Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №147(01.06.2006)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Российско-украинские отношения - повестка дня после начала работы ВРУ

27.05.2006, УРА-информ

Стенограмма пресс-конференции депутата Госдумы РФ Константина Затулина.

- Здравствуйте, дамы и господа. Если позволите, я буду говорить не на государственном языке, поскольку недостаточно с ним знаком, должен извиниться перед вам. Был здесь, когда агентство УРА-Информ открывалось, вижу, что последствия пожаров преодолены, и хотел бы поблагодарить сотрудников агентства за то, что они откликаются на наши просьбы, например, об этой встрече с вами, с журналистами.

Несколько слов имеет смысл сказать, прежде всего, потому, что состоялось первое заседание ВР нового созыва. Я постарался не пропустить всего, что там происходило, был приглашен, и у меня есть свои личные впечатления о том, что вчера произошло и что не произошло. Это глубоко внутреннее дело Украины, но я, как возможно, многие политические аналитики, сталкиваюсь с тем, что власть в Украине хотят взять измором. Во всяком случае, перерыв, который был объявлен под предлогом знакомства с комитетами, регламентом и законопроектами, – это нечто новое в парламентской практике после полутора месяцев ожидания после выборов, которые прошли 26 марта. Этого оказалось недостаточным для того, чтобы 3 участника бесконечных переговоров о создании «оранжевой» коалиции, пришли к окончательному результату.

То, что нас беспокоит в России, не скрою, это то, что Украина остается разделенной, и еще глубже, чем в 2004 году. Полтора года, прошедшие с выборов 2004 года, не сблизили, а отдалили между собой регионы Украины, и вчера это было ясно продемонстрировано. К сожалению, это было продемонстрировано и в речи гаранта Конституции, Президента Украины, который счел необходимым подчеркнуть, что государственность украинского языка будет обеспечена, в этом, я думаю, никто не сомневается, но при этом свою речь пересыпал рядом намеков, совершенно недвусмысленных и позволяющих судить о том, что конфронтация не только продолжается, но и будет углубляться. Президент не нашел ни одного слова в защиту русского языка, на чем сейчас настаивают региональные советы, и принимают соответствующие решения, наоборот, он с нескрываемой угрозой отнесся к самой идее регионального своеобразия Украины. И опять мы слышим о том, что преступно говорить о федерализме или чем-то подобном. Это удивительно, потому что в другой части своей речи Президент говорил о том, что развивается сотрудничество с РФ и восстановлено стратегическое партнерство с США. Обе эти страны, как известно, являются федерациями, но почему-то, видимо, эти примеры для украинской политической элиты, во всяком случае, той ее части, которая поддерживает Президента, являются абсолютно неприемлемыми. Мы с сожалением к этому относимся в России, потому что понимаем последствия углубления такого кризиса. Мы сами после 91-го года пережили целый ряд кризисов, самый острый из которых был, наверное, 93-й год, если говорить о всей системе государственности, и продолжаем переживать неправильных решений в национальной и региональной политике, я имею ввиду последствия военных действий в Чечне. Естественно, мы бы очень не хотели, чтобы соседнее государство, близкое нам, связанное с нами Договором о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, вместо консолидации в нем углублялся бы раскол.

Это мои первые впечатления от вчерашнего открытия Верховного Совета. Я являюсь членом Межпарламентской комиссии по сотрудничеству Федерального собрания РФ и ВР Украины. Я рассчитываю, что когда эти важные, но внутренние вопросы будут решены, парламент обратится к внешнеполитическим контактам, в частности, будет сформирован новый состав межпарламентской коалиции с украинской стороны, которую возглавлял, будучи первым заместителем спикера, господин Мартынюк. Пока эта комиссия не действует, и не действует именно по причине, с вязанной с выборами и структурированием ВС. А проблем, которые нам хотелось бы обсудить в этом межпарламентском диалоге, достаточно. Я не знаю, какие вопросы вы будете задавать, если будете, но один вопрос мне все время задают и во время пребывания на Украине, и задавали российские и украинские СМИ, когда это все происходило, вопрос о том, как мы в России относимся к новому этапу в жизни ГУАМ. Это было в начале недели, и круги по воде еще расходятся в связи с этим событием. Я, предваряя вопросы, скажу следующее. Нас не беспокоит ГУАМ, если говорить о вызове, который могут бросить России или ее мифическому или действительному империализму страны - участницы ГУАМ. Страны - участницы ГУАМ и сам ГУАМ не самодостаточен в экономическом плане, и то, что сегодня эта организация, существующая уже 7 лет, решила переназваться «Организацией за развитие демократии и экономическое развитие», означает ни много ни мало то, что она хочет приватизировать эти популярные слоганы: демократия и экономическое развитие. Я задаю вопрос: в какой мере мы можем быть уверены в том, что молдавские вина критически важны для Грузии, а грузинские – для Молдовы? Я хотел бы знать, следует из того, что таким образом объединяются эти государства, что завтра украинцы найдут себе работу в Грузии и Азербайджане, а многочисленные эмигранты из Азербайджана и Грузии, которых у нас в России несколько миллионов человек, по крайней мере треть населения Азербайджана и Грузии, направятся на работу в Украину? Я понимаю, что из 4-х стран ГУАМ 3 стороны являются импортерами энергоносителей, и лишь Азербайджан является экспортером. И, наверное, все, что мы слышали по поводу диктата России на энергетических рынках в связи с ценами на газ и т.д., вполне объяснимо - каждый имеет право искать других поставщиков. Я сомневаюсь в том, что возможно за счет азербайджанской нефти и газа решить проблемы Молдовы и Украины. Прежде всего, хотелось бы знать, как эти нефть и газ попадут на территорию Украины иначе, чем через территорию РФ и через Черное море. Я также не встречал до сих пор никаких примеров альтруизма со стороны азербайджанских нефтяных компаний или международных корпораций, которые добывают нефть и газ в Азербайджане. Я не слышал, чтобы они торговали себе в убыток даже ради демократии и экономического развития в соседних странах. Так что то, что касается ГУАМ с точки зрения его экономического наполнения, кажется мне притянутым за уши. Единственный смысл ГУАМ в том, что это - подготовительный класс или, как выразился уважаемый, вот только не пойму, бывший или действующий министр иностранных дел Борис Тарасюк, это «мостик в НАТО». Страны, которые входят в ГУАМ, и лидеры, которые решили сегодня активизировать деятельность организации, очень хотят обратить на себя внимание со стороны США и других государств - членов НАТО и хотят в данном случае предложить свои услуги по сдерживанию того самого мифического или действительного российского империализма. Нас это не беспокоит, если говорить об их собственных возможностях, но нас беспокоит тенденция, которая была ярким образом продемонстрирована Диком Чейни в Вильнюсе, и после которой, после речи Чейни, начались все эти замечательные инициативы, связанные с ГУАМ, с выходом из СНГ, то ли выходом, то ли невыходом. Мы видим, что обостряется конкуренция за бывшее советское пространство и в этой конкуренции участвуют не только страны-регионы, но главным образом мировая сверхдержава. И в качестве средства, подручного для этой сверхдержавы, я так понимаю, и будет использоваться ГУАМ. Вот это нас может беспокоить, и это будет поводом для разного рода дискуссий и консультаций, которые будут проходить и проходят, не обязательно с членами ГУАМ, но с их вдохновителями и на «большой восьмерке», которая предстоит, и во время саммита с европейскими странами по вопросам развития отношений между Россией и Европейским Союзом. Я сегодня с радостью узнал о том, что действующий посол ФРГ стал советником Президента. Я так понимаю, что открыт процесс, и у нас тоже есть кандидаты на занятие таких должностей, если, конечно, объявляется конкурс. Что касается самого господина посла, то мне кажется несколько странным такое его внимание к русскому языку и его поездки в региональные и городские советы востока Украины с убеждениями не принимать решений по русскому языку. Это что-то новое, когда у нас послы становятся не только внештатными советниками президентов, при которых они аккредитованы, но еще и экспертами в области русского или украинского языка. Всех тем, наверное, не охватишь, и я был бы признателен, если бы вы задали свои вопросы, а я бы на них ответил.

- Как Вы думаете, кому на Украине нужны Ваши советы об открытии сессии ВС, содержании речи Президента и т.п.?

- Я думаю, что они нужно «5 каналу», раз он сюда пришел и задает этот вопрос. У меня нет листа участников, Вы можете потом узнать и уточнить, кому нужны мои советы, кому не нужны. Это не советы, это мнение.

- Вы говорили, что основная угроза для России - это борьба за постсоветское пространство, Россия, судя по всему, по Вашим словам, начинает проигрывать эту войну. Россия владеет ресурсами, богатая страна, а уровень жизни, в принципе, такой же, как и в Украине. Почему тогда Россия удивляется, что в Украине есть стремление к Западу? Чем Россия может быть интересна Украине?

- Во-первых, Россия ничему не удивляется, она так долго существует, в отличие от некоторых государств - членов ГУАМ, что уже давно ничему не удивляется. Что касается угрозы, ну, я против того, чтобы Вы мои слова трактовали как признание реальности. Я сказал о конкуренции, которая обостряется, и даже избегал таких звучных определений как «враги», «противники» и т.д. Мы не считаем США врагом и не считаем Украину врагом, это было бы странно. Повторяю, хотя срок действия Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве в следующем году истекает и до 13 ноября нужно России и Украине обменяться письмами о желании или нежелании продлевать этот договор, но все же, будет этот договор действовать или нет, мы не считаем Украину противником. Тем более, мы прекрасно знаем, что существуют две Украины, если уж так разобраться, лишний раз вчера в этом могли убедиться. Но то, что касается возможностей России, проигрывает она эту войну или нет, я бы не торопился с такого рода категоричными суждениями. Прежде всего, Россия, как и другие страны, испытывает до сего дня последствия распада СССР - это взрыв галактики и в течение еще многих лет это событие будет оставаться определяющим и главным. Все другое, что происходит - союзы разрушаются, создаются - пока еще не очевидно, что это останется в истории и будет иметь продолжение. Чем может помочь Россия, чем она помогает и чем она может быть интересна? Прежде всего, хочу заметить, что для Украины, которая торгует с Россией и имеет в сальдо своей внешней торговли большой объем торговых операций с РФ, а не с кем-то другим, Украина, которая, плохо это или хорошо, до прошлого года получала газ по определенным ценам и продолжает его получать теперь, и будет, вероятно, продолжать, потому что нет никакой замены этим поставкам, такой вопрос звучит странно: чем Россия и Украина могут быть интересны друг другу. Мы сделали предложение, называется оно ЕЭП, и оно, по-моему, еще действительно, по крайней мере, до создания нового правительства, программа которого нам неясна. На Украине преобладало сдержанное отношение к ЕЭП, и Украина теперь пытается найти замену ЕЭП в союзе с Молдовой, Грузией и Азербайджаном. Вы можете легко сравнить потенциал ЕЭП, по крайней мере, России, Беларуси и Казахстана, которые в нем участвуют, и потенциал стран, на которых ЕЭП меняет Украина. Что касается других союзов и альянсов, куда Украина стремится - ЕС, НАТО - это, безусловно, внутреннее дело Украины, но я что-то не слышал, чтобы была какая-то перспектива вступления Украины в ЕС. Вступление в НАТО, хотя такая перспектива, безусловно, есть, - это совсем не решение вопросов экономики и благосостояния, это возможность повоевать украинским призывникам и военнослужащим где-то в хорошей горячей точке, на которую НАТО претендует с точки зрения миротворческого процесса или какого-то иного. Вот, собственно, такой развернутый ответ на этот вопрос, потому что я улавливаю, от чего Украина отказывается, что власть Украины предлагает украинскому народу в качестве замены, но я не вижу в этом перечне объединения с США или вступления в ЕС всерьез. Потому что и тот, и другой вопросы просто не стоят. А вступление в НАТО - это совсем другая тема.

- Судя по Вашему выступлению, видно, что Вы Украину не любите.

- Нет, это неправда. Я Украину люблю, более того, как и многие в России, в далеком прошлом моя семья жила в Полтавской губернии, это было 200 лет назад, но я делаю разницу между той Украиной, которая привыкла гордиться и даже клясться, и довольно сомнительными экспериментами, главной целью которых является противостояние России. С другой стороны, я убежден, что Украина и Россия, в какой-нибудь форме союза между собой, хотя бы в форме ЕЭП, каждая по отдельности в случае участия в таком пространстве занимают более высокий удельный вес в мире и мировых экономических и иных отношениях, чем по отдельности. Я думаю, что ссоры между Россией и Украиной не приносят никакого добра ни России, ни Украине и отсутствие стратегии партнерства, прежде всего, сказывается на Украине и, конечно, сказывается на России.

Сегодня в Риге заседает Балтийский форум, куда я приглашен и направляюсь. Поэтому всего хорошего, надеюсь, к 7-му числу у нас будет больше новостей об «оранжевой» коалиции.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ