Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №163(15.02.2007)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ

Москва и соотечественники



«Соотечественник-2006»

31 января 2007 года состоялась торжественная Церемония вручения Почетной награды Правительства Москвы и МСРС «Соотечественник года — 2006».

Почетная награда, учрежденная Правительством Москвы и Международным Советом российских соотечественников для выдающихся россиян, проживающих за рубежом, была вручена в четвертый раз. Церемония награждения «Соотечественник года-2006» состоялась в гостинице «Рэдиссон-Славянская» в Москве.

По итогам 2006 года решением Президиума МСРС, подтвержденным электронным голосованием членами Правления МСРС, и решением Правительства Москвы определены лауреаты по трем номинациям:

            «За личный вклад в сохранение и развитие русской культуры и искусства за рубежом» — Любовь Юрьевна Казарновская.

            «За личный вклад в сохранение и распространение русского языка и литературы за рубежом» — Ангелина Александровна Булычева.

            «За личный вклад в общественно-политическую деятельность на благо российских соотечественников» — Сергей Павлович Цеков.

По традиции награды каждому — хрустальный шар, символизирующий нашу планету, и диплом — вручали Мэр российской столицы, Почетный Председатель Международного Совета российских соотечественников Юрий Михайлович Лужков и Председатель Президиума Совета граф Петр Петрович Шереметев.

Почетными грамотами были награждены также наши соотечественники Людмила Алексеевна Кудрявцева (Украина) и Сергей Леонидович Долгополов (Латвия).

Особая благодарность Мэра Москвы была выражена Олегу Даурбековичу Кантемирову

Ниже мы публикуем интервью с Председателем Русской общины Крыма С.П. Цековым по случаю награждения Почетной наградой «Соотечественник-2006».

07.02.2007, http://russian.kiev.ua

И. Евтюшкин

— Сергей Павлович, в прошлом году вы стали лауреатом Почетной награды «Соотечественник года». Учитывая то обстоятельство, что недавно, 31 января текущего года, в Москве состоялась официальная церемония вручения награды «Соотечественник-2006», не могли бы вы рассказать о том, что это за награда, кому и за что она присуждается?

— Сегодня есть только одна организация, которая объединяет российских соотечественников во всем мире – Международный совет российских соотечественников (МСРС). Эта международная организация, зарегистрированная в Организации Объединенных Наций. Инициатором создания МСРС выступило в 2003 году Правительство Москвы.

Международный совет российских соотечественников и Правительство Москвы утвердили почетную награду за наилучшие достижения соотечественников, которые проживают за рубежом. Ежегодно награда вручается трем, иногда четырем представителям соотечественников. Номинаций несколько. Политическая номинация ? за вклад в защиту прав российских соотечественников, номинации за достижения в области культуры, за спортивные достижения, номинация за развитие русского языка и литературы за рубежом. Среди номинантов этой награды есть известный оперный певец Дмитрий Хворостовский, из спортсменов – боксер, чемпион мира Костя Цзю. Награду в номинации «политика» получила Татьяна Жданок ? единственный депутат Европарламента, представляющая интересы русских и русскоязычных граждан Латвии.

В этом году за личный вклад в сохранение и развитие русской культуры и искусства за рубежом награды удостоена австрийская гражданка, певица Любовь Казарновская, за личный вклад в сохранение и распространение русского языка и литературы за рубежом - поэтесса Ангелина Булычева из Украины, и я – за личный вклад в общественно-политическую деятельность на благо российских соотечественников.

Впервые за годы работы Международного совета российских соотечественников, награда присуждена руководителю одной из организаций российских соотечественников, находящихся в СНГ. Думаю, что этот факт является показателем особого отношения России к Крыму и к жителям полуострова, имеющим крепкие этнические, культурные, родственные, экономические связи с Российской Федерацией. За пределами России – Крым, это единственный регион, в котором русских проживает больше половины. Согласно переписи 2001 года 58 процентов крымчан назвали себя русскими и почти 80 процентов от общего числа жителей полуострова назвали русский язык родным. К тому же, Крым ? это единственный русскоэтничный регион за пределами России, обладающий элементами государственности.

— Кто еще из представителей Украины получал Почетную награду «Соотечественник года»?

— Первым лауреатом Почетной награды «Соотечественник года» из граждан Украины стал Вячеслав Бугуслаев. Это директор запорожского завода "Мотор-Сич". Награда ему вручалась за поддержку духовного и культурного наследия соотечественников на Украине.

— А как выглядит Почетная награда и кто Вам её вручал?

— Она имеет вид хрустального шара, который символизирует нашу планету. Шар украшен золотым контуром России. Внутри шара находится земля из всех регионов России.

Вручали Почетную награду Председатель Международного совета российских соотечественников граф Петр Петрович Шереметев и Почетный председатель Совета, мэр г. Москвы Юрий Лужков.

— Насколько мне известно, награда «Соотечественник года» не имеет денежного содержания?

— Да, это так. И это правильно, как мне представляется. Те, кто занимаются проблемами российских соотечественников знают, что в основе деятельности людей, работающих в этой сфере, лежат, прежде всего, моральные факторы, факторы национальные, особое ощущение принадлежности к своей нации, своему народу. А они не измеряются материальным вознаграждением. Кроме этого, нужно понимать, что Международный совет российских соотечественников ? это организация, которая имеет не только финансовую поддержку Правительства Москвы, существует она также за счет взносов, пожертвований. И было бы странно, если бы лауреаты награды стали увозить с собой часть этих пожертвований (в виде денежного приложения к награде).

— Можно ли говорить о том, что почетной наградой «Соотечественник года» награждены не только вы лично, но и Русская община Крыма?

— Безусловно. И это очень важно. Абсолютно уверен, что я не получил бы награду, если бы не было коллективной работы Русской общины Крыма, которая выражена во многих конкретных делах. Конкретные дела ? это не только массовые акции, проводимые Русской общиной Крыма (кстати, эти акции в России освещаются намного более широко, чем в средствах массовой информации, подконтрольных Киеву, которые сознательно их замалчивают). Мы очень активно занимаемся благотворительной деятельностью ? работаем с ветеранами, с детьми, со школами, домами культуры и библиотеками. Мы оказываем материальную помощь ветеранам, содействуем лечению детей, помогаем больным с очень тяжелыми заболеваниями. Именно эти дела нужно принимать во внимание, оценивая эффективность работы Русской общины Крыма.

Кроме того, мы очень активно участвуем в политической жизни и наше участие подкреплено весомым представительством в органах власти. Все понимают, что показателем состоятельности организации является именно этот критерий. Думаю, принятие решения о том, чтобы вручить награду «Соотечественник года» мне, связано, в том числе, и с высоким представительством Русской общины в органах власти Крыма. У нас есть представительство и в Верховном Совете Украины. А для постсоветских государств, в которых проживает значительный процент русских и русскоязычных, и есть соответствующие организации соотечественников, это большая редкость

Ну и само название номинации, в которой мне, как руководителю Русской общины Крыма, была вручена награда, "За вклад в защиту прав российских соотечественников», соответствует основным целям Русской общины Крыма. Это защита прав русских и тех, кто считает русский язык и русскую культуру родными, а Россию исторической Родиной. Защита прав соотечественников - главное направление деятельности Русской общины Крыма. Мы добились в этом неплохих результатов, но сделать, безусловно, нужно еще очень много и впереди нас ждет большая работа.


Государство и диаспора



Европейская демократия в Литве

13.02.2007. http://www.eursa.org/

Валерий КРАВЦОВ

10 и 11 февраля я в числе остальных членов Европейского Русского Альянса (ЕРА) приехал в Вильнюс для поддержки члена ЕРА, председателя «Союза Русских Литвы», Сергея Дмитриева на муниципальных выборах.

Оказывается, всего в 60 км от Лиепаи начинается настоящая демократическая Европа. Литовцы обогнали даже эстонцев, на муниципальных выборах граждане России, имеющие постоянный вид на жительство в Литве, получили не только право голосовать, но и право быть ИЗБРАННЫМИ в органы местного самоуправления.

Представляете - мэром Клайпеды, к примеру, может стать гражданин России или Польши, если он имеет постоянный вид на жительство – вот это настоящая Европейская Демократия с большой буквы.

А мы, как всегда, последние - в Лиепае почти 23000 неграждан и 5500 граждан России, т.е. почти 30000 жителей живут, платят налоги и не могут ни избирать, ни быть избранными.

Помню, в студенчестве нас гоняли на демонстрации против апартеида, мы отстаивали права негров в Африке. Кто бы мог подумать, что я сам стану «негром» - и это в 21 веке в современной Европе.

Вместе с нами в Вильнюс приехала евродепутат, член ЕРА - Татьяна Аркадьевна Жданок, которая является одним из автором книги «Последние пленники холодной войны», изданной на английском языке и рассказывающей о судьбах латвийских неграждан, которую она и подписала, подарив нашей общине. Рукой евродепутата там начертано «Лиепайской Русской Общине – авангарду объединительных процессов русских Латвии».

Конечно, за два дня нашлось достаточно времени, чтобы подробно ознакомить Татьяну Аркадьевну и с положением со школами в Лиепае, и с требованиями общинников по вопросам голосования и языка. Она порекомендовала направлять петиции в адрес Европарламента.

Таким образом, к борьбе за русские школы в Лиепае нам удалось подключить самую тяжелую артиллерию – евродепутата от партии ЗаПЧЕЛ – Татьяну Аркадьевну Жданок.




Казахстанская федерация — решение русского вопроса

Этот материал давно находился в «редакторской папке», но только сегодня, на наш взгляд, самое подходящее время его публикации. В республике начались общественно – политические преобразования. Начались они с укрупнения пропрезидентской партии «Отан», кадровой перестановкой в верхних эшелонах власти. Грядёт конституционная революция – президентская диктатура плавно преображается в парламентскую республику. Возможно предложения Ярослава Бутакова пригодятся для «казахстанской перестройки».

24.04.2006., http://www.analitika.org

Ярослав Бутаков

Немного личного.

 У автора этих строк — казахстанские корни. То есть, географически — они сибирские, но с политико-административной точки зрения — казахстанские. В паспорте отца местом рождения было проставлено "село Пресногорьковка Кустанайской области Казахской ССР" (хотя не было в 1932-м Казахской ССР, была АССР, но паспорт писали уже в 50-х). Насколько помню, сам покойный батюшка говорил, что родился он в рядом расположенном селении Пресноредуть (сейчас она в Северо-Казахстанской области), а в Пресногорьковке просто был сельсовет, где регистрировали. Впрочем, это он сам мог помнить только со слов своих родителей, так как в тот же год семья была раскулачена и выслана.

Накануне войны его семья перебралась с Кузбасса, где перебивалась при "стройках пятилеток", в Южно-Казахстанскую область, поближе к каким-то родственникам. Когда я подрос и стал изучать историю (в годы "перестройки"), долго не мог понять, каким образом им удалось всё-таки осуществить это переселение при отсутствии свободы передвижения и при паспортной системе. И только недавно, прочитав книгу одного современного украинского исследователя национального вопроса в СССР, понял. Оказывается, в самом конце 30-х , 1940-м году Сталин, в порядке присущей ему политики "переселения народов", производил возвратное заселение русскими тех земель, с которых в 1916-22 гг. были согнаны столыпинские колонисты, включая самые южные анклавы прежней русской колонизации. Вот так мои предки затесались в ряды этого нового "колхозного казачества" и очутились в Южном Казахстане, т.е., по дореволюционной географической номенклатуре, уже в Туркестане.

Детские впечатления от поездок к дедушке и бабушке в Туркестан — самые красочные. Всегда изобильный от свежих помидоров, арбузов, дынь и персиков стол, за которым собирались большие компании родственников. Большинства из них уже нет в живых, а те, кто есть, те уж далече… Журчание арыка. Сверкающие заснеженные вершины, проглядывающие сквозь кроны абрикосовых деревьев. А по ночам — феерическая, как никогда не бывает в наших северных краях, сплошная россыпь ярких звёзд по всему небу…

А вот на Севере Казахстана, где затерялась пра-родина предков, так и не довелось пока побывать. Меж тем, в отличие от Южного Казахстана, это район, где, наверное, числит свою родину не одна сотня тысяч моих соотечественников. Это район, с 1991 года ставший таким же фактором ущемления "национальной гордости великоросса", как и Крым. Итак, о Северном Казахстане.

Откуда тут русские?

Граница между советскими внутригосударственными политико-административными образованиями, ныне — независимыми Российской Федерацией и Республикой Казахстан, тянется изломанной линией от Каныгинской протоки в дельте Волги до истока Бухтармы в Южном Алтае. Приложите линейку к карте и измерьте расстояние по прямой. Получится чуть больше 3000 км. А на самом деле протяжённость российско-казахстанской границы свыше 7000 км. Причём отметьте, что вся она пролегает к северу от приложенной вами к карте линейки.

Вот почти всё это пространство, лежащее между прямой линией, соединяющей крайние точки российско-казахстанской границы, и зигзагообразной границей, прочерченной на карте, и есть по большому счёту Северный Казахстан, который в советское время воспринимался как естественное и органичное продолжение России — в природном и этнографическом смыслах.

Поселения русских казаков на реке Яик (как до пугачёвского бунта звалась река Урал) стали возникать ещё в XVI веке, а в конце того же столетия русские проникли за Уральский хребет и начали осваивать Сибирь. Тогда же на территории нынешнего Северного Казахстана начали возникать русские города. Первым был Яицкий городок (позднее ставший зваться Уральском), основанный в 1584 году. Затем был Гурьев, основанный купцами этой фамилии в земле яицких казаков в 1640 году. В те времена казахов здесь не было. Земли яицких казаков окружались ногаями Большой орды. Казахи подошли к Яику только в XVIII столетии.

В 1-й половине XVIII века начинает складываться Сибирское казачье войско. При Петре I военная экспедиция под начальством Бухгольца положила начало Сибирской линии, заложив ряд крепостей вверх от Омска по реке Иртыш. Так, в 1718 году возник Семипалатинск, в 1720-м — Павлодар и Усть-Каменогорск. Укрепления и посты Иртышской линии предназначались для защиты от Джунгарского ханства, от которого в ту пору немало страдали и казахи.

В 1752 году на запад от Омска протянулась укреплённая Пресногорьковская или просто Горькая линия. На реке Тобол она сомкнулась с Оренбургской линией одноимённого казачьего войска. Ключевым звеном обороны Горькой линии стал город Петропавловск, основанный тогда же. Помимо оборонительной функции, это укреплённое место исполняло также роль торгового пункта на границе между Россией и степью. Сохранилось даже известие о том, что хан казахского Среднего жуза Абылай просил русские власти открыть здесь пункт для пограничной торговли, так как его подданным было далеко ездить со своими товарами в Оренбург и Троицк.

С 70-х годов XVIII столетия казаки, служившие на Горькой, Иртышской и проложенной восточнее Колывано-Кузнецкой линиях, стали именоваться казаками Сибирской линии. А 19 августа 1808 года было официально учреждено Сибирское казачье войско, которое, таким образом, через два года отметит свой 200-летний юбилей.

Сибирское войско складывалось из вольно переселявшихся крестьян (в основном с севера Европейской России), добровольцев из числа временно служивших в Сибири донских казаков, башкир и крещёных татар, ссыльными запорожцами. Разнообразное этническое происхождение не мешало слиянию в один общественный организм сибирского казачества. Под защиту казачьих линий от агрессии джунгар уходили многие казахи. Так возникли существующие до сих пор многочисленные казахские анклавы к северу от Сибирской линии.

Подобные переселения продолжались и долго после. Так, нынешний крайний западный выступ территории Казахстана образовался в 20-х годах XIX века. Когда ногаи, кочевавшие к западу от реки Урал, ушли в степи Предкавказья, старейшины казахской Букеевской орды обратились к русским властям с просьбой позволить им занять освободившееся жизненное пространство. Переправившись через реку Урал и пройдя через земли Уральского (бывшего Яицкого) войска, Букеевская орда расселилась к западу почти до Волги. Административно до 1917 года она находилась в Астраханской губернии, но была выделена в район с особым управлением.

Сибирское казачье войско было немногочисленным. На момент учреждения оно насчитывало немногим больше 5000 строевых (т.е. вместе с семьями население Сибирской линии едва ли превышало 30 тысяч). Так что линия была весьма и весьма пунктирной. До начала ХХ века южная окраина Сибири оставалась малолюдной.

К югу от Сибирской линии, в пустыне, казачьих поселений не возникало. Основывались только укреплённые пункты по мере проникновения русских вглубь Центральной Азии с целью замирения Кокандского и Хивинского ханств и Бухарского эмирата. Так, в 1830 году было создано укрепление Акмолы, в 1853 году русские войска взяли кокандскую крепость Ак-Мечеть (нынешняя Кзыл-Орда). Исключение составляет область, примыкавшая к Иртышской линии — Семиречье, где в 50-е годы XIX века начали возникать поселения будущего Семиреченского войска, а в 1854 году было основано Заилийское укрепление, с 1885 года ставшее городом Верным.

В годы столыпинской реформы развернулась бурная колонизация нынешнего Северного Казахстана обезземеленными крестьянами из Европейской России (русскими, украинцами и белорусами — всеми вместе). Но откуда могла взяться земля для них? Ведь большая часть угодий была распределена между сибирскими казаками. Как передавал отец, дед сказывал, что у них, у казаков, земли всегда было много, а вот жившие промеж них крестьяне земли имели мало. Поскольку царские власти не собирались трогать казачьи земли, переселенческий фонд мог создаваться только изъятием земли у кочевников — казахов. Царская администрация исходила при этом из того соображения, что кочевники со своим типом хозяйствования пользуются несоразмерно большими земельными угодьями, могут-де и потесниться. Так были брошены семена гнева, давшие кровавые ростки в 1916 году.(1)

Эту часть истории пересказывать не будем, она достаточно известна. События казахского восстания, революции и гражданской войны привели к ликвидации очагов столыпинской колонизации. Частично было подвергнуто репрессиям и изъятию земель казачество, жившее здесь столетиями. Земли Уральского и Семиреченского войск, почти вся территория Сибирского войска были включены в Киргизскую (с 1924 г. — Казахскую) АССР в составе РСФСР. Та же судьба готовилась и области бывшего Оренбургского войска, поскольку Оренбург был первоначально столицей новой автономии. Но так как одновременно Оренбург являлся также столицей Башкирской АССР, то в конце концов решили выбрать что-то одно (последующими административными реформами Оренбург был выделен и из Башкирской автономии, а столицей последней стала Уфа, первоначально в неё не входившая).

В 1924 году население Казахстана на 61 % состояло из казахов. Однако стройки пятилеток, раскулачивание, насильственные депортации целых народов, а особенно освоение Целины существенно изменили этническую картину Казахстана. По Всесоюзной переписи 1970 года доля казахов в населении республики составила всего 30 %. В последние годы существования СССР, по данным переписи 1989 года, удельный вес титульного народа возрос до 40 %, доля русских составила 38 %. Третьим по численности народом были немцы — 6 %.

Относительное большинство по сравнению с казахами русские имели в 8 регионах республики: Алма-атинской (вместе со столицей), Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Кокчетавской, Кустанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской и Целиноградской областях. Причём в Восточно-Казахстанской, Карагандинской и Северо-Казахстанской областях русские составляли абсолютное большинство населения.

Иммиграция русских из Казахстана после распада СССР (выехало около 2 млн.), возвращение немцев heim in Reich, хотя и уменьшили в целом численность населения Казахстана на 1 млн., но изменили этническую карту республики в лучшую для казахов сторону. Теперь уже минимум 53 % населения Казахстана составляет титульная нация, причём весьма молодая по своему среднему возрасту. Ситуация будет продолжать меняться в том же направлении, так как наибольший прирост отмечается в регионах с преобладанием казахского населения, в то время как русскоязычные регионы испытывают убыль населения(2) — как за счёт превышения смертности над рождаемостью, так и из-за продолжающейся иммиграции русских. Тем не менее, зря кто-то полагает, что проблема русских областей Казахстана быстро решится "естественным" путём, если, конечно, её развязка в таком виде не будет искусственно спровоцирована. Но мы оставим такую вероятность за рамками рассмотрения.

Модели национальных автономий и биэтнических государств

На официальном уровне Казахстан не признаёт наличия проблемы русского населения. Стержнем государственной пропаганды и декларируемой целью национальной политики Республики Казахстан является создание единой казахстанской нации, не знающей разделения по этносам. На практике, однако, это выражается в засилье в органах власти и управления представителей одного, титульного народа. Поэтому русский вопрос в Казахстане никуда не делся. Он существует, но замалчивается, загоняется вглубь.

Найти формулу взаимоприемлемого существования русской и казахской наций в рамках Казахского государства — вот задача, которую История, если не сейчас, так позже, но неминуемо, остро поставит перед Республикой Казахстан, перед его властью и его полиэтничным социумом. Как убедительно доказал советский опыт, игнорировать национальный вопрос нельзя. И русские здесь — не исключение из правил. Сейчас качели качнулись в сторону деколонизации и упадка бывшего имперского этноса. Но строить государственную политику в расчёте на то, что такое положение продлится вечно, что качели замрут в верхней точке, могут только политические самоубийцы. И чем дольше национальный вопрос игнорируется, тем неизбежно жёстче будет последующая реакция, как опять же подсказывает поздняя советская история, да и не только она.

Государства с долей одного этноса менее двух третей политология относит к категории полиэтничных. Однако в разделении на моно- и полиэтничные (одно- и многонациональные) государства есть недоучёт некоторых особенностей. Есть государства, где много численно небольших нацменьшинств, а есть государства, где одно-два нацменьшинства имеют значительную долю в населении страны. Если же эти нацменьшинства являются государствообразующими за пределами данного государства, то это уже не одно- и не многонациональные, а скорее, двунациональные (биэтнические) государства.

Такие государства, как правило, не могут быть унитарными. Федерация или автономия национальных районов — единственно возможные формы устойчивого существования подобных политических организмов. На таком принципе построена и Российская Федерация, хотя в ней статус многих этносов завышен до государствообразующего (до права иметь республику в составе РФ) совершенно необоснованно. Но федеративный строй РФ нельзя пока считать устоявшимся. Рассмотрим более показательные примеры из мировой практики.

Канада. Численное соотношение англо-канадцев к франко-канадцам — 3:2. Канада имеет федеративное устройство, включая 11 провинций, из которых только 1 преимущественно франко-канадская и 1 (недавно образованная) — эскимосская. Однако французский язык обладает правами государственного языка наравне с английским по всей территории Канады.

Швейцария. 65 % населения — швейцарские немцы, 18 % — франко-швейцарцы, 10 % — итало-швейцарцы. Кантоны, из которых состоит Швейцарская Конфедерация, складывались исторически, и не во всех из них имеется выраженное преобладание одного этноса. Как и Канада, это федерация не национальных образований, а территориальных. В ней, однако, численно преобладающий этнос имеет преимущество благодаря большему числу административных единиц, в которых он преобладает. Но это не влияет на правовое положение полиэтничных граждан, так как языки всех трёх государствообразующих народов являются государственными на всей территории Швейцарской Конфедерации.

Испания. Собственно испанцы (кастильцы) составляют 75 % населения королевства. Страна включает 17 самоуправляющихся областей и фактически представляет собой федерацию. Из них три области — национальные. В соответствующих из них местные языки — каталонский, галисийский, баскский — используются наравне с государственным.

Бельгия. Реформой 1980 года была разделена на три самоуправляющиеся части: Фландрию, Валлонию и Столичный регион (Брюссель) со смешанным населением. Фламандцев — 57 % населения, валлонцев (франко-бельгийцев) — 32 %. Оба языка являются государственными по всей стране.

Италия. Весьма показательный пример уважения прав нацменьшинств. Хотя 90 % населения этой страны — итальянцы, но там есть пограничные районы, заселённые государствообразующими народами соседних стран. Они обладают широкой политической и языковой автономией. Это: 1) Валле д’Аоста — франкоязычная область в Альпах, самая маленькая из 20 самоуправляющихся областей, на которые делится Итальянская Республика; 2) Южный Тироль — населённая немцами (австрийцами) северная провинция области Трентино-Альто-Адидже. Французский и немецкий языки соответственно употребляются в этих регионах наравне с государственным (итальянским). Географические названия в таких местностях пишутся на итальянских картах на двух языках.

Таковы успешные в целом примеры государственного строительства на основе двух и более государствообразующих народов. Это состоявшиеся в мировой практике биэтнические государства.

Есть и яркие примеры того, как слепой национализм правящих верхов приводил государство к катастрофе. Самый близкий — это Ирак. Вряд ли США так легко приняли бы решение об интервенции в эту страну, если бы не были уверены в безоговорочной поддержке со стороны курдского нацменьшинства. Курды составляют около четверти населения Ирака и занимают очень компактную территорию. Это сложившаяся нация. Но иракские арабы никогда не хотели дать им долю в общегосударственном управлении, чем и провоцировали их на сепаратизм. В ходу у иракской элиты времён Хусейна, как свидетельствуют многие наши сограждане, работавшие в Ираке, всегда было убеждение, что курдский вопрос решится только тогда, когда не будет курдов. Провозглашённая автономия иракского Курдистана никогда не соблюдалась на деле. И вот: курд — президент Ирака. Пусть даже на иностранных штыках. Всё равно в этом нельзя не усмотреть некоторого справедливого возмездия за тупой шовинизм.

Схожая участь может ожидать и Иран. Персы составляют примерно половину населения Исламской Республики. Другую половину — несколько десятков нацменьшинств. Большинство из них — дробны и немногочисленны. Но есть и сложившиеся нации. Это, как и в Ираке, курды, но в первую очередь — это азербайджанцы, составляющие, по некоторым оценкам, до трети всего населения Ирана. Азербайджанский вопрос, то есть нежелание персидских правящих верхов Ирана признать за этим народом право на автономию и/или на законную долю в общегосударственной власти может, в случае войны с США, сыграть для Ирана такую же роковую роль, как курдский вопрос — для саддамовского Ирака.

Что касается русских в Казахстане, то их территория компактного расселения довольно аморфна. Если попробовать выделить на карте русскую автономию Северного Казахстана, это будет затруднительно — так перемешано тут население. Придётся кромсать сложившиеся границы областей, а потом кроить из них, как лоскутное одеяло, экономически несостоятельную автономию. Понятно, что это — не вариант. Есть и другие возражения, в частности — вероятность ответного роста национализма на Юге Казахстана, который может привести к крупным внутригосударственным миграциям и прочим потрясениям. Вообще, глупо межевать землю на этнические феоды. Не в средневековье всё-таки живём, а в XXI веке.

Поэтому наиболее целесообразным было бы сохранение существующего политико-административного деления Казахстана (м.б., с некоторыми поправками, например — с восстановлением пяти областей, упразднённых в конце 90-х гг.), сопровождающееся приданием им большей самостоятельности. Казахстану, если он действительно стремится решать национальный вопрос по образцу демократических стран, рано или поздно предстоит преобразование если не в федерацию по типу Канады, то, по крайней мере, в децентрализованное государство, состоящее из автономных областей, как Испания. При этом русский язык должен получить статус государственного языка, наравне с казахским, на всей территории Казахстана, поскольку его носители живут в Казахстане большими группами повсеместно. Конечно, и сейчас ситуация с русским языком на просторах Казахстана неплохая. Тем более — есть все условия для юридического закрепления этого фактического положения.

А вот, например, введение национальных квот на выборах в общегосударственный парламент — это путь в никуда и очень опасная затея. Государственное устройство подобного рода — это провоцирование гражданской войны. Национальные квоты в органах власти имели Ливан и Кипр, но подобным образом оказалось невозможным достичь примирения национальных общин в этих странах. Кроме того, в Казахстане придётся тогда выделять квоты для многих других народов и регулярно их пересматривать. В общем, даже если отбросить постулаты демократии о равенстве в политической конкуренции, следует признать, что пресловутое национально-пропорциональное представительство — это путь к ливанизации государства. Любого.

Зато введение, скажем, поста вице-президента, который бы регулярно замещался представителем русской общины Казахстана, благотворно сказалось бы на межнациональном климате в республике, достойным образом закрепив прогнозируемые здесь преобразования. Конституционная норма, согласно которой президентом обязательно становится представитель одного этноса, а вице-президентом — другого, невозможна в современном демократическом государстве. Речь может идти только о традиции, заложить которую в нынешних условиях, при огромном авторитете верховной власти Казахстана, было бы весьма просто. Конечно, такая мера будет иметь ожидаемый эффект только в том случае, если кандидат в вице-президенты станет подбираться кандидатом в президенты после широких консультаций с русскими общественными организациями, выдвигаться ими в процессе политической самодеятельности.

Казахстан — биэтническое государство с пока ещё неоформленным статусом. Перед ним два пути. Первый — это демократический путь западных стран, типа Канады, Бельгии или Швейцарии. Путь цивилизованной реализации права наций на самоопределение в рамках единого государства. Второй — это путь хусейновского Ирака, путь игнорирования и замалчивания национальных проблем и подавления протестов. От того, как будет решать Республика Казахстан национальный вопрос, определяющим образом зависят её будущее и все многообещающие программы её развития.

Примечания:

1. Снова немного личного. Восстание 1916 года далеко не везде смогло порушить добрососедские отношения между русскими и казахами. Мой дед, по рассказам родни, после подавления большевиками Сибирского крестьянского восстания 1921 года, с разбитым отрядом спасался в Западный Китай, откуда спустя несколько лет вернулся по одной из советских амнистий. В отряде вместе с ним было много казахов, которые всячески помогали мало приспособленным русским выжить в тяжелейших условиях многодневного перехода по пустыне зимой.

2. За 2005 год население Казахстана выросло на 1 %. При этом в пяти областях — Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Кустанайской, Павлодарской и Акмолинской — отмечалось сокращение численности населения. Это как раз преимущественно русскоязычные области республики.


Русский язык. Образование. Культура.



Русский язык – каждому школьнику!

08.02.07. http://usa.russkie.info/ru

В нашем городе действует школа, которая по качеству образования может отодвинуть на второй план такие зарекомендовавшие себя школы, как Bronx Science, Brooklyn Tech и Stuyvesant. Это – Staten Island Technical High School, о которой сегодня говорят как об одной из лучших не только в Нью-Йорке, но в стране!

Школа попала в поле зрения педагогов и прессы на прошлой неделе, когда ее учащийся Эрмейн Хан оказался единственным школьником города Нью-Йорка, попавшим в список финалистов престижного научного конкурса, спонсором которого выступает компания Intel.

Но одним вундеркиндом список достижений школы не исчерпывается. 100% учащихся получают диплом об окончании школы. Средний показатель успеваемости «В+». 100% учащихся сдают Regents. Средний показатель по экзамену SAT – 1261 балл.

Помощник директора Марк Эрленвайн говорит: «До сих пор я считал наше учебное заведение бережно хранимой тайной городского отдела школьного образования. Теперь секрет известен всем!»

Но Эрленвайн может не переживать по поводу того, что в его школу хлынет неконтролируемый поток желающих. Чтобы попасть в Staten Island Technical HS, надо сдать вступительный экзамен, как это происходит в других спецшколах города.

Статен-айлендская школа имеет по крайней мере одну интересную особенность. В ней есть два обязательных предмета – инженерное дело и... русский язык, на изучение которых отводится четыре года. Учебный день состоит из девяти уроков, среди предметов: анатомия, драма, черчение и работа с компьютерными сетями.

Школа была основана в 1988 году, отделившись от школы Макки. Но в категорию спецшкол ее занесли только в 2005 году. В первом выпускном классе была всего одна девушка. Сейчас соотношение девушек и юношей – приблизительно один к одному.

Вначале школа предлагала выпускникам только одну программу помощи для поступления в колледж, сейчас таких программ – добрая дюжина. При этом самые престижные колледжи страны буквально расхватывают выпускников школы.

Директор Винсент Манискало считает, что его школа может стать еще лучше, и обещает продолжать работу в этом направлении. «Мы находимся в процессе постоянного совершенствования, – говорит он. – Наши учащиеся активно вовлекаются в обсуждение научных проблем».

16-летний Мэтью Сотер утверждает, что атмосфера в школе очень дружественная и учиться здесь легко и приятно, им даже разрешают перекусывать прямо во время лекций. 17-летняя Дженнифер Айда добавляет, что педагоги не стремятся подчинить себе учащихся, вы можете оставаться самими собой. Достижения учащихся всегда находят отражение в поздравительных плакатах, которые развешаны по всей школе.

«Для меня эти классы, рекреации – дом родной!» – говорит Менискало.




Лондонской школе русского языка и литературы - 9 лет

Это единственная русская школа дополнительного образования в Великобритании, обладающая Кубком и Дипломом Министерства образования и науки РФ. В этом году, в конце января учащиеся, учителя и родители отметили 9-летие школы.

06.02.2007, http://eursa.org

 Прозвучали поздравления от классов с вручением приветствий-подарков, музыкальные номера. Для детей и даже взрослых это была еще одна возможность выразить себя: нарисовать поздравительную открытку, сочинить стихотворение по случаю дня рождения. Ребята радовались, смеялись, взрослые слушали и улыбались. Пахло тортом и свечками. Чувствовалась дружелюбная атмосфера.

День рождения школы - это праздник, который не оставляет в стороне никого. Для учителей он является своеобразным подведением итогов за предыдущие годы, а их было уже девять. Сколько ребят побывало у нас в школе! Одни уже закончили школы и даже институты. Некоторые наши выпускники работают в России, некоторые – в российских и международных организациях здесь, в Лондоне. Неизменно одно: все ребята имеют возможность говорить, читать, писать на русском языке, и эти умения помогают им найти себя и чувствовать себя разносторонними людьми, впитавшими в себя разные культуры, разные языки. – Зам. директора Мария Железникова

А с чего же все начиналось?
Great-Britian-ОСТРОВ – с давних дней
известен и велик.
Здесь родился и здесь звучит
прославленный язык:
Здесь по-английски говорят
ребёнок и старик.
Но – чудо! –
русский ОСТРОВОК на ОСТРОВЕ возник –
в один волшебный миг –
ваш звонкий островок!
Наша школа – островок.
Ты ступи на наш порог –
И услышишь здесь слова:
«Пушкин»,
«мама»
и «Москва».
Так звучит родная речь.
Мы хотим её сберечь,
Чтоб сегодня и потом
Была Россия нам как дом!
Знакомый, добрый дом....
– Вадим Александрович Левин, из посвящения школе
Британский Лондон- центр и пульс планеты,
Зачем здесь школа с русским языком?!
А мне, признаться, в алфавите этом
Был с буквой « А » звук « О » едва знаком
За слогом слог... Блуждаю еле-еле,
И вот в руде словесной серебром
Строка взметнулась чёткой, детской трелью
И зашумела речью над двором...- Ольга (мама) и Лиза Фентон
Вот как высказывались о школе ее первые ученики:
Наша в Лондоне русская школа
Учит нас и читать и писать,
Чтобы русскую культуру
Никогда не забывать.-Юля Крамкова

Здесь, в Лондоне, на несколько часов в субботу, мы можем чувствовать себя как дома, на Родине, в нашей красивой стране, выходцами которой являются наши родители. Я люблю мою школу и уверена, что у нее будет долгая и плодотворная жизнь.- Марина Колобова.

Я люблю мою школу. Каждую субботу я приезжаю вместе с папой на уроки. Последний урок - литература, мой любимый. Мы учимся читать, выразительно рассказывать стихи.- Саша Погорелов.

Мой любимый предмет – страноведение. Мы узнаем историю нашей Родины, поэтому она нам становится более понятной. Это важно еще и потому, что большую часть времени мы живем за границей. - Зимакова Аня.

Учителя вкладывают душу и все свое мастерство в эти субботние уроки. Спасибо всем! И недаром многие учащиеся разного возраста с любовью отзываются о своей русской школе и часто выражают родителям и учителям желание посещать русскую школу каждый день.

При «Лондонской школе русского языка и литературы» уже 8 с половиной лет работают студии по обучению пению и игре на музыкальных инструментах, театральному и изобразительному искусству, студия балета и танцев под названием «Лебедушка». С мая 2006 года действует футбольный клуб. Школа периодически проводит семинары для руководителей школ из Европы, общегородские детские творческие конкурсы с международным участием, в составе жюри которых - известные русские деятели искусства. Например, конкурс сочинений, который судил наряду с другими членами жюри известный детский поэт и писатель В. А. Левин, или художественный конкурс с участием в жюри известных русских художников, проживающих в Англии.

Организовано и проведено девять городских театрализованных Новогодних елок! Каждый год школа ставит новое представление. Вот некоторые из них: «Щелкунчик»-2003, «По следам Деда Мороза»-2004, «А Баба-Яга против»- 2005, «Новогодний Калейдоскоп»- 2007. Многие взрослые и дети, посетившие наши праздники, вспоминают их целый год. Мне позвонила Ирина - мать двоих детей из городка Wooster Park, чтобы заказать билеты, и сообщила, что ее дети с восторгом вспоминают прошлогоднее представление «Чудеса в Лукоморье» и с нетерпением ждут наш следующий праздник. По традиции на сцене школы выступают все учащиеся без исключения. Это один из наших важных принципов – дать возможность всем попробовать свои силы. Подготовка и участие детей в празднике – это часть школьного учебного процесса. А сколько при этом проявляется неожиданных ярких талантов! Например, известный всем юный оперный певец и композитор Алекс Праер впервые выступил именно на нашей школьной сцене с песней «Ой, Мороз, Мороз! В то время ему было всего 6 лет. Мы тщательно сохраняем видеозаписи детских выступлений и наблюдаем, как растут их способности. За каждый год обучения в школе ребята изучают до 50 произведений русской литературы и узнают до 1000 новых слов. Особенную гордость испытываешь, слушая со сцены речь без всякого акцента у ребенка, родившегося и выросшего в Англии, да еще и в смешанной семье. Это и есть настоящий успех школы. - Директор, Ольга Брамли

Весь опыт дедов и отцов
язык в себе хранит.
Узнай язык – откроешь мир,
что в речи предков скрыт.
Язык – волшебник и мудрец –
годам умножит счёт:
Кто знает много языков,
тот много раз живёт.
На чудо-островке
вас опыт предков ждёт!
–Вадим Александрович Левин

Лондонская школа русского языка и литературы была первой профессиональной русской школой дополнительного образования в Великобритании. За эти годы школа помогла сохранить русский язык и культуру сотням детей, десяткам помогла обучиться русской речи «с нуля» и подготовиться, чтобы сдать на «отлично» госэкзамены по русскому как иностранному. Некоторые учащиеся школы после нескольких лет обучения в Англии переехали в Москву или в Петербург и продолжают учиться в российских классах своего возраста на «отлично». Это еще одно высокое достижение педагогического коллектива школы, учитывая, что занятия проходят всего раз в неделю.

Коллеги из других стран, посетив школу, высоко оценили ее работу.

Вадим Александрович Левин, руководитель методического центра (Германия): работа школы строится на продуманной системе классной и внеклассной работы....»

Надежда Нелипа, председатель Ассоциации «Евролог» (Германия): «....это, пожалуй, пока единственная школа с четко отработанной системой, документацией, методикой преподавания. Поражает большое количество педагогов высочайщего уровня...».

Гаянэ Готенова, педагог и руководитель: «...в школе работает высокообразованный педагогический состав, отдающий своему делу все силы, энергию, время».

Без всякого сомнения, появление и опыт работы Лондонской школы русского языка и литературы в значительной мере стимулировали создателей русских школ, появившихся позднее в Великобритании и других европейских странах (например: в Германии, Голландии, Норвегии, Шотландии).

Учёный кот шагает по опушке,
Богатыри с морского дна встают.
Теперь, когда в сознанье входит Пушкин,
Родимой, Русской школе шлю Салют!
- Ольга (мама) и Лиза Фентон


Самоорганизация. Общественные объединения соотечественников.



Лицо поэзии и песни

28.01.2007, http://www.ruscultura.info

Алена Армашевская,

Первая встреча в Новом году Крымского литературного клуба, традиционно проходящая в Русском культурном центре Фонда «Москва-Крым», прошла под синкретичным девизом: «Поэзия и песня в одном лице». Свое творчество на суд зрителей представил поэт и бард, член НСПУ, автор двух поэтических сборников («Можжевеловый посох», «У капли хрупкая душа») Павел Гребенюк.

Когда поет Гребенюк, не возникает ощущения перенесения в особый бардовский мир. Нет, ты остаешься в своей привычной реальности, но начинаешь чувствовать важность мелочей… И в то же время, Павел призывает «забыть про малодушие -/В дорогу, ведь долг зовет».

Павел ГребенюкОн говорит о простых, понятных каждому желаниях – о желании забыться: «Вот так бы плыть и плыть,/ Не видя волн упругих,/ Не ведая забот…», - о желании «остановить мгновение»: «Вертятся кленовыми вертолетиками/ Легкие минуты над головой».

Бард любит проводить параллели – его «Песня о черном квартиранте души» схожа по мотивам с есенинским «черным человеком». Ему не чужда и игра со смыслом: «Я, видимо, себя не донесу/ И по дороге расплескаю».

Приятным сюрпризом стала песня «Экскурсия по Симферополю». Родной город был воспет как «провинциальная столица -/ Как будто стражник на границе/ Страны веселья и мечты».

Вместе со своим другом, бардом Владимиром Шишкиным Павел исполнил песни с оттенком юмора и сатиры. Чего стоит только фраза о Рождестве Христовом: «У Бога прибавление в семействе»! В другом составе дуэта (Павел Гребенюк – Михаил Фурсов) звучали более серьезные темы – «Вам, провинциальным городам», «песня о снеге и дожде, которые превратились в людей».

Слушатели долго не хотели отпускать барда, и он исполнил несколько песен на «бис». Отличным завершением музыкально-поэтической программы стал «декадентский романс» «Не уходи» в исполнении трио певцов.


Проблемы диаспоры



В Эстонии – вспышка коричневой чумы

09.02.2007, газета «Гудок»

Артем КОБЗЕВ

Эстонские парламентарии предлагают считать воинами-освободителями только эсэсовцев.

Конституционная комиссия парламента Эстонии одобрила поправки в закон «О праздниках и знаменательных датах». Согласно этому документу 22 сентября, День освобождения Таллина от фашистов, предлагается объявить Днем траура по «борцам за освобождение» – эстонцам, воевавшим в составе 20-й гренадерской дивизии СС, и «лесным братьям».

В пояснительном документе комиссии говорится, что «делаются попытки исказить исторические факты и представить 22 сентября 1944 года Днем освобождения столицы Эстонии», тогда как на самом деле в этот день «Советская армия захватила Таллин, из-за чего правительство Эстонской Республики под руководством Отто Тиефа было вынуждено скрыться. В тот день в Таллине был вывешен флаг красных оккупантов».

Инициаторами скандального законопроекта стали парламентарии от двух правых партий – «Республика» и «Исамаалийт». Националисты надеются, что поправки будут приняты окончательно до очередных парламентских выборов, которые состоятся 4 марта. Эти же партии ответственны за разработку законопроекта, реализация которого дает возможность демонтировать памятник Солдату-освободителю в центре Таллина.

К сожалению, Россия не может ответить адекватно: нет в природе эстонцев, удостоившихся сколько-нибудь значительного памятника на территории нашей страны. «Последние события политической жизни Эстонии говорят о том, что этот законопроект действительно может быть принят, – говорит эксперт Института стран СНГ Екатерина Шибаева. – Если раньше была жива надежда на то, что здравый смысл возобладает и Таллин откажется от идеи демонтировать памятник советским воинам, то теперь она умерла. Парламентариям Эстонии понравился привкус нацизма, и они готовы идти по пути ревизионизма все дальше. И ни позиция России, ни других европейских государств их не смущает. Самое печальное, что у нас нет почти никаких рычагов воздействия на эту страну. В Москве уже заговорили о введении экономических санкций в отношении Эстонии. Но она является частью Евросоюза, а это наш важнейший партнер, и портить с ним отношения не хотелось бы. Единственное, на что можно надеяться, – это реакция самого ЕС. По сути, только Брюссель может образумить одного из зарвавшихся неофитов».




Латвийские националисты готовы заплатить за избавление от русских

08.02.2007, Lenta.ru

Националистическая фракция TБ/ДННЛ в сейме Латвии предлагает создать специальный Фонд репатриации, из которого можно было бы распределять средства между теми русскоязычными негражданами, которые желают вернуться в Россию. Об этом пишет интернет-газета NovoNews со ссылкой на лидера фракции Мариса Гринблатса.

По его словам, в четверг на заседании сейма инициативы TБ/ДННЛ будут внесены в виде поправок к действующему законодательству. "Мы хотим расширить понятие "репатриант", — пояснил Гринблатс.

Сейчас этот статус с дополнительными льготами присваивается только этническим латышам, желающим вернуться на историческую родину. Размер единоразового пособия зависит от величины семьи: один репатриант получает 1200 латов (около 2,1 тысячи долларов), семья из четырех и более человек — 2700 (около 4,8 тысячи долларов) латов.

По мнению депутатов от TБ/ДННЛ, репатриантами следует называть также и тех, кто поселился в Латвии в годы СССР, но теперь мечтает вернуться в Россию. Чтобы ускорить процесс "деколонизации", TБ/ДННЛ предлагает помочь эмигрирующим деньгами. Специальный Фонд репатриации будет пополняться за счет ежегодных дотаций из госбюджета, пожертвований юридических и физических лиц и зарубежных организаций.

При этом в преддверии голосования в сейме Гринблатс признался, что не рассчитывает на "дружественное отношение к законопроекту".




Русские в Казахстане: нам не оставляют другого выбора

С момента подписания Президентом Путиным Указа о начале реализации программы содействия добровольному переселении соотечественников в общественную приемную Республиканского славянского движения «ЛАД» обратились тысячи русскоязычных граждан Акмолинской области РК. Несмотря на то, что сроки реализации программы российской стороной затягиваются, количество людей, ежедневно обращающихся за консультациями, не уменьшается.

29.01.200, http://www.russians.kz

Русские в Казахстане: нам не оставляют другого выбораС. Зубатов

Зам. председателя РСД «ЛАД» Пётр Кузьменко (заведующий общественной приёмной) рассказал корреспонденту RUSSIANS.KZ о некоторых результатах соцопроса, проведённого им и его коллегами. В отсутствие иных казахстанских социологических данных по программе переселения, эта информация должна представлять определённый интерес для специалистов и общественности.

Программа содействия добровольному переселению соотечественников, утвержденная президентом РФ В.В. Путиным, заинтересовала значительную часть русскоязычного населения Акмолинской и Северо-Казахстанской областей Казахстана. В общественную приемную РСД «ЛАД» (г. Кокшетау) за консультациями по вопросу переселения в РФ на сегодняшний день обратилось 5110 человек.

Как считает Пётр Кузьменко, эту цифру можно смело умножить на 5, поскольку многие граждане приезжают в областной центр за консультациями не только по собственной инициативе, но и по поручению жителей поселков и деревень двух северных «русских» областей. Чтобы иметь представление о качественном и количественном составе будущих мигрантов, руководством «Лад» в г. Кокшетау был проведён социологический опрос.

«Основная цель, поставленная нами, - сообщил Петр Кузьменко, - заключалась в выявлении причин, побуждающих людей «паковать чемоданы». Нас интересовали, в первую очередь, возраст, местожительство, образовательный уровень потенциальных переселенцев, и, конечно же - мотивация отъезда. Как показали результаты нашего опроса, актуальность «путинской» программы не подлежит сомнению».

Миграционный срез выглядит таким образом: от общего числа граждан, обратившихся в общественную приёмную, 68% составляют сельские жители. Более половины опрошенных (62%) «бюджетники», 30% - безработные. Потенциальные переселенцы образованы и молоды: 43% имеют высшее образование, 90% из них люди в возрасте от 23 до 45 лет. Как видно из опроса, - это трудоспособные и хорошо образованные граждане, которые могли бы принести ощутимую пользу и здесь в Казахстане.

Как говорит Пётр Кузьменко: «Только 3% обратившихся в нашу приёмную русскоязычных граждан движимы причинами экономического порядка». Остальные же заявили, что собираются уезжать из страны, поскольку «не видят будущего ни для себя, ни для своих детей».

Основной причиной, побуждающей русскоговорящих граждан к перемене места жительства, является введение в делопроизводство казахского языка и понижение статуса русского языка. Об этом заявила подавляющая часть опрошенных респондентов - около 97%. При этом многие отметили, что «не горят желанием» покидать республику, однако казахстанские власти не оставляют им другого выбора.

Следует напомнить, что к 2010 году в соответствии с правительственной программой в Казахстане запланирован полный перевод делопроизводства на казахский язык. Русскому языку, на котором сейчас говорит 85 % жителей Казахстана, отводится роль «общекультурного» языка. Статус «официального» русского языка закреплён в Конституции РК, но на практике усилиями властей он целенаправленно вытесняется из общественного употребления.


Русская диаспора в Европе



Пройдет Международный инвестиционный форум, организованный РПЦ

06.02.2007. http://eursa.org

В рамках проходящих в германской столице "Дней русской духовной культуры" во вторник в "Русском доме" состоится важная инвестиционная, финансовая и экономическая акция - Международный инвестиционный форум, организованный Центром инвестиционных программ Русской православной церкви (РПЦ) с участием НП "Европейский дом" и при поддержке Представительства немецкой экономики в Российской Федерации.

"Данное мероприятие посвящено общему анализу и всесторонней оценке сохранения и развития благоприятного инвестиционного климата, а также перспектив инвестирования с точки зрения новых возможностей, которые открываются в связи с появлением в России нового участника инвестиционного процесса - Русской православной церкви", - рассказала РИА Новости руководитель Центра инвестиционных программ РПЦ Елена Шульгина.

По ее словам, сегодня Церковь с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго занялась возрождением своей экономической деятельности, для чего подготовила ряд уникальных инвестиционных программ и проектов общероссийского значения, которые и будут представлены на берлинском Форуме, собравшем большое число представителей германского бизнеса, руководителей банков и крупных корпораций, а также государственных и общественных деятелей Германии.

"Обратившись к изучению различных сторон экономической деятельности, Церковь определила инвестиционное направление в качестве одного из приоритетных для восстановления церковной экономики. В настоящее время под патронажем РПЦ ведется активная работа с целью формирования финансовых источников, необходимых для осуществления социальной и благотворительной деятельности Церкви", - отметила собеседница агентства.

Шульгина рассказала, что возглавляемый ею Центр инвестиционных программ "был создан в 2004 году с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго в соответствии с решением Консультативного Совета по экономическому возрождению РПЦ". В состав его учредителей вошли Московская патриархия (в лице Международного православно-просветительского центра при Московской Патриархии), Центральный федеральный округ Российской Федерации (в лице своего Инвестиционного агентства), "Внешторгбанк", Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация российских банков, "Аэрофлот" и Клуб православных предпринимателей.

По словам собеседницы агентства, основной задачей Центра является привлечение инвестиций и максимально эффективное коммерческое использование активов, возвращаемых Церкви из федеральной и муниципальной собственности.

"Это открывает совершенно новые перспективы для той социальной деятельности Церкви, которая так необходима российскому обществу, - отметила Шульгина. - Главное отличие Центра от любого другого инвестиционного института заключается в том, что часть прибыли, полученной от реализации инвестиционных проектов, направляется на финансирование благотворительных и социальных программ, реализуемых РПЦ, а сами проекты будут осуществляться только с благословения и под патронажем Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, чей высокий авторитет в российском обществе является надежной гарантией деловой корректности участников проектов, реализуемых с участием Церкви".

В числе уже реализуемых проектов руководитель Центра назвала возведение в рамках программы "Восстановление Патриарших подворий" офисных торговых и жилых комплексов, строительство коммерческих объектов, в том числе на базе объектов недвижимости РПЦ. Она отметила, что Центр поддерживает проекты не только в столице, но и во многих исторических городах России. В частности, Центром реализуется проект реконструкции исторического ядра Владимира - одного из немногих городов России, где сохранились уникальные памятники белокаменного зодчества 12-го века, включенные в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО.

"Возводимый здесь жилищно-гостиничный комплекс органически впишется в архитектурный ансамбль исторического центра города, причем согласно строительной концепции, комплексная застройка квартала осуществляется в стиле Владимиро-Суздальской архитектурной школы", - подчеркнула Елена Шульгина.

По ее словам, в настоящее время Церковь рассматривает перспективную возможность эффективного применения земель, передаваемых ей из федеральной и муниципальной собственности. "Например, есть планы создания агропромышленных предприятий на основе монастырских хозяйств, имеющих вертикально интегрированную структуру с замкнутым циклом, задачей которых является не только производство сельскохозяйственной продукции, но и ее доведение до потребительского уровня с продвижением брендов на высококачественную продукцию собственного производства".

О широкой палитре экономических интересов Центра, как отметила его руководительница, говорит, в частности, подготовка в сотрудничестве с Российским научным центром "Курчатовский институт" проекта по организации современного высокотехнологичного производства диагностических и терапевтических препаратов для фундаментальной и практической медицины на основе реакторных и циклотронных радионуклидов.

"Проект предусматривает создание производств лекарственных средств, меченых радионуклидами, и направлен на обеспечение учреждений здравоохранения оборудованием и средствами, использующими методы ядерной и лучевой медицины", - подчеркнула Шульгина.

Также, по ее словам, Центр проводит отбор для финансирования инновационно-ориентированных проектов, созданных российскими учеными на основе фундаментальных исследований с применением прорывных наукоемких технологий.

"Эти и ряд других проектов будут представлены на берлинском Форуме. Все это говорит о том, что Церковь живет не в отрыве от современной жизни общества, а в тесном взаимодействии с ним. При этом мы не ограничиваемся уже освоенными направлениями деятельности и начатыми инвестиционными проектами. Мы остаемся открытыми для любого рода сотрудничества, направленного на реализацию перспективных инициатив, конкретных предложений и проектов, способных реально содействовать тому благому делу, ради которого был создан Центр", - подчеркнула собеседница агентства.




Русская школа в Осло: 4 года успешной работы!

06.02.2007, http://eursa.org

Первая в Осло русская школа дополнительного образования, член Международной Асоциации русских школ и культурных обществ в Европе была основана в январе 2003 года. Это первая в стране профессиональная русская школа дополнительного образования и своеобразный культурный центр. Школу посещают до 100 учеников и студентов в год. С ними занимаются 10 опытных учителей с высшим образованием. Педагоги школы отслеживают индивидуальный прогресс каждого ученика и каждый семестр проводят консультации с родителями. Школа пользуется собственными программами и новейшими русскими учебниками и пособиями. Учебные классы прекрасно оборудованы. Все ниже перечисленные курсы предлагаются на занятиях в школе, а также в индивидуальном порядке.

Наша главная задача – дать качественное образование на русском языке!

•           Основной учебный курс развития детей дошкольного возраста (2,5-6 лет), направленный на развитие у малышей мышления, памяти, внимания, мелкой моторики, речи.

•           Основной учебный курс по адаптированной программе российских школ для русскоязычных детей и подростков (6-16 лет):

- русский язык и развитие речи (письмо, практическая грамматика, произношение и обогащение словарного запаса до 1000 слов в год)

- русская литература (чтение до 50 произведений в год, риторика в младших классах)

- страноведение (в средних и старших классах включает курс географии, истории, искусства и культуры России и русскоязычных стран).

•           Интенсивный курс русского как иностранного для детей (6-16 лет). Обучение речи, практической грамматике, письму и чтению, знакомство с русской литературой и страноведческими материалами.

•           Курсы разговорного русского языка для взрослых. Занятия в малых группах и индивидуально.

•           Дополнительные курсы (открыты для всех):

1. Математика. Прикладная математика. Подготовка к сдаче экзаменов за курс средней школы.

2. Норвежский язык всех уровней для русскоговорящих, в том числе и подготовка к сдаче экзамена на «Бергенский тест».

3. Курс «Музыка с мамой» для руссковорящих детей детей от 1 года до З лет. Развитие у детей мелкой и крупной моторики, внимания, памяти, речевого аппарата, координации движения.

•           Студии (открыты для всех):

1. Музыкально-хореографическая студия для детей (3-16 лет).

2. Студия изобразительного искусства для детей (4-16 лет).

3. Музыкальная студия (сольфеджио, музыкальная литература, общее фортепиано).

•           Русский культурный центр при школе

Школа с успехом поддерживает русскую культуру. Это организация традиционных праздников – таких, как Масленица, 8 марта, Новый год и другие. При школе проводятся международные педагогические семинары, концерты.

•           Международный творческий летний лагерь для русскоязычных детей и подростков. Проводится каждое лето в одной из европейских стран – членов Ассоциации. Основная задача лагеря – организованное международное общение, способствующее европейской интеграции, совместная спортивная и творческая деятельность, обучение русскому языку и другим европейским языкам.

Занятия проводятся по субботам и воскресеньям или в вечернее время в будние дни.

Если у вас есть дети от 2,5 до 16 лет и вы хотите, чтобы они сохранили свои историко-культурные корни, могли свободно говорить и писать по-русски, просим вас позвонить по следующим тетефонам:

22 67 71 90 / 40 20 43 78 – Татьяна Рейерсен, руководитель Центра русского языка и культуры

E-mail: nrf@oslo.vg


Миграция. Демография. Гражданство



Упрощены правила оформления гражданства для несовершеннолетних

06.02.2007, http://news.ng.ru

 Отныне оформить российское гражданство станет проще, но только в том случае, если это касается ребенка

С сегодняшнего дня в России прекращена выдача вкладышей в свидетельство о рождении для подтверждения гражданства детей до 14 лет.

По данным Newsinfo, для оформления гражданства достаточно будет предъявить паспорта родителей и свидетельство о рождении ребенка. Согласно этим документам, сотрудник миграционной службы должен поставить соответствующий штамп в день обращения.

Как заявил начальник Управления по вопросам гражданства Федеральной миграционной службы Николай Смородин, "это было сделано для того, чтобы родители не стояли в очередях и не теряли времени, ведь на выдачу вкладыша и оформление требовалось 10 дней".

Ранее родители должны были предъявлять вкладыш при обращении в органы соцзащиты, школы, больницы, детские сады и многие другие инстанции. Оформление и проверка вкладыша, необходимого для подтверждения гражданства, требовали много времени.




Ну что, по-третьему?

Саша Игнатьев вместе с родителями переселился, а точнее, бежал из Узбекистана" (история брянского переселенца)

09.02.2007, «Труд» № 521

Федосов Александр

Саша Игнатьев вместе с родителями переселился, а точнее, бежал из Узбекистана в маленький брянский поселок Рогнедино. Подняв окраину "империи", русская семья смогла продать квартиру только за 1200 долларов, которых хватило лишь на контейнер и билеты до Брянска. Но удивлялся Саша не климату и бескрайним просторам, а тому, что на дискотеке мальцы потягивали самогон и чадили самокрутками.

Русский человек в Узбекистане - человек трезвый, и Сашу взяла оторопь при виде рогнединского бытия.

Но теперь пришла пора удивляться всему поселку: у Игнатьевых две маленькие девочки, а Сашина 22-летняя супруга Валентина уже ждет третьего. И ладно бы походила на ядреную женщину русских селений, а то ведь маленькая, худенькая. Только в голосе - сила и звон. Она выросла в поселке. Теперь Валя понимает, как ей повезло с непьющим и работящим мужем. Александр - компьютерщик, который в поселке нарасхват. Он и дизайнером в местной газете служит, и бухгалтерам помогает. Над их домом высятся две тарелки спутникового телевидения - сразу видать, кто здесь живет. Дочери Кате два с половиной года, а Ане - четыре. Девочки крепенькие и веселые. Валя надеется, что третьим ребенком будет мальчик.

- Конечно, хотели сына после двух дочерей, - признается Александр Игнатьев. - Но сомневались: потянем ли? Мои родители, которые живут вместе с нами, обещали помогать, но отец семейства все же я, на мне и ответственность. Думали-думали, а тут президент пообещал материнский капитал - 250 тысяч рублей. Для нас с женой это означало конец сомнениям - рожаем третьего!

Сейчас Александр получает около 8 тысяч рублей, его жена - чуть больше тысячи. На содержание третьего малыша государство обязалось платить 3 тысячи ежемесячно, а это, говорят супруги Игнатьевы, для них очень существенное подспорье.

- То одному что-нибудь сможем купить на эти деньги, то другому, - рассуждает Валентина. - А вот по поводу материнского капитала у нас пока есть сомнения. С одной стороны, мы понимаем, что сразу выдавать 250 тысяч на руки государство не должно, иначе кто-то обязательно неправильно этими деньгами распорядится. С другой - нам хотелось бы иметь возможность использовать эти деньги тогда, когда возникнет в них нужда. И потом, мы опасаемся, что эти средства будут обесцениваться, а нам хотелось бы потратить их на жилье.

- В Рогнедине все удивляются: что вы делаете? Зачем вам третий ребенок? - улыбается Александр. - А я говорю всем, что справимся. Я, честно говоря, и четвертого хотел бы. Ну это как Валя посмотрит...

Беременная Валя посмотрела на мужа с некоторой растерянностью и удивлением, но тут же успокоилась. Самые большие сомнения у Игнатьевых пока связаны с тем, что они не видят будущего своих детей в Рогнедине. Ценя молодого программиста, местные власти пообещали помочь ему с жильем, но супруги Игнатьевы не представляют, чем займутся их дети в отдаленном поселке. Как и где их учить? Да и сама Валентина хотела бы поступить в институт. Они понимают, что лучше приобрести свой дом в областном центре. Существование многодетной семьи в маленькой квартире - противоестественно. Но все еще может сложиться иначе. Если государство начало стимулировать рождаемость, то, может быть, оно попробует спасти и глубинку, чтобы не бежали из нее, как из дурного места. Ведь в радость же для дочерей Александра и Валентины жизнь в рогнединской первозданности: зелень, чистый воздух, хрюшки, куры, даже корова еще недавно мычала на их подворье. И еще неизвестно, пожелали бы Игнатьевы дать жизнь третьему ребенку, если бы жили в тесной городской квартире, а не в своем доме, пусть и не новом. Во всяком случае, супруги не унывают, они ждут новой радости.




Россия не для русских. Ждет ли мигрантов Тверская область

С января 2007 года в России вступила в действие миграционная программа по переселению бывших соотечественников из стран СНГ. Тверская область в числе других отобранных регионов станет новым домом для переселенцев. Тем не менее, те русские, которые перебрались в Россию в период с подписания злополучного договора в Беловежской пуще до введения вышеназванной программы, так и остаются на своей исторической родине персонами нон-грата.

 06.02.2007, http://www.centrasia.ru

Марина Гавришенко

Как научить юриста доить корову?

Воистину говорят: "Гром не грянет, русский мужик не перекреститься". До тех пор пока ситуации с демографией и межнациональной неприязнью не дошли до трагического абсурда, никто на уровне правительства и не вспоминал, что на бескрайних просторах бывшего СССР проживает огромное количество наших соотечественников, способных в раз решить и проблему устрашающей убыли русского населения, и проблему рабочих рук. Заметим, что наши соотечественники оказались за пределами России отнюдь не по своей вине. Часть русских была эвакуирована, к примеру, в Среднюю Азию в годы ВОВ, другая – ехала на всевозможные комсомольские стройки, да там и оставались, потому как разницы, где жить, не было: СССР был повсюду.

Все изменилось. После 1991 года русские везде стали чужаками. Даже там, где нет явных антироссийских настроений, таких, как в Прибалтике, русским тактично дают понять, что они - в гостях. Одной из главных причин, почему русские хотят уехать даже из таких терпимых стран, как Казахстан или Таджикистан, – язык. В ранг государственного вводятся языки национальные (имеют на это право), и для того чтобы нормально жить и работать на престижных работах, знание языка страны проживания необходимо. Согласитесь, можно заняться изучением чужого языка лет в 20, можно и в 40, но уже сложнее. Вторая причина отъезда – боязнь того, что все может в одночасье измениться. Пока у власти находятся, допустим, дружественные Путину Рахмонов и Назарбаев, русских не обижают. Поменяется власть, и куда пошлют русских?

Судьбой соотечественников в России озаботились только сейчас (хотя, к примеру, Германия уже давно перевезла к себе всех, кто хотел, так называемых русских немцев).

Программа по переселению трудовых мигрантов создавалась с расчетом прежде всего на то, что переселенцы поднимут нам отсталое сельское хозяйство: у России столько непаханых земель - вот руками соотечественников и перепашем. Однако, как справедливо отметил кто-то из моих коллег в центральной прессе, когда люди с высшим образованием развозят комбикорм, - это выброшенные на воздух миллионы рублей. Любому понятно, что городской житель из Таджикистана, десантированный с помощью государства в какой-нибудь дальний район Тверской области, сельское хозяйство не поднимет. Он пересидит в деревне два года (чтобы не заставили возвращать деньги за переезд) и побежит в большие города.

Ольга А. много десятков лет проработала завучем и учителем русского языка и литературы в Караганде. По ее словам, когда она начала искать работу в Тверской области, у нее развился синдром безработной: педагогу с тридцатилетним стажем предлагали места уборщиц и продавщиц.

Как все будет на деле, покажет время. Пока еще никто по переселенческой программе к нам не приехал. Зато в России уже проживает не один десяток тысяч (точных данных, пожалуй, не даст ни одна служба) наших соотечественников, приехавших на родину самоходом, не дожидаясь приглашения из правительственных верхов. В том, наверное, и вся их вина. Вас не звали, а вы приперлись – значит, выживайте, как знаете.

За российским гражданством в Душанбе.

Первая проблема, с которой сталкиваются русские в России, – гражданство. Ни даже самая прекрасная славянская внешность, ни наличие чистокровных русских родителей, бабушек и дедушек, проживающих в Тверской области, не являются основанием для выдачи русскому в России русского гражданства. Видимо, правительственные чиновники искренне полагают, что гражданство определяется не данной человеку при рождении национальностью, а местом вынужденного проживания в 1992 году. Доходит до полнейшего абсурда, подтверждение чему - несколько реальных историй.

Игорь А. приехал в Тверь из Приднестровья – тут жили его дедушка и бабушка. Отучился в институте, отслужил в Российской армии, а когда пришел срок обменивать паспорт СССР на российский, начались проблемы. "Езжай, - сказали ему, - откуда приехал, и получай там российский паспорт".

Света С. родилась в Душанбе у русских родителей, вышла замуж за русского офицера, родила двух очаровательных дочек и вот уже 10 лет живет по месту службы мужа в Иркутской области. На старшую дочь пришла пора оформлять паспорт. Свету из Иркутска послали за этим… в Душанбе.

Совсем свеженькая история. Месяц назад в Москву из Туркмении приехала русская (по родителям) девушка Оля Н., проживающая в Тверской области. Попросила дать ей российский паспорт, так как гражданство у нее уже есть. Да гражданство не простое, а данное ей самим Президентом РФ Владимиром Путиным. Президентский документ оказался для московских чиновников малоубедительной бумажкой, и девушку опять же отправили за паспортом туда, откуда приехала.

Добавим к этому, что для того чтобы сгонять в Душанбе, Ашхабад или еще куда-нибудь за российским паспортом, стоит из любой точки России несколько сот долларов в один конец.

Слова разные, а суть их одинаковая

Вторая проблема – прописка. Ой, извините, несколько лет назад это понятие с пафосом отменили. Ввели понятие регистрация, которое полностью соответствует сути прописки. Даже если у вернувшегося на родину соотечественника оказалось все в порядке с гражданством, это не сулит ему никаких прав в России без постоянной регистрации (прописки). Разница в стоимости недвижимости в любой стране нашего ближнего зарубежья и любого города России – колоссальная. Можно продать все, что есть, в столице бывшей советской республики Средней Азии, и наскрести на халупу в каком-нибудь глухом районе той же Тверской области, где можно будет легально жить, но негде работать.

Семья Н. буквально в конце прошлого года переехала в Тверскую область из Туркменистана. Им повезло: когда объявили о смерти Туркменбаши и отменили все авиарейсы за рубеж, они уже летели в самолете на историческую родину. Они улетали от беспросветности: от невозможности детям получить образование, от невозможности получить качественные медицинские услуги, от воды, которую в их городе давали только на час – по ночам. Здесь семья в составе мамы, папы, дедушки, бабушки и двух взрослых детей купила однокомнатную квартиру в Конаковском районе, настолько запущенную, что даже вместо пола там была одна земля.

Иногда для покупки нормальной квартиры (а вместе с ней приобретается и прописка) не хватает буквально немного. Вот где пригодились бы ипотека или просто кредит. Но нет, ни один банк не дает даже самый маленький заем без постоянной регистрации. Круг замкнулся.

А откуда взять необходимую сумму молодежи, переезжающей в Россию с единственным желанием – здесь жить, учиться, работать и… улучшать демографию. Отсутствие регистрации сводит на нет все задумки. Государство само толкает переселенцев на несколько некорректные по отношению к российскому законодательству поступки: фиктивный брак, покупку прописки. К слову сказать, во всех городах действуют целые фирмы, специализирующиеся на такой "продаже". К сведению, постоянная прописка в Калининском районе Тверской области стоит порядка 15 тысяч рублей.

Молодая и энергичная девушка Марина Б., приехавшая когда-то из Туркмении, пару лет жила в Твери, вообще не имея никакой регистрации. Милиция ее не останавливала, выручала блондинисто-славянская внешность, но все доступные права, включая даже право на лечение, случись чего, ей были недоступны. Позже ей пришлось купить эту злополучную прописку. И жизнь сразу наладилась: Марина взяла ипотеку, купила квартиру в Твери, нашла хорошую работу в Москве. Но она еще долго будет помнить, что Россия – страна, где такие, как она, никому не нужны, что это всего лишь политические истеричные вопли о нации, которую надо срочно возрождать, здесь надо выкручиваться и выживать, как знаешь.

Дайте право на жизнь!

Повторюсь, на сегодняшний день в России проживают несколько десятков тысяч наших сограждан, приехавших из СНГ. Добрая половина из них живет здесь нелегально. Они уверены: для того чтобы стать кем-то в России, нужны деньги. У кого они есть, будь ты хоть какой национальности, будут у тебя в России и право на жизнь. Если бы России действительно были нужны свои сограждане, она прежде всего изменила бы закон о гражданстве. Любой русский, наш соотечественник, проживающий за рубежом, должен знать: если ему захочется вернуться на историческую родину, он в любой момент сможет сделать это. И Россия его примет и предоставит ему то единственное, на что у России сейчас хватает сил, - гражданство, то есть законность пребывания на ее территории. Может быть, не стоит менять закон о регистрации, но помогать прибывшим россиянам с кредитами, чтобы они могли остаться жить в России. Разовые акции или отдельные программы не помогут ни возрождению нации, ни демографии, ни экономике страны. Проблему переселенцев надо решать комплексно, а не делить русских на тех, кто приехал сам по себе, и кому посчастливится (не факт!) оказаться в программе.




История жизни таджикской семьи в России

Несмотря на засоленную землю и тяжелый труд, таджикские фермеры семьями работают в Волгоградской области.

05.12.2006, http://www.ferghana.ru

Н.Зотова

История жизни этой таджикской семьи в России началась семь лет назад, когда четыре брата впервые приехали на работу в Волгоградскую область. Они арендовали землю в одном из районов и обрабатывали ее, не покладая рук. Все, кто их знает, отзываются о них, как о тружениках и работягах. Знаний и опыта братьев вполне хватает для занятий сельским хозяйством: на родине они занимались обработкой хлопковых полей и посевов в пригородных районах Душанбе. В этой большой семье, состоящей из тридцати человек, есть все необходимые специалисты, один из братьев - дипломированный агроном.

В Волгоградской области братья купили два дома, и спустя два года к ним переехали жены с детьми. Стоит отметить, что в каждой семье - пятеро детей.

- До сих пор плачу, как вспоминаю расставание с родителями: они очень не хотели отпускать. Но что поделаешь, мы мужей слушаемся, - вспоминает жена одного из братьев.

В течение трех лет семьи жили в большом селе, в собственных хороших домах. К сожалению, два года назад из-за конфликта с другим крупным арендатором им пришлось переехать в другой район. Сейчас три брата с семьями живут в небольшом селе, четвертый брат живет отдельно. Две квартиры в пятиэтажках им сдали в полуразрушенном состоянии, пришлось самостоятельно их отремонтировать.

Братья арендуют 70 гектаров земли, выращивают помидоры, капусту, в этом году сажали арбузы. У них есть трактор, на полях работают все члены семьи: они стараются нанимать минимальное количество работников. Однако земля им досталась плохая, засоленная, из-за чего часть урожая гниет на корню. В хозяйстве раньше держали овец, сейчас - корову. Основную часть урожая продают оптом. Кроме того, хозяйки делают соленья, их продают самостоятельно на рынке в городе Волжском. Для гостей в доме пекут лепешки и самсу. Вообще, надо отметить, дом очень гостеприимный - гостей здесь принимают с радостью, да и с русскими соседями отношения очень хорошие.

Уклад жизни - традиционный

Вся семья родом из Душанбе и его пригородов. У одной снохи есть квартира в городе, у второй – частный дом на окраине. На родине осталось много родственников – родители, замужние сестры и братья. Последний раз их удалось навестить два года назад. Этим летом семья планировала съездить в Душанбе для женитьбы старшего сына одного из братьев, но дела шли не очень хорошо, урожай был небольшим. В результате поездку отложили до следующего лета.

Младшая сноха после школы закончила в Душанбе курсы машинописи и работала библиотекарем, она очень хорошо говорит по-русски. Старшую сноху рано выдали замуж, поэтому образование ей получить не удалось, она работала только в своем хозяйстве.

Семья довольно строго придерживается таджикских обычаев и традиций в повседневном быту. Моим спутником был мужчина, и нас принимали отдельно на разных половинах дома - «мужской» и «женской». Было приятно очутиться в знакомой обстановке – курпачи на полу, дастархан накрыт на низеньком столике-сандали... Забавным диссонансом в такой комнате смотрелся только компьютер в углу, на котором дети играют, слушают музыку и смотрят фильмы.

Образование детей и планы

После переезда в Россию младшие дети поступили в школу, а вот старшие дочери учиться не пошли. Одна из матерей рассказывает: «Когда мы приехали, наши девочки должны были учиться уже в седьмом классе. Однако языка не знали, друзей здесь не было, они стеснялись. Да им учиться и не нужно, они замуж будут выходить». В школе, где учатся младшие, отношение к ним очень хорошее, а вот в селе, где они жили раньше, все было иначе: «Смотрели немного свысока. Может, потому, что село большое было».

Перестав, наконец, стесняться моего присутствия, одна из девочек (ей около 14 лет) в разговоре сообщила, что учиться дальше хочет и пойдет. Скорее всего, на врача или медсестру. Пока не ясно, отпустят ли ее родители, но вот старший сын уже поступил в Волгограде на экономическое отделение. В понимании семьи он - завидный жених, поэтому к выбору невесты родители подходят с пристрастием: «Нужно, чтобы образованная была, русский язык знала».

На мой вопрос, как сейчас устраивают свадьбы, только ли по воле родителей, мне объясняют: «Сейчас уже не совсем так. Все же молодые должны друг друга увидеть до свадьбы, понравиться. Это раньше невеста жениха видела только в день свадьбы, уже под покрывалом. Вот со мной так и было...» Тем не менее, дочек держат в строгости. Они никуда не ходят, даже в магазин, проводят время либо дома, либо на поле (летом). Девушкам не разрешается общаться не только с русскими ребятами, но даже и с молодыми работниками-таджиками.

Дальнейшие планы этой семьи связаны с Россией: все уже получили разрешение на временное проживание, следующий этап – получение вида на жительство, а затем гражданства. Их фермерская работа, особенно на таких тяжелых землях, очень важна для отрасли. Как прокомментировал представитель Министерства труда Таджикстана: «Кто же будет развивать сельское хозяйство в России? Местное население ТАК работать и вкалывать не хочет. Вот таких, как эта семья, и нужно поддерживать в первую очередь».

Об авторе: Зотова Наталья Александровна – шеф-редактор ИА «Фергана.Ру», кандидат исторических наук, научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН. Живет в Москве.

Фото "ИА Фергана.Ру"



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2019 Институт стран СНГ