Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №159(15.12.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

УЗБЕКИСТАН



Узбекистан обвинил США во вмешательстве в свои внутренние дела

01.12.2006. Деловая неделя, Казахстан

Андрей Саидов (Ташкент)

Реакция официального Ташкента на недавнее решение госдепартамента США включить Узбекистан в список государств, вызывающих особую озабоченность в сфере религиозных свобод оказалась резкой и громогласной. В заявлении МИД Узбекистана, этот шаг американской администрации, по времени совпавший с решением Евросоюза продлить санкции против правительства Ислама Каримова, был однозначно квалифицирован как вмешательство во внутренние дела суверенного государства. К гневной отповеди, данной администрации Джорджа Буша внешнеполитическим ведомством Владимира Норова, присоединились местные главы религиозных конфессий, правительственная пресса и представители дипломатических миссий некоторых мусульманских стран. Между тем, по сообщениям, поступающим из Ферганской долины, там введены новые административные ограничения на отправление основных религиозных обрядов.

В заявлении МИД, опубликованном в минувшую пятницу, говорится, что веротерпимость и толерантность всегда были и продолжают оставаться важнейшей составляющей государственной политики Республики Узбекистан, благодаря чему за последние годы в стране не отмечалось ни одного факта межрелигиозных противостояний или конфликтных ситуаций. При этом правительство Узбекистана всегда занимало принципиальную позицию в отношении провокационных заявлений отдельных политиков, государственных деятелей и средств массовой информации других стран, способных, по его мнению, подорвать взаимопонимание между религиями.

В первую очередь это касалось фактов, когда международный терроризм увязывается с исламом или когда западные издания, прикрываясь лозунгами "свободы слова", тиражировали "оскорбительные оценки, задевающие честь, национальное достоинство и чувства сотен миллионов верующих мусульман". В качестве примера было приведено осуждение официальными лицами, политиками и правительственными газетами Узбекистана датских карикатур на пророка Мухаммеда и "безответственных высказываний Папы Римского Бенедикта XVI о исламской религии". Далее МИД подчеркнул, что Узбекистан является одним из "признанных центров становления и развития исламской культуры и философии", поскольку на его нынешней территории некогда жили и творили величайшие исламские богословы и философы, сегодня почитаемые во всем мусульманском мире. А в настоящее время Конституцией страны гарантированы все условия для свободного вероисповедания традиционных религий. Что касается деятельности различных миссионерских религиозных течений и сект, то в этом вопросе правительство Узбекистана продолжает придерживаться основных положений Закона "О свободе совести и религиозных организациях", принятого еще в первые годы независимости.

На этой неделе выкладки МИДа были обсуждены, повторены и одобрены преподавателями и студентами Ташкентского исламского университета, созданного в 1999 году по указу Ислама Каримова. Комитет по делам религий в интервью российскому информационному агентству Regnum сообщил, что в Узбекистане сегодня легально действуют более 2200 религиозных организаций, представляющих почти все религии современного мира. В частности, за годы независимости было возведено и функционирует около 2000 мечетей, тогда как во времена СССР их насчитывалось не больше 80. "У нас нет нарушений религиозных свобод", - сообщил для прессы имам одной из ташкентских мечетей Фазылкори Собиров. По мнению, высказанному секретарем Епархиального управления Русской православной церкви, священником Андреем Тугушевым, исторический путь совместного проживания православия и ислама в Узбекистане может послужить примером для многих стран. Председатель Еврейского культурного центра, бизнесмен Виктор Михайлов, недавно, кстати, представлявший русскую общину Узбекистана на конгрессе соотечественников в Петербурге, заявил, что в Узбекистане нет антисемитизма, и это вообще единственная в мире страна, где не от кого охранять синагоги.

К положительной оценке состояния религиозных свобод правительственные агентства УзА и "Жахон" привлекли послов Палестины и Афганистана, а также министра связи Кувейта Масуму Салех аль-Муборак, на днях побывавшую в Самарканде и Бухаре. Посетив туристические достопримечательности древних городов, она пришла к выводу, что "Узбекистан представляет собой землю, где процветал и процветает настоящий просвещенный и миролюбивый ислам".

Между тем, по сообщениям информационного агентства Фергана.Ру, в Андижанской области, власти которой недавно запретили деятельность безалкогольных кафе и ресторанов, вводятся новые ограничения повседневной религиозной практики мусульман. Губернатор Усмонов, назначенный в октябре по решению Ислама Каримова, запретил в мечетях азан - гласные призывы к совершению намаза. В конце 90-х годов в Ташкенте и других крупных городах запрещалось использовать для призыва к молитве звукоусиливающую аппаратуру, но впоследствии этот запрет был смягчен. Теперь в Андижанской области, бывший глава которой Бегалиев был обвинен президентом Каримовым в попустительстве организации майского 2005 года мятежа "акромистов", он в настоящее время находится под следствием, призывы к намазу запрещено возглашать не только через усилители, но и вообще вслух. Также введены запреты на богословские проповеди во время свадеб и на совершение намаза в учреждениях и на рабочих местах.

Вполне очевидно, что беспрецедентные меры, предпринимаемые чиновниками в Ферганской долине после андижанских событий 2005 года, направлены на то, чтобы не допустить дальнейшего роста стихийной религиозности, не управляемой государством, а потому чреватой радикализмом и экстремизмом с уклоном в политику. Правительству Ислама Каримова действительно незачем ущемлять "религиозные свободы" Епархии Русской православной церкви, еврейской общины и ортодоксальных ташкентских имамов, поскольку их деятельность, полностью встроенная в функционирование государственного аппарата, не может представлять никакой, даже потенциальной, угрозы хрупкому статус-кво между властью и обществом. Но совершенно иначе выглядит ситуация в сельских регионах, где экономическая и социальная политика Ташкента традиционно не удовлетворяет элементарных нужд многомиллионного населения, страдающего от нищеты, безработицы и правового произвола, а потому авторитет неформальных религиозных лидеров составляет реальную конкуренцию светской власти. Поэтому тема "религиозных свобод" в нынешних отношениях между Ташкентом и Вашингтоном, несомненно, встала как острый политический вопрос. Ведь и США, не так давно состоявшие с Каримовым в одной коалиции против афганских талибов и "Аль-Каеды", после ликвидации военной базы в Карши, ареста капиталов "Ньюмонта" и закрытия за миссионерскую деятельность десятка американских ННО, стали оценивать внутреннюю ситуацию в Узбекистане под совсем иным углом зрения.

По данным председателя инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана Сурата Икрамова, с 2000 года около 12 тысяч граждан привлекались к следствию и были осуждены по обвинениям в религиозном экстремизме. Но еще два года назад госдеп США не считал это достаточным основанием для включения Узбекистана в список стран, ущемляющих религиозные свободы. Возможно, потому что тогда видел в правительстве Ислама Каримова надежного гаранта политической стабильности даже во всем регионе Центральной Азии, каковым его теперь характеризуют ведущие российские политологи, на днях вернувшиеся из коллективной поездки в Ташкент. И если двусмысленное решение Евросоюза продлить, с возможностью пересмотра, санкции, наложенные после андижанских событий, не вызвали никакой гласной реакции официального Ташкента, явно надеющегося на компромисс, то США получили от узбекского МИДа резкий и показательный протест. Наверное, стоит ожидать, что к публичному обсуждению вопроса о религиозных свободах в Узбекистане вскоре будут активно привлечены лидеры парламентских партий, скорую передачу властной и политической инициативы которым сегодня широко декларирует Ислам Каримов, и ему звучно вторят кремлевские политтехнологи.




Узбекистан-Россия - в объятиях важно не задушить

04.12.2006. Gazeta.kz

Акрам Асроров

В середине сентября Москва решила выдать официальному Ташкенту 13 узбекских граждан.

Все они обвинялись Узбекистаном в том, что принимали активное участие в андижанских событиях в мае 2005 года. Москва даже внимания не обратила на реакцию Запада. Мол, мы сами с усами, что хотим, то и делаем.

Они содержались в Иваново с тех пор, как их арестовали российские спецслужбы в середине прошлого года.

Правда, пока узбекских граждан не передали в руки официального Ташкента. Решаются технические вопросы их экстрадиции. Но факт лояльного отношения Путина к Каримову говорит о том, что в отношениях между странами произошел коренной перелом. Ранее Москва передала Ташкенту 19 ее сограждан, подозреваемых в членстве в организации "Хизб-ут Тахрир". Последняя считается ненасильственной, но при этом запрещена во многих странах мира.

Россию даже не остановило предостережение, имевшееся в сообщении Международной Кризисной Группы, полагающей, что "Узбекистан, вместе с такими странами, как Бирма, Зимбабве и Северная Корея, в которых процветает элита, а в то же время большинство населения живет в условиях бедности, катится вниз по пути самоуничтожения".

Европейский Союз, убрав на задворки вопросы прав человека, стремится нормализовать отношения с Узбекистаном. Китай, стремясь обезопасить свою экономику от энергетического дефицита, лезет во все проекты, где пахнет нефтью и газом (хотя в природе природный газ запаха не имеет).

Не исключение и Москва, собирающаяся сделаться, первое, региональным лидером, второе, создать энергетический клуб, который позволит объединить в одной организации страны-производители и страны-потребители углеводородов.

Стратегия подразумевает развитие структуры внутри Шанхайской организации сотрудничества, где будут формироваться и тарифы, и единая схема поставок. При нынешнем уровне политизации Москвы нетрудно предсказать судьбу энергетического клуба. Закрытая организация со своими приоритетами.

В числе стран-потребителей Европа лишь упоминается. Можно сделать вывод, что таким образом Россия стремится в недалеком будущем получить ключевую роль в Старом Свете. Узбекистан как раз страна, без которой единый энергетический рынок никак не выстраивается.

Но внешняя политика Узбекистана претерпела за эти годы множество метаморфоз. "Узбеки в 1990-е годы пытались выйти из орбиты России, добивались дружбы с Южной Кореей и Турцией, а затем, после 11 сентября, Соединенных Штатов", - говорит Джон Маклеод, старший редактор издания по Центральной Азии Института Войны и Мира (IWPR) в Лондоне. "Узбекистан был первой страной, которая предложила свое воздушное пространство и территорию Соединенным Штатам. В течение долгого времени Соединенные Штаты закрывали глаза сомнительные отчеты о ситуации с правами человека взамен на более широкую поддержку в войне с террором, и казалось, что Узбекистан вышел из сферы влияния России навсегда. Казалось, что крупная американская авиабаза в Ханабаде там останется надолго, факт, о котором российские чиновники неоднократно высказывали свое неудовольствие.

"Каримов был счастлив поддержать Соединенные Штаты", - считает аналитик Санобар Шерматова. "В конце концов, престижно иметь (в друзьях) крупнейшую мировую супердержаву, которая сама стучится тебе в дверь".

Андижан 2005-го кардинально изменил внешнеполитические пристрастия официального Ташкента.

"После Андижана Каримов был заинтересован в политических партнерах, как, например, Россия и Китай, которые не собирались ему читать лекции о правах человека", - подчеркивает директор центральноазиатского проекта Международной Кризисной Группы Майкл Хол.

Экономические связи все более крепнут. В прошлом году подписано соглашение о военном сотрудничестве, есть и другие формы сотрудничества, например, через региональные организации, типа Шанхайской организации сотрудничества, чей антитеррористический центр находится в Ташкенте, а Россия была вынуждена согласиться с каримовской версией того, что главная оппозиция имеет корни не в социально-экономических волнениях, а в радикальном исламе.

На пресс-конференции в начале 2006 года в Кремле российский президент Владимир Путин недовольно отреагировал на вопрос иностранного журналиста о том, как он может оправдать сотрудничество с режимом Каримова: "Мы знаем лучше, чем вы, что случилось в Андижане".

Кремлю все труднее оправдывать непрекращающуюся военную операцию в Чечне, зависший вопрос с автономными образованиями Грузии. Европейские деятели вполне однозначно оценивают действия России в этих горячих точках, считая, что сила там применяется сверх положенной нормы.

В данном контексте применение силы в Андижане со стороны узбекских властей - еще одна проблема для Путина. Он ее решил по-простому. Мол, мы верим официальному Ташкенту, и раз он считает, что в Андижане действовали религиозные экстремисты, так тому и быть. Причин согласиться с узбекской трактовкой происшедших событий достаточно.

Узбекистан имеет большие запасы газа и других полезных ископаемых, и, в отличие от Запада, российские компании быстро воспользовались ситуацией, основываясь на связях, установленных еще до событий в Андижане.

"Ощутимое присутствие Газпрома в Узбекистане - ярко отражает существующее положение вещей, он забрал себе все узбекские газовые контракты", - утверждает Майкл Холл.

По некоторым данным, переговоры с российским газовым монополистом велись при активном участии дочери узбекского президента Гульнары Каримовой и члена правления "Газпрома" Алишера Усманова. Естественно, не безвозмездно.

Согласно договору между Газпромом и Узбекнефтегазом от 2004 года о разработке газового месторождения Шахпати (Shakhpaty), этот проект оценен в 1,4 миллиарда долларов. Только в текущем году в Россию будет перекачано 10 миллиардов кубических метров газа. Другой контракт между Узбекнефтегазом и Лукойлом по месторождению Кандим (Kandym) обеспечит добычу 8,8 миллиардов кубометров ежегодно.

Эти экономические контракты просто подчеркивают тот факт, что действия России по заполнению пустоты, образовавшейся после развода Узбекистана с Западом, состоят из многих элементов. "Они (русские) хотят возвратиться в эту часть мира, которая, как они считают, должна принадлежать только им. Тому есть и экономическая перспектива, особенно если говорить о газе", - полагает Хол.

Сегодня еще рано говорить о долгосрочных перспективах внутренней стабильности в Узбекистане, а также о длительности российско-узбекской дружбы. Слишком разные страны, и слишком долго они жили в разных квартирах (в период с 1991 года). Сегодня российский бизнес кардинально изменился. "Газпром", "Лукойл" и другие аффилированные с Кремлем компании еще могут исполнять заказы Путина.

Остальные будут искать экономические выгоды. А так как бизнес-климат в Узбекистане оставляет желать лучшего, еще не факт, что российские бизнесмены будут вкладывать в узбекскую экономику деньги.

После недавнего решения Конституционного суда Узбекистана по делу "Зарафшан-Ньюмонт", когда иностранным инвесторам отказано в праве обращаться в международный арбитраж, есть над чем призадуматься и российским инвесторам. Сегодня, хорошо, между Ташкентом и Москвой нет проблем. А что завтра, когда, быть может, проблемы возникнут?

Что касается самих узбекских граждан, то и здесь много такого, что не вселяет уверенности в завтрашнем дне. Жизнь становятся все тяжелее, у людей все меньше возможностей для челночной торговли или отъезда в Россию в поисках работы. Узбекистан напоминает пороховую бочку, готовую в любой момент взорваться. Причем, если это произойдет, то нестабильность возникнет во всем центрально-азиатском регионе. Ферганская долина ударит одновременно и по Кыргызстану, и по Таджикистану, а южные границы Казахстана станут местом, через который потянутся толпы беженцев. Хотя сейчас, как видится, еще нет предпосылок к тому, что осуществится самый пессимистический прогноз.

Сама ментальность узбеков не предполагает таких событий, которые недавно произошли в Кыргызстане. Они никогда не отличались радикализмом и нетерпением. Они всегда верят в то, что завтра будет лучше, чем вчера. Причем, веру эту трудно разрушить.

Исходя из сказанного, можно предположить, что президентские выборы в Узбекистане в конце следующего года принесут одну новость - Каримов остался на следующий срок.

Россия, европейцы, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан будут внимательно следить за тем, как пройдут выборы.

Сейчас только сумасшедший может желать Узбекистану смены лидера. С уходом Каримова спокойствия в Центральной Азии точно не прибавится…


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ