Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №144(15.04.2006)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ТУРКМЕНИСТАН



Китайские ВВС окажутся в тысяче километров от Москвы

06.04.2006. Рrognosis.ru

Александр Храмчихин

Начавшееся сближение Ашхабада с Пекином не может вызывать ни малейшего удивления. Наоборот, оно абсолютно естественно, поскольку имеет серьезную экономическую и политическую основу. Ниязов откровенно "кидает" Россию, обещая Китаю тот газ, который ранее был обещан "Газпрому", да еще и выступая при этом прямым экономическим конкурентом России. Здесь удивляться тем более нечему – Туркменбаши давно и заслуженно презирает Кремль, который три года назад продал ему туркменских русских за этот самый газ.

Для Китая выход на энергетические рынки Центральной Азии имеет огромное значение. Зависимость Китая от импорта нефти и газа гораздо выше, чем у США, причем ситуация с каждым годом усугубляется. Китай попадает в критическую зависимость от поставок из зоны Персидского залива, при этом в случае противостояния с США китайский флот не способен обеспечить эти коммуникации. ВМС США, практически не вступая в прямое столкновение с ВМС Китая, могут установить жесткую морскую блокаду Китая. В то же время, из стран Центральной Азии, а через них и из Ирана, который на сегодняшний день является основным поставщиком нефти в Китай, нефте- и газопроводы можно дотянуть до Китая по суше, вне зоны влияния США, что кардинально поменяет геополитическую ситуацию – будет обеспечена относительная безопасность энергопоставок в Китай.

Впрочем, теоретически американцы и на наземные трубопроводы могут воздействовать со своих авиабаз в Ираке и Афганистане. Кроме того, трубопроводы могут оказаться под ударами исламских радикалов, часть которых обижена на Китай за его политику в Синьцзяне (впрочем, истинные отношения Китая с ваххабитами – отдельная тема). Соответственно, для охраны трубы могут понадобиться китайские войска.

Для руководства Туркмении присутствие в стране китайских войск будет явлением весьма желательным, это же относится и к руководству Узбекистана, через который труба обязательно пройдет. Откровенно тоталитарный режим Ниязова и чуть более мягкий (если это слово в данном случае применимо) режим Каримова очень опасаются событий, подобных андижанским. Особенно, если поддержку восставшим окажет Вашингтон. При этом и в Ашхабаде, и в Ташкенте понимают, что Москва поддержит подавление восстания политически, но не окажет никакой реальной военной помощи. Для этого у России практически нет ресурсов, кроме того, общественное мнение страны будет заведомо отрицательно настроено против посылки российских солдат для защиты русофобского режима Туркменбаши и совсем не пророссийского Каримова.

А вот Пекин поможет с удовольствием, для него режимы Ниязова и Каримова вполне родственные по духу. При этом проблемы своих и чужих потерь для китайцев вообще не существует, опыт подавления народных выступлений уже есть - не только события на площади Тяньаньмэнь, но и борьба с сепаратизмом в Синьцзяне и Тибете, подавление регулярных выступлений крестьян, у которых перманентно отбирают землю. Соответственно, китайские войска, если таковые окажутся в Узбекистане и Туркмении, будут охранять не только трубу, но и режимы в Ташкенте и Ашхабаде. А отчасти и в Тегеране. Иран почувствует себя еще увереннее, если на его северных границах появятся части Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Ведь J-12 (китайское название Су-30) с базы Мары без дозаправки достанет до Ормузского пролива, а из Туркменбаши (бывш. Красноводск) – до любой точки Ирака (или до Волгограда).

Собственно, почва для появления китайской армии на берегах Каспия уже создана. Ниязов и Ху Цзиньтао подписали не только соглашение о строительстве газопровода из Туркмении в Китай, но и соглашение о борьбе против терроризма, экстремизма и сепаратизма. Что понимают стороны под данными терминами – можно только догадываться (и догадаться очень легко).

Труба из Туркмении в Китай вряд ли сможет обойти территорию Казахстана (теоретически можно провести его через Киргизию и/или Таджикистан, но рельеф там очень уж неудобный). Собственно, Казахстан уже вовлечен в китайские энергетические проекты. В Пекине могут решить, что и труба на казахстанской территории нуждается в защите. Да и сама по себе переброска войск в Туркмению и Узбекистан подразумевает их транзит через территорию Казахстана (переброска по воздуху крупных соединений сухопутных войск с тяжелой техникой для Китая сегодня недоступна).

Впрочем, если части НОАК появятся в странах Центральной Азии, Казахстан, по сути, окажется в окружении и не сможет сопротивляться силовому давлению со стороны Китая. Казахская армия по своему боевому потенциалу совершенно несопоставима с китайской. Поэтому, если Пекин попросит Астану допустить свои войска для защиты казахского участка трубы, вряд ли Астана найдет в себе силы отказать. Надежды на помощь США в этих условиях представляются откровенно иллюзорными, учитывая чисто географический фактор. В итоге Россия получит китайские войска на своих границах не только на Амуре и Уссури, но еще и от Астрахани до Барнаула. Китайцы будут иметь возможность одновременного воздействия на весь Транссиб. Более того, они выходят сразу к районам Поволжья и Урала с их развитой автомибильной и железнодорожной сетью. Да и рельеф местности здесь гораздо удобнее для наступления, чем в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Никаких гор, сплошная степь, можно идти и ехать в любом направлении. От Петропавловска (областной центр на севере Казахстана) до Сургута (одного из основных центров российской нефтедобычи) – всего 800 км. От Уральска до Москвы – чуть больше 1.000 км. J-12 из этого самого Уральска достанет не то что до Москвы, но до Вологды и Сыктывкара.

Разумеется, Ланьчжоуский военный округ НОАК (10 дивизий и 5 бригад сухопутных войск, в т.ч. 2 бронетанковые дивизии, 3 авиадивизии) в Центральную Азию сразу не переедет. Для начала китайцам хватит небольших контингентов. Главное – "зацепиться за плацдарм". Потом на эти небольшие контингенты довольно быстро можно нарастить почти любое количество войск, единственной реальной проблемой будет время, потребное на их переброску. Так ведь действует и китайская миграция – достаточно появления где-либо небольшой китайской общины, после чего она может принимать соотечественников в любом количестве.

Профессиональные российские патриоты любят устраивать истерику "Россию окружают!" по поводу какого-нибудь мелкого американского аэродрома в Румынии. Интересно, появление китайских войск в Центральной Азии вызовет хоть подобие такой тревоги или будет истолковано как "расширение сотрудничества в рамках ШОС"? При том, что если НОАК окажется в Казахстане, описанный год назад "Сценарий-2015" покажется розовым оптимизмом. Строго говоря, с военной точки зрения сопротивление в такой ситуации для России становится просто невозможным.

Впрочем, у подобного развития событий теоретически могла бы быть положительная сторона – быстрое сближение Казахстана с Россией. Объективно именно эта страна СНГ является для нас самой важной, гораздо важнее Белоруссии и Украины. Однако это возможно только при адекватных действиях как казахстанского, так и российского руководства.




«Туркменское безумие» Европарламента

11.04.2006. Время новостей

И это тот партнер, с которым ЕС намерен тесно сотрудничать?

В мире широко распространено мнение, что пожизненный президент Туркменистана Сапармурат Ниязов, присвоивший себе титул Туркменбаши, отца всех туркмен, является деспотичным правителем, разрушающим свою страну и обрекающим на нищету ее население. ООН и ОБСЕ регулярно критиковали вопиющую ситуацию в области прав человека в Туркменистане, а Европейский банк реконструкции и развития приостановил сотрудничество с государственным сектором этой страны по причине такой обеспокоенности. Все согласны с тем, что Туркменистан является одним из наиболее репрессивных режимов мира.

Поэтому сильным шоком стало известие о том, что Евросоюз готов протянуть руку правительству - парии. 20 марта Комитеты Европарламента по иностранным делам и международной торговле одобрили предложение о Временном соглашении по вопросам торгово-экономического сотрудничества с Туркменистаном. Данный вопрос скоро будет поставлен на голосование всего парламента.

Это представляется радикальной переменой политики ЕС, проводившейся в течение последних семи лет. В 2003 году Европарламент даже принял резолюцию, в которой было высказано сожаление по поводу того, что Туркменистан "стал одной из худших тоталитарных систем в мире", и справедливо отказался заключать временное соглашение с туркменским режимом из-за нарушения им прав человека.

Возможно, в комитетах Европарламента полагали, что такое изменение «туркменской» политики заметят немногие. В конце концов редкие статьи, которые посвящены Туркменистану в мировых СМИ, обычно сосредоточены на таких экстравагантных решениях Ниязова, как присвоение месяцам календаря своего имени и имени его матери (2002 год), запрет золотых зубов (2004 год), запрет музыкальных записей (2005 год) или его обещание попасть прямо на небеса всем тем, кто три раза прочитает вслух «Рухнама» -- его книгу о создании нации и духовности (2006 год).

Все это кажется почти смешным, но, конечно, нисколько не забавляет тех, кто живет в Туркменистане.

Правительство Ниязова не приемлет никаких проявлений инакомыслия, свобода СМИ и политические свободы подавляются, оно отправило в ссылку или заключило в тюрьму представителей политической оппозиции, правозащитников, независимых журналистов и последователей некоторых религий, особенно представителей конфессий иных, нежели суннитский ислам и Русская православная церковь. Некоторые диссиденты были насильственно помещены в психиатрические больницы. В местах заключения и в милиции все шире применяются пытки, включая избиения и использование психотропных препаратов.

Стремясь уменьшить иностранное влияние, в 2004 году туркменские власти приняли новый закон, согласно которому все дипломы о высшем образовании, полученные за пределами страны после 1993 года, лишались законной силы, а все обладатели таких дипломов увольнялись с государственных должностей. В феврале 2005 года Ниязов приказал закрыть сельские библиотеки под тем предлогом, что они никому не нужны, так как в селах никто не читает.

И это тот партнер, с которым ЕС намерен тесно сотрудничать?

Европарламент заявляет, что поиск связей с режимом Ниязова необходим, чтобы попробовать улучшить отношение к правам человека в его стране. Не лицемерие ли это?

Как может парламент гордо заявлять, что для обеспечения своего влияния он включит в соглашение пункт о соблюдении прав человека, которым можно будет воспользоваться для приостановки соглашения в случае нарушений этих прав? Но очевидно -- уже только включение такого пункта отрицает саму возможность подписания соглашения. Какое еще нарушение прав человека необходимо, чтобы отказаться от сотрудничества с режимом Ниязова перед лицом таких вопиющих преступлений, как лишение жизни, пытки и похищения? Неужели нужно убить еще одну сотню людей, как в соседнем Узбекистане?

Но наиболее смешным оправданием является обеспокоенность Европарламента не допустить изоляции Туркменистана -- идея, видимо, поддержанная некоторыми представителями Европейской комиссии и совета. За последние годы Ниязов создал одно из наиболее закрытых государств в мире, и Временное соглашение ЕС не в состоянии изменить эту ситуацию, поскольку неспособно сделать туркменское правительство более демократическим и заставить его уважать основные права человека. И любая торговля с Туркменистаном только наполнила бы карманы того человека, который обрекает свое население на все возрастающую нищету.

Сама идея установления отношений с этим правительством является столь же абсурдной, сколь и заявление Ниязова о том, что он пророк. Но, к счастью, у Европарламента еще имеется время для того, чтобы остановить это безумие. Когда на пленарной сессии будет поставлен на голосование вопрос о Временном торговом соглашении, Европарламент должен полностью его отклонить. Иначе это станет настоящей насмешкой над заявлением Евросоюза о приверженности защите демократии и прав человека во всем мире и серьезно подорвало бы доверие к Евросоюзу в международных делах.




Прокурорская пенсия

12.04.2006. Немецкая волна

В. Волков, О.Сарыев

В Туркмении указом президента страны Сапармурата Ниязова в отставку отправлена Генеральный прокурор

В Туркмении указом президента страны Сапармурата Ниязова в отставку отправлена Генеральный прокурор Курбанбиби Атаджанова. Таким образом, завершилась карьера чиновницы, ставшей известной всему миру после того, как ее устами в 2002 году были оглашены обвинения лицам, прошедшим по так называемому делу о покушении на Туркменбаши – эти обвинения стали с того времени символом несправедливости, творимой туркменскими властями.

Официальная причина отставки Курбанбиби Атаджановой – это выход на пенсию. Как сказал в этой связи на заседании кабинета министров Сапармурад Ниязов:

СН: Курбанбиби Атаджанова работала в органах прокуратуры с 1964-года, свою деятельность в прокуратуре она начала в Теджене, с 1991-года работает Генеральным прокурором Туркмении. Она работала долгие годы, но сейчас подала заявление об уходе по состоянию здоровья. Я согласен, я подписываю. Если со мной согласится меджлис, то отставка вступит в силу. Сейчас возбуждено уголовное дело в отношении ряда должностных лиц в прокуратуре и в силовых структурах, мы будем их расследовать, а ты можешь и после пенсии с нами сотрудничать. Как – это мы еще посмотрим.

Сама Атаджанова, обратившись к Туркменбаши, произнесла такие слова:

КА: Мой великий вождь, я работала в органах прокуратуры честно и преданно своему делу 43 года. Я старалась быть преданной тебе, и до самой смерти сохраню благодарность и преданность тебе. Спасибо, что ты удовлетворил моё пожелание. Я была счастлива, когда работала под твоим мудрым руководством, мой вождь.

Однако неофициальные источники из Туркмении сообщают, что уход на пенсию Атаджановой - это лишь предлог. Истинная же причина состоит в том, что уже бывшим Генеральным прокурором был недоволен сам Туркменбаши.

Свое мнение по этому поводу высказывает российский эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов:

АД: Отставка Г.Атаджановой, по моему, знаковое событие в современной истории туркменского режима. Дело в том, что госпожа Атаджанова, последний человек из кадровой обоймы 90-х годов прошлого века в ближайшем окружении Тукменбаши, которому удалось сохранить пост и свои позиции до нынешнего времени, несмотря на то, что гораздо более влиятельные и, казалось бы, сильные коллеги по туркменскому руководству либо сгинули безвестно в тюрьмах, осужденные на десятки лет, либо использовали возможность уехать в спасительную эмиграцию. Такая устойчивость «Биби», (как называли за глаза Атаджанову в Ашхабаде), объясняется просто. Она, пользуясь своими возможностями главного блюстителя закона, фактически сумела представить всех своих коллег как изменников, как предателей, как чиновников, которым «злато» и любовь к женщинам дороже, чем вера в Туркменбаши и его «Рухнаму».

Но, если знать историю «Биби» последних лет, ясно, что это должно было когда-нибудь произойти. Года два назад она бесследно исчезла с экранов туркменских телевизоров, где она ранее занимала ближайшие места рядом с Туркменбаши. Тогда это связывалось со скандалом, возникшим вокруг ее имени, поскольку один из ближайших ее родственников был арестован сотрудниками КНБ и обвинен в пособничестве наркотрафику. Более того, как один из организаторов этого наркотрафика. Потом была громкая история, связанная с уличением другой ее родственницы в том, что она, составляя списки подлежащих амнистии, брала взятки.

Все это, естественно, связывалось с персоной Атаджановой. Когда она исчезла с политической сцены Туркмении, все были убеждены, что она находится под домашним арестом, но в какой-то момент она снова возникла рядом с Ниязовым. Уверяют, что это было результатом того, что Ниязов ей вновь поверил, поскольку ей удалось убедить его в своей верности, иммитировав, или действительно совершив попытку самоубийства. Но и это прошло, и, я уверен, вслед за отставкой возникнут новые уголовные дела, в том числе, и по обвинениям в ее адрес, а, может быть, и дальнейшие отставки высокопоставленных чиновников. По моим сведениям, возможна отставка министра иностранных дел Рашида Мередова.

В свою очередь, источник в администрации президента Туркмении сообщил нашему корреспонденту Оразу Сарыеву, что решающую роль в отставке Атаджановой сыграл скандал, разгоревшийся между Генеральным прокурором и хякимом Ашхабада по жилищному вопросу. Речь, согласно словам источника, шла о попытке Атаджановой оспорить планы городского руководства по строительству новых домов на улице Ататюрка в Ашхабаде.

Этот спор между двумя руководителями, а также прилюдные утверждений Атаджановой, что ее влияние на главу государства позволит ей решить вопрос в свою пользу, вызвали гнев Туркменбаши. Некоторое время Генеральный прокурор формально сохраняла свой пост, однако, утверждает источник, в последние месяцы она была отстранена от реальных дел. По словам источника в администрации президента Туркмении, Туркменбаши не намерен ограниваться одной лишь отставкой Атаджановой.

Новым Генеральным прокурором стал 43-летний Муххаметгулы Огшуков. Как сообщил корреспонденту «НВ» Оразу Сарыеву источник в генеральной прокуратуре Туркмении, Огшуков принимал самое активное участие в ведении дела о так называемом покушении на президента Ниязова в 2002.




Туркменбаши положил газ на Китай

12.04.2006. Коммерсант

Наталия Гриб, Александр Сидоренко (Алма-Ата)

Реализация контрактов "Газпрома" под угрозой

Президент Туркмении Сапармурат Ниязов объявил о планах продавать Китаю 30 млрд кубометров газа ежегодно начиная с 2009 года. Еще 14 млрд кубометров он уже продал Ирану на 2007 год. Если Ашхабад выполнит эти обязательства, то ему не хватит ресурса для ежегодных поставок "Газпрому" до 80 млрд кубометров газа с 2009 года и у последнего могут возникнуть сложности как с исполнением экспортных контрактов в Европе, так и с прибылью в Китае из-за демпинговых цен Туркмении.

Президент Туркмении вчера подробно рассказал о подписанном в Пекине "Генеральном соглашении между правительствами Туркмении и КНР о реализации проекта газопровода и продаже природного газа из Туркмении в КНР". По его словам, Китай ежегодно в течение 30 лет гарантировал закупки 30 млрд кубометров туркменского газа на границе Туркмении с Узбекистаном. Протяженность газопровода от Амударьинских газовых месторождений в Туркмении до Шанхая составит 4 тыс. км, а маршрут трубопровода захватит территорию Казахстана и Узбекистана, провести переговоры с которыми об условиях транспортировки взялся сам Китай.

Туркмения добывает 60 млрд кубометров газа в год, из которых 14 млрд бесплатно отпускает населению, остальное экспортирует в Россию, на Украину и в Иран. В ближайшие годы планируется нарастить добычу вдвое, однако в первом квартале 2006 года рост добычи составил 1%, а падение экспорта – 2%.

Николай Кузьмин, директор центра политических исследований "Перспектива" (Алма-Ата), пояснил Ъ, что из Узбекистана в Казахстан в советские времена был проложен газопровод Ташкент–Джамбул–Бишкек–Алма-Ата, который сегодня не используется. По его словам, проложить газопровод протяженностью 200-250 км от Бишкека или от Алма-Аты до границы с Китаем можно за год. По данным представительства US Commercial Service, к 2010 году Китаю будет необходимо 120 млрд кубометров, а к 2020 году – 220 млрд кубометров газа. При этом Россия и Туркмения в сумме рассчитывают на поставку 90-110 млрд кубометров газа в Китай.

Отметим, что переговоры с Китаем недавно были использованы самим "Газпромом" в целях нажима на европейских потребителей для повышения цен и покупки ими дополнительных объемов газа. Однако после того как "Газпром" подписал меморандум в Пекине, предусматривающий поставки в Китай 60-80 млрд кубометров газа начиная с 2011 года по цене, привязанной к цене мировой корзины нефтепродуктов, Туркмения предложила китайцам начать поставки на два года раньше и, видимо, по демпинговым ценам. Накануне своего визита в Пекин Туркменбаши готов был продавать газ по $80 за тысячу кубометров при получении льготного (под 3% годовых) кредита на освоение месторождений на правом берегу Амударьи.

Как отмечает аналитик ИК "Тройка Диалог" Валерий Нестеров, идет сложная игра, в результате которой Туркмения может отказаться от гарантий продажи "Газпрому" уже законтрактованных на 2009 год 70-80 млрд кубометров газа, предназначенного для реализации на Украине и в странах Западной Европы.

"Это создаст головную боль для российской монополии, поскольку на фоне небывалой активности "Газпрома" по заключению новых экспортных контрактов независимые производители газа РФ не готовы восполнить такой пробел в кратчайшие сроки, и все это происходит на фоне роста потребления внутреннего рынка на 3 млрд кубометров в год",– отмечает Валерий Нестеров. При этом сам "Газпром" добывает 80% своего газа на четырех месторождениях с исчерпанными на 60-80% запасами. Доказанных запасов Сахалина для поставок в Китай недостаточно, начало освоения Ямала отложено как минимум на десять лет, Ковыкты – на восемь лет. В результате не совсем понятно, как "Газпром" будет выполнять свои обязательства.

Вчера в пресс-службе "Газпрома" на вопросы, из каких ресурсов монополия будет поставлять газ на экспорт в случае невыполнения своих обязательств Туркменией, ответили: "В связи с подписанным в 2003 году долгосрочным контрактом с Туркменией у нас нет необходимости предпринимать какие-либо действия. Туркмения должна выполнить перед нами свои обязательства. "Газпром" всегда добросовестно выполнял и будет выполнять свои обязательства".

Отметим, что до сих пор "Газпром" покупал у Туркмении всего 5-7 млрд кубометров газа в год. Первые серьезные поставки начались в этом году и сопровождались газовым шантажом Украины.

Очевидно, что газовые баталии между Россией и Украиной подвигли Туркмению поискать более сговорчивых и надежных покупателей на свой газ. Переориентацию Туркмении на альтернативных потребителей иллюстрирует и то, что вчера в Ашхабаде было подписано соглашение, по которому Туркмения в 2007 году обязалась продать 14 млрд кубометров газа Ирану по $65 за тысячу кубометров.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ