Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №161(15.01.2007)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Межнациональные отношения



Премьер-министр Эстонии: Раскапывать могилы советских воинов у "Бронзового солдата" начнут в мае

11.01.2007, www.regnum.ru/news/765465.html

Раскопки братской могилы советских воинов возле монумента "Бронзовый солдат" в Таллине на Тынисмяги начнутся не раньше мая, заявил премьер-министр Эстонии Андрус Ансип, комментируя принятие эстонским парламентом 10 января в окончательном третьем чтении Закона о защите воинских захоронений. Об этом сегодня, 11 января, сообщила газета Postimees. Раскопки в Эстонии ведутся с мая по октябрь, зимой эти работы не производятся, даже если к этому располагает теплая погода, сказал глава эстонского правительства.

Как сказал возглавляющий входящую в правящую коалицию Реформистскую партию Ансип, в случае, если на Тынисмяги будут обнаружены чьи-то останки, их следует перезахоронить "там, где им место, то есть на кладбище". Ансип еще раз повторил, что его точка зрения по "Бронзовому солдату" известна, и он не изменил своих убеждений. "Монументы должны объединять народ, но этот конкретный монумент в данном конкретном месте раскалывает нацию. Я убежден в том, что место "Бронзовому солдату" не на Тынисмяги", - сказал Ансип.

Напомним, что Закон о защите воинских захоронений был принят 10 января парламентом Эстонии. "За" высказались 66 депутатов, шестеро были против, воздержавшихся не было. Закон напрямую касается судьбы расположенного в Таллине памятника "Бронзовый солдат" и братской могилы красноармейцев возле него. Согласно закону, правительству через комиссию по воинским захоронениям министерства обороны Эстонии может принимать решение о перезахоронении воинских останков из братских могил вопреки мнению общественности, решениям муниципальных властей и воле родственников погибших. Памятники возле воинских могил могут быть демонтированы и перенесены на новое место и восстановлены фрагментарно, а не в прежнем виде. Данный законопроект был инициирован в сентябре 2006 года Реформистской партией и поддержан союзом правых партий "Союз Отечества - Рес Публика" и Социал-демократической партией Эстонии. Протест входящих в коалицию Центристской партии и "Народного Союза Эстонии", а также многочисленных общественные организации русской общины Эстонии, - проигнорирован.




Демонтаж истории

12.01.2007, www.rian.ru

Татьяна Полоскова, доктор политических наук

За 15 лет балтийской независимости российской стороной были апробированы все возможные и невозможные методы налаживания цивилизованного диалога с руководством этих стран в гуманитарной сфере. К процессу привлекались и экспертные круги, и неправительственные организации. Хотя, уж, простите за откровенность, к мнению Большого соседа надо прислушиваться только потому, что он сосед.

Есть банальная истина: проблемы лучше регулируются с врагами, чем с друзьями. С врагами можно договориться, выставив жесткие требования и комплекс взаимных обязательств. С друзьями - сложнее, друзьям привыкли верить на слово. Не поэтому ли, когда мы уходили из Прибалтики, никому не пришло в голову потребовать гарантий соблюдения прав русскоязычного населения и хотя бы нейтральной политики по отношению к России?

Никто на рубеже 80-х - 90-х годов, даже в балтийских странах, не заявлял, что предоставление Латвии, Литве и Эстонии независимости, вывод российских войск - следствие "освободительной борьбы" прибалтийских народов. Сегодня этому учат в школах детей. Никто не обещал организовывать компании по демонтажу памятников советским воинам и ваять монументы нацистским преступникам. Теперь - это традиционные сюжеты новостных лент.

Говоря языком "рыночных отношений", нас просто банально кинули. И сейчас это уже очевидно. А кидают, как правило, либо слабых, либо излишне доверчивых. Те в России, кто на рубеже 80-90-х годов не предполагали такого развития сценария, либо наивные (а значит, не пригодные для политической деятельности) люди, либо отражавшие уже тогда интересы кого угодно, только не России. Эта публика жива и здорова. Даже процветает. Причем, сама активно участвует в конструировании мифов: типа, перестаньте критиковать страны Балтии за их политику в отношении русскоязычного населения, извинитесь за прошлые "грехи", того пуще - положите цветочки на могилы эсэсовцев, и все будет в порядке. Не будет.

Не будет по той простой причине, что структуры, ответственные в этих государствах за принятие политических решений, уже давно сами ничего не решают.

Прибалтийские политики часто обвиняют нас в издержках имперского мышления. Вообще-то имперское мышление предполагает не столько ненасытную жадность к поглощению территорий, сколько ответственность за развитие этих территорий. И в некоторых бывших, действительно колониальных странах, это уже начинают понимать. Побывайте в бывших британских или французских колониях и сравните уровень жизни и безопасности - какой был и каким стал.

Имперское мышление имеет еще одну сторону - это мышление политистеблишмента бывших колоний. Не привыкшего к независимости, а выбирающего "нового хозяина". Господа политики, почитайте труды африканистов. Не хотите читать труды - послушайте простых эстонцев. Цитирую таллиннского таксиста: "Ну, ладно из Союза ушли, а зачем надо было опять куда-то вступать? Чтобы снова быть периферией. На сей раз европейской"? Нет, не поэтому. Просто страшно быть действительно независимым. И ресурс другой нужен, и ответственность другая. Так что дело совсем не в российской угрозе.

Да и не про Евросоюз речь ведем. Не так уж и слушают в Таллинне, что там в Европах говорят. Да, в 2004 году страны Балтии вступили в ЕС. И что, это помешало Латвии реализовать школьную реформу? А в Эстонии так вообще по данным мониторингов о положения российской диаспоры в этой стране, проведенных в 2004 и 2006 г.г., число респондентов, считающих, что их права ущемляются, не только не уменьшилось, но даже выросло.

Да и возрождение нацизма никто в Европе не поддержит. Более того, осенью 2006 года председатель Антифашистского комитета Андрей Заренков выступал перед учеными и экспертами ряда западноевропейских стран на конференции в Люксембурге, так его истории просто в шок всех повергли.

Эсэсовцы маршируют, и памятники демонтируются совсем не потому, что представляют "угрозу единству эстонского общества", а потому, что новому, а именно, американскому "хозяину" так нравится Ему дозволяется и партии марионеточные в Эстонии создавать, направляя эшелоны своих политтехнологов. И антироссийскую истерию в прессе поддерживать.

Сейчас на волне событий звучат различные призывы, озвучиваются разные мнения. А выход один - та Эстония, которая действительно хочет демократии и реальной независимости, должна не допустить очередного раскола общества. И на сей раз совсем не по этническому принципу.




Еще раз к вопросу о межнациональных отношениях в Казахстане

09.01.2007, http://www.zonakz.net

Радик Темергалиев

Официальные идеологи государства привыкли к прочим заслугам приписываемых действующей власти и лично президенту, причислять и мирное межэтническое сосуществование. В материалах бюджетных СМИ едва ли не прямым текстом говорится о том, что Казахстан избежал гражданской войны и других ужасов лишь благодаря политике Н.Назарбаева. Подобное мнение, хотя и неоднократно подвергалось критике со стороны представителей оппозиции, тем не менее, укореняется и в сознании многих людей. Не секрет, что Н.Назарбаев воспринимается европейским населением либо действительно как гарант пресловутой стабильности, либо как меньшее, но привычное “зло” на смену которому могут прийти и национал-радикальные силы. Потому нет ничего удивительного в том, что славянские и казачьи организации демонстрируют полную лояльность правящему режиму, что в частности выразилось в поддержке на последних выборах.

Остается непонятным только, каким же образом при столь безукоризненной политике в этой сфере в том же Атырау регулярно происходят все-таки межэтнические конфликты. Руководство страны предпочитает объяснять эти события исключительно как социальные катаклизмы, но почему в таком случае казахи бьют именно турков, а не других иностранцев, которые также получают зарплату в разы больше, нежели наши рабочие.

За 15 лет независимости представители коренной национальности не организовали ни одной акции антирусской направленности, но за тот же период произошла масса случаев столкновений между казахами и уроженцами мусульманских стран. Здесь уместно вспомнить и о том, что регулярные случаи применения оружия происходят у нас почему-то именно на границе с Узбекистаном. И если уж мирные отношения казахов и русских ставить в заслугу нашей власти, то логично будет возложить на нее вину за имевшие место конфликты между другими этносами. Конечно, власть на самом деле не при чем ни в первом, ни во втором случаях. Решающее значение здесь имеют природные процессы, описанные еще Л.Н.Гумилевым. Схожие система ценностей и стереотип поведения естественным образом сближают оба главных этноса. Именно об этом писал великий ученый, что для русских “… тюрки и монголы могут быть искренними друзьями, а англичане, французы и немцы, я убежден, могут быть только хитроумными эксплуататорами”. В свою очередь, Чокан Валиханов говорил о том, что если в драке между казахами и русскими его сердце будет на стороне первых, то в войне Франции и России, он будет искренне желать победы последней. И это ведь не шовинизм и не национализм, а просто межэтническая комплиментарность и отсутствие таковой. В реальности подобных явлений нас убеждает все человеческое прошлое, а еще больше настоящее.

К счастью для государства, оба ведущих этноса оказались в состоянии терпимо друг к другу относящихся. При этом в силу достаточно низкой метисации, ассимиляционных процессов не происходит и, кстати, поэтому идеи относительно единой казахстанской нации выглядят наивными. Связующим мостом между этносами стала двухмиллионная армия шала-казахов. Эта субэтническая группа возникла как диффузионное образование вследствие контакта двух этносов и в этом качестве удерживает общество от распада. Власть же не только не способствует межэтническому спокойствию, но и иными своими действиями усиливает напряженность в этой области общественных отношений. Примером тому может служить политика внедрения и усиления роли казахского языка. В эту программу год за годом уходит уйма государственных денег, но результата не видно, если таковым не считать то обстоятельство, что оба этноса чувствуют себя одинаково ущемленными. Те же оралманы обалдевают оттого, что на родине им фактически невозможно трудоустроиться без знания русского языка. Русские же вследствие не владения казахским языком оказались откровенно обделены в доступе на государственную службу. При этом воз и ныне там – проблема казахского языка не решается, а если за последние годы и выросла сфера его применения, то произошло это только по демографическим причинам. Административные меры не помогают в решении этого вопроса, а мыслить творчески чиновникам не полагается. Между тем сторонникам немедленного внедрения казахского языка в общественную жизнь не мешало бы уяснить следующее.

Как бы кого-то это не расстраивало, русский язык и православная религия объективно будут существовать в Казахстане еще очень долго, даже дольше, чем сам этнос-носитель. Поскольку язык пришел на эту территорию не сам по себе, а как составляющее культуры, воспринятой казахами в отличие от тех же прибалтов. Именно с этой позиции и необходимо начинать возрождение казахского языка, который может быть принят только через влияние культуры. Сами казахи выучили в свое время русский, без каких-либо специальных курсов и обучающих программ по телевидению. Причем для этого необходима культура не в высоком понимании этого слова, а именно масс-культура, которая в Казахстане существует в примитивной форме. Английский язык завоевал мир не благодаря Шекспиру или Байрону, а с помощью голливудских фильмов и американской поп-музыки. Ведь еще совсем недавно по историческим меркам, до первой мировой войны, международным языком считался французский. И когда Версальский мирный договор был составлен еще и на английском языке, это вызвало бурю негодования в Париже.

Российское коммерческое кино и эстраду частенько упрекают в подражании Западу, но у нас это принимается на ура. На каком же языке будет говорить человек, если не на том, на котором он получает всю необходимую информацию? Совершенно очевидно, что нам необходимы казахоязычные боевики и мелодрамы, сериалы и реалити-шоу. Тот же злосчастный “Кочевник” провалив взваленную на него миссию государственного пиара, показал, что зрителю нужно кино на родном языке выполненное на относительно современном уровне. Лишь отвоевав казахоязычного потребителя у российских масс-медиа, можно будет говорить о дальнейших планах развития языка. Конечно, для этого необходимо будет государственное финансирование. В одном из интервью режиссер Серик Апрымов говорил о том, что в 15-миллионной стране делать коммерчески успешное кино невозможно. В отличие от той же России или Украины, эти проекты вряд ли будут самоокупаемыми, по крайней мере на начальной стадии. Но тех денег, что ежегодно выделяется на пособия, методики, курсы и т. п. должно хватить с головой, причем их КПД усилится многократно.

К сожалению, понимания этих вещей нашей власти не хватает. Между тем сейчас очень важно не перегнуть палку в отношении славянского населения, значительная часть которого испытывает “чемоданное” настроение в связи с той же путинской программой переселения соотечественников. Если и нынешняя малочисленность создает трудности для экономического роста, то отток даже пары сотен тысяч человек наверняка вызовет серьезные дополнительные проблемы. Именно об этом стоило бы задуматься руководству нашей страны, привыкшему в последнее время к исключительно жестким решениям.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ