Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №152(01.09.2006)
<< Список номеров
НАПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРИЛОЖЕНИЕ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


БЕЛОРУССИЯ




Хроника

15 августа. Как сообщил на заседании Президиума Совета министров Белоруссии министр статистики и анализа РБ Владимир Зиновский, в период с 14 по 24 октября 2009 года в республике планируется провести очередную перепись населения.

В ходе переписи предполагается получить сведения о демографических и социально-экономических характеристиках населения, степени распространения белорусского, русского и других языков, о наличии в республике этнических групп населения, об источниках средств его существования. Кроме того, в переписной лист предполагается включить вопросы о жилищных условиях жителей Белоруссии, характеристике жилья и распределении жилого фонда по формам собственности. Особый интерес будут представлять сведения о временно проживающем на территории республики населении. Перепись также позволит получить данные о положении различных социальных групп (женщин, детей, молодежи, лиц пожилого возраста, бездомных, безработных).

15 августа. Российские и белорусские ведомства в 1-м полугодии т.г. не  смогли освоить заложенные в бюджет Союзного государства средства на выполнение  программы «Разработка и использование перспективных космических средств и технологий в интересах экономического и научно-технического развития Союзного государства» («Космос-СГ»). Так, из 82,66 млн. российских рублей, предусмотренных бюджетом, на финансирование программы было направлено только 77,38 млн.

Об этом сообщил руководитель представительства Постоянного комитета Союзного государства в Минске Василий Шолодонов.

Программа «Космос-СГ» рассчитана на период с 2004 по 2007 годы. В настоящее время на основе программы «Космос-СГ» идет подготовка проекта новой программы «Создание многофункциональной космической системы» («Космос-НТ»), рассчитанной на период с 2008 по 2011 годы.

15 августа. В Гродно прошли торжественные мероприятия по случаю государственного праздника Республики Польша - Дня Войска Польского.

150 ветеранов Войска Польского, Армии Краёвой, активистов общественного объединения «Союз поляков в Белоруссии», представителей дипломатического корпуса Польши в Республике Беларусь возложили цветы к местам захоронения польских военнослужащих, погибших в Белоруссии в 1930-е годы и во время второй мировой войны.

16 августа. Министерство иностранных дел РБ, в своем ответе на распространенное  15 августа совместное заявление США и Европейского союза о ситуации с правами человека в Белоруссии, обвинило США и ЕС в политизации правовых вопросов и  в неверном истолковании событий.

«Белорусская сторона не увидела ничего нового в этих заявлениях. Снова имеет место политизация вопросов, которые должны решаться исключительно правовым путем. Заявления об отсутствии у ЕС и США намерений изолировать Белоруссию можно было бы только приветствовать, однако на практике, к сожалению, мы сталкиваемся с совершенно противоположными подходами. Белоруссия призывает ЕС и США отказаться от политики изоляции, ограничений, запретов. Такая политика неоднократно доказывала свою неэффективность и  контрпродуктивность», - заявила  начальник отдела пресс-службы МИД Белоруссии Мария Ваньшина.

Она подтвердила, что Белоруссия готова решать все вопросы в отношениях с ЕС и США «путем равноправного взаимоуважительного диалога».

16 августа. В Национальной библиотеке Белоруссии состоялся круглый стол «Молодежь и культура: мост в будущее», на котором представители молодежных организаций из Российской Федерации и Республики Беларусь  обсудили перспективы культурного сотрудничества в рамках Союзного государства, развитие творческого потенциала молодежи в условиях белорусско-российской интеграции.

16 августа. Как сообщили в Комитете по проблемам последствий катастрофы на ЧАЭС при Совете Министров Республики Беларусь, отдохнуть и поправить здоровье в белорусских здравницах за счет средств Союзного государства в текущем году смогут 490 детей в возрасте от 7 до 14 лет из  пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС районов Белоруссии и Российской Федерации. Кроме того, 102 белорусских школьника  отправятся на отдых и оздоровление в российский санаторий «Геолог Ямала», что в Краснодарском крае.

Из бюджета Союзного государства на финансирование оздоровления детей из пострадавших от Чернобыля районов государств-участников белорусско-российского Союза выделено более 4 млн. российских рублей.

17 августа. В малом зале Белорусской государственной филармонии  состоялся совместный концерт молодых исполнителей из Белоруссии и России. Праздничное мероприятие приурочено к 10-й годовщине начала союзного строительства.

В концерте приняли участие стипендиаты фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи - учащиеся музыкальных школ и школ искусств, колледжей, студенты Белорусской государственной академии музыки, лауреаты республиканских и международных конкурсов, а также молодые и талантливые исполнители из Российской Федерации.

17 августа. Как сообщили в  пресс-службе министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, Правительство России рассматривает кооперацию с Белоруссией  в производстве сельскохозяйственной техники как одно из первостепенных направлений развития отрасли.

При этом было отмечено, что Кабинет Министров России уже одобрил проект программы Союзного государства «Создание и организация серийного производства комплексов высокопроизводительных сельскохозяйственных машин на базе универсального мобильного энергетического средства мощностью 200-450 лошадиных сил на 2006-2009 годы». Планируется, что программа будет рассмотрена на  заседании Совета Министров Союзного государства в сентябре.

18 августа. Белорусская сторона удовлетворена переговорами, прошедшими на неформальном саммите стран ЕврАзЭС в Сочи. Об этом сообщил помощник президента Белоруссии Валентин Рыбаков.

«Подводя итоги, можно сказать, что сочинская встреча, изначально заявленная в формате неформальной встречи, оказалась важной вехой на пути укрепления интеграционных образований на постсоветском пространстве», - подчеркнул он.

По словам помощника президента Белоруссии, главы государств Евразийского экономического сообщества имели возможность обсудить самые насущные проблемы ЕврАзЭС, а также принять ряд важных решений о дальнейшем развитии этого интеграционного объединения.

18 августа. По данным  министерства статистики и анализа РБ розничный товарооборот торговли за семь месяцев нынешнего года составил 116,6% к аналогичному периоду прошлого года, организаций общественного питания - 116,4%. Прогнозом на 2006 год его рост предусмотрен на 9-10,5%. 

В январе-июле текущего года розничный товарооборот на 67% формировался торговыми организациями. Доля продажи товаров индивидуальными предпринимателями, торгующими в специально обустроенных помещениях, на рынках, в ларьках, палатках и других объектах, составила 33%.

Доля продажи товаров белорусского производства магазинами в объеме розничного товарооборота торговой сети в январе-июле 2006 года составила 80,2%, в том числе продовольственных товаров - 86,2%, непродовольственных - 71%.

18 августа. С соответствие с директивой Евросоюза в Литву запрещен ввоз цемента белорусских производителей. Возникшую нехватку в цементе предполагается ликвидировать за счет более дорогой продукции польского производства.

18 августа. Как заявил заместитель начальника административного департамента Постоянного Комитета Союзного государства Константин Кудряшов,  бюджет Союзного государства в 2007 году составит  около 4 млрд. российских рублей. При этом, более 40% из союзного бюджета идет на промышленные цели, на обеспечение безопасности и совместные военные программы в будущем году планируется выделить 500 млн. российских рублей.

18 августа.  Как заявил главный инженер УП «Геоинформационные системы» Национальной академии наук Белоруссии Олег Семенов, потеря спутника «БелКА» не повод для прекращения белорусской космической программы. Уже в ближайшее время будут названы организации, которые примут участие в создании нового белорусского космического аппарата и будут  определены основные технические характеристики спутника и ориентировочные сроки его создания.

19 августа. В резиденции президента Российской Федерации «Бочаров ручей» прошла двусторонняя встреча глав государств Белоруссии и России Александра Лукашенко и Владимира Путина.

Как сообщил  руководитель пресс-службы президента Белоруссии Павел Легкий, на встрече обсуждали ряд вопросов экономического и политического характера, итоги неформальной встречи глав государств ЕврАзЭС в Сочи, а также вопросы строительства Союзного государства.

20 августа. Пресс-секретарь Государственного секретаря Союзного государства Иван Макушок сообщил по итогам встречи Александра Лукашенко и Владимира Путина, что «главный документ Союзного государства» – Конституционный Акт – уже сверстан и не вызывает вопросов у сторон, все рабочие вопросы улажены и стороны приступили к обсуждению даты референдума». По его словам он , предположительно,  состоится в конце текущего года.

21 августа. Белоруссия в течение 2005 года и января-июня 2006 года сократила задолженность перед ОАО «Газпром» за поставленный ранее природный газ в 2,57 раза.  На 1 июля 2006 года долг составлял 61,4 млн. долларов США. Об этом сообщила заместитель министра энергетики РБ Римма Филимонова на заседании коллегии Минэнерго России. При этом за январь-июнь 2006 года задолженность  сократилась на 30%. По словам замминистра, полностью долг перед «Газпромом» будет погашен до конца 2006 года.

22 августа. Документы по созданию единой региональной системы противовоздушной обороны Белоруссии и России будут утверждены в октябре нынешнего года. Об этом заявил заместитель главкома Военно-воздушных сил России генерал-лейтенант Айтеч Бижев.

Айтеч Бижев отметил, что единая региональная система ПВО позволит более эффективно использовать силы и средства войск противовоздушной обороны на территории Белоруссии и России. После подписания документов самолеты ВВС стран-участниц Союзного государства смогут пересекать общую границу с санкции командования единой группировки, без принятия политического решения.

22 августа. В Белоруссии в 2007 году инфляция запланирована на уровне 6-8%, или 0,5-0,6% в среднем за месяц. Об этом сообщил  на заседании Президиума Совета Министров РБ министр экономики Белоруссии Николай Зайченко, представляя проект указа президента «Об утверждении важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Белоруссии на 2007 год».

Документом также предусматривается, что для устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения в следующем году темп роста валового внутреннего продукта  должен составить 108-109%. Производство промышленной продукции предполагается увеличить на 7,5-8,5%, продукции сельского хозяйства - на 6-7,5%. Выпуск потребительских товаров должен возрасти на 8,5-9,5%. Темп роста объема внешней торговли товарами и услугами намечен на уровне 108,8-109,8%.

22 августа. В Минске будет открыто отделение посольства Венгрии в Российской Федерации. Принципиальная договоренность о расширении дипломатического присутствия Венгрии в Белоруссии достигнута во время встречи чрезвычайного и полномочного посла Республики Беларусь в Венгерской Республике Елены Купчиной с президентом Венгрии Ласло Шойомом

23 августа. Возле  гостиницы «Интурист»   в Бресте в 8.30  было обнаружено тело вице-консула генерального консульства Литвы в Гродно,сотрудника литовского Департамента госбезопасности (ДГБ) Витаутаса Поцюнаса. По предварительной версии, он выпал из окна 9-го этажа гостиницы.

23 августа В Белоруссию прибыла группа литовских специалистов, представляющих Генеральную прокуратуру и Департамент государственной безопасности Литвы, для участия в расследовании обстоятельств случившегося.

23 августа. По итогам января-июля текущего года в Белоруссии выполнены все плановые показатели денежно-кредитной политики. Об этом сообщил председатель правления Национального банка Петр Прокопович.

Белорусская валюта на протяжении указанного периода являлась стабильной. По отношению к доллару США она укрепилась на 0,5%. Реальный эффективный курс белорусского рубля ко всем валютам основных стран-торговых партнеров укрепился на 1%.

23 августа. Переговоры о цене поставок российского газа в Белоруссию в 2007 году начнутся не раньше октября-ноября. Об этом сообщил Чрезвычайный и Полномочный посол Республики  Беларусь в Российской федерации Василий Долголев.

К этому времени, отметил он, станет понятна конъюнктура цен на все энергоносители, что является необходимым условием для проведения переговоров.

Что касается объемов поставок газа, то, как напомнил Василий Долголев, они определены топливно-энергетическим балансом Союзного государства, который утвержден на период до 2020 года.

23 августа. В Минске на заседании политического совета оппозиционных «объединенных демократических сил» Белоруссии был  утвержден  план деятельности оппозиции на год. Как сообщил лидер «объединенных демократических сил» Александр Милинкевич, план не будет обнародован, поскольку «работа оппозиции все больше уходит в подполье».

23 августа. Производственное объединение «Гомсельмаш» получило право продавать свою продукцию в странах Евросоюза. Об этом сообщил директор маркетинг-центра предприятия Владимир Фролов. Первые поставки белорусской техники в Чехию планируется произвести уже в нынешнем году. -

24 августа. В ближайшие три года Белоруссия планирует увеличить экспорт услуг в Москву в три раза. Значительное увеличение экспорта услуг будет предусмотрено среднесрочной программой развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между Республикой Беларусь и  Москвой, подготовка которой ведется совместной рабочей группой.

В отличие от предыдущей программы, которая полностью выполнена, новая будет направлена на развитие торговли не только товарами, но и услугами. В 2005 году объем экспорта белорусских услуг в российскую столицу составил 300 млн. долларов. Планируется, в частности, активно развивать экспорт  строительных, банковских, транспортных услуг.

24 августа. Председатель Комиссии по вопросам внешней политики Парламентского собрания Союза Белоруссии и России Николай Чергинец сообщил, что проект Конституционного Акта Союзного государства готов на 99%. «Слово осталось за руководителями двух стран. Им решать, быть ли президенту Союзного государства или оставить Выcший  Государственный Совет. Мы ждем заявлений от глав Белоруссии и России»,- сказал парламентарий.

24 августа. Сотрудничество Белоруссии и России в области внешней политики является эффективным и результативным. Об этом заявил начальник управления России и Союзного государства МИД Белоруссии Сергей Звонко.

По его словам, министерства иностранных дел Белоруссии и России осуществляют тесную координацию своей деятельности. Программой совместных действий только на 2006 год предусмотрено около 30 раундов двусторонних консультаций по различным вопросам.

Сергей Звонко подчеркнул, что Белоруссия и Россия активно взаимодействуют в рамках международных организаций, в том числе ООН. Спектр направлений сотрудничества достаточно широк - от вопросов разоружения до социально-гуманитарного блока. Особое место занимает чернобыльская проблематика.

Белорусский дипломат выразил уверенность в том, что принятие Конституционного Акта Союзного государства будет способствовать укреплению сотрудничества Белоруссии и России в области внешней политики.

24 августа. В Москве будут открыты представительства всех областей Белоруссии. Об этом сообщил  председатель Комитета межрегиональных связей и национальной политики г. Москвы Алексей Александров в ходе  восьмого заседании Совета делового сотрудничества Белоруссии и Москвы, которое проходило в Гродно. В настоящее время в Минске ведется строительство представительства г. Москвы.

24 августа. Заседание Высшего Государственного Совета Союзного государства Белоруссии и России состоится в четвертом квартале нынешнего года. Об этом  сообщил руководитель представительства Постоянного комитета Союзного государства в Минске Василий Шолодонов.

По его словам, проект повестки дня заседания уже подготовлен, в настоящее время он обсуждается сторонами. Как ожидается, на заседании ВГС будет рассмотрен проект Конституционного акта Союзного государства, работа над которым практически завершена.

24 августа. В Белоруссии в отношении банков отменен институт «золотой акции». Соответствующий Указ №520 «О внесении дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 1 марта 2004 г. №125» подписал глава государства Александр Лукашенко.

Действие указа №125 «Об особом праве («золотой акции») государства на участие в управлении хозяйственными обществами» распространялось, в частности, на крупнейшие банки с участием государственного капитала АСБ «Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк», «Белпромстройбанк», «Белинвестбанк», «Белвнешэкономбанк» и «Паритетбанк».

25 августа. Министерство юстиции Белоруссии вынесло письменное предупреждение оппозиционной Партии коммунистов Белорусской (ПКБ) за несвоевременное предоставление сведений о прошедшем 15 июля  внеочередном съезде партии и численности партии. Эксперты считают, что власть сделала очередной шаг к закрытию партии оппозиционных коммунистов. Десять дней назад минские городские власти заявили о незаконности существования в столице всех организационных структур Партии коммунистов Белорусской.

25 августа. Президент Белоруссии Александр Лукашенко поддержал предложение председателя Могилевского облисполкома Бориса Батуры по созданию культурно-делового центра в российской столице на базе торгового дома «Москва-Могилев».

25 августа. Президент Белоруссии Александр Лукашенко потребовал от министра образования РБ Александра Радькова повысить эффективность преподавания иностранного языка в школах. Президент подчеркнул, что с учетом активной интеграции Белоруссии в мировые хозяйственные связи и информационное сообщество выпускник 12-го класса должен свободно владеть разговорным европейским или китайским языком.

26 августа. В Минске по инициативе республиканского общественного объединения «За Союз и коммунистическую партию Союза» состоялся массовый пикет с протестом против «агрессивной политики США, Евросоюза и Израиля на Ближнем и Среднем Востоке», а также в поддержку интеграционных усилий на постсоветском пространстве.

28 августа. Президент Белоруссии  подписал указ № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)», в котором  детально регламентирован порядок страхования экспортных рисков с поддержкой государства, а также определены механизмы компенсации банкам потерь, связанных с выдачей кредитов на льготных условиях.

Указом устанавливается, что исключительное право на проведение страхования экспортных рисков с поддержкой государства принадлежит Республике Беларусь и осуществляется от ее имени Белорусским республиканским унитарным предприятием экспортно-импортного страхования «Белэксимгарант».

28 август. В Белоруссии будет создана государственная перестраховочная организация. Такое решение содержится в указе президента РБ № 530 «О страховой деятельности». Указ устанавливает правила коммерческого страхования и является основополагающим документом. В нем изложены как основы страхования в Белоруссии, так и особенности проведения различных видов обязательного страхования, введенного на территории республики.

Кроме того, в указе предусмотрен ряд мер по либерализации законодательства о страховании, связанных с проводимой работой по вступлению Беларуси в ВТО. Документом также устанавливается экономическая ответственность страховых организаций, страховых брокеров и административная ответственность их должностных лиц за нарушения законодательства о страховании, а также упорядочивается посредническая деятельность в страховании.

28 августа. Как заявил заместитель министра иностранных дел Польши Рафал Висневски, правительство этой страны запланировало выделить  из бюджета 1млн. 300 тысяч на «демократизацию» и поддержку оппозиционных СМИ в Белоруссии.




Скандал как инструмент белорусской политики

Владислав Лосев

В последнее время вокруг Белоруссии раскручивается новый виток политических скандалов. Собственно говоря, уже сложилась некая и довольно своеобразная традиция белорусской политической культуры, стержнем которой являются именно скандальные ситуации. Причем это радикально средство используют или пытаются использовать практически все действующие фигуры белорусской политики. Это касается как президента, так и его противников.  И всегда за всеми эмоциями  политических «гвалтов»  скрываются вполне  рациональные материальные расчеты.

Так, причиной череды небезызвестных газовых «скандалов» было желание белорусских властей максимально растянуть во  времени состояние интеграционно-энергетической  неопределенности. Когда белорусская сторона, взяв на себя обязательства по созданию совместно с «Газпромом» газотранспортного предприятия, постоянно уклонялась от их выполнения  и в то же время получала энергоресурсы по внутрироссийским или близким к ним ценам. Этакая «хуторская» хитрость в отношении  союзника и партнера по Союзному государству. Когда же российской стороне наскучивала эта «волынка»  и она предлагала белорусским властям в конце концов определиться, – или выполнять данные обещания, или переходить на рыночные цены на газ, – из Минска начинали сыпаться обвинения  в «олигархическом империализме» и в намерении «отобрать у стариков последние копейки».

В итоге  разворачивался скандал, цель которого, впрочем, с точки зрения среднего белорусского гражданина была вполне оправданной. Белорусское народное хозяйство остро нуждалось в недорогих энергоносителях и оно их получало. При этом, белорусские предприятия не отдавались на откуп «капиталистическим хищникам, которые уже ограбили российский народ». Все это находило положительный отклик у лево настроенного и неискушенного населения и обеспечивало Александру Лукашенко политическую поддержку со стороны значительной части избирателей.

Что касается оппозиции, то ее лидеры, в свою очередь,  неплохо освоили технологию извлечения прибыли из провокационной политической «трескотни». Все годы правления А.Г. Лукашенко сопровождаются многочисленными скандальными историями, связанными с разгонами оппозиционных демонстраций и загадочными исчезновениями оппонирующих президенту политиков и журналистов. Эти инциденты призваны  показать мировому сообществу всю «тиранию» нынешней белорусской власти и соответственно подвести идеологическую основу под выделение США и странами Евросоюза денег на борьбу с Лукашенко. 

Однако при ближайшем рассмотрении становится очевидной наигранность и искусственность большинства  конфликтов с властями, которые в последующем выдаются за «жестокие преследования со стороны режима». Оппозиционные активисты сознательно идут на нарушение  законодательства, определяющего порядок проведения массовых уличных мероприятий.  А когда силы правопорядка пресекают несанкционированные акции, то в оппозиционных и зарубежных, в первую очередь  польских, средствах массовой информации поднимается волна публикаций и комментариев о «беспощадности» белорусской правоохранительной системы.

Особенно много шума стоит по поводу чрезмерной суровости наказания  за участие в неразрешенных манифестациях, что вряд ли можно считать справедливым. Суды, как правило, выносят довольно мягкие приговоры. Обычно за участие в несанкционированных акциях и массовых беспорядках правонарушители получают от 2 до 15 суток административного ареста.  Очень редко присуждают штрафы или более продолжительные сроки нахождения под стражей.

Имеются, конечно, и  исключения. Так, 4 августа нынешнего года суд Центрального района  Минска  приговорил к различным срокам лишения свободы (от 6 месяцев до 2 лет) четырех наиболее активных членов нелегальной антиправительственной организации «Партнерство», которые признаны  виновными в совершении преступления, предусмотренного статьей 195-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Незаконная организация деятельности общественного объединения, религиозной организации или фонда либо участие в их деятельности».

Надо сказать, что на эту организацию (по терминологии оппозиции «гражданскую инициативу» – ГИ) на завершающем этапе, прошедшей в марте президентской предвыборной кампании,  возлагалась роль «запала» планировавшейся «цветной» революции. «Партнерство» как «гражданская инициатива по независимому наблюдению за выборами», намеревалось 19 марта сразу после завершения голосования,  якобы на основе проведенных «опросов на выходе», объявить о победе «единого кандидата от оппозиции» Александра Милинкевича, После чего, из западных столиц  должны были поступить поздравления в адрес Милинкевича, а десятитысячная толпа его сторонников, собравшихся на Октябрьской площади Минска, пойти на приступ находящейся неподалеку резиденции президента Белоруссии.

В случае же неудачи в деле захвата власти, специально направленные из Грузии боевики собирались ликвидировать Милинкевича и, естественно, отнести это преступление на счет действующей власти. Вот примерно по такой схеме, по версии белорусских спецслужб, должны были разворачиваться события в Белоруссии в марте текущего года.

Однако накануне выборов органы госбезопасности произвели упреждающие действия, которые разрушили провокационные планы оппозиции.  В частности, в средствах массовой информации были широко обнародованы заранее заготовленные членами ГИ «Партнерство» протоколы с «результатами» голосования в пользу Милинкевича, а упомянутые грузинские боевики были предупреждены, что в случае их появления в Белоруссии они будут рассматриваться как террористы со всеми вытекающими для них тяжелыми последствиями.

Как видим, дела обстояли достаточно серьезно. И поэтому вполне можно считать, что осужденные активисты «Партнерства»  еще легко отделались, по крайней мере по сравнению с бывшим кандидатом в президенты Александром Козулиным. Бывший ректор Белгосуниверситета, а ныне лидер белорусских социал-демократов, в результате своей бурной предвыборной кампании  оказался не в президентском кресле, а получил пять с половиной лет тюрьмы.

Конечно, многие считают, что Козулиным обошлись слишком сурово. Но ведь Александр Козулин в ходе предвыборной гонки не просто занимался неким политическим озорством, повышая таким образом свою популярность. Он неоднократно лично провоцировал столкновения оппозиционных экстремистов с милицией.   К примеру, в ходе «кампании неповиновения», которая проводилась оппозицией в течение двух недель после поражения на президентских выборах, Александр Козулин организовал и возглавил «поход несогласных» на следственный изолятор «на Окрестина», где содержались задержанные за нарушение правопорядка оппозиционеры. Агрессивная толпа недвусмысленно высказывала намерение освободить своих сообщников, а затем двинуться на захват правительственных учреждений.  Все это, как и следовало ожидать, закончилось жестким столкновением с ОМОНом (пострадавшие были с обеих сторон),  арестом «вождя» мятежников и привлечением его к уголовной ответственности. 

Осуждение Козулина вызвало большое смятение среди оппозиционеров, так как впервые серьезное, но вполне справедливое наказание постигло видного деятеля оппозиции.  Стало очевидно, что белорусская власть  – это не «колосс на глиняных ногах», который может рассыпаться от одного вида оппозиционной тусовки, и что перспективы «цветной» революции в Белоруссии в настоящее время стремятся к нулю.

Но президентской администрации не стоит расслабляться и, что называется, почивать на лаврах. Ведь оппозиция имеет развитую инфраструктуру «сопротивления»  и при благоприятном стечении обстоятельств может оказаться способной взять власть. 

Западные специальные службы, естественно, заинтересованы в сохранении и расширении оппозиционной сети в Белоруссии и намерены и в дальнейшем финансировать ее существование. А для того, чтобы, в частности, американские законодатели без особых разговоров выделяли необходимые деньги  из Белоруссии, должны непрерывно поступать «сведения» об ужасающей диктатуре.

Надо сказать, что содержание этих сообщений не отличается особым разнообразием. В основном это россказни о жестокости милиции и немилосердности судов. При этом складывается впечатление, что они пишутся под копирку.

Так, в июле в одной из стран Евросоюза, по всей видимости, в Польше, объявился очередной политический беглец из Белоруссии, назвавшийся лейтенантом милиции, следователем РОВД Вороновского района Гродненской области Павлом Мелько. Беглый страж правопорядка направил письмо бывшему «единому от оппозиции» Александру Милинкевичу и соответственно его западным опекунам, в котором представил белорусскую правоохранительную систему сродни гитлеровским гестапо и «СС».

При чтении опуса бывшего сыщика буквально волосы встают дыбом: «В правоохранительных органах Беларуси существует и развивается устоявшаяся система применения пыток людей с целью получения доказательств и оговора себя. Система пыток является основным методом добывания доказательств и включает в себя как психическое давление, так и оказание физического воздействия в виде использования электрического тока, удушения и иного перекрытия дыхательных путей, отравления слезоточивым и нервно-паралитическими газами, избиения, истязания, растягивания сухожилий, уколом шила корней зубов и др. Людям причиняются увечья в виде переломов костей скелета, а также они лишаются сна, отдыха, воды и пищи. В ходе пыток многие не выдерживают, теряют сознание и пытаются покончить жизнь самоубийством различным способом. Так, люди, не выдержавшие пыток, выбрасываются из окон служебных кабинетов правоохранительных органов». В общем – жуть!

И все же концлагерные ужастики – не основное в «разоблачениях» Мелько. Ведь западных политиков трудно удивить полицейским произволом или

чем-нибудь подобным.  Примеры тому, недавние, действительно имевшие место скандальные истории с пытками заключенных в американских тюрьмах в Ираке или же с секретными узилищами ЦРУ в различных странах мира. Главное – это стремление максимально напугать Запад «нарастающей российской угрозой» и призвать его к активному вмешательству во внутренние дела Белоруссии.

«Соседняя Российская Федерация полностью закрывает глаза на полное отсутствие демократии и нарушение элементарных прав человека в Республике Беларусь, взамен чего получила возможность использовать ее территорию в качестве «санитарного» военного кордона с западными странами – началось размещение на территории Беларуси вдоль границ с западными странами российского ядерного оружия (?! – авт.), российских военных баз, техники и войск. Народ Беларуси, живя без главных и основных демократических свобод, под угрозой лишения жизни и свободы, самостоятельно не в состоянии освободиться от гнета диктаторского режима Лукашенко А.Г.»

Короче говоря,  впору бить в набат, созывать Совет Безопасности ООН, собирать новую Антанту и идти крестовым походом против Белоруссии, а заодно и против коварной России, лелеющей имперские замыслы.

На первый взгляд может показаться, что бегство Мелько  и последовавшие за этим «разоблачения» – дело случайного стечения обстоятельств. Но при ближайшем рассмотрении становится очевидным, что поступок беглого следователя далеко не случаен и является звеном в цепи, поставленных на поток провокационных  скандалов.

На эту мысль наводит то обстоятельство, что 27 июля, т.е. практически сразу после появления упомянутого письма, в Конгресс США поступило предложение от заместителя председателя Комитета по международным отношениям Палаты представителей означенного американского законодательного учреждения Кристофера Смита о продлении действия «Акта о демократии в Белоруссии» (принят в 2004 г., срок действия истекает в 2006 г.) на 2007-2008 годы. Смит   предложил выделить на «поддержание демократической деятельности в Белоруссии, такой как: поддержка негосударственных организаций, правозащитников, независимых СМИ, демократических политических партий, международных программ по обмену опытом» 20 миллионов долларов. Кроме того, отдельной статьей предполагается ежегодное финансирование в размере 7,5 миллионов долларов оппозиционного телерадиовещания на Белоруссию.

Представляя в Конгрессе проект «Акта о демократии в Белоруссии» на 2007-2008  годы, Кристофер Смит выразил особое недовольство ростом влияния Российской Федерации на постсоветском пространстве и подчеркнул, что основными задачами «Акта - 2007/2008» являются «укрепление независимости и суверенитета Республики Беларусь» и «ускорение процесса интеграции Белоруссии в демократическую Европу».

Еще откровенней высказался советник комиссии Конгресса США по безопасности и сотрудничеству в Европе Орест Дейчакивски. Он прямо заявил, что, что главная цель «Акта о демократии» – это «навсегда вырвать Белоруссию из под влияния России».

Но сколько веревочке не виться, конец-то все равно приходит. И если оппозиция по прежнему продолжает промышлять скандалами, то для власти, похоже, эта «лафа» закончилась. «Жалобные песни» по поводу несчастных стариков уже вряд ли на кого-либо подействуют. Да и, наверное, для белорусской власти уже давно пришла пора выйти из «подросткового» возраста и оставить в прошлом «детские» приемы в межгосударственных отношениях.




Беларусь затягивает решение газового вопроса

17.08.2006.  Белоруссия сегодня

В Кремле считают, что Беларусь искусственно затягивает решение вопроса о ценах на российский газ. "Беларусь тешит себя иллюзиями, что может что-то измениться в позиции Газпрома в отношении цены на газ, поставляемый в эту страну", - сказал высокопоставленный источник в Кремле. Он отметил, что предложения по цене российской стороной, в том числе премьер-министром Михаилом Фрадковым, главой Газпрома Алексеем Миллером, были озвучены давно, но ответа со стороны Беларуси так и нет. "Политическими методами проблему газа ни в этом, ни в другом случае решить не удастся", - сказал источник. Россия планирует поставлять Беларуси газ в 2007 году по цене примерно $180-200 за тысячу кубометров. Такие данные содержатся в письме замглавы Минпромэнерго России Андрея Дементьева, направленном в Госдуму в ответ на запрос относительно обоснованности предстоящего увеличения цены на российский газ, поставляемый в Беларусь. В ответе Минпромэнерго отмечается, что "по информации ОАО Газпром базовую цену газа, поставляемого в Беларусь в 2007 году, планируется рассчитывать по формуле цены, аналогичной для поставки российского газа в Украину (базовая цена, умноженная на индекс изменения цен на энергоресурсы в западно-европейских странах) с учетом нулевой таможенной пошлины для Беларуси (примерно $180-200 за тысячу кубометров)".

В 2002-2004 годах газ в Беларусь поставлялся по внутрироссийским ценам. В 2004 году цена за тысячу кубометров газа, поставлявшегося в Беларусь, составляла $46,68. В 2005-2006 годах цены на газ не изменялись, несмотря на то что для западноевропейских стран газ подорожал со $131 за тысячу кубометров в 2004 году до $181 в 2005 году. В документе подчеркивается, что ныне действующая для Беларуси цена газа лишь частично компенсирует удельные затраты на его добычу, подготовку и транспортировку. "В этих условиях сохранение существующей цены на газ означает не только прямое дотирование поставок газа в Беларусь, но и отсутствие в цене газа источника инвестиций в развитие газовой отрасли, и сокращение отчислений в доходную часть бюджета России", - поясняется в тексте.




Газовая мистика

А. Суздальцев (Москва)

Часть первая: Газовые загадки.

«Газ и Белоруссия» - самый увлекательный триллер из жизни молодого и очень суверенного государства.  Любой из белорусских сюжетов на газовую тему круто замешан  на загадках и мистике. Выберем наугад:

Годами получая российский природный газ в пределах 30-50 долларов за тысячу м3, за двенадцать последних лет белорусские власти  выкачали из России порядка 25-30 миллиардов USD – иного случая столь многолетней и безоговорочной поддержки одного государства другим в истории человечества не существует. Как впрочем и ответной неблагодарности… Для сравнения, стоит напомнить, что годы поклонов и заверений в дружбе со стороны белорусских властей Пекину  вылились в полугодичный ожесточенный торг за пару десятков долларов на каждой тонне белорусских калийных удобрений, поставляемых в «Поднебесную» – достойный пример белорусско –китайского «стратегического партнерства».

Газовая дотация Белоруссии  со стороны РФ в 2006, являясь прямым результатом встречи

А. Лукашенко и В. Путина в Сочи 15 декабря 2005 г., составит к концу  года свыше 3 миллиардов USD (более чем по 300 долларов на каждого белоруса, включая ребенка). Фактически, Россия только в форме газовой преференции в текущем году выплачивает всю годовую пенсию 2,5 млн. белорусских пенсионеров (порядка 2,1 млрд. долларов), о чем они даже не догадываются,  и за один месяц всю заработную плату работающим  белорусам. При этом, стоит отметить, что есть еще и почти двадцать млн. тонн российской нефти, которая в виде белорусских  нефтепродуктов льется на голландские и британские терминалы. Так что не в цехах МТЗ и  минского «Кристалла»  надо искать секрет  белорусского экономического «процветания», а в вечной мерзлоте Ямала и болотах Тюмени.

Отсюда первая загадка. В конце января 2006 г.  А. Лукашенко публично клялся рассказать об ответных льготах  и преференциях,  которые получает Россия от Белоруссии на сумму не менее все тех же 3 млрд. USD российской газовой дотации: «У нас газ по рыночной цене, мы ничего России не должны» (автор статьи располагает видеозаписью данного интервью А. Лукашенко). Обещание белорусский президент, естественно, не исполнил… Удивляет не А.Лукашенко, так как мы в Москве не столь наивны, чтобы верить его бесконечным обещаниям, а коллега С.Марков (директор Института политических исследований, Москва), объявивший на прошлой неделе, что «когда Беларусь будет платить высокую цену за газ, но каким-то косвенным путем будет получать преференции по другим параметрам для того, чтобы в целом она не пострадала». Очень хорошо, может быть нам С. Марков объяснит во что можно воплотить 3 млрд. ежегодных (!) преференций для России (почти 10% ВВП РБ)1 в стране, обладающей  двумя транзитными авто и железнодорожными магистралями, двумя газовыми  и одним нефтяным трубопроводами,  двумя десятками старых «Сушек» и «Мигов», включая один самолет модернизированный российскими инженерами. Больше в Белоруссии ничего префереционного нет. Даже если весь российский транзит сделать бесплатным, то это только на 20 – 30% оправдает сумму российской газовой дотации  Белоруссии.

Справедливости ради стоит отметить мнение С.Маркова о том, что «возможно уравнивание условий хозяйствования, это есть предоставление российскому капиталу более свободных условий для деятельности в Белоруссии». И это в стране, где вся реальная капитализация с трудом наскребет два десятка миллиардов USD (средней по размерам российской нефтяной или пивной компании)? Не слишком ли дорогой «входной билет» на самый нищий рынок Восточной Европы? В общем, тайна неведомых белорусских услуг для России в сумме  ежегодных  3 млрд. USD так и осталась скрыта в белорусском политическом «болоте».   

Но на этом тайны не заканчиваются. Возьмем другой пример:  95 % белорусских ТЭЦ и котельных работают на российском газе. Между тем, производство электрической энергии в Белоруссии снизилось с 39,5 млрд. квт/ч (1990 г.) до 30,9 млрд. квт/ч (2005 г.). Промышленное производство в 2005 году, несмотря на широко разрекламированное заявление А. Лукашенко, что белорусская экономика уже достигла уровня последнего года жизни СССР,  по большинству физических показателей также ниже, чем было в 1990 году. Снижение производства подтверждают данные Министерства природы РБ за 1990-2005 г.г. о снижении выброса в атмосферу парниковых газов, в пересчете на углекислый газ, с 112 млн.тонн до 57 млн.тонн в год. В тоже время, что-то не слышно в Белоруссии о революции в области очистки выбросов.  Работа, естественно, ведется, устанавливается  новое оборудование, но для того чтобы демонстрировать по 10% роста ВВП в год и одновременно в два раза рывком снизить выбросы в атмосферу, необходимо было бы буквально взорвать (времени на разборку не было бы) все белорусские предприятия, включая энергетические,  и на их обломках за считанные месяцы поставить новые производства, оборудованные техникой, которую еще даже не изобрели. Однако… (тут снова начинается газовая мистика). За тот же период потребление газа республикой выросло с 12 млрд. м3 до 21 млрд. м3 газа в год (2001г.- 1650 м3, 2003 г. – 1850 м3, 2006 г. – 2100 м3, план до 2015-2020 г.г. – 2400 м3 на душу населения – невиданный в Европе уровень). При этом, сейчас на душу населения Белоруссия потребляет газа столько, сколько в США, в 2 раза больше, чем в ФРГ, имея при этом  в 15-20 раз  меньший показатель ВВП на одного человека. Такое ощущение, что РБ превратилась в огромную газовую горелку, на которой миллиардами «кубов» «жарится» российский газ. Однако, стоит напомнить, что выбросы углекислотных соединений в атмосферу сократились более чем в два раза!  Если покопаться в истории вопроса, то обнаружится, что скачок в поставке газа в РБ почти в те же два раза (опять в два - мистика!) произошел при Р. Вяхиреве – предшественнике А. Миллера на посту главы ОАО «Газпром».   Загадка, не имеющая решения, во всяком случае, при нынешней власти в Минске  – куда девается почти 10 млрд. куб.м. российского газа в год? Потребить их РБ просто невозможно.

Часть вторая: газовый президент.

Формула «нефть – газ – транзит» лежит не только в основе «белорусской экономической модели», но и второе десятилетие обеспечивает устойчивость правящего в Минске режима. Однако уже через неделю после белорусских президентских выборов, в конце марта 2006 года руководство «Газпрома» напомнило: «Должок!» В Москве не простили официальному Минску  газовые обещания, щедро данные А. Лукашенко 15 декабря 2005 г. в Сочи.  Безусловно, белорусского президента, всю свою политическую карьеру построившему на принципе: «Победителей не судят!», глубоко возмутила московская «неблагодарность». 

Твердо считая лично себя единственной политической ставкой России на выборах 2006 года, А. Лукашенко был уверен, что «политическая цена» за газ 2006 года в 46,68 USD за 1000 м3  является безвозвратным вкладом России в его электоральную победу. Победа был «достигнута», «вклад» России «сработал», но вдруг Москва потребовала за свою поддержку денежки, хотя и с отсрочкой – с 2007 г. Отсюда и рывок в цене газа  сначала в два раза – до 100 USD т.е. «доплати за победу» (мартовское предложение ОАО «Газпрома»), но поcле  встречи А. Лукашенко с В. Путиным 28 апреля в Санкт – Петербурге цена выросла до 200 USD – российское руководство убедилось в неадекватности А. Лукашенко, вступившего в третий срок под  лозунгом «я всех вас пересижу».  В итоге, в апреле белорусский президент в очередной раз упустил возможность договориться с российским коллегой.

Справедливости ради, стоит отметить, что на июньском саммите ЕврАзЭса и ОДКБ в Минске А.Лукашенко пытался завязать с В. Путиным газовый диалог, но российский президент на контакт не пошел. На неформальном саммите СНГ (июль) уже сам А. Лукашенко уклонился от обсуждения газовой темы,  так и не появившись на московском ипподроме. Вместо ставок на лошадок, он  срочно вылетел в Минск для подготовки визита Уго Чавеса. Итог неформального саммита ЕврАзЭс в Сочи (август) не ясен, но сомнительно, что Минск умолчал бы о неожиданном успехе. Во всяком случае, А. Лукашенко попытался утопить надежды России на создание в рамках ЕврАзЭса Таможенного Союза, пообещав его воплощение в жизнь не раньше 2009 года. В итоге: или А. Лукашенко потерял одну из своих важнейших «электоральных» функций – умение договариваться с Москвой, а если быть точнее в формулировках, то  «продавливать» интересы Белоруссии в России, или он ждет поддержки с Запада и решил дать бой России вместе с «союзниками».

1 августа на встрече с послами А. Лукашенко выступил с речью, где помимо невиданных почти льстивых слов в адрес Вашингтона, транзитный статус РБ оказался стержнем не только белорусской экономики, но и ее международной политики. Фактически белорусский президент повторил многие программные установки БНФ первой половины 90-х гг., вспомнив и Балто – Черноморский энергоколлектор. Как базарный торговец, годами «продавая»  белорусский транзитный статус Москве, А. Лукашенко попытался одновременно тот же «товар» всучить и Западу: «Каждый поляк и немец должен знать, что российский газ, пришедший в его дом, прошел через нашу страну, и мы сделали все возможное для того, чтобы это произошло».  В общем, именно благодаря А. Лукашенко в Германии и Польше в домах есть свет и тепло. ЕС, увязнув в споре с «Газпромом» о сути Энергетической Хартии, склонностью к разборчивости, когда вопрос касался энергетики, никогда не отличалось. А. Лукашенко  безусловно получит поддержку со стороны Европы в случае обострения отношений с «Газпромом».  Заодно произойдет фактическое признание Европой итогов  мартовских президентских выборов. Так что договариваться с В. Путиным А. Лукашенко совсем не с руки. Газовый кризис с Россией обеспечивает ему пожизненное президентство.  Что будет с экономикой Белоруссии, в случае отключения газа, его не волнует, так как в Минске все уверены – Москва не допустит социально – экономического кризиса в Белоруссии. Газ перекрыт не будет. В общем, ставки Минска почти беспроигрышны…

Часть третья: Газовая основа четвертого президентского срока. 

   Несмотря на то, что формально, с мая  2006 г. газовые переговоры между Минском и руководством «Газпрома»  не прерывались ни на одну неделю – прошло несколько туров встреч и дискуссий,  идет обмен письмами, белорусские газовики получили на руки контракт и т.д.,  на самом деле реальных переговоров еще не было. Пока стороны заняты  выслушиванием предложений друг друга и периодически позволяют себя увлечь некими домыслами и мифами. 

Белорусская сторона ведет игру в две руки. С одной стороны она  твердо стоит на сохранении «союзного»  формата энергопоставок в РБ – рост цен не выше 10-11% в год. С другой  стороны Минск жонглирует гирляндой инвестпроектов. В июне, когда стало ясно, что  ОАО «Газпром» не  собирается вкладывать в белорусские государственные предприятия миллиарды долларов за право  поставлять той же Белоруссии  газ по символическим ценам, на стол переговоров был выставлен «Белтрансгаз». Началась оценка его активов.

В Минске празднуют промежуточную победу. Белорусской стороне удалось отвлечь внимание «Газпрома» «куклой» - оценкой без преувеличения ржавой «трубы», которая не может проработать   и месяца без очередной тяжелой аварии. Далее снова начинается некая газовая мистика. Во – первых,  рассыпающаяся в труху труба  не нужна «Газпрому» - собственность в стране, где за углом  «гуляет» «золотая акция», бесполезна. Проще сразу деньги А. Лукашенко отдать. «Газпрому» нужна функция оператора российского транзита, которой владеет «Белтрансгаз».  Во-вторых, белорусская сторона не скрывает, что  все равно никогда «Белтрансгаз» не отдаст, разве только за половину самого «Газпрома». Тогда, все и всё прекрасно понимают, зачем вообще  суета вокруг «производственных активов «Белтрансгаза»?

Формально, Минск выиграл весеннее – летний раунд газовых переговоров. Ему удалось втянуть «Газпром» в многомесячные бесплодные маневры вокруг «Белтрансгаза».  Этим решается главная тактическая задача: затянуть переговоры до декабря, чем поставить «Газпром» перед фактом необходимости отключать Белоруссию от газа. Обнаружив перед собой не одинокий Минск, а всю консолидированную по примеру российско – украинского газового кризиса января 2006 г. Европу, «Газпром» уступит, Белоруссия останется с почти бесплатным газом, А. Лукашенко с легитимностью от ЕС и даже от Вашингтона.  За все  заплатит, как всегда, Москва.

Попутно на половину решена будет стратегическая задача: А.Лукашенко должен устоять до лета 2007 года. С июня 2007 г. Россия уйдет в предвыборный марафон на два года, затем еще минимум два года новой кремлевской администрации будет не до Минска. В итоге,  срок спокойного белорусского паразитирования на российских финансах и ресурсах продлится до 2011 года.  А там можно будет заняться и четвертым сроком…

Часть четвертая: Газовый референдум. 

Пока «Газпром»  действует на «минском направлении» в одиночку. Он лишен политического прикрытия и вынужден решать  экономическими инструментами задачи, имеющие для Белоруссии политический характер. Отсюда и полная нестыковка – корпорация воюет с целым государством. Это все равно, что  пытаться ходить по воде. Так могут Боги, но не управляющие  «Газпрома». Так что, на первый взгляд, провал «Газпрома» на минском направлении обеспечен. Однако, не все так однозначно.

В Москве прекрасно понимают, что Минск увлечен затягиваем переговоров. На фоне  общей ползучей  переоценки  «союзнической» роли Минска,  растет понимание, что состояние «частичной беременности» интеграционными иллюзиями необходимо вводить в некое формализованное русло. Иначе никуда не уйти от констатации очевидного факта – первое звено «санитарного кордона» между Европой и Россией создано в форме лукашенковской Белоруссии.

 Россия «увязла» в Белоруссии. Она годами не может решить с Минском ни один из насущных для нее вопросов на западном направлении. Второе десятилетие идут  бесполезные уговоры. В итоге, не обеспечен безопасный транзит, Белоруссия не стала надежным тылом для коммуникаций с Калининградом (стоит только напомнить об инциденте на Ошмянской таможне – июнь 2006 г.),  белорусские власти периодически  ставят вопрос о нахождении на своей территории двух  и так медленно умирающих без модернизации объектов МО РФ.

Российское государство, не решая своих, стратегических задач в Белоруссии, не может помочь и российскому ккапиталу, который мог бы использовать Белоруссию в качестве плацдарма для рывка в Балтию и Восточную Европу.

Региональная роль Белоруссии на стыке Восточной Европы и Балтии ничтожна. По ряду политических обстоятельств, прежде всего из-за доминирования  авторитарных тенденций в белорусском руководстве и его стремлении к международной самоизоляции, Минск так и не стал региональным лидером – центром притяжения экономических, транзитных, культурных, а также и политических коммуникаций, уступив эту роль вступившему в ЕС Вильнюсу, чем резко ограничил международную  перспективу Союзного Государства России и Белоруссии.  В настоящее время  Минск играет против конкурентоспособности российского бизнеса и России в целом. А. Лукашенко нужнее Западу в его противостоянии с Москвой, чем самой Москве.

Возможно ли решение проблем с Минском на основе ускорения политической составляющей российско – белорусской интеграции? На первый взгляд, как пишут на Западе, да и кое-кто в Минске «газовый прессинг против Белоруссии» может оказаться  тем тараном, который вынудит Минск провести интеграционный референдум и  добиться ввода в денежное обращение РБ российского рубля.

У Запада свои резоны упрекать Москву в поглощении Белоруссии, как и поддержать Минск против «газового прессинга». Мы их упоминали выше и не раз. Но вот  разговоры о референдуме в Минске, при том, что в Москве о нем и речи нет, являются верным признаком политической  дезориентации очередного вещающего об аншлюсе оппозиционного белорусского политика.

«Газпром», оставшись без политического прикрытия Кремля, не может решить чисто утилитарную, экономическую проблему – обеспечить его собственному газу  рыночную цену в Белоруссии. Как он при этом еще должен пролоббировать  референдум – уму непостижимо!

Кроме того, в Москве дискуссии о вхождении Белоруссии в состав РФ нет. Здесь в этом плане почти единство взглядов даже с лукашенковским лобби.  У Минска для интеграции с РФ осталось всего два  пути – или в состав России в формате округа (причем экономически самого слабого) на правах субъекта федерации или интеграция в формате ЕС. Кстати, в формате ЕС между Россией и Белоруссией уже и сейчас сделано немало– социальные и гуманитарные вопросы  решены образцово. Иного, или как любят говорить в Минске, «равноправного» пути для политической интеграции (т.е. резервы Центробанка РФ пополам, и Стабфонд пополам и так далее, вплоть до политической власти), просто не существует. Если Минск хочет интеграции по формату ЕС – придется платить за энергоресурсы по мировым ценам, как и платят в странах ЕС. Советского Союза с А. Лукашенко во главе  Москва с Минском строить не будет. Российские власти только сейчас в полной мере ощутили себя свободными от разорительных обязательств в отношении странных союзников, от обязанностей решать проблемы где-нибудь в Закавказье или Центральной Азии.

Если А.Лукашенко хочет принять федеральный формат – нет проблем, референдум может быть запущен  хоть завтра. Но в  Москве нет иллюзий в отношении электоральной машины, созданной в Минске. Она способна принести любой, угодный  А. Лукашенко результат, включая и резко антиинтеграционный и антироссийский. Зачем Кремлю такой скандал в преддверии судьбоносных 2007 -2008 годов?

Кремль будет решать задачи повседневные – пока на повестке дня цена за поставляемый в 2007 году в Республику Беларусь природный газ.  Все, иных задач пока не стоит. Нет и политизирования данной проблемы, однако если А. Лукашенко и дальше будет «ускользать»  от финансовой демонстрации реального суверенитета своей страны, то объективно, независимо от Москвы, встанет вопрос о дееспособности белорусского президента решать насущные проблемы взятого им в  бессрочную аренду с правом выкупа первого национального государства белорусского народа.

Возможно, что в ближайшие дни российско – белорусский горизонт  несколько освободится от  газовых  мистификаций.

_____________________________

Периодически белорусский президент заявляет то о 70 млрд. USD ВВП, то о 100 млрд.  USD –  в последнем случае производительность труда белорусских рабочих превышает производительность японских коллег, но без японского оборудования. Мистика!




Еще раз о двуязычии

19.08.2006. Белорусская нива

Николай Сергеев

Прошло 10 лет с тех пор, как в Беларуси в соответствии с волей ее граждан самым демократическим способом был разрешен языковой вопрос. В результате двух референдумов, 1995 и 1996 годов, в республике было установлено государственное белорусско-русское двуязычие.

Таким образом, был не только поставлен заслон навязанной в начале 1990-х годов Станиславом Шушкевичем антинациональной программе так называемой “дерусификации”, но и восстановлена историческая справедливость в отношении положения русского языка в Беларуси.

Недруги белорусского народа постоянно пытаются навязать общественному сознанию мысль, что русский язык для Беларуси представляет собой нечто чуждое и привнесенное извне. При этом, намеренно искажая историю, они пытаются доказать, что русский язык получил распространение на Белой Руси чуть ли не в ХХ, ну, может быть, в XIX веке, т. е. исключительно во времена нахождения белорусских земель в составе Российской империи и Советского Союза.

Но такое утверждение совершенно не соответствует действительности. Если обратиться к историческим свидетельствам и рассматривать их политически непредвзято, т. е. объективно, то нетрудно убедиться, что русский язык, причем в его литературной форме, существует на белорусских землях по крайней мере тысячу лет, еще со времен крещения Руси.

На нем творили Евфросинья Полоцкая (первая женщина-святая Русской православной церкви), Кирилл Туровский (“Златоуст всея Руси”) и Клементий Смолятич, что было естественно для древнерусского периода нашей истории.

В период Великого княжества Литовского и Русского, а затем и Речи Посполитой (вплоть до XVIII века) на Белой Руси была создана обширная литература на русском языке. Помимо известных произведений Ф. Скорины, это энциклопедические издания Л. Зизания “Лексіс, сиречь речения вкратце собраны из словенского языка на просты русский диалект истолкованы” (1596 г.), П. Беринды “Лексікон славенорусской и именъ толъкование” и многие другие.

Более того, все государственное делопроизводство в Великом княжестве велось на языке, который не только именовался русским, но и был таковым по существу.

Все изменилось в 1696 году, когда сейм Речи Посполитой лишил русский язык государственного статуса, запретив его использовать в работе официальных учреждений: “писец повинен по-польску, а не по-русску писати”. Это решение открыло один из самых мрачных периодов в истории белорусского народа, когда национальный и религиозный гнет стал определяющим мотивом политики польско-литовских королей, магнатов и шляхты на восточных землях Речи Посполитой.

Однако, несмотря на это, литература на русском языке в Беларуси продолжала не только бытовать, но и развиваться. Достаточно вспомнить знаменитого просветителя, богослова, философа, поэта и воспитателя московских царевичей Симеона Полоцкого, который, к тому же, является и основоположником  современной русской поэзии. И таких имен можно назвать не один десяток.

Все это свидетельствует о том, что наши земляки внесли неоценимый вклад в становление и развитие русского языка, который является неотъемлемой частью самосознания и культуры белорусского народа. Русский язык — это общее достояние России и Беларуси, но у белорусов имеется одно неоспоримое  преимущество. У нас есть еще и белорусский язык.

Поэтому пытаться лишать белорусов одного из двух родных для него языков или противопоставлять их — значит совершать тягчайшее преступление против самосознания и души белорусского народа.

В настоящее время в республике на основе действующего законодательства проводится сбалансированная языковая политика, в основе которой лежит конституционное право граждан на свободный выбор одного из двух государственных языков в качестве основного при получении образования. При этом обязательным является изучение другого государственного языка. Кроме того, белорусский и русский языки являются государственными в области культуры и в средствах массовой информации. Существующий подход не только обеспечил демократизм в языковом вопросе (что само по себе очень важно), но и содействовал установлению реальной картины языковых предпочтений населения республики.

Так, по сведениям Министерства образования Беларуси, в 2005/2006 учебном году в республике действовали 4004 школы. Из них 2313 (57,7 проц. от общего числа) — с основным белорусским языком обучения. В 1432 школах (35,7 проц.) основным языком является русский. Кроме того, в 258 (6,4 проц.)  преподавание велось (по классам) на русском и белорусском языках.

В прошедшем учебном году всего образование на русском языке (при обязательном изучении белорусского) получало 922939 (76,7 проц.) учащихся. На белорусском языке (при обязательном изучении русского) обучалось 280197 (23,3 проц.) учащихся средних учебных заведений. Подобная картина, по всей видимости, будет иметь место и в предстоящем учебном сезоне.

Приведенные данные красноречиво говорят о том, что русский и белорусский языки органично встроены в систему образования нашей республики, что в полной мере отвечает интересам и потребностям современного белорусского общества.

Утверждения же оппозиционных деятелей о некоем “занепаде” белорусского языка абсолютно беспочвенны, так как для его развития  в Беларуси созданы все необходимые условия. Однако дело-то в другом. Лидерам оппозиции очень хотелось бы разрушить языковую гармонию на Белой Руси и повторить опыт польского сейма с запретом русского языка, что в свое время как раз и пытался сделать Станислав Шушкевич.

Но всем этим господам и их покровителям за рубежом, особенно в Польше, стоило бы зарубить себе на носу, что никаких “речей посполитых” и “кресов всходних” больше никогда не будет. И гарантия этого — государственное двуязычие и наше Союзное государство.




О влиянии союзного строительства на интеграцию в рамках Содружества

Вадим Елфимов (Минск)

Союз России и Белоруссии начал приносить конкретные дивиденды. По сути своей именно это является отличительной чертой нынешнего этапа союзного строительства. И именно это делает сам процесс строительства необратимым. Предыдущие десять лет, что прошли с подписания первых документов о создании Союза, оказались излишне декларативными не только в политическом, но и экономическом плане. Ибо декларативный период в большей степени был завязан на чаяния двух политических элит и двух народов просто преодолеть случившийся в 91-м году раскол, нежели на холодный расчет. Одним словом, мы вступали в процесс объединения без четкого знания как это сделать, и в этом заключалась его слабость. Чем и пользовались противники реинтеграции, оккупировавшие позицию эдаких всезнающих прагматиков-пессимистов.

Отсюда следует, что переход к нынешнему периоду прагматизма – явление, безусловно, положительное. Ибо нынешний прагматичный период стал приносить конкретные экономические выгоды, а это для политики, являющейся лишь «выражением экономики», куда как понятней и надежней. И, стало быть, меньше вызывает дискуссий.

Совместный рост товарооборота, совместно полученные прибыли и совместные перспективы экономического подъема – вот твердая и одновременно питательная почва для  роста и расцвета интеграционных, объединительных идей.

Конечно, переход к прагматизму не мог не быть связан с утратой каких-то иллюзий, но (что отрадно!) иллюзий как у оптимистов, так и у пессимистов. Амплитуда колебаний в сфере оценок полезности союза, – от его ярых адепторов, желающих немедленного объединения, до ярых противников, – резко сократилась. Общая положительная оценка уже устоялась, и произошло это как раз в результате экономизации союза. Образно говоря, нынче союз стал «дышать» ровнее, а это признак здоровья и накапливаемого потенциала.

То, что реинтеграционный потенциал велик, в этом нет никаких сомнений. Он состоит как бы из двух неравнозначных слоев, и, стало быть, имеет два источника энергии. Первый и наименьший слой олицетворяется приставкой «ре» и представляет собой процесс восстановления и возрождения разорванных ранее связей. Данный процесс сугубо внутренний или, в случае с Россией и Белоруссией, двусторонний, проще говоря, касающийся только двух этих стран. И он также должен проходить вне зависимости от каких-либо «третьих сторон», будь то какие-либо государства, имеющие глобальные интересы, или, например, Всемирная торговая организация.

Что касательно второго слоя, то есть собственно интеграции, то она по определению, особенно в современных условиях глобализации, являет собой более обширное поле и для новаций, и для контактов. Поскольку в отличие от восстановления, обращенного как бы в прошедший 20-й век, где и случился разрыв связей, интеграция, наоборот, обращена в будущее, то есть в век 21-й, со всей его сверхинтегрированностью.

Это легко проследить на примере российско-белорусской интеграции. Как только она стала набирать реальные обороты, ее маховик моментально вышел за пределы двусторонности. И стал втягивать в свою расширяющуюся орбиту все новые и новые субъекты интеграции из числа Содружества независимых государств. Можно с полным правом утверждать, что именно Союз Белоруссии и России если и не спас СНГ, то уж точно спасает Содружество, став ядром объединения наиболее здоровых и конкурентоспособных  стран, в него входящих. С этой точки зрения даже попытки пока еще «оранжевой» Украины и все гуще «розовеющей» Грузии создать некое «анти-СНГ» являются не более, чем процессом самоочищения Содружества. Которое готовится к новому, а точнее, качественно новому  скачку в 21 век, где все меньше места дезинтеграторам, и все больше – интеграторам.

ЕврАзЭС, Единое экономическое пространство, – это есть результат экстраполяции на все постсоветское пространство наиболее успешного и динамичного интеграционного проекта в  рамках Содружества, каким, несомненно, является Союз России и Белоруссии.

Вот почему ни ЕврАзЭс, ни ЕЭП также не являются и не могут явиться альтернативой Союзу: они лишь расширяют и углубляют его возможности, делая его более многоплановым, разнообразным, а, значит, жизнеспособным. К тому же, данная экстраполяция затронула только те государства, которые на данный конкретно-исторический момент оказались способны ее воспринять. И, стало быть, уже произошел определенный социально-экономический отсев, что повышает качественный состав и сплоченность нового интеграционного объединения. А также потенциально – его конкурентоспособность.

Есть ли кроме позитива какие-то риски в таком расширении? К сожалению, есть. Это риск,  известный нам еще по истории СНГ, – риск «заболтать» хорошие решения, от чего они станут со временем «плохими». Но риск этот все же меньше, чем был раньше: не будем забывать, во-первых, что в том же ЕврАзЭс собрались наиболее здоровые силы Содружества. И не ради развода, а ради объединения.  К тому же уже придумано средство от торможения, – разноскоростная интеграция. И это – во-вторых.

Можно сказать, что теперь интеграторы отказались от не оправдавшего себя принципа, позаимствованного еще из опыта флотоводцев начала прошлого века: «скорость эскадры, дескать, измеряется по самому тихоходному судну». Во избежание современной политико-экономической Цусимы, отныне скорость эскадры под названием ЕврАзЭс будет измеряться по самым «быстроходным», то есть активным государствам. И, значит, в порт назначения, – Единое экономическое пространство, – кто-то обязательно дойдет. Потому что меняется принцип: в интеграции теперь важен не процесс сам по себе, а его конечная цель. В чем и состоит смысл нового прагматизма.

Примером тому решение о разноскоростном создании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс, принятое в Сочи на неформальном саммите лидеров ЕврАзЭС. Белоруссия, Казахстан и Россия согласовали 31 документ из 38-ми, необходимых для подписания соответствующих соглашений; остальные члены группы –  чуть меньше. Если поджидать остальных, на подписание документов можно рассчитывать лишь спустя 2-3 года. Москва же, Минск и Астана сделают это уже в ноябре текущего года. Мало того, они, уже создав таможенный союз, значительно облегчат остальным государствам вступление в него. Не нужны будут дополнительные согласования с каждым из кандидатов, затягивающие время. Таким образом, принципы таможенного союза будут на практике отработаны тремя государствами, и догоняющим останется только принять их. В результате экономия времени даже для ЕврАзЭс в полном составе может составить около года.

В конечном счете, так быстрее возникнет настоящее Единое экономическое пространство, которое должно означать не только таможенный союз, но и равные экономические условия для всех субъектов хозяйствования. А, главное, для всех граждан государств-участников.

А это уже будет не просто прагматизм…



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2020 Институт стран СНГ