Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №146(15.05.2006)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Казахстан лелеет грандиозные планы экономического развития

03.05.2006. Eurasianet

Мевлют Катик

Казахстан строит грандиозные планы, направленные на то, чтобы стать не просто региональной, но мировой экономической державой. Судя по первым шагам, Астана убеждена, что ключом к достижению ее амбициозных целей является развитие самого тесного регионального сотрудничества.

Стратегия, обрисованная президентом Нурсултаном Назарбаевым и другими официальными лицами, по сути дела, предполагает, что Россия и в несколько меньшей степени Китай, а не Соединенные Штаты, рассматриваются сегодня в Астане как главные страны, которые могут способствовать экономическому росту Казахстана. Таким образом, чем эффективнее будет выполняться программа экономического развития Казахстана, тем меньшее геополитическое и экономическое влияние сможет оказывать Вашингтон в Средней Азии.

С начала 2006 г. Назарбаев неоднократно заявлял о задаче преобразования Казахстана в ближайшие десять лет в одну из «50 самых конкурентоспособных, динамично развивающихся стран мира». В последний раз это было сказано в речи 5 апреля перед российской Государственной думой. Назарбаев заявил российским парламентариям, что рост ВВП в последние пять лет составлял в среднем 10%, добавив, что страна добивается значительного ускорения темпов роста. Если все пойдет по плану, экономика Казахстана вырастет в 2015 г. на 350% по сравнению с уровнем ВВП 2000 г.

В государственной программе экономического развития на 2006-2008 гг., опубликованной 1 апреля, говорится, что главной целью правительства является «создание благоприятных институциональных и экономических условий для повышения конкурентоспособности Казахстана на международной арене, а также роста уровня жизни», сообщило агентство «Интерфакс-Казахстан». В 2008 г. ВВП на душу населения планируется поднять до 5550 долларов и выше, т.е. увеличить на 50% по сравнению с существующим уровнем.

Казахстан прилагает усилия на многих фронтах, готовясь к выходу на глобальный рынок. Например, в последние недели казахстанские власти выступили с инициативами по защите авторских прав и развитию научных исследований, сообщают местные органы информации.

В своей речи в российской Думе Назарбаев говорил о реформе системы государственно службы для наведения порядка в работе бюрократии и одновременного продвижения во власть молодых технократов – 30-35-летних кадров, как выразился Назарбаев. Президент подчеркнул также, что в целях повышения экономической предсказуемости усилена правовая инфраструктура – включая налоговый кодекс. Кроме того, сказал президент, правительство намерено обратить пристальное внимание на сельскохозяйственную реформу, добавив, что принятые к настоящему моменту меры уже помогли смягчить последствия демографического кризиса, в результате которого из-за скудости экономических возможностей в сельских районах начала быстро сокращаться численность населения. «Сегодня мы достигли обратной ситуации, когда люди стремятся переезжать из города в регионы», сказал Назарбаев.

Главный элемент казахстанской стратегии – вступление страны во Всемирную торговую организацию. Как заявил в середине марта министр иностранных дел Касымжомарт Токаев, Казахстан намерен вступить в ВТО в 2007 г. В своем обращении к нации 1 марта Назарбаев пообещал, что законодательство Казахстана будет в скором времени приведено в соответствие с нормами ВТО. Вступление страны в ВТО откроет «широкие возможности для повышения конкурентоспособности Казахстана», сказал Назарбаев.

Пытаясь укрепить свои позиции в мире, Астана добивается председательского кресла в ОБСЕ на 2009 г. В ходе визита в конце марта в Казахстан бельгийский министр иностранных дел Карел де Гюхт, в настоящее время действующий председатель ОБСЕ, охарактеризовал заявку Казахстана на председательское кресло как «сложную задачу и одновременно благоприятную возможность для страны». Он добавил, что Казахстан является «самым достойным кандидатом» в Средней Азии, которая, по словам де Гюхта, является «очень важным» регионом. «Для ОБСЕ весьма важно, что в будущем одна из стран, как мы говорим, ‘к востоку от Вены’ займет председательское кресло в организации», сказал де Гюхт.

Локомотивом экономического роста Казахстана являются богатейшие запасы нефти и газа. По мнению экспертов, это означает, что экономические цели, заявленные Назарбаевым, не следует рассматривать как нереальные. И все же стране пока далеко до их достижения. Большой вопрос – сможет ли Казахстан сохранить двузначные цифры темпов роста? Существующий на сегодня рынок энергии кажется благоприятным, но сохранится ли это положение в следующем десятилетии?

Эдвард Паркер, возглавляющий департамент новых европейских суверенов в лондонском международном рейтинговом агентстве Fitch, склонен к оптимизму. Сохранение нынешнего темпа роста обеспечит «удвоение [ВВП Казахстана] примерно через каждые семь лет», что позволит стране «перегнать по уровню доходов многие государства и постепенно преодолеть существующий разрыв с богатейшими странами мира», сказал Паркер.

На казахстанской инвестиционной конференции в Лондоне, прошедшей 15-17 марта, выяснилось, что паркеровский оптимизм широко распространен в мировых финансовых кругах. На конференции было выражено общее мнение, что высокие темпы роста возможны и в дальнейшем. «Кто бы мог подумать 10 лет назад, что казахская компания будет зарегистрирована на Лондонской фондовой бирже?», заявил один из участников конференции, имея в виду горнодобывающую компанию «Казахмыс», стоящую на десятом месте в мире по добыче меди.

Еще одним признаком того, что мировые рынки готовы делать ставку на Казахстан, явилось участие в конференции видного представителя Нью-Йоркской фондовой биржи. Дэвид Гриффитс, старший исполнительный директор биржи по Европе, Ближнему Востоку и Африке, сказал, что его участие в форуме – «первый серьезный вклад Нью-Йоркской биржи в процесс диалога с Казахстаном». Гриффитс добавил: «Мы хотели бы, чтобы [казахстанские компании] пришли и были аккредитованы на нашей бирже».

Между тем Уильям Вил, исполнительный директор Американо-казахстанской бизнес-ассоциации, заявил, что, по его ожиданиям, шаги Казахстана, направленные на то, чтобы снизить опору на энергетический сектор как главный фактор роста, могут открыть благоприятные инвестиционные возможности для американского бизнеса. «Кахастан явно стремится диверсифицировать экономику, не ограничиваясь энергетическим сектором», пояснил Вил. «Казахстан стремится сделать другие сектора привлекательными для постоянных инвестиций... и все больше американских фирм проявляют интерес к Казахстану и рынкам среднеазиатского региона в целом».

Однако последние события не вызывают у американских инвесторов желания торопиться. Во время визита в Москву 3-5 апреля Назарбаев сделал важный геополитический шаг, отвернувшись от Соединенных Штатов и заявив о необходимости более тесного экономического сотрудничества с Россией, а также образования Евразийского Союза при непременном участии Москвы. Создание такого союза, а возможно и зоны свободной торговли, включающей Россию, Беларусь и страны Средней Азии, поставят Соединенные Штаты и американские фирмы в весьма затруднительное положение в регионе.

После распада СССР в 1991 г. Соединенные Штаты, прельщенные богатыми энергозапасами этой среднеазиатской страны, установили тесные рабочие отношения с Казахстаном. В последние годы, однако, эти связи ослабли. Важным фактором, осложняющим политические отношения, является так называемый «Казахгейт» – дело, рассматриваемое Федеральным судом Нью-Йорка, в котором банкир-инвестор обвиняется в передаче нескольких миллионов долларов Назарбаеву и еще одному бывшему чиновнику в виде взяток от западных нефтяных компаний, стремившихся заключить контракты на добычу энергоресурсов.

Еще одним фактором, негативно повлиявшим на американо-казахстанские отношения, является впечатление, что Вашингтон сыграл важную роль в региональном революционном феномене 2003-2005 гг. Американские власти решительно отрицают, что спровоцировали, во имя демократизации, смену режимов на Кавказе и Средней Азии. Тем не менее, наблюдая за беспорядками в Узбекистане в 2005 г. и за тем, как быстро после революции скатывается Кыргызстан на положение «шаткого государства», казахстанские власти пришли к убеждению в том, что программа демократизации администрации Буша является угрозой для региональной стабильности.

Похоже, что Астана считает более подходящими гарантами стабильного экономического развития Россию и Китай – государства, традиционно подчеркивавшие, что политическая стабильность важнее прав человека. Главным мотивом, заставляющим Казахстан настаивать на региональной интеграции, является опасение, что некоторые из его соседей – а именно Узбекистан и Кыргызстан – уязвимы перед беспорядками из-за отказа Ташкента проводить реформы и явной неспособности Бишкека пресечь охватившие страну преступность и коррупцию. Если такие беспорядки произойдут, появится реальная возможность их распространения по всему региону и превращения в угрозу экономическому развитию Казахстана. Поэтому создание регионального экономического союза казахстанские лидеры считают важнейшим способом снижения политических рисков, с которыми может столкнуться программа экономического развития.

«Структурная модернизация [в Средней Азии] крайне необходима», сказал в ходе своего визита в марте в Великобританию Токаев, говоря о соседних среднеазиатских правительствах. «Отсутствие политической воли и неспособность к проведению глубоких реформ могут привести к появлению в регионе феномена «шатких государств». Недавний визит Назарбаева в Узбекистан подчеркнул дипломатическую стратегию Казахстана, состоящую в установлении тесных связей с соседними государствами.

Налаживание сотрудничества между среднеазиатскими странами и Россией может привести к утрате Соединенными Штатами их важной роли в решении региональных политических и экономических вопросов. Без значительной политической поддержки мелкие и средние американские фирмы, разумеется, не рискнут выйти на среднеазиатский рынок.

Маловероятно, – с учетом высоких ставок, которые делаются в региональном энергетическом соперничестве, – что Вашингтон по своей воле откажется от прежнего влияния. По информации из дипломатических источников, США и Казахстана обсуждают в настоящий момент возможность обмена визитами между Назарбаевым и президентом США Джорджем У. Бушем. Ответный дипломатический шаг со стороны США будет, скорее всего, сделан во время этих визитов, в случае если они состоятся. По мнению некоторых аналитиков, главным вопросом для обсуждения на любых такого рода саммитах стало бы твердое обещание Казахстана принять участие в транспортировке нефти по трубопроводу «Баку-Тбилиси-Джейхан» – маршруту, за которым стоят США.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2018 Институт стран СНГ