Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №161(15.01.2007)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КИРГИЗИЯ



Кыргызстан: расстрел кыргызского гражданина на базе "Манас" приводит к ухудшению американо-кыргызских отношений

03.01.2007. ЕurasiaNet

Дэниел Сершен (Бишкек)

Убийство 6 декабря гражданина Кыргызстана на американской авиабазе рядом с кыргызской столицей Бишкеком – наиболее серьезный из всех инцидентов, вызывающих в последнее время ухудшение отношений между Соединенными Штатами и их ключевым военным центральноазиатским союзником. В ответ на случившееся кыргызский президент Курманбек Бакиев заявил, что американцы должны ответить перед кыргызским законом. Однако, с точки зрения местных аналитиков, это заявление вряд ли продиктовано желанием пересмотреть союзнические отношения с Вашингтоном.

В заявлении базы по поводу убийства говорится, что американский часовой дважды выстрелил в грудь водителю бензовоза, этническому русскому Александру Иванову, после того как тот начал угрожать ему ножом на КПП. На следующий день после инцидента кыргызское министерство иностранных дел потребовало, чтобы военнослужащий был передан в руки кыргызского правосудия, несмотря на соглашение 2001 г., согласно которому американские солдаты подчиняются исключительно американскому военному регламенту.

В заявлении от 18 декабря посольство США в Бишкеке отвергло требование кыргызского правительства. "Соединенные Штаты осуществляют над ними [американскими солдатами] юрисдикцию и сами определяют, какие действия, если они необходимы, должны применяться в каждом отдельном случае", говорится в документе. "Это распространяется на всех американских солдат, несущих службу за рубежом по всему миру".

В заявлении говорится, что расследование дела продолжается и кыргызские правоохранительные органы были приглашены на допрос часового с тем, чтобы они могли задать собственные вопросы.

Выступая 18 декабря по государственному телеканалу КТР, президент страны Курманбек Бакиев высказался жестче, чем в предыдущих заявлениях, призвав "аннулировать" иммунитет американских военнослужащих перед кыргызским законом, сообщили местные органы информации. По словам Бакиева, в ближайшие несколько дней правительство предложит поправки к соглашению 2001 г., в том числе по правовому статусу войск США, говорится в сообщениях СМИ.

15 декабря кыргызский парламент принял резолюцию, в которой призвал правительство рассмотреть вопрос о "целесообразности" присутствия базы в Кыргызстане, заявив, что расстрел водителя – еще один инцидент в списке происшествий, связанных с авиабазой и способствующих негативному имиджу США, которые создается у населения страны, говорится на веб-сайте кыргызского парламента.

Еще один такой инцидент произошел в ноябре, когда кыргызская комиссия обвинила вооруженные силы США в сентябрьском столкновении между кыргызским пассажирским самолетом и американским заправщиком. После столкновения самолет вынужден был произвести экстренную посадку, а вспыхнувший пожар нанес ущерб стоимостью 3 млн долларов. Соединенные Штаты продолжают расследование этого инцидента.

Совсем недавно, 13 декабря, кыргызская аэронавигационная службы заявила, что США задолжали ей 15 млн долларов за обслуживание, и пригрозила прекратить обслуживание американских самолетов в том случае, если долг не будет погашен.

"В американо-кыргызских отношениях бывают свои подъемы и спады", говорит независимый аналитик Абдужалил Абдурасулов. Однако, по его словам, реакция Бакиева на убийство водителя была главным образом продиктована опасением, что "оппозиция подвергнет его критике за недостаточное внимание к этому вопросу". Кыргызское правительство заинтересовано в авиабазе США, "потому что с ее помощью оно получает большие деньги", сказал Абдурасулов.

По условиям соглашения с США, заключенного в июле 2006 г., Кыргызстан получает 150 млн долларов в качестве ежегодной платы и другой помощи за разрешение военно-воздушным сил США пользоваться базой "Манас".

Александр Князев, профессор политологии кыргызско-русского Славянского университета, согласен с тем, что в ближайшее время Кыргызстан вряд ли выдворит США. Однако он предположил, что американские силы могут быть выдавлены более "эволюционным" способом в среднесрочной перспективе.

"Наблюдается общая тенденция, и не только в Кыргызстане, а во всем регионе, говорящая об изменении отношения к Америке", сказал он. "Прежняя эйфория полностью улетучилась".

База, служащая самым наглядным барометром кыргызско-американских отношений, находилась, казалось, на грани выдворения, когда в июле 2005 г. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) призвала определиться c графиком вывода сил США из Центральной Азии. ШОС – оборонный союз, в который входят Россия, Китай, Кыргызстан и еще три среднеазиатских государства, и это заявление было расценено как российско-китайский шаг, направленный на вытеснение из региона Соединенных Штатов.

Бакиев позднее подтвердил свою приверженность военному присутствию США в Кыргызстане, однако в начале 2006 г. возобновил переговоры об увеличении ежегодной арендной платы за базу, первоначально составлявшей 2 млн долларов.

Помимо проблем с базой, не лучшим образом складывались дипломатические отношения. В июле, когда продолжились переговоры об аренде базы, из страны были выдворены двое американских дипломатов, обвиненных в неподобающих контактах с местными общественными организациями. В ответ американцы лишили дипломатического статуса двоих сотрудников кыргызского посольства в США.

В последние недели три организации, финансируемые правительством США, – Национальный демократический институт, Международный республиканский институт и Международный фонд избирательных систем – были вызваны на беседу в кыргызскую генеральную прокуратуру.

Представитель генпрокуратуры Токтокул Какчекеев заявил, что многие местные организации "писали одно, а делали другое", и что беседы с американскими организациями являются обычной процедурой, которая должна обеспечить соответствие их деятельности кыргызскому законодательству. "Никто не пытается развязать конфликт с США", сказал он.

В заявлении по этому поводу посольства США от 30 ноября говорится, что три упомянутые организации работают совместно с кыргызским правительством и местными НПО "открытым и прозрачным образом согласно существующим двусторонним соглашениям". В заявлении не упоминалось о содержании самих встреч.

Князев заявляет, что Бакиев настороженно относится к неправительственным организациям (НПО), сыгравшим значительную роль в смещении в марте 2005 г. его предшественника Аскара Акаева. По словам политолога, чтобы избежать такой же судьбы, Бакиев стремится "ограничить" их деятельность по "примеру Узбекистана, России, Таджикистана и Казахстана".

Абдурасулов согласен с этим, замечая, что оппозиция, устроившая массовые акции протеста в начале ноября с требованием отставки Бакиева, включает представителей НПО, получивших финансирование от США на разного рода проекты. "Вполне логично, что они [правительство] пытается сократить объемы помощи, поступающей из Соединенных Штатов на то, что они воспринимают как оппозицию", сказал он.

Однако, несмотря на недавние трудности в американо-кыргызских отношениях, Абдурасулов не ожидает никаких "серьезных изменений во внешней политике".

"Это связано скорее с внутренней политикой, а не с американо-кыргызскими отношениями", сказал он. "Действия оппозиции и правительства в отношении друг друга оказывают влияние на всю политику [правительства], в том числе на политику внешнюю".




Киргизия. Год новый, законы и проблемы старые

09.01.2007. Моя столица (Киргизия)

Елена Скородумова

Первое пленарное заседание в новом году депутаты Жогорку Кенеша начали вчера так, будто не было и нет противостояния между ветвями власти, а угроза роспуска парламента осталась в прошлом политическом сезоне. Но внешнее спокойствие, как оказалось, - это не более чем ширма. И палата вновь готовится к возможным битвам с оппонентами из "Белого дома".

Во всяком случае, вчера законотворцы активно обсуждали возможные повороты на заседании Совета безопасности, которое намечено на среду, и не исключали вероятности, что вопрос о дальнейшей их судьбе вновь встанет во всей остроте. Как рассказал журналистам вице–торага Кубанычбек Исабеков, вполне возможно, что Совет безопасности все же примет определенное решение, и, может статься, оно будет не в пользу парламента.

- Впрочем, любое решение, принятое на заседании Совбеза, не будет легитимным, поскольку большинство членов его являются исполняющими обязанности, - считает К. Исабеков. - Так что оно будет носить рекомендательный характер. В любом случае последнее слово останется за президентом.

- Имелся соответствующий проект решения Совбеза, - заметил спикер Марат Султанов. - Но после того как 30 декабря мы приняли новую Конституцию и сняли существующие проблемы, а также устранили противоречия, этот проект потерял всякий смысл. Президент предложил вынести решение на этот счет после новогодних праздников. Но, на мой взгляд, для роспуска Жогорку Кенеша оснований нет.

М.Султанов также рассказал, что теперь механизм для формирования нового правительства Кыргызстана и его легитимной работы разработан и, что называется, готов к употреблению. По представлению премьер–министра республики президент назначает членов правительства и глав местных органов власти. Кроме того, 30 декабря были исправлены некоторые неточности и перераспределена часть полномочий. До этого в Конституции ничего не говорилось о полномочиях президента Кыргызстана при назначении глав местных органов - губернаторов и акимов. Теперь эта глава закреплена в Конституции. Сделано это для того, чтобы каждый раз не приводить страну к нестабильности и была ясность при формировании исполнительной ветви власти.

За парламентом тянется шлейф не завершенных с прошлого года дел. Дамокловым мечом висит целый блок экономических вопросов - это и вступление в программу HIPC, и исполнение бюджетов за 2005-2006 годы, и государственный бюджет–2007, и судьба энергетического сектора. Но депутаты склоняются к тому, чтобы не рассматривать их, пока не будет принята новая структура правительства.

- Мы ожидаем, что уже на следующей неделе на обсуждение палаты будет внесена кандидатура премьер–министра и структура правительства, - рассказал Марат Султанов. - И после их утверждения мы начнем обсуждать первоочередные экономические вопросы. А на этой неделе мы рассмотрим те проекты законов, которые предлагают депутаты. Это законы о гражданстве, поправки в Уголовный кодекс, нужно обсудить и возражения президента, а также ратифицировать ряд международных договоров.

Депутатский корпус считает, что защищать законы по экономическому блоку должно полноценное правительство, а не исполняющие обязанности министры. Хотя Алишер Сабиров вчера на заседании заявил, что было бы лучше, если бы по экономическому блоку отчитывалось нынешнее правительство:

- Надо спрашивать именно с них. Ведь многие министры наверняка войдут в новое правительство.Иса Омуркулов поддержал эту точку зрения, добавив: "Руководители в государстве меняются, а отчетов о проделанной работе нет". Есть вопросы к кабинету министров и у Кубанычбека Исабекова. Он, например, намерен спросить, как было израсходовано более двух миллиардов сомов, которые поступили в казну в виде таможенных пошлин и других сборов. По его мнению, здесь есть немало тайн, которые нужно предать гласности. Однако Марат Султанов посчитал, что оценку всем действиям нужно давать только тогда, когда члены правительства будут представлены и утверждены Жогорку Кенешем.

Как бы там ни было, очевидно, что нардепы имеют зуб на правительство. Хотя некоторые, в частности К. Исабеков, убеждены, что один из оптимальных вариантов выхода из нынешней непростой ситуации - это… отзыв отставки правительства. То есть глава государства аннулирует указ об отставке кабинета министров и правительство продолжит работу как ни в чем не бывало. Правда, таких прецедентов в истории Кыргызстана не было, но за чем дело стало?

Ну как быть с новой, точнее, новейшей Конституцией, на которую постоянно ссылаются народные избранники? Ведь документ еще не подписан. По мнению депутатов, Курманбек Бакиев должен подписать ее в течение двух недель. Такова конституционная норма, и президент не должен затягивать. Правда, парламент не исключает, что на главу государства оказывают давление представители неправительственного сектора, которые выступают против подписания этой редакции Основного закона.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ