящая элита, уходя с политического олимпа, желает заручиться подобными гарантиями. Но кто реально сможет влиять на расстановку сил в постназарбаевском Казахстане. Если рассматривать ситуацию в контексте сегодняшнего дня, то скорее всего это будут люди из окружения Кулибаева, отношения которых с другими кланами сейчас можно охарактеризовать как крайне напряженные.

Кроме своего пристрастия к игре в гольф, зять президента хорошо известен как стратег, способный создавать эффективные команды управленцев. Другими словами, уже сейчас можно говорить, что на фоне грядущей смены правящих элит вокруг потенциального лидера уже сформирована элита нового поколения, опирающаяся на собственные капиталы, из которой при желании легко можно составить будущее правительство. По крайней мере, гипотеза о существовании подобного "теневого Кабинета" с виртуально розданными портфелями не лишена основания хотя бы по следующей главной мотивации. Вся команда Тимура Кулибаева состоит либо из клуба состоятельной буржуазной элиты Казахстана, тесно связанной по бизнесу с зятем президента, либо из нуждающихся в его поддержке политических деятелей.

В любом случае, по предположению экспертов, основным претендентом на премьерское кресло может рассматриваться ближайший бизнес-партнер Кулибаева Нуржан Субхандербин. Несмотря на это предположение, среди друзей президентского зятя есть немало и других значимых фигур, обладающих значительным политическим опытом, способных выступить связующим звеном в период смены правящей элиты. Как один из основных претендентов на подобный пост мог бы также рассматриваться давний друг Кулибаева, экс-премьер, а нынешний глава Алма-Аты Имангали Тасмагамбетов. Но значительные противоречия между федеральным Центром и региональными властями ставят в настоящее время такой альянс под большие сомнения.

Для этого есть несколько причин. Во-первых, с некоторых пор из близкого окружения Тасмагамбетова стали проявляться сигналы о его амбициях на роль первой скрипки в государстве, что, естественно, вызывает плохо скрываемое негодование Тимура Кулибаева. И, судя по публикациям в прессе, обостряющееся тайное противоборство между ними уже в ближайшей перспективе может вылиться в открытую конфронтацию. С выходом на финишную прямую борьбы за трон двум амбициозным политикам, каждый из которых видит себя на этом троне, вряд ли удастся усидеть в одной лодке. Кроме того, дружа - демонстративно! - с Тимуром Кулибаевым, темпераментный Тасмагамбетов не скрывает своей неприязни к его отцу, который еще в 80-годах, проводя партийную зачистку, уволил Тасмагамбетова с поста первого секретаря Гурьевского обкома комсомола только потому, что тот был из младшего жуза. Одним словом, они уже стали не нужны друг другу.

Сейчас же в отсутствие открытой политической сферы противоборства противостояние президентских зятьев и других противоборствующих групп разворачиваются в основном на медийном поле республики. Но в Казахстане отнюдь не СМИ являются главным инструментом борьбы за власть. Готовясь к наступлению на президентскую власть, президентские зятья начинают подготовку плацдарма для обороны своего обширного бизнеса - на случай возможной не своей победы.




Топливно-энергетические комплексы

06.04.2006. Время новостей

Аркадий Дубнов

Россия и Казахстан договорились по военным базам и нефтепроводу КТК

По сложившейся в Кремле традиции, когда там хотят подчеркнуть уровень отношений с какой-либо страной, то говорят об объеме товарооборота или его динамике. А когда журналисты определяют характер отношений глав государств между собой, они считают время, проведенное ими в переговорах наедине.

Если судить по этим параметрам, вчерашняя встреча в Кремле президентов России и Казахстана была доверительной, поскольку продолжалась два с половиной часа вместо отведенного протоколом часа. Что же касается товарооборота, то он хотя и вырос в 2005 году почти до 10 млрд долл., сопровождаясь 40-процентным ростом российского экспорта в Казахстан, но неожиданно, по словам Владимира Путина, привел к падению импорта из этой страны.

Ясность в этот вопрос внес Нурсултан Назарбаев, заметив, что увеличение товарооборота возможно, «если решим вопросы тарифного сотрудничества». Но именно эти проблемы остаются главным камнем преткновения в отношениях России и Казахстана. Астана длительное время добивается снижения тарифов на железнодорожные перевозки своих товаров по российской территории и трубопроводных тарифов.

Вчера эта проблема если и обсуждалась в Кремле, то, как и прежде, решена не была. На сегодняшний день, как утверждают правительственные источники «Времени новостей», российские трубопроводные тарифы приравниваются для казахстанских перевозчиков к тарифам, установленным в Казахстане, а они на 70% выше российских. И Москва не считает возможным давать преференции в этом отношении даже своему ближайшему союзнику.

Есть и еще одна долгоиграющая проблема в отношениях между Москвой и Астаной, о которой вчера в Кремле даже не упоминали. Речь идет стремлении Астаны получить квоты на прокачку по российской территории ежегодно 12 млн тонн казахстанской нефти для загрузки нефтеперерабатывающего завода Mazeikiu Nafta в Литве. 53% акций литовского НПЗ сегодня принадлежит опальному ЮКОСу, который намерен продать этот пакет Казахстану. Москва же не торопится дать «литовские» квоты Астане, поскольку, как деликатно намекнул вчера «Времени новостей» один из российских олигархов, деньги, заработанные на продаже нефтепродуктов, полученных из казахстанской нефти, помогут ЮКОСу выплатить свои долги. А ЮКОС как раз только что начала банкротить "Роснефть" - вот и получается, что интересы Казахстана в данном вопросе, мягко говоря, расходятся с интересами части Кремля.

Но есть и у Москвы к Астане вопросы, которые не находят решения. До сих пор не удается подписать соглашение о закупке Россией казахстанской урановой руды. Казахстан обладает одним из самых крупных запасов урановой руды в мире, а Россия, владея недозагруженными производствами по обогащению урана, нуждается в сырье своего, по выражению Путина, «естественного партнера». В «Росатоме» только в марте начались российско-казахстанские экспертные встречи, где обсуждаются перспективы «совместной добычи природного урана в Казахстане, его обогащения и производства ядерного топлива в России».

Одним словом, как сказал вчера Владимир Путин, «несмотря на обилие встреч (между президентами России и Казахстана. - Ред.) вопросов не становится меньше, а значит, растет объем нашего взаимодействия». Неожиданно для многих присутствующих вчера обозначился и прорыв на одном из направлений. Нурсултан Назарбаев дважды, подчеркнуто выделяя этот успех, сообщил, что достигнута договоренность с Москвой (Путина за это президент Казахстана поблагодарил отдельно) о расширении пропускной способности Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) с 28 млн тонн до 67 млн. Это означает, что количество добываемой в Казахстане нефти, переправляющейся танкерами через Новороссийский порт, должно увеличиться почти на 40 млн тонн. До сих пор в России противились строительству второй очереди КТК, поскольку это было ей невыгодно. Дело в том, что танкерные перевозки нефти из Новороссийска ограничиваются пропускной способностью турецких проливов Босфор и Дарданеллы в 100 млн тонн. Поэтому увеличение транспортировки на 40 тонн чужой нефти вынудит сократить долю российской, идущей через эти проливы.

Почему изменилась позиция Москвы, «Времени новостей» удалось выяснить из общения со средним зятем президента Назарбаева, вице-президентом казахстанского холдинга «Самрук» Тимуром Кулибаевым. Он сопровождал своего тестя в Москве в качестве советника по энергетической политике. Г-н Кулибаев сообщил, что переговоры с Россией о расширении КТК идут с учетом возможного присоединения Казахстана к участию в строительстве нефтепровода Бургас-Александропулос. Эта труба, идущая по территории Болгарии и Греции, сможет оказаться альтернативой транзита нефти на мировые рынки через турецкие проливы. И готовность Астаны примкнуть к этому проекту может стать сенсацией. Однако вчера в Кремле на официальном уровне об этом не сообщалось.

Между тем участникам российско-казахстанских переговоров очень хотелось, чтобы их результаты хоть немного выглядели сенсационными. Отчасти это желание удовлетворил российский вице-премьер, министр обороны Сергей Иванов, сообщивший о снижении на 3 млн долл. арендной платы за использование российских военных полигонов на территории Казахстана, а также об определении их границ и прав собственности на недвижимость. Вчера г-н Иванов подписал четыре протокола на эту тему с министром финансов Казахстана Натальей Коржовой. А Владимир Путин заметил, что соглашения по условиям аренды полигонов достигнуты после девяти лет переговоров.

Среди других подписанных вчера в Кремле документов выделяется соглашение о сотрудничестве между российским Внешэкономбанком и Евразийской промышленной ассоциацией (ЕПА), объединяющей крупнейшие предприятия угледобывающей и металлургической отраслей Казахстана. Соглашение направлено на реализацию проектов строительства и модернизацию предприятий ЕПА и предусматривает привлечение российских компаний для поставок оборудования. Подписывая этот документ, президент ЕПА (ее чаще называют «евразийской группой»), известный казахстанский олигарх и миллиардер, президент Евро-Азиатского еврейского конгресса Александр Машкевич был необычайно оживлен - он сидел во время церемонии рядом с президентами и, не отрываясь от подкладываемых ему папок с документами, непрерывно с ними что-то обсуждал.

А вот самая модная в последние годы тема, обсуждаемая на пространстве СНГ, - создание Единого экономического пространства в составе России, Казахстана, Белоруссии и Украины - вчера оказалась в тени. Обещанное г-ном Назарбаевым в январе этого года подписание пакета из 38 документов, дающих старт ЕЭП, было отложено «на ближайшее время». О причинах этой отсрочки ни Назарбаев, ни Путин не распространялись. Впрочем, это и так ясно: ЕЭП будет ограничен реальным сотрудничеством только трех стран, исключая Украину. Во всяком случае, если судить по замечанию российского президента («Насколько мне известно, украинские друзья будут присутствовать и готовы часть документов подписать, но не все...»), никаких изменений в позиции Киева по участию в ЕЭП не произошло. Так что здесь обошлось без сенсаций.




Нурсултан Назарбаев: «Ждать Украину мы не будем»

05.04.2006. Известия

Петр Розварин

"Уверен, что мы стоим на пороге создания Евразийского союза, о котором я говорил в 1994 году здесь, в Москве, в МГУ", - сказал президент Нурсултан Назарбаев, выступая с думской трибуны. Заявление поистине масштабное.

Если говорить исходя из голой статистики, то договоров, подписанных в Москве Россией и Казахстаном, семь. Они касаются прежде всего вопросов обороны. Министр обороны Сергей Иванов подписал, в частности, четыре протокола о внесении изменений в соглашение об использовании полигонов Эмба, Сары-Шаган и обеспечении города Приозерска, а также Государственного летно-испытательного центра и 4-го центрального полигона.

На первый взгляд это звучит как отрывки из каких-то фронтовых реляций. На самом же деле речь идет о вещах вполне прикладных. Ведь новые документы с картографической четкостью определили рубежи территорий, на которых еще с советских времен созданы военные полигоны: степь да степь кругом!.. "Пустыня большой — все стерпит!" Но за каждым квадратным километром этих прожаренных солнцем пустошей стоят деньги. Теперь объем арендованных Россией площадей уменьшился на 485 тысяч гектаров. Это означает, что отныне наша ежегодная плата за аренду полигонов уменьшилась на кругленькую сумму аж в 3 миллиона долларов. Далеко не пустяк — поэтому приятно. Тем более что таким образом наконец-то завершились переговоры, длившиеся целых девять лет!

Кроме того, в Кремле был подписан ряд экономико-финансовых и дипломатических документов. В частности, Министерство информационных технологий и связи России и Агентство по информатизации и связи Казахстана подписали соглашение о предоставлении орбитальной позиции для казахстанского спутника связи и вещания KazSat. Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев много обсуждали и вопросы энергетического сотрудничества. Договорились довести мощность Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) до 60 миллионов тонн нефти, иначе говоря — до проектной мощности. А это значит, что Единое экономическое пространство (ЕЭП), к формированию которого призвали Путин и Назарбаев, начинает обретать конкретные очертания. Выступая в Госдуме, лидер Казахстана приветствовал объявленную накануне готовность Москвы, Минска и Астаны подписать 38 соглашений по ЕЭП, но с сожалением вынужден был констатировать, что украинская сторона готова подписать только 11 из них. Назарбаев добавил: "Ждать Украину мы не будем, но надеемся, что она все же примет участие в ЕЭП", перед которым "ставится задача обеспечить переход к новому уровню более высокой интеграции". Речь идет о свободном перемещении товаров, капиталов и рабочей силы. Как резюмировал президент Казахстана, "России здесь принадлежит главная роль".




Путин представил Назарбаеву своих преемников. А Назарбаев – зятя

05.04.2006. Независимая газета

Наталья Меликова

В ходе вчерашних переговоров Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев старались продемонстрировать исключительный характер отношений между Россией и Казахстаном. "Мы удовлетворены тем, как развиваются и отношения в политической сфере, и торгово-экономические связи", – сказал в начале переговоров с Нурсултаном Назарбаевым Владимир Путин. "Нерешенных и сложных проблем между Россией и Казахстаном нет", – продолжил мысль своего российского коллеги Назарбаев в начале переговоров один на один. Впрочем, несмотря на благостные описания двусторонних отношений, президентам явно было о чем поговорить. Они вышли к делегациям после переговоров, которые продолжались более двух с половиной часов вместо запланированного часа, и сразу дали понять, что у Москвы и Астаны есть вопросы друг к другу.

Путин сразу представил Назарбаеву Дмитрия Медведева и Сергея Иванова, до этого дружески болтавших в углу зала Св. Екатерины Большого Кремлевского дворца. Назарбаев уже стал пожимать руку главе российского Минпромэнерго Виктору Христенко, как Путин снова вернул Назарбаева к Иванову и Медведеву и стал что-то рассказывать президенту Казахстана. Если глава России представил своему гостю из Астаны своих возможных преемников, то Назарбаев успел сказать Путину несколько слов о своем среднем зяте – первом заместителе председателя правления национальной холдинговой компании "Самрук" Тимуре Кулибаеве. "Вопросов, которые подлежат обсуждению, не становится меньше", – признал Путин после окончания переговоров один на один, словно объясняя членам делегаций, почему им пришлось так долго ждать. Путин напомнил, что, несмотря на общее увеличение товарооборота в прошлом году, импорт казахстанских товаров в Россию сократился. "Есть еще вещи, на которые мы должны обратить особое внимание", – заметил российский президент. А глава Казахстана назвал "вещи" своими именами. "Товарооборот растет, но наши эксперты говорят, что он мог бы расти еще больше, если мы могли бы решить вопросы тарифов", – напомнил Назарбаев одно из требований Казахстана, добивающегося от России унификации железнодорожных тарифов.

Президент Казахстана также вспомнил и о приграничном сотрудничестве. Еще год назад Путин и Назарбаев договаривались провести традиционный Форум приграничных городов в казахстанском Уральске. Но запланированное мероприятие было перенесено на неопределенный срок. Президент Казахстана сказал, что в перспективе два государства могли бы договориться о строительстве совместных пунктов пропусков и заключить соглашение о переходе границы. "Мы такое уже заключаем с Китаем", – как бы вскользь заметил Назарбаев. А когда пресса уже стала покидать зал Св. Екатерины, президент Казахстана предложил продлить срок пребывания на территории России для граждан своей страны и Белоруссии.

Не исключено, что в ходе длительной беседы один на один Путин и Назарбаев обсуждали и другие вопросы. Например, итоги выборов на Украине и в Белоруссии и перспективы создания Единого экономического пространства. Напомним, что пока подписать документы по ЕЭП не удалось даже в трехстороннем формате между Россией, Казахстаном и Белоруссией. Между тем на пресс-конференции Путин заявил, что в ближайшее время в рамках создания ЕЭП будет подписан первый пакет из 38 документов без участия Украины. "Но если Украина захочет, мы не будем возражать", – заметил Назарбаев. А глава Минпромэнерго Виктор Христенко, курирующий работу по ЕЭП, сказал "НГ", что 14 апреля в Минске должна собраться Группа высокого уровня для окончательного обсуждения документов.

В ходе переговоров Путин и Назарбаев много говорили об энергетическом сотрудничестве двух стран. Как заявил на пресс-конференции Назарбаев, два лидера договорились довести мощность Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) до 60 млн. тонн нефти, то есть до проектной мощности.

Возможно, главы России и Казахстана подробно обсуждали и сотрудничество в ядерной энергетике. Россия заинтересована в восстановлении системы советского Минсредмаша и в интеграции российских и казахстанских предприятий ядерно-промышленного комплекса. Россия хотела бы участвовать в добыче урана на территории Казахстана, знаменитого своими месторождениями, и обогащать его на своей территории. Ближайшая встреча специальной рабочей группы должна состояться 10 апреля в Казахстане, и не исключено, что вопрос о доступе Москвы к урановым месторождениям мог обсуждаться на самом высоком уровне.

После завершения переговоров Россия и Казахстан подписали несколько соглашений. Министр обороны Сергей Иванов подписал четыре протокола о внесении изменений в соглашение об испоьзовании полигонов Эмба и Сары-Шаган, а также Государственного летно-испытательного центра и 4-го центрального полигона. России крайне выгодно использование этих полигонов – создание подобных в Сибири могло бы обойтись в копеечку. На этот раз, как рассказал корреспонденту "НГ" министр обороны Сергей Иванов, новые документы четко определили границу территорий используемых Россией военных полигонов. В результате объем арендованной площади сократился на 485 тыс. гектаров и составил 10 млн. 637 тыс. гектаров. А сумма, которую Россия платит за аренду в год, сократилась почти на 3 млн. долл. (с 27,5 млн. долл. до 24,78 млн. долл.). Корреспондент "НГ" поинтересовалась, как Казахстан отнесся к потере 3 млн. долл. бюджетных доходов. В ответ Иванов напомнил, что Россия продает вооружение и военную технику странам – членам ОДКБ по внутрироссийским ценам.




Россия одерживает важную победу в борьбе за энергоресурсы Каспия

07.04.2006. Eurasianet

Сергей Благов

Трехдневный визит президента Нурсултана Назарбаева в Россию завершился обещанием серьезно увеличить экспорт казахстанской нефти через Россию и выражением поддержки руководимого Москвой Евразийского экономического сообщества. Российское руководство расценивает двойное заявление Назарбаева как крупную геополитическую победу. В то же время это ставит под вопрос участие Казахстана в эксплуатации трубопровода «Баку-Тбилиси-Джейхан», за которым стоят США.

После встречи 4 апреля с российским президентом Владимиром Путиным Назарбаев заявил, что объем казахстанской нефти, транспортируемой по маршрутам Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), вырастет с нынешних 28 до 67 млн метрических тонн. Почти 1000-мильный трубопровод соединяет нефтяные месторождения западного Казахстана с российским портом Новороссийск. По словам российских аналитиков, этот маршрут, эксплуатация которого началась в 2003 г., не используется на полную мощность, что якобы приводит к серьезным экономическим потерям. В случае если Казахстан выполнит свои обязательства, трубопровод КТК может набрать требуемую мощность.

Соглашение по КТК означает, что на «следующие 7-8 лет увеличение объема добыча нефти обеспечено транспортировкой на внешние рынки», сказал Назарбаев, выступая по телевидению. Президент заявил также, что Казахстан и Россия начнут совместную работу по освоению трех морских месторождений нефти, а именно Курмангазы, Хвалынское и Центральное.

5 апреля, в последний день визита в Москву, Назарбаев дал также понять, что Казахстан считает теперь Россию своим главным политическим и экономическим партнером. Выступая в российской Государственной думе, Назарбаев предложил ускорить образование регионального экономического союза среднеазиатских государств с Россией, добавив, что сегодня регион стоит на «пороге создания Евразийского Союза», сообщило агентство «Казинформ».

«Мы можем вместе определять правила игры на евразийском пространстве», передало слова Назарбаева агентство ИТАР-ТАСС. «Разумеется, ведущую роль в нарождающемся Евразийском Союзе будет играть Россия». В ближайшие годы, сказал казахстанский лидер, государства региона должны будут активно заняться вопросом о таможенном союзе. Созданный недавно Евразийский банк развития, добавил он, станет «мощным источником» развития и интеграции региона.

Российские государственные СМИ, в том числе телеканал РТР и Радио «Маяк», охарактеризовали поездку Назарбаева в Москву как поворотный пункт в борьбе за контроль над нефтегазовыми ресурсами Каспия. В последнее десятилетие США и Россия – и в меньшей степени Китай – ведут активную конкурентную борьбу за маршруты энергоэкспорта.

Ввод в эксплуатацию в 2005 г. трубопровода «Баку-Тбилиси-Джейхан» (БТД), за которым стоят США, разрушил практически полную трубопроводную монополию России, соединявшую бассейн Каспийского моря с рынками Запада. КТК можно рассматривать как главного конкурента БТД. По словам некоторых аналитиков, значительное казахстанское участие в БТД необходимо для того, чтобы этот экспортный маршрут начал приносить доходы. Астана неоднократно заявляла, что будет транспортировать нефть через БТД, однако до заключения договора дело пока не дошло. Обещанное Казахстаном увеличение объема экспорта через КТК вызывает озабоченность некоторых западных аналитиков, которые заявляют, что обязательства Астаны по участию в БТД могут оказаться относительно невысокими и стать угрозой для экономической жизнеспособности трубопровода.

Как минимум, российское руководство сделало серьезный шаг вперед на пути вовлечения Казахстана в экономическую орбиту Москвы. 4 апреля Путин заявил, что Россия, Беларусь и Казахстан вскоре подпишут рамочное соглашение о создании общего экономического пространства. Между тем Вагит Алекперов, глава российского энергохолдинга «Лукойл», инвестировавшего в последние годы в Казахстан около 3 млрд долларов, поддержал ряд новых совместных проектов, включая расширение КТК.

Российско-казахстанская торговля достигла в 2005 г. почти 10 млн долларов, увеличившись на 35% по сравнению с 2004 г. Во время переговоров между Путиным и Назарбаевым – третьих по счету в этом году – президенты обещали в ближайшие несколько лет удвоить объем торговли. В первые два месяца текущего года двусторонняя торговля упала примерно на 1,13 млрд долларов, или на 4,5% по сравнению с тем же периодом 2005 г. Путин не стал скрывать, что двусторонняя торговля является в некотором смысле несбалансированной. Российский экспорт в Казахстан в 2005 г. показал прирост на 40%, в то время как казахстанский экспорт Россию фактически снизился, сказал Путин.

В ходе визита Назарбаева были подписаны знаменательные соглашения в военной области и сфере безопасности. Россия и Казахстан договорились снизить стоимость аренды испытательных полигонов и военных стрельбищ до 3 млн долларов в год, сказал 4 апреля российский министр обороны Сергей Иванов. Кроме того, стороны договорились, что площади военных полигонов в Казахстане составят примерно 10 млн га, сказал министр. Страны подписали также соглашение о предоставлении орбитальной позиции казахстанскому спутнику связи и вещания «Казсат».




Трубный вопрос

07.04.2006. Gazeta.kz

Дмитрий Перцев

Новые параметры КТК

Вопрос расширения Каспийской трубопроводной системы, который пытались урегулировать участники КТК последние два года, решен.

Президенты Казахстана и России дали политическое "добро" на расширение мощности системы до 67 миллионов тонн.

Договоренность по одному из важнейших российско-казахстанских проектов - КТК была достигнута 4 апреля в ходе визита президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Россию.

В частности, Н. Назарбаев в ходе пресс-конференции в Москве напомнил, что "проектная мощность КТК составляет 67 млн. тонн, сейчас он используется на 28 млн. тонн".

"В ходе визита мы договорились увеличить его мощность до 67 млн. тонн, что означает, что в ближайшие семь - восемь лет увеличение добычи нефти в Казахстане обеспечено транспортными возможностями", - подчеркнул президент РК.

По словам Н. Назарбаева, главы минэнерго двух стран выработали единую правительственную позицию по этому вопросу. "Я думаю, что все частные инвесторы КТК согласятся, и мы фактически решили вопрос расширения мощности КТК", - подчеркнул глава РК.

В свою очередь президент России Владимир Путин назвал создание совместной транспортной инфраструктуры и использование транспортной инфраструктуры друг друга для расширения возможности по доставке нефти на мировые рынки важным направлением сотрудничества Казахстана и России.

Документы

Однако точку на политическом одобрении и выработке позиции правительств двух стран в вопросе расширения системы КТК ставить не приходится.

Решение политическое требует одобрения акционеров консорциума и соответствующих инвестиций, объем которых пока не называется.

В октябре 2005 года шесть членов Каспийского трубопроводного консорциума подписали Меморандум о взаимопонимании в рамках реализации Проекта расширения КТК. Подписи под документом поставили представители Chevron, ExxonMobil, BP Shell, ENI и BG.

Работа над согласованием Меморандума о взаимопонимании, который бы удовлетворил 7 условий поставленных правительством РФ перед 11 акционерами и который бы отвечал чаяниям каждого, отдельно взятого акционера началась в 2004 году.

В Меморандуме о взаимопонимании, акционеры, для решения вопросов текущей финансовой деятельности КТК, взяли на себя обязательства по снижению процентной ставки на займы, предоставленные добывающими компаниями для проекта первоначального строительства, при сохранении процентной ставки на задолженность КТК перед правительственными акционерами.

Также акционеры согласовали повышение тарифа на прокачку на $2,5 до $30,83 за тонну для ускорения погашения существующей задолженности. Кроме того, они согласились отменить претензии по задолженности к российскому и казахстанскому правительствам в отношении затрат на подготовку активов переданных консорциумом.

А еще, акционеры согласились профинансировать проект за счет внешних источников финансирования и считать существующий долг второстепенным по отношению к этому займу.

Потенциальные требования российского правительства для получения его одобрения Проекта расширения КТК были согласованы, однако одобрение от российского акционера получено так и не было.

По всей видимости, в ближайшее время оставшиеся 4 акционера консорциума присоединятся к документу. И только тогда можно будет с уверенностью сказать, что КТК будет расширен до его проектной мощности.

Экономика

О необходимости расширения КТК сказано много. Однако цифры говорят сами за себя. В настоящее время годовой объем добычи нефти в Казахстане составляет около 60 млн. тонн (чуть менее 1,4 млн. баррелей в сутки).

При этом в течение 10 лет объем добычи удвоится и составит свыше 3 млн. баррелей в сутки, или 150 млн. тонн в год.

В то же время в 2005 году суммарный объем прокачки казахстанской нефти по КТК составил всего 30,502 млн. тонн.

Мощностей трубопроводной системы реально не хватает. Кроме того, акционеры КТК заявляют об убытках, получаемых в результате оттягивания начала работ по расширению системы.

Также задержка в одобрении проекта расширения КТК уже привела к тому, что казахстанские добывающие компании начали искать временные альтернативные транспортные решения, чтобы удовлетворить свои краткосрочные экспортные потребности. Однако, если акционеры КТК не смогут принять решение по расширению трубопровода в ближайшие несколько месяцев эти краткосрочные решения скорее всего станут долгосрочными.

Сроки

Предполагается, что после согласования проекта расширения, в течение следующих пяти лет КТК будет проектировать и строить 10 новых насосно-перекачивающих станций, утраивая существующее на сегодняшней день количество резервуаров для хранения дополнительных 480 тыс. тонн нефти.

В 2005 году, после подписания меморандума, генеральный директор КТК Иен Макдональд заявил, что "при своевременном одобрении Плана мы сможем постепенно расширить мощность системы, что приведет к перекачке дополнительного объема - порядка 10 млн. тонн к середине 2007 года, 10 млн. тонн еще через год и к выходу на окончательную мощность - 67 тыс. тонн в начале 2009 года".

По мнению аналитиков, до одобрения плана расширения еще как минимум пара-тройка месяцев. И, по всей видимости, планы по выходу на окончательную мощность КТК передвинуться на полгода, год.

Пока сложно предполагать, конец 2009 года, или начало 2010 года, но по оценке экспертов этого времени может оказаться вполне достаточным для переориентирования направлений поставок нефти с Европы в Азию.




Политический аспект проблемы расширения Каспийского Трубопроводного Консорциума

10.04.2006. Кремль орг

Наталья Харитонова

Вопрос о расширении системы Каспийского Трубопроводного Консорциума (КТК) остается одним из самых актуальных. Это подтвердил и ход обсуждения вопроса на недавней встрече президентов Казахстана и России 4-5 апреля. Если с экономической точки зрения здесь все более или менее ясно, то политический аспект проблемы по-прежнему остается предметом дискуссии не только в экспертном сообществе, но и в рамках переговорного процесса по КТК.

Напомним, акционеры консорциума, основываясь на прогнозных данных по добыче и поставкам нефти, в октябре 2004 года согласились с необходимостью расширения мощности КТК до 67 миллионов тонн (1,35 миллиона баррелей в сутки) ежегодно к 2008 году и начали обсуждение конкретных условий. Российская сторона, указывая на нерентабельность проекта для себя, выдвинула ряд условий. Переговоры по расширению КТК прошли несколько раундов, в ходе которых почти все условия российской стороны были выполнены.

Однако в мае 2005 года на переговорах в Москве договоренность о расширении не была достигнута. В ряде изданий этот факт объяснялся тем, что стороны не могут прийти к единому решению "из-за разногласий в походах к управлению консорциумом". В Минпромэнерго РФ этот факт прокомментировали следующим образом: "смысл переговоров сводится к установлению справедливости, чтобы правительства России и Казахстана участвовали в повседневном управлении КТК в соответствии с их долей". Действительно, утверждение новой структуры КТК было одним из требований российского правительства для согласования проекта расширения системы КТК. При этом РФ требовала либо пропорционального распределения прикомандированных руководителей КТК согласно долевому участию, либо создания совета директоров.

Между тем, акционеры КТК на собрании 22-23 марта этого года единогласно проголосовали за утверждение новой организационной структуры руководства консорциумом. Новая структура предусматривает избрание на пост генерального директора консорциума представителя страны-акционера и вступает в силу с 1 мая 2006 года. Она отражает долевое участие акционеров, где 50% предусмотренных должностей отдаются кандидатам от членов-основателей (Россия, Казахстан и Султанат Оман), а 50% - добывающим компаниям (Сhevron Caspian Pipeline Concortium Co, LUKARCO B.V., Mobil Caspian Pipeline Company, Rosneft-Shell Caspian Ventures Ltd., BG Overseas Holdings Ltd., Agip International (N.A.) N.V., Kazakhstan Pipeline Ventures LLC и Oryx Caspian Pipeline LLC). Таким образом, на следующие четыре года на должность генерального директора будет назначен представитель России как члена-основателя, а на должность первого заместителя генерального директора, соответственно, - представитель добывающей компании. Судя по всему, сейчас акционерам КТК необходимо предложить кандидатуры на эти посты, их отбор должен завершиться к концу апреля. Это обстоятельство, как выяснилось, и стало решающим в вопросе о расширении системы КТК.

Таким образом, на данный момент проект расширения КТК фактически готов к реализации, основные вопросы согласованы со всеми участниками консорциума.

Практически решен вопрос "главенства России в КТК", т.е. вопрос об управлении консорциумом. Однако нерешенным остается и вопрос по тарификации: российская сторона и западные компании-участники по-прежнему не согласовали сроки начала и окончания действия специальных тарифов. Тариф КТК ежегодно индексируется, предполагается, что в июне 2006 года из-за инфляции он автоматически увеличится с $28,33 примерно до $29,9 за тонну. Все акционеры КТК согласовали увеличение тарифа дополнительно на $2,5 за тонну при условии одобрения проекта расширения системы КТК. Фактически, это означает повышение тарифа до $32,4 за тонну.

Эксперты за требованием российской стороны повысить тарифы на прокачку нефти увидели нечто большее, чем просто желание увеличить свои доходы. Речь идет о стремлении России как основного акционера (24%) к созданию механизма изменения тарифов - ежегодное начисление процентов на активы акционеров КТК. Для того чтобы обеспечить рентабельность доли, которая в данном случае должна считаться инвестицией, необходимо значительно увеличить тариф (эксперты называют цифру в $40). Западных же акционеров, вошедших в консорциум с негосударственными средствами, такая тарифная политика, естественно, не устраивает. Фактически, указывают специалисты, если российское требование будет принято, это будет означать полный пересмотр финансового механизма КТК и условий создания консорциума.

Понятно, что экономические вопросы в данном случае напрямую увязаны с политическими. Примечательно, что в российских госорганах политический аспект функционирования КТК поднимался не раз. К примеру, в 2001 году вопрос о КТК обсуждался в Государственной Думе в следующем контексте: из двух правительственных соглашений с КТК от 1993 и от 1997 году, изменившее состав долей участников консорциума, ратифицировано законодательным органом было только соглашение 1993 года. Законодателей также смутил тот факт, что акции, принадлежащие РФ, переданы в доверительное управление нефтяным компаниям, и непонятно, какую же долю средств от транзита нефти получит Россия. К тому же, с точки зрения некоторых парламентариев, КТК - частная компания, и в отношении ее не действует система ограничений, принятая, к примеру, для "Транснефти", поэтому "возникают опасения, что огромные потоки нефти и денег за транзит будут уходить в частные руки". Однако, как известно, КТК состоит из частных компаний, и соглашение 1997 года подпадает под действие Международного частного права.

Еще ранее в печати широко обсуждалась тема КТК в контексте проблем на Северном Кавказе. Акцент делался на остром соперничестве различных финансово-промышленных и политических группировок за приоритет в реализации своих проектов освоения и транспортировки каспийской нефти по проекту КТК через территорию России. Противодействие строительству и функционированию КТК как цель отстранения России от участия в схемах доставки нефти в Западную Европу и на Ближний Восток и, как следствие, постановки России в условия экономической и политической изоляции сваливалось, прежде всего, на Соединенные Штаты. Реализаторами этих задач рассматривались новые лидеры бывших союзных республик и главы местных администраций, а также различного рода экологические движения, финансируемые Западом. Примечательно, что в зарубежной прессе и в местных СМИ в 1997-1998 годах действительно широко освещалась проблема противодействия развертыванию системы КТК на российской территории со стороны, в частности, администрации Краснодарского края.

Как бы то ни было, реализация проекта КТК существенно добавило политических проблем России. Для начала пуск КТК поколебал позиции "Транснефти" как монополиста и поставил перед отечественными нефтяными компаниями вопрос о необходимости учета новых реалий на рынке, в том числе наличия банка качества нефти. В рамках внутриаппаратных игр появились проблемы со сторонниками Баку-Тбилиси-Джейхан. Во внешнеполитической составляющей живо обрисовалась угроза Турции перекрыть проливы под предлогом обеспечения собственной экологической безопасности.

Последние два момента можно в принципе свести к одному: прямые сторонники проекта Баку-Тбилиси-Джейхан пытались заморозить проект КТК. Согласно сообщениям в СМИ, в феврале 2001 года вице-президент ГНКАР Ильхам Алиев заявил о том, что проект Баку-Тбилиси-Джейхан является приоритетным для Азербайджана, и что "развитие нефтяных проектов на Каспии без него невозможно". Чуть позже турецкая стороны в лице министра по морским делам Рамазан Мирза-оглу на официальном уровне поставила в известность российскую, что в связи с началом закачки нефти в систему КТК Турция может ограничить движение танкеров с тенгизской нефтью через Босфор и Дарданеллы. Причиной якобы является необходимость обеспечения экологической безопасности.

В этой связи напомним, что Черноморские проливы - это не новая проблема, на что постоянно указывают аналитики. Турция в 1994 году в одностороннем порядке ввела ограничения на проход через проливы кораблей длиной свыше 200 метров (большинство таких судов в этом регионе - это либо военные корабли, либо нефтеналивные танкеры с российской нефтью). Однако, и это известно всем специалистам по международному праву, международные бессрочные конвенции о свободе торгового судоходства (1925г., 1936г.) предписывают вводить ограничения этого режима только с согласия всех стран, подписавших данную конвенцию. Вместе с тем, недавние заявления турецкой стороны об ограничении прохода танкеров, скорее связаны с лоббированием транскаспийского нефтепровода, выводящего среднеазиатскую нефть в обход российской территории, а не только со стремлением ограничить экспорт российской нефти столь нехитрым техническим способом.

Итак, Россия была готова одобрить решение по расширению трубопровода в случае повышения тарифов на прокачку нефти. Однако еще одним своим условием, как известно, Россия обозначила в феврале 2006 года непременное присоединение системы КТК к проекту Бурнгас-Александропулис. Эта позиция оказалась неприемлемой для КТК: глава консорциума подтвердил, что руководство КТК не ведет переговоры об использовании КТК для заполнения трубы Бургас-Александропулис, при этом подчеркнув, что "зона ответственности КТК - транспортировка нефти из Казахстана к терминалу на Черном море".

Позиция другого крупного акционера - Казахстана (19%) также ясна. Для Казахстана положительное решение о расширении КТК является жизненно необходимым, особенно если учесть, что нефть является для Казахстана основным экспортным товаром в условиях отсутствия его прямого выхода на основные рынки потребления. Именно поэтому проблема КТК приобретает и для Казахстана политическую окраску. Вопрос о расширении КТК, равно как и системы Атырау-Самара - основных нефтяных магистралей - казахстанская сторона рассматривает как приоритетные в развитии нефтеэкспорта. Необходимость решения этих вопросов в текущем году подтвердил нынешний министр энергетики Б. Измухамбетов. Казахстанская сторона всячески подчеркивает необходимость развития инфраструктуры в каспийском регионе, связанную, прежде всего, с освоением казахстанского сектора Каспийского моря (КСКМ), якобы недостатки в этой области обуславливают отсутствие высокого уровня нефтедобычи в регионе. Вероятно, такая постановка вопроса и стала серьезным средством давления на российскую сторону в вопросе как можно более быстрого решения по расширению КТК.

Позиция России в вопросе тарифов, как уже указывалось, также смущает казахстанскую сторону. На это указывал еще бывший министр энергетики Казахстана В.Школьник: "Казахстан в целом не заинтересован в этом, поскольку, с одной стороны, как акционеру КТК с 19% акций нам это выгодно, а другой - как акционеру "Тенгизшевройла", где у нас 20% акций, невыгодно: Мы одновременно и грузоотправитель, и транспортировщик". Здесь же министр подчеркнул, что и вопрос о возможности расширения нефтепровода Атырау - Самара косвенно зависит от решения вопроса о расширении КТК.

Фактически, требования России поддерживает только Султанат Оман (7%). Однако остальным экспортерам в таком случае станет выгоднее экспортировать сырье по китайскому маршруту и системе Баку-Тбилиси-Джейхан. Казахстану в таких условиях приходится маневрировать между требованиями российской стороны, которая в принципе во многом является его конкурентом, позицией консорциума, получающего огромную прибыль от его сырья, и необходимостью решать свои задачи в рамках проекта.

Во время встречи президентов Путина и Назарбаева 4 апреля в Москве наконец была достигнута договоренность о расширении системы КТК до 67 млн.тонн в год. "Мы выработали единую государственную позицию по этому вопросу, и я думаю, что все частные инвесторы КТК с этим согласятся... Это означает, что на практике КТК может быть расширен до 67 млн тонн.. в ближайшие семь-восемь лет увеличение добычи нефти в Казахстане обеспечено транспортными возможностями," - заявил Н. Назарбаев после встречи. Уже 5 апреля представитель "КазМунайГаза" заявил, что окончание строительства второй очереди КТК возможно уже через год-два.

Таким образом, важнейший этап переговорного процесса по расширению системы КТК был преодолен. И решающую роль, по сей видимости, здесь сыграло именно утверждение новой организационной структуры консорциума, в соответствии с которой ближайшие 4 года руководство КТК будет осуществляться представителем РФ. Это немаловажный факт, учитывая который, российская сторона решила, видимо, на время отложить свои "предложения" по присоединению системы КТК к проекту Бургас-Александропулис. С другой стороны, вряд ли есть смысл утверждать, что акционеры-представители других стран просто "выменяли" у России разрешение на расширение в обмен на возможность "порулить". Ведь принципиальное решение по модернизации системы КТК еще не означает беспрепятственную реализацию проекта, особенно если учесть существующие планы, в соответствии с которыми расширение будет осуществляться на средства консорциума, руководить которым будет сторона, столь долго сопротивлявшаяся реализации указанного проекта.

Примечательно, что некоторые эксперты видят в позиции России по отношению к консорциуму желание поставить КТК под свой полный контроль. В таком случае западные компании направят свое сырье с казахстанских месторождений в обход российской территории, что само по себе чревато финансовыми потерями для России. Точно также американское лобби будет препятствовать продвижению трансбалканского проекта. Далее, согласно этой схеме, если Россия устанавливает контроль над КТК, западные компании, чтобы избежать убытков, будут вынуждены оказывать давление на Турцию с целью смягчения режима прохода танкеров с сырьем КТК через Босфор и Дарданеллы. При такой схеме привлекательность обходных маршрутов снижается, и Россия фактически становится монополистом.

Однако такой подход в действительности сильно упрощает ситуацию. Любая из стран-экспортеров, равно как транспортирующие компании, стремятся использовать все возможные пути транспортировки, стараясь их максимально наполнять. В данном случае западные компании-транспортеры, особенно если они одновременно являются и нефтедобывающими, точно также диверсифицирует свои маршруты, зачастую составляя друг другу конкуренцию. Общим модератором может считаться лишь государство, однако лишь на довольно высоком уровне. И именно такая схема, практикуемая, прежде всего, американскими компаниями и ТНК, является на данный момент наиболее эффективной.

Что касается КТК, здесь действительно на первый план выступает именно политический аспект проблемы. И экономическая составляющая при этом отходит на второй план, становясь лишь объектом манипулирования в переговорном процессе. На каких условиях будет реализовываться проект расширения КТК, и какие последствия оно будет иметь для стран-участниц проекта и их контрагентов покажет уже ближайшее время.




Гости из Брюсселя остались довольны

07.04.2006. Независимая газета

Сакен Салим

Европейский союз собирается укреплять взаимоотношения с Казахстаном

Прогресс во всех отношениях – такое резюме в отношении развития политики и экономики Казахстана вынес руководитель директората по странам Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии Европейской комиссии Юг Мингарелли после завершившегося в среду в Астане 7-го заседания Комитета сотрудничества «Республика Казахстан – Европейский союз».

«Мы рассматриваем Казахстан как очень важного партнера. Евросоюз полон решимости укреплять взаимоотношения, основанные на общих ценностях, которые включают уважение к верховенству закона, многостороннюю демократию, соблюдение прав человека и свободу прессы», – заявил Мингарелли на итоговом брифинге.

Вопреки ожиданиям представитель ЕС в своих оценках ситуации в Казахстане вообще воздержался от критики. Напротив, он подчеркнул, что Казахстан достиг определенных успехов в проведении президентских выборов, укреплении судебной системы. Хотя еще несколько лет назад ситуация была совершенно противоположная. Так, в 2003 году была принята специальная резолюция Европарламента по Казахстану, в которой ситуация с правами человека в этой стране была признана неудовлетворительной. Тот документ вообще отличался особой резкостью.

Европарламент давал жесткие рекомендации властям Казахстана и напрямую связывал их выполнение с дальнейшим экономическим сотрудничеством Казахстана и Евросоюза. Эта резолюция вызвала большой резонанс в республике. Для спасения ситуации в Страсбург спешно вылетела представительная группа из высокопоставленных чиновников и «правильных» депутатов парламента. На них возлагалась особая миссия – переубедить европейских парламентариев и доказать, что в Казахстане ситуация с правами человека, со свободой слова ничуть не хуже, чем у других.

После скандальной резолюции Казахстан активизировал диалог с Европейским союзом. Результатом можно считать прошедшую осенью 2005 года в Брюсселе по инициативе депутатов Европарламента конференцию по Казахстану. На это мероприятие приглашались и представители госорганов Казахстана, и активисты оппозиции. Однако последние оказались в явном меньшинстве и не смогли склонить европейских депутатов на свою сторону – Европарламент увидел прогресс в проведении президентских выборов в Казахстане в конце 2005 года.

Теперь же ЕС аккуратно и ненавязчиво рекомендует казахстанским властям «провести консолидированную работу по обеспечению свободы слова» и «предоставить возможность для открытой работы» всем политическим силам республики.

По сути, это означает поддержку Европейским союзом действующей власти Казахстана. Представители ЕС уже заверили, что поддержат Казахстан при вступлении во Всемирную торговую организацию. Вероятно, будет поддержано и намерение Казахстана председательствовать в ОБСЕ в 2009 году, поскольку одним из основных условий было проведение в 2005 году прозрачных президентских выборов.

Прошлогодние выборы Европейский союз уже признал. Ну а проблема со свободой слова и политическими силами, надо полагать, решится в ближайшее время. Ведь сегодня представители ЕС никак не комментируют тот факт, что в Казахстане в принудительном порядке закрыты практически все независимые СМИ. Не заметили гости из Брюсселя и то, что оппозиционная партия «Алга!» («Вперед!») несколько месяцев безрезультатно пытается получить государственную регистрацию. Как и то, что оппозиционное движение «За справедливый Казахстан», возглавляемое бывшим спикером Мажилиса (нижняя палата) парламента и экс-кандидатом в президенты Жармаханом Туякбаем, не участвует ни в одном «диалоговом мероприятии».

К примеру, государственная комиссия по разработке общенациональной программы политических реформ под председательством президента функционирует без оппозиции, а в ее составе – лишь провластные партии. Даже недавно созданная палата общественных экспертов при Мажилисе носит такой же провластный характер: в положении палаты указано, что в ее состав входят представители общественности, конструктивно настроенные по отношению к действующей власти. Как результат – в палате общественных экспертов нет ни одного правозащитника, которых в Казахстане почему-то принято называть оппозицией.




Жертвы научной фантастики

07.04.2006. Новое поколение (Казахстан)

Юлиана Жихорь

Казахстан втихаря тормозит запуск российских спутников с "Байконура"

Астана может запретить Москве космические взлеты с Байконура. Напомним, 8 июня российский ракетоноситель должен запустить первый казахстанский спутник. Ак орда требует от Кремля гарантий, что "KazSat" не повторит судьбу арабского спутника, который россияне потеряли во время вывода на орбиту 28 февраля

Запуск геостационарного спутника "KazSat", по планам, должен осуществлять четырехступенчатая ракета-носитель "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М". Однако последний запуск "Протона" 28 февраля с "ArabSat 4A" на борту оказался неудачным. Космический аппарат не удалось вывести на расчетную орбиту: его, попросту говоря, потеряли. Виновником назвали этот злосчастный разгонный блок. Да и утопленный в октябре 2005 года в Северном Ледовитом океане спутник "CryoSat" также пал жертвой разгонного блока.

В связи с неудачным запуском арабского спутника встал вопрос о гарантиях сохранности "KazSat". Кстати, повторение с казахстанским спутником "арабской" истории может поставить под удар не только первые шаги освоения Казахстаном космоса, но и стать тормозом на пути развития космических программ Москвы. Астана, в случае неудачи, может затянуть согласование плана запусков с Байконура на вторую половину 2006 года. (По условиям договора аренды, российская сторона не может совершить ни один запуск без разрешения Казахстана). Прецедент уже имел место в нынешних январе-феврале.

Как известно, головным предприятием по подготовке и запуску казахстанского геостационарного спутника "KazSat" является российский центр имени Хруничева. Стоимость проекта - 65 миллионов долларов. Изначально запуск планировалось произвести ракетой-носителем "Протон-М" "в связке" с российским спутником "Экспресс-3". Но российский спутник был запущен самостоятельно (без согласования с Казахстаном) в июне прошлого года, а запуск "KazSat", запланированный на 29 декабря 2005 года, незадолго до указанной даты был отложен. Официальная причина - финансово невыгодно: в случае одиночного запуска "KazSat" убытки ГКНПЦ имени М.В.Хруничева составят не менее 37 миллионов долларов. В отместку Казахстан начал откладывать утверждение плана запусков с Байконура.

Если предыдущий генеральный конструктор Александр Медведев незадолго до снятия с должности пообещал вывести спутник на орбиту уже 10 января 2006 года, то новое руководство под давлением Астаны пообещало запустить спутник 20 июня. Только после этого Астана утвердила план запусков, причем не на весь год, как это было ранее, а лишь на первое полугодие.

Неудачный запуск и потеря арабского спутника могли сломать эти планы и перенести запуск "KazSat" на более поздний срок. И нет никакой гарантии, что Ак орда не лишила бы российскую сторону возможности производить космические запуски с Байконура во втором полугодии - как известно, процесс согласования можно затянуть на несколько месяцев.

Выход из ситуации ГКНПЦ имени М.В.Хруничева нашел в замене четырехступенчатой ракеты-носителя "Протон-М" на трехступенчатую "Протон-К" (в ее составе нет проблемного разгонного блока "Бриз-М"). Только это, судя по всему, может гарантировать выполнение российской стороной обязательств по запуску казахстанского спутника и избавляет от угрозы аварий разгонного блока. В качестве "бонуса" было даже объявлено, что запуск космического аппарата спутниковой связи и вещания "KazSat" будет произведен не 20-го, как планировалось ранее, а 8 июня. Причем все затраты по замене ракетоносителя и несдвоенного запуска Россия должна взять на себя. "Это не наша проблема, - заявил председатель аэрокосмического комитета Министерства образования и науки Алмас Косунов. - В соответствии с заключенным контрактом российская сторона обязалась изготовить и запустить спутник по оговоренной стоимости".

Фактически Москве поставлен ультиматум: либо она гарантирует своевременный и "безболезненный" запуск, либо Астана воспользуется своим правом и законсервирует Байконур. Причем все в рамках контрактов и полностью по закону.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ