Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №152(01.09.2006)
<< Список номеров
НАПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРИЛОЖЕНИЕ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Избирательная гостеприимность

01.08.2006. Новые нзвестия

Марьям Магомедова, Евгения Зубченко

Миллионы переселенцев из стран СНГ живут на птичьих правах, а чиновники приглашают новых

Через месяц начнется реализация государственной программы «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом». 1 сентября главы 12 регионов, куда, по замыслу чиновников, скоро хлынут соотечественники из СНГ, должны отчитываться на заседании правительства о подготовке к приему «переселенцев».

Но уже сейчас в России проживают несколько миллионов соотечественников, которые вернулись на родину в 90-е годы и до сих пор находятся здесь в положении непрошеных гостей. У людей нет жилья и постоянной регистрации, а значит, они лишены доступа к образованию, медицине, не получают пенсии и пособия. Их пример вряд ли соблазнит соотечественников возвратиться на Родину.

Как сообщил «НИ» член комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин, программа разрабатывалась в правительстве, в Федеральной миграционной службе и к этому также была причастна администрация президента. Согласно новой программе переселенцам полностью оплатят переезд к месту проживания, выдадут единовременное пособие на обустройство и в течение полугода до получения гражданства будут ежемесячно выдавать денежные пособия. Предусмотрен и социальный пакет, включающий получение образования и медицинских услуг, плюс льготное жилье.

Но есть и ограничения. Переселенцам предлагается выбирать регионы из трех категорий. «А» – стратегически важные приграничные территории, «характеризующиеся сокращением численности населения». «Б» – территории, где реализуются крупные инвестиционные проекты, требующие массового привлечения переселенцев в связи с отсутствием соответствующего предложения рабочей силы на территориальном рынке труда. «В» – территории с устойчивым социально-экономическим развитием, на которых наблюдаются сокращение общей численности населения и миграционный отток. И только в категории «А» переселенец вправе рассчитывать на полную господдержку. Зато те, кто решит отправиться на территорию класса «Б», не будут получать пособие по безработице. «В» означает для соотечественников, что и «подъемных» им не видать. Стоит также отметить, что в течение двух лет покидать выбранный регион нельзя. То есть можно, конечно, но придется тогда вернуть «подъемные».

По идее программа позволит приехать в Россию практически всем выходцам из СССР и России, проживающим за рубежом. Как сообщили «НИ» в Департаменте МИД по работе с соотечественниками, в бывших советских республиках сегодня проживают около 22 миллионов соотечественников. Однако, как уже писали «НИ», социологи ВЦИОМ выяснили, что до сих пор не ясно, кого именно считать соотечественником. Большинство респондентов (40%) считает таковыми только русских, проживающих за рубежом. 33% считают таковыми всех граждан бывшего СССР. И лишь 22% опрошенных готовы признать соотечественниками всех говорящих по-русски и связанных с русской культурой (то есть в том числе представителей других национальностей).

В самой программе нет каких-либо жестких ограничений относительно того, кого считать соотечественником. Но вместе с тем отмечается, что «воспитанные в традициях российской культуры, владеющие русским языком и не желающие терять связь с Россией соотечественники в наибольшей мере способны к адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества». В МИД предлагают ориентироваться на закон «О госполитике РФ в отношении соотечественников за рубежом». Согласно документу таковыми считаются не только граждане России, постоянно проживающие за границей, но и бывшие граждане СССР и получившие гражданство стран, входивших в состав Советского Союза, эмигранты из СССР, РСФСР и России, ставшие гражданами других иностранных государств. Соотечественниками признаются и их потомки за исключением потомков «лиц титульных наций иностранных государств». «И сам Владимир Владимирович, и все, вместе взятые, никто, конечно, не может дать точное определение соотечественника, – сказали «НИ» в Департаменте МИД по работе с соотечественниками за рубежом. – Но то, что написано в законе, вполне в принципе внятно. К этой категории можно отнести три вида соотечественников. Это зависит от самоопределения и ситуации».

 В то же время эксперты говорят о том, что госпрограмма не приведет к наплыву соотечественников. По словам Константина Затулина, со времен распада СССР в Россию вернулись 5–6 миллионов человек. «Я бы не переоценивал возможности этой программы, – сказал он «НИ». – Но сегодня она не является привлекательной для соотечественников настолько, насколько это кажется тем людям, которые эту программу составляли. Страхи первого периода, когда люди бросали все и бежали в Россию, давно прошли». Об этом же «НИ» сообщил и президент межрегионального общественного объединения «Гуманитарный центр помощи беженцам и вынужденным переселенцам» Юрий Федяев. По его словам, основной наплыв россиян из этих стран пришелся на 90-е годы, когда в этих странах происходили беспорядки на национальной почве. В основном люди едут из Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, Казахстана.

Член Экспертного совета при Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, заведующая лабораторией анализа и прогнозирования миграции Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Жанна Зайончковская также считает, что в принципе возлагать на эту программу большие надежды не стоит, хотя «лучше поздно, чем никогда». «Сейчас приток очень небольшой, например, за 2005 год Госкомстат оценивает миграционный прирост в 130 тыс. человек, что очень мало», – рассказала она «НИ». – На мой взгляд, будет некоторый всплеск, но опять же все будет зависеть от того, насколько подключатся регионы».

Вряд ли наших соотечественников соблазнит пример тех, кто уже вернулся в Россию, не дожидаясь специальных программ. Здесь ситуация выглядит традиционно, то есть плачевно. Президент Гуманитарного центра помощи беженцам Юрий Федяев, в свое время приехавший из Таджикистана, утверждает, что сейчас в России проживают 15 миллионов наших сограждан, приехавших в Россию из-за рубежа, которые не знают, куда себя деть. И примерно 10 миллионов из них не имеют постоянной регистрации. «То есть они как бы не учтены или учтены в качестве бомжей, то есть людей без определенного места жительства», – сказал «НИ» г-н Федяев. Он не понимает, зачем чиновники занимаются этой программой, когда уже давно приехавшие граждане брошены на произвол судьбы. «Нашего президента элементарно подставили, – полагает он. – Время упущено. С 90-х мы уже давным-давно здесь. Сейчас надо решать вопрос с теми людьми, которые находятся здесь в бесправном положении. Граждане России имеют регистрацию по месту пребывания, то есть гостевую регистрацию. Это временная регистрация. С ней толком на работу невозможно устроиться, пенсию невозможно получить, пособие на детей». Он говорит о том, что люди находятся в статусе полуграждан. «Гражданство у нас есть, а получить постоянную регистрацию можно лишь в том случае, если у тебя имеется постоянное жилье, – объясняет он. – У нас такого нет. Выходит замкнутый круг».

В основном истории переселенцев очень схожи. Вот, к примеру, семья Ефремовых из Таджикистана. Они приехали, жили в общежитии, им дали оформить в собственность комнату. «Но встать на улучшение жилищных условий они не могут, хотя они вынужденные переселенцы, – сказал г-н Федяев. – Чиновники под всякими предлогами их футболят. Они готовы заплатить, и ничего не получается. И еще семья Снежиных, тоже из Таджикистана. У них глава семьи умер от рака легких в 55 лет. Остался двенадцатилетний ребенок, ни пособий, ничего не оформляли, так как он имел временную регистрацию. Из школы его тоже попросили. Сказали: «Дай регистрацию постоянную либо выгоним». Еле-еле конфликт решили, нашлось место, где нам удалось этого мальчика прописать».

Юрий Федяев утверждает, что такая ситуация, «где вопрос не решается никак», существует практически во всех регионах России. Причина, по его мнению, в том, что до сих пор нет внятного закона о вынужденных переселенцах, миграционной концепции, хотя миграционная служба работает с 1992 года. В свою очередь, демограф Жанна Зайончковская утверждает, что миграционная служба не собирает информацию о том, сколько сейчас неустроенных мигрантов, и никто не может назвать точную цифру. «Сейчас на учете числится небольшое количество вынужденных переселенцев и беженцев, – говорит она. – По закону, через пять лет после приезда их должны были снимать с учета, но поскольку государство перед многими не выполнило свои обязательства, то люди просто не приходили перерегистрироваться. А если они не пришли, то они автоматически снимаются с учета». Большинство из них действительно так и не смогли устроиться. По данным г-жи Зайончковской, из всех, кто стоял на учете, только 10–12% было обеспечено хоть каким-то жильем, считая общежития и безвозвратные ссуды, которые выдавались семьям. А остальные устраивались сами.

Депутат Затулин уверен, что по отношению к тем, кто уже находится в России, должна быть проведена самая широкая амнистия либо легализация. «На начальном этапе именно они стали главной жертвой, – рассказал он. – Один из недостатков этой программы – замкнутость – недостаточное привлечение общественности к обсуждению этой проблемы. Были сделаны какие–то шаги, но они остаются формальными. Создан в правительстве совет, который занимается миграционными проблемами, и он остается до сих пор формальным. У нас до сих пор не могут прийти к мысли, что работа с соотечественниками за рубежом и работа с миграционными потоками внутри должна быть объединена».


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ