Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №157(15.11.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Почему консультации в Одессе завершились безрезультатно?

31.10.2006. Ольвия-пресс

С.Зайченко

17 и 18 октября  в Одессе  проходили  очередные  консультации по урегулированию молдо-приднестровских отношений  с участием посредников и участников  переговорного процесса в формате «5+1».  Была предпринята попытка возобновить переговорный процесс между Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой, прерванный по вине официального Кишинева в феврале текущего года.  И прямо можно сказать, что попытка посредников и наблюдателей, усадить за стол переговоров Приднестровье и Молдову, закончилась безрезультатно. Это публично подтвердил и  представлявший  РФ на встрече в Одессе посол по особым поручениям МИД РФ Валерий Нестерушкин. "Результат нынешней встречи  нулевой - переговоры по приднестровскому урегулированию пока не возобновляются.  Пока не удалось найти универсальную формулу, чтобы посадить обе стороны за стол переговоров».  Так он прокомментировал конечные результаты одесской встречи.

 Одесские  консультации, состоявшиеся 17-18 октября 2006 года,  в очередной раз подтвердили наличие существующих стратегических разногласий между ПМР и РМ, не позволяющих сторонам  строить какое бы то ни было «общее государство».

 Универсальную формулу, казалось бы, совершенно не сложно было найти: равноправный диалог, учет существующих реальностей и ранее достигнутых договоренностей – главный  залог политического решения проблемы. И  «изобретать велосипед» было совершенно ни к чему. Не мудрено поэтому, что для достижения равных условий на переговорах,  Приднестровье, во-первых, настаивало на отмене блокадных мер, введенных Молдовой и Украиной с 3-его марта нынешнего года, во-вторых, требовало надежных гарантий тому, что блокадные меры не повторятся вновь. Всем участникам Одесской встречи было предложено предварительно подписать так называемый «транзитный протокол», предусматривающий принятие  в этом направлении соответствующих  мер.  Украина, к примеру,  предложила свой вариант такого протокола. И хотя у приднестровской стороны есть по этому документу ряд вопросов, эксперты посчитали возможным его обсуждение. Однако представители от Молдовы    категорически выступили против подписания подобного предварительного соглашения.

Все, что противоречит принципам унитаризма, официальный Кишинев категорически отвергает.    

Кишиневская позиция приднестровцам давно известна, и выстроена  на том, что  диалог с Тирасполем необходимо  вести только в соответствии с  законом  РМ от 22 июня 2005 года, предусматривающего для Приднестровья статус автономии в рамках унитарной Молдовы. Но даже такой статус, по мнению правящей элиты Кишинева,  Приднестровье должно у нее  заслужить.

 «Для  этого, - по словам министра реинтеграции В.Шовы, - нужно провести  международный мониторинг ВПК Приднестровья и такой же мониторинг российских воинских складов в Колбасне». Заменить  российских миротворцев на международные НАТОвские,  учредить под мандатом ОБСЕ миссию по проведению демократизации и демилитаризации Приднестровья,  подготовить  и проведение в Приднестровье так называемых  «свободные и демократические выборы».  Об этом говорится в выше названном законе. 

Кроме того, что  в так называемом «конституционном»  законе  РМ от 22 июня 2005 года,  территория  Приднестровской Молдавской Республики  объявлена  составной  частью унитарной Молдова,  в нем  подчеркивается следующее:  окончательное решение конфликта возможно только после вывода   с территории  ПМР  российских войск и  вывоза всего  вооружения,  якобы  представляющих угрозу безопасности Молдовы и  региона в целом.

В принципе, Молдова в Одессе вновь в очередной раз продемонстрировала  абсолютно неприемлемые для Приднестровья принципы возобновления переговорного процесса.

Многие аналитики задаются вопросом: почему официальный Кишинев так себя ведет? Ведь показательный пример Грузии должен был бы образумить друга М.Саакашвили В.Воронина. Ведь не до конца же амбициоз погасил разум?

 Но события последующих после Одесской встречи событий несколько прояснили ситуацию и  расставили точки над  «i».   

19 октября в Кишиневе начал работу так называемый «международный» семинар  под многообещающим названием - «Молдова и евроатлантические структуры – объединение усилий», организованный Парламентской Ассамблеей НАТО в сотрудничестве с парламентом РМ.  

 На семинаре обсуждались вопросы сотрудничества РМ и НАТО, поиск путей решения приднестровского конфликта в обход переговорного процесса, а также роль международного сообщества, точнее, НАТО совместно с США, в его разрешении с позиций официального Кишинева.

„Наша страна твердо решила стать частью пространства НАТО в контексте курса на европейскую интеграцию", - совершенно откровенно  заявил председатель парламента  Мариан Лупу во время  его открытия.  По словам  Лупу, «главный  замысел семинара состоит в целенаправленном сближении Молдовы с НАТО с дальнейшей перспективой вступления страны в эту структуру».

Итак, официальный Кишинев в лице главы парламента (а Молдова – парламентская Республика), официально объявил о намерении РМ вступить в НАТО. Но на этом пути, оказывается, есть препятствие: несговорчивое Приднестровье, которое ориентировано на Россию (референдум 17 сентября в очередной раз наглядно это продемонстрировал), и будет добиваться не только сохранения российского военного присутствия, но и требовать его численного увеличения, технического перевооружения и укрепления. А это, в первую очередь, уже противоречит Национальной стратегии США в ХХI веке.

Вот почему, выступая на семинаре, Мариан Лупу признал, что Приднестровье – это  «якорь», который удерживает РМ от вступления в НАТО, и что самостоятельно, без посторонней помощи, «поднять» этот якорь официальный Кишинев не в состоянии.   «Мы считаем, что на пути интеграции Молдовы  в  евроатлантические структуры и  развития страны в целом, стоит одна проблема - приднестровский конфликт», - открытым текстом заявил спикер парламента,  фактически первое лицо в Молдове. По его словам, «Все международное сообщество (в первую очередь США, ЕС, НАТО и Румыния – С.З) должно активно участвовать в решении этого конфликта». «Мы возлагаем большие надежды на вмешательство США и ЕС и считаем, что приднестровский конфликт необходимо решать в соответствии с Конституцией РМ", - так публично заявил председатель парламента Мариан Лупу.

 Мариан Лупу выразил надежду еще и на то, что  «в ближайшей перспективе ЕС и США станут полноправными …участниками переговоров» (!). И тогда, по его словам, все проблемы будут решены. Спикер парламента высоко оценил назначение специального представителя ЕС по Молдове и открытие в Кишиневе Делегации Европейской комиссии, которая якобы будет  способствовать развитию сотруднических связей между РМ и ЕС.   

Такое раболепие (другого более мягкого слова подобрать просто невозможно) высокопоставленного чиновника Молдовы перед Западом и, в частности, перед Вашингтоном, приветствовал  присутствовавший  на семинаре в Кишиневе  представитель США, бывший председатель Парламентской ассамблеи НАТО Лоик Бувард. В ответном слове он тоже откровенно признался, что «одной из целей  проведения подобных мероприятий НАТО является нахождение путей поддержки таким странам, как Молдова, находящимся в переходном периоде». Бувард особо подчеркнул, что для Молдовы эта тема в настоящее время наиболее актуальна, так как с 1 января 2007 года  РМ становится  соседом ЕС.

Для справки: из 27 членов ЕС с учетом Румынии и Болгарии, которые с 1 января  войдут в его состав,  24 (!) – это члены НАТО.

В этом контексте следует напомнить, что 24 мая 2006 г. правительство РМ утвердило  Индивидуальный план партнерских действий РМ-НАТО, направленный на реформирование национальной системы безопасности и обороны в соответствии со стандартами НАТО, чем окончательно поставило Молдову в полную зависимость от США.  Кроме того, 18 мая  парламент Молдовы освободил все иностранные войска,  кроме российских,  от таможенного досмотра и получения ими виз.Впредь в Молдове  от  всякого досмотра освобождаются все боевые и военно-транспортные самолеты НАТО, его оружие и боевая  техника, а также секретные  пакеты  в запечатанном виде, направляемые в Кишинев по дипломатической почте из Вашингтона и Брюсселя. России официальный Кишинев в этом отказал.

По словам экс-председателя Парламентской ассамблеи НАТО Лоика Буварда, настоящий семинар –  «это  первый маленький, но твердый  шаг к членству в НАТО».

Другой представитель НАТО на семинаре в Кишиневе, эксперт парижского Института международных и стратегических отношений Катрин Дюрандэн пояснила еще одну причину заинтересованности НАТО в возвращении Приднестровья под юрисдикцию Молдовы. По ее мнению, «кишиневский семинар проходит в очень важный момент»,  когда речь идет об открывшейся  для Молдовы возможности присоединения к ЕС вместе с  Румынией. Кроме того, что вполне реально, может быть разрублен Косовский узел,  и  это станет аргументом в пользу независимости Приднестровья. «В этом контексте, - заявила  Катрин Дюрандэн, - "замороженный конфликт" в Приднестровье представляет собой проблему для региональной безопасности» и его надо решать без промедления. Другими словами, Кишинев должен поторопиться, и сделать это до момента вступления Румынии в ЕС, чего все настойчивее требуют от руководства страны многочисленные в Молдове  прорумынские политические силы.  

К слову сказать, и румынская сторона не скрывает своих истинных  намерений и  прилагает большие усилия в этом направлении. Идет повсеместная тотальная работа по румынизации Молдовы и паспортизации ее населения. Существует мнение многих международных наблюдателей о том, что  как только Бухарест  добьется положения, когда  в Молдове 50% населения окажутся гражданами Румынии, международное право позволит ему более уверенно требовать объединения двух «румынских  государств», хотя это для румынского народа обойдется не  дешево.     

Специалисты посчитали, что «поглощение» Молдовы Румынией Бухаресту обойдется примерно в 35 миллиардов евро. Основные затраты, считает Министр финансов Румынии Себастьян Влэдеску, пойдут на прямые инвестиции (12 млрд. евро), рост бюджета (18 млрд. евро), полную замену железных дорог (2,58 млрд. евро), а также на электроэнергетическую инфраструктуру (2 млрд. евро). Эта сумма для Румынии, считают румынские экономисты, пока не под силу. А вот Молдова вместе с Приднестровьем для Бухареста будет стоить намного дешевле. В этом и заключается главный интерес Румынии, скрытый под маской: «Румыния - единственная страна, единственный народ, оставшийся разделенным после воссоединения Германии».

Поэтому вполне резонно, что Одесские консультации по приднестровскому урегулированию прошли безрезультатно: официальный Кишинев делает ставку на поддержку США, НАТО и, как ни странно, на Румынию. В недрах правительственных структур Молдовы решение уже созрело. Проведение  в Кишиневе  семинара НАТО  под таким откровенным названием: «Молдова и евроатлантические структуры – объединение усилий»  –  тому  подтверждение.

Что делать Приднестровью?

Ответ может быть только один: реализовать волю народа, высказанную на референдуме 17 сентября!

Только в этом случае,  вместе с Россией и в составе России у Приднестровья есть  гарантии безопасности  и будущее.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2019 Институт стран СНГ