Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №147(01.06.2006)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Борьба за скрытые возможности

25.05.2006. Время (Кишинев)

Дмитрий Каврук

Киевский саммит ГУАМ не успел закончиться, как информационное пространство моментально наполнилось многочисленными репликами относительно будущего союза четверки. Само обилие оценок говорит об объективном росте внимания к ГУАМ, а, значит и статуса этой уже международной организации.

Взгляд из Москвы

Российские политики и эксперты, представленные в высокой степени монополизированном Кремлем русском интернете, в основном настроены радикально. Они видят лишь экономическую несостоятельность и политическую враждебность по отношению к России.

«Никакие организации на постсоветском пространстве без России не могут быть эффективными», - безапелляционно заявил председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов. Чиновник из СНГ Андрей Савельев считает, что речь идет не больше ни меньше, чем о «фарватере политики, направленной на создание пояса враждебности вокруг России». «Ничего, кроме как портить настроение России, они не могут», заявил он.

Сенатор РФ Виктор Шудегов выразил сожаление, что «наши бывшие республики ведут себя так недружественно по отношению к России». Другой законотворец, Валерий Федоров полагает, что сотрудничество гуамовцев с ЕС и НАТО «является для России, с одной стороны, очень тревожным фактом, а, с другой, - огорчительным».

Теперь русские законотворцы начали вспоминать о том, что до них пытались донести Грузия, Украина и Молдова – о братстве и дружбе народов. «Они (ГУАМ) забыли о своем ближайшем соседе - России, с которым их связывает многовековая история, говорящая, в частности, о том, что с ближайшим соседом нужно жить дружнее, чем с дальним родственником», сокрушается Федоров.

«Это политические игры в ущерб здравому смыслу и интересам рядовых граждан», так прокомментировал Богомолов усиление ГУАМ в Киеве. Зато умеренно оптимистичен Основатель Института национальной стратегии Украины и России Станислав Белковский: «Единого постсоветского пространства как геополитического феномена больше не существует. Существование и развитие ГУАМ являются объективными тенденциями, которые отображают новую реальность на той части евразийского пространства, где Россия была до 2004 года единоличным лидером».

Голоса из Киева

Украинских экспертов отношения с Россией волнуют не в такой степени. Гораздо интереснее для них экономическая составляющая ГУАМ. Немецкая газета «Зюддойче Цайтунг» пишет, что ГУАМ станет ответом на Евразийское экономическое сообщество, созданное Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. Но в Украине далеко не все эксперты столь оптимистичны.

Украинский политолог Владимир Малинкович считает, что в этом плане особых перспектив у ГУАМ нет. «Среди четырех стран лишь Азербайджан представляет для Украины значительный интерес. Но он не собирается себе в ущерб транспортировать нефть не через Турцию, а через Украину. Алиев будет политически очень осторожен, ему нужно поддерживать хорошие отношения как с Западом, так и с Россией. Активной роли в ГУАМ Азербайджан играть не будет», считает эксперт.

Михаил Погребинский, директор Центра политических исследований и конфликтологии, утверждает, что «единственный экономический смысл в ГУАМ для Украины - это транспорт каспийской нефти. Но Азербайджан играет свою игру и не отдается со всей страстью ГУАМ, как Грузия и сам Виктор Ющенко».

Эксперты, конечно, всегда должны делать прогнозы. Но относительно ГУАМ подобная футурология – дело очень неблагодарное. Экономические перспективы этой организации – это уравнение с одними переменными, и все они – неизвестны. Правильнее будет сказать, что ГУАМ может быть как экономически успешной, так и экономически провальной. А не гадать на кофейной гуще о психологической стороне восприятия Алиевым российско-азербайджанских отношений.

В любом случае, известно, что в 2006 году будет создан Топливно-энергетический совет стран ГУАМ, который на первых порах должен будет только и делать, что чертить на карте воображаемые пути газо- и нефтепроводов каспийско-черноморского маршрута транспортировки и считать экономическую эффективность каждого из вариантов. Кстати, уже накануне саммита президентов министры экономического блока этим и занимались. Конкретные проекты обещают появиться в недалеком будущем. Министр топлива и энергетики Украины.

Экономическая составляющая ГУАМ, это, конечно, в первую очередь, транспортировка энергетических ресурсов, но не только. Созданная на саммите Зона свободной торговли между Грузией, Азербайджаном, Молдовой и Украиной означает, что теперь товары и услуги будут пересекать границы четырех государств с куда, как большей легкостью.

Советник Президента Украины, руководитель Главной службы внешней политики Секретариата Константин Тимошенко не назвал прогнозируемого годового товарооборота, который бы мог быть в рамках сотрудничества стран ГУАМ в условиях режима свободной торговли. «Сейчас говорить о каких-то цифровых показателях, я думаю, еще рановато, нужно, чтобы начала функционировать вся эта система».

Естественно, для Молдовы самый интересный вопрос, это винные рынки стран ГУАМ и самый мощный из них – украинский. Но главный специалист Департамента рынка растениеводства, садоводства, виноградарства и виноделия Министерства аграрной политики Украины Сергей Ченуша полагает, что «значительного роста импорта молдавского и грузинского вина в Украину не ожидается».

Вице-президент Центра исследования корпоративных отношений Ростислав Тищенко заявил: «Я не уверен, что Грузия или Молдова смогут здесь продать намного больше вина, чем продают сейчас, но они определенно смогут продать намного больше картофеля, мандарин, помидоров, кабачков, перца и т.д.»

Между США и Россией

Конечно, ГУАМ создан главами четырех государств: Молдовы, Украины, Грузии и Азербайджана. Но сегодня трудно говорить о его жизнеспособности вне контекста отношений к нему и между собой Российской Федерации и США. Принятые на саммите президентов ГУАМ декларации наглядно демонстрируют, какую роль в поддержке организации играет США.

В базовой декларации сказано о недопустимости экономического давления и монополизации энергетического рынка (понятно, о каком государстве идет речь), и подтверждается курс государств ГУАМ на углубление европейской интеграции и на укрепление отношений с Европейским Союзом и НАТО. Кроме того, подчеркивается заинтересованность в «...развитии партнерских отношений с Соединенными Штатами Америки и другими странами и организациями».

В декларации об урегулировании конфликтов президенты особо подчеркивают важность демилитаризации конфликтных зон и обеспечения безопасности в этих зонах с помощью размещаемых там многонациональных миротворческих сил (другими словами, не российских).

Все это заставляет опасаться экспертов, что речь идет в первую очередь об объединении, которое будет заниматься «экспортом демократии на постсоветском пространстве». А раз так, то Россия будет давить на Азербайджан.

Москва могла бы попугать его перспективой «цветной революции». Предметом торга в этой игре может стать Нагорный Карабах. Но пока в этой борьбе побеждает Запад. На саммите президентов заместитель помощника Государственного секретаря по вопросам Европы и Евразии Дэйвид Крэймер заявил, что США поддерживают создание «Организации за демократию и экономическое развитие – ГУАМ» с Секретариатом в Киеве и заверили в том, что будут предоставлять соответствующую помощь.

Похоже, что политики, дипломаты, обозреватели, эксперты, наблюдатели и прочие комментаторы просто не в состоянии увидеть в восточноевропейских процессах нечто, выходящее за рамки американской и натовской политики. А «нечто» - это украинская политика. Молдавская политика. Государственные политики защиты национальных интересов.

«Речь идет о создании нового субъекта международного права – союза независимых государств, избравших вектор сотрудничества с ЕС. Мы ищем формы взаимной интеграции на основе межгосударственных интересов, когда речь идет о союзниках, а не о метрополии и вассалах»,– сказал корреспонденту российского издания «Коммерсант» советник по внутренней политике президента Молдовы Марк Ткачук.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ