Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №155(15.10.2006)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


От многовекторности – к политике флюгер

07.10.2006. Республика (Казахстан)

Редактор

Итак, долгожданный визит казахстанского президента за океан свершился. За сухими протокольными сообщениями, равно как и изобильными славословиями провластных СМИ трудно понять, насколько он был успешен.

С одной стороны, говорят, что американские телеканалы и газеты были переполнены материалами о Казахстане. Но это может свидетельствовать как об интересе американцев к Назарбаеву и нашей стране, так и о щедрости анонимных спонсоров, оплативших пиар-программу поездки казахстанского президента.

С другой стороны, российские печатные издания отмечают непродолжительность личной встречи Нурсултана Абишевича с Джорджем Бушем-младшим – всего 45 минут, «отмороженность» американского президента в ходе личного общения с казахстанским коллегой и ланч вместо положенного по протоколу полноценного обеда.

Конечно, позицию российских газет можно оценить как ревность со стороны нашего северного соседа, которому совсем не по душе многовекторная внешняя политика РК, тем более что совсем недавно ему «отдавила ноги» маленькая гордая Грузия, поддерживаемая теми же США. Но, как говорится, – со стороны виднее.

Так или иначе, надежды, которые возлагались на поездку Назарбаева за океан, как его сторонниками, так и оппонентами, были иллюзорны с самого начала. Конечно, роль личности в политике всегда имела значение, но только в определенных пределах. И пределы эти устанавливают обстоятельства куда более фундаментальные, нежели личные взаимоотношения глав государств или международные обязательства.

Давайте трезво оценим ситуацию. Сегодня Казахстан оказался зажат в буквальном смысле этого слова между США, КНР и РФ. Причем если раньше в нашей многовекторной политике преобладало американское направление, то теперь все чаще флюгер показывает на Китай и Россию. Материальным воплощением новых тенденций стало усиленное проникновение соответствующих компаний в нефтегазовый сектор страны. За последние четыре года российские и китайские структуры, вроде Китайской национальной нефтяной компании или Лукойла серьезно подвинули своих конкурентов из США и сегодня добывают на нашей территории нефти уже не в сто, а всего в два-три раза меньше последних.

Поддержка администрации США, возможно, даст возможность Нурсултану Назарбаеву ограничить давление с севера и запада на какой-то срок, но потом ему все равно придется уступать, километр за километром, нефтегазосодержащие территории. И все потому, что он не обладает главным ресурсом, необходимым для защиты национальных интересов – общенациональной поддержкой внутри страны.

Если бы казахстанский президент пользовался реальной, а не формальной поддержкой народа, то права на разработку отечественных месторождений полезных ископаемых в первую очередь давали бы казахстанским предпринимателям, а все акции властей по ограничению своеволия зарубежных инвесторов имели бы широкую поддержку в обществе.

Но этого нет и, скорее всего, не будет, потому что пропасть между правящей элитой и теми, кого мы называем народом, растет, благодаря увеличению разрыва в денежных доходах, усилению давления на неправительственные организации, отсутствию внятной национальной идеологии и просто диалога между властью и обществом.

В этих условиях Назарбаев вынужден придерживать месторождения и территории под геологоразведку как козырные карты, чтобы в нужный момент использовать нефтегазовый фактор как аргумент в решении текущих внешнеполитических задач. И это означает, что наступление зарубежных инвесторов на экономическое пространство страны будет продолжаться, а доля казахстанского бизнеса в сырьевых отраслях будет падать.

Мы можем только гадать, какие вопросы, помимо перечисленных в официальных коммюнике, обсуждались на многочисленных встречах и переговорах Назарбаева с официальными лицами США. Думаю, среди них обязательно были намерение Казахстана возглавить ОБСЕ в 2009 году и вопросы развития гражданского общества и поддержки демократии.

Было понятно с самого начала, что США не поддержат Казахстан в отношении председательства, хотя бы потому, что за спиной нашей республики явно просвечивала Россия. И ответ американского посла казахстанской делегации в Вене незадолго до визита Назарбаева в США – тому подтверждение.

Можно быть уверенным, что даже если американские визави Нурсултана Абишевича и произносили слова о необходимости следовать курсу демократии и всячески развивать гражданское общество, они звучали как гарнир к другим темам. На опыте Ирака администрация США убедилась, к чему могут привести попытки внедрить демократию силой в условиях, когда общество еще не структурировано и не обладает опытом и знаниями политического разрешения стоящих перед страной проблем.

Таким образом, в ходе заокеанского турне могли быть сверены часы, проведены консультации, обсуждены вопросы, разрешены частные проблемы вроде «Казахгейта», но никак не решены стратегические задачи сторон.

Для американцев это превращение Казахстана в страну – лидера Центрально-Азиатского региона, способного стать форпостом западной цивилизации, базой демократии и рыночных отношений. Для Назарбаева – обмен нефти на уступки в области прав человека и демократии, позволяющие ему законсервировать нынешнюю политическую систему на относительно долгий период и обеспечить преемственность власти.

Можно предположить, что стороны расстались взаимно неудовлетворенными, но понимающими, что добиться большего в настоящий момент невозможно. Казахстан не может разрешить американскую военную базу на своей территории, а президент Назарбаев – провести реальные политические реформы.

Казахстан не может добиться председательствования в ОБСЕ на 2009 год, а США обезопасить свои нефтедобывающие компании от дальнейшего давления со стороны государственных органов Казахстана. Мы не получили гарантии того, что США поддержат нас перед лицом Китая и России, а американцы – уверенности, что Казахстан будет двигаться в фарватере ее внешней политики. И так по широкому кругу проблем, за исключением направлений транспортировки нефти – там наши интересы точно совпадают.

На сегодняшний день наша страна уникальным образом сочетает рыночную экономику с весьма консервативной внутренней политикой. И поскольку экономика тянет Казахстан к США и Западной Европе, а политика – к России и Китаю, то ножницы между ними все сильнее раскрываются. Как долго мы будем двигаться нараскорячку – неизвестно.

Поэтому когда президент Казахстана чуть ли не сразу после встречи с Джорджем Бушем-младшим полетел на переговоры с Владимиром Владимировичем в Уральск, а разговоры по поводу нефтепровода сменились разговорами по поводу газоперерабатывающего комплекса, остается только вздыхать.

Попытка проводить внешнюю политику, не опираясь на волю народа и национальные интересы, приводит к тому, что многовекторная политика становится политикой флюгера – поворачивается в сторону, противоположную той, откуда сильнее всего дует.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ