Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №148(15.06.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Высоко замахнулся

05.06.2006. БелГазета

Виктор Мартинович

2 июня премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский представил депутатам ПП НС программу действий правительства до 2010г. Наряду с недавним посланием президента этот доклад должен обозначить, куда власть планирует вести страну ближайшие 5 лет. И если по итогам спича Лукашенко понятно стало лишь то, что в Беларуси все в порядке с гражданским обществом, доклад премьера все объяснил. Сторонники рыночной экономики узнали про грядущую ценовую либерализацию и поддержку частного бизнеса, любители «парадка» - про укрепление энергетической безопасности. Удивительно ли, что программа Сидорского понравилась всем и была принята единогласно?

Не так давно, комментируя новую структуру правительства, президент заявил о возрастании роли белорусского «экономического штаба», о том, что сам Лукашенко не намерен больше вмешиваться в вопросы, которые традиционно должен решать Совмин. Мысль об увеличении полномочий подчиненных Сергея Сидорского прозвучала и 5 мая, на встрече главы государства с членами нового кабинета. «Вам даны огромные права, поэтому возрастет и спрос за результаты работы», - подчеркнул президент, обращаясь к министрам. В то, что роль премьера в белорусской общественной жизни действительно возрастет, верилось не вполне.

В конце концов, Лукашенко слишком долгое время был известен своим стремлением участвовать решительно во всех начинаниях - от конкурсов красоты до газификации Полесья.

Но что-то все-таки изменилось в конфигурации ветвей белорусского властного древа после мартовских выборов. 2 июня Сергей Сидорский вел себя как вполне самостоятельный премьер, имеющий пространство для маневра и даже собственную точку зрения. Доклад, аналогичный зачитанному Сидорским, вполне мог прозвучать в российском парламенте, благо традиция ссылаться через слово на президента появилась уже и в московской политической среде.

Тенденция к постепенному выходу премьера из-под президентского крыла наметилась еще 17 апреля 2006г., во время утверждения и.о. премьера депутатами. Представлял кандидатуру народным избранникам не Лукашенко, как это было в Беларуси до сих пор, а глава президентской администрацииГеннадий Невыглас. В отличие от прошлых лет, когда за претендента на пост главы правительства говорил в основном Лукашенко, 17 апреля Сидорский произнес полноценный собственный доклад, в котором конспективно озвучил все тезисы, которые 2 июня вошли в программу: поддержка частного бизнеса, сокращение налоговой нагрузки, увеличение доли строящегося соцжилья. Уже тогда новый-старый премьер понравился депутатам. За его утверждение проголосовало 103 человека при двух против.

2 июня депутаты принимали Сидорского так, как до этого принимали лишь Лукашенко. Зачитанная председателем Совмина программа не получила ни одного откровенно критического замечания. Депутат-старожил Анатолий Красуцкий, работавший в палатах I-II созыва, а потому видевший парламентские выступления уже нескольких премьеров, назвал программу Сидорского «самой подготовленной». В дополнение к ней Красуцкий напомнил о проблеме индексации вкладов. Похвалил речь Сидорского и депутат Куцко, по словам которого подходы правительства дают надежду на выполнение прогнозных показателей третьей пятилетки.

В какой-то момент у Сидорского - совсем уж в стиле общения народных избранников с Лукашенко! - стали просить решения конкретных проблем избирателей в округах.

Когда дело подошло непосредственно к голосованию и председатель постоянной комиссии по госстроительству Михаил Сосонко напомнил членам нижней палаты парламента о том, что у них есть возможность не принять доклад премьера, причем повторное отклонение программы будет означать вотум недоверия правительству, прозвучало это как пустая формальность. Было понятно, что программа Сидорского пройдет.

Один из депутатов, сославшись на бурные аплодисменты, переходящие в овацию, которыми народные избранники отметили речь премьера, предложил вообще не проводить ее обсуждения, а сразу голосовать. В прениях выступила депутат Светлана Гиль, попросившая премьера уделять больше внимания работе с иностранным инвестором и подробно рассказавшая об их проблемах. «Мы привержены тому курсу, что инвестиционный климат в Беларуси - самый благоприятный», - ответил ей премьер.

После этого началось непосредственно утверждение программы. За сам документ проголосовало 103 депутата, за постановление о принятии программы - 104. «Против» ни в том, ни в другом случае не высказался никто.«Такого никогда еще не было», - прокомментировал итоги выступления Сидорского спикер ПП НС Владимир Коноплев. Премьер поблагодарил депутатов за поддержку и обещал принять все меры для того, чтобы построить«государство для народа», о котором заявлял в своем послании президент.

В кулуарах выступлению Сидорского давались еще более лестные оценки, чем с трибун. Народные избранники обращали внимание на то, что премьеру удалось соединить в документе требования главы государства, пожелания III Всебелорусского собрания и либеральные подходы, исповедовавшиеся в ПП НС предыдущего созыва группой парламентских либералов. «Если эта программа будет выполнена, оппозиции в этой стране нечего будет делать», - прокомментировал планы премьера один депутат.

Впрочем, как показывает практика, правильные слова, звучащие с высоких трибун в Беларуси, далеко не всегда воплощаются в жизнь. Особенно если эти правильные слова посвящены либерализации и «структурной перестройке экономики». А потому в выступлении премьера явно главным оказалось не содержание речи, а общий антураж, в котором она была произнесена. В кои-то веки в Беларуси премьер вел себя не как механическое продолжение президента, а как самостоятельный общественный игрок, которому глава государства доверил вполне серьезную роль.

Когда 23 мая Александр Лукашенко произнес непривычно короткое послание, в котором говорил о чем угодно, но только не о внятных приоритетах общественной и экономической жизни, все удивились и крепко задумались. Оказалось, тему было доверено раскрыть неделей позже Сергею Сидорскому. Который из статуса президентской тени - извечной роли премьера в Беларуси, - похоже, превратился во вполне полноценного и весьма изящного политика, могущего срывать аплодисменты зала и презентовать программы, проходящие единогласно. Словно в стране, где вот уже 12 лет все аплодируют одной и той же личности, появился второй публичный игрок.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ