Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №154(01.10.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Россия и соотечественники



От разобщения к консолидации.

Информационное сообщение.

Виктор Михайлов

15-16 сентября 2006 года, в Алма-Ате прошла региональная Конференция российских соотечественников стран Центральной Азии и Казахстана: «Роль организаций российских соотечественников в интеграции стран Центральной Азии», организованная Посольством России в Казахстане.

В работе Конференции приняли участие делегации российских соотечественников из стран Центральной Азии и Казахстана, в том числе руководители объединений чеченцев, ингушей, татар и башкир - всего более 50-ти человек, представитель Аппарата Президента России, представители МИДа России, Послы России в регионе,  сотрудники Росзарубежцентра, Института стран СНГ, Московского дома соотечественников, Ассоциации «Родина».

Казахстанскую сторону представлял заместитель Председателя Ассамблеи Народов Казахстана, заведующий отделом администрации Президента РК Алиев Жуматай Алиевич и начальник управления по языкам Министерства культуры и информации РК Кажибек Ерден Задаевич.

Председательствовал на Конференции Лобанов Алексей Викторович – директор православного благотворительного общества развития образования и культуры в Республике Казахстан «Светоч».

С приветственным словом к собравшимся обратился Алиев Ж.А. По его мнению, никаких проблем русских в Казахстане нет. Русский язык фактически выполняет роль государственного, интеграционного языка. Он против переселения русских: «Русские – наши братья и мы сделаем всё, что бы их сохранить».

Председательствующий зачитал приветствие участникам Конференции Министра иностранных дел России С.В.Лаврова (публикуется ниже).

Затем выступил Стат-секретарь, заместитель министра иностранных дел РФ Карасин Григорий Борисович (тезисы выступления публикуется ниже).

С информацией о «Государственной программе содействия добровольному переселению соотечественников в Россию» выступил представитель Администрации Президента России Маняпкин Евгений Георгиевич.

Выступления руководителей делегаций из стран Центральной Азии и Казахстана сводились к краткой информации о работе руководимых ими общественных организаций, проблеме русского языка и получения образования на нём. Но в каждой республике есть свои особенности.

От Киргизии выступил Епифанцев С.В. – Ассоциации общественных объединений российских соотечественников Киргизии «Единство», генеральный директор «Владимирского общества» поддержки образования и культуры. Он считает, что сегодня для доминирования России в регионе, несомненно, нужны новые решения, новая идеология, новая экономическая политика и, что особенно важно, новая политика в области защиты культурных, образовательных и языковых интересов русскоязычного населения региона.   Без заметного «русского» социума в Киргизии и ЦАР, весь этот регион можно будет считать потерянным для России в среднесрочной перспективе. В частности, он сказал: «Видится необходимость в новых подходах в оценке значимости работы организаций российских соотечественников, а главное необходимость поддержки нашей работы. Включаясь в реализацию различных программ Правительства РФ, организации берут на свои плечи иногда довольно существенные материальные, временные и иные затраты. Нам знакомы энтузиасты, которые осуществляют деятельность своих организаций в ущерб благосостоянию своих семей. А, учитывая то, что некоторые программы по своим масштабам беспрецедентны, участие в них общественных организаций видится довольно проблематичным. Возможно, поддержка работы организаций не потребует поиска специальных средств, а лишь потребует пересмотра некоторых статей расходов по существующим программам. Во всяком случае, проблема на лицо и требует принятия решений».

От Таджикистана – Чигрина В.Г., проректор по научной работе Российско – Таджикского (славянского) университета. Она информировала участников конференции о том, что по просьбе Посольства Российской Федерации в Республике Таджикистан в настоящее время ведется аналитическое исследование ситуации с русским языком с целью получить исчерпывающую информацию о его положении в республике. В связи с тем, что значительно сокращается использование его в сферах экономики, науки и культуры, в бытовой среде, теряются навыки его владения у коренного населения. Уменьшается количество часов в школьной программе. Все это вызывает необходимость осуществления продуманной политики распространения и укрепления русского языка в Таджикистане

Дубовицкая И. М., член правления Совета российских соотечественников Таджикистана, Главный редактор газеты РТСУ «Студенческие вести», Выступая   в качестве представителя СМИ, она вкратце охарактеризовала нынешнее состояние дел в области развития русскоязычных средств массовой информации Республики Таджикистан, а также их роли в укреплении дружбы и взаимопонимания между Россией и Таджикистаном, отражении проблем российских соотечественников. Говоря об информационной политике вновь возникших русскоязычных печатных СМИ, она отметила, что по типу и содержанию они сильно отличаются друг от друга, но по характеру публикуемой ими информации подавляющее большинство носит характер «дайджестов» по различным популярным тематикам.

Подчеркнув значимость  Интернета в Таджикистане, она отметила, что наиболее информационно наполненными его Интернет - сайтами являются сайты информационных агентств. На сегодняшний день в республике зарегистрировано десять информационной агентств и центров.

«… Положение с русскоязычным вещанием в республике начало меняться в сторону увеличения общей массы русскоязычных передач примерно с середины девяностых годов. Однако, основная масса теле- и радиопередач представлена переведенными западными сериалами и боевиками, а также некоторым числом российских сериалов. Эта категория русскоязычных передач начала транслироваться, в основном, возникающими частными телекомпаниями, число которых к середине 2005г. достигло двадцати двух».

Профессиональный и художественный уровень этой категории материалов (как собственных, так и заимствованных) оценивается ею  весьма низко.   По мнению руководителей Министерства культуры Таджикистана, ответственных за работу СМИ, вопрос с использованием русского языка в аудиовизуальных СМИ день ото дня становится все сложнее. Найти специалистов среди 2% русскоязычного населения РТ становится практически невозможно. В этих условиях вести речь о качественной пропаганде русского языка и русской культуры в Таджикистане представляется весьма затруднительно

От Туркмении - Горн Н.В., директор Российско–Туркменской гимназии им. А.С.Пушкина, прежде всего, высказалась против переселения.  У людей в Туркмении решены все социальные проблемы. Но русские всё равно уезжают из-за низкого качества образования, отсутствия гарантий на будущее и боязни ассимиляции. Школы с русским языком обучения все закрыты. Существуют так называемые  «смешанные» школы, где преподавание ведётся в одной половине классов на туркменском, а в другой - на русском.  В Туркмении  введено девятилетнее, сильно идеологизированное образование, а в России не признают его полным средним и выпускников туркменских школ не принимают в ВУЗы. Поэтому она предложила создать в России интернаты по предвузовской подготовке детей российских соотечественников.

От Узбекистана – Огнев Ю. М., председатель Совета Самаркандского областного отделения Республиканского Русского культурного центра. По его словам, работа русских общественных объединений в Узбекистане проходит в тесном контакте с официальными органами власти. Русская диаспора имеет своих представителей в Сенате, и местных представительных органах.

В республике три русских театра. Русский язык всё более востребован. В сельских школах возобновили преподавание русского языка и даже открыли школы с русским языком обучения. Но девятилетнее образование,  вводимое в республике становится препятствием в получении высшего образования в республике и России. Поэтому он поддерживает предложение, сделанное г.Горн, по открытию школы – интерната для продолжения образования по российским программам. Что касается добровольного переселения, то, по его мнению, никто выезжать из Узбекистана не хочет.

От Казахстана – Климошенко И.С. – председатель Республиканского славянского движения «Лад». Он подчеркнул, что особенностью и отличиемРеспубликанского славянского движения «Лад» от других русских организаций является то, что «Лад»  проводит не только культурно-просветительскую, но и общественно - политическую работу по защите социальных и политических прав русского и славянского населения в Казахстане.

 В своих принципах Движение «Лад» исходит из общности истории и культуры славянских народов, их равенства и братства. Движение проводит работу по пропаганде славянской культуры и возрождению славянских праздников обрядов, песенных фестивалей, фольклорных праздников, выставок изобразительного и прикладного искусства. Проводит консультации по юридическим вопросам. Защищает интересы славян от произвола властей в судах и СМИ. Активно участвует в общественно-политической жизни.  Организует и принимает участие в работе конференций, «круглых столов». Организует и проводит массовые акции: митинги, демонстрации, пикетирование и т.д. Имеет газету «Лад», которая выходит один раз в месяц.

…По сведеньям филиалов, а их у «Лада» - 24, Российская программа содействия добровольному переселению вызвала огромный интерес у российских соотечественников. С июля по сей день «Ладом» даны тысячи консультаций.

Каримов М.А., руководитель Ассоциации татарских и татарско-башкирских общественных и культурных центров «Идел», считает, что проблемы русских и русского языка в Казахстане нет. Надо защищать казахский язык.

Бунаков Ю.З. – глава «Русской общины Казахстана»,  говорил о проблеме взаимоотношений общественных объединений соотечественников, где главенствует принцип «Разделяй и властвуй!». Говорил о создании Объединения юридических лиц «Координационный Совет русских, казачьих и славянских организаций Казахстана» и его огромной пользе в консолидации русской диаспоры и сохранения стабильности в Республике и спасении Казахстана от «Желтой революции».

 Отрицательно отозвался о Российской программе содействия добровольному переселению соотечественников в Россию: «Если правительство Казахстана воспримет наши беды, то мы будем выступать против переселения».

Далее он предложил Правительству России наряду с государственными программами по образованию, здравоохранению и переселению создать программу поддержки соотечественников.

Захаров Ю.Ф. – руководитель общественного объединения юридических лиц «Координационный Совет русских, казачьих и славянских организаций Казахстана», зачитал письмо Президенту РФ Путину В.В., в котором обвиняет российское правительство в геноциде русского народа. Письмо раскололо зал и вызвало бурю как восторгов,  так и негодования, чуть было не сорвавших конференцию. Зачитанное открытое письмо явилось предметом обсуждения экстренного заседания членов «Координационного совета»,  которые  не поддержали Ю.Ф.Захарова. До конца первого заседания выступили еще двое.

Кузина Т.И. – председатель Павлодарского славянского культурного центра призвала участников конференции к благоразумию и с удовольствием рассказала о своей собственной работе.

Чесноков А.П. – Первый заместитель председателя АРСК, председатель областного «Русского центра» Алма-Атинской области, сосредоточил своё выступление на проблеме государственного, казахского языка и на правоприемственности поколений русской диаспоры.

После перерыва началась работа по секциям.

Первая секция рассматривала вопрос «О работе организаций россйских соотечественников по обеспечению законных прав и интересов российской диаспоры. О совершенствовании форм поддержки Российской Федерацией проживающих за рубежом соотечественников и о Программе работы с соотечественниками на 2006-2008г.г.

Модераторы: Климошенко И.С. и представитель делегации Туркмении.

Вторая секция – «О роли организаций российских соотечественников в интеграционных процессах стран Центральноазиатского региона и России. О Государственной программе по окозанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерациюсоотечественников, проживающих за рубежом.

Модераторы: Лукашов В.А и Епифанцев С.В.

Третья секция – Работа организаций соотечественников по сохранению русского языка, единого образовательного, культурного и информационного пространства. Федеральная целевая программа «Русский язык (2006-2008г.г.) и её реализация в странах Центральной Азии.

Модераторы: Белик Н.А. (Казахстан) и представитель делегации Узбекистана.

  Второй день работы конференции начался с сообщений руководителей и ведущих каждой секции об итогах работы. Все они сводились к предложениям прозвучавших в соответствующих основных докладах и выступлениях  в первый день работы. По общему мнению, все мероприятия, которые проводятся по российским программам поддержки соотечественников, нужно продолжать. Подчеркнули, что давно назрела необходимость создания новых учебников по русскому языку и истории для постсоветского пространства. Особое внимание выступавшие обращали на необходимость укрепления положения русского языка во всех странах региона, просили  предусмотреть мероприятия по расширению влияния русского языка при разработке среднесрочной программы поддержки соотечественников на 2006-2008г.г..

Отношение к Программе переселения соотечественников в Россию, в целом, – положительное. Организации соотечественников готовы подключиться к ее реализации. Предложили задействовать их в информационном обеспечении, в проведении юридических консультаций, в содействии компактному переселению коллективов. Правда, казахстанцы, предупредили, что будут агитировать против отъезда русских, если власти республики учтут их интересы, не будут навязывать казахский язык, в качестве единственного в официальном использовании, пересмотрят кадровую политику.

Подвёл итоги Конференции Г.Б.Карасин. В своей заключительной речи, обращаясь к представителям  русских организаций  подчеркнул, что он приехал по поручению президента Путина. «Мы вместе с вами», - сказал зам. министра. Он также обратил внимание участников конференции на то, что Россия даёт соотечественникам возможность свободного выбора, что не станет педалировать процесс переселения. «Нужно принять различные политические позиции организаций соотечественников. Но позиции должны быть логичны и согласованы».

Следует отметить, что впервые руководство России предприняло конкретные шаги по обеспечению прав и свобод русскоязычного населения в Средней Азии. Как заявил г-н Карасин: «Россия взрослеет. Она более ответственно относится к проблемам соотечественников».

Российской стороной  намечен целый ряд мероприятий, где острые проблемы соотечественников ближнего зарубежья должны найти своё информационное и общественно-политическое оформление.

… «Надо быстрее сорганизоваться и повысить политическую культуру. Надо научиться умению жить в условиях конкуренции и соревновательности диаспор, учитывая договорённости друг с другом. …Мир не терпит только лозунгов – надо делать дело».

В течение двух дней представительная делегация из Российской Федерации обсуждала с руководителями национально-культурных объединений пяти республик возможности расширения сотрудничества с исторической родиной и способы сохранения русскоязычного пространства.

Не на все вопросы соотечественников удалось ответить представителям российского правительства в ходе конференции. Кое-что они постарались прояснить во время пресс-конференции, прошедшей во второй половине дня 16 сентября, официально посвященной окончанию работы форума соотечественников. Кроме руководителя делегации статс-секретаря - заместителя внешнеполитического ведомства России Григория Карасина, в пресс-конференции приняли участие   Владимир Каланда - первый заместитель директора Федеральной миграционной службы России, Любовь Глебова - стат-секретарь, заместитель министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации,  Михаил  Пономарев - заместитель министра регионального развития РФ.

 Руководитель делегации Григорий Карасин несколько раз обращал внимание на то, что подобные форумы теперь станут постоянными. И вызвано это тем, что Россия сделала соответствующие выводы из ситуации с русскоязычным населением, сложившейся в девяностых годах. Григорий Борисович выразил надежду, что эта конференция поможет найти людям ответ на вопросы, возникшие после того, как Россия решила заняться «сбором человеческого капитала»:

- Сейчас мы дошли до понимания, что от громких заявлений и создания колоссального количества различных структур мы должны перейти к конкретным делам. Только в этом году прошел ряд встреч с соотечественниками, проживающими в Германии, странах Балтии, Закавказья. И теперь – с проживающими в странах Средней Азии.

На прямой вопрос журналистов по поводу возможного обсуждения ситуации в связи с принятием программы содействия добровольному переселению соотечественников Владимиром Путиным и Нурсултаном Назарбаевым господин Карасин ответил несколько уклончиво:

- Я убежден, что в той или форме наши президенты обсуждают вопросы российских соотечественников.

Кроме того, в ходе пресс-конференции стало известно, что «детали программы еще не готовы. Сейчас обозначены лишь принципы, а конечный продукт станет известен позже». Хотелось бы, чтобы это «чуть позже» наступило раньше того момента, когда нога введенного в заблуждение соотечественника ступит на какой-нибудь сибирский перрон. Поскольку, в частности, не выяснены детали по самому главному вопросу - жилищному.

А такое произойти может, так как до сих пор никто не знает, на какое количество вернувшихся соотечественников следует рассчитывать. Поскольку из-за размытости понятия «соотечественник», которым может являться любой человек, не только родившийся в СССР, но и еще в Российской империи, статистика носит условный характер. В связи с чем, Карасин пояснил:

- Программа ориентирована не на всех соотечественников, как это трактует закон, а на тех, кто достаточно тесно связан с Россией духовно. На тех, кто сможет достаточно быстро адаптироваться в условиях, в которых ему предстоит проживать. Кто имеет возможность своим посильным трудом оказать содействие в развитии российской экономики. Какое количество соотечественников хотела бы видеть Россия? Ровно столько, сколько примут решение о переезде, мы и хотим видеть у себя.

Рассказывая о том, что ожидает переселенцев в плане социальной защиты, Любовь Глебова так же не добавила оптимизма сомневающимся. По ее словам, с 1 января 2007 года вопросы занятости населения и создания условий для трудоустройства будут решаться на местах.

Вместе с тем, социально-компенсационный пакет состоит из всего лишь единовременного пособия на обустройство, ежемесячного пособия, гарантируемого на федеральном уровне, но в размерах, которых рассчитываются в рамках субъектовых программ. Разработка этого пакета также еще не завершена.

Кроме того, предусматриваются некие отдельные пакеты социальных гарантий для лиц, попавших в трудные жизненные ситуации. Это отдельная часть работы, которые тоже, традиционно, пока еще только в планах.

И медицинское обслуживание регулируется пока только теми правовыми актами, которые есть.

Имеющиеся опасения по поводу того, что помощь государства вернувшимся на историческую родину приведет к росту социального напряжения в принимающих регионах, постаралась развеять Любовь Глебова. По ее словам, это исключено, так как компенсационный пакет, предоставляющийся переселенцам, в обязательном порядке уже имеет любой гражданин Российской Федерации. Переселенцы не получат ничего такого, что могло бы у кого-нибудь вызвать зависть.

«Россия, несомненно, не решила всех своих проблем. При этом так же несомненным является факт, что мы мощная, стабильно динамично развивающаяся страна. Сейчас даже наши соотечественники из Западной Европы потянулись домой, потому что в России появляются прекрасные возможности для бизнеса, науки, культуры, которые, кстати, несравненно выше, чем в странах Западной и Восточной Европы», - эта мысль в разных вариациях неоднократно декларировалась участниками конференции.

Программа находится только на стадии формирования и начнет свою работу со следующего года. Григорий Карасин полагает, что этот проект фактически означает лишь одно - он дает соотечественникам возможность рассчитывать на различные варианты в своей собственной жизни. Но поскольку существуют разные жизненные ситуации, в таких случаях потенциальные переселенцы должны знать, что, как запасной вариант, Россия предлагает им свою помощь:

- У каждого человека, у каждой семьи бывают совершенно разные обстоятельства. Преуспевающим людям, нашедшим свое место в жизни, естественно, нет смысла менять место жительства. А если у человека есть опасения за завтрашний день, если у него не устроена судьба, если нет уверенности за будущее своих детей, если он не видит перспектив, ему может прийти в голову мысль, что хорошо было бы попробовать начать все заново, в других условиях. И Россия сейчас такую возможность этим людям предоставляет. Человек теперь может выбрать, а свобода выбора - высшее проявление свободы человека.




Приветствие Министра иностранных дел России С.В.Лаврова участникам Конференции соотечественников стран Центральной Азии

Москва, 14 сентября 2006 г.

22.09.2006, http://www.ln.mid.ru

Уважаемые участники Конференции, коллеги, дорогие друзья!

Сердечно приветствую организаторов, участников и гостей Конференции российских соотечественников стран Центральной Азии в теплой и гостеприимной Алма-Ате.

Конференция проходит в преддверии масштабного события для десятков миллионов россиян, проживающих в разных уголках земного шара, - Всемирного конгресса соотечественников, который состоится 24-25 октября с.г. в Санкт-Петербурге. Перед Конгрессом стоит задача – вывести взаимодействие России с соотечественниками на более высокий по своему содержанию уровень.

Несомненно, что Конференция в Алма-Ате внесет весомый вклад в подготовку Конгресса, консолидацию российской диаспоры, защиту русскоязычного культурного и информационного поля, законных прав и интересов соотечественников.

Уверен, что в ходе живой и плодотворной дискуссии наши задачи и цели будут конкретизированы, определены дальнейшие направления работы и взаимодействия. Деловой настрой, нацеленность на результат, взаимоуважительное сотрудничество позволят нам добиться существенного прогресса.

Россия будет и впредь уделять особое внимание поддержке соотечественников, оказывать максимальное содействие укреплению их связей с исторической Родиной.

Искренне желаю Вам конструктивной и плодотворной работы, благополучия и успехов.

С.ЛАВРОВ




Выступление статс-секретаря – заместителя Министра иностранных дел России Г.Б.Карасина на Конференции соотечественников стран Центральной Азии

Алма-Ата, 15 сентября 2006 года

25.09.2006, http://www.ln.mid.ru

Уважаемые соотечественники! Дамы и господа! Коллеги! Дорогие друзья!

Мне приятно, что все мы собрались в гостеприимной Алма-Ате, чтобы пообщаться, поговорить о проблемах и планах. Россия всегда помнит о вас, наших соотечественниках, испытывает чувство гордости, когда вы добиваетесь успехов, и сопереживает вам в испытаниях и трудностях.

В странах центральноазиатского региона проживает сейчас более 5 млн. наших соотечественников.

Видим свою главную задачу в том, чтобы всемерно содействовать консолидации соотечественников, ибо только организованно, совместными усилиями вы сможете эффективно решать стоящие перед вами проблемы, защищать свои законные права и интересы.

Конференция проходит в преддверии масштабного события для десятков миллионов россиян, проживающих в разных уголках земного шара, - Всемирного конгресса соотечественников, который состоится 24-25 октября с.г. в Санкт-Петербурге. Конгресс призван вывести взаимодействие России с соотечественниками на более высокий по своему содержанию уровень, что особо подчеркнул в своем приветственном послании в адрес Конференции Министр иностранных дел Российской Федерации, председатель Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом С.В.Лавров.

Мы рассматриваем центральноазиатское направление как одно из важнейших направлений российской внешней политики на пространстве Содружества Независимых Государств, да и в более широком контексте.

Наши отношения со странами региона развиваются поступательно, динамично, охватывают практически все направления сотрудничества – политическую, торгово-экономическую, культурно-гуманитарную сферы. Россия стремится последовательно углублять многоплановые связи с государствами центральноазиатской “пятерки” на двусторонней основе, а с Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном – также и в многосторонних форматах – в рамках таких интеграционных объединений как Евразийское экономическое сообщество и Организация Договора о коллективной безопасности. Набирает обороты наше взаимодействие с центральноазиатскими партнерами в рамках Шанхайской организации сотрудничества с участием Китая.

Созидательный потенциал отношений России со странами региона огромен, наше сотрудничество имеет многообещающую перспективу. Очевидно – чем плотнее будет ткань нашего сотрудничества с центральноазиатскими государствами, тем эффективнее можно будет решать проблемы российских соотечественников, проживающих в этом регионе. Это является важной составляющей общей материи наших межгосударственных отношений.

Мы отдаем должное той работе, которая проводится организациями соотечественников стран вашего региона в целях сохранения самобытности русскоязычного пространства и статуса русского языка.

Несколько слов о том, чем живет сегодня наша страна. В России происходят весьма значимые процессы. Их суть в том, чтобы основные усилия направлялись на те сферы, которые в первую очередь определяют качество жизни людей. Это касается образования, здравоохранения, сельского хозяйства, жилищного строительства, демографии.

Мы понимаем, что ни одну из насущных задач, стоящих перед страной, нельзя решить без обеспечения прав и свобод граждан, без развития демократии и гражданского общества.

Актуальнейшая задача – системное взаимодействие с соотечественниками за рубежом. Динамика усилий на этом направлении будет возрастать и проявляться в реальных мероприятиях по линии Правительственной комиссии по делам соотечественников, как в России, так и в странах проживания.

Уже сейчас в рамках этих мероприятий на территории Российской Федерации на плановой основе организуется профессиональная переподготовка учителей русского языка, оздоровительный отдых детей в лагерях и пансионатах, поездки старшеклассников по историческим маршрутам регионов России, закупка и поставка для образовательных учреждений и библиотек художественной и учебно-методической литературы российских издательств, международные конференции и форумы.

В порядке иллюстрации несколько примеров. До конца текущего года 2 тыс. детей соотечественников только по линии Комиссии совершат экскурсии по историческим местам России и направятся в российские оздоровительные учреждения. 2,5 тыс. учителей пройдут курсы повышения квалификации для общеобразовательных школ. 5-6 тыс. организаций соотечественников будут подписаны на периодические издания на русском языке. В адрес организаций соотечественников по всему миру будет направлен 1 млн. экземпляров учебной, справочной и художественной литературы.

Непосредственно в странах проживания соотечественников организуются мероприятия по медицинской реабилитации ветеранов Великой Отечественной войны и труда, их подписка на российскую прессу. Оказывается содействие организациям соотечественников в проведении различных мероприятий, связанных с памятными датами российской истории и культуры, подключении русских школ к приему образовательного телеканала “Школьник ТВ”, организации дистанционного обучения учащихся в образовательных учреждениях России. Предоставляется материальная помощь особо нуждающимся. Для наших соотечественников в странах Центральной Азии это особенно актуально.

На эти и другие мероприятия в 2006 году по линии федерального бюджета выделено более 320 млн. рублей (в том числе 80 млн. для соотечественников Центральной Азии), что, на наш взгляд, недостаточно с учетом величины российской диаспоры за рубежом. Сейчас мы работаем над тем, чтобы существенно увеличить финансирование.

Хотел бы особо отметить работу, которую проводят на направлении соотечественников субъекты Российской Федерации и, прежде всего Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Башкортостан. Со следующего года к работе подключится Московская область. Потенциал работы регионов с соотечественниками очень высок, задействован он пока недостаточно, и мы будем максимально стимулировать такую деятельность.

Предпринимаются шаги для налаживания научных, деловых и культурных связей соотечественников с российскими организациями и предприятиями. Среди них - всемирные конгрессы русской прессы, молодежные встречи, региональные конференции, круглые столы, семинары. Здесь есть большие возможности для расширения работы, что будет учтено в наших планах на 2007 г.

Если попытаться выразить, в чем состоит суть нашей идеологии, то я сказал бы так: она состоит в том, чтобы содействовать созданию таких условий, в которых наши соотечественники, где бы они ни проживали, могли жить полнокровной жизнью, чтобы каждый из вас чувствовал реальную поддержку своей исторической Родины, видел в ее лице надежную опору. Тогда российские диаспоры получили бы действенный стимул к тому, чтобы раскрыть свой потенциал, выступая в качестве весомого интеллектуального, экономического и духовного партнера России.

Эти подходы нашли свое отражение в Программе работы с соотечественниками за рубежом на 2006-2008 гг., представленной в Правительство Российской Федерации. В документе поставлена цель - дать более адекватный ответ на современные вызовы и потребности россиян за рубежом, рассматривая их именно как партнеров в обеспечении общих интересов, как сообщество людей, объединенных едиными духовными ценностями, историей и культурой. Главное сейчас – существенно усилить организационное и информационное содействие соотечественникам за рубежом. Мы этим занимаемся.

Уже до конца текущего года планируем запустить проект создания специализированного издания для соотечественников, а также Интернет-портал.

Считал бы важным подчеркнуть, что многое в плане выправления ситуации в этой сфере зависит от вас. Разобщенность, раздробленность – “ахиллесова пята” российской диаспоры, причем в большинстве стран. Говоря о консолидации, я во многом имею в виду сплочение позиций диаспоры в диалоге с местными властями, приглашение их к взаимодействию. Соотечественники должны осознать себя не бесправными “пришельцами”, а значительной составляющей населения соответствующих государств. Являясь законопослушными гражданами стран, вы имеете законные права на представительство в органах власти и, на выделение из бюджетов, формируемых за счет уплачиваемых вами же налогов, средств на обеспечение ваших культурных и образовательных потребностей. Убежден, что консолидация позиций будет сопровождаться и организационным сплочением соотечественников.

Говоря о консолидации российской диаспоры, мы, естественно, не имеем в виду какие-то механические слияния или объединения. Тем более речь не идет о вмешательстве во внутренние дела других государств. Имеется в виду оказание широко принятого в цивилизованном мире содействия естественному желанию людей, объединенных общей историей, культурой, языком, быть вместе, формировать и защищать сообща свои этнокультурные интересы.

Рассчитываем на прогресс уже в следующем году в плане организационной работы. Будем содействовать проведению 3-4 конференций по каждой стране, региональных конференций (для Центральной Азии в 2007 г. такая конференция пройдет, видимо, в Ташкенте), ряда крупных мероприятий по жизненно важным для соотечественников вопросам в Москве и Подмосковье. Ожидаем от этих мероприятий не только теоретической, но и практической отдачи.

Тормозит нашу совместную работу и то, что все еще пока, к сожалению, трудно решаются вопросы расширения сети российских центров науки и культуры, которые могли бы служить хорошим объединяющим соотечественников базисом. Подробнее обсудим этот вопрос на соответствующей секции.

Откровенно скажу, что об этих и других вопросах идет прямой, критический, а зачастую и нелицеприятный разговор – у Президента, в Парламенте, МИДе и на Правительственной комиссии. Мы стремимся адекватно реагировать на меняющиеся условия, в т.ч. путем активизации прямых контактов с соотечественниками и их организациями, стараемся энергичнее задействовать наши посольства, многие из которых работают весьма инициативно, а в перспективе и неправительственные организации на этом направлении.

В июне текущего года Президентом России утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников в Россию. Программа, прежде всего, повышает ответственность России за поддержку соотечественников за рубежом – как тех, кто хотел бы переселиться, так и тех, кто намерен оставаться за границей и строить свою жизнь там. Разработанные меры призваны укрепить уверенность наших соотечественников в том, что их интересы и проблемы близки и понятны нам.

Реализация программы, о которой подробно расскажет заместитель Директора Федеральной миграционной службы, начнется уже с начала 2007 года.

Процессы переселения будут строиться системно и последовательно, с учетом миграционных потенциалов различных регионов нашей страны

Теперь непосредственно по центральноазиатскому региону. Нас, естественно, в первую очередь интересует положение и реальная жизнь русскоязычного населения. У нас будет возможность подробно обсудить связанные с этим вопросы в ходе нашей конференции.

Мы приехали, чтобы послушать ваши суждения, и на их основе мы будем принимать решения.

Речь идет о законных правах и интересах весьма значительной части населения стран огромного региона, которая активно участвовала и участвует в создании национальных богатств этих государств.

Нас, в частности, беспокоит процесс демонтажа в ряде стран системы образования на русском языке, трудности русских театров, библиотек, культурных центров. Мы будем им помогать.

Вы знаете, что запущена федеральная целевая программа “Русский язык (2006-2010 гг.)”. На одной из сегодняшних секций вместе с представителями Росзарубежцентра важно рассмотреть основные направления ее реализации, возможности большей отдачи для соотечественников. Средства под эту программу выделяются значительные.

Российская Федерация, и это важно отметить как нашу принципиальную позицию, строит и будет строить свои отношения с другими государствами на дружественных основах, и в то же время с учетом их готовности соблюдать законные права наших соотечественников и учитывать их интересы.

Российская диаспора не везде однородна. В странах СНГ есть достаточно примеров, когда представители российской диаспоры занимают заметное место в экономической и политической жизни своих стран. Эта категория соотечественников могла бы сыграть более активную роль, как в материальной и духовной поддержке российской диаспоры, так и в содействии формированию более благоприятной атмосферы в отношениях этих стран с Россией.

Русскоязычные предприниматели вполне могли бы участвовать в финансировании русскоязычных изданий, образовательных программ. Речь идет о том, чтобы свести воедино интересы деловых кругов русского зарубежья и его общественных организаций. Резервы здесь внушительные, и движение должно быть с обеих сторон. За вас эту проблему никто не решит.

Есть пожелания к российскому бизнесу, активно работающему в странах региона, и в том, что касается оказания содействия в трудоустройстве соотечественников, имеющих соответствующую профессиональную квалификацию.

Важно, что сегодня здесь присутствуют послы России в странах Центральной Азии. Роль российских загранучреждений в связях с соотечественниками, их общественными объединениями ключевая. Рассчитываем на их тесное и прямое взаимодействие с диаспорой, настраиваем их на это.

Члены приехавшей из Москвы представительной делегации примут участие в работе специализированных секций. Там можно обсудить наиболее важные вопросы, касающиеся положения соотечественников в центральноазиатских странах, выработать наиболее перспективные направления сотрудничества по линии Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, российских ведомств и регионов.

Буду признателен и за ваши пожелания в адрес российских государственных структур, которые занимаются проблематикой соотечественников, за четкую формулировку предложений по совершенствованию нашего взаимодействия.




Что следовало бы…

О реализации программы по поддержке соотечественников за рубежом размышляет один ветеранов движения по защите интересов российских соотечественников, член Совета соотечественников при Госдуме России всех созывов,  Президент Славянского Фонда Киргизии. Материал был представлен на конференцию, прошедшую в Алма-Ате 15-16 сентября 2006г.

Валерий Вишневский

За прошедшие 15 лет после развала Союза ССР государственная политика России в отношении соотечественников за рубежом имеет свои достоинства и недостатки. Если до 1994 года практически не было никаких конструктивных действий по защите и поддержке русских и других российских соотечественников, не по своей воле, оказавшимся за пределами России, то после создания на учредительном съезде в Государственной Думе Совета соотече­ственников, прежде всего при поддержке комитета по делам СНГ, многих депутатов и пат­риотов, положено начало государственной политики по поддержке соотечественников. Депу­таты и уполномоченные представители организаций российских соотечественников в странах СНГ и Балтии выступили с инициативой о принятии Закона о соотечественниках. Несмотря на «мягкую» блокировку принятия Закона РФ «О государственной политике Российской Феде­рации в отношении соотечественников за рубежом» со стороны «правых» и «яблока» этот За­кон в течение первых двух созывов Государственной Думы был разработан и принят, а в мае 1999 года был подписан Президентом России. После чего начала работать Федеральная про­грамма поддержки соотечественников. Активную работу на региональном уровне по под­держке соотечественников проводит Правительство Москвы во главе с мэром Ю.М. Лужко­вым. В октябре 2001 года на конгрессе соотечественников в г. Москве впервые с соотечест­венниками встретился Президент России В.В. Путин и обозначил, что поддержка соотечест­венников является приоритетным направлением внешней и внутренней политики РФ.

Весьма отрадно, что Россия увеличивает ассигнования на Федеральную программу поддержки соотечественников.

Вместе с тем, в осуществлении этого важного дела имеются организационно-правовые издержки.

Фактически сразу же после принятия Федерального Закона «О государственной поли­тике РФ в отношении соотечественников за рубежом» вместо корректировки Законов о граж­данстве, об иностранных гражданах и др. в соответствии с принятым Законом, происходит обратное – выхолащивается принятый Госдумой и утверждённый Президентом Закон о сооте­чественниках. В результате принятый Закон не работает, что не позволяет бывшим гражданам СССР и их потомкам без проволочек принимать Российское гражданство и вернуться в Рос­сию. В 2002 году ужесточается Закон о гражданстве и, несмотря на внесённые в Закон по­правки Президента, сегодня не все соотечественники, проживающие в Киргизии, могут полу­чить российское гражданство, не выезжая из страны. Имеются много фактов, когда наши со­отечественники, проживавшие в 1992 году в соседнем Узбекистане или Казахстане, до сих пор имеют недействительные сегодня советские паспорта, вследствие чего не могут получить ни российское, ни киргизское гражданство, так как их заставляют чиновники отказываться соот­ветственно от узбекского и казахского гражданства, которое они по личному волеизъявлению не принимали. В этих семьях есть уже совершеннолетние дети, которые по этой же цепочке правового беспредела не могут получить гражданство и не имеют паспортов, и как следствие множество вытекающих отсюда проблем. В целях реальной правовой поддержки соотечест­венников необходимо реанимировать выше указанный Закон о соотечественниках и привести в соответствие с ним другие Законы и подзаконные акты.

Необходимо создать правовые и материальные преференции для русских и других эт­нических соотечественников, возвращающихся в Россию, как это делают многие государства ближнего и дальнего зарубежья.

Следует возобновить работу Совета соотечественников при Госдуме России. Этот Со­вет проводил плодотворную работу не только на законодательном уровне, но и на исполни­тельном по различным вопросам, касающимся проблем соотечественников, и осуществления программы мер по поддержке соотечественников. Вместе с тем, он являлся информационно-аналитическим органом, дающим объективную информацию и оценку положения соотечест­венников. Его работа в партнёрстве с Госдумой и Правительством (в прошлом с Министерст­вом национальной и региональной политики) давала положительные результаты.

Сегодня Совет соотечественников не возобновил свою работу в четвёртом созыве Го­сударственной Думы, Миннац упразднён и на правительственном уровне работа с соотечест­венниками возложена на МИД, который делегировал в свою очередь эту важную работу в По­сольства России в странах СНГ. Последние в силу объективных и субъективных причин не могут осуществлять её на уровне, обозначенном в Законе о соотечественниках. Самое глав­ное, что сами соотечественники на Федеральном уровне вместе с бездействием Совета сооте­чественников как самая заинтересованная сторона выброшена из механизма реализации про­граммы поддержки соотечественников. Что называется – вместе с водой выплеснули и дитя.

Раньше через Совет соотечественников и Министерство по делам национальностей вёлся мониторинг организаций соотечественников, определялись наиболее авторитетные ра­ботающие организации, через которые в партнёрстве с Комитетом по делам СНГ и связям с соотечественниками Госдумы и Правительственной комиссией и контролем Посольства в странах СНГ осуществлялась программа поддержки соотечественников, то теперь не прово­дится анализ деятельности организаций соотечественников.

Посольство России в Киргизии не первый год выступает в качестве статистов, регист­рируя десятки организаций без анализа их дееспособности, возможностей представлять инте­ресы соотечественников и способность объективно реализовывать программу поддержки со­отечественников. Среди работающих организаций неадекватно их численности, авторитету, объёму выполняемой работы Посольство распределяет квоты на материальную помощь, по­ездки в Россию и т.д. Уже становится очевидным, что больше квот у того, кто изображает деятельность, умеет сказать нужные слова нужным людям, а не больше работает. Не случайно появились факты, когда учебники – дар России продают на базаре, путёвки через нерадивые организации соотечественников продаются, и другое.

В качестве объективных причин следует отметить то, что дипломаты в Посольстве ме­няются каждые три года. Год, полтора они осваиваются, изучают ситуацию, и как только начи­нают разбираться в многообразии организаций соотечественников, а воды уже много утекло, да и через год пора ждать замену. Поэтому для успешной реализации Федеральной программы поддержки соотечественников целесообразно вернуться к забытому опыту и через Федераль­ный Центр, Правительственную комиссию, и Совет соотечественников, опираясь на проверен­ные и авторитетные организации соотечественников стран СНГ, осуществлять государственную политику в отношении соотечественников за рубежом.

Славянский Фонд Киргизии – один из старейших и массовых организаций российских соотечественников в Киргизии, созданный еще в советский период, имеет большой опыт ра­боты, кадровые ресурсы и способность работать по многим направлениям (образование, куль­тура, права человека, миграция и др.).

Мы считаем, что необходимо в дальнейшей работе по поддержке соотечественников использовать положительный опыт прошлых лет, сконцентрировав эту работу в постоянно действующем Федеральном центре, взаимодействующим с Советом соотечественников при Госдуме России.

В контексте реализации этой программы Посольство, на наш взгляд, должно осущест­влять контрольно-информационные функции, работать со всеми организациями соотечест­венников, опираясь при этом на более опытные организации, обладающие ресурсом для осу­ществления программ поддержки соотечественников и имеющими республиканский масштаб работы.




Россия «взрослеет».

К итогам состоявшейся в Алма-Ате конференции соотечественников стран Центральной Азии.

20.09.2006. ЛадИнформ

Алексей Корнилов

Представительная конференция на тему «Роль российских соотечественников в интеграции стран Центральной Азии» прошла в столичном отеле с символическим названием «Гранд-Евразия». На ней, помимо делегатов из всех среднеазиатских республик, присутствовали представители  МИД РФ, ФМС РФ, Росзарубежцентра и Московского дома соотечественников. С казахстанской стороны в конференции принимали участие представители администрации президента РК, МИДа РК и Ассамблеи народов Казахстана.

Организатором этого  мероприятия выступило российское Посольство в РК при активном и заинтересованном содействии казахстанского правительства. При этом каждая из сторон преследовала свои политические цели. Если российская сторона хотела подчеркнуть растущее внимание со стороны Москвы к нуждам русских в Средней Азии, то казахстанская сторона, напротив, попыталась смягчить острые вопросы, связанные с ростом националистических тенденций  в республике и  ущемлении прав русскоязычного населения.

Как известно, «моментом истины» во взаимоотношениях России с Казахстаном, где проживает около 4 млн. этнических русских,  стала программа переселения соотечественников. Сколько-нибудь значительный отток русскоязычного населения станет серьёзным  ударом по экономике страны и  воспрепятствует планам президента Назарбаева по вхождению Казахстана в пул 50-ти наиболее успешных   государств мирового сообщества. Кроме того, второй исход русских  явится окончательным разрушением    существующего мифа о казахстанской «лаборатории дружбы народов».

Жуматай Алиев, представитель президентской администрации и зам. председателя Ассамблеи народов Казахстана,  высказался по  поводу «русского вопроса» в традициях казахстанской внешнеполитической риторики. Он заявил, что ««русский фактор» играет важную роль в казахстанской политике» и «президент не хочет отъезда русских». Сообщив, что  с функционированием  русского языка в Казахстане проблем нет и не будет, г-н Алиев  пообещал выдвигать русских в органы власти, «не возбуждая национал-патриотические силы».

Между тем русские организации Казахстана и Киргизии выразили тревогу в связи с продолжающимися попытками понижения статуса русского языка и вытеснения  его из сферы государственного управления. По мнению участников конференции, искусственное выдавливание русского языка привело к заметному  росту миграционных настроений. 

Эта тенденция была отмечена и на  секции «по сохранению русского языка, единого образовательного, культурного и информационного пространства».  Её участники - в основном, учителя русского языка - вынуждены были констатировать, что  сужение  сферы русского языка, «сопровождается устойчивой миграцией русскоязычного населения». Представительница Туркменистана, в частности, сообщила, что в стране действует 30 туркмено-турецких школ и …всего одна  школа с 700-ми учащимися на 100 тыс. русскую диаспору.

На секции «по обеспечению законных прав и интересов соотечественников»,  собравшей самое большое число участников конференции - более 40 человек, один из казахстанских экспертов  дал жёсткую  оценку   политическим тенденциям в республиках Средней Азии. Поскольку эта точка зрения нашла поддержку, практически, у всех участников дискуссии, есть смысл кратко процитировать это высказывание:

«Давайте, наконец,  будем говорить не эвфемизмами и станем называть вещи своими именами. Ни у кого из серьёзных аналитиков нет сомнений в том, что в Средней Азии идёт процесс активного строительства национальных государств. И в них, по определению,  права нацменьшинств нарушаются и ограничиваются. Отсюда и весь комплекс проблем, связанных с русским языком и статусом русскоязычного населения в среднеазиатских республиках. […]  Мартин Хайдеггер назвал язык «домом бытия». Так вот, если размеры этого русского «дома» уменьшаются, то и количество  его жителей сокращается. И эта проблема, в большей степени,  лежит в плоскости межгосударственных взаимоотношений между Россией и республиками Средней Азии. У российского руководства есть достаточно возможностей и оснований для постановки «русского вопроса» в рамках переговорного процесса по интеграции».

В связи с этим следует отметить, что руководство Кремля всё больше обращает внимание на положение русских в Средней Азии. Меняется тональность высказываний официальных лиц, точнее расставляются акценты. Как сказал в своём выступлении на конференции зам. министра иностранных дел РФ Григорий Карасин, «Россия рассматривает центрально-азиатское направление как одно из важнейших», и что  «динамика усилий по поддержке соотечественников будет возрастать». Он также со всей определённостью заявил, что права и свободы соотечественников должны уважаться, и они имеют право на представительство в органах власти.

Представители МИД России в беседах подчеркивали, что казахстанские соотечественники, являясь налогоплательщиками, вправе требовать для русского языка статуса государственного и участвовать в управлении государством. Эти требования вытекают из сложившейся международной практики, и интересы русскоязычного населения Казахстана, составляющего 6 млн. человек, должны находить адекватное представительство в структурах исполнительной и законодательной власти республики.

Со стороны Федеральной миграционной службы  РФ было озвучено предложение о сотрудничестве с русскими организациями. В свою очередь, участниками конференции были выдвинуты конкретные предложения и рекомендации, направленные на эффективную реализацию российской программы по добровольному переселению соотечественников. В частности, речь шла о необходимости соответствующей информационной поддержки программы, открытия представительств ФМС, проведения семинаров, сокращения сроков приобретения российского гражданства, а также  предоставления  льгот малоимущим.

На конференции представитель ФМС отметил, что Россия остро нуждается в притоке квалифицированной рабочей силы, и «миграционный поток  из стран СНГ – реальность». «Уверяю, сбоев государственной программы не будет!», - заверил  присутствующих г-н Маняткин.

Григорий Карасин в своей заключительной речи, обращаясь к представителям  русских организаций,  счёл необходимым подчеркнуть, что он приехал по поручению президента Путина. «Мы вместе с вами», - сказал зам. министра. Он также обратил внимание участников конференции на то, что Россия даёт соотечественникам возможность свободного выбора, но не станет педалировать процесс переселения.

Следует отметить, что впервые руководство России предприняло конкретные шаги по обеспечению прав и свобод русскоязычного населения в Средней Азии. Как заявил г-н Карасин: «Россия взрослеет. Она более ответственно относится к проблемам соотечественников».

Российской стороной  намечен целый ряд мероприятий, где острые проблемы соотечественников ближнего зарубежья должны найти своё информационное и общественно-политическое оформление. Надо полагать, что «русский ресурс» в странах СНГ больше не останется вне поля зрения Кремля, и дальнейшее развитие интеграционных процессов будет проходить с учётом реального положения «нетитульного» населения в бывших советских республиках. 


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ