Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №145(01.05.2006)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


В тисках здравого смысла

17.04.2006. БелГазета

Сергей Жбанов

На минувшей неделе процесс оценки экономических последствий повышения цен на российский газ шел полным ходом. И уже есть первые результаты. Первый замглавы Нацбанка Юрий Алымов рассказал депутатам ПП НС о том, что резкое увеличение входной цены на газ с 2007г. может дестабилизировать курс белорусского рубля.

Вариантов развития событий много. По словам Юрия Алымова, в Минфине разрабатываются три-четыре сценария. В Нацбанке тоже просчитывается не один. Но обилие расчетов не приводит к многообразию выводов: «Для нас резкое повышение цен на газ это однозначно плохо».

Если не ослабить налоговый пресс, пояснил Алымов, увеличение входной цены уже до $95 за 1 тыс. куб. м ведет к потере доходности предприятий. За этим неизбежно последует снижение объемов валютной выручки, сокращение золотовалютных резервов и, как результат, проблемы с курсом национальной валюты.

Из этого заявления уважаемого банкира можно сделать по меньшей мере два вывода. Первый состоит в том, что Россия, сохраняя на протяжении многих лет льготные цены на газ, позволяла белорусскому правительству не снижать, а ежегодно наращивать налоговую нагрузку. Вот он, источник финансового обеспечения социальных гарантий, которыми так гордится белорусский президент. И ужимать их никак нельзя, поскольку будет утрачена одна из важнейших особенностей белорусской экономической модели.

Видимо, этот же социальный нюанс национальной бюджетной политики имел в виду министр финансов Николай Корбут, рассказывая в минувшую среду журналистам о «тенденции проедания дополнительных поступлений». Он не поддерживает резкого изменения принципов налогообложения, поскольку «теоретические расчеты не всегда подтверждаются практикой».

В общем, старая дискуссия между Минфином и Нацбанком об оптимизации уровня налогообложения продолжается и имеет веские основания для того, чтобы усилиться в самое ближайшее время. Впрочем, все это аппаратная проза по сравнению с тем, к каким реальным последствиям может привести повышение газовых цен в сочетании с нежеланием снижать налоговую нагрузку.

Больше всего Алымова взволновала перспектива сокращения золотовалютных резервов Родины, поддерживающих стабильность белорусского рубля. В описанном случае от инфляции пострадает все население страны. Но это не самое существенное - гражданам Беларуси не придется долго адаптироваться к тому, от чего только недавно отвыкли. Как перенесут эти тяготы и лишения президент и глава Нацбанка Петр Прокопович - вот главное. Для них величина золотовалютных резервов - вопрос принципиальный.

Об этом Александр Лукашенко заявил прямо, посетив недавно Центральное хранилище Нацбанка: «Когда создадим золотовалютные резервы на уровне $10 млрд., в т.ч. 100 т золотого запаса, тогда спокойно передадим власть другим». Учитывая высокую вероятность грядущего повышения цен на газ, добровольная отставка двух ключевых фигур белорусской власти откладывается на неопределенное время. Не произойдет это и через 53 года, как сулят отвлеченные теоретические расчеты.

Поэтому журналистам, производившим подобные расчеты, а также депутатам, переживающим больше всех за судьбу Родины, стоит затаиться и ждать, пока намерение «отдельной компании» не трансформируется в конкретные действия. Во всяком случае, Алымов надеется на «здравый смысл», который удержит «Газпром» от резкого повышения цен, а потом поможет ему понять всю прелесть распространения и на территорию Беларуси невысоких темпов прироста цен на газ, запланированных для регионов России.

Насколько оправданы эти надежды, сказать трудно. Каждая из заинтересованных сторон обычно видит «здравый смысл» в собственной экономической эффективности. Даже у «Газпрома» с российским правительством до сих не наблюдается единства взглядов на перспективы внутрироссийских темпов прироста цен на газ: монополист настаивает на 22% ежегодного повышения, а правительство, стремящееся удержать инфляцию, более склонно к 11%. Подстегиваемый пресловутым «здравым смыслом», а не дурным аппетитом, «Газпром» давно уже нацелился на трубы «Белтрансгаза», которые белорусские власти продавать тоже не спешат, явно руководствуясь отнюдь не примитивной вредностью. Более пустое занятие, чем ожидание некоторого ослабления здравого смысла партнера по переговорам, придумать трудно.

Нацбанк не в силах повлиять на характер и ход предстоящих переговоров. Его руководству ничего не остается, кроме как надеяться на оптимистичный сценарий развития событий. Лучшим тому доказательством является намечаемое на май снижение ставки рефинансирования до 10-10,5% годовых. Но, похоже, со следующего года Нацбанку придется вернуться к прежней тактике, стабилизировавшей ситуацию на финансовом рынке путем повышения ставки рефинансирования. Это неизбежно случится, если инфляция вновь вернется к двухзначным значениям.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ