Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №146(15.05.2006)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

1 мая. С этой датыБелоруссия перешла на режим  поставки нефтепродуктов на условиях FOB.

2 мая. Белорусские исполнители стали лауреатами VIII Московского международного фестиваля армейской песни "Виват Победа!".

3 мая. Председатель правления Национального банка Белоруссии Петр Прокопович заявил, что введение российского рубля в качестве единой валюты никак не увязано с ценами на энергоресурсы. Прокопович подчеркнул неизменность позиции белорусской стороны: создать в первую очередь единое экономическое и таможенное пространство, завершающим этапом чего должно стать введение российского рубля. Быстрое введение единой валюты, по словам главы НББ, не планируется и не обговаривается.

4 мая. В Вильнюсе вице-президент США Ричард Чейни призвал власти Белоруссии освободить Александра Милинкевича из-под стражи. Чейни заявил о том, что происходящее в Белоруссии нарушение прав человека и демократических принципов не допустимо.

4 мая. Вице-президент австрийского бундесрата Анна Елизавета Хазелбах заявила, что Евросоюз намерен выделить 10,6 млн. евро на поддержку независимых СМИ в Белоруссии.

4 мая. Министр Великобритании по делам Европы Александер Дуглас осудил президента Белоруссии Александра Лукашенко за то, что "он не развивает демократию". Об этом Дуглас заявил саммите глав государств Балтийско-Черноморского региона.

4 мая. Белорусская оппозиция передала вице-президенту США Ричарду Б. Чейни петицию, в которой просит президента США Джорджа Буша внести "белорусский вопрос" в повестку саммита "Большой восьмерки".

4 мая. Совет безопасности Белоруссии начал проверку информации о создании на деньги Запада в республике общественно-политического объединения.

5 мая. Был утвержден состав нового правительства Белоруссии. Александр Лукашенко назначил: Семашко Владимира Ильича - Первым заместителем Премьер-министра; Бамбизу Ивана Михайловича - Заместителем Премьер-министра; Бурю Виктора Павловича - Заместителем Премьер-министра; Кобякова Андрея Владимировича - Заместителем Премьер-министра; Косинца Александра Николаевича - Заместителем Премьер-министра; Бариева Энвера Ризаевича - Министром по чрезвычайным ситуациям; Белохвостова Владимира Максимовича  - Министром жилищно-коммунального хозяйства; Голованова Виктора Григорьевича  -  Министром юстиции; Григорова Александра Владимировича  - Министром спорта и туризма; Дейко Анну Константиновну  - Министром по налогам и сборам; Жарко Василия Ивановича  - Министром здравоохранения; Зайченко Николая Петровича  - Министром экономики; Зиновского Владимира Ивановича  - Министром статистики и анализа; Иванкова Александра Ивановича  - Министром торговли; Корбута Николая Петровича  - Министром финансов; Мальцева Леонида Семеновича  - Министром обороны; Мартынова Сергея Николаевича  - Министром иностранных дел; Матвейчука Владимира Федоровича  - Министром культуры; Наумова Владимира Владимировича  - Министром внутренних дел; Озерца Александра Владимировича  - Министром энергетики; Пантелея Николая Петровича  - Министром связи и информатизации; Потупчика Владимира Николаевича  - Министром труда и социальной защиты; Радькова Александра Михайловича  - Министром образования; Русака Леонида Вячеславовича  - Министром сельского хозяйства и продовольствия; Русакевича Владимира Васильевича  - Министром информации; Русецкого Анатолия Максимовича  - Министром промышленности; Селезнева Александра Ильича  - Министром архитектуры и строительства; Семашко Петра Михайловича  - Министром лесного хозяйства; Сосновского Владимира Георгиевича  - Министром транспорта и коммуникаций; Хоружика Леонтия Ивановича  - Министром природных ресурсов и охраны окружающей среды; Азаматова Николая Ильясовича  - Председателем Государственного военно-промышленного комитета; Корешкова Валерия Николаевича  - Председателем Государственного комитета по стандартизации; Кузнецова Георгия Ивановича - Председателем Государственного комитета по имуществу; Матюшкова Владимира Егоровича - Председателем Государственного комитета по науке и технологиям; Павловского Александра Алексеевича - Председателем Государственного комитета пограничных войск; Сухоренко Степана Николаевича - Председателем Комитета государственной безопасности; Шпилевского Александра Францевича - Председателем Государственного таможенного комитета .

5 мая. Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что сформированная им структура Совета министров и кадровый подбор руководителей соответствуют требованиям, которые выдвигает новый этап развития страны. Глава государства выразил надежду, что повышение управляемости и координация взаимодействия в отраслях позволят достичь высоких темпов развития экономики и повышения эффективности хозяйствования.

5 мая. Председатель правления Национального банка Беларуси Петр Прокопович заявил о том, что в Белоруссии в связи с возможным ростом цен на российский газ ускорение процесса введения российского рубля в качестве единого законного платежного средства не планируется. “Наша позиция неизменна: введение единой валюты возможно только как заключительный этап интеграции государств, — отметил глава Нацбанка. — Только после создания единого экономического, таможенного пространства возможен высокий экономический рост в наших странах”. Отсутствие единого платежного средства, по мнению Прокоповича, не влияет на деятельность хозяйствующих субъектов России и Белоруссии, а для предприятий введение единой валюты не является особым стимулом экономического развития. В настоящее время порядка 53% всех расчетов между предприятиями России Белоруссии осуществляется в долларах США, 32% — в российских рублях, остальная часть — в других валютах.

9 мая. Белоруссия не вошла в новый Совет ООН по правам человека.

9 мая. Во время президентских выборов белорусы сплотились и сделали самостоятельный выбор в пользу мира, стабильности и процветания, проявили высочайший моральный дух, патриотизм непокоренного и уважающего себя народа. Об этом заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко, выступая на площади Победы в Минске. Глава государства отметил, что накануне президентских выборов республика подверглась "дичайшему политическому и информационному давлению извне, которое продолжается до сих пор".

10 мая. В Белоруссии начала создаваться единая система транспортного обеспечения Вооруженных сил, других войск и воинских формирований, что предусмотрено Планом строительства и развития Вооруженных сил на 2006-2010 годы. На базе существующих железнодорожных, автомобильных и дорожных войск создаются транспортные войска Белоруссии, которые являются специальными войсками и предназначены для транспортного обеспечения воинских формирований.

10 мая. В интервью агентству "Интерфакс" генеральный директор компании "Белтрансгаз" Дмитрий Казаков сообщил, что компания предлагает "Газпрому" заключить контракт на поставки газа в Беларусь в 2007 году в соответствии с базовыми принципами договора о создании Союзного государства.

10 мая. В Москве в Федеральном космическом  агентстве  состоялось  заседание  государственной комиссии, которая  обсудила  готовность  белорусского спутника к проведению летных испытаний.  По итогам заседания   комиссии  было  принято  решение  о  начале  транспортировки белорусского  спутника  на Байконур, откуда, по завершении технических и летных испытаний, будет осуществлен его запуск.

10 мая. Президент Республики Белоруссия Александр Лукашенко подписал указ О пунктах пропуска через государственную границу РБ и видах контроля, осуществляемых в них. Указом упорядочены все действующие на государственной границе РБ пункты пропуска и утвержден их перечень. Утвержден также перечень пунктов пропуска, в которых осуществляется только пограничный контроль, а также определены виды контроля (кроме пограничного и таможенного), которые могут осуществляться в пунктах пропуска. Ранее пункты пропуска устанавливались Советом министров, теперь же установление на государственной границе пунктов пропуска, а также определение видов контроля, осуществляемых в них, относится к компетенции Лукашенко.

11 мая. Белорусские банки сократили объем инвестиционного портфеля за январь-март 2006 года на 4,8% до 2,048 трлн. белорусских руб. Вложения банков в долговые обязательства за январь-март сократились на 5,2% до 2,009 трлн. бел. руб., а инвестиции в акции на 1 апреля 2006 года составили 39 млрд. бел. руб., увеличившись за январь-март на 25%.

11 мая. Белорусские профсоюзы поддерживают социальную политику государства, но при этом никогда не занимают соглашательских позиций в переговорах с правительством. Об этом заявил председатель Федерации профсоюзов Белоруссии Леонид Козик на встрече с делегацией Всемирной федерации профсоюзов (ВФП). Козик отметил, что федерация имеет возможность влиять на принятие законов, затрагивающих интересы трудящихся, и пользуется этим правом.

11 мая. Все то, что происходит сегодня вокруг Белоруссии на Западе, нагнетание обстановки не соответствует действительности. Об этом заявил президент РБ Александр Лукашенко на встрече с генеральным секретарем Всемирной федерации профсоюзов Георгиосом Маврикосом.

11 мая. Очередное заседание Группы высокого уровня прошло в Минске. В ходе заседания была продолжена выработка предложений по вопросам повышения эффективности СНГ.

11 мая. Заместитель министра образования Украины Михаил Степко передал Всеукраинской молодежной общественной организации «Студенческое братство» документ с юридическими обоснованиями возможности бесплатного обучения в Украине для белорусских студентов, «репрессированных режимом Александра Лукашенко».




Динамика российско-белорусской интеграции

Владислав Лосев

Прошло 10 лет с того дня  когда, спустя пятилетие после развала Советского Союза, Республика Беларусь и Российская Федерация заключили Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России и тем самым, казалось, сделали шаг способный повернуть вспять запущенный на рубеже 80-х  –  90-х годов двадцатого столетия механизм разрушения геополитического пространства исторической России.

Уже через год был подписан Договор о Союзе Белоруссии и России, а 23 мая 1997 года – утвержден Устав Союза. 25 декабря 1998 года была принята Декларация о дальнейшем единении Белоруссии и России и, наконец, 8 декабря 1999 года состоялось подписание  ныне действующего Договора о создании Союзного государства.

Если судить с формальной точки зрения, т.е. по динамике подписания документов, то можно  подумать, что процесс восстановления белорусско-российского  единства осуществлялся высокими темпами. Собственно говоря, белорусская и российская общественности тогда так и полагали.  С приходом же в Кремль, после Бориса Ельцина, нового вменяемого руководителя казалось, что восстановление общей белорусско-российской государственности пойдет вообще «семимильными шагами», так как  необходимость последней была очевидна и в России, и в Белоруссии.

Однако вопреки ожиданиям, последующие годы фактически оказались временем «топтания на месте» и бессмысленных (это в лучшем случае) «пивных», «газовых» и прочих скандалов. Более того, последние пять лет отличались в Белоруссии назойливой пропагандой со стороны властей «суверенитета и независимости», которым придавался некий священный характер.

Все это не могло не вступать в противоречия с целями провозглашенными в Договоре о создании Союзного государства и не вызвать настоящего раздвоения общественного сознания. Когда с одной стороны, Республика Беларусь «всеми  силами отстаивает свой веками выстраданный суверенитет», а с другой, в это же самое время, строит  с Российской Федерацией общее государство. А ведь в  последнем случае, Белоруссия должна -таки  будет отказаться от части этого самого суверенитета.

Подобное  двойственное положение вполне устраивало белорусские власти, так как позволяло пользоваться многочисленными экономическими льготами  со стороны Российской Федерации и одновременно практически не брать на себя каких-либо серьезных  обязательств перед российским государством. Точнее обязательства-то брались, например в виде Договора о создании Союзного государства, но не выполнялись. Ведь до сих пор нет ни союзного парламента, ни единой денежной единицы, ни общих вооруженных сил, ни единого экономического пространства. И немалая вина этого лежит на белорусской стороне.

«Прохладное» отношение власть имущих к союзному строительству неизбежно отражалось и на настроениях белорусского общества, в котором нарастал скепсис в отношении перспектив Союзного государства. Он особенно стал заметен на фоне бурного политического развития Европейского союза, который белорусской оппозицией и некоторыми государственными СМИ представлялся в качестве «самого успешного интеграционного проекта современности».

Складывалось впечатление, что подобные проевропейские настроения сознательно культивируются   белорусской правящей элитой. Причины этого могут быть самыми различными, в том числе, и как намерение побуждать таким образом  российскую сторону идти на различные уступки официальному Минску « ведущему бескомпромиссную борьбу с западной экспансией».

«Прохладным» в последние годы было отношение к Союзу и со стороны Российской Федерации. По крайней мере, такой вывод следует из анализа  средств массовой информации Российской Федерации, для которых тема белорусско-российской интеграции является одной из самых малозначительных.

Тема Белоруссии попадала в центр внимания  российских изданий и телеканалов только в случае каких-либо скандалов или таких политических событий, которые просто не возможно обойти молчанием.  При этом удивляет тональность российских  журналистов, которые рассматривают Белоруссию не как ближайшего союзника  и субъект общего с Россией Союза, а как неприятного и назойливого «бедного родственника».

К сожалению, десятилетняя практика белорусско-российской интеграции свидетельствует о том, что Договор о создании Союзного государства  и для белорусской, и для российской элит оказался не руководством к действию, а всего лишь декларацией о намерениях, которые когда-нибудь возможно и воплотятся в жизнь.

Однако недавняя череда успешных «цветных» переворотов в ряде государств СНГ (попытка «джинсовой революции» в РБ – это всего лишь разведка боем) убедительно свидетельствует о том, что дальнейшие безрезультативные интеграционные игры могут закончится и для Белоруссии, и для России крупными геополитическими поражениями.

Возможно, что понимание всей серьезности реально существующих угроз подвигнет, наконец, белорусские и российские власти на реальные шаги в области союзного строительства. В любом случае, определенные надежды вселяют принятые в последнее время решения в рамках Договора о создании Союзного государства. Это подписанные на последнем заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства (январь 2006 г.) договор «О равных правах граждан Белоруссии и России в области социального обеспечения» и Соглашение между правительствами Республики Беларусь и Российской Федерации о порядке оказания медицинской помощи белорусским и российским гражданам на территории России и Белоруссии соответственно.

Оба документа должны вступить в силу к концу текущего года и позволят  белорусам и россиянам почувствовать себя, по крайней мере,  в вопросах социального обеспечения и медицинского обслуживания  гражданами Союзного государства с равными правами на всей его территории.

В этом же ряду лежит и недавнее заявление оборонных ведомств Республики Беларусь и Российской Федерации  о своей полной готовности к созданию единой системы ПВО Союзного государства.

Но все это полумеры, которые не решают главной задачи: не делают белорусско-российское воссоединение необратимым. Важнейшим шагом в этом направлении могло бы стать принятие Конституционного Акта. Но вот этот главный, по сути, вопрос как раз-то  бесконечно стопорится.  И причина здесь не только в отсутствии пресловутой «политической воли лидеров», но и  в эгоизме элит не способных подчинить свои групповые интересы стратегическим  потребностям белорусского и российского народов. В этом-то и есть корень проблемы и общество должно найти в себе силы, чтобы разрешить ее.




Военная безопасность Союзного государства: научный аспект

29.04.2006. Белорусская военная газета

Актуальным вопросам военной безопасности Союзного государства была посвящена военно-научная конференция, прошедшая в Министерстве обороны под руководством начальника Генерального штаба Вооруженных Сил – первого заместителя министра обороны Республики Беларусь генерал-лейтенанта Сергея Гурулева.

В мероприятии приняли участие руководящий состав Вооруженных Сил, представители научных организаций, военно-учебных заведений, республиканских органов государственного управления. Для участия в конференции в Минск прибыла также делегация Министерства обороны Российской Федерации во главе с заместителем начальника Генерального штаба Вооруженных сил России генерал-полковником Александром Скворцовым.

Реализация положений Договора о создании Союзного государства, его военной доктрины и других важных документов по вопросам совместной безопасности и оборонной политики предусматривает проведение министерствами обороны Республики Беларусь и Российской Федерации согласованных мероприятий в целях обеспечения военной безопасности Союзного государства.

При этом немалая роль отводится научной проработке проблем, над решением которых совместно работают военные ученые двух стран. Планирует и координирует такую деятельность военно-научный совет министерств обороны Беларуси и России, действующий с 1999 года. Наиболее важные вопросы рассматриваются на заседаниях совместной коллегии военных ведомств. В рамках двустороннего военного сотрудничества проводятся рабочие встречи, конференции и семинары, в ходе которых рассматриваются важные аспекты военной безопасности Союзного государства. Среди актуальных мероприятий – семинар руководящего состава вооруженных сил Республики Беларусь и Российской Федерации, состоявшийся в октябре 2003 года, вторая военно-научная конференция белорусского регионального отделения Академии военных наук Российской Федерации, прошедшая в декабре того же года, которые внесли определенный вклад в теорию и практику организации и ведения военных действий на общем оборонном пространстве.

Однако со временем с учетом изменений военно-политической обстановки, новых результатов работы военных ученых Беларуси и России в сфере обеспечения совместной военной безопасности появилась необходимость вернуться к рассмотрению этих актуальных вопросов. Этому и была посвящена военно-научная конференция.

С основным докладом на ней выступил генерал-лейтенант Сергей Гурулев. Проанализировав факторы, влияющие на изменение военно-политической обстановки, целей, принципов и задач системы обеспечения военной безопасности Союзного государства, он остановился на актуальных вопросах ее функционирования и предложил пути их решения.

Участники конференции обсудили основной доклад, вопросы мобильного управления и всестороннего обеспечения региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации, развития Объединенной системы ПВО, организации территориальной обороны. Многие из выступавших указали на необходимость совершенствования нормативной правовой базы обеспечения совместной военной безопасности.

В ходе мероприятия были уточнены единые подходы к решению стоящих задач, определены приоритетные направления совместных исследований на период до 2010 года, рассмотрены вопросы управления и всестороннего обеспечения региональной группировки войск (сил), уточнены исследовательские цели июньского командно-штабного учения.

Прошедшая в Минске военно-научная конференция подтвердила необходимость дальнейшего развития научных взглядов на вопросы военной безопасности Союзного государства, применения региональной группировки войск (сил) и явилась очередным эффективным шагом в области военно-научного сотрудничества между Беларусью и Россией.




Саммит СНГ в Минске: юбилей на прощание?

05.05.2006. БелаПАН

Павел Кириллов

Украинские и грузинские власти снова заговорили о возможном выходе из Содружества Независимых Государств. Заявления на сей счет звучали от них и в прошлом году. Насколько серьезно поднята новая волна деСНГизации? Понятно, что Киев и Тбилиси решили сделать геополитическую ставку на ГУАМ, куда еще входят Молдова с Азербайджаном, и другое Содружество — Демократического Выбора, куда входят 9 стран: Украина, Молдова, Литва, Латвия, Эстония, Грузия, Румыния, Македония и Словения.

Первый заместитель главы МИД Украины Владимир Огрызко 4 мая заявил, что его страна изучает целесообразность пребывания в составе СНГ. "Мы действительно анализируем то, в каких организациях мы состоим, много мы или мало платим, какой эффект, и поэтому в рамках оптимизации нашего участия в организациях мы будем анализировать плюсы и минусы участия в том числе и в СНГ", — сказал дипломат.

"Мы разочарованы, что СНГ все больше теряет привлекательность. Из структуры, которая занимается делом, становится структурой, которая занимается разговорами", — подчеркнул Огрызко.

По его словам, президент Украины Виктор Ющенко вносил пять конкретных предложений в рамках СНГ, но ни одно из них не получило развития в исполнительных структурах организации. "Возникает вопрос, для чего нужна эта оболочка — для дела, или нам нужен клуб?" — задался вопрос первый заместитель министра иностранных дел Украины.

Между тем секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Анатолий Кинах заявил, что СНГ уже утратило свой экономический смысл: "Приняты сотни документов в рамках СНГ, которые не выполняются. В том числе не завершена процедура формирования зоны свободной торговли и соглашение, которое было подписано 10 лет тому назад между государствами (о зоне свободной торговли) до сегодняшнего дня не ратифицировано Государственной Думой России".

Президент Грузии Михаил Саакашвили на днях также заявил о возможности выхода его страны из СНГ. Тбилиси, у которого отношения с Москвой основательно испорчены, настроен намного решительнее Киева. Грузия действительно может выйти из СНГ в самое ближайшее время, тем более что, как говорят эксперты, ее участие в нем было самым символическим из всех стран Содружества.

А вот заявления украинских властей могут быть лишь акцентированием своей прозападной позиции и стремления войти в НАТО и ЕС. Сколько еще Украина будет оставаться в СНГ, зависит от сроков ее вступления туда.

Вполне вероятно, что по примеру Грузии и Украины о сомнениях касательно целесообразности участия в СНГ вскоре публично заявит и Молдова. Не зря ведь сразу после создания СДВ в декабре прошлого года аналитики окрестили его альтернативным СНГ, в котором доминирует или пытается доминировать Россия, межгосударственным образованием.

В общем, юбилейный саммит СНГ в Минске (организации в 2006 году исполняется 15 лет), запланированный на сентябрь, будет омрачен фактически расколом Содружества на прозападный и пророссийский блоки.

Президент Беларуси Александр Лукашенко тоже не раз критиковал СНГ за неэффективность, однако о выходе из него вслух никогда не рассуждал. Больше того, он убежден, что СНГ нужно сохранить даже как политический клуб для координации действий: "Это спасательный круг, которым мы всегда сможем воспользоваться".

"Да, есть проблемы, но пусть этот политический клуб останется, может, в самые сложные времена мы эту карту достанем как наш главный козырь", — считает Лукашенко.

Но, как видим, некоторым членам СНГшного клуба он не очень-то и нужен, поскольку у них есть желание и возможность попасть в другой, более модный клуб — европейский. У белорусских властей таких желания и возможности нет.




Статистический чёс

01.05.2006. БелГазета

Сергей Жбанов

Итоги работы народного хозяйства Беларуси за I квартал текущего года не принесли неожиданностей. Все достоинства отечественной экономики являются продолжением её недостатков. Поэтому непонятно, зачем правительству бороться с количеством убыточных предприятий. От изменения их числа социально-ориентированной экономике вроде белорусской с внешними источниками субсидирования ни жарко, ни холодно.

Экономические тенденции, зафиксированные в самом начале 2006г., набирают силу. Вот и правительство успокоилось, заметив, что темпы прироста ВВП и промпроизводства не слабеют, хотя при этом дико растет импорт, прибавив 49,3% к аналогичному периоду прошлого года. Это необыкновенное достижение правительство объясняет увеличением объема поставок оборудования для модернизации производства. И это правда, поскольку темпы развития инвестиций, вложенных в основной капитал, ускорились на 36,2% за I квартал. Однако не все.

Ведь увеличивается прежде всего стоимостной объем импорта энергоносителей, поступающих из России, которые потом перерабатываются на белорусских НПЗ в нефтепродукты, экспортируемые затем в страны еврозоны. Поэтому наблюдается резкий рост валютных поступлений в экономику и одновременно сохраняются высокие общие темпы роста промпроизводства и ВВП.

По данным Минстата, только за первых два месяца т.г. экспорт нефтепродуктов из Беларуси увеличился еще на 72,2%. Причем, 48% прироста обеспечено за счет увеличения средних цен 1 т нефтепродуктов, а физический объем их экспорта обеспечил прибавку на 16,3%, что, впрочем, тоже немало. Однако не все импортируемые энергоносители шли в перегонку ради экспорта. Внутренние потребности республики тоже возросли, поскольку зимой ударили крепкие морозы и энергоемкость экономики возросла за квартал на 1,9% вместо того, чтобы уменьшиться, как в прошлые годы.

Таким образом, все основные показатели, кроме энергоемкости ВВП и импорта товаров и услуг, оказались выполненными. Поэтому в ходе заседания Совмина члены правительства наперебой предлагали различные способы достижения республикой положительного внешнеторгового сальдо, но в основном за счет дальнейшего снижения объема импорта товаров народного потребления.

А ведь первый вице-премьер Владимир Семашко точно указал на место пробоины во внешнеторговом сальдо Беларуси (-$24,5 млн. за квартал) - на 70% возрос импорт инвестиционных товаров. Но это не вызывает тревоги у правительства - так же, как и увеличение удельного веса энергоносителей до 46% в общем объеме импорта. До конца года главный удар правительства будет обращен против импорта бытовых моющих средств, текстильной продукции, обуви, макаронных изделий и прочих мелочей, делающих личную жизнь обывателя радостной и комфортной.

Еще одна тема, которая оказалась в центре внимания кабинета министров, - сокращение числа убыточных предприятий, что само по себе и не ново, однако удивительно, поскольку экономике советского типа (где товары идут прямо на склад, а убытки хозяйствующих субъектов покрываются из бюджета) любое количество мелких и средних убыточных предприятий жить не мешает. Их задача - не зарабатывать прибыль, а занимать население общественно-полезной деятельностью. Но правительство, убедившись, что при отлаженной технологической схеме перегонки российских энергоносителей в экспортную продукцию ничто не угрожает дальнейшему росту количественных показателей, кроме грядущего повышения цен на российский газ, решило все-таки причесать качественные или финансовые индикаторы деятельности экономики.

Именно «причесать», поскольку с таким недостатком, как относительно стабильное количество убыточных предприятий, Совмин уже давно борется при помощи бухгалтерских и статистических приемов, но без всяких шансов на полную победу. Здесь важен процесс, а не результат, поскольку доля нерентабельных промпредприятий в их общем числе относительно стабильно колеблется вокруг показателей 30-33%. По итогам работы за квартал эта цифра составила 32,8%. Рентабельность реализованной продукции промпредприятий снизилась с 16,3% в январе-феврале 2005г. до 15,7% за первые два месяца 2006г. То же самое произошло и с рентабельностью продаж, снизившейся с 11,9% до 11,6% за январь-февраль 2006г. В общем, движение - все, а цель - ничто.

Прорыв на этом участке фронта наблюдался только в конце прошлого года, когда общее число убыточных предприятий в экономике было снижено до 3,5% за счет списания части балансовых убытков предприятий в фонд переоценки. Но задание президента по окончательному избавлению промышленности от убыточных предприятий было все равно не выполнено. Минул I квартал 2006г., и все вылезло наружу: количество финансовых неудачников вновь возросло с 370 до 2700. Теперь правительство намерено бороться с растущими запасами готовой продукции и финансовой несостоятельностью, используя опыт развитого социализма, т.е. вводя показатель объема реализованной продукции в перечень прогнозных.

Безусловно, проще было бы ликвидировать многие предприятия, но правительство не имеет права ухудшить статистику занятости. Поэтому в 2005г. было ликвидировано всего 17 предприятий из 16 тыс. В этом году правительство также собирается делать ставку не на ликвидацию, а на реструктуризацию задолженности 300 убыточных госорганизаций и 108 акционерных предприятий. Основной объем задолженности этих предприятий приходится на платежи в бюджет. Из-за этого в госбюджете уже возникают проблемы с пополнением доходной части.

Правительство готово оказать финансовую помощь всем предприятиям, даже АО, но только в обмен на полный пакет акций, переданных государству. Есть и такой вариант, который просто предусматривает перевод убыточного предприятия на баланс благополучного юрлица. Таким образом, все неплатежеспособные предприятия будут охвачены госзаботой, а статистика станет рапортовать о скромном достатке всех участников хозяйственного процесса.




Единый рубль, газ и политика

Белорусы и Рынок, 03 - 10 мая 2006

Павлюк Быковский, Ирина Крылович

В пригороде Санкт-Петербурга — Стрельне, в Константиновском дворце 28 апреля прошла встреча белорусского и российского президентов.

“Повестка дня носит преимущественно экономический характер... Встреча в основном, как предполагается, будет посвящена вопросам дальнейшего развития и углубления интеграции России и Беларуси”, — сказал журналистам помощник президента РФ Сергей Приходько, когда за закрытыми дверями началась беседа глав государств.

“На повестке дня — реализация ряда вопросов, ранее обозначенных и зафиксированных в документах по союзному строительству... В первую очередь нас интересует реализация планов белорусских коллег по валютной интеграции, — цитирует ИТАР-ТАСС помощника президента РФ. — А здесь, как известно, все уперлось во введение единой валюты — рубля”. По словам С. Приходько, российская сторона хотела бы услышать также, как будут поддерживаться планы промышленной кооперации, сотрудничество по линии правоохранительных органов, военное сотрудничество.

Следует отметить, что на встрече в Стрельне президенты двух стран, вопреки собственной традиции, в присутствии журналистов говорили о внутрибелорусской политической ситуации. Наблюдатели связывают это с тем, что накануне данный вопрос на переговорах с российским лидером поднимала канцлер ФРГ Ангела Меркель и он приобрел особую остроту после ареста белорусских оппозиционных лидеров, принимавших участие в акции “Чарнобыльскi шлях”.

“Мне приятно видеть вас после предвыборных баталий. Рассчитываю, что после того, как все эмоции улеглись, все, кто принимал участие в кампании, сосредоточат внимание на развитии государства, позитивной работе в этом направлении”, — неожиданно сказал Владимир Путин и поинтересовался у белорусского коллеги, удастся ли ему после выборов объединить различные политические силы вокруг решения основных проблем государства.

Вот как ответ президента излагает “Советская Белоруссия”: “Знаете, у нас нет такой проблемы. Она несколько иная, чем в России, где действительно очень важна консолидация политических сил. За действующего президента проголосовало практически все население. В том числе и часть того электората, который должен был проголосовать за оппозицию. Поэтому если и консолидировать, то это еще одну-две тысячи человек, к сожалению, малолеток, которые пытались за деньги что-то дестабилизировать. Я не могу сказать, что они нам не важны. И две тысячи — это очень важно. Но если они будут иную позицию занимать, мы и без них обойдемся. Мы страну удержим в нужном направлении”.

“КоммерсантЪ” в свою очередь подробно описывает проявление эмоций у В. Путина в момент общения с белорусским коллегой. Если верить изданию, российскому президенту было неловко вести эту беседу. Можно понять почему. Ведь даже по данным белорусского Центризбиркома, за А. Лукашенко проголосовали 5,5 млн. избирателей, а все население страны почти в два раза больше. Поэтому никак две-три тысячи не получается. Да и формат обращения с инакомыслящими в Беларуси для стремящейся сотрудничать с Европой России сейчас выглядит неприемлемым.

...Настоящие переговоры президентов прошли за закрытыми дверями, а публичное обсуждение политической ситуации в Беларуси, как считают наблюдатели, скорее всего, было нужно российскому лидеру, чтобы оправдаться в глазах европейских коллег.

В качестве итога встречи пресс-служба президента РБ говорит о поручении сопредседателям белорусско-российской комиссии по подготовке проекта Конституционного акта Союзного государства “внести главам государств предложения по вопросам, решение которых должно приниматься на уровне президентов”. Из дальнейших объяснений следует, что речь, возможно, идет о реанимации подготовки этого акта — комиссия уже несколько раз заявляла о готовности вынести проект на суд президентов, но ни разу этого не сделала, так как в последний момент стороны вновь вносили заведомо неприемлемые для партнера предложения. Сейчас же прозвучало предложение обсудить возможность корректировки положений Договора о создании Союзного государства, на основе которого была предпринята попытка создания Конституционного акта.

Между тем все крупные российские информагентства озвучили мнение не названного представителя российской делегации на переговорах в Стрельне, что скорейшее введение единой валюты в России и Беларуси “способствовало бы как взаимодействию двух стран, в том числе в вопросах поставок газа, так и улучшению ситуации в Беларуси”.

БЕЛТА цитирует высказывание и. о. полномочного представителя президента Беларуси — и. о. вице-премьера Василия Долголева по этому поводу. “Стороны договорились продолжить обсуждение этой темы с привлечением специалистов и экспертов, в том числе из национальных банков двух стран”. При этом словно в ответ на цитирование анонимного российского чиновника пресс-служба президента РБ цитирует анонимного белорусского: “Как было отмечено членами белорусской делегации, у российского руководства нет намерения шантажировать Беларусь ”газовым" вопросом, а есть понимание того, что наша страна на сегодня единственный надежный союзник и партнер России".

Однако как раз во время переговоров глав государств новую цену на газ для Беларуси назвали в “Газпроме”. Как сообщает Агентство газовой информации со ссылкой на источник, близкий к “Газпрому”, речь может идти о повышении цены с нынешних 46,68 USD за 1 тыс. куб. м до 145 USD. Вместе с тем пресс-служба президента РБ признает возможность передачи российской стороне половины “Белтрансгаза”: “Что касается ситуации вокруг ”Белтрансгаза", то этот вопрос на встрече двух президентов обсуждался по инициативе белорусской стороны. Речь шла не в контексте продажи половины белорусского предприятия “Газпрому”, а о возможности передачи этой собственности в обмен на доступ к разработке месторождений углеводородного сырья в России. Белорусская сторона встретила понимание и одобрение российским руководством данного предложения".

Стоит отметить, что предложение белорусской стороны о доступе к скважинам на территории РФ уже не раз воспринималось российской стороной “с пониманием”. До сих пор там понимали это таким образом, что Беларусь может участвовать в разработке месторождений на общих со всеми другими инвесторами условиях.

Что же касается цены на газ, то и. о. первого заместителя премьер-министра Беларуси Владимир Семашко заявил 29 апреля в интервью БЕЛТА, что Беларусь согласна на повышение цен на газ в 2007 г. на уровне 11%. (это значит на 5,13 USD). По его словам, белорусская сторона считает приемлемым повышение цен в среднем на 10-15% в год и у Беларуси есть серьезные аргументы, чтобы отстаивать эту позицию.

В. Семашко также считает, что действующие в настоящее время в Беларуси цены на газ и так являются коммерческими. При этой цене “Газпром” имеет 25% рентабельности. Он отметил, что зарабатывать нужно не на поставках сырья. В частности, переработав газ, можно получить азотные удобрения, это принесет прибыль в пять раз большую. Сегодня реализуется проект по удвоению мощностей на предприятии “Гродно Азот”. По словам В. Семашко, белорусская сторона предложила “Газпрому” участие в этом проекте, в частности, предполагается строительство нового завода у западной границы Беларуси. Полученная здесь прибыль может оказаться значительно выше, чем от повышения цен на газ.




Должны отработать систему

08.05.2006. БелГазета

Сергей Жбанов

Неделя после майских праздников выдалась невыразительная. Но градус настроения поднял глава Нацбанка Петр Прокопович, сообщив на плановой пресс-конференции как минимум две добрые вести.

Петр Прокопович не испугался коммерческих предложений «Газпрома» и другим не советовал, трезво рассудив, что прислушиваться следует к заявлениям представителей российского государства, обладающего контрольным пакетом акций и являющегося «основным владельцем» российского газового холдинга, а не его менеджеров. Золотое правило! Но как тогда расценивать публичные рассуждения российского посла в Беларуси Александра Сурикова о «трубе без газа»? Очевидно, что российский дипломат излагал официальную позицию России, а значит, и «Газпрома».

Труба, безусловно, главная техническая деталь процесса газо- и даже сантехснабжения. Однако в отличие от посла банкир Прокопович все «технические вопросы и проблемы» спустил на уровень хозяйствующих субъектов, смело предположив, что они «будут решены». Сославшись на союзный договор, глава Нацбанка заявил, что «на сегодняшний день у нас один вариант: цены (на газ) в Беларуси будут точно такие, как и в РФ». Такова бескомпромиссная позиция белорусской стороны.

«Для нас важна не сама цена. Для нас важно, чтобы были одинаковые условия для субъектов хозяйствования Беларуси и России», - пояснил Прокопович. Одинаковые условия хозяйствования предполагают сначала создание единого экономического и таможенного пространства в союзном государстве, а уж потом введение единой валюты. Но базовым элементом единого экономического пространства, как известно, являются равные цены на энергоносители, а не право на медицинское обслуживание или образование. Тем неожиданнее было услышать от главы Нацбанка, что «введение российского рубля в качестве единой валюты никак не увязано с ценами на энергоресурсы».

Россия, надо полагать, просто обязана снабжать Беларусь газом по равным ценам, пока действует договор о союзном государстве. Если этот пункт договора работает, нам не страшна мировая конъюнктура, поскольку белорусские товары всегда будут конкурентоспособны на российском рынке. Но к «крайним вариантам», предусматривающим в течение пяти лет повышение цен до уровня мировых, Нацбанк все-таки готовится. И при любых вариантах главный банк готов выполнить утвержденные прогнозные показатели. «Независимо от того, что будет на внешнем рынке, мы должны отработать систему так, чтобы это не отразилось ни на экономическом росте в стране, ни на доходах населения. Вот наша цель», - заявил Прокопович.

В этом случае Нацбанк готов начать поиск «дополнительных финансовых ресурсов» из неких «дополнительных источников», чтобы покрыть «дополнительные затраты» и не заставить страдать население от повышения стоимости ЖКУ более чем на $5 в год. И тогда «возможное повышение цен на газ не приведет к росту инфляции в стране». В более детальный анализ «дополнительных» резервов из «дополнительных» источников глава Нацбанка вдаваться не стал. Но это нетрудно сделать и самим.

Если учесть, что с 1 мая цена газа в Беларуси для жилых домов без индивидуальных приборов учета повышается с Br190,3 до Br201,7 за куб. м (до $0,094), то резервы у Родины явно имеются. Они особенно отчетливо видны в сравнении с Украиной, где с 1 мая цена газа для населения тоже выросла до $0,047. Беларусь, покупая газ по $46,68 за 1 тыс. куб. м, или в 2 раза дешевле чем Украина (по $95), продает голубое топливо своим гражданам в 2 раза дороже ($0,094 : $0,047). Таким образом, государство уже сегодня имеет четырехкратный навар и распределяет его по своему усмотрению. Если Прокопович имел в виду эти «дополнительные источники», то тогда эти обещания - не пустой звук.

Но ведь государство вряд ли откажется от своих дополнительных доходов, поскольку никаких протестов со стороны белорусских граждан не последовало. Это украинцы при такой же, как у белорусов, средней зарплате вечно протестуют. Вот и на этот раз Федерация профсоюзов Украины высказала решительный протест против повышения цены на газ и тарифов на электроэнергию, требуя от кабинета министров вернуть цены и тарифы на прежний уровень и настаивая на согласовании с профсоюзами решений, снижающих уровень жизни населения.

Молчаливая готовность населения приобретать газ по любым ценам - хороший аванс для будущих непопулярных решений правительства. Однако даже самые лояльные граждане незамедлительно проголосуют против белорусского рубля в случае снижения его курса и повышения инфляции, вызванного ростом цен на российский газ. От этого в первую очередь пострадают золотовалютные резервы Нацбанка. Ведь граждане начнут скупать валюту заранее, а снижение доходов предприятий - это уже вторичная реакция рынка.

Но сдержанность и нежелание руководства Нацбанка публично обсуждать такой сценарий развития событий вполне понятны. Вот и приходится убеждать население в том, что нас ценой россияне не обидят. Сегодня этот фактор, а не темп инфляции является самым важным как для Нацбанка, так и для обладателей рублевых депозитов в комбанках. Видимо, поэтому Нацбанк не решился снизить ставку рефинансирования в мае.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ