Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №160(01.01.2007)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Межнациональные отношения



Слово казахского патриота

А ведь мы действительно великий и самобытный народ!

Газета «Азат», № 43 (185), 30 ноября 2006 г.

Ермурат НУРОВ

Дорогие мои сородичи!

Обращаюсь к вам, потому что не могу больше молчать, когда страна медленно, но безвозвратно скатывается в бездну кровавых межнациональных столкновений.

Я казах до мозга костей, отлично владею родным и русским языками, не понаслышке знаю жизнь моего народа, будь то в городах или в отдаленных аулах. Отслужил в армии, окончил российский вуз, воспитываю детей. Как и у многих из вас, у меня тоже в жизни была перестройка с ее романтическими ожиданиями, радость обретения независимости, кухонные споры до утра, по какому пути должен идти Казахстан, ожидание перемен и осознание того, что в моей стране не все хорошо и далеко не благополучно.

Многие из нас вышли из СССР. Мы помним очереди, унизительные поиски всего, начиная с детского белья и книг до водки и пива, высокомерие завскладом и директоров многочисленных продуктовых баз.

Потом пришла независимость с ее новыми знаменами, гимнами, речевками и присягами. Изменилась страна. Изменились мы.

Я тоже считаю себя национал-патриотом. Но я национал-патриот за пределами своей страны - будь то в России или США, в Украине или Узбекистане. Свою страну я критикую у себя дома, а за рубежом я не позволю никому плохо говорить о ней.

Быть националистом в Казахстане сегодня легко и безопасно. В худшем случае пожурят. Можно гнать русских на их историческую родину, можно уничижительно говорить об узбеках или киргизах, «ставить на место» немцев. Ничего тебе за это не будет, зато можно прослыть радетелем национальных интересов.

Можно получить прекрасное образование в Москве или Ленинграде, объездить весь мир, общаясь с другими, а сегодня клеймить колониальную политику «все еще самодержавной» России. Можно много лет назад мыть сапоги украинским сержантам и заправлять рядовым кавказцам солдатскую постель, а сегодня весь ужас унизительных воспоминаний забивать стенаниями о судьбе казахского народа, порабощенного славянами. Но при чем тут все, когда унижался и был бит он один?

Можно с пеной у рта говорить о величии своей истории и народа, но на это надо иметь простое гражданское право. Право человека образованного и реально оценивающего мир. Как было стыдно за академика и профессора, утверждавшего со страниц уважаемого издания, что эпосы казахов не уместятся и на 500 страницах, а «Слово о полку Игореве» - это 7-8 страниц машинописного текста и, по сути, «у них больше ничего и нет». Какая махровая и дремучая необразованность! По сути, махровый и дремучий национализм, не встречающий отпора или негодования.

Сегодня националисты всех мастей ринулись на экраны ТВ и страницы газет. Да, язык - это очень важно; да, история, переписанная много раз, - очень важно. Но за болтовней обо всем этом народ увели от дел насущных. Казахи проболтали приватизацию, мои сородичи проболтали на собраниях распределение земельных участков. Такое ощущение, что специально людей уводили в дискуссии в жизненно важные для них моменты жизни, отвлекая на «судьбоносные» темы.

Ассамблея народов Казахстана стала большой театрализованной постановкой с чапанами, папахами, косоворотками и газырями. На трибуну большого собрания не выносили вопросы, о которых зло и обиженно говорили на кухнях.

Что делать? Называйте меня кем угодно, но я - за интернационализм. Это то, что спасет мою страну от мракобесия и межнационального противостояния.

Интернационализм присущ только сильным нациям. Не видеть в русом или узкоглазом соседе врага, в человеке другой национальности - пришлого безродного, любить свою историю и язык и знать историю и язык других может позволить себе только народ, устремленный в будущее, а не живущий прошлым.

Почему мы, казахи, пошли на поводу у тех, кто кричит об исключительности казахов, уничижительно и безнаказанно говорит о представителях других народов? Мы совестимся одернуть зарвавшихся ораторов, оскорбляющих чувства людей нетитульной нации. Все дело, как мне кажется, в том, что у нас занижена самооценка. А ведь мы действительно великий и самобытный народ. Надо в себе осознание этого культивировать и лелеять.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2018 Институт стран СНГ