Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №160(01.01.2007)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Со всех континентов, из 78 стран мира

Статья директора Департамента по работе с соотечественниками за рубежом МИД России А.В.Чепурина, опубликованная в журнале “Международная жизнь” № 11 2006 года

19.12.2006, http://www.ln.mid.ru

Конгресс российских соотечественников в Санкт-Петербурге стал знаковым событием, прежде всего из-за того, что он придал мощный импульс наметившимся в последнее время тенденциям к консолидации соотечественников и переходу от гуманитарной помощи России соотечественникам к их партнерству.

Выступление Президента России, поставленные задачи еще раз показали, что российская власть решительно повернулась лицом к своим зарубежным соотечественникам. Диалог Россия - соотечественники вступает в качественно новый этап, когда русскоязычные островки во всем мире будут тесно связаны с материковой Россией, поднимая, таким образом, и престиж России, и авторитет самой диаспоры.

В советский период соотечественники за рубежом рассматривались как нечто чуждое, порой враждебное. И это, на мой взгляд, было одной из трагических издержек "идеологически" выверенного развития страны в советскую эпоху.

Прозрение пришло, когда новая Россия встала на путь утверждения норм демократии внутри страны и формирования деидеологизированного мировоззрения в отношениях с внешним миром. Москва заявила о готовности к диалогу, тем более что более 20 млн. русских, русскоязычных, оказавшихся в 1990-х годах на территории бывших советских республик, не могли представить свое существование без сохранения самых тесных связей с исторической родиной. Да и сама Россия не могла уйти ни от моральной ответственности за их судьбы, ни от проблем, возникших в одночасье с росчерком пера в Беловежской пуще и распадом СССР.

Отягощенное собственными экономическими трудностями в 1990-х годах, российское руководство "раскачивалось" и колебалось, прежде чем наконец проблемы соотечественников стали проблемами России, а работа на этом направлении начала приобретать конкретные очертания. Первой ласточкой явилось принятие Закона о государственной политике в отношении соотечественников за рубежом в 1999 году, проведение Всемирного конгресса соотечественников в 2001 году в Москве. Была создана Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом. Постепенно стала возрастать материальная поддержка организациям соотечественников. Работа эта, однако, сопровождалась двумя главными недостатками:

- во-первых, бессистемностью, разрозненными действиями российских федеральных и региональных структур и раздробленностью многочисленных, зачастую конкурирующих и даже враждующих друг с другом организаций российских соотечественников за рубежом;

- во-вторых, работа концентрировалась на ближнем зарубежье и велась в виде гуманитарной помощи, то есть проводилась своего рода патерналистская политика в отношении наиболее бедной и нуждающейся части соотечественников.

Это не могло не сказаться на качестве работы и на формате организаций соотечественников, их финансировании и кадровой слабости, неспособности российской диаспоры, в отличие от диаспор многих других стран, например Венгрии или Польши, консолидировать свои позиции, защитить важнейшие этнокультурные интересы, занять достойное место в политической и экономической жизни стран проживания.

Все это настоятельно требовало выработки цельной стратегии взаимодействия с соотечественниками, консолидации работающих на этом направлении структур, содействия консолидации организаций соотечественников в странах их проживания, перехода от патерналистской к партнерской основе взаимодействия.

Разобщенность и раздробленность пока еще остается главной проблемой зарубежной российской диаспоры. Различные структуры, созданные соотечественниками и работающие в одной и той же стране, зачастую просто в упор не видят друг друга. Налицо неспособность и нежелание многих лидеров организаций соотечественников договариваться о совместной работе и консолидации позиций по защите собственных этнокультурных прав и интересов в странах проживания. И это при том, что многие из них беззаветно и бескорыстно работают в интересах общего дела.

Если мы посмотрим на представленность соотечественников в органах власти, то даже в странах, где их численность составляет 30-40% населения, увидим цифры очень близкие к нулю. При этом речь идет как о законодательных, так и исполнительных органах власти, как о центральных, так и региональных, муниципальных структурах. Это относится де-факто к подавляющему большинству стран ближнего зарубежья и является тем ключевым моментом, который, собственно, и определяет способность или неспособность организаций адекватно представлять и защищать этнокультурные интересы россиян. Интересы, кстати, вполне законные, так как в бюджеты ими платятся налоги, исполняются другие гражданские обязанности. Чтобы судить о положении здесь, достаточно посмотреть на то, в каком направлении под нарастающим давлением националистических сил идет эволюция политики этих государств в областях, затрагивающих интересы соотечественников, возьмите статус русского языка, или русскоязычное образование, или что-то другое.

Началом переоценки ситуации и поворота в работе на этом направлении стала решительная активизация в последний год работы Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом (ПКДСР), в которую входят высокопоставленные представители законодательных и исполнительных органов власти России, ряда регионов, крупные деятели образования и культуры.

Исходя из поставленной Президентом В.В.Путиным задачи - качественно улучшить взаимодействие с российской диаспорой за рубежом, - в последние месяцы Комиссией был проанализирован весь комплекс задач на этом направлении. В ноябре 2005 года в МИД России был создан Департамент по работе с соотечественниками за рубежом. Выработана и принята трехлетняя программа работы с соотечественниками. Переосмыслены принципиальные подходы к этой работе.

На сегодня ПКДСР - это ключевой координирующий и исполнительный орган в диалоге России с соотечественниками, который набирает обороты в своей деятельности, стремится эффективно выстраивать работу на этом направлении. Шаг за шагом преодолевается несогласованность действий российских ведомств и организаций, ответственных за контакты с соотечественниками, равно как и необоснованная самодеятельность ряда работающих на этом поле структур, попытки взять на себя несвойственные функции.

Конгресс в Санкт-Петербурге стал поистине этапным событием в отношениях между Россией и зарубежной диаспорой. Он не только поднял на новую высоту диалог Россия - соотечественники, но и обозначил главные направления движения вперед: консолидация российских структур под эгидой ПКДСР и содействие консолидации организаций соотечественников за рубежом, переход от патерналистской модели общения к партнерству.

Изменяющимися пришли к форуму и сами диаспоры. Наступило определенное "привыкание" к новой жизни, во многих странах произошла адаптация соотечественников к местным условиям. В то же время в ряде стран мы наблюдаем продолжение линии на вытеснение россиян из ключевых сфер общественной жизни, а в известных случаях - прямое нарушение их законных прав и интересов. Достаточно вспомнить феномен "негражданства" в Эстонии и Латвии, попытки в ряде стран ближнего зарубежья обелить нацистов.

Особая статья - соотечественники в странах традиционного зарубежья. Это не только потомки послереволюционной и послевоенной эмиграции, но и переселенцы последнего времени, выехавшие в эти страны по экономическим причинам, многие из которых ощущают себя там весьма комфортно. Тем не менее и среди них есть те, кто хотел бы чувствовать себя полезным своей исторической родине. Возрастает в последнее время престиж России, что также способствует росту интереса к нашей стране. С ростом авторитета России растет и авторитет ее зарубежной диаспоры.

Принятое недавно правительством России решение о распространении с 2007 года программ поддержки соотечественников на традиционное зарубежье позволяет уже в ближайшее время изменить ситуацию здесь к лучшему. Этот процесс коснется стран, где проживает в общей сложности более 10 млн. соотечественников. Развитие партнерских отношений с работающими там организациями давно назрело, их нужды и потребности во многом близки тем, которые есть у соотечественников ближнего зарубежья.

Всемирный конгресс, несмотря на крайне сжатые сроки подготовки, собрал около 600 участников из 78 стран мира. По составу делегаций, количеству "государств происхождения" конгресс стал значительно более представительным, чем предыдущий. По оценкам делегатов, сам ход мероприятия, содержание дискуссий и принятые решения, несмотря на "перегруженность" секций, были на этот раз более конструктивными, реалистичными и конкретными. Большинство участников Конгресса получили определенный "заряд бодрости" для дальнейшей работы.

Глава Российского государства в своем выступлении подчеркнул, что взаимодействие с диаспорой, поддержка и защита прав соотечественников являются одним из национальных приоритетов России. В качестве основных задач развития отношений с диаспорой были обозначены консолидация соотечественников, сохранение русскоязычного пространства, налаживание взаимодействия с российскими регионами и бизнесом. Президент подтвердил намерение руководства России и впредь способствовать защите законных прав и свобод соотечественников, заботиться об удовлетворении их культурных, образовательных и информационных потребностей.

Президент обрисовал основные направления государственной политики России в работе с соотечественниками на ближайшие годы на основе недавно принятых документов - Программы работы с соотечественниками на 2006-2008 годы, федеральной целевой программы "Русский язык (2006-2010 гг.)" и Государственной программы содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Государственная программа требует отдельного разговора, что не позволяют сделать заданные параметры этой статьи. Любопытно, что госпрограмма вызвала интерес и у соотечественников из дальнего зарубежья. По приведенным на конгрессе цифрам, только в Бельгии, по данным опроса эмигрантов, переселиться в Россию готово примерно 3 тыс. человек. В то же время ясно, что массовость участия в этой программе напрямую будет зависеть от основательности проработки организационной и социально-бытовой базы приема и временного размещения переселенцев. Как позитивный факт следует рассматривать начавшийся в ходе конгресса интенсивный диалог руководства ФМС с соотечественниками.

Утвержденная месяц назад трехлетняя программа, по сравнению с предыдущим подобным документом, содержит ряд новых положений, отвечающих основной задаче: помочь консолидировать организации соотечественников и их общественные позиции, с тем чтобы они могли в большей мере реализовывать свои законные права и интересы, в том числе этнокультурные, экономические, политические, информационные и т.д. В соответствии с программой на качественно новом уровне будет оказываться содействие налаживанию регулярного диалога объединений соотечественников: вводится система страновых, региональных и глобальных конференций диаспоры, целью которых как раз и является определение принципиальных интересов и консолидация позиций, с тем чтобы эти интересы полнее учитывались в диалоге по различным каналам c властями стран проживания. Система начнет широко действовать с 2007 года.

Достижению консолидации соотечественников и улучшению их взаимодействия с исторической родиной должно также способствовать принятое на конгрессе решение о создании Координационного совета российских соотечественников, поддержанное Президентом России. В Совет, формирование которого было начато уже в ходе конгресса, войдут представители наиболее крупных диаспор, неправительственных организаций, ряда регионов мира. Этот орган должен стать действенным партнером России, Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом по всем вопросам взаимодействия с диаспорой.

Возвращаясь к Программе по работе с соотечественниками, подчеркну, что сохранят свое действие практически все существующие ныне направления поддержки соотечественников за рубежом. Это юридическая защита прав соотечественников, поставки учебной, методической, справочной, художественной и иной литературы, проведение мероприятий по поддержке языков и культур народов России за рубежом, организация семинаров и "круглых столов" для педагогов, творческих работников, журналистов, содействие участию творческих коллективов соотечественников в конкурсах и фестивалях в Российской Федерации, поддержка русских театров за рубежом. Кроме того, речь идет об организации отдыха детей и лечении ветеранов, гуманитарной помощи нуждающимся категориям соотечественников и многом другом.

Серьезный вопрос, как уже было отмечено, - это защита прав и интересов соотечественников. Россия реагирует на каждый факт нарушения их законных прав. Помогает с адвокатами, выносит проблему на уровень межгосударственных отношений, поддерживает обращения соотечественников в Европейский суд, ОБСЕ и т.д. Кроме того, Россия практически на всех международных форумах и во всех международных органах, занимающихся правочеловеческой проблематикой, постоянно ставит вопрос об ущемлении прав и свобод наших соотечественников в отдельных странах.

Нужно сделать все, чтобы в отношении наших соотечественников разговоры в тех или иных странах о "втором", "третьем" сорте ушли в прошлое. Власти государств, где нарушаются права соотечественников, должны раз и навсегда уяснить, что наши отношения с этими странами и подходы властей к законным правам и интересам российских соотечественников - вещи взаимосвязанные.

Важной задачей, и об этом также говорилось на конгрессе, является преодоление информационного вакуума в отношениях России с диаспорой. А такой вакуум - налицо. Планируется создание специального печатного органа для соотечественников и соответствующего Интернет-портала. Неплохо было бы также иметь ориентированный на соотечественников телеканал или посвященные проблемам диаспоры программы в сетках вещания существующих российских телеканалов. Это тоже предстоит обдумать. Система информационного обеспечения нуждается в развитии, и в этом плане поддержка будет оказываться также региональным и страновым изданиям для соотечественников. Не все, конечно, можно сделать сразу, но постепенно совместное информационное поле будет создано и расширено.

Представляется важным проявившееся в ходе конгресса стремление соотечественников помогать России в международных делах, прежде всего через продвижение объективного восприятия нашей страны в мировом сообществе.

Предмет нашей особой заботы, который получил заметное звучание на конгрессе, - это вопрос сохранения русскоязычного пространства и этнокультурной самобытности в странах проживания соотечественников. Во многом это вопрос не только утилитарный, но и, безусловно, политический. Вспомним Альбера Камю и вслед за ним, перефразируя, скажем: "Моя родина - русский язык".

Конгресс позитивно оценил проведение при поддержке Правительственной комиссии в августе-сентябре этого года конференций и "круглых столов" на эту тему во всех 14 странах СНГ и Балтии. Подытожить обсуждения призвана конференция о статусе русского языка, которая планируется на конец ноября - начало декабря этого года в Подмосковье. Исходим из того, что на ней будут выработаны консолидированные подходы организаций соотечественников по этому важнейшему вопросу.

Необходимо сделать все для того, чтобы максимально задействовать в интересах соотечественников возможности федеральной целевой программы "Русский язык (2006-2010 гг.)", на которую выделены значительные средства, а также сделать так, чтобы многочисленные российские центры науки и культуры за рубежом особый акцент, приоритет в своей работе делали на содействие, помощь соотечественникам.

В области отношений с диаспорами огромным потенциалом обладают российские регионы. Это один из главных ресурсов нашего взаимодействия, который пока используется недостаточно. В этой связи хотелось бы надеяться на поддержку региональных администраций и Совета Федерации, с тем чтобы количество участвующих в этой работе регионов увеличивалось. Сейчас это всего четыре-пять регионов. Эта тема была внесена в повестку дня одной из пяти секций Всемирного конгресса соотечественников, которую вел председатель Комитета Совета Федерации по делам СНГ В.А.Густов, и хочется надеяться, что здесь наконец будет продвижение вперед.

Конгресс подтвердил необходимость дальнейшего совершенствования российского законодательства в отношении соотечественников, важность нащупать в этом вопросе правильный вектор движения.

Последовавшее сразу за конгрессом приглашение Президента Российской Федерации более 100 зарубежным соотечественникам на Государственный прием в Москву по случаю Дня народного единства стало еще одним жестом в отношении зарубежных россиян. Показательно, что, несмотря всего на десятидневный временной разрыв с конгрессом, практически все соотечественники приняли приглашение В.В.Путина и прибыли - порой из очень дальнего зарубежья - на торжественное мероприятие.

Импульс Петербурга будет ощущаться еще долго.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ