Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №161(15.01.2007)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КАЗАХСТАН



«Троянский конь» в казахстанских степях

12.01.2006. Военно-промышленный курьер

Юрий Прохоров

Ташкент помахал Вашингтону ручкой - США сделали ставку на Астану

Исполнилось 15 лет независимости Казахстана и установления официальных дипломатических отношений с США, которые одними из первых приветствовали  государственную самостоятельность РК. За прошедшее время, по словам  президента Нурсултана Назарбаева, Астана и Вашингтон добились высокого  уровня отношений по вопросам обеспечения международной стабильности, энергетической безопасности, нераспространения ОМУ, борьбы с международным терроризмом и экстремизмом. Нурсултан Назарбаев назвал весьма важным, что Соединенные Штаты поддержали стремление Казахстана войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. «И с оптимизмом смотрим на будущее двусторонних отношений», - подчеркнул он. Чего больше в таком сотрудничестве для Казахстана: плюсов или минусов?

Сентябрьский визит президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в США получил неоднозначную и даже разнополюсную оценку со стороны ведущих политологов как на постсоветском пространстве, так и непосредственно в Америке.

Некоторые посчитали эту поездку обыкновенным визитом вежливости и стремлением Астаны еще раз заручиться поддержкой Вашингтона в своих претензиях на лидерство в Центрально-Азиатском регионе. Другие же гипертрофированно заявили, что Казахстан «наконец прозрел» и окончательно выбрал курс на партнерство с заокеанским мировым лидером, а не ближайшим соседом - Россией.

Что, к примеру, стоят заявления некоторых политиков и аналитиков, заговоривших о том, что «Москве и Астане не по пути», что «они идут разными дорогами» и что русским пора бы уже «перестать выкручивать руки своим  партнерам». Возможно, что право на жизнь имеют и та, и другая точки зрения. Но, как представляется, ситуация в Центральной Азии не настолько проста, чтобы окончательно ставить точку в этом романе

Заокеанский вектор

Несомненно, в США начали осознавать необходимость срочных мер по восстановлению и усилению собственного присутствия в регионе. Катастрофическая потеря Узбекистана ослабила позиции Вашингтона в Центральной Азии. Белому дому необходима замена Ташкента, помахавшего ему ручкой. А наиболее желанный для всех партнер в регионе - Казахстан - продолжает вести тонкую игру, основывающуюся на внешнеполитическом лавировании. К тому же у Америки не все ладится, как бы хотелось, и в Прикаспийском регионе, составной и неотъемлемой частью которого является все тот же Казахстан.

Скажем откровенно, не все страны каспийского бассейна желают присутствия Соединенных Штатов при дележе углеводородного пирога. К тому же потеря влияния в Центральной Азии может грозить для администрации Джорджа Буша и утратой позиций на Каспии, а этого допустить на берегах Потомака ну никак не могут: нефть, газ - «кровь» американской экономики. Поэтому ставка сегодня делается на Казахстан. Задел для этого у США был, и в ходе визита Нурсултана Назарбаева в Вашингтон его постарались упрочить.

Общая стоимость контрактов и соглашений, заключенных тогда между США и Казахстаном, исчисляется миллиардами долларов. В частности, соглашение о сотрудничестве между министерствами транспорта двух государств, контракт на сумму 650 млн. долларов между корпорацией General Electric и казахской железнодорожной компанией «Казахстан темир жолы» и т.д. Обсуждался с американскими партнерами и вопрос использования Казахстана как регионального финансового центра. В настоящее время ведутся переговоры по привлечению бывшего президента Всемирного банка Джеймса Вулфенсона в качестве руководителя данного проекта и советника Нурсултана Назарбаева.

Кроме того, казахстанский лидер обсудил с министром энергетики США Сэмуэлем Бодманом проект строительства транскаспийского газопровода, который активно лоббируется в последнее время правительством Соединенных Штатов, однако этот вопрос все еще остается нерешенным. Хотя для Америки, остающейся пока, по большому счету, не у дел на Каспии, это реальный шанс вернуться в большую центрально-азиатскую игру и удвоить свои шансы на получение широкого доступа к углеводородам Каспия.

Российский приоритет

Россию, понятно, настораживает тот факт, что Астана ведет многовекторную политику, одинаково успешно сотрудничая как с Москвой, так с Китаем и США, хотя и без особого сближения с последними, опираясь больше на экономические отношения, нежели на политические. Между тем в ушедшем году товарооборот между Казахстаном и Россией составил порядка 11 млрд. долларов вместо запланированных 9 млрд. Причем 70% его обеспечивают приграничные регионы. В прошлом году между Москвой и Астаной подписано соглашение о сотрудничестве в создании совместного предприятия на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода. Комментируя это соглашение, Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что впервые Казахстан вкладывает большие деньги в экономику России. Проект по созданию данного СП он назвал мощным пунктом двустороннего сотрудничества между РФ и РК.

Стратегическая основа движения стран навстречу друг другу - энергетика. Соглашение по совместной эксплуатации Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения может говорить о важности двусторонних российско-казахстанских отношений в этой области. Стоит отметить, что данное месторождение газа - одно из крупнейших в мире. Его запасы оцениваются в 1,2 млрд. тонн жидких углеводородов и 1,3 триллиона кубометров газа. Реализация этого проекта позволит создать совместный газоперерабатывающий комплекс, с пуском которого в российскую газотранспортную систему попадет примерно 15 млрд. кубометров газа.

Надо отметить, что рост торгового оборота между РФ и РК отчасти объясняется быстрым подъемом казахстанской экономики. Сегодня эта страна с 15-миллионным населением стала лидером экономического развития в Центральной Азии, и ее экономика является одной из наиболее успешных на пространстве СНГ. В 2005 г. ВВП Казахстана вырос на 9,4%, а в первом полугодии прошлого года - еще на 9,3% по сравнению с аналогичным периодом 2005-го.

Кроме того, именно Россия и Казахстан являются самыми активными участниками СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, а если говорить о Едином экономическом пространстве, то это, собственно, детище Москвы и Астаны. Поэтому, в контексте дальнейшего углубления наших взаимоотношений, эти связи имеют большое значение и играют все большую и большую роль.

Влияние Москвы покоя не дает

По всей вероятности, именно еще более тесное сотрудничество Москвы и Астаны не дает покоя заокеанским партнерам. В Казахстане в этом году побывали госсекретарь США Кондолиза Райс, министр энергетики Сэмуэль Бодман, министр сельского хозяйства Майк Йоханс, вице-президент Ричард Чейни. А заместитель государственного секретаря, отвечающий за Южную и Центральную Азию, Ричард Баучер после визита Нурсултана Назарбаева в Вашингтон со всей определенностью обрисовал цели, которые Белый дом станет преследовать во имя «вызволения» Астаны из-под влияния Москвы. По его словам, успех Соединенных Штатов в Южной и Центральной Азии имеет решающее значение для американских национальных интересов. Для этого, полагает Ричард Баучер, США следует укреплять уже существующие связи и содействовать установлению новых в энергетике, инфраструктуре, транспорте. Добыча нефти и газа в бассейне Каспийского моря, в частности в Казахстане и Туркмении, могла бы внести значительный вклад в укрепление глобальной энергетической безопасности, уверен вашингтонский куратор Центральной Азии.

Пока во всех сферах сотрудничества Вашингтона и Астаны наблюдалась серьезная активность.

Интенсивная работа идет и в военной области - в рамках подписанного в 2003 г. плана пятилетнего сотрудничества между вооруженными силами РК и США ведется оснащение казахстанской армии современным вооружением. На его основе функционируют программы «Иностранное военное финансирование» (FMF), «Международное военное обучение и подготовка» (IMET), другие формы двустороннего сотрудничества. В нынешнем году США планируют предоставить РК военное оборудование и провести подготовку военных кадров на сумму 4,22 млн. долларов. В совместных военных планах РК и США особое внимание уделяется безопасности западной части страны - Уральской и Атырауской областям, где расположена большая часть нефтегазовых месторождений, активное участие в разработке которых принимают американские компании.

Формирование военной структуры Казахстана ведется по западным стандартам. Созданы по американскому образцу Комитет начальников штабов, виды ВС РК и региональные командования «Запад», «Восток», «Юг», «Астана», а также Аэромобильные войска, являющиеся резервом Верховного главнокомандующего. Главный сержант Вооруженных Сил РК уже побывал в США, где изучал методику работы сержантского состава. С сентября 2004 г. американцы ведут курсовую подготовку сержантского состава Казахстана. В сентябре прошлого года впервые проведены курсы в звене инструктор-сержант, сержант войск регионального командования, рода и вида войск.

Конгресс Соединенных Штатов одобрил поставку в Казахстан партии вертолетов «Хьюи-2» и военно-транспортных самолетов С-130. Завершена передача большой партии автомобилей «Хаммер». Одновременно создаются центры по техническому обеспечению и ремонту американской техники, ведется подготовка технических специалистов и летного состава. Американцы знают, что имеющаяся на вооружении Казахстана военная техника безнадежно устарела и навязывают свою, чтобы теснее привязать казахстанскую армию к американским поставкам.

Практичные американцы сотрудничают выборочно и на нужных им участках. Например, при строительстве объектов регионального командования «Запад» (то есть на границе с Россией), создании Военного института иностранных языков, оснащении специальных подразделений Аэромобильных войск. Более 220 казахстанских военнослужащих прошли обучение в элитных военных учебных заведениях США, в том числе в Национальном университете обороны, командно-штабном колледже, академии Вест-Пойнт.

Но военный интерес США в Казахстане не ограничивается лишь защитой нефтяной инфраструктуры. Очевидно, что с возникновением проблем в Узбекистане и Киргизии американцы решили укрепить свои позиции в регионе именно через Казахстан.

Закономерный интерес

Численность Вооруженных Сил РК - около 65 тыс. чел. Казахстан перешел от системы военных округов к гораздо более современной системе региональных командований. Сухопутные войска включают две (78-ю танковую и 68-ю мотострелковую) дивизии, 5 бригад различного назначения, в т.ч. 35-ю воздушно-десантную. На вооружении состоит до 1 тыс. танков (Т-80, Т-72 и Т-62), до 2,5 тыс. БМП и БТР, до 200 САУ, до 500 буксируемых артиллерийских орудий, не менее 150 РСЗО «Ураган» и «Град».

В составе ВВС и ПВО: 30 бомбардировщиков и 12 разведчиков Су-24, не менее 15 истребителей Су-27 и более 40 МиГ-29, более 40 перехватчиков МиГ-31 (Казахстан является единственной в мире страной, кроме России, эксплуатирующей этот очень мощный и очень сложный самолет) и до 30 МиГ-25. А также до 120 истребителей-бомбардировщиков МиГ-23 и МиГ-27, не менее 15 штурмовиков Су-25, до 40 транспортных самолетов, 130 вертолетов, в том числе не менее 40 ударных Ми-24 и более 20 тяжелых транспортных Ми-26, несколько десятков ЗРК и ЗРС различных типов, в т.ч. модельного ряда С-300.

Военный флот насчитывает 9 сторожевых катеров. Один - турецкой постройки с 40-мм и 20-мм пушками, 4 катера проекта 369 с 20-мм пушками построены в начале 50-х в ФРГ. 2 совсем маленьких (хотя и новейших) катера проекта 1408 «Сайгак», вооруженных только 7,62-мм пулеметами, поставлены Россией. Еще 6 чисто пулеметных катеров типа «Донтлесс» были поставлены из США, однако 5 из них затонули в шторм. Катер «Беркут» проекта 1400 (вооружен 12,7-мм пулеметом) построен в самом Казахстане, на верфи в Уральске.

Будучи по многим параметрам самой успешной страной СНГ, Казахстан имеет возможность создать вооруженные силы, занимающие по боевому потенциалу второе-третье место среди постсоветских республик. Тем более что геополитическая ситуация в Центральной Азии такова, что сильная армия Казахстану совершенно не помешает.

Выбор за Астаной

Американцам жизненно необходим именно такой стратегический партнер, как Казахстан, имеющий возможность доминирования в регионе. Но и в Казахстане, вероятно, прекрасно понимают, чего от него хотят в Вашингтоне. И, по всей  видимости, Астану не устраивает роль (аналогичная Тбилиси или Киеву), уготованная ей за океаном. Уже после визита в США президент Нурсултан  Назарбаев неожиданно для кое-кого заявил, что его стране больше не нужны советы Запада. «Хватит уже! - возмущался президент. - Казахстан уже не то  государство, которым можно помыкать и говорить, что ему надо делать. Мы  знаем, что нам надо делать! И не надо нам, задрав штаны, бежать за чужими  рекомендациями».

Понятно, что и дальше руководство РК продолжит политику лавирования  между Вашингтоном и Москвой, но с большим уклоном в сторону России, так как  прекрасно понимает прямую выгоду для себя всех совместных с РФ проектов,  экономических и политических союзов, оборонного потенциала ОДКБ. Да и  укрепление позиций Казахстана в Центральной Азии в качестве регионального  лидера без поддержки России невозможно.




Казахстан в поисках премьера

09.01.2007. ЦентрАзия Ру

Данияр Ашимбаев (Алма-Ата)

Новый политический год в Казахстане начался с громкой, однако вполне ожидаемой отставки правительства Даниала Ахметова, поставившего рекорд по длительности своей работы. Нынешнее правительство проработало фактически более трех с половиной лет, перекрыв на семь месяц прежнего рекордсмена – кабинет Сергея Терещенко.

При этом сказать, что правительство прожило эти три с половиной года без потерь и потрясений – значит, ничего не сказать. Кроме самого Ахметова на своих постах все это время оставались только главы МИД Токаев, Минобороны – Алтынбаев, Минтруда – Карагусова. Помимо них, Владимир Школьник и Ахметжан Есимов, успевшие сменить по несколько кресел.

В Кабмине сменилось 5 вице-премьеров, по 3 – министра внутренних дел, охраны окружающей среды, министра экономики и бюджетного планирования, здравоохранения, индустрии и торговли, транспорта и коммуникаций, финансов, по 2 – министра образования и науки, энергетики и минеральных ресурсов, юстиции, по чрезвычайным ситуациям, сельского хозяйства. МКИОС за эти годы пережил 2 крупных реорганизации и где-то 6-7 министров.

Год назад, после президентских выборов правительство уже уходило в отставку – правда, всего лишь на пару дней. Повода менять Даниала Ахметова тогда не было, да и его услуги в обеспечении экономического развития и стабильности были неоспоримы.

Почему же правительство ушло сейчас?

Этому есть несколько объяснений. Прежде всего, психологическая усталость (Кабмин проработал дольше своих преемников). Структура правительства, выстроенная в январе минувшего года, лишила премьера возможности маневра и контроля над рядом важных сфер. Серьезное ослабление макроэкономического блока: с весны 2004 года в правительстве нет вице-премьера, ответственного непосредственно за борьбу с инфляцией, антимонопольное регулирование и т.д. Руководство Минфина и Минэкономики на сегодняшний день с этими задачами справляется слабо; отсутствует полноценное взаимодействие и взаимопонимание между "проахметовской" частью правительства с Нацбанком и АФН. Скандалы в банковской сфере последних лет, негативное влияние от избытка нефтедолларов, а также канувшая в лету борьба с "мегахолдингами", в результате которой возникли еще более крупные госкорпорации – все это оказалось тем грузом, который перевесил не менее очевидные правительственные достижения.

Ахметов, конечно, стал одним из лучших премьеров за время президентства Нурсултана Назарбаева, чему, конечно, способствовал и его опыт: он прошел "школу" промышленного предприятия, управления городом, управления промышленным регионом, сельским регионов, был вице-премьером и первым вице-премьером. Сумел избежать двух опасных рисков – излишней переоценки своих возможностей и перспектив (на чем поломалось немало будущих оппозиционеров), а также угрозы стать "чьим-то". И хотя Ахметова раньше считали и "человеком Машкевича", и ставленником Блаватника, он сумел всем показать, что он, прежде всего, соратник Главы государства, преданный ему и при этом "беспартийный".

Кто сможет заменить его на посту премьера? – именно этот вопрос занимает сегодня головы большинства "некоренных жителей" Астаны.

Однако, прежде чем ответить на этот вопрос, надо сформулировать те задачи и "вводные", под которые должен формироваться нынешний кабинет. Наиболее очевидными и вытекающими из вышеназванных проблем являются следующие: правительство должно заняться жесткой антиинфляционной политикой, борьбой монополистами, усилить дисциплину в госаппарате, наладить нормальную бюджетную политику, решить проблему хронического недоосвоения социальных программ, при этом являясь противовесом все тем же "мегахолдингам" и сохраняя региональный баланс.

Под решение этих задач и следует искать кандидатов. К сильным администраторам, обладающих государственным мышлением и понимаем экономической проблематики, можно отнести Адильбека Джаксыбекова, Александра Павлова, Имангали Тасмагамбетова, Ахметжана Есимова, Сауата Мынбаева, Умирзака Шукеева и Аслана Мусина. У каждого из них есть и сильные, и слабые стороны, хорошо известные и президенту, и всем, кто с ними работал или наблюдал со стороны. Наиболее удачной кандидатурой представляется Джаксыбеков, однако его недостатком является отсутствие опыта работы за пределами столицы. Павлов успел поработать практически во всех правительствах независимого Казахстана, став опытнейшим специалистом-"многостаночником", однако вряд ли он сам захочет вновь вступать на обременительную госслужбу. Тасмагамбетов за годы работы в Алматы наглядно продемонстрировал, что он здесь всерьез и надолго, тем более, что его опыт работы премьером был слишком коротким и не слишком приятным. Есимов опять же вполне вольготно чувствует себя в Минсельхозе, ушел в тень и, опять же, явно не демонстрирует желания занять более крупный руководящий пост в исполнительной власти. Сауат Мынбаев, считавшийся когда-то ставленником "Казкоммерцбанка", в последние годы вырос в сильного менеджера, хорошего политика и – главное – опытного госфинансиста. В его багаже опыт работы в Минфине, Минсельхозе, Банке развития, Мининдустрии и создаваемой "Самруке". Шукеев, оказавшийся как хорошим теоретиком, так и практиком, на сегодня "брошен" в оказавшийся в сложном положении Южный Казахстан, вряд ли в течение достаточно длительного времени будет задействован на другой работе. Аслан Мусин, перед тем как наконец-таки попасть в столицу проработал 11 лет акимом в двух сложных областях, показал себя грамотным управленцем, но, правда, не слишком удачным политиком (актюбинская экспансия в Атырау, заигрывание с некоторыми политпартиями), чему виной, возможно, как раз таки и отсутствие опыта работы в центре.

Безусловно, в качестве кандидата в премьеры следует рассматривать и нынешнего вице-премьера Карима Масимова, который показал себя как грамотный банковский менеджер, переговорщик и экономический идеолог. Однако у него нет опыта работы на уровне управления регионом и "производственной практики", что несколько снижает его шансы занять место главы кабинета министров.

Впрочем, нельзя исключать, что в список могут попасть и те, кого традиционно "не принято" рассматривать не пост премьер-министра. Это руководитель "Нур Отана" академик Бакытжан Жумагулов, министры Серик Ахметов и Нурлан Искаков, акимы Таир Мансуров, Серик Умбетов и Нурлан Нигматулин, тем более, что опыта им не занимать.

Рассматривая состав будущего правительства, думается, было бы логичными предположить, что в его составе останутся Владимир Школьник, Ахметжан Есимов, Алтай Тлеубердин, Гульжана Карагусова, Темирхан Досмухамбетов, Серик Ахметов, Нурлан Искаков, Анатолий Дерновой, Шалбай Кулмаханов, Касымжомарт Токаев. В некоторых других ведомствах произойдут замены (причем, некоторые могли бы произойти в любом случае, даже если правительство не уходило бы в отставку). Ожидаются изменения, прежде всего, в экономическом и силовом блоках.

Что касается экономического блока, то – как уже говорилось – в правительстве нужен сильный экономист, который мог бы взять на себя всю тяжесть макроэкономической политики. Учитывая, что Сембаев, Павлов, Джандосов, Марченко, Мынбаев находятся на "отдыхе" вне государственной службы, можно предположить, что кого-либо из них все-таки призовут на прежнее место работы, ибо их преемники не смогли справиться со своими обязанностями. Кроме них, в "резерве" по-прежнему числятся Жаксыбек Кулекеев и Жаннат Ертлесова, ныне работающие в "КазМунайГазе".

Проблемой, не решаемой уже многие годы, является выстраивание режима чрезмерной личной власти некоторых министров в своих ведомствах, откуда происходит выдавливание неугодных чиновников и процветает полная бесконтрольность.

Некоторые ведомства вообще не поддаются реформированию – уровень коррупции среди их сотрудников давно перешел на генный уровень, поэтому частая смена их руководителей важна сама по себе, дабы хоть немного устраивать "зачистки", пока новое руководство не встроится в товарно-денежные схемы своих подчиненных.

Для решений некоторых проблем, стоящих перед исполнительной властью, важны даже не кадровые, а структурные изменения. Например, можно было создать сильные министерства регионального развития, государственного контроля и антимонопольной политики. Следовало бы увеличить число вице-премьеров – для обеспечения большей устойчивости и функциональности работы кабмина.

Конечно, было бы очень хорошо, если бы новый состав был четко сориентирован на усиление и защиту позиций государства в экономике (особенно в нефтяной и горно-металлургической сферах), но если в результате удастся сформировать цельную, опытную и целеустремленную команду, то это само по себе стало бы серьезным успехом.




Ваши отставки, господа!

10.01.2007. Gazeta.kz

Амангельды Киртаев

Кто же возглавит правительство Казахстана

Уже сегодня разрешится главная интрига - кто же возглавит правительство и займет кабинет Даниала Ахметова, подавшего в отставку в понедельник.

Наиболее вероятным претендентом на столь высокий государственный пост становится действительно, Карим Масимов, еще некоторое время назад считавшийся "темной лошадкой".

Год назад, когда вопрос решался в поствыборный президентский период, было ясно, что Ахметову альтернативы нет, но это - дело времени (Gazeta.kz писала о том, что "коней на переправе" поменяют уже в июне или октябре - пике политической активности, и по сути своей оказалась права).

На тот момент преемниками с одинаковыми шансами считались Келимбетов, Какимжанов, Мынбаев, Кушербаев, Марченко. Однако наверху, вероятно, уже произвели свой расчет, и ставка была сделана на Карима Масимова, который тогда поменял должность помощника Президента РК на вице-премьера.

Впрочем, послужной список нового премьера и его потенциальных возможностей станет предметом тщательного изучения уже после его назначения. Нам же хочется подвести некоторые итоги ахметовского периода новейшей истории Казахстана.

Сегодня Даниал Ахметов, конечно, услышит в свой адрес только самые лестные отзывы. К счастью, мы наконец научились по-любовному расставаться с людьми, служившими на благо Отечеству. Но история все расставит по своим местам - это ее привилегия.

Правительство Даниала Ахметова было по-своему уникальным. Плоды этого правления были как с приличествующим мягким и приятным вкусом, так и с некоторой горчинкой, которая свойственна плодам невызревшим. Эдакий баланс, скажут оптимисты. Эдакий дисбаланс, скажут пессимисты. Мы же займем серединную позицию и попытаемся проанализировать некоторые знаки "плюс" и "минус".

Многие эксперты оценивают Даниала Ахметова как премьера-долгожителя. Это так. Значит, он мог успеть многое. Это так. Но не все было сделано с высочайшим знаком качества. Причин здесь - масса, но не они главные.

"Слабое звено" премьера Ахметова - чрезвычайная зарегулированность исполнительного органа власти. Регулярные заседания правительства де-факто превратились в своеобразную "раздачу".

Чаще всего, если судить по информационным лентам (другой, более объективной, информации попросту нет в силу закрытости кабмина - о готовности отвечать на любые журналистские вопросы нет речи - все строго в рамках регламента), щедро раздавались всевозможные поручения: создать рабочую группу, выполнить поручение в двухнедельный-месячный срок, доработать программу/концепцию, представить комплекс мер etc. Короче, премьер предложил, распорядился, потребовал…

Для исполнительного органа власти - нормально. Ненормально, когда никогда (извините за каламбур) не подводятся итоги. Проходит две недели, месяц, полгода, но больше ничего о том, что поручил премьер, не слышно.

Либо информационный заговор, либо исполнительский кретинизм. Одно, как говорится, из двух. И на что грешить - неясно.

Возможно, это все-таки какие-то издержки. Но еще два-и-год назад правительство Даниала Ахметова подвергалось жесточайшей критике, в том числе и со стороны президента. Исполнительская дисциплина оставляла желать лучшего.

Последний раз подобная атака состоялась из тыла, в конце ноября -2006 на слабую исполнительскую дисциплину государственных органов обрушился председатель канцелярии премьера Алтай Тлеубердин, который отметил "несвоевременное исполнение поручений, слабую подготовку нормативных актов, ответов на запросы парламентариев и иных документов".

В числе не самых успешных, скажем так, государственных программ оказались агропродовольственная (годы поддержки аула закончились, а воз - оказался, похоже, непосильный, хотя, чтобы сдвинуть его с места, было отряжено более 150 миллиардов тенге).

И стратегия индустриально-инновационного развития не выполняется поэтапно в полном объеме. И прорывная, казалось бы, идея с обеспечением жильем социально незащищенных граждан (в первую очередь, бюджетников) терпит явное фиаско.

Здесь, правда, правительству хватило мужества признать, что ошибки в реализации госпрограммы жилищного строительства имелись - прежде всего, не был проведен анализ платежеспособности граждан, да и государственный контроль за исполнением программы (имеется ввиду ценообразование) не был должным.

Но одним из самых неудачных опытов все-таки явилась неспособность правительства удержать инфляцию. Инфляционная спираль раскручивается, и это очевидно.

И в 2005-м, и в 2006-м годах рост потребительских цен не удалось удержать в прогнозных коридорах. Долгое время правительству удавалось сбрасывать этот провал со своих счетов, ссылаясь на неудачную денежно-кредитную политику Национального банка, но теперь-то для всех очевидно: именно немонетарные факторы играют в инфляционной составляющей заглавную роль. Взять тот же бензин.

Еще в июле прошлого года премьер поручил (опять-таки!) правительству разработать программу производства конкурентоспособной продукции ГСМ для экспорта с обязательным наполнением внутреннего рынка. Осенью цены на бензин выросли, побив все инфляционные рекорды пресловутых овощей и фруктов, а программа, видно, и ныне там, то есть - в зачаточном состоянии.

По определению, правительство должно быть компетентно во всех вопросах. Но оно не может. По крайней мере, Даниал Ахметов со своей командой это доказал. Чего стоит долгая перепалка с финансовым сектором по поводу процентных ставок. Причем, по мнению исполнительной ветви власти, кредитные организации должны были построиться и снизить стоимость выдаваемых ими кредитов по ее команде, как по мановению волшебной палочки. И рынок здесь ни при чем, считало правительство (в конце концов ему пришлось сдаться на милость тому же рынку).

Но будем справедливы, упомянув и о плюсах сложившего с себя полномочия кабинета Ахметова. Прежде всего, это мягкая национализация основных нефтегазовых активов. У госкомпании "КазМунайГаз" появились средства для выкупа долей в важных сырьевых проектах, и на законодательном уровне ей помогли это сделать, прописав преимущественное право.

Началась либерализация телекоммуникационной отрасли. На фондовый рынок выведены акции того же "Казахтелекома", пусть в небольшом количестве, но все-таки. Обещаны IPO и других национальных компаний. Утверждены кластерные программы для развития прорывных отраслей. И это далеко не весь перечень "благородных дел", которые могут иметь отдаленные благоприятные последствия для экономики страны.

Отставка кабинета Ахметова - не результат каких-то стратегических просчетов. Это логичный шаг для страны, которая хочет развиваться. Потенциал прежнего правительства использован, и требуется новый человек со своим видением, как должна развиваться экономика, со своим менеджерским опытом.

Но учитывать некоторые ошибки Даниала Ахметова его преемнику все же необходимо, если он хочет оказаться успешным на высоком посту.




Красные флажки для нового премьера

12.01.2007. Республика (Казахстан)

Мухамеджан Адилов

Версии, что преемником станет средний зять президента, если не ошибочны, то преждевременн

После долгожданной и, тем не менее, неожиданной отставки Даниала АХМЕТОВА и скоропостижного назначения премьер-министром страны Карима МАСИМОВА можно ждать появления самых разных публикаций, от серьезных политологических рассуждений до откровенных журналистских спекуляций на тему: Нурсултан НАЗАРБАЕВ наконец-то определился и выбрал своим преемником среднего зятя.

Логика авторов подобных материалов проста и основывается на предположениях, увязанных в некую цепочку: Карим Масимов, как известно, креатура Тимура КУЛИБАЕВА; недавно умер пожизненный президент Туркменистана, одногодок Нурсултана Абишевича и выходец из той же партийной «шинели» Сапармурат НИЯЗОВ, поэтому Назарбаев не может не задуматься о бренности человеческого бытия и, соответственно, о политическом наследнике; ну а раз назначил премьером человека среднего зятя, значит, тот и станет его наследником.

Обложил как медведя

Не исключено, что все вышеперечисленные предположения по отдельности верны. Например, что г-н Масимов более предан «нефтяному принцу», нежели главе государства, и что именно Тимур Аскарович в ходе совместного отдыха в одном из санаториев под Алматы действительно уговорил тестя взять своего протеже главой правительства. И что неожиданная смерть Ниязова не только опечалила казахстанского суперпрезидента, но и заставила его задуматься о будущем. Но это отнюдь не означает, что именно эти события повлекли за собой отставку Даниала Кенжетаевича и назначение вместо него Масимова.

Во-первых, серьезная информация, что седьмой премьер-министр РК попросился на выход по собственному желанию, появилась еще осенью – достаточно вспомнить недельный ажиотаж в парламенте и упорные разговоры в истеблишменте.

Во-вторых, скорее всего именно шумиха, поднятая тогда депутатами и журналистами после утечки информации из Администрации президента, оттянула отставку Ахметова – ведь давно подмечено, что Назарбаев не любит делать то, что может трактоваться как уступка общественному мнению. И, кстати, разговоры на тему скорого падения правительства утихли где-то в конце ноября – начале декабря прошлого года. Тогда последней на эту тему высказалась наша газета, предположив, что отставка премьер-министра произойдет, когда спадет ажиотаж.

И, действительно, судя по тому, что Даниал Ахметов подал заявление сразу после новогодних праздников, когда граждане, включая журналистов, еще не пришли в себя, а Назарбаев не затруднился с выбором преемника, решение о смене премьера было принято давно, но ждало подходящего момента. Другими словами, отставка Ахметова была предрешена еще осенью и мотивирована куда более важными причинами, в первую очередь провалом экономической политики государства (об этом чуть позже) и его неспособностью справиться с инфляцией.

Что же касается тезиса, что назначение Карима Масимова означает возвышение Тимура Кулибаева и его команды, то он еще более сомнителен. Если бы Нурсултан Абишевич выбрал среднего зятя в преемники, то он не стал бы обкладывать его протеже, как медведя, в берлоге. Давайте рассмотрим последние назначения с этой точки зрения.

Буквально в затылок новому главе правительства дышит вице-премьер Аслан МУСИН, которого президент, скоропалительно выдернув из региона, обкатал на посту министра экономики и бюджетного планирования. С двух сторон Масимова как бы сопровождают министры иностранных дел Марат ТАЖИН и обороны – Даниал АХМЕТОВ.

И, наконец, сверху нависают-надзирают Адильбек ДЖАКСЫБЕКОВ в Администрации президента и Канат САУДАБАЕВ в Совете безопасности. И всех их никак нельзя отнести к креатурам среднего зятя главы государства.

В результате Кариму Масимову и тем людям из команды Тимура Кулибаева, которых он сможет провести в правительство, вроде Галыма Оразбакова, прошедшего школу «КазМунайГаза» и назначенного министром индустрии и торговли, остается только двигаться вперед, выполняя стратегические предначертания главы государства.

План на «пятерку»

Если бы я был законченным циником, то мог бы предположить, что Назарбаев, как талантливый и опытнейший политик, не просто поддался давлению своего зятя – он использует его в своих целях. Тимур и его команда отдадут свою энергию и знания делу президента, но в конце концов окажутся обессиленными сопротивлением со стороны конкурирующих элитных групп и непосильным трудом по решению острейших социально-экономических проблем.

Надо сказать, что подобный способ мобилизации и активизации государственного аппарата Нурсултан Абишевич отработал на «пятерку» – сначала он поддерживает какую-нибудь команду государственных деятелей, давая возможность реализовать свою программу или концепцию, затем, по мере того как возрастает сопротивление других групп, постепенно отходит от них, отдавая на съедение конкурентам. Итог: успехи приписываются президенту, а неудачи и ошибки – «рабочим лошадкам».

Так в свое время поработали на президента группа молодых технократов из окружения бывшего вице-президента Ерика АСАНБАЕВА, команда, образовавшаяся вокруг бывшего премьер-министра Акежана КАЖЕГЕЛЬДИНА, «младотюрки» из правительства Нурлана БАЛГИМБАЕВА, «комсомольцы» Имангали ТАСМАГАМБЕТОВА и теперь, видимо, настала время Тимура Кулибаева и его команды. И это закономерно.

В результате трагической гибели Алтынбека Сарсенбаева в феврале 2006 года две прежде самые влиятельные группы из ближайшего окружения Назарбаева понесли невосполнимые политические потери и фактически перестали претендовать на власть. И дело не столько в очевидных бюрократических и неочевидных экономических убытках, сколько в том, что элита от них отшатнулась.

Как итог, «серый кардинал» Нуртай АБЫКАЕВ покинул второе по табели о рангах кресло спикера Сената парламента и, видимо, станет послом Республики Казахстан в Российской Федерации. Рахат Мухтарович же, так и не получив должности министра иностранных дел, рискует (если в конце года не обеспечит Казахстану право возглавить ОБСЕ) последовать за ним представлять нашу Родину за рубежом.

После этой своеобразной «Варфоломеевской ночи», жертвами которой пали лидер оппозиции и две ведущие элитные группировки, на первый план действительно выдвинулась группа Тимура Кулибаева, что и породило разговоры о том, что именно средний зять избран наследником. Назначение Карима Масимова премьер-министром подкрепило эту версию. Но не будем забывать, что в данном случае первый план сродни передовой, потому что от новой команды ждут реальных результатов в условиях, когда конкурирующие группы отнюдь не жаждут помогать, а вот подставить бюрократическую ножку или вонзить информационный кинжал в бок – готовы с радостью.

Более того, судя по последнему заявлению экс-министра иностранных дел Касымжомарта Токаева в стенах ОБСЕ, наверняка санкционированному на высшем уровне, в этом году Казахстану предстоит политическая реформа. Ее контуры нетрудно предсказать: увеличение численности Сената и Мажилиса, избрание половины нижней палаты по партийным спискам, формирование правительства победившей на выборах политической партией и повышение его ответственности перед парламентом.

В результате через некоторое время роль и значение премьер-министра в политической системе РК значительно ослабнет – ему придется волей-неволей поделиться частью полномочий с правящей партией и парламентом. И если предыдущие премьер-министры могли в любой момент прислониться к президенту или даже заслониться им и его указаниями, то теперь это может и не пройти.

Обратный кульбит

В этой связи мы хотели бы привлечь внимание к нормативному акту главы государства, который на фоне горячки, вызванной отставкой Ахметова и назначением Масимова, прошел мимо внимания общественности.

Подписан он 25 декабря 2006 года, получил номер 229 и называется «О признании утратившим силу Указа Президента Казахской Советской Социалистической Республики от 28 августа 1991 года №408».

Вот его полное содержание: «ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Признать утратившим силу Указ Президента Казахской Советской Социалистической Республики от 28 августа 1991 года №408 «О недопустимости совмещения руководящих должностей в органах государственной власти и управления с должностями в политических партиях и иных общественно-политических объединениях». 2. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания».

Вряд ли Администрация президента просто так положила на подпись главе государства проект указа об отмене документа более чем пятнадцатилетней давности, а тот взял и подписал его. Обращает на себя внимание и дата – канун нового года, когда вся страна, от последнего бомжа до первых лиц, празднует самый любимый народный праздник.

И хотя в Конституции РК содержится запрет на совмещение партийных и государственных должностей, судя по всему, основной закон страны тоже будет меняться. Так что отмена Указа, с которого началась эта норма, – из той же колоды, что и объединение четырех ведущих проназарбаевских политических партий в «Нур Отан». Кто из нынешних государственных деятелей РК сможет возглавить эту партию? Только Нурсултан Абишевич!

На сегодняшний день ни в команде Тимура Кулибаева, ни в других группах нет человека, которого бы признали своим лидером люди, собравшиеся в руководстве «Нур Отана». Тот же Александр Павлов, Дарига Назарбаева и десятки других. Значит, основная пропрезидентская партия готовится под… нынешнего главу государства, а это означает, что он рассчитывает прожить как минимум еще несколько лет после 2013 года.

В свое время Назарбаев пересел в кабинет главы государства из кресла первого секретаря правящей тогда партии, совмещая в течение нескольких лет обе эти должности. Похоже, что в 2013 году (или, может быть, немного раньше) он планирует совершить обратный кульбит – в лидеры «Нур Отана», для чего и решил снять запрет на совмещение государственных и партийных должностей многолетней давности.

Поэтому назначение Карима Масимова премьер-министром следует расценивать не только и не столько как усиление роли и влияния среднего зятя президента, но и как переход на новый формат политического балансирования со стороны главы государства. Если раньше ему было достаточно приблизить к себе кого-то или, наоборот, отдалить, чтобы поддерживать политическое равновесие в системе, то теперь он вынужден строить более сложный механизм, когда исполнительной власти, возглавляемой правительством, будет противостоять представительная власть – парламент, контролируемый пропрезидентской политической партией.

Надо отдать должное Назарбаеву – он находит реальные и вполне адекватные выходы в ситуации, когда его вассалы настолько окрепли экономически, бюрократически и политически, что уже могут заблокировать любую не устраивающую их кандидатуру на ведущие должности в государстве. Действительно, если еще десять или даже пять лет назад Назарбаев мог назначить премьер-министром любого, и все подчинились бы его выбору, то в последнее время возможности президента существенно сократились.

Представим себе, что Назарбаев назначил бы премьер-министром того же Мусина прямо из кресла акима области – тот немедленно оказался бы заблокированным элитными группами и ничего не смог бы сделать из-за их противодействия. В этом смысле Карим Масимов – не самый плохой глава правительства, поскольку пользуется поддержкой влиятельной политической группы и способен разговаривать с парламентом. Тому же Джаксыбекову, учитывая его ограниченный опыт руководства экономикой и, мягко говоря, недипломатичность, пришлось бы намного тяжелее.

Таким образом, предположения, что Нурсултан Назарбаев выбрал Тимура Кулибаева своим политическим преемником, если не ошибочны, то преждевременны. Только когда в руках команды среднего зятя президента сосредоточатся три ведущие государственные должности – руководителя Администрации президента, премьер-министра и председателя Сената, можно будет говорить об этом.

Но для этого нужно, чтобы кто-кто из его команды пришел на эти места или тот же Адильбек Джаксыбеков вступил в союз с Кулибаевым-младшим. Но этого пока нет. И судя по тому, что спикером верхней палаты парламента стал Касымжомарт ТОКАЕВ, человек куда более близкий к самому президенту и его старшему зятю, нежели к среднему, не будет никогда. А на основании текущей расстановки ключевых кадров можно лишь предполагать, что Тимуру Аскаровичу Нурсултан Абишевич доверяет еще меньше, чем другим, хотя и признает его силу – иначе зачем ему так обкладывать нового премьера?

Тупиковый вариант

Теперь что касается причин смены премьер-министра. Несмотря на похвальные слова в адрес Даниала Ахметова со стороны президента, очевидно, что седьмой по счету глава казахстанского правительства не справился с поставленными перед ним задачами. Все-таки Даниал Кенжетаевич вышел из административной экономики. Собрать инвесторов и заставить их подписывать договоры с казахстанскими производителями он мог, а вот работать рыночными инструментами – уже нет.

Именно по этой причине ушедшее в отставку правительство увлекалось количественными вещами – насоздавало институтов развития, требовало освоения бюджетных средств, упуская эффективность их использования, никак не могло разобраться с инфляцией и вообще начинало путаться, как только речь заходила о чем-то более сложном, нежели дележка бюджетных средств между программами. Поняв это, президент поставил в затылок Ахметову более подготовленного Карима Масимова, возложив на него то, что оказалось не под силу премьер-министру, а потом выдвинул его на первый план.

К сожалению, общественность плохо знакома с экономическими воззрениями нового главы казахстанского правительства, хотя тот успел защитить докторскую диссертацию по экономике. В связи с этим возникают сомнения, освоил ли г-н Масимов макроэкономическую премудрость, что же касается микроэкономики – то его трудовой путь свидетельствует, что тут он проскочил мимо.

Между тем Нурсултан Абишевич возложил на него большие задачи.

Во-первых, вывести Казахстан в число 50 самых конкурентоспособных государств мира. Во-вторых, в рамках административной реформы внедрить новые методы и механизмы государственного планирования. В-третьих, повысить эффективность бюджетного планирования и вообще переориентировать систему управления на результат. В-четвертых, обеспечить устойчивое развитие регионов, причем по новой методике – через центры экономического роста. В-пятых, предложить пути развития накопительной пенсионной реформы. В-шестых, изменить систему образования, чтобы страна могла получать высокопрофессиональную рабочую силу, отвечающую требованиям глобальной экономики. В-седьмых, повысить качество государственного управления и государственных услуг. В-восьмых, улучшить систему корпоративного управления в государственном секторе экономики. В-девятых, реально диверсифицировать экономику.

Как мы видим, все вышеперечисленные задачи при всей своей масштабности и важности не выходят за рамки текущей социально-экономической политики Назарбаева, сформировавшейся за последние годы. Ее суть проистекает из общей концепции, которая не оглашается, но очевидна – управлять страной как закрытой корпорацией. Как следствие, главными направлениями видятся: усиление государственного сектора в экономике, совершенствование государственного управления на основе отработки процедур, перенос корпоративного подхода с отраслей на экономику регионов.

Между тем это тупиковый вариант. Не может быть конкурентоспособно государство, если не конкурентоспособны основные факторы его экономики: рабочая сила, капитал и менеджмент. Но это – предмет другого материала. Что же касается Карима Масимова, то, несмотря на все надежды, возлагаемые на него, он вряд ли сможет выйти за пределы, очерченные ему президентом. Но для выполнения роли главы правительства, ответственного перед парламентом и формируемого победившей политической партией, он подходит больше других кандидатов – молод, знает иностранные языки, умеет разговаривать с депутатами и гибок, как никто другой из кандидатов. В общем, самый подходящий актер на характерную роль.




Кастинг проведен, роли розданы

12.01.2007. Республика (Казахстан)

Ирина Сергеева

Президент сформировал правительство и, не отходя от трибуны, его построил

Самое долгоиграющее правительство Казахстана – правительство Даниала АХМЕТОВА – доработало до 8 января 2007 года. В этот день президент принял отставку прежнего премьера, и уже в среду, 10 января, парламент утвердил нового главу кабинета министров – Карима МАСИМОВА.

Нельзя сказать, что отставка правительства стала неожиданной. Равно как и кандидатура нового премьера. Этого ждали все и давно. К примеру, Даниала Ахметова кулуарная молва отправляла в отставку как минимум раз пять. А в последние полтора года примерно столько же раз на пост премьера коридорные сплетники назначали Масимова.

Человек-загадка с усами

Естественно, уже в понедельник на лентах информационных агентств появилась информация о предполагаемой кандидатуре на премьерский пост. Некие «информированные источники» единогласно утверждали – будет Масимов. Хотя официальные лица пытались сохранить конфиденциальность до «часа Х» – до совместного заседания палат парламента.

Даже депутаты – члены фракции партии «Нур Отан», после фракционного совета, прошедшего во вторник, где, собственно, и обсуждалась кандидатура нового премьера, не называли имя и обходились «наводящими комментариями», описывая будущего главу кабмина так: «Это известный нам всем человек с усами по имени Карим».

Кстати, именно эта характеристика вызвала саркастическое замечание президента. В среду на совместном заседании, уже представив кандидатуру премьера, Нурсултан НАЗАРБАЕВ заметил: «Спасибо, конечно, что вы не оглашали до того, как я об этом скажу. Но все совпадает, даже усы у него есть, как видите».

Более скупыми оказались «резулятивные» характеристики нового премьера. Карим Масимов давно известен как теневая фигура отечественной элиты. Назначение на премьерский пост света на эту тень не пролило. Президент, представляя своего избранника, охарактеризовал его как человека, имеющего «современные знания и хороший опыт управления». Депутаты старались ограничиваться общими замечаниями, вроде «давно знаем», «давно работали вместе», «умный», «толковый». В затруднении оказались и кулуарные сплетники, чьи комментарии ограничиваются, по сути, лишь одним замечанием: «Он хороший исполнитель».

Хорошо, но плохо

Фактически такую оценку президент дал работе прежнего правительства под руководством Даниала Ахметова. Выступая перед депутатами, он отметил, что «результаты работы были положительные, и в этом есть немалая заслуга Даниала Кенжетаевича», но затем почти сразу перешел к критике.

По мнению главы государства, «практически все утвержденные правительством программы содержат в качестве целевых показателей только объемы государственного финансирования». «Создается впечатление, что стремление получить как можно больше средств и является основной задачей их разработки», – подчеркнул президент.

В правительственные программы не включаются целевые показатели эффективности и результативности, такие как определенный процент снижения уровня заболеваемости, роста безопасности на дорогах, улучшение образования, услуг, ввод конкретных объектов, создание рабочих мест и так далее. Более того – нет конкретных персон, отвечающих за результаты программ. Нет четкого контроля за расходованием бюджетных средств, планирование бюджетных расходов недостаточно прозрачно, а обоснованность объемов государственных закупок, равно как и паспорта бюджетных программ носят «формальный характер». «Содержащиеся в них показатели, на достижение которых выделяются государственные средства, являются не результатами работы госорганов, а только объемами финансирования», – заявил Назарбаев.

Стоит отметить: раньше при сменах правительства такого не было. Президент всегда давал положительные оценки и советовал новому кабмину соблюдать преемственность. Хотя справедливости ради нельзя не сказать, что перечисленные главой государства минусы в правительственной работе касаются не только «правительства Ахметова», но и всех составов отечественного кабмина.

С другой стороны, президент объяснил, что смена правительства продиктована его «желанием привлечь на работу в правительство новое поколение управленцев». «Для решения сказанных мной в краткой форме новых, сложных задач прежде всего нужна преемственность, нужны новые кадры, новая энергия и знания», – так объяснил Назарбаев отставку старого кабинета.

Что делать кабмину

Видимо, для того чтобы новое правительство не металось от одной проблемы к другой, президент сразу огласил четкий перечень приоритетных задач, которые правительство должно поставить «во главу угла». Это административная реформа, реформирование экономики, решение социальных задач.

В частности, новому правительству необходимо внедрить новые методы и механизмы государственного планирования. Прежде всего, по мнению Нурсултана Назарбаева, «следует отказаться от утверждения большого количества отраслевых программ на уровне правительства и передать ответственность самим государственным органам и решать проблемы текущего бюджета».

Естественно, нужно повысить эффективность бюджетного планирования и объективность формирования текущих и капитальных расходов госорганов. «Не должно быть никаких секретов в том, что касается распределения государственных ресурсов: как, на какие цели, в каких объемах выделяются деньги налогоплательщиков. Тогда и будет меньше коррупции и отвлечения средств не по назначению», - убежден Назарбаев.

Говоря об экономическом развитии, естественно, с учетом глобальной задачи – войти в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, - президент рекомендовал обратить особое внимание на региональное развитие:

- Мы должны определить регионы, которые более других способны развиваться, и на их основе сформировать «точки роста». В Казахстане необходимо определить центры экономического роста – региональных лидеров и обеспечить управление этим процессом со стороны государств. Новое правительство и акимы областей должны внести конкретные предложения по размещению промышленных предприятий и индустриальных зон в этих центрах с учетом наших планов по развитию индустрии, торговли и высоких технологий.

В социальной сфере правительству рекомендовано разработать предложения по развитию накопительной пенсионной системы и совершенствованию системы адресной социальной помощи. Последняя должна затрагивать только действительно нуждающихся, и основной ориентир здесь – создание новых рабочих мест.

Сильный «акцент» должен быть сделан на дошкольное, среднее и профессионально-техническое образование. Нужно совершенствовать и образование высшее, которое, по мнению президента, «остается нетронутым с советских времен». «Пора перестать штамповать липовых кандидатов и докторов наук», - подчеркнул он, отметив, что «усилия должны быть направлены на подготовку современной высокопрофессиональной рабочей силы, отвечающей требованиям глобальной экономики».

Конечно, в числе приоритетов правительства остается жилищный вопрос. Проблема недорогого жилья должна быть решена, для чего нужно усовершенствовать программу жилищного строительства.

В центре внимания оказался и земельный вопрос. Проблемы в этой сфере, хоть и кратко, но наконец-то нашли отражение в словах президента:

- На рынке земли нужно навести порядок и установить понятные всем критерии и правила. Я получаю немало сигналов о том, что продажа земли превратилась в систему незаконного личного обогащения чиновников в некоторых регионах страны, - заявил Назарбаев.

В целом, задачи, как и проблемы, озвученные президентом, не новы. Они известны давно и всем, в том числе и правительству, но почему-то до сих пор так и не решаются.

Оправдаются ли надежды?

Новый премьер-министр, утвержденный парламентом единогласно, обещал надежды оправдать и задачи выполнить. По его словам, приоритетными стратегическими целями для правительства станут «реализация административной реформы и повышение производительности экономики, прежде всего в несырьевом секторе». А «для обеспечения долгосрочного высокого уровня и прорывного характера экономики правительство должно начать второй этап структурных реформ».

Своим вниманием Карим Масимов обещал охватить буквально все сферы жизни и развития страны. Все планы и действия будут согласовываться с депутатами. И, конечно, курс президента будет главным для кабинета министров.

- Еще раз заверяю, что я приложу все свои силы, чтобы оправдать ваше высокое доверие, - сказал растроганный Масимов президенту. - Я был, есть и останусь вашим верным помощником.

Правда, какими путями правительство будет добиваться поставленных президентом задач, новый премьер-министр так и не объяснил. Депутаты спрашивали, что он намерен делать для повышения конкурентоспособности страны, по изменению работы государственных органов. Карим Масимов в ответ заявлял, что «видение путей решения» у него имеется, и в программе действий правительства все это найдет отражение. Сама программа будет представлена в парламент через месяц.

К слову, такие ответы для нового премьера – старая добрая традиция. А среди столичных журналистов Карим Масимов давно известен как человек, крайне редко дающий конкретные ответы. Как правило, все его комментарии отличаются особой пространностью.




Астана опровергает обвинения в преследовании кришнаитов

06.01.2007. Радио «Азаттык»

Гульмира Исакова

В адрес Казахстана продолжают поступать угрозы от кришнаитов всего мира, заявила 5 января представитель казахстанского внешнеполитического ведомства Гаухар Бейсеева. С другой стороны, МИД Казахстана считает неуместным заявление посольства США в Астане, в котором американское ведомство выразило озабоченность по поводу сноса домов, принадлежащих членам религиозного объединения «Общество сознания Кришны». Казахстанские кришнаиты с таким резюме не согласны.

Специальная комиссия во главе с Аманбеком Махашовым разбирала конфликт между акиматом Карасайского района и религиозным объединением «Общество сознания Кришны». В Астане озвучили вывод, что это простой хозяйственный спор, что тут нет религиозной подоплеки. Члены «Общества сознания Кришны» полагают, что решение госудаственной комиссии является необъективным. Летом 2006 года года полицейские и судоисполнители пытались снести дома кришнаитов, но члены религиозного объединения перекрыли дорогу в свою общину, и полицейские не смогли снести их дома. Тогда и была создана комиссия. Поработав четыре месяца, она закончила работу 22 декабря. За месяц до этого события судоисполнители и полицейские снесли дома 13 семей «Общества сознания Кришны». Среди бездомных оказалась и женщина с грудным ребенком. Сейчас они ютятся кто где может. Пресс-секретарь «Общества сознания Кришны» Максим Варфоломеев не согласен с выводами астанинской комиссии:

- Комиссия только номинально поставила точку в нашей истории. При этом она совершенно ничего не решила в судьбах людей. Мы еще раз убедились в том, что комиссия представила общественности доводы, чтобы убедить не только Казахстан, но и международную общественность в том, что здесь отсутствует какая-либо религиозная подоплека, что это хозяйственный спор. И это единственное, что они заявили. В конце концов было сказано, что во всем виноваты мы сами.

Земельные участки и дачи в Карасайском районе Алматинской области кришнаиты купили в середине 1990-ых годов и долгое время не могли узаконить. Все это кришнаиты связывают тем, что они являются новой религией в Казахстане. Государственные чиновники говорят, что кришнаиты нарушают законы Казахстана. Начальник департамента генеральной прокуратуры Андрей Кравченко на брифинге в Астане подчеркнул:

- Прекратить необоснованные обвинения в адрес государственной власти Казахстана и строго придерживаться норм конституции Республики Казахстан и действующих законодательных актов. Поскольку при продолжении противоправных действий к нарушителям будут, безусловно, приняты все меры ответственности, предусмотренные законом.

После публикации итогов работы специальной комиссии кришнаиты дали свой ответ. В нем говорится, что основные выводы комиссии не только не соответствуют действительности, но и в очередной раз доказывают, что государственные органы получают недостоверную информацию, исходящую от местных исполнительных органов, и на этом основании делают ошибочные выводы. Кришнаитов не устраивает, что в итоговом документе ничего не сказано о снесенных домах их единоверцев. Мы будем идти до конца, - говорит Максим Варфоломеев:

- Коль скоро нам предложили обратиться в земельный комитет за приватизацией, мы будем снова и снова подавать документы, добиваться этого в местном акимате. Если нам будут отказывать, мы, соответственно, будем информировать, в первую очередь, господина Махашова, который нас об этом просил. Однако, если все-таки нам откажут, то нам ничего не остается, кроме как заявить об этом - что нам отказывают из-за нашей религиозной принадлежности, что это религиозное преследование.

После сноса 13 домов членов «Общества сознания Кришны» в Дели, в Лондоне, в Праге кришнаиты Индии, Британии и Чехии проводили акции протеста у зданий посольств Казахстана. Подобные акции не понравились официальным лицам Казахстана. Свое недовольство выразила начальник отдела министерства иностранных дел Гаухар Бейсеева:

- Представители великобританской общины Кришна инициировали обращение парламента к руководству Казахстана с осуждением жестокости и дискриминации «Общества сознания Кришны» в Алматинской области. В ходе визита Нурсултана Назарбаева в Англию кришнаиты устроили акцию протеста у здания фондовой биржи. И продолжают устно и письменно поступать угрозы относительно дальнейших мер.

Согласно решению суда от 29 марта 2006 года, 47 гектаров земли в Карасайском районе Алматинской области изымается у собственников и передается в земельные запасы района без какой-либо компенсации. По словам кришнаитов, 10 процентов дачников, живущих рядом с кришнаитами, приватизировали свои дома, но среди этих людей нет членов «Общества сознания Кришны». Дело не в хозяйственном споре, дело в нашей религии, считает председатель городского религиозного общества Кришны Галина Голоус:

- Проблема в том, что они хотят уничтожить именно религию.

Однако официальные лица опровергают подобную версию. По словам начальника отдела министерства иностранных дел Гаухар Бейсеевой, к суду привлекались только нарушители закона:

-Судебные иски предъявлены конкретным физическим лицам за нарушение казахстанского законодательства, и при этом не учитывалось их политическая и религиозная принадлежность.

«Общество сознания Кришны» официально зарегистрировано в Казахстане 11 лет назад.




Каражанбас отдали-таки китайцам

12.01.2007. Республика (Казахстан)

Жибек Морзабаева

Депутаты оценивают это решение кабмина по-разному

Расширение китайского присутствия в экономике Казахстана вызвало у парламентариев в конце прошлого года нешуточные опасения. Депутаты подсчитали, что доля китайских инвесторов в нефтяном секторе республики в ближайшее время грозит достигнуть 40%, а это вполне может стать угрозой для национальной безопасности страны.

Среди возможных факторов увеличения «китайского присутствия» называлась сделка по продаже акций канадской нефтедобывающей Nations Energy китайской инвестиционной компании CITIC. Напомним, что основным нефтяным активом Nations Energy в Казахстане является месторождение Каражанбас, а всего компания «Каражанбасмунай» добывает 50 тыс. баррелей нефтяного эквивалента в сутки и располагает запасами в 340 млн. баррелей.

После депутатских запросов глава казахстанского Минэнергетики Бактыкожа ИЗМУХАМБЕТОВ заявлял: «Мы должны – и я в том числе, вернее, в первую очередь – принять экстренные меры, чтобы приостановить это соглашение по «Каражанбасмунаю». Тем не менее в начале года стало известно, что правительство Казахстана все-таки дало согласие на продажу компании «Каражанбасмунай» китайским инвесторам. Сумма сделки составила $1,9 млн.

В сообщениях информагентств указывается также, что для одобрения сделки CITIC предложила национальной нефтегазовой компании Казахстана «КазМунайГаз» выкупить 50% в приобретенных активах. Стоимость пакета оценивается в $955 млн. Казахстанская нацкомпания может приобрести эту долю в течение года.

Мы обратились к парламентариям с просьбой прокомментировать решение правительства.

Депутат Валерий КОТОВИЧ не видел в официальной прессе информации о сделке по месторождению Каражанбас, но, прочитав сообщения информагентств, заявил:

- Все равно Китай будет приходит на наш рынок – он наш сосед, и мы от этого никуда не денемся. Но важно, чтобы все это делалось в разумных пределах, в соответствии с нашим законодательством, с контрактами, с теми изменениями, которые мы недавно внесли в закон о недропользовании. Судя по информации, полученной мной (о продаже 50% акций компании «Каражанбасмунай» казахстанской национальной компании – примеч. редакции), данная сделка соответствует тем нормам, которые мы приняли. Здесь присутствием «КазМунайГаза» выполнение нормы закона обеспечивается.

Мажилисмен Виктор ЕГОРОВ известием о продаже компании «Каражанбасмунай» китайской стороне «очень не доволен»:

- Принимали специальный закон как раз для того, чтобы усилить государственный сектор, дали правительству, по сути дела, карт-бланш, все возможности, чтобы в таких ситуациях вмешиваться и пополнять государственную казну. Я думаю, вопрос требует более глубокого разбирательства. И депутатский корпус на это отреагирует, причем с большим неудовольствием.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ