Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №153(15.09.2006)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

УЗБЕКИСТАН



Аттестат государственной зрелости

15.09.2006 Средняя Азия (cainfo.ru)

Андрей Грозин

Узбекистан встречает очередную годовщину независимости. Данный факт во всех постсоветских республиках еще совсем недавно служил поводом для некоего «подведения итогов» и очередных «дежурных» деклараций о невиданных успехах во всех сферах. В последние годы, однако, к подобным годовщинам относятся гораздо спокойнее – всем, даже явным недоброжелателям существующих в новых независимых государствах политических режимов становится окончательно ясно то, что бывшие республики СССР окончательно сдали «экзамен» на право называться подлинными, «состоявшимися» государствами.

Поэтому очередная «красная дата» дает возможность очертить основной круг проблем, наиболее остро проявляющих себя в новых реалиях, а также рассмотреть, насколько эффективно властные элиты реализовывали собственные модели независимого развития.

Если оценивать исходные данные для независимого экономического развития, то Узбекистан объективно находился в 1991 г. в очень сложной ситуации по сравнению со многими другими бывшими республиками СССР. Объем ВВП на душу населения составлял здесь около 40% от уровня Российской Федерации, 45% от уровня Белоруссии, 50% от уровня Украины и 70% от уровня Казахстана.

Республика была и остается самой населенной страной региона. В 2004 году официально зарегистрированное количество жителей Узбекистана достигло 25 млн. 800 тыс. чел. По числу жителей Узбекистан занимает третье место в СНГ, уступая только России и Украине. Причем в годы независимости количество мужчин увеличивается быстрее, чем число женщин. Их за 10 лет стало больше на 21%, а женщин – на 19%. При сохраняющемся в Узбекистане высоком уровне рождаемости около 50% населения республики составляли дети и подростки до 18 лет. За 100 лет население республики возросло в 8 раз, стабильно увеличиваясь каждые 10 лет в среднем на 3,6 миллиона человек. Если темпы роста населения останутся такими же, то к 2010 году в Узбекистане будет проживать не менее 27 млн. человек. По прогнозам же Фонда ООН в области народонаселения (UNFPA), к 2015 году в Узбекистане будет проживать 38 млн. чел.

В республике была худшая в СССР экологическая обстановка – гибель Аральского моря оценивалась еще в 1980-е как самая крупная в Евразии экологическая катастрофа. Монокультура хлопка не давала самому Узбекистану больших доходов, но истощала его почвы. Узбекистану не хватало воды, Сырдарья и Амударья уже не доносили ее до Аральского моря. Обильное применение гербицидов и пестицидов серьезно отражалось на здоровье сельского населения.

Разумеется, стоить отметить и другую традиционную для всех стран региона проблему: клановую структуру общества, оставшуюся как наследие прошлой истории.  Однако эту проблему узбекский лидер с первых лет независимости решил преодолеть, твердо и практически бескомпромиссно «равноудалив» многочисленных, как обычно на Востоке, родственников.

При этом Узбекистан, как и Таджикистан, с первых дней независимого существования оказался «прифронтовым» государством. В северных провинциях Афганистана жило более 2 миллионов узбеков и около 6 миллионов таджиков. Международный терроризм уже в 1991 г. представлял большую угрозу для мира, но своей первой целью, жертвой и возможной опорой он избрал Узбекистан.

То, что в республике имеются факторы, которые в любой стране способствуют резкому недовольству части населения политикой властей, не подлежит сомнению. По степени жесткости «властной вертикали» Узбекистан на постсоветском пространстве находится в лидирующей группе, явно превосходя Россию.

Каримов был единственным лидером на постсоветском пространстве, который не стал разрушать структуру компартии на территории своей республики. Партаппарат и организации КПСС в Узбекистане были наиболее прочной и влиятельной опорой власти. Альтернативой могли быть не разношерстные демократы прозападной ориентации, а радикальные исламисты. Узбекская светская оппозиция беспомощна. У нее нет абсолютно никаких рычагов влияния, механизмов мобилизации масс и она способна лишь «подхватить» возможные спонтанные народные выступления.

Ясно и то, почему именно по Узбекистану исламисты наносят наиболее частые и болезненные удары. Будучи наиболее сильным в Средней Азии как в плане становления государства в целом, так и в военном отношении, Узбекистан является, по сути, главным препятствием для радикальной исламистской экспансии в регионе.

Допустить этого Каримов не мог, и после распада СССР жестко заявил: «Не построив новый дом, нельзя разрушать старый». Компартия Узбекистана сохранила свою структуру и большую часть членского состава. Она не слишком значительно изменила формы и методы своей работы, но получила новое название – Народно-демократическая партия. Сохранилась в республике и ориентация на главные принципы социалистического общества. Власть в областях и районах перешла в большинстве случаев к структурам бывших обкомов и райкомов партии, а также органов советской власти, которые были, конечно, модернизированы и изменили свои наименования. Других руководящих кадров в республике не было.

Узбекистан выстоял после коллективного удара в Андижане, нанесенного «политизированными исламистами» и активно поддержавшими их (информационно в первую очередь) «некоторыми внерегиональными силами». Ислам Каримов поступил в тогдашней ситуации используя единственно возможные средства и предотвратил реальную опасность мощного взрыва, способного не только «свалить» узбекские власти, но вместе с ними похоронить и более-менее нормальную ситуацию во всей Центральной Азии. Ясно, однако, что попыткой мятежа в Андижане дело, конечно же, не закончилось и в ближайшем будущем наверняка «рванет» в каком-то другом районе Ферганской долины.

Перечисление неблагоприятных факторов можно было бы продолжать, но и сказанного достаточно, чтобы понять, что, получив независимость от вдруг исчезнувшей власти «центра», Узбекистан не мог позволить себе проводить радикальные рыночные реформы, ориентированные на приватизацию, на массированное поощрение частной собственности и на «полномасштабный уход» государства из экономики.

На заре независимости Ислам Каримов провозгласил курс на формирование особой «узбекской социально-экономической модели», в рамках которой реализуется политика строительства «сильного социального государства». В начале 90-х годов, когда большинство государств на постсоветском пространстве прошли через череду социальных и экономических кризисов («шоковая терапия»), Узбекистан взял курс на медленное, постепенное и весьма дозированное введение рыночных реформ с сохранением высокой степени государственного регулирования социально-экономической сферы.

По официальным данным, ежегодно 45 – 50 % общих расходов госбюджета страны расходуются на социальную защиту уязвимых слоев населения республики. Законодательством предусмотрено 136 видов пособий и льгот для 14 категорий граждан. В целом по республике различными видами прямой государственной социальной помощи охвачено более 2,2 млн. семей. Ежегодно руководство страны заявляет о масштабных мероприятиях социальной направленности для реализации программы по улучшению жизни населения. На это были направлены и инициативы по объявлению 1997 г. Годом интересов человека, 1998 г. – Годом семьи, 1999 г. – Годом женщин, 2000 г. – Годом здорового поколения, 2001 г. – Годом матери и ребёнка, 2002 г. – Годом защиты интересов старшего поколения, 2003 г. – Годом махалли, 2004 г. – Годом доброты и милосердия, 2005 г. – Годом здоровья.

Руководство Узбекистана упорно придерживается собственных взглядов, согласно которым страна должна вводить рыночные экономические принципы постепенно, чтобы избежать потрясений в социальной сфере, исходя из национального своеобразия и добиваясь высокого уровня и качества жизни.

Каримову не надо было согласовывать свою политику с Центром, и он действовал решительно, в режиме «кризисного менеджмента». Стране в 1992 – 1994 гг. реально угрожали разруха, голод и гражданская война. Были приняты меры к сохранению в рабочем состоянии всей полученной от СССР системы промышленного производства, в том числе предприятий союзного подчинения, подробности структуры и работы которых раньше знали только в Москве.

В первые несколько лет в Узбекистане существенно снизились как уровень производительности труда, так и уровень заработной платы. Однако власти республики никогда не допускали появления заметной безработицы. Число безработных, зарегистрированных в службах занятости в 1995 г., составило всего 25 тыс. человек. По официальным данным, в 2002 г. численность граждан Узбекистана, состоящих на учете в качестве ищущих работу, составила 40,3 тыс. человек (это 92,5 % от уровня 2001 г.), в том числе официально зарегистрированных безработными – 34,8 тыс. человек (92,9 %). Эта категория лиц составляет 0,4 % экономически активного населения. По данным ежеквартально проводимых Министерством труда Узбекистана мониторинговых обследований, численность всех «нуждающихся в трудоустройстве» в целом по республике составляет 370 тыс. человек, или 3,5 % от численности рабочей силы. Для более чем 25-миллионой республики это ничтожные цифры, свидетельствующие о весьма благополучном состоянии национальной экономики.

Огромный недостаток средств, который испытывал бюджет республики, удавалось лишь частично возместить за счет экспорта хлопка, золота и урана. Хождение иностранной валюты внутри Узбекистана было запрещено, для полной свободы торговли здесь также было мало условий. Узбекистан гораздо шире, чем Россия в 1990-е, открыл двери для иностранных инвестиций, но все же не так широко, как Казахстан. Стоит подчеркнуть, что узбекские предприятия не переходили полностью под контроль иностранных инвесторов, а преобразовывались в СП, где не менее 50 % акций принадлежало государству и не более 49,9 % собственности могло перейти к иностранным компаниям или в руки других госкорпораций.

При этих, казалось бы, жестких условиях контроля государства за экономикой, недостатка во внимании иностранных инвесторов республика не испытывала. За первые десять лет независимого существования Узбекистан освоил около 15 млрд. долл. иностранных капиталовложений, т.е. намного больше, чем Россия. Лидировали в этих вложениях США, Южная Корея, Германия, Великобритания, Турция, Россия и Япония.

Особенностью узбекской модели экономики стало массированное перемещение предприятий легкой и пищевой промышленности в сельскую местность. По структуре экономики Узбекистан – аграрно-сырьевая республика. В сельском хозяйстве занято две трети его трудоспособного населения. Удельный вес занятых в промышленности работников составляет менее 20% от общего числа занятых. Практически вся нагрузка на обеспечение различных государственных программ по индустриализации ложится на узбекское село, которое производит главный экспортный продукт Узбекистана – хлопок. В 2003 – 2004 гг. ситуация в экономике существенно ухудшилась в результате низкого урожая хлопка – основной статьи валютных поступлений в страну. Был собран самый низкий урожай за последние сорок лет – менее 3 млн. т. При этом именно в кишлаках наиболее высокие темпы демографического роста и наибольшее число малоимущих семей.

Ориентируясь на решение данной острой проблемы, руководство страны взяло курс на создание на селе тысяч средних и мелких предприятий, главным образом, на основе частной собственности. Мобильность сельского населения в республике невелика. В Казахстане, например, в 1992 – 2003 гг. численность сельского населения уменьшилась с 7,5 млн. до 6,5 млн. человек. В Узбекистане – увеличилась с 13 млн. до 16 млн. человек. Соответственно, надо было расширить на селе и возможности трудоустройства.

В 2003 г. в республике было создано около 430 тыс. рабочих мест, из них 375 тыс. (87%) за счет развития малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, включая дехканские и фермерские хозяйства. В 2004 г., только в первом полугодии, было создано 263 тыс. рабочих мест (на 11% больше, чем за аналогичный период прошлого года). В то же время основной, объективно существующей проблемой, девальвирующей усилия узбекского руководства по стабилизации ситуации на рынке труда, остается «демографический пресс». При довольно высоком приросте населения, составляющим, по данным UNISEF, около 15,6 на тысячу человек ежегодно (для сравнения, в Казахстане – около 4,4), экономике Узбекистана все труднее обеспечивать жителям его аграрных регионов стабильную занятость и достаточный заработок. Достаточно сказать, что в настоящее время в республике доля детей и подростков, не достигших трудоспособного возраста, составляет около 43%, а доля людей старше трудоспособного возраста – около 7% всего населения.

Пытаясь воздействовать на негативные процессы на рынке труда, руководство страны предпринимает ряд мер. Реализуются попытки непосредственного вовлечения социально уязвимых слоев населения в активную предпринимательскую деятельность через расширение микрокредитования малообеспеченных семей. В частности, в 2003 г. кредиты на развитие семейного предпринимательства из средств фонда занятости получили более 2,7 тыс. малообеспеченных семей на общую сумму свыше 2 млрд. сумов, из которых 70% направлено в сельские районы с напряженной ситуацией на рынке труда.

Одновременно с развитием села в Ташкенте и в других городах страны был сделан упор на развитие наукоемких производств и информационных технологий, а также на развитие системы высшего и среднего образования и системы НИИ.

Вскоре после обретения Узбекистаном независимости Каримов провозгласил идею «возрождения нации». Каждое государство, каждая нация сильны не столько своими природными богатствами, военной мощью и производственным потенциалом, сколько высокой культурой и духовностью, заявил тогда президент. Для создания национальной технической и гуманитарной интеллигенции, психологически никак не связанной с наследием «колониального прошлого», в Узбекистане стартовала реформа образовательной системы, которая, по мнению официального Ташкента, должна в результате стать лучшей во всей Центральной Азии. Столь масштабный замысел требует соответствующих ресурсов: расходы на образование постоянно растут: на развитие науки и образования Узбекистан расходует около 10% ВВП. Основная доля внешних и внутренних инвестиций, направляемых в сферу образования, идет на развитие среднего и специального профессионального образования, в частности на строительство профессиональных колледжей и академических лицеев. К 2010 г. планируется ввести в строй 1689 колледжей и 178 лицеев.

В целом, Узбекистан встречает очередной День независимости, имея в своем «активе», как и все республики, возникшие на развалинах Советского Союза, больше «плюсов», чем «минусов». В республике нет олигархов и крупных частных состояний. Здесь, разумеется, есть свои богатые и бедные, но нет такой «кричащей» дифференциации в доходах и уровне жизни, как в России и Казахстане. Конечно, в Узбекистане имеется немало проблем и в экономике, и в социальной сфере, но все они решаемы при условии сохранения стабильной ситуации в стране и в Центрально-Азиатском регионе. России же вовсе не безразлично, как будет развиваться крупнейшее государство Центральной Азии. Ясно одно: распад узбекской государственности, к которому республику с разных сторон толкают внешние силы, никак не сможет пройти безболезненно или «малой кровью». И в таком случае сегодняшние трудности и проблемы Узбекистана покажутся уже совершенно ничтожными.




Обратный отсчет

01.09.2006 Деловая неделя, Казахстан

Андрей Саидов (Ташкент)

Беженцы из Андижана возвращаются в Узбекистан

Государственное телевидение Узбекистана демонстрирует интервью андижанских беженцев, добровольно вернувшихся на родину. Из 439 узбеков, в мае 2005 года покинувших Андижанскую область, спасаясь от обстрела правительственных войск, вывезенных УВКБ ООН из Бишкека в Румынию и впоследствии получивших убежище в странах Европы и США, 53 в конце августа были переправлены дипломатами из Нью-Йорка в Ташкент. Между тем власти соседнего Кыргызстана накануне планируемой встречи Курманбека Бакиева с Исламом Каримовым передали спецслужбам Узбекистана несколько жителей Андижана, до этого находившихся в пограничном городе Ош.

"В Америке нужно работать"

В своих интервью бывшие беженцы как один утверждают, что стали жертвами хитроумных манипуляций правозащитников, обманом уговоривших их искать лучшей доли на чужбине. При этом звучат поразительные по непосредственности рассказы о столкновении пресловутого национального менталитета с заокеанской действительностью. "Во время моего пребывания в США я увидела много различий между традициями, которые очень далеки от узбекских. - сказала Обида Ибрагимова. - Например, молодые люди, создавшие семьи и начавшие собственную жизнь, больше не несут ответственности за своих родителей. Я почувствовала, что никогда не смогу принять этот уклад жизни и решила возвратиться домой."

А ее брат, Одилжон Ибрагимов сообщил телезрителям, что, до прибытия в США, никогда не брал на себя хлопот по содержанию семьи: "Благодаря заботе родителей, раньше я не нуждался в деньгах. В США мне пришлось работать..."

По мнению экспертов, тревога за судьбу родственников, оставшихся в Узбекистане, депрессия, ностальгия и безысходность заставили этих людей решиться на возвращение. Теперь им приходится из опасения за свою жизнь и свободу публично озвучивать галиматью, вкладываемую в их уста государственными идеологами.

Известие о том, что первые 12 беженцев из Андижана, вернувшихся в Узбекистан из штата Аризона, не попали в тюрьму, а выступают по телевидению, возможно, подтолкнуло к решению новую партию добровольцев. В конце прошлой недели еще 41 человек, 35 из которых проживали в штате Пенсильвания, трое в Огайо и еще трое в Мериленде прибыли в аэропорт Ташкента. На сей раз посольство в Вашингтоне уже не стало оплачивать их перелет.

По одной из версий, в возвращении части беженцев большую роль играет письмо, якобы написанное из тюрьмы главой религиозной организации "Акромия", чьи последователи подняли майский 2005 года мятеж в Андижане. Об этом агентству политических эмигрантов Uzbekinfo сообщил лидер оппозиционной партии "Эрк" Мухаммад Солих, сам в свое время сам заочно осужденный в Узбекистане на 15 лет тюрьмы и многие годы находящийся за рубежом. По его словам, Ислам Каримов будто бы лично встречался с Акрамом Юлдашевым и обещал, что, если акрамисты перестанут позорить Узбекистан перед мировым сообществом, им будет даровано прощение.

Другие источники утверждают, что письмо Юлдашева к беженцам могло быть сфальсифицировано узбекскими спецслужбами, чтобы заманить его сторонников обратно на родину, где их впоследствии ждет неминуемая расправа. Правозащитник Мухиддин Курбанов, ныне проживающий в Швеции, вспоминает, что после событий 1999-2000 г. Каримов также приглашал всех политических противников к примирению и даже издал указ об амнистии членов вооруженных формированиям Исламского движения Узбекистана (ИДУ), если они добровольно сдадутся. Но те, кто тогда поверил и вернулся, вскоре были арестованы, подвергнуты пыткам и осуждены на длительные сроки.

В настоящее время за пределами Узбекистана продолжают находиться еще сотни узбекских граждан, покинувших страну после трагических событий в Андижане. Многие из них, особенно находящиеся в странах СНГ, по их собственным признаниям, живут в постоянном страхе за свою судьбу, опасаются быть арестованными, выданными или похищенными узбекскими спецслужбами. Они отчаянно добиваются переселения в более безопасные государства. Однако, по мнению сотрудников УВКБ ООН, добровольное возвращение в Узбекистан из США двух групп андижанских беженцев, может затруднить оказание помощи тем, кто еще не получил убежища на Западе.

Кыргызстану нужен узбекский газ

В начале августа Генеральная прокуратура Кыргызстана передала Узбекистану пятерых жителей Андижана, до того содержавшихся в следственном изоляторе города Ош. Четверо из них обвиняются властями Узбекистана в организации андижанского мятежа 2005 года, а один был задержан милицией при проверке паспортов. По словам представителя УВКБ ООН Вадима Макеева, власти Кыргызстана не сообщили об их выдаче ни ему, не адвокатам беженцев.

На прошлой неделе в Оше пропали еще двое узбеков из Андижана, которые проживали там вполне легально и имели статус лиц, ищущих убежища. Их родственники год назад были переправлены УВКБ ООН в Румынию и теперь живут в Германии и Швеции.

По сообщению российского информагентства Фергана.ru, вечером 16 августа к дому председателя комитета по миграции и занятости города Ош Нурили Джолдошевой, где прятался один из беженцев Валиджон Бабаджанов, подъехали сотрудники местной милиции, и предложили ему пройти с ними, пообещав вскоре привезти обратно. Другого беженца, Сайдулло Шакирова, забрали из дома на следующий день. После этого оба бесследно исчезли. Вскоре киргизская служба радио "Свобода" сообщила, что, один из пропавших находится в следственном изоляторе Андижана, но эта информация была официально опровергнута властями Узбекистана. На этой неделе стало известно, что Генеральная прокуратура Кыргызстана занялась поиском не двух, а пяти узбекских беженцев, пропавших из Ошской области за последние месяцы.

Некоторые наблюдатели считают, что беженцев выдают узбекским властям не без ведома президента Кыргызстана. В ближайшее время планируется первый визит Курманбека Бакиева в Ташкент, и от итогов его встречи с Исламом Каримовым, скорее всего, будет зависеть дальнейшая судьба поставок узбекского газа, в котором южные регионы Кыргызстана, не обеспеченные собственными топливными ресурсами, особенно остро нуждаются в зимний период. Бакиеву, вероятно, совсем не улыбается пример Таджикистана, власти которого, после того как Узбекистан ограничил поставки газа, уже призвали население заняться заготовкой дров и угля на зиму.

Накануне готовящегося визита, правительства соседних стран, отношения между которыми до самого недавнего времени были довольно натянутыми, особенно по пограничным вопросам, теперь демонстрируют максимум дружелюбия и взаимопонимания. В ходе рабочего визита в Ташкент министра иностранных дел Кыргызстана Джекшенкулова, который состоялся 24-25 августа, например, был согласован текст межправительственного соглашения о взаимных безвизовых поездках сроком до 60 суток. Само соглашение, по идее, должно быть подписано президентами Бакиевым и Каримовым в ближайшее время. Однако до сих пор граница между Кыргызстаном и Узбекистаном усиленно охраняется, причем на узбекской стороне, в Андижанской области, начались работы по ее дополнительному укреплению.

С весны 2007 года в Узбекистане начнется активная подготовка к президентским выборам. Понятно, что правящая элита, уже занятая разработкой сценария выборной кампании, желает как можно скорее избавиться от всех нежелательных отголосков андижанской трагедии, нанесшей тяжелый урон международному престижу страны и имиджу ее руководства. Поэтому оставшихся за рубежом андижанских беженцев, скорее всего, до конца нынешнего года постараются вернуть на родину.




Премьер-министр Японии советует Узбекистану восстановить отношения с США

03.09.2006. Eurasianet

В ходе переговоров, проходивших за закрытыми дверями, премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми заявил узбекскому президенту Исламу Каримову, что Токио готов оказать Ташкенту помощь в восстановлении отношений с США. Узбекские власти всерьез обдумывают вопрос о налаживании отношений с Вашингтоном.

29 августа Коидзуми посетил Ташкент в рамках центральноазиатского турне, направленного на расширение доступа Японии к природным ресурсам региона. Согласно официальным сообщениям, полуторачасовая встреча между японским и узбекским лидерами была посвящена инвестициям в энергосектор и перспективам торговых отношений. Лидеры подписали также соглашение об обменах в сфере образования. Выступая по государственному телевидению, Каримов сказал, что встреча дала "важный импульс развитию и углублению плодотворного сотрудничества между нашими странами".

Согласно источнику в узбекском МИДе, в той части беседы, которая осталась неосвещенной в печати, Коидзуми настоятельно советовал Каримову наладить отношения с Соединенными Штатами. После андижанских событий в мае 2005 г. в американо-узбекских отношениях наступило серьезное охлаждение. Начиная с этого времени Узбекистан сосредоточил усилия на расширении военных и политических связей с Россией. Однако сегодня узбекское руководство, по-видимому, готово пересмотреть свой подход.

"Японцы предложили помочь нам [наладить отношения] с Америкой", сказал сотрудник узбекского Министерства иностранных дел, пожелавший сохранить анонимность. "На переговорах был затронут вопрос о восстановлении наших отношений с Соединенными Штатами, и Узбекистан принял к рассмотрению [эту идею]".

Первый признак возможного восстановления отношений появился в начале августа, когда помощник госсекретаря США по Южной и Центральной Азии Ричард Баучер прибыл в Ташкент на встречу с Каримовым и министром иностранных дел Владимиром Норовым. Это первый после почти годичного перерыва визит высокопоставленного американского дипломата в Узбекистан.

Согласно распространенному госдепартаментом сообщению, Баучер передал узбекскому руководству, что Вашингтон хочет сохранить каналы коммуникации с Ташкентом. Несмотря на резкое падение американского влияния в Узбекистане после андижанских событий, Вашингтон заинтересован в продолжении сотрудничества с узбекским руководством по стратегически важным для региона вопросам, включая борьбу с радикальным исламизмом и наркоторговлей.

Сразу же после андижанской бойни узбекские власти предприняли акции, направленные на удушение гражданского общества. Независимым СМИ заткнули рот, неправительственные организации были закрыты. Но даже в ситуации готовности сторон к возобновлению диалога Ташкент не прекращает репрессий. Например, 30 августа суд города Ташкента принял решение о фактической ликвидации представительства американской неправительственной организации Partnership in Academics and Development (Партнерство по академическому образованию и развитию). Согласно сообщениям в прессе, узбекские власти обвинили членов этой организации, способствующей официальным контактам в образовательной сфере между Узбекистаном и Западом, в неподобающей деятельности, направленной на обращение узбеков в христианство.

"Мы, конечно, серьезно расходимся в оценке андижанских событий и ситуации с правами человека", сказал Баучер 9 августа во время пресс-конференции в Ташкенте. В то же время, по его словам, хотелось бы сделать "необходимые шаги к восстановлению доверия".

Баучер попытался также пробудить интерес узбекских властей к выдвигаемой Соединенными Штатами идее создания системы энергоснабжения, которая связала бы государства Центральной и Южной Азии. В Вашингтоне этот план рассматривается как способ ослабления российского влияния в Средней Азии.

Баучер отказался отвечать на вопрос о том, будут ли отношения между США и Узбекистаном восстановлены в ближайшем будущем. "Это зависит от действий обеих сторон... С нашей стороны, мы хотели бы сделать такую попытку. Однако посмотрим, что будет происходить".

В ходе визита Коидзуми в Узбекистан японские представители призвали своих узбекских коллег к сотрудничеству с международным сообществом в вопросах улучшения положения с гражданскими правами и экономическими реформами, отметил сотрудник узбекского МИДа. Акцентируя внимание на этом вопросе, японские представители ссылались на опыт экономического развития своей страны после Второй мировой войны, когда Токио последовал предложенному американцами курсу и спустя несколько десятилетий после окончания войны достиг стабильности и процветания.

В ходе встречи с Каримовым Коидзуми затронул вопрос о распространении ядерного оружия, в частности об иранской ядерной программе. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight.] Ташкент, как и Соединенные Штаты, выступает против усилий Ирана, предположительно направленных на создание ядерного оружия. По мнению узбекского чиновника, совпадение мнений по этому вопросу может стать отправным пунктом для возобновления сотрудничества между США и Узбекистаном.

"Они [японцы] заявили, что иранский вопрос может стать хорошим началом и что Америка найдет применение нашей помощи по Ирану", сказал сотрудник узбекского министерства иностранных дел.




Запад и Ислам Каримов делают осторожные шаги навстречу друг другу

11.09.2006. Uznews.net

Галима Бухарбаева,

Ислам Каримов снова, как и на протяжении многих лет, пытается завоевать сердце Европы и США, запугивая их возвращением России в регион Центральной Азии, угрозами религиозного экстремизма и терроризма. Запад, похоже, подается на уговоры узбекского президента: свои интересы – это свои интересы. Но, восстановление отношений с диктатурой в Ташкенте не пройдет для Запада бесследно, хотя бы в этой среднеазиатской стране, они будут находиться уже без масок демократов и гуманистов. Так же, как и Россия и Китай, которые, впрочем, эти маски никогда и не одевали.

Джизакский правозащитник Бахтиер Хамраев – руководитель областного отделения Общества по правам человека Узбекистана (ОПЧУ), жалуется на постоянную головную и ушную боль. Он еще не отошел после последнего избиения, устроенного 18 августа местными властями при помощи группы женщин в его собственной квартире, во время встречи с дипломатами из британского посольства.

Хамраев пострадал из-за этой встречи. Власти Узбекистана хотят свести на нет любые контакты своих граждан с представителями зарубежных миссий, чтобы негативная информация о стране не выходила наружу. Так же, как это делается сегодня в Туркменистане, где осуждаются местные активисты и журналисты за контакты с иностранцами, так же, как это было в СССР в самые темные годы тоталитаризма.

Но Хамраева не удивляет то, как ведут себя узбекские власти, их брутальность, использование силы для закрывания рта оппонентам и для подавления протестов в стране - не новость. Новость, что у одной из сильнейших стран мира – Великобритании – не нашлось возможности хоть как-то заступиться за пожилого человека, избитого на глазах ее представителей.

«Да, мы остались один на один с диктатурой, западные демократии оказались слабаками», - говорит Бахтиер Хамраев.

Запад, заморозивший отношения с Узбекистаном после Андижанской резни, нашел себя в неприятном положение «айтсайдера», с отведенной ему ролью наблюдать возвращение в Узбекистан России, уже повязавшей Ислама Каримова Договором о союзных отношениях и согласием Узбекистана вступить в Организацию договора о коллективной безопасности.

Не желая мириться с этой ролью, в страхе потерять влияние в этом стратегически важном и богатом энергоресурсами регионе, Запад уже начал направлять в Узбекистан своих посланников.

В июле в Ташкенте побывал заместитель иностранных дел Германии Гернет Эрлер (Gernot Erler), предложивший Каримову сотрудничество в рамках Евросоюза.

В первой половине августа в Ташкент прибыл помощник Государственного секретаря США Ричард Баучер, в конце августа в Ташкенте побывала делегация Европейского Союза. А премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми во время визита в Ташкент 29-30 августа, заявил, что Узбекистан должен улучшить отношения с США, и Япония ему в этом поможет.

После августовских встреч, Ислам Каримов, загнавший себя в угол после андижанской резни, начал выглядеть более уверенно. Информационные агентства распространили фотографии улыбающегося Каримова, почувствовавшего вновь, что благодаря соперничеству Запада и России в регионе Центральной Азии, он вновь сможет «выйти сухим из воды».

И не только выйти, но и восстановить отношения с Западом уже на своих условиях. Которые будут означать полное стирание из памяти Андижанской резни мая прошлого года, прекращение критики ситуации с правами человека, прекращение поддержки гражданского общества.

Роберт Темплер, директор программ Азии Международной Кризисной Группы (ICG) в интервью uznews.net сказал, что в какой-то степени Андижанская резня стала победой Каримова. Он смог публично наказать население Андижана за попытку сопротивления и протеста, и запугать людей в других регионах страны, что мало кто сегодня подумает даже о возможности противостоять режиму.

По словам Темплера, власти Узбекистана, продолжая делать акцент на религиозном факторе, все же смогли посеять сомнение в сердце у западных политиков, охваченных исламофобией, что в Андижане имел место исламский фундаментализм.

«Запад решил не давить на Каримова, думая, а, вдруг, там были исламисты», - говорит Темплер. И добавляет: «Но, даже, если там были террористы, ответ правительства был таким диспропорциональным, войска открыли огонь против всех, включая женщин и детей. Там была резня, на которую мир был обязан реагировать».

Но в результате, мало того, что резня в Андижане привела к огромным жертвам и масштабным репрессиям во всей стране, ее побочным следствием стало то, что планка измерения ситуации с правами человека в Узбекистане упала ниже некуда.

Демократические страны, слабо отреагировав даже на события в Андижане, лишили себя морального права критиковать правительство Узбекистана за другие нарушения прав человека.

Власть же после резни начала вести себя еще наглее и жестче, но что от нее можно ждать, зная уже о том, что произошло в Андижане.

Проблема применения пыток узбекскими правоохранительными органами была практически замята после Андижана, кто пишет и говорит о пытках, когда среди белого дня был расстрелян город.

Узбекские следователи всегда использовали угрозу изнасиловать жену или мать подследственного, чтобы оказать на него давление. Но до Андижана, не были известны случаи, когда они приводили свои угрозы в исполнение.

Сегодня, чтобы оказать давление на подследственного, насилуют даже детей. Шестилетняя Айша – дочь имама Рухиддина Фахруддинова, в марте этого года была изнасилована и брошена у дома его родителей. После случившегося, Фахруддинов, находившийся в это время под следствием, начал давать признательные показания.

Сотрудничество с международными организациями и контакты с иностранными дипломатами, всегда создавали определенную защиту для многих активистов гражданского общества в Узбекистане.

Сегодня правозащитников избивают на глазах у иностранных дипломатов, зная наперед, что те промолчат. Если уж промолчали на Андижан.

С другой стороны, правозащитник в изгнание Мухиддин Курбанов, ныне проживающий в Швеции, выражает надежду, что возможно, возращение Запада в Узбекистан продиктовано желанием быть там, чтобы оказывать влияние на ситуацию изнутри.

Рассуждая вслух, Курбанов, сам себя опровергает, что вряд ли из этой стратегии что-либо получится. Так как Каримов, при каждой критике, будет угрожать все бросить и вернуться в объятия Москвы, тем самым, укорачивая язык западным критикам.

«Нет, мировое сообщество должно судить Ислама Каримова за преступление против человечества, - говорит Курбанов, - а не налаживать с ним диалог».

Западный исследователь, работавший в Центральной Азии, говорит о том, что демократия и соблюдение прав человека – это не красивый атрибут, это не всеобщая любовь и доброта, это система отношений в обществе, необходимая для его нормального функционирования.

Верховенство закона, независимость правосудия, свободная пресса – это условие развития и процветания страны, гарантия ее стабильности для партнеров и в бизнесе и в политике.

События в Андижане еще раз доказали к чему приводит государственный произвол и несправедливость. Успешные бизнесмены, прекрасно входившие в местную систему власти, умевшие играть по их правилам, оплачивавшие все официальные мероприятия в области, делавшие покупки женам хокимов, даже гордившиеся их умением угодить властям, вдруг оказываются обвиненными в экстремизме.

Что произошло, чем они не угодили властям, остается загадкой и для самих бизнесменов. Но ясно одно, что не будь этого сфабрикованного дела и суда над ними, восстания в Андижане, а затем и резни не было бы.

Это же касается и иностранных компаний, даже таких крупных, как Кока-Кола или «Ньюмонт», когда испорченные политические или даже личные отношения, а не закон и договора, решают судьбу их бизнеса в Узбекистане.

Верховенство закона - это условие, что Узбекистан не будет родить экстремистов, которых так боятся на Западе, и что Узбекистан не сбежит к России, чего тоже так боятся на Западе.

Но как раз это условие президент Каримов и его правительство выполнить не хотят и не могут в силу своей природы. О чем тогда, хотят говорить с Каримовым политики на Западе?


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ