Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №146(15.05.2006)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Статистический чёс

01.05.2006. БелГазета

Сергей Жбанов

Итоги работы народного хозяйства Беларуси за I квартал текущего года не принесли неожиданностей. Все достоинства отечественной экономики являются продолжением её недостатков. Поэтому непонятно, зачем правительству бороться с количеством убыточных предприятий. От изменения их числа социально-ориентированной экономике вроде белорусской с внешними источниками субсидирования ни жарко, ни холодно.

Экономические тенденции, зафиксированные в самом начале 2006г., набирают силу. Вот и правительство успокоилось, заметив, что темпы прироста ВВП и промпроизводства не слабеют, хотя при этом дико растет импорт, прибавив 49,3% к аналогичному периоду прошлого года. Это необыкновенное достижение правительство объясняет увеличением объема поставок оборудования для модернизации производства. И это правда, поскольку темпы развития инвестиций, вложенных в основной капитал, ускорились на 36,2% за I квартал. Однако не все.

Ведь увеличивается прежде всего стоимостной объем импорта энергоносителей, поступающих из России, которые потом перерабатываются на белорусских НПЗ в нефтепродукты, экспортируемые затем в страны еврозоны. Поэтому наблюдается резкий рост валютных поступлений в экономику и одновременно сохраняются высокие общие темпы роста промпроизводства и ВВП.

По данным Минстата, только за первых два месяца т.г. экспорт нефтепродуктов из Беларуси увеличился еще на 72,2%. Причем, 48% прироста обеспечено за счет увеличения средних цен 1 т нефтепродуктов, а физический объем их экспорта обеспечил прибавку на 16,3%, что, впрочем, тоже немало. Однако не все импортируемые энергоносители шли в перегонку ради экспорта. Внутренние потребности республики тоже возросли, поскольку зимой ударили крепкие морозы и энергоемкость экономики возросла за квартал на 1,9% вместо того, чтобы уменьшиться, как в прошлые годы.

Таким образом, все основные показатели, кроме энергоемкости ВВП и импорта товаров и услуг, оказались выполненными. Поэтому в ходе заседания Совмина члены правительства наперебой предлагали различные способы достижения республикой положительного внешнеторгового сальдо, но в основном за счет дальнейшего снижения объема импорта товаров народного потребления.

А ведь первый вице-премьер Владимир Семашко точно указал на место пробоины во внешнеторговом сальдо Беларуси (-$24,5 млн. за квартал) - на 70% возрос импорт инвестиционных товаров. Но это не вызывает тревоги у правительства - так же, как и увеличение удельного веса энергоносителей до 46% в общем объеме импорта. До конца года главный удар правительства будет обращен против импорта бытовых моющих средств, текстильной продукции, обуви, макаронных изделий и прочих мелочей, делающих личную жизнь обывателя радостной и комфортной.

Еще одна тема, которая оказалась в центре внимания кабинета министров, - сокращение числа убыточных предприятий, что само по себе и не ново, однако удивительно, поскольку экономике советского типа (где товары идут прямо на склад, а убытки хозяйствующих субъектов покрываются из бюджета) любое количество мелких и средних убыточных предприятий жить не мешает. Их задача - не зарабатывать прибыль, а занимать население общественно-полезной деятельностью. Но правительство, убедившись, что при отлаженной технологической схеме перегонки российских энергоносителей в экспортную продукцию ничто не угрожает дальнейшему росту количественных показателей, кроме грядущего повышения цен на российский газ, решило все-таки причесать качественные или финансовые индикаторы деятельности экономики.

Именно «причесать», поскольку с таким недостатком, как относительно стабильное количество убыточных предприятий, Совмин уже давно борется при помощи бухгалтерских и статистических приемов, но без всяких шансов на полную победу. Здесь важен процесс, а не результат, поскольку доля нерентабельных промпредприятий в их общем числе относительно стабильно колеблется вокруг показателей 30-33%. По итогам работы за квартал эта цифра составила 32,8%. Рентабельность реализованной продукции промпредприятий снизилась с 16,3% в январе-феврале 2005г. до 15,7% за первые два месяца 2006г. То же самое произошло и с рентабельностью продаж, снизившейся с 11,9% до 11,6% за январь-февраль 2006г. В общем, движение - все, а цель - ничто.

Прорыв на этом участке фронта наблюдался только в конце прошлого года, когда общее число убыточных предприятий в экономике было снижено до 3,5% за счет списания части балансовых убытков предприятий в фонд переоценки. Но задание президента по окончательному избавлению промышленности от убыточных предприятий было все равно не выполнено. Минул I квартал 2006г., и все вылезло наружу: количество финансовых неудачников вновь возросло с 370 до 2700. Теперь правительство намерено бороться с растущими запасами готовой продукции и финансовой несостоятельностью, используя опыт развитого социализма, т.е. вводя показатель объема реализованной продукции в перечень прогнозных.

Безусловно, проще было бы ликвидировать многие предприятия, но правительство не имеет права ухудшить статистику занятости. Поэтому в 2005г. было ликвидировано всего 17 предприятий из 16 тыс. В этом году правительство также собирается делать ставку не на ликвидацию, а на реструктуризацию задолженности 300 убыточных госорганизаций и 108 акционерных предприятий. Основной объем задолженности этих предприятий приходится на платежи в бюджет. Из-за этого в госбюджете уже возникают проблемы с пополнением доходной части.

Правительство готово оказать финансовую помощь всем предприятиям, даже АО, но только в обмен на полный пакет акций, переданных государству. Есть и такой вариант, который просто предусматривает перевод убыточного предприятия на баланс благополучного юрлица. Таким образом, все неплатежеспособные предприятия будут охвачены госзаботой, а статистика станет рапортовать о скромном достатке всех участников хозяйственного процесса.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ