Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №153(15.09.2006)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Аттестат государственной зрелости

15.09.2006 Средняя Азия (cainfo.ru)

Андрей Грозин

Узбекистан встречает очередную годовщину независимости. Данный факт во всех постсоветских республиках еще совсем недавно служил поводом для некоего «подведения итогов» и очередных «дежурных» деклараций о невиданных успехах во всех сферах. В последние годы, однако, к подобным годовщинам относятся гораздо спокойнее – всем, даже явным недоброжелателям существующих в новых независимых государствах политических режимов становится окончательно ясно то, что бывшие республики СССР окончательно сдали «экзамен» на право называться подлинными, «состоявшимися» государствами.

Поэтому очередная «красная дата» дает возможность очертить основной круг проблем, наиболее остро проявляющих себя в новых реалиях, а также рассмотреть, насколько эффективно властные элиты реализовывали собственные модели независимого развития.

Если оценивать исходные данные для независимого экономического развития, то Узбекистан объективно находился в 1991 г. в очень сложной ситуации по сравнению со многими другими бывшими республиками СССР. Объем ВВП на душу населения составлял здесь около 40% от уровня Российской Федерации, 45% от уровня Белоруссии, 50% от уровня Украины и 70% от уровня Казахстана.

Республика была и остается самой населенной страной региона. В 2004 году официально зарегистрированное количество жителей Узбекистана достигло 25 млн. 800 тыс. чел. По числу жителей Узбекистан занимает третье место в СНГ, уступая только России и Украине. Причем в годы независимости количество мужчин увеличивается быстрее, чем число женщин. Их за 10 лет стало больше на 21%, а женщин – на 19%. При сохраняющемся в Узбекистане высоком уровне рождаемости около 50% населения республики составляли дети и подростки до 18 лет. За 100 лет население республики возросло в 8 раз, стабильно увеличиваясь каждые 10 лет в среднем на 3,6 миллиона человек. Если темпы роста населения останутся такими же, то к 2010 году в Узбекистане будет проживать не менее 27 млн. человек. По прогнозам же Фонда ООН в области народонаселения (UNFPA), к 2015 году в Узбекистане будет проживать 38 млн. чел.

В республике была худшая в СССР экологическая обстановка – гибель Аральского моря оценивалась еще в 1980-е как самая крупная в Евразии экологическая катастрофа. Монокультура хлопка не давала самому Узбекистану больших доходов, но истощала его почвы. Узбекистану не хватало воды, Сырдарья и Амударья уже не доносили ее до Аральского моря. Обильное применение гербицидов и пестицидов серьезно отражалось на здоровье сельского населения.

Разумеется, стоить отметить и другую традиционную для всех стран региона проблему: клановую структуру общества, оставшуюся как наследие прошлой истории.  Однако эту проблему узбекский лидер с первых лет независимости решил преодолеть, твердо и практически бескомпромиссно «равноудалив» многочисленных, как обычно на Востоке, родственников.

При этом Узбекистан, как и Таджикистан, с первых дней независимого существования оказался «прифронтовым» государством. В северных провинциях Афганистана жило более 2 миллионов узбеков и около 6 миллионов таджиков. Международный терроризм уже в 1991 г. представлял большую угрозу для мира, но своей первой целью, жертвой и возможной опорой он избрал Узбекистан.

То, что в республике имеются факторы, которые в любой стране способствуют резкому недовольству части населения политикой властей, не подлежит сомнению. По степени жесткости «властной вертикали» Узбекистан на постсоветском пространстве находится в лидирующей группе, явно превосходя Россию.

Каримов был единственным лидером на постсоветском пространстве, который не стал разрушать структуру компартии на территории своей республики. Партаппарат и организации КПСС в Узбекистане были наиболее прочной и влиятельной опорой власти. Альтернативой могли быть не разношерстные демократы прозападной ориентации, а радикальные исламисты. Узбекская светская оппозиция беспомощна. У нее нет абсолютно никаких рычагов влияния, механизмов мобилизации масс и она способна лишь «подхватить» возможные спонтанные народные выступления.

Ясно и то, почему именно по Узбекистану исламисты наносят наиболее частые и болезненные удары. Будучи наиболее сильным в Средней Азии как в плане становления государства в целом, так и в военном отношении, Узбекистан является, по сути, главным препятствием для радикальной исламистской экспансии в регионе.

Допустить этого Каримов не мог, и после распада СССР жестко заявил: «Не построив новый дом, нельзя разрушать старый». Компартия Узбекистана сохранила свою структуру и большую часть членского состава. Она не слишком значительно изменила формы и методы своей работы, но получила новое название – Народно-демократическая партия. Сохранилась в республике и ориентация на главные принципы социалистического общества. Власть в областях и районах перешла в большинстве случаев к структурам бывших обкомов и райкомов партии, а также органов советской власти, которые были, конечно, модернизированы и изменили свои наименования. Других руководящих кадров в республике не было.

Узбекистан выстоял после коллективного удара в Андижане, нанесенного «политизированными исламистами» и активно поддержавшими их (информационно в первую очередь) «некоторыми внерегиональными силами». Ислам Каримов поступил в тогдашней ситуации используя единственно возможные средства и предотвратил реальную опасность мощного взрыва, способного не только «свалить» узбекские власти, но вместе с ними похоронить и более-менее нормальную ситуацию во всей Центральной Азии. Ясно, однако, что попыткой мятежа в Андижане дело, конечно же, не закончилось и в ближайшем будущем наверняка «рванет» в каком-то другом районе Ферганской долины.

Перечисление неблагоприятных факторов можно было бы продолжать, но и сказанного достаточно, чтобы понять, что, получив независимость от вдруг исчезнувшей власти «центра», Узбекистан не мог позволить себе проводить радикальные рыночные реформы, ориентированные на приватизацию, на массированное поощрение частной собственности и на «полномасштабный уход» государства из экономики.

На заре независимости Ислам Каримов провозгласил курс на формирование особой «узбекской социально-экономической модели», в рамках которой реализуется политика строительства «сильного социального государства». В начале 90-х годов, когда большинство государств на постсоветском пространстве прошли через череду социальных и экономических кризисов («шоковая терапия»), Узбекистан взял курс на медленное, постепенное и весьма дозированное введение рыночных реформ с сохранением высокой степени государственного регулирования социально-экономической сферы.

По официальным данным, ежегодно 45 – 50 % общих расходов госбюджета страны расходуются на социальную защиту уязвимых слоев населения республики. Законодательством предусмотрено 136 видов пособий и льгот для 14 категорий граждан. В целом по республике различными видами прямой государственной социальной помощи охвачено более 2,2 млн. семей. Ежегодно руководство страны заявляет о масштабных мероприятиях социальной направленности для реализации программы по улучшению жизни населения. На это были направлены и инициативы по объявлению 1997 г. Годом интересов человека, 1998 г. – Годом семьи, 1999 г. – Годом женщин, 2000 г. – Годом здорового поколения, 2001 г. – Годом матери и ребёнка, 2002 г. – Годом защиты интересов старшего поколения, 2003 г. – Годом махалли, 2004 г. – Годом доброты и милосердия, 2005 г. – Годом здоровья.

Руководство Узбекистана упорно придерживается собственных взглядов, согласно которым страна должна вводить рыночные экономические принципы постепенно, чтобы избежать потрясений в социальной сфере, исходя из национального своеобразия и добиваясь высокого уровня и качества жизни.

Каримову не надо было согласовывать свою политику с Центром, и он действовал решительно, в режиме «кризисного менеджмента». Стране в 1992 – 1994 гг. реально угрожали разруха, голод и гражданская война. Были приняты меры к сохранению в рабочем состоянии всей полученной от СССР системы промышленного производства, в том числе предприятий союзного подчинения, подробности структуры и работы которых раньше знали только в Москве.

В первые несколько лет в Узбекистане существенно снизились как уровень производительности труда, так и уровень заработной платы. Однако власти республики никогда не допускали появления заметной безработицы. Число безработных, зарегистрированных в службах занятости в 1995 г., составило всего 25 тыс. человек. По официальным данным, в 2002 г. численность граждан Узбекистана, состоящих на учете в качестве ищущих работу, составила 40,3 тыс. человек (это 92,5 % от уровня 2001 г.), в том числе официально зарегистрированных безработными – 34,8 тыс. человек (92,9 %). Эта категория лиц составляет 0,4 % экономически активного населения. По данным ежеквартально проводимых Министерством труда Узбекистана мониторинговых обследований, численность всех «нуждающихся в трудоустройстве» в целом по республике составляет 370 тыс. человек, или 3,5 % от численности рабочей силы. Для более чем 25-миллионой республики это ничтожные цифры, свидетельствующие о весьма благополучном состоянии национальной экономики.

Огромный недостаток средств, который испытывал бюджет республики, удавалось лишь частично возместить за счет экспорта хлопка, золота и урана. Хождение иностранной валюты внутри Узбекистана было запрещено, для полной свободы торговли здесь также было мало условий. Узбекистан гораздо шире, чем Россия в 1990-е, открыл двери для иностранных инвестиций, но все же не так широко, как Казахстан. Стоит подчеркнуть, что узбекские предприятия не переходили полностью под контроль иностранных инвесторов, а преобразовывались в СП, где не менее 50 % акций принадлежало государству и не более 49,9 % собственности могло перейти к иностранным компаниям или в руки других госкорпораций.

При этих, казалось бы, жестких условиях контроля государства за экономикой, недостатка во внимании иностранных инвесторов республика не испытывала. За первые десять лет независимого существования Узбекистан освоил около 15 млрд. долл. иностранных капиталовложений, т.е. намного больше, чем Россия. Лидировали в этих вложениях США, Южная Корея, Германия, Великобритания, Турция, Россия и Япония.

Особенностью узбекской модели экономики стало массированное перемещение предприятий легкой и пищевой промышленности в сельскую местность. По структуре экономики Узбекистан – аграрно-сырьевая республика. В сельском хозяйстве занято две трети его трудоспособного населения. Удельный вес занятых в промышленности работников составляет менее 20% от общего числа занятых. Практически вся нагрузка на обеспечение различных государственных программ по индустриализации ложится на узбекское село, которое производит главный экспортный продукт Узбекистана – хлопок. В 2003 – 2004 гг. ситуация в экономике существенно ухудшилась в результате низкого урожая хлопка – основной статьи валютных поступлений в страну. Был собран самый низкий урожай за последние сорок лет – менее 3 млн. т. При этом именно в кишлаках наиболее высокие темпы демографического роста и наибольшее число малоимущих семей.

Ориентируясь на решение данной острой проблемы, руководство страны взяло курс на создание на селе тысяч средних и мелких предприятий, главным образом, на основе частной собственности. Мобильность сельского населения в республике невелика. В Казахстане, например, в 1992 – 2003 гг. численность сельского населения уменьшилась с 7,5 млн. до 6,5 млн. человек. В Узбекистане – увеличилась с 13 млн. до 16 млн. человек. Соответственно, надо было расширить на селе и возможности трудоустройства.

В 2003 г. в республике было создано около 430 тыс. рабочих мест, из них 375 тыс. (87%) за счет развития малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, включая дехканские и фермерские хозяйства. В 2004 г., только в первом полугодии, было создано 263 тыс. рабочих мест (на 11% больше, чем за аналогичный период прошлого года). В то же время основной, объективно существующей проблемой, девальвирующей усилия узбекского руководства по стабилизации ситуации на рынке труда, остается «демографический пресс». При довольно высоком приросте населения, составляющим, по данным UNISEF, около 15,6 на тысячу человек ежегодно (для сравнения, в Казахстане – около 4,4), экономике Узбекистана все труднее обеспечивать жителям его аграрных регионов стабильную занятость и достаточный заработок. Достаточно сказать, что в настоящее время в республике доля детей и подростков, не достигших трудоспособного возраста, составляет около 43%, а доля людей старше трудоспособного возраста – около 7% всего населения.

Пытаясь воздействовать на негативные процессы на рынке труда, руководство страны предпринимает ряд мер. Реализуются попытки непосредственного вовлечения социально уязвимых слоев населения в активную предпринимательскую деятельность через расширение микрокредитования малообеспеченных семей. В частности, в 2003 г. кредиты на развитие семейного предпринимательства из средств фонда занятости получили более 2,7 тыс. малообеспеченных семей на общую сумму свыше 2 млрд. сумов, из которых 70% направлено в сельские районы с напряженной ситуацией на рынке труда.

Одновременно с развитием села в Ташкенте и в других городах страны был сделан упор на развитие наукоемких производств и информационных технологий, а также на развитие системы высшего и среднего образования и системы НИИ.

Вскоре после обретения Узбекистаном независимости Каримов провозгласил идею «возрождения нации». Каждое государство, каждая нация сильны не столько своими природными богатствами, военной мощью и производственным потенциалом, сколько высокой культурой и духовностью, заявил тогда президент. Для создания национальной технической и гуманитарной интеллигенции, психологически никак не связанной с наследием «колониального прошлого», в Узбекистане стартовала реформа образовательной системы, которая, по мнению официального Ташкента, должна в результате стать лучшей во всей Центральной Азии. Столь масштабный замысел требует соответствующих ресурсов: расходы на образование постоянно растут: на развитие науки и образования Узбекистан расходует около 10% ВВП. Основная доля внешних и внутренних инвестиций, направляемых в сферу образования, идет на развитие среднего и специального профессионального образования, в частности на строительство профессиональных колледжей и академических лицеев. К 2010 г. планируется ввести в строй 1689 колледжей и 178 лицеев.

В целом, Узбекистан встречает очередной День независимости, имея в своем «активе», как и все республики, возникшие на развалинах Советского Союза, больше «плюсов», чем «минусов». В республике нет олигархов и крупных частных состояний. Здесь, разумеется, есть свои богатые и бедные, но нет такой «кричащей» дифференциации в доходах и уровне жизни, как в России и Казахстане. Конечно, в Узбекистане имеется немало проблем и в экономике, и в социальной сфере, но все они решаемы при условии сохранения стабильной ситуации в стране и в Центрально-Азиатском регионе. России же вовсе не безразлично, как будет развиваться крупнейшее государство Центральной Азии. Ясно одно: распад узбекской государственности, к которому республику с разных сторон толкают внешние силы, никак не сможет пройти безболезненно или «малой кровью». И в таком случае сегодняшние трудности и проблемы Узбекистана покажутся уже совершенно ничтожными.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ