Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №155(15.10.2006)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Государство и диаспора



Национальная идеология: равенство равных

 Ч.Нусупов, доктор философских наук, профессор : «Национальная идеология обуславливается... функцией государства»

07.08.2006,http://centrasia.org/new

 Чолпонбай НУСУПОВ

Актуальность проблемы разработки национальной идеологии Кыргызстана обусловлена необходимостью сознательного и целенаправленного преобразования общественно-политического уклада жизни страны. Ее решение будет способствовать обогащению гуманистических ценностей и нравственных ориентиров в общественном поведении людей, формированию политической и правовой форм сознания, повышающих их ответственность и требовательность в построении справедливого и правового общественно-политического строя.

Национальная идеология связана с понятием "национальное государство". Объединяющим фактором этнических общностей вокруг государства выступают не только собственно политические и правовые институты, но и социально-психологические и духовно-культурные мотивы, в системе которых идеологические аспекты, формирующие сознательность и самосознание масс, занимают определяющее положение. Это позволяет трактовать нацию не только как этническую или генетическую общность, но и в более широком смысле - как гражданское сообщество. "Территориальная нация, - писал по этому поводу А. Смит, - объединяет все население с помощью общих юридических институтов, прав гражданства, общей гражданской культуры и идеологии".

Именно понимание нации в качестве гражданского сообщества, выходящего за рамки этнической идентичности, предполагает развитие сообщества граждан, составляющих национальное государство. В сознании каждым из его представителей своей государственной принадлежности, а именно гражданства, подданства и т. д., заключаются национальные сущности государства и его идеологии.

В этом плане национальное самосознание гражданского сообщества или сограждан, составляющих национальное государство, следует рассматривать применительно к политической самоорганизации гражданского сообщества, которая в свою очередь определяет национальный характер его идеологии. Посредством же национальной идеологии раскрываются особенности сложения национального государственного строя, его политических, экономических и социокультурных институтов власти.

"Решение глубокого конфликта, - отмечает А. А. Френкин, - между гражданами и государством возможно, на мой взгляд, не просто в укреплении государства, а именно в формировании национальной государственности, цель которой действительно состояла бы в служении национальным интересам страны. А это интересы народа, с одной стороны, и интересы отдельного гражданина - с другой. То есть интересы общие и индивидуальные. В ситуации общего кризиса положение каждого отдельного гражданина особенно остро отражает положение народа".

Именно представление о национальных интересах как важнейшем элементе национального самосознания позволяет рассматривать кыргызстанское общество как политическую общность граждан разных национальностей, интегрирующихся вокруг национального государства.

Таким образом, развитие национального государства диалектически связано с организацией гражданского сообщества из числа этнических и социальных общностей. Национальная идеология выступает здесь как теоретическая программа жизнедеятельности масс, координирует функции экономических, политических и культурных институтов государства. Но это отнюдь не означает, что оно подчиняет и включает в свое образование само гражданское общество. Напротив, государство выступает как один из его основных политических институтов.

Национальную идеологию необходимо рассматривать как идеологию национального государства, понимаемого в широком значении слова, а именно: как совокупность социальных и этнонациональных групп населения страны, политически организованных в гражданское сообщество. Однако было бы ошибкой рассматривать идеологию только как государственную идеологию, то есть как идеологию различных институтов власти. Национальная идеология, как таковая, выходит за рамки деятельности органов и управленческих структур государственной власти.

Роль национальной идеологии государства, в отличие от собственно государственной идеологии, заключается в выполнении следующих функций. Во-первых, в научном познании и отражении особенностей социального, экономического, политического и культурного развития общественного процесса, определении целей, задач и направлений его преобразования. Во-вторых, в формировании идеологических форм сознания в среде социальных и этнонациональных групп общества, их организации в гражданское сообщество, защите и выражении коренных интересов сограждан. В-третьих, в политическом просвещении и идеологическом воспитании самого управленческого сословия государственной власти, выработке у него гражданской сознательности и нравственного отношения к политическим мероприятиям. В-четвертых, объективное функционирование национальной идеологии должно быть направлено на реализацию национальных интересов государства: обеспечение его защиты, целостности и сохранности государственных границ, формирование в сознании граждан и представителей властвующих структур высокой политической и моральной ответственности за судьбу Отечества.

Отрадно, что вышеотмеченные функции идеологии, как и освещение ее форм и уровней, находят отражение в других полемических статьях на эту тему (к примеру, в "СК" от 24 января 2006 года). Но их авторам следовало бы указывать, из какого источника они заимствуют данные выводы: Нусупов Ч. Т. "Национальная идеология, государство и гражданское общество". - Бишкек, 2001. - С. 122.

Итак, сущность национальной идеологии раскрывается через анализ социальной природы государства. В государственных образованиях, созданных на родо-племенной или этнокультурной основе, отношения между людьми регулируются с помощью обычаев, традиций и т. д. В национальном же государстве регулятивные функции определяются государственно-правовыми нормами и законами, и именно такая его функциональная сторона определяет соответствующую форму национальной идеологии.

Национальное государство, как и его национальная идеология, имеет дело с гражданином. Оно озабочено обеспечением равных для всех условий реализации интересов, прав и свобод. Осуществляется это благодаря государственной власти, которая носит институционализированный характер, позволяющий ей на демократической основе осуществлять управленческую, просветительскую и организационную деятельность среди сограждан со стороны деперсонифицированных управленческих структур. При этом собственное национальное существование такого государства подкрепляется территориальными и политическими гарантиями.

Таким образом, национальный признак идеологии обусловлен не этническим содержанием и конгломератом общества, его национальным составом, а функцией государства, его верховных институтов власти, политически организующих многонациональные массы в социально активную, просвещенную и созидающую общественную силу. И поскольку сущностью любого национального государства является обеспечение равной, социальной защиты всем согражданам многонациональной страны, то именно это положение, а не этнический состав общества и характер национальных отношений, определяет национальный признак его идеологии. Именно обеспечение национальным государством соответствующего государственного гражданства жителям страны, гарантирующего им с момента рождения материальную, социально-политическую и правовую защищенность и безопасность, обусловливает проявление просветительской и организационно-воспитательной функции национальной идеологии. И задачей такой идеологии является формирование у членов общества гражданского сознания и убеждения, позволяющего различным социальным и этническим общностям осмыслить себя как единую общественно-политическую силу национального государства.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ