Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №162(01.02.2007)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КИРГИЗИЯ



Без легитимного парламента Киргизии не выйти из кризиса

18.01.2007. РИА Новости

Екатерина Шахлович, Наталья Матвейчук

Отклонение парламентом кандидатуры Феликса Кулова на пост премьер-министра страны отвечает интересам правящей власти в лице президента Бакиева. Такое мнение в интервью РИА Новости высказал заведующий отделом Средней Азии и Казахстана института стран СНГ Андрей Грозин.

"В президентской администрации и в аппарате премьера пришли к выводу, что выйти из затянувшегося политического кризиса можно только, проведя полноценную избирательную кампанию и избрав полностью легитимный новый парламент", - отметил политолог.

По мнению эксперта, Бакиев, пользуясь своим правом, закрепленным в новой редакции конституции, еще два раза выдвинет кандидатуру Кулова на рассмотрение парламента. "Если парламент откажется, то у президента, в соответствии с конституцией, появляется право его распустить", - сказал Грозин, добавив, что "существует определенная договоренность между президентом и и.о.премьера о том, что следует вести курс на роспуск и последующее переизбрание парламента".

По его мнению, итоги голосования "наводят на мысль о том, что значительная часть именно пропрезидентских депутатов проголосовала против Кулова".

"После того, как парламент будет переизбран, а правительство назначено, работа и законодательной, и исполнительной власти станет более эффективной", - убежден политолог.

Он полагает, что роспуск парламента не угрожает стабильности в стране и не приведет к массовым акциям протеста оппозиции.

"Сейчас у оппозиции нет необходимого организационного ресурса, и время года не совсем подходящее для массовых гуляний на площадях. Кроме того, руководство Киргизии ведет активную работу по разъединению оппозиции, по недопущению ее консолидации и объединения в единый кулак", - пояснил Грозин.

Однако, по мнению замдиректора Центра политических технологий Алексея Макаркина, нежелание парламента Киргизии утвердить кандидатуру Кулова премьер-министром может привести к нестабильности в политической жизни страны.

Политолог считает, что если Бакиев попробует сконцентрировать всю власть в своих руках, "это может привести к очень серьезным последствиям".

По его словам, в Киргизии существует огромное количество групп и кланов, которые разделены по географическому признаку - на северные и южные. "Относительная стабильность в стране держалась на компромиссе между южанином Бакиевым и северянином Куловым. Этот компромисс закончился", - пояснил он.

В настоящее время весь кабинет министров Киргизии считается исполняющим обязанности. В четверг парламент Киргизии большинством голосов отклонил кандидатуру Кулова, внесенную президентом страны Бакиевым на пост премьер-министра страны. На момент голосования в зале присутствовали 65 народных избранников. За его кандидатуру проголосовали 23 депутата, против - 39.

Комментируя итоги голосования, Кулов сказал, что его исход не стал для него неожиданным. "Мы предвидели этот результат. Президент пообещал, что будет вносить мою кандидатуру вновь и вновь. Я думаю, положительный результат будет", - заявил он журналистам.

По новой конституции, президент может сам совместно с премьером формировать правительство.

Одобрение парламента требуется только для кандидатуры главы кабинета. Если депутаты три раза подряд не одобрят внесенную президентом кандидатуру, парламент вновь окажется под угрозой роспуска.




Киргизский Парламент нарывается на скандал

19.01.2007. Моя столица (Киргизия)

Елена Скородумова

Сенсация все–таки случилась: вчера депутаты не утвердили кандидатуру Феликса Кулова, и страна не обрела нового премьер–министра. За проголосовали всего 23, 39 сказали решительное "нет", а три бюллетеня оказались испорченными. Депутатский корпус вновь продемонстрировал свои ставшие уже обычными непредсказуемость и коварство. Противостояние ветвей власти продолжается.

…О, сколько было самых разных прогнозов с того момента, как в конце минувшего декабря Феликс Кулов и его команда объявили о своей отставке! Политологи делали ставки, рисовали одну мрачную картину за другой, и Кыргызстан опять было ввергся в уныние: ну сколько можно… После принятия новой редакции Конституции страсти было улеглись, и все шло относительно гладко. Все с нетерпением ожидали главного политического события января - утверждения нового главы правительства, поскольку из–за приставки и. о. тормозилось принятие множества важных решений. Почти никто не сомневался, что президент Курманбек Бакиев представит в Жогорку Кенеше кандидатуру Феликса Кулова. Так оно и случилось.

Сначала претендента должен был утвердить профильный комитет Жогорку Кенеша. В минувшую среду Комитет по государственному устройству, конституционному законодательству под председательством Исхака Масалиева безоговорочно поддержал кандидатуру Феликса Кулова. Масалиев заметил, что после отставки правительства ситуация в стране была достаточно сложной, и хорошо, что мы вышли из нее достойно, теперь должны работать вместе и во имя Кыргызстана.

Двадцать пять участников заседания комитета не преминули воспользоваться возможностью и устроили претенденту суровый допрос. Исполняющий обязанности главы кабинета министров от ответов не уходил. Он даже выразил свое мнение на предмет слухов по поводу его персоны, которые в последнее время активно муссировались везде и всюду. Например, о его будто бы оскорбительных высказываниях в отношении некоторых нардепов и боязни прийти в палату. Кулов прямо заявил, что не боялся идти в Жогорку Кенеш: здесь нет врагов. И. о. премьера также подчеркнул, что вовсе не просил своих подчиненных, и.о. министров, приходить в парламент, чтобы продвигать свою кандидатуру на пост премьер–министра.

Ну а вчера на заседании палаты ситуация повторилась. Оппозиционное крыло сразу же "наехало" на полномочного представителя президента в ЖК Алымбая Султанова и прибывший кабинет министров: где сам глава государства? Что за неуважение к парламенту? Им деликатно объяснили, почему президент республики находится сейчас не в палате. Нашлось и немало желающих задать свой вопрос Кулову. Остановились на том, что вопросы прозвучат из уст двадцати одного народного избранника. Потом выяснилось, что каждый записавшийся будет задавать не по одному вопросу. И это был уже не допрос, а мощная атака.

Больше всего парламентариев интересовали проблемы внешнего долга и известная программа HIPC. Кулов был откровенным и попросил депутатов не мешать вступлению Кыргызстана в HIPC. Он заявил, что всю ответственность за участие страны в инициативе Всемирного банка и Международного валютного фонда он берет на себя. Речь шла также о перспективах развития экономики, энергетики, громких преступлениях, социальных вопросах. Как считает Кулов, в работе правительства самый хороший результат - это сохранение экономической стабильности. И. о. премьера также отметил, что с удовольствием даст ответы на любые и самые каверзные вопросы: "Лучше, чтобы острые проблемы решались здесь, на трибуне, а не на улице".

Когда вопросы–ответы были исчерпаны, началось обсуждение. И снова записалось множество нардепов - раз идет прямая трансляция заседания по телевидению, значит, надо выступать. Тут же прозвучало предложение депутата Азимбека Бекназарова о добровольном снятии кандидатуры. Кулов заявил, что он уходит с поста только тогда, когда с чем–либо не согласен: "Я подал в отставку, когда работал вице–президентом, потому что был не согласен по "золотому делу", я подал в отставку, будучи мэром Бишкека, так как был не согласен с политикой президента Акаева, я подал в отставку сейчас, причины повторять не буду".

Трудно было понять общие настроения депутатов и тем более исход голосования: одни призывали поддержать претендента, другие упорно требовали не голосовать за Кулова. Но мы–то знаем, что трибунные речи - это одно, а голосование - совсем другое. В конце концов депутат Мелис Эшимканов призвал не нагнетать ситуацию, не поддаваться интригам и утвердить Феликса Кулова в должности премьер–министра.

Наконец была создана счетная комиссия, в которую вошли девять представителей всех фракций и объединений Жогорку Кенеша. Голосование было тайным, и подсчет голосов показал, что палата намерена и дальше усложнять жизнь стране. Министры, ожидающие исхода событий в коридорах, говорили: "Дайте нам возможность начать нормально работать!". Но судя по всему, впереди Кыргызстан ожидают новые политические бури.

Правда, Кулов сразу сказал: "Мы с президентом предвидели подобный исход событий, и он обещал вносить мою кандидатуру в парламент до тех пор, пока не будет положительного результата". Высказал он и свою точку зрения по поводу итогов голосования: "Определенную роль в решении парламентариев сыграла отставка правительства 19 декабря 2006 года, и я думаю, депутаты учли это обстоятельство, так как наше заявление заставило их поволноваться".

Журналисты тут же набросились на депутата Исхака Масалиева: сколько раз президент может выдвигать кандидатуру Кулова?

И. Масалиев рассказал, что каких–либо ограничений в этом смысле нет. Но нельзя вносить подряд одну и ту же кандидатуру. Во второй раз глава государства может внести новую кандидатуру, а в следующий - вновь Феликса Кулова.

Как будут развиваться события дальше? Время покажет. По закону президент уже сегодня может представить новую кандидатуру на кресло премьера. Если депутаты будут артачиться и дальше, глава государства может пойти на крайний шаг - распустить Жогорку Кенеш. Правда, и парламентарии, испугавшись угрозы роспуска, могут еще немного попортить нервы Феликсу Кулову, а в третий раз все же проголосуют за.

Между тем

Как сообщил на пресс–конференции и. о. министра юстиции Марат Кайыпов, в новой редакции Конституции Кыргызстана нет ограничений в процедуре назначения президентом главы правительства. До 2010 года, то есть в переходный период, формирование кабинета министров происходит по следующей схеме: президент предлагает кандидатуру премьер–министра Жогорку Кенешу. Если депутаты дают согласие, глава государства утверждает ее. Затем президент и премьер совместно формируют состав правительства. Марат Кайыпов считает, что в сложившейся ситуации последнее слово остается за президентом.




Китайские товары и китайский язык - новые реалии Киргизии

21.01.2007. Немецкая волна

Татьяна Чайка (Бишкек)

В Бишкеке привыкли считать, что главным торговым партнером Киргизии является Россия. Однако по ряду причин ни российские, ни компании других стран в последнее время не могут конкурировать с китайскими. Доказательство тому - статистика: товарооборот Киргизии с Китаем в минувшем году превысил один миллиард долларов, тогда как с Россией за 11 месяцев прошлого года он составил 740 миллионов долларов. Подробности – в материале, подготовленном нашей корреспонденткой Татьяной Чайкой:

Китай начинает доминировать на рынке Киргизии. Причем рост влияния Поднебесной в последнее время можно заметить не только в экономике, но и в сфере образования. Популярность китайского языка среди киргизстанцев заметно растет, отметил в интервью "Немецкой Волне" заместитель министра образования, науки и молодежной политики Киргизии Каныбек Осмонолиев. При этом он не исключает, что в ближайшие годы изучение китайского сможет получить такое же распространение, как и европейских языков. Так, в стране уже есть две школы с обязательным изучением китайского языка, а в этом году еще в пяти дети будут изучать язык Поднебесной, начиная с пятого класса. Рассказывает замминистра образования Каныбек Осмонолиев:

- Очень много молодых людей, которые адекватно понимают политическую и экономическую ситуацию и с большим удовольствием изучают китайский язык. В прошлом году летом мы открыли в Бишкекском гуманитарном университете Центр китаистики. В последнее время на всех филологических факультетах ВУЗов страны имеется намерение открыть, по крайней мере, группу по изучению китайского языка.

Такой интерес к языку и культуре соседней страны в Киргизии объясняют ростом экономического влияния Китая. Говорит статс-секретарь Министерства промышленности, торговли и туризма Сабырбек Молдокулов:

- Торгово-экономические отношения с Китаем у нас развиваются очень динамично. И ежегодный рост товарооборота опережает рост торговли с другими государствами. Если верить китайской статистики, а я в данном случае больше доверяю ей, наш товарооборот уже превысил миллиард долларов. То есть реально Китай вышел на первое место в нашей внешней торговле. И это должно заставить нас по-новому посмотреть на наши торгово-экономические взаимоотношения.

Озабоченность у киргизской стороны вызывает "не совсем паритетный уровень торговых взаимоотношений". Так, по данным Сабырбека Молдокулова, импорт китайских товаров составляет около 1 миллиарда долларов, тогда как экспорт - менее 100 миллионов и имеет тенденцию к снижению:

- Это не может нас не волновать. Конечно, в первую очередь это проблема нашей экономики, но здесь, мне кажется, мы должны вместе с нашими китайскими партнерами подумать, как наладить баланс. Мы, конечно, не можем жаловаться на пассивность китайских бизнесменов. У нас только в Бишкеке имеется около 100 китайских предприятий и около 50 совместных. Ни для кого не секрет, что мы в определенной степени являемся плацдармом для продвижения китайских товаров в другие страны. Многие товары, которые к нам поступают, идут на реэкспорт. И, конечно же, хотелось бы совместно осваивать рынки других государств.

Нынешнее положение вещей, по мнению аналитиков, должно вызывать беспокойство у руководства Киргизии, поскольку со временем республика может оказаться под экономическим контролем соседа. Молдокулов, однако, считает, что Киргизии экономической зависимости от КНР бояться не стоит:

- Во многом, условно говоря, Киргизстан и сейчас находится в экономической зависимости, в том плане, что на нашем рынке доминирует китайский товар. Но бояться этого не надо, потому что китайский товар завоевал рынки всего мира. Во-первых, за счет цены, и, во-вторых, как это ни странно, за счет качества.

При этом статс-секретарь Минпрома Сабырбек Молдокулов не исключает, что при таком бурном развитии экономических отношений у Китая может быть и территориальный интерес:

- Сейчас сотни тысяч наших граждан работают за пределами Киргизстана, потому что нет работы. Надо поднимать экономику, чтобы киргизстанцы вернулись. Тогда этого вопроса можно будет не бояться. Иначе эта ниша будет заполняться. Будет приходить иностранный капитал, и создаваться рабочие места. Естественно если их будут создавать китайцы – то будут приезжать китайцы. Безусловно, такая угроза есть.

В торгово-экономических отношениях Киргизии и Китая очень много проблем. Их, по мнению бывшего киргизского посла в Поднебесной Ишенбая Абдразакова, необходимо решать как можно быстрее и переходить на более качественный уровень взаимоотношений:

- Все признают, что через 50-60 лет Китай будет первой страной в мире по объему экономики. Если мы вовремя сможем адаптироваться - это будет только в наших интересах и пойдет нам на пользу, - отмечает Ишенбай Абдразаков.




Специалисты недооценивают перспективы исламской радикализации Киргизии

23.01.2007. ИА «24 kg»

В настоящее время в Кыргызстане действует множество научно-исследовательских институтов. У каждого из них есть свои цели и задачи, все они осуществляют свою деятельность в определенных областях. Одним из таких учреждений является Институт стратегического анализа и прогноза при Кыргызско-Российском Славянском университете (ИСАП КРСУ), который за относительно короткое время существования успел заявить о себе широкой общественности. Сегодня на вопросы ИА "24.kg" отвечает ученый секретарь ИСАП Асия Эсенбекова.

- Асия Таштанбековна, можно поподробнее узнать об институте, чем он занимается?

- Институт стратегического анализа и прогноза при КРСУ создан летом 2005 года решением ученого совета КРСУ и приказом ректора вуза Владимира Нифадьева. После завершения всех регистрационных процедур мы с головой окунулись в научно-исследовательскую деятельность.

Подчеркну, что наш институт, исходя, прежде всего, из интересов Кыргызстана, организует свою работу в двух направлениях. Это сбор, анализ и среднесрочное прогнозирование развития ситуации в республике и государствах Центральноазиатского региона. А также содействие в информационно-аналитическом обеспечении процесса принятия решений руководством страны.

- Надо полагать, что столь важные вопросы решаются очень большим количеством сотрудников…

- Вовсе нет. Ведь важно не количество, а качество специалистов. В институте в настоящее время работает двенадцать сотрудников, которые окончили лучшие вузы как в Кыргызстане, так и за рубежом, в том числе среди нас три выпускника МГИМО, один - Мадридского университета. Практически все сотрудники прошли стажировки и курсы повышения квалификации в различных странах мира. У нас работают один доктор и два кандидата исторических наук, кандидаты политических, социологических, юридических наук. Некоторые сотрудники имеют серьезный опыт экспертно-аналитической работы в Международном институте стратегических исследований при президенте КР, который, кстати, создавал директор ИСАП КРСУ Акылбек Салиев. Так что наш научный центр имеет достаточно качественный кадровый потенциал для проведения особого типа работ в научно-исследовательской деятельности.

- Какими достижениями уже может гордиться институт?

- Из того, что было реализовано в течение 2005 года, можно выделить два исследования. Первое касается изучения отношения местного населения к иностранному присутствию в Кыргызстане в военной, экономической и гуманитарной сферах. Получили весьма интересные результаты, которые были доведены до политического руководства страны. Второе исследование касалось изучения наркотрафика, наркоситуации в регионе и их отрицательных последствий, влияющих на социальное самочувствие общества. И здесь мы получили весьма интересные наблюдения.

В 2006 году мы также провели два крупных фундаментальных исследования. Первое на тему "Эволюции исламистских группировок в Центральной Азии", второе - "Место и роль некоммерческих организаций Кыргызстана в демократическом развитии страны". На их примере попытаюсь ознакомить читателей с "кухней" и содержательной стороной нашей деятельности.

Дело в том, что в сегодняшних условиях социально-экономической нестабильности, которая напрямую связана c провалами экономических реформ, повлекшими увеличение числа материально и духовно обнищавших людей, страны Центральной Азии, среди которых и Кыргызстан, оказались благодатной почвой для распространения идей политического ислама и радикальных религиозных взглядов.

Многие наши коллеги не совсем адекватно воспринимают, а иные и вовсе игнорируют опасность распространения идей исламского радикализма в Кыргызстане. Соответственно, по степени таящихся в них угроз в общем списке проблем эту опасность нередко ставят на последнее место, до конца не понимая и не прогнозируя в перспективе ее отрицательных последствий.

Нежелание замечать проблему не означает ее отсутствия. В принципе, уже сегодня невооруженным взглядом видно быстрорастущее влияние ислама на политические процессы в государствах Центральной Азии. И с каждым годом оно становится все более очевидным и ощутимым. Мало у кого возникают сомнения в том, что исламская политическая оппозиция уже как устойчивое явление стала неотъемлемым фактором современной политической жизни как в странах Центральной Азии, так и во всем мире.

Для нас эта проблема явилась необходимостью проведения исследования теоретических основ исламской политической доктрины джихада, его практического применения, а также изучения и анализа основных тенденций развития идеологии исламского политического движения в Центральной Азии. Иначе говоря, целью исследования было изучение идеологической основы исламских политических группировок и определение степени влияния общемировых тенденций исламского политического движения на развитие политического ислама в Центральной Азии и Кыргызстане.

Главным преимуществом исследования является то, что оно представляет собой впервые проведенное детальное, системное изучение радикальных концепций в политическом исламе, включающих в себя терминологию джихада, внутреннюю организацию и формы деятельности радикальных группировок, их организацию, финансирование и социальный состав.

Мы также впервые провели подробный сравнительный анализ эволюции идеологии радикальных движений на Ближнем Востоке, проблематики джихада в контексте суицидных актов шахидов.

Очень важным и интересным стало изучение феномена исламизма в Центральной Азии в контексте влияния внешних факторов, связанных с общей политической ситуацией в мире, в частности в Ираке и Палестине, характеризующейся политикой великих держав в борьбе с международным терроризмом и религиозным экстремизмом. Большой исследовательский интерес представило и выявление особенностей исламских политических группировок в Центральной Азии как одной из важных составляющих общеисламской концепции развития на современном этапе.

- К каким же выводам вы пришли после завершения данного исследования?

- Наши эксперты считают, что очевидным стало усиление влияния внешнего фактора, а именно таких стран, как США, которые проводят последовательную политику в отношении верующей части общества, проживающего на территории Ферганской долины. Вместе с тем отмечается некоторое ослабление информационно-идейных, экономических позиций России в регионе, зачастую обусловленных непоследовательной позицией Москвы в Центральной Азии.

Также мы обосновываем появление нетрадиционных методов борьбы с национальными режимами. Для достижения своих целей новые социально-политические силы в основе своей деятельности, кроме традиционных методов борьбы (митингов, забастовок) со своими противниками, могут использовать ранее не использовавшиеся способы (террор) под лозунгом джихада.

- А второе исследование представляет интерес для широкой аудитории?

- Безусловно. Оно посвящено изучению деятельности некоммерческих организаций (НКО), фондов, правозащитных структур Кыргызстана, их современному состоянию и участию в общественно-политической жизни страны. Думаю, многим небезынтересно узнать о реальном месте и роли НКО в демократическом развитии Кыргызстана, степени их вовлеченности в политику, их влиянии на социально-политические процессы. Особое внимание мы уделили изучению воздействия на внутриполитические процессы иностранных и международных организаций, использующих в качестве инструмента местные НКО.

Если говорить о выводах в двух словах, то можно остановиться на некоторых основных моментах. В частности, современные НКО - лидеры Кыргызстана, составляющие его костяк, достигли такого этапа в своем развитии, когда НКО-сектор уже признается значимой общественной силой. Став достаточно влиятельным участником социально-политических процессов, НКО способны оказывать воздействие на развитие республики, на принимаемые властью решения, формировать общественное мнение, регулировать гражданскую активность людей.

В то же время характерным (не только для нашей республики) стал факт прямой финансовой зависимости кыргызских НКО от иностранных грантодателей, доноров, спонсоров и т.п. Сложившиеся современные взаимоотношения между иностранными и международными организациями, с одной стороны, и НКО страны - с другой, носят характер отношений "заказчик – исполнитель", при этом первые зачастую навязывают вторым свою политическую волю. Учитывая направленность деятельности ряда крупных НКО, а также источники финансирования, очевиден факт усиления влияния США через них в стране, с одновременным ослаблением влияния России.

- Получается, что большинство НКО в Кыргызстане - зависимы от зарубежных доноров и не могут в достаточной степени саморазвиваться и самореализоваться?

- Да. По мнению наших экспертов, зависимость НКО не может не отражаться на состоянии развития всего третьего сектора, на разрешении проблем и потребностей НКО, а также реализации их собственного потенциала. Проведенное исследование позволило выявить наиболее актуальные проблемы и потребности наших НКО. Сюда относятся нехватка финансовых ресурсов, отсутствие достаточного количества профессионально подготовленных кадров, соответствующего опыта, офисного оборудования. К проблемам иного характера можно отнести неэффективность деятельности большей части НКО, кратковременность их существования, которое заканчивается, как правило, с прекращением финансирования программы, под который был получен грант. Однако, несмотря на наличие серьезных проблем, в определенной степени тормозящих развитие третьего сектора, необходимо отметить имеющийся потенциал НКО, развитие которого, несомненно, сыграет положительную роль в дальнейшем его становлении.

Во-первых, это наличие уже сформировавшегося ядра успешных НКО и их сотрудников, достаточно эффективно решающих задачи, стоящие перед ними, и дающих импульс для развития института некоммерческих организаций в Кыргызстане.

Во-вторых, это имеющийся багаж приобретенного опыта и знаний сотрудников НКО, необходимых для дальнейшего развития всего сектора.

В-третьих, динамичность, энергичность и гибкость работы НКО.

И последнее, это сложившийся положительный общественный имидж НКО среди населения.

- Асия Таштанбековна, извините за некорректный вопрос, а финансирование вашего института, его исследовательские изыскания за чей счет производятся?

- Все темы научных исследований предлагаем мы сами и получаем утверждение Федерального агентства по образованию Российской Федерации. Так как наш институт является структурным подразделением КРСУ, финансирование также проводится из бюджета самого Славянского университета.




Второй раз...

23.01.2007. Gazeta.kz

Ибрагим Рустамбек

Премьера Киргизии опять "прокатили"

Комитет по Конституционному законодательству киргизского парламента решил, что Феликс Кулов не имеет права повторно выдвигаться на пост главы правительства.

Напомним, что на минувшей неделе киргизский парламент Жогорку Кенеш большинством голосов проголосовал против внесенной президентом Курманбеком Бакиевым кандидатуры Феликса Кулова на пост главы кабинета.

Многие тогда посчитали, что нардепы элементарно выпендрились - ради того, чтобы сохранить хоть какое-то политическое лицо…

Ибо президент и премьер-министр элементарно "развели" и загнали в угол парламент, который после подписания Бакиевым в Новом году новой редакции конституции - становился карманным.

К тому же, Жогорку Кенеш называют проакаевским, ибо он был избран аккурат за месяц перед революцией, в феврале 2005 года, и большинство мест в нем заняли сторонники экс-президента (что и послужило непосредственным поводом для массовых недовольств и свержения прежней власти).

…Словом, никто не сомневался, что уж во второй-то раз кандидатуру премьера Кулова и внесут на голосование и утвердят, ибо в противном случае Жогорку Кенешу грозит роспуск. Но вот вчера председатель комитета по конституционному законодательству Исхак Масалиев вынес резолюцию, согласно которой повторное внесение кандидатуры Ф.Кулова на голосование противоречит законам "О регламенте Жогорку Кенеша" и "О правительстве".

"Институт трехкратного отклонения предполагает, что президент вносит в парламент три разные кандидатуры", - заявил М.Масалиев. - Президент, повторно представив кандидатуру Феликса Кулова на должность премьер-министра, противоречит действующим нормам законодательства… В законе "О регламенте Жогорку Кенеша" четко написано - если предложенная кандидатура не набирает требуемого количества голосов, то президент предлагает новую кандидатуру… Кандидатура Кулова через раз может считаться новой. Но опять же логика здесь нарушается - человек, который представляется на должность премьера, должен получить доверие парламента. Если он не получает доверие парламента, то через силу заставлять, это будет неправильно".

Реакция правительства последовала незамедлительно.

Сегодня утром пресс-служба и.о. главы кабинета распространила заявление, в котором говорится, что комитет по конституционному законодательству "вышел за рамки своих полномочий, поскольку его заключение было не по кандидатуре Премьер-министра, а по правомочности решения президента по внесению кандидатуры, тем самым, поставив под сомнение действия президента… Статья 6 Конституционного Закона "О Правительстве" не противоречит Конституции, за исключением нормы, согласно которой Президент имеет право распустить Жогорку Кенеш после трехкратного отклонения кандидатуры премьер-министра".

Если не вникать в суть юридических проволочек и обрисовать ситуацию нормальным человеческим языком, то суть дела такова. В политической жизни четко обозначилось противостояние правительства и парламента.

Политологи уже заявили, что в стране грядет новый политический кризис. Впрочем, Киргизия из него и не выходила - почитай, с тех самых пор, когда 24 марта 2005 года произошла революция тюльпанов. Причем, и среди парламентариев сегодня тоже явный раскол: пропрезидентская его часть поддерживает выдвижение Феликса Кулова, а другая, в том числе из числа оппозиционеров-депутатов, выступает против.

Ряд экспертов считает, что такая ситуация на руку прежде всего главе государства, который в "таком бардаке" единственно и остается реальной властью, и в его силах заставить депутатов подчиниться своей воле. Вопрос в том: чего все-таки хочет президент? Если он верен своему союзнику по политическому тандему Феликсу Кулову, то почему тогда лично, так сказать, не представил его кандидатуру на минувшей неделе в парламенте? Или все-таки Бакиев решил избавиться от своего главного политического соперника?

Сам Феликс Кулов, когда его прокатили в первый раз, уверенно завил, что глава государства будет представлять его кандидатуру столько раз, "сколько нужно". Но, как видно, не учел, что его противники могут процессуально, так сказать, "заболтать" и затянуть дело.

Если все-таки оно сведется к выдвижению другой кандидатуры, то тут называется имя 1-го вице-премьера (точнее - и.о., каковыми сегодня являются все министры) - Данияра Усенова. Именно он давно метит в кресло главы кабинета и является, по мнению экспертов, костью поперек горла своему непосредственному шефу Феликсу Кулову. Нелишне однако напомнить, что если еще год назад их пикировки принимали прямые и едва не одиозные формы, то нынче оба "валят" друг друга из глубокого подполья. Когда в конце марта 2005 года Феликса Кулова спустили с нар, это было как для Бакиева, так и для Усенова - ударом ниже пояса. Ибо, если первый как лидер оппозиции "логично перетекал" в лидеры страны, то второй явно рассчитывал занять премьерское кресло.

Кулова пытались спихнуть с политической арены всеми возможными средствами, но он-таки удержался, хотя и заплатил за это слишком высокую цену, - растеряв во внутриполитических дрязгах свой прежний авторитет.

Во всем происходящем в Киргизии не последнюю роль играл и играет и внешний фактор. При прежнем режиме тот же 1-й вице-премьер был депутатом, а деловая корпорация братьев Усеновых "Эридан" значилась в числе первых самых крутых финансово-промышленных организаций.

Молва говорит о том, что, опасаясь растущего влияния и авторитета Усеновых, - прежний лидер страны и дал команду свернуть шею возможному своему сопернику…

Как бы то ни было, но Д.Усенова называют в числе основных спонсоров киргизской революции тюльпанов, и именно он возглавил созданную сразу после революции 24 марта Госкомиссию по поиску имущества экс-президента.

Данияр Токтогулович пообещал тогда на радостях вернуть в страну акаевские миллионы-миллиарды, и более того - выдать каждому киргизстанцу не менее двух тысяч баксов на руки - для начала бизнеса. Но, наняв за 500 тысяч долларов некоего адвоката, с говорящей фамилией Либерман, комиссия ни черта, пардон, не нашла.

Усенов тогда и получил прозвище "киргизского Андерсена"… Как бы то ни было, но планы у нынешнего 1-го вице-премьера остаются самые наполеоновские. Именно его ряд аналитиков прочат в преемники и следующие президенты страны, ссылаясь при этом, что за Усеновым стоят казахстанские олигархи. Если это так, то это только лишнее подтверждение: главным препятствием на пути Усенова остается Феликс Кулов.

Хотя, по большому счету, хрен редьки не слаще: кто бы не пришел к власти - социально-экономического прорыва в стране в ближайшей перспективе ожидать не приходится и для большинства киргизстанцев жизнь вряд ли станет лучше.

Увы, пока в Киргизии даже отдаленно не прослеживается политика, который мог бы стать лидером общенационального формата, сплотить нацию. Зато страна все более впадает в политическую и экономическую зависимость от других государств. Большинство же нынешних госмужей продолжает действовать по принципу: "Куда пойти, куда податься - кого найти, кому отдаться".

Лично для Д. Усенова ситуация осложняется тем, что по ряду данных, к Кулову продолжает благоволить сам лидер Казахстана Нурсултан Назарбаев. Если говорить о внешних факторах, в том числе финансовой подпитке тех или иных политических сил в стране, то тут, помимо Казахстана, также - Россия, США, Китай имеют свой особый интерес и, разумеется, рассчитывают на своих ставленников.

Нет, не скучная все-таки страна Киргизия. Ложишься вечером спать, и не знаешь - при какой стране, правителе или, там, Конституции проснешься завтра.

Ну а сегодня перед зданием парламента продолжают митинговать как сторонники, так и противники Феликса Кулова - НПО, партии и, как говорится, все желающие.

Митинг, похоже, становится нашим национальным образом жизни…




Парламент отклонил Кулова дважды. Возможные дальнейшие действия Кулова

25.01.2007. Tazar (Киргизия)

Экспертная группа Интернет-издания Tazar

Итоги сегодняшнего голосования в парламенте Кыргызстана показали, что депутаты не видят Феликса Кулова главой правительства. Противоречия между и.о. премьера и парламентом оказались непреодолимыми – сегодня Кулов получил 38 голосов "против". Ровно столько, сколько ему нужно было набрать "за".

Как предполагали эксперты Интернет-издания Tazar, скорее всего президент предложит теперь парламенту другую кандидатуру, удобную для всех политических групп на определенный период времени. Конкретнее - до парламентских выборов, которые прогнозируются на осень 2007 года.

Каковы будут возможные дальнейшие действия Феликса Кулова?

Вариант первый, "скучный": Кулов тихо-мирно согласится на должность, которую ему дадут. Это, возможно, будет должность Секретаря Совета Безопасности КР. Кулов – силовик, авторитетен в международных кругах, имеет опыт эффективного погашения межнациональных конфликтов (Ошские события в Кыргызстане в 1990 г.; события 24 марта 2005 года, когда в течение суток ситуация в столице была взята под контроль). Возможно, это будет должность посла – в США, в странах Бенилюкса, в России, т.е. в странах, где Кулов может наращивать свои контакты и международный авторитет – то, что ему пригодится в его дальнейшей политической карьере.

Вариант второй, "энергичный": Кулов разворачивается и уходит из нынешней власти. В парламенте, когда его спросили, уйдете ли Вы в оппозицию, если Вас не утвердят премьер-министром, Кулов ответил, что он не против власти вообще, но будет выступать против "неправильных" действий власти. Он не сказал "да", но он не сказал и "нет".

Теперь вопрос, КАК он уйдет. Опять-таки два варианта:

1. Громко и хлопнув дверью. Что маловероятно, так как после отсидки в тюрьме Кулов демонстрирует взвешенность и рассудительность при принятии ключевых решений;

2. Мягко и вежливо. "Спасибо всем – и единомышленникам и оппонентам, мне было приятно с Вами работать, но сейчас мне нужно время, чтобы собраться с мыслями и определить свои дальнейшие действия". И потом он какое-то время пребывает в раздумьях.

Обладая солидным политическим багажом и потенциалом, Кулов останется в политике. При нынешнем раскладе политической ситуации в Кыргызстане и прогнозах на ее дальнейшее развитие, Феликс Кулов – один из лидеров в предстоящей политической борьбе между партиями за место в парламенте. Он, возможно, вернется в свою партию "Ар-Намыс" и начнет активное партийное строительство.

Примкнет ли Кулов к нынешней оппозиции?

Оппозиция ждала Кулова в ноябре 2006 г. на площади. Тогда она его не дождалась и эмоционально отреагировала на "безответную" любовь – имя тогдашнего премьера склоняли во всех падежах. Но, призыв к Кулову встать в стройные ряды оппозиционеров, возможно, еще звучит (уже не на площадях, но в кулуарах) – им нужен такой опытный, такой харизматичный, такой северный лидер. Он, скорее всего, прекрасно это понимает, поэтому будет простраивать другой тип отношений с нынешними оппозиционерами, когда не он будет примыкать к ним, а они будут стремиться к политическому альянсу с его взращенной, расширенной, сильной политической группой.




Президент Киргизии не держит свое мужское слово?

26.01.2007. Gazeta.kz

Ибрагим Рустамбек

Об этом заявил теперь уже бывший премьер Феликс Кулов.

Он высказался на сей счет в интервью киргизоязычной газете "Агым" - после того, как стало известно, что глава государства Курманбек Бакиев принял решение внести на голосование в парламент новую кандидатуру.

Это - Азим Исабеков, ныне исполняющий обязанности министра сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности. Решение было принято сегодня утром, 26 января на встрече в доме правительства президента и руководителей парламентских комитетов и депутатских фракций.

А ближе к вечеру глава государства уже сделал соответствующее представление в парламент.

А вот первая реакция Ф.Кулова - до последнего верившего, что Бакиев будет стоять за него до конца: "Я очень устал, дайте передохнуть. Что можно сказать о человеке, который нарушил свое мужское слово?.. Не мучайте меня вопросами. Даст бог, в понедельник, 29 января, я дам расширенную пресс-конференцию, где отвечу на все вопросы. Тогда и приходите…".

Сам президент на встрече с депутатами дал (разумеется) положительную оценку деятельности Кулова и возглавляемого им правительства, но при этом заявил: "Прежде всего, правительство и Жогорку Кенеш так и не смогли найти общий язык и установить между собой деловые, рабочие отношения, не смогли решить задачи, поставленные президентом по принятию целого пакета законопроектов экономического характера".

Это, по мнению президента, одна из основных причин, почему он не стал вносить в третий раз кандидатуру Кулова для голосования.

Другая причина связана с возможным вступлением страны в программу ХИПК (в нее вступают бедные страны, которые сами не способны погасить внешний долг) - за что выступал теперь уже бывший премьер-министр, пойдя, как считают его противники, на поводу Всемирного банка и других западных структур, имеющих целью финансово закабалить Киргизстан.

Президент также заявил, что, конечно, мог бы и в третий раз внести кандидатуру Кулова, но это вряд ли способствовало бы разрешению конфликтной ситуации между правительством и парламентом...

Как стало известно, глава государства предложил Феликсу Кулову другие госдолжности, но… ответа не последовало. То есть, надо полагать, сам Кулов мог расценить такое предложение-"откат" как оскорбление. Оно и понятно: ведь согласно пресловутому тандемному соглашению между Курманбеком Бакиевым и Феликсом Куловым летом 2005 года, они обязались идти рука об руку до победного конца. И если, став президентом, Бакиев по каким-либо причинам вынужден будет оставить свой пост - также должен поступить и Кулов. И - наоборот, разумеется.

Впрочем, это джентльменское соглашение (под которым стоят подписи не только Кулова и Бакиева, но и других видных деятелей), не обладает юридической силой. Поэтому-то сегодня Феликс Кулов и заявляет, что президент нарушил свое мужское слово.

Надо сказать, о том, что необходимо "вести себя по-мужски" Кулов не уставал повторять во все время своего премьерства и, так сказать, "тандемства" с президентом Бакиевым. Как будто понятия "политик" и "мужчина" - слова синонимы?!

И как будто сам Кулов за многие годы своего пребывания в большой политике так и не понял, что тут за теплое местечко - мать родную продадут. Нет, может быть, где-то в цивилизованных странах и есть лидеры, которые действуют в согласии с совестью и честью, но только не в Киргизии.

Здесь в большую политику идут исключительно по головам других: соперников и союзников, друзей и врагов. И Кулов точно также шел: быть может, действуя не столь грязными методами, как другие, пытаясь сохранять некие приличия, но, увы, погоды это не делало. Такова уж неприглядная политреальность: не только в Киргизии, но и в других постсоветских республиках, не успевших еще за свою небольшую независимую историю "обрасти" какими-то нравственными критериями.

А Феликсу Кулову, по меньшей мере, глупо сейчас обижаться на президента Бакиева: он получил то, что должен был получить (самолично не единожды стерпев моральные оплеухи), и о чем его неоднократно предупреждали.

Если же не оперировать эмоционально-психологическими оценками, а обратиться к сугубо прагматическим, то во всем происходящем, безусловно, есть свои объективные причины. Фигура Кулова, как главы кабинета, была всегда излишне политизирована, и, пожалуй, даже где-то мифологизирована. "Вот тот человек, который может спасти страну в случае чего", - примерно так мыслил рядовой обыватель, вслушиваясь в уверенную речь премьера, вглядываясь в его волевое (мужское) лицо…

И то, Кулов не раз спасал ситуацию: и когда в начале 90-х годов прошлого века в Оше случилась резня между киргизами и Узбеками; и когда в Москве чуть не сковырнула Горбачева и нарождающуюся демократию пресловутая ГКЧП - тогда именно Кулов уговорил интеллигента Акаева не поддаваться провокациям. И после революции 24 марта, когда толпа в Бишкеке громила здешний "белый дом", а потом ночью мародеры грабили магазины, а пьяные люмпены маршировали с гиканьем и воем по улицам столицы - Кулов не побоялся выйти усмирять зарвавшихся молодчиков. И народ верил ему…

Вот только сам народ так и не понял: "Железный Феликс" хорош и незаменим именно в экстремальной ситуации, но каков он как руководитель исполнительной власти и экономический реформатор? За полтора года его премьерства этого никто так и не узнал. Зато политически, эмоционально - он вольно или невольно, но всегда как-то заслонял, что ли, Курманбека Бакиева. Но ведь именно тот - первое лицо страны, как ни поверни. Разумеется, Бакиев не захотел мириться с таким своим положением. И само собой, что ему сподручнее работать с техническим премьером, коим, как всем ясно, и будет "при нем" новый премьер. Таковыми, как известно, обзавелись и Владимир Путин, и президент Казахстана… Правда, сам Бакиев - далеко не Путин и не Назарбаев. Но это, пожалуй, тема специального разговора.

Однажды, кстати, когда Феликс Кулов грел нары при прежнем режиме (как политзаключенный №1) ваш покорный слуга делал с ним интервью. Так вот один из вопросов как раз и был связан с отсутствием в стране лидера общенационального масштаба, пассионария, способного вывести страну из социально-экономического безвременья.

Феликс Шаршенбаевич тогда отделался общими словами: что да, мол, режим Акаева не дает проявляться личностям-лидерам…

А режим Курманбека Бакиева способствует, Феликс Шаршенбаевич?! И припомните-ка: сколько вы лично допустили огрехов и проступков - и в политике, и по отношению к тем, кто вам помогал и от кого вы, добившись своего, затем с легкостью отказывались?

Но… нельзя сейчас упрекать Кулова. Ему тяжело и он, судя по всему, и впрямь устал и опустошен: обескуражен тем, что его "вот так" - сдали…

Сейчас все гадают: уйдет он в оппозицию или нет? Если у Кулова "хватит мужества" не уподобляться большинству здешних политиков и не мстить, не очернять своего недавнего союзника по тандему и нынешнего президента страны - это значит, что сам Кулов (как человек и мужчина), еще не кончился… А там, глядишь, кривая киргизской политики еще и вынесет его на самый верх.

У нас ведь все может поменяться в пять минут. На то мы и "островок демократии"…




Реквием по тандему

29.01.2007. ИА «24 kg»

А.Лымарь

В Кыргызстане в конце прошлой недели случилось то, что должно было случиться рано или поздно: приказал долго жить тандем президента Курманбека Бакиева и премьер-министра Феликса Кулова, созданный в мае 2005 года.

Развод с реставрацией

Союз был призван сохранить в республике стабильность после свержения Аскара Акаева и в ожидании новых выборов главы государства. Тогда он свое предназначение выполнил. Поэтому удивительно, что объединение двух весомых и в то же время диаметрально противоположных по взглядам политиков просуществовало больше полутора лет.

Причем, судя по всему, один –Феликс Кулов - принес в жертву значительно больше, чем его "союзник". От него стали отворачиваться прежние соратники, а гражданское общество и парламент постоянно подвергали жесточайшей критике. Кроме того, всю жизнь проработавший в правоохранительных органах и спецслужбах и не отличившийся на хозяйственных должностях генерал изначально занимал явно проигрышную позицию. Ему пришлось заниматься экономикой, пребывающей в кризисе, бороться со спадом промышленности и пытаться выполнить заранее неосуществимое задание президента - довести рост ВВП в 2006 году до уровня 8 процентов. Итог известен – всего 2,7 процента. Это ниже, чем показатели во всех странах СНГ.

Наверняка Курманбек Бакиев еще припомнит это своему теперь уже бывшему партнеру по тандему. Ведь практически сразу, как только стало понятно, что вместо Феликса Кулова в парламент внесут новую кандидатуру на должность премьер-министра, президент не преминул указать на ошибки правительства. А в субботу, 27 января, на III съезде предпринимателей Кыргызстана подлил масла в огонь: "Почему произошел спад в легкой промышленности? Потому что правительство не вмешивалось в ситуацию". Речь шла о замедлении темпов производства в конце 2006 года.

Конечно, Феликс Кулов тоже молчать не стал. Его фраза "Что я могу сказать о человеке, который не сдержал свое мужское слово?" с успехом процитирована всеми СМИ. Не говоря уже о том, что, отозвав свою подпись под письмом руководству Всемирного банка и Международного валютного фонда, он нанес удар ниже пояса своему экс-соратнику по тандему. При этом стоит вспомнить, что Феликс Кулов не раз заявлял, что присоединение Кыргызстана к инициативе HIPC и последствия этого шага он берет под свою личную ответственность. Кто теперь сможет так смело принять огонь на себя? Явно не новый премьер-министр. В итоге именно президенту придется брать на себя эту ответственность. Прятаться за чью-то спину уже не получится.

Списать вступление в HIPC на новое правительство, которое наконец-то появится в республике в ближайшее время, также вряд ли получится. По мнению большинства экспертов, отныне оно превращается в группу обычных статистов и проводников решений президента, которых в любой удобный момент можно пнуть, отправив в отставку. Не пройдет и затасканное еще окружением Аскара Акаева объяснение всех проблем, существующих в стране: глава государства ничего не знал, а чиновники просто его подставляют.

Надо признать, что Курманбек Бакиев стал на прошлой неделе полновластным хозяином страны со всеми вытекающими отсюда последствиями. Чуть раньше – в конце декабря – он сделал к этому первый шаг, заставив парламент принять новую редакцию Конституции и вернув себе все потерянные в ноябре полномочия. А 25-26 января произведен окончательный ход по реставрации того режима, который в Кыргызстане свергали в ходе "тюльпановой революции". И теперь, наверное, можно говорить о том, что она все-таки завершилась.

Экзамены президента

Конечно, еще рано говорить о том, приведут ли первые высказывания и действия бывших соратников по тандему к широкой и полномасштабной информационной, а затем и политической конфронтации. Но и Курманбеку Бакиеву, и Феликсу Кулову, как и всей стране, уже сейчас пора свыкаться с новыми реалиями и раскладом во властных структурах.

С президентом все более-менее понятно. Он и его окружение добились того, чего хотели давно - единовластного правления. Правда, существуют здесь и свои минусы: Курманбеку Бакиеву предстоит теперь самому разгребать многое из того, что он раньше перепоручал соратнику по тандему. В том числе "разборки" с оппозицией, которая наверняка еще проявит себя, приведение в чувство парламента, который до сих пор не желает толком работать, увлекшись политическими игрищами и напрочь забросив все экономические дела: у страны до сих пор нет бюджета на 2007 год, не принят новый Налоговый кодекс, мертвым грузом лежат другие важные законы.

Наверняка президенту вновь предъявят претензии по поводу того, что в стране так и не ведется борьба с коррупцией, отсутствуют экономические реформы, да и какие-то вразумительные планы по дальнейшему развитию страны. А в исполнительной власти преобладают популистские настроения, далеко не всегда превращающиеся в конкретные дела.

В общем, уже в самое ближайшее время Курманбеку Бакиеву придется самостоятельно выдержать первые экзамены на свою зрелость и умение управлять страной в роли ее полновластного хозяина. И, наверное, самое главное – объяснить стране, кто же похоронил тандем…

Три дороги экс-премьера

В отношении Феликса Кулова пока такой ясности нет. Но и у него, как представляется, не очень-то большой выбор. В принципе, он может предпочесть два пути, которые приведут его к окончательному забвению и поставят крест как на серьезном политике. Первый – уйти на покой и заняться своей личной жизнью, семьей. Второй – принять предложение президента о какой-либо новой должности, естественно, менее значимой, чем глава правительства.

Разговоры о том, что Феликсу Кулову пророчат пост посла в России и США, не утихают. Называются и другие должности, поэтому полностью отвергать данный вариант развития событий пока не стоит.

И, наконец, третий – остаться в большой политике. Наверняка у экс-премьера, который подрастерял свои очки, пребывая во власти, найдутся аргументы и идеи, которые смогут поднять его рейтинг и превратить в серьезного оппонента нынешних властей.

Естественно, мало шансов на то, что он пойдет в стан той оппозиции, которая еще в ноябре требовала его отставки. Разумнее предположить, что на базе своей партии "Ар-Намыс" он может создать, как выразился один политолог, "оппозицию-2". Тогда можно отсечь все негативное, что тоже успело накопить за 2006 год Движение "За реформы!", и начать все с чистого листа. Как считают эксперты, такой вариант может очень быстро сплотить вокруг Феликса Кулова большое число сторонников. В том числе заменить нынешний митинговый образ оппозиции на более серьезный и вразумительный, с четкими планами на будущее. И тогда это будет действительно реальная политическая сила, которая сможет побороться и за места в парламенте, и за кресло президента.

Отпели и что?

Последствия развала тандема сейчас живо обсуждаются чуть ли не по всему СНГ. Прогнозы самые разные – от умеренных до пугающих, которые пророчат в Кыргызстане обострение политической ситуации, переход конфликтов на уровень кланов. Можно, в принципе, согласить и с последними. Но все проблема в том, что в стране, начиная с марта 2005 года, политического спокойствия практически и не было. А грызня за должности и место под Солнцем между выходцами с юга и севера, внутри кланов и различных группировок как была, так и осталась.

Ухудшится экономическая ситуация? Так вроде бы дальше уже и некуда: цены и безработица растут, промышленность еле шевелится, бизнес сидит "в тени". Изменится отношение со стороны основных партнеров? Так они уже тоже вроде как привыкли к зигзагам, который выписывает Кыргызстан на протяжении последних двух лет. И, в принципе, мирятся с ними, пока республика продолжает следовать ранее взятым на себя договоренностям и обязательствам.

Так что кончину тандема, уже давно ожидаемую, наверняка следует рассматривать в качестве очередной вехи в политических передрягах последних лет. Как заявил в интервью ИА "24.kg" директор Национального демократического института России Вячеслав Смирнов: "Политики играют в свои игры, а человек живет своей жизнью. Просто живет".


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ