Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №145(01.05.2006)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Белорусская оппозиция: поиск новой стратегии

Владислав Лосев, Александр Фадеев

На заседании т.н. политического собрания демократических сил Белоруссии 24 апреля в Минске была утверждена стратегия действий оппозиции на ближайшие полтора года и объявлено о развертывании движения "За свабоду". Руководитель партии БНФ  Винцук Вячорка считает, что основной целью оппозиции является борьба за проведение свободных и справедливых выборов главы государства. Кроме того, по прогнозам оппозиционных функционеров, в начале следующего года в республике начнется экономический кризис в связи с повышением цен на импортируемый российский газ. А это даст оппозиции шанс не только выступить со своей антикризисной программой, но и инициировать «массовые уличные акции, забастовки, и другие формы мирного протеста».

Все это лишний раз свидетельствует о том, что после поражения на президентских выборах белорусская оппозиция лихорадочно начала искать пути сохранения своих партийных структур. При этом старый подход, выражавшийся в надежде быстро опротестовать итоги выборов президента республики, добиться с помощью западного сообщества и манифестаций сторонников оппозиции признания нелегитимным статуса Александра Лукашенко и назначения перевыборов главы государства к лету текущего года, перестает рассматриваться как приоритетный и реально осуществимый. Теперь лидеры оппозиции заявляют о том, что будут добиваться отстранения от власти президента Лукашенко через два года или, если позволят обстоятельства, то и быстрее.

В этом контексте главной задачей для оппозиции, как представляется, является стремление убедить руководство Евросоюза, другие евроинституты, а также Вашингтон в том, что оппозиционные группы сохранили свой протестный потенциал и продолжат решительно бороться с администрацией Александра Лукашенко. Следует убедить Запад в том, что ядром сопротивления в Белоруссии могут выступать исключительно оппозиционные партии, участвовавшие в проекте «Милинкевич». Остальные оппозиционные группы должны с помощью Запада признать ведущую роль этой ядерной организации и следовать в ее фарватере.

С другой стороны оппозиционеры делают все, чтобы показать неумолимое падение в белорусском обществе авторитета и влияния президента Лукашенко. В противном случае Западный альянс, убедившись в слабости и недееспособности оппозиционных партий, отсутствии их влияния на массы, может сократить или вовсе прекратить их финансовую поддержку. А это неизбежно приведет к исчезновению организованной оппозиции, претендующей на монопольную роль по продвижению западной демократии в Белоруссии.

По убеждению Александра Милинкевича, власть боится только улицы, в силу этого цель оппозиции - предпринимать максимум усилий с тем, чтобы на улицу выходило все больше людей. Однако часть влиятельных функционеров оппозиции склоняется сегодня к идее планомерной «осады режима», которая должна временно сменить тактику концентрированных протестных акций на улицах столицы и других белорусских городов.

Идеологи оппозиции в настоящее время стремятся найти новые  формы участия в «оппозиционном политическом процессе», в том числе и в виде «пассивной поддержки» со стороны широких слоев белорусского общества. С целью вовлечения в прозападную оппозиционную деятельность протестных масс населения, не отождествляющих себя  с нынешней оппозицией, начало организовываться так называемое Движение белорусской солидарности «Разам» («Вместе»), которое является калькой с печально известных сербского «Отпора», грузинской «Кмары». Данное нелегальное объединение было создано 31 марта текущего года на закрытой встрече в одном из ночных клубов Минска. Руководителем оперативного штаба стал один из лидеров партии БНФ Вячеслав Сивчик.

Именно за счет формирования   широкого слоя антипрезидентски настроенного «пассива»  оппозиция намерена расширять ряды своих активных сторонников. Но для того, чтобы оппозиционный «пассив» стал «активом»  необходимо не только сохранение, но и нарастание протестных настроений в обществе. А это возможно только в случае ухудшения социально-экономического положения  в республике.

По этой причине оппозиционные лидеры выступают за полномасштабные санкции со стороны ЕС и со скрытым злорадством  встретили перспективу повышения цен на импортируемый в РБ газ со стороны «Газпрома». Как заметил один из ведущих оппозиционных аналитиков Александр Класковский, прессинг «Газпрома» становится элементом давления на власть, слабость которой особенно очевидна, поскольку рост цен на газ неминуемо вызовет снижение  благосостояния народа, что может вызвать социальный взрыв.

Критическим выглядит факт отсутствия у оппозиции опоры в широких кругах белорусского общества. Это прекрасно понимают лидеры оппозиционных партий, которые предложили новую тактику поведения своих активистов, состоящую в переходе к рутинной работе по постоянному просвещению белорусского населения. Черты этой новой тактики озвучил Александр Милинкевич, который заявил о том, что «десятки тысяч волонтеров свободы» устремятся в народ, каждый день неся белорусам слово правды о демократии и правах человека. Такое направление деятельности получило условное наименование «свободное слово».

В рамках программы «свободное слово» планируется развернуть за пределами белорусской территории теле- и радиостанции с персоналом из белорусских оппозиционеров, которые будут в постоянном режиме осуществлять вещание на население республики. Большое значение придается расширению интернет-ресурсов белорусской оппозиции, а также изданию и распространению в Белоруссии региональных, локальных газет, информационных бюллетеней, данных «независимых» социологических опросов и пропагандистских листовок.

Другая программа оппозиции – «свободное образование» предполагает создание сети народных университетов свободы непосредственно на территории Белоруссии и организацию параллельного обучения и стажировки групп белорусской молодежи в университетских центрах Западной Европы, прежде всего Польши, и других организациях за границей.

Одним из перспективных, с точки зрения лидеров оппозиции, направлений ее деятельности является работа с «независимо мыслящим» сетевым сообществом. Одной из форм антипрезидентского протеста новой «сетевой оппозиции» являются кратковременные публичные действия, когда группа людей (как правило, молодежи) в заранее определенном месте проводит скоротечную протестную акцию и быстро расходится. При этом переговоры о месте и времени проведения мероприятия ведутся посредством Интернета.  В Минске прошло несколько таких «молниеносных» акций. Большинство участников были студентами и ранее в оппозиционных акциях не принимали участия.

С принятием известно антибелорусской резолюции Европарламентом лидеры оппозиции  связывают дальнейшее расширение поддержки своей деятельности со стороны Евросоюза. Поддержка будет осуществляться в двух вариантах – краткосрочном и долгосрочном.

Краткосрочный включает  в себя «поддержку репрессированных по политическим мотивам»: предоставление студентам возможности получения образования в вузах стран ЕС, преимущественно, Польши и Чехии. С этой целью в Польше, правительством этой  страны совместно с Варшавским, Краковским, Познаньским и некоторыми другими университетами создан специальный Фонд им К. Калиновского, который будет оплачивать обучение и проживание в польских вузах молодых противников Лукашенко с последующей помощью в трудоустройстве. Всего польские университеты на таких условиях готовы принять порядка трехсот студентов из Белоруссии. Помимо этого польское правительство намерено разработать программу стажировок в Польше «молодых белорусских интеллектуалов».

Польша вообще отличается особой активностью в поддержке оппозиции и, в целом, антироссийских сил в Белоруссии. Президент Польши Лех Качинский заявил, что Варшава оценивает президентские выборы в Белоруссии чрезвычайно отрицательно и будет поддерживать демократию в этой республике «насколько сможет». Польское руководство, по словам Качинского, остается одним из самых заинтересованных в мире по белорусскому вопросу. РП придерживается наиболее жесткой линии в плане применения санкций Евросоюза к белорусским властям. Так, польский премьер-министр  К. Мартинкевич настаивает на том, чтобы «сотням, а может и тысячам белорусских ответственных лиц должен быть запрещен въезд в ЕС».

Чехия в настоящий момент пытается стать главным актором содействия евроинтеграции и еврососедства на восточном направлении для тех стран и политических структур, которые продемонстрировали свою ориентацию на структуры ЕС и Североатлантический альянс. Именно Град первым предложил конкретную программу по оказанию практической помощи в контексте реализации плана действий «Украина – Евросоюз». Чехия первой пошла на либерализацию визового режима с Украиной. Чехия является единственной страной Евросоюза, в которой политический переворот на Украине обозначается буквально так - «Оранжевая Революция».

Чехия учитывает, что в 2007 году после вступления в Евросоюз Румынии Молдова станет непосредственным соседом ЕС. Прага после недружественных и оскорбительных демаршей Кишинева в адрес Москвы не только подняла статус дипломатических отношений с Молдовой, увеличив при этом ввоз товаров в эту самую бедную страну Европы в 2004 – 2005 гг. на 1000% (!), но и предложила ЕС свои услуги в решении проблемы «Приднестровской области».

Поэтому неудивительно, что правительство Чехии приняло решение о финансовой поддержке белорусской оппозиции, выделив на эти цели из государственного бюджета 815 тысяч долларов США. Указанные средства планируется направить на предоставление стипендий участвовавшим в акциях протеста белорусским студентам,     распространение на территории Белоруссии информационных материалов, направленных на пропаганду вступления РБ в ЕС, поддержку белорусских оппозиционных и чешских неправительственных организаций, работающих на белорусском направлении и «оздоровительные» поездки белорусских оппозиционеров, «пострадавших» во время антипрезидентских демонстраций.

В частности, чешское правительство планирует  финансировать  ряд проектов чешских неправительственных организаций (НПО), которые направлены на поддержку белорусской оппозиции. Среди них программы «Европейская альтернатива для Республики Беларусь» (НПО «Ассоциация по международным вопросам»), «Развитие демократического самоуправления в Республике Беларусь» (НПО «Союз городов и деревень Чехии»), «Обучение студентов из Ирака, Республики Беларусь и Украины» (университет г. Градец-Кралове), программа «Дороги к народному возрождению» (Карлов университет), а также                проект «Помощь политически преследуемым и дискуссия о чешском влиянии па преобразования в Республике Беларусь» (НПО «Человек в нужде»).

Сенатом Чехии  по инициативе его председателя г-на Соботки (который очевидно мечтает присутствовать на инаугурации Милинкевича в Минске, подобной церемонии вступления в должность украинского президента Ющенко, на которой Соботка представлял Чехию) была создана специальная парламентская комиссия по поддержке оппозиционных политиков в Белоруссии. Основными задачами данной комиссии являются слежение за развитием внутриполитической обстановки в республике и поддержка оппозиционных политиков через чешские неправительственные организации.

Долгосрочная поддержка со стороны ЕС предполагает  выделение средств на общественную и политическую деятельность «объединенной оппозиции» и развитие оппозиционных СМИ. При этом особое внимание будет уделяться развитию Интернет-ресурсов вследствие быстрого развития в Белоруссии «сетевого пространства» и высоких темпов роста количества сетевых пользователей.

Помимо традиционных способов поддержки оппозиции, появился еще один канал лоббирования ее интересов в Европейском союзе. В начале апреля Объединенная гражданская партия и партия Белорусский народный фронт (обе входят в «объединенную оппозицию») получили статус наблюдателей в Европейской народной партии, крупнейшей в Европарламенте. По словам одного из ведущих идеологов оппозиции Ярослава Романчука, «членство в ЕНП создает дополнительные возможности привлечения внимания к Белоруссии». По его мнению, возможности продвижения интересов оппозиции в ЕС значительно возрастут. Открывающийся канал влияния оппозиция намерена использовать для более активного продвижения программ, направленных на отстранения от власти президента Александра Лукашенко, вступление Белоруссии в Евросоюз. Фактически став ассоциированными членами Европейской народной партии БНФ и ОГП, по сути, стали легальной «пятой колонной» ЕС в Белоруссии.

Получив поддержку со стороны США (по словам зам. госсекретаря США по делам Европы и Евразии  Дэниэла Фрида в  текущем году на «демократизацию» РБ администрация США выделяет 12 млн. долларов) и Евросоюза оппозиция намерена сосредоточить основные усилия на работе с населением, делая ставку на расширение стихийных протестных настроений с переводом последних в массовые уличные выступления весной 2007 года.

В отличие от президентских выборов 2001 года результаты прошедших президентских выборов не произвели на оппозицию того деморализующего эффекта, на который, по всей видимости, рассчитывала нынешняя белорусская власть. Это обусловлено, очевидно, не только постоянно действующей политической и финансовой поддержкой со стороны США и Евросоюза, но и тем, что оппозиции известна, возросшая в последнее время степень поддержки со стороны населения, в первую очередь, со стороны студенческой и другой учащейся молодежи.

Постоянная и целенаправленная поддержка Запада привела к возникновению на базе оппозиционных организаций различного толка  значительного количества (от нескольких сот до нескольких тысяч) профессиональных функционеров оппозиции,  которые действуют  практически во всех регионах республики. Фактически можно говорить о создании в республике  формально многоликой, но достаточно сплоченной прозападной оппозиционной организации, лидером которой считается Александр Милинкевич.

Большую организующую роль в этой структуре играет руководитель штаба Милинкевича, 1-й секретарь Партии коммунистов Белорусской  (ПКБ), опытный аппаратный работник (ранее он был председателем одного из райисполкомов  Минска) Сергей Калякин. Следует специально подчеркнуть в этой связи, что после завершения президентской избирательной кампании предвыборные штабы Милинкевича и Козулина не прекратили свою деятельность и превратились в постоянно действующие руководящие органы оппозиции, как в Минске, так и в регионах Белоруссии.

В настоящее время  идеологи и лидеры оппозиции стараются маскировать свою антироссийскую направленность, используют существующую в некоторых слоях белорусского общества психологическую усталость от длительного нахождения Александра Лукашенко на посту главы государства (12 лет!). Поэтому выдвигаются в качестве основных лозунги «Надоел!», «Он должен уйти!» и им подобные.

В Белоруссии отсутствуют какие-либо признаки неустойчивости власти. Электоральная база оппозиции по сравнению с предыдущими президентскими выборами-2001 действительно расширилась, но не настолько, чтобы спровоцировать возникновение революционной ситуации. Оппозиционные партии и группы вынуждены существовать и действовать вне институциональной структуры власти, являясь внесистемными, внепарламентскими периферийными политическими образованиями. Оппозиционные функционеры, помимо прочего, лишены возможности включиться в сложившуюся в Белоруссии селективную схему делегирования или рекрутирования во власть.

В то же время маргинальная, по сути, оппозиция заметно усилила мобилизационные возможности своих сторонников и смогла возродить проведение массовых уличных манифестаций, хотя и явно недостаточных для осуществления «цветного» переворота. Поэтому, надо полагать, что главной заботой оппозиционных лидеров в ближайшее время будет стремление придания подлинной массовости антипрезидентскому движению.

Белорусская оппозиция научилась использовать промахи и ошибки правящего класса республики, число которых множится в силу слабой профессиональной компетенции правительственных чиновников и крайне низкого экспертного обеспечения государственных решений. Кроме того, выявились и слабые стороны идейных концепций и практики белорусской «горки»: излишняя и нарочитая идеализация политики президента Лукашенко, ведущая к культу личности, ожесточенная нетерпимость ко всему, что противоречит государственной иерархии и курсу правительствующего лагеря, борьба с любыми видами общественного контроля за деятельностью госаппарата, ограничение привилегий кругом статусных чиновников и т.п. Особо выделим здесь сосредоточение собственности и ресурсов республики в руках президентской администрации, что можно классифицировать как определенную форму латентной приватизации.

Отдельные белорусские эксперты считают, что социальная база для перемен в Белоруссии уже сложилась, однако готовность белорусского общества к переменам не следует ни недооценивать (что делает власть), ни переоценивать (что делает оппозиция). Очевидно то, что официальные результаты социально-экономического роста, включая повышение материального уровня, благосостояния населения, изрядно завышены. Существенного улучшения своей жизни большие слои белорусского общества не ощущают, а отсюда и тяга к потенциальным трансформациям, реформам, надежда на Запад. Это состояние определенных социальных групп эффективно используют внешние манипуляторы в целях разрушения легитимного порядка в Белоруссии.

Пресловутая инертность, пассивность белорусского общества, искусственное во многом исключение значительных слоев граждан из политических, социальных и экономических процессов пока были на руку президентской администрации. Однако это специфическое состояние белорусского социума может с успехом использовать и оппозиция, а поскольку твердых государственных убеждений, мышления и принципов у общества республики просто нет, то белорусское население легко может стать объектом политических спекуляций, если они основаны на лозунгах быстрого улучшения жизни. Ведь лояльное отношение большинства белорусов к режиму президента Лукашенко связано было исключительно с уровнем относительного социального преуспевания, стабильности и гарантиями защиты личности со стороны государства. Но оппозиция это прекрасно понимает и с помощью мощной информационной машины «коллективного Запада» постарается показать (а это не сложно), что эти социальные параметры резко отстали от соседей Белоруссии, выбравших другие (западные) ориентиры развития.

Заманчивые картины повышения личного благосостояния, создания условий для социальной самореализации в случае прихода оппозиции к власти уже присутствовали в предвыборных программах и выступлениях кандидатов от оппозиции. Сейчас упор делается и на аргументы в пользу того, что  на территории республики парадигмы развития нет, а присутствует комплекс кризисных явлений. Режим Александра Лукашенко смог только построить неполноценное диктаторское государство с отсталой экономикой и господством чиновников. Естественно, что белорусам, привыкшим к одномерному восприятию действительности, попытаются навязать вывод об аномальности и ущербности такого государства, требующего демонтажа.

Независимые социологические исследования проф. О. Манаева показывают, что на вопрос «Если бы пришлось выбирать между объединением с Россией и вступлением в ЕС» 56,1% выбрали бы единство с Россией, а 31,9% – вступление в ЕС. Число последних, скорее всего, будет неуклонно расти, ведь в Белоруссии «проевропейской» пропагандой занимаются не столько оппозиционные, сколько ведущие государственные СМИ. В первую очередь, это белорусские  телеканалы и «главная газета страны», орган администрации президента РБ «Беларусь сегодня».  Официозные средства массовой информации бесконечно твердят о  «Беларуси как центре Европы», «об исконной европейскости белорусов» и т.д. У значительной части белорусских граждан в сознании уже прочно укоренился идеологический штамп о своей принадлежности к центрально-европейской цивилизации, и поэтому вполне объяснимым может оказаться их последующее желание увидеть Белоруссию в составе Евросоюза.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ