Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №153(15.09.2006)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Образовательная система ПМР как составная часть российского образовательного пространства

С.И. Берил, ректор Приднестровского государственного университета им. Т.Г.Шевченко, Тирасполь

Выступление на научных чтениях Института стран СНГ  «Вчера и завтра. Сотрудничество и борьба на постсоветском пространстве»

Распад Советского Союза привел к разрушению единого научно-образовательного и информационного пространства, развалу единой системы образования.

Новые независимые государства СНГ, практически сразу после провозглашения суверенитета избрали пути в решении проблем науки  и в формировании своих систем образования, определяемый политическим выбором, т.е. их геополитической ориентацией.

Национальные системы образования в ряде государств СНГ резко видоизменились в направлении формирования национальных доктрин, ориентированных на образовательные системы Запада. Эти процессы были неразрывно связаны с деруссификацией, принимаемой в качестве символа и условия своей независимости.

Примером может служить Молдова, которая ещё до провозглашения своей независимости в (1988-89 г.г.) принципиально изменила структуру, содержание обучения, в качестве стратегического ориентира выбрала румынскую систему образования. В содержательной части она сразу отошла от принципов интернационального воспитания, искаженно и тенденциозно трактуя проблемы истории, филологии, географии, в которых главным виновником своих многовековых бед и несчастий выставляла Россию.

Это сделало абсолютно неприемлемым для Приднестровья ни с идеологических, ни с научных позиций выбранный Молдовой новый вектор образования. Переход на латиницу для Молдовы не был вопросом выбора более подходящей графики для языка, он стал одним из краеугольных камней румынизации, наряду с учреждением румынского флага, и государственной символики, гимнов и самого румынского языка. Это безусловно был уход от России в другие сферы политического влияния, который достаточно активно шел все последние годы независимо от партийных декораций, сменяющих друг друга, но особенно интенсивно происходит в настоящее время с благословления и под патронажем Евросоюза и США.

Поэтому с полным основанием мы можем сказать, что Приднестровье и Молдова политически разошлись не в 2001 г. или в 2003 г., а ещё в 1990 году. Молдаване нашего края сохранили свою исконную кириллическую письменность. В Приднестровье изначально, на уровне основного закона ввели в качестве равноправных три официальных языка: русский, молдавский, украинский.

Как независимое государственное образование, Приднестровье избрало особый статус своей научно-образовательной сферы. Несмотря на административную автономию, система образования Приднестровья содержательно и организационно включена в научно-образовательную сферу России.

Приднестровье в отличии от Молдовы и ряда других государств СНГ, категорически и последовательно выступило против пагубной деруссификации. Российские модели образования, научно-образовательное пространство России сохранились здесь как приоритетные и отражающие менталитет общества.

В государственной политике, проводимой руководством Приднестровья, образование и наука, составляют основу национальной безопасности, т.е. выступают в качестве одного из основных государственных приоритетов.

Одной из важнейших для нас была и остается, как и для России, проблема обеспечения, с точки зрения объективных критериев, высокого качества образования. Оптимальным и естественным её решением и здесь явилось встраивание в российскую систему квалиметрии качества, созданную Министерством образования и науки России.

Мы исходим из того, что российская система образования является одним из ценнейших опытов мировой цивилизации.

Мы рассматривали прогресс в этой области не столько в административных преобразованиях, и реформах, сколько в последовательном проведении глубокой демократизации этой сферы и повышения её эффективности. Введение ГОСов РФ потребовало разработки пакета документов по внедрению и адаптации их в систему образования ПМР. Для всех уровней образовательных программ был взят, за основу обязательный минимум содержания образования, принятый в РФ. Учебные программы, дисциплины, базисный учебный план, используемые в образовательных учреждениях Приднестровья, идентичны Российским.

С учетом принятых концепций исторического, географического и филологического образования в Приднестровье определен порядок изучения учебных дисциплин данных образовательных направлений. Учебный план предусматривает обязательное изучение одного из трех официальных языков Республики. Исходя из потребностей населения, образовательный процесс в учебных заведениях осуществляется на одном из официальных языков Республики. Уместно ещё раз подчеркнуть, что независимо от языка обучения, государственный образовательный стандарт у нас единый - российский. В этом плане нам хотелось бы обратить внимание на одно важное обстоятельство, касающееся поддержки Россией своих соотечественников в странах СНГ. В связи с ориентацией системы образования Приднестровья на российскую, политика России в этой сфере в отношении Приднестровья должна быть иной, чем в отношении  государств СНГ с другой геополитической ориентацией. В Приднестровье уже сформировались сильные научно-образовательные центры такие, как многопрофильный Приднестровский госуниверситет им. Т.Г.Шевченко и создавать филиалы и другие коммерческие образовательные структуры российских ВУЗов, которые оттянут значительную часть кадрового и интеллектуального потенциала ведущего ВУЗа Приднестровья – значит ослаблять позиции России, создавать риск для построения образовательных пирамид. Можно утверждать, что решение многих непростых проблем переходного периода в становлении и развитии системы образования Приднестровья потому и проходило успешно, что руководство России проводило именно такую целенаправленную поддержку деятельности важнейшей государственной структуры Приднестровья – Приднестровского государственного университета, которая позволила решить вопросы  признания дипломов университета эквивалентным дипломам государственных ВУЗов России, аттестации университета в качестве классического университета Федеральным агентствам в сфере науки и образования Министерством образования РФ; проведения аттестации научно-педагогических кадров в Министерстве образования и науки РФ, вхождения в Учебно-методические объединения ВУЗов России по всем специальностям университета, вхождения университета в Ассоциацию российских ВУЗов и в Евразийскую Ассоциацию университетов стран СНГ и другие. Необходимо признать, что Приднестровье все ещё остается ареной противостояния сфер информационного влияния, на которой активной стороной оказывается Румыния, подготовившая и продолжающая готовить для Молдовы десятки тысяч специалистов, в духе румынской «национальной идеи», «непреходящего национального достоинства» и т.п. Благодаря этому осуществляется целенаправленное информационное отчуждение общества от духовного присутствия России и влияния русской думающей части населения.

В противовес этому, на узкой полоске побережья Днестра, занимаемой нашей Республикой, отстаиваются социогуманитарные и интернациональные принципы, традиционные для образованной России. Они и составляют основу для реализации всех образовательных стандартов.

В Приднестровье сохранен баланс между российским менталитетом и многонациональными и культурными традициями населения нашего края.

В заключение, хотелось бы отметить, что самим фактом своего существования, демонстрацией своей самодостаточности, Приднестровье убеждает мировое сообщество в том, что его возникновение на постсоветском пространстве было закономерным, что в нем материализованы чаяния значительной части образованных людей всего постсоветского пространства. Именно здесь сохранены российская многонациональная культура, русский язык – как универсальный и общечеловеческие традиции России. Именно народ Приднестровья пытается сохранить в качестве основополагающих государственных приоритетов все позитивное, что внесла Великая Россия историю мировой цивилизации. 



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ