Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №161(15.01.2007)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Миграция. Демография. Гражданство.



Трудовые мигранты будут жить по правилам

Виктор Михайлов

С 15 декабря 2007 года вступают в силу закон о миграционном учете и обновленный закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

Законом упразднена разрешительная мера - регистрация иностранцев. Вместо этого вводится миграционный учет, который носит уведомительный характер. Более того, для того чтобы уведомить власти в лице Федеральной миграционной службы о своем прибытии достаточно прийти на почту, заполнить специальный бланк, приложить к нему чек оплаты госпошлины и отправить письмом в адрес миграционной службы.

Максимально упрощается общение с властями российских работодателей, желающих нанять иностранцев, прибывающих в Россию в безвизовом режиме (то есть из стран СНГ, за исключением Грузии и Туркменистана).

Согласно подписанному президентом закону, разрешение на работу будет выдаваться с учетом квот, если они установлены правительством. Квоты могут устанавливаться в зависимости от профессии, специализации, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения. С учетом региональных особенностей рынка труда и приоритета для российских граждан ежегодно устанавливается допустимая доля иностранных работников в различных отраслях экономики. Правительство вправе разрешить осуществление трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого иностранцу выдано разрешение на временное пребывание или временное проживание. Кроме того, срок временного пребывания может быть увеличен с 90 суток до 180 либо сокращен в зависимости от ситуации на региональном рынке труда.

Однако изменения, внесенные в закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ", не отличались последовательностью. Вступающий в силу с 15 января закон предусматривает для всех иностранцев, въезжающих в Россию в безвизовом порядке, получение разрешения на временное проживание без учета квот, устанавливаемых правительством. Однако одобренный 27 декабря Советом Федерации закон предполагает сохранить эту норму лишь в отношении участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей.

Механизм исполнения нового законодательства определило правительство. Основываясь на внесённых изменениях в закон о миграционном учете и обновленный закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации Правительства Российской Федерации приняло Постановление от 22 декабря 2006 г. N 783 «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации», которое было опубликовано 31 декабря 2006 г. в «Российской газете».

Постановлением утверждены «Правила определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации».

Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации поручено разработать и утвердить форму заявки работодателей, заказчиков работ (услуг), в том числе иностранных граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками и порядок ее заполнения, так же

форму представления субъектами Российской Федерации предложений о потребности в привлечении иностранных работников и по объемам квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, а также требования к обоснованию этих предложений.

Оценку эффективности использования иностранной рабочей силы правительство поручает двум ведомствам - Минздравсоцразвития и Минэкономразвития. Им же поручено разработать методику такой оценки.

Правила регулируют порядок определения федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, под которыми понимаются квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, разрешений на работу.

Определение потребности в привлечении иностранных работников и формирование квот осуществляются в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации.

Сколько иностранных рабочих рук какому региону требуется, должны назвать сами регионы. Правительство, со своей стороны, утверждает общие правила определения потребности в иностранцах и формирования квот на федеральном и региональном уровнях. Основа для этой работы - заявки работодателей.

За нарушение правил привлечения к трудовой деятельности иностранного гражданина и лица без гражданства вводятся следующие штрафы: для граждан 50 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), для должностных лиц 500 МРОТ, для юридических лиц 10 тыс. МРОТ.

Более конкретно познакомиться с «Правилами определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации» можно в «Российской газете» (Федеральный выпуск) №4263 от 31.12.2006 года.




Белгородская область – один из самых привлекательных для иммигрантов регионов России

29.12.2006, http://www.ferghana.ru

Максим Красиков

Эмиграция в Россию для большинства русскоязычных жителей Средней Азии - это вопрос, который хотя и не всегда стоит на первом плане, но никогда не теряет своей актуальности. Думается, глава каждой русской семьи, живущей в Узбекистане, Киргизии, Казахстане или другой стране центральноазиатского региона, время от времени задается вопросом: как лучше поступить – остаться или уехать? И то, и другое - тяжело. Переезд в Россию - дело очень сложное, во многих случаях оборачивающееся большими проблемами, а то и просто катастрофой для решившихся на это семей.

Фото "ИА Фергана.Ру"

В течение полутора десятилетий, прошедших со времени распада Советского Союза, миллионы людей покинули обжитые двумя-тремя поколениями русских горы, степи и долины Средней Азии и отправились на так называемую этническую родину. Пожалуй, ранние иммигранты, то есть те, кто успел уехать в девяностые годы, имели некоторые преимущества перед теми, кто прибыл в Россию позже. Главным образом в том, что они не встречали трудностей при получении российского гражданства. Да и в ту пору в России жилье не было еще столь дорогим, как сегодня, когда во всех более или менее крупных городах оно стало практически недоступным. Поэтому людям нередко удавалось удачно и без особых потерь пережить переезд и твердо встать на ноги на российской земле.

Поселок Безлюдовка

В первой половине девяностых годов некоторое количество русских семей переехало из Киргизии в Белгородскую область и образовали там свой поселок Безлюдовка. Многие попали в эту область случайно. Покинув Киргизию, они семьями ездили по России в поисках наиболее благоприятных для жизни мест. Поселок, построенный ими, оказался весьма удачным, успешным и даже процветающим, что отметил, кстати, посетивший его однажды российский политик Евгений Примаков.

Практически все жители Безлюдовки - выходцы из Киргизии, играют заметную роль в социально-экономической жизни района, в котором они проживают. Например, обеспечивают пассажирские перевозки на линии Белгород-Шебекино, занимаются сельским хозяйством и так далее. При этом уровень жизни в поселке выше, чем в средних белгородских деревнях. За десять лет, прожитых на земле Белгородчины, русские выходцы из Киргизии успели обзавестись крепким хозяйством, выстроить себе капитальные дома, родить детей. В данном случае, безусловно, положительную роль сыграло то обстоятельство, что, попав в другую страну, люди все же жили бок о бок со своими земляками, а это во много раз облегчает ассимиляцию в новых условиях.

Трудности на новом месте

Но так повезло не всем. Из городов и сел Средней Азии, где за несколько десятилетий русского присутствия успел сложиться новый менталитет, отличный от традиционно русского, многие переселенцы выезжали в российскую глубинку, нравы которой далеко не идеальны, и которая довольно враждебно настроена по отношению к чужакам. Человек, выросший и проведший полжизни, скажем, в Ташкенте или Алма-Ате, попав в село средней полосы России (а это случай совсем не редкий), оказывался в совершенно непривычных и зачастую недружелюбных ему условиях. К тому же все осложнялось глубоким экономическим кризисом и тем хаосом, который царил тогда в России. В деревнях отторжение вновь прибывших иногда доходило до крайних форм. Нередко, пожив таким образом в какой-нибудь российской Алексеевке или Хомутове, переселенцы вновь продавали дома, собирали вещи и отправлялись искать счастья в крупные города, а в некоторых случаях и назад, в Среднюю Азию.

Успешный старт

Труднее всего пришлось мигрантам 2002-2004 годов, которые попали под пресс новых законов о гражданстве, ставивших их в тяжелейшие условия. Кроме того, в этот период цены на жилье в российских городах уже достигли такого уровня, что оно стало практически недоступно среднему переселенцу. Тем не менее, поток желающих вернуться на историческую родину не становился меньше. К русскоязычным выходцам из региона добавилось немалое число коренных жителей среднеазиатских республик, желающих поработать в России, а то и остаться там навсегда.

Несмотря на все административные препоны, многие и в это непростое для мигрантов время смогли «зацепиться» в России и начать успешно развивать небольшой бизнес на новом месте. Вот, например, один коренной киргиз, приехав несколько лет назад в Белгород, открыл небольшую закусочную «Золотая Юрта» на одном из городских рынков. Все это время она успешно работает, принося владельцу хороший доход. И таких примеров не так мало. Много подобных успешных предпринимателей из Средней Азии живет в Москве. Но немало было и неудачливых мигрантов, впрочем, как и сейчас.

Проблемы русскоязычных переселенцев

Каковы главные проблемы эмигрантов? Часто случается так, что, продав дома все, что можно, они приезжают в Россию без достаточных средств для покупки собственного жилья в городе. Но ехать в сельскую местность они тоже не хотят, и вынуждены снимать жилье, тратя на это очень большую долю своего заработка. В результате такие переселенцы оказываются в положении, когда никакой реальной перспективы улучшения жилищных и бытовых условий нет, они попадают в замкнутый круг, выбраться из которого крайне трудно.

Учитывая опыт целого поколения мигрантов, те, кто сегодня готовится покинуть родные места в поисках лучшей доли, могут избежать многих ошибок, сделанных их предшественниками. Ведь могут надеяться на поддержку земляков, которые есть теперь почти в каждом крупном российском городе. Что же сейчас ждет мигрантов из Средней Азии в России?

На этот вопрос, конечно, нельзя ответить однозначно, каждый случай особенный. По моему мнению, можно вполне уверенно утверждать, что сейчас миграционная обстановка в России довольно тяжелая и, пожалуй, хуже, чем десять-пятнадцать лет назад. Хуже в том смысле, что сейчас приезжему труднее пробиться и устроиться на новом месте, чем десятилетие назад, крайне сложно купить жилье. В то же время - сегодняшняя ситуация лучше, чем пару лет назад, так как теперь упрощена процедура получения гражданства, есть программы помощи иммигрантам, хотя бы на бумаге и в разработках.

Помня обо всех тяготах и радостях миграции, плюсах и минусах того, что ожидает приезжих в России, нельзя, однако, исключать того, что большинство русскоязычных граждан Киргизии, Узбекистана и других республик все-таки будет вынуждено уехать - в силу различных национальных и социально-экономических причин,. Поэтому вопрос для большинства из них состоит даже не в том, ехать или нет, а в том, как сделать это легче и с наименьшими затратами. Остается пожелать им удачи и напомнить, что, с одной стороны, многим приходилось еще хуже, и что нужно быть готовым к трудностям, а с другой стороны – есть немало примеров отличной адаптации бывших бишкекчан, самаркандцев, карагандинцев и других на своей исторической родине, то есть - в России.

При выборе конкретного места проживания в России большого внимания заслуживает Белгородская область, которая за многие годы приютила тысячи мигрантов из разных стран СНГ. Например, за 2005-й год население области выросло за счет мигрантов на десять тысяч человек. Это, по большей части, трудоспособные люди среднего возраста, молодежь, хотя приезжают и пенсионеры (около 17 процентов мигрантов). Представителей коренных народов Средней Азии, конечно, приезжает немного, где-то по одному проценту от каждой национальности. В основном, эмигрируют именно этнические русские (более 80 процентов от общего числа приезжих), чьи родители когда-то уехали из РСФСР строить социализм в среднеазиатских республиках. Чаще всего это выходцы из Казахстана и Узбекистана.

Белгородская область достаточно популярна среди мигрантов. Это объясняется тем, что она довольно стабильна в экономическом плане, в ней проводится широкая социальная программа, сам Белгород признан одним из самых благоустроенных городов России. Кроме того, в области более-менее мягкий климат, здесь растут те же урюк, яблоки, слива, черешня, что и в Узбекистане, Киргизии, и этот фактор не может не привлекать людей, привыкших к солнцу и теплу. Таким образом, Белгородчина является одним из наиболее привлекательных для иммиграции регионов России.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ