Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №154(01.10.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Ахтунг, душманы!

19.09.2006. ИА «Белый пароход» (Киргизия)

Улан Канкор

Станет ли Кыргызстан вторым Афганистаном? С прошлого года, непосредственно с момента "тюльпановой революции", многие жители Кыргызстана задумались о том, по какому сценарию будет развиваться страна. Версий появилось много. И практически все они рисуют нам далеко не радужное будущее...

Застой по кыргызски

Ряд аналитиков склонялся к тому, что больших изменений во внешней и внутренней политике не предвидится. И отчасти с ними нельзя не согласиться. Полтора года, прошедшие после смены власти, показали – правящей элите не хочется отказываться от преимуществ и привилегий предшествующей. Нагляднее всего об этом свидетельствует конституционная реформа.

Изначально, напомним, стоял вопрос об усечении президентских полномочий. Оппозиция Аскару Акаеву лелеяла мечты о том, что глава государства лишится рычагов давления на элиту, а сама система госуправления, сложившаяся после распада СССР, будет значительно реформирована. Однако, после мартовских событий стало ясно: Курманбек Бакиев склонен разделять мнение сторонников усиления президентской власти. Что, собственно, плохо вписывалось в планы реформаторов и, прежде всего, основной массы его коллег по "тюльпановой революции".

Нежелание президента менять конституцию в сторону урезания своих полномочий отразилось на течении всей конституционной реформы. Она, несмотря на обещания кандидата в президенты Курманбека Бакиева провести ее в течение нескольких месяцев, мягко говоря, затянулась. Сам глава государства объясняет это тем, что участники политического процесса не могут договориться между собой о форме и системе правления. Но ясно как день, Курманбек Салиевич лукавит. Ему не выгодно расставаться с наследством предыдущего правителя.

Мало изменилась и обойма власть имущих. Большинство персоналий в госаппарате, за исключением ключевых фигур, те же, что и при прежнем президенте. Не исключено, что тормозить реформу Конституции, могут и они. Им ли не знать, насколько выгодна существующая система для узкой прослойки чиновников?

Существующее положение вещей – один из факторов раздражения оппонентов власти. Но о них разговор отдельный. Хуже всего не появление новой оппозиции (ну куда без нее в демократическом государстве?), а упущенное время, которое, по идее, разумнее было бы потратить на реформирование не только системы государственного, но и экономического устройства республики, борьбу с коррупцией.

Новые власти часто хвастаются, что уровень коррупции значительно снизился. Об этом, дескать, ярко свидетельствует поток валюты, поступающей от фискалов. Неофициальные источники, в свою очередь, утверждают, что если количество взяток и снизилось, то вот размер их существенно возрос. Таким образом таможня, налоговики и коррумпированные сотрудники других госорганов компенсируют свои "упущенные" возможности. Уж они-то своего, пардон за каламбур, не упустят.

Период застоя разрушителен для экономики и инвестиционной привлекательности. И хотя представители новых властей любят говорить о том, сколь большой интерес вызывает Кыргызстан у иностранных капиталистов, совершенно очевидно: те смельчаки, которые рискнули вложить деньги в горную республику после революции получили благословение у известных чиновников. Более весомых гарантий безопасности капиталов на сегодняшний день в стране нет. Тот, у кого нет высокого покровителя, может запросто стать жертвой самозахвата.

Не оправдались ожидания деловых кругов от разработки новой налоговой политики. Бремя сборов в казну, которые более уместно называть поборами, так и не были сняты. Власти, более того, рассчитывают ввести новые налоги.

Тянь-шаньский экстрим

Отсрочка ожидаемых всеми слоями общества изменений только увеличивает напряженность. Существуют опасения, что после того, как будет перейден некий критический рубеж, для пожарища хватит одной малой искры. Некоторые политические деятели прогнозируют в течение полугода социальный взрыв в регионах. Революция форева?

Социальное недовольство – прекрасная почва для противников власти. А в Кыргызстане оно все больше приобретает региональный оттенок. Одним из катализаторов этому до сих пор является Аксыйский район и его парламентский представитель Азимбек Бекназаров. Он всегда с гордостью говорит о своих земляках как об "аксыйском народе", фактически выделяя и отделяя его от других жителей страны.

Схожую тактику одно время пытался использовал не менее известный кыргызстанец – Нурлан Мотуев. Он, помнится, пафосно говорил о "народе Джумгала". Правда, никто из земляков поддержать его не вышел. И в этом Мотуев невыгодно отличается от Бекназарова.

Постреволюционная ситуация значительно обострило родо-племенные противоречия титульной нации. Если до марта 2005 года можно было услышать о делении страны на Север и Юг, то после речь пошла уже о районах и избирательных округах. Особенно явственно это проявилось во время выборов в парламент. Противостояние кандидатов в депутаты в некоторых округах вылилось в столкновение представителей разных кланов, проживающих на общих территориях. Победа в борьбе доставалась тому, кто смог привлечь на свою сторону большее число людей.

Сложившая ситуация позволила некоторым аналитикам заговорить об афганизации Кыргызстана, когда те или иные территории отказывались признавать главенство центра. Жители разных территорий фактически требовали автономии в части принятия политических решений. Власть в те дни принадлежала людям, имеющим возможность мобилизовать на защиту своих интересов преданных бойцов.

Наиболее ярким примером тому можно назвать "губернаторский кризис", произошедший в Джалал-Абадской области. Тогда толпа потребовала от официального Бишкека сместить назначенного президентом губернатора. А когда в Джалал-Абад прибыли парламентеры в лице высокопоставленных чиновников, их буквально взяли в заложники.

На этом фоне усилились межнациональные конфликты. Если раньше они носили бытовой характер, то после конфликта в Искре стало ясно: Кыргызстан на пороге этнических чисток. Эти подозрения чуть позже подтвердило усиление национализма в политических кругах. Разработчики вариантов Конституции предложили упразднить официальный статус русской речи. А в партиях, до последнего времени интернациональных, появились лидеры, ставящие во главе угла интересы титульного этноса.

Кто стоит за националистами?

Некоторые эксперты склонны объяснять возросщий национализм стремлением кыргызов к самоидентификации. Что, однако, идет в разрез с учением, согласно которому титульному этносу без малого 2200 лет. Ведь, если верить последнему утверждению, кыргызы не нуждаются в самоидентификации, поскольку давно прошли этот этап.

Другие списывают усиление националистических течений влиянием США. Та же рабочая группа под предводительством Бекназарова, готовившая проекты Конституции, в основном финансировалась организациями, лоббирующими в Кыргызстане интересы Соединенных Штатов. А последние, как известно, считают Россию своим геополитическим соперником. Так же можно объяснить появление в партиях молодых лидеров националистического толка. Многие из них прошли подготовку на семинарах и различных мероприятиях, организованных западными спонсорами. Наивно думать, что США вкладывают деньги в развитие кыргызской демократии из альтруистских побуждений.

Тревожной обстановкой умело воспользовались эмиссары экстремистских течений. Они лоббируют свои интересы, постепенно подминая под себя органы власти на местах. Еще пару лет назад те же представители "Хизб ут-Тахрир" предпочитали скрывать от властей свою принадлежность к экстремистскому подполью. Ныне они смело выходят на митинги и пикеты, участвуют в выборах.

Операции спецслужб, потрепавших экстремистское подполье на юге, а также количественный рост сторонников "Хизб ут-Тахрир" на севере, свидетельствуют: радетели халифата готовятся спровоцировать в Кыргызстане гражданскую войну. Не исключено, что именно они стоят за громкими политическими провокациями, расшатывающими и без того слабую центральную власть.

Очень симптоматичен продолжающийся исход соотечественников в Россию. Поток желающих переселиться на просторы бывшей метрополии неумолимо растет. Люди готовы поменять теплый южный климат на сибирскую тайгу и комаров. Ясно, что не от хорошей жизни. Граждане бегут от нестабильности и нищеты, с которыми не в силах совладать власть имущие. Многих пугает увеличивающееся влияние националистических и экстремистских движений, которые выдавливают из страны не только русскоязычных, но и представителей титульной нации.

Иностранные эксперты отмеряют шаткой, но светской стабильности Кыргызстане чуть более десятка лет. По истечению этого срока, как утверждают аналитики, Запад встанет на пороге глобального экономического кризиса. Сложной ситуацией, согласно этому сценарию, воспользуются арабские страны, которые попытаются взять исторический реванш, и бросят силы на укрепление влияния в странах, где существуют мусульманские общины. Одна из них – Кыргызстан...


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ