Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №163(15.02.2007)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Союзное строительство: нужна широкая дискуссия и реальные шаги

Владислав Лосев, Александр Фадеев

Первые полтора месяца 2007 года прошли в Белоруссии под знаменем борьбы независимой и суверенной Беларуси с монстром российского «олигархического империализма». Причем вся эта кампания была полностью выдержана в тонах советско-сталинского агитпропа 30-50-х годов прошедшего столетия. Временами складывалось впечатление, что на экраны белорусского телевидения и страницы государственных газет поступали материалы, подготовленные красными агитаторами времен борьбы с «гидрой контрреволюции».

Чтобы позволить ощутить весь накал нешуточных страстей, бушевавших в государственных СМИ, приведем только один из фрагментов аналитической программы Первого национального канала белорусского телевидения, освещавшей в начале января возникшие белорусско-российские разногласия в нефтегазовой сфере. При этом следует учитывать, что основные ТВ-каналы в Белоруссии не имеют какого-либо собственного взгляда на те или иные события, а «точно и в срок» выполняют прямые указания администрации президента РБ.

Итак, обозреватель Белорусского телевидения Юрий Прокопов поведал белорусскому населению, что «крепкая социальная сфера и достаток в нашей стране режут глаза российской элите, которая заставила три четверти своего населения жить за гранью бедности. Пример Беларуси, где нет олигархов, но есть стабильность и порядок, – лучший пример для россиян, показывающий, что другая жизнь и другая власть возможны. А значит, такого соседа надо уничтожить. И прибрать к рукам то, что белорусы поднимали с колен в течение десяти лет, в то время российские олигархи грабили собственный народ и вкладывали деньги в футбольные клубы. Но мы не виноваты в том, что смогли грамотнее распорядиться нашим национальным достоянием и сделать достойней жизнь наших граждан. Мы готовы делиться опытом, готовы сотрудничать как союзники и партнеры, но терпеть унижения от кучки нуворишей, пролезших в элиту России, белорусы не намерены. Если в российской политике сейчас правят временные люди из сырьевых монополий, которые хотят побыстрей заработать, сложить деньги в чемодан и махнуть за границу, то их действия понятны. Но с точки зрения России как великой державы дестабилизировать, давить и шантажировать единственного союзника иначе как предательством национальных интересов не назовешь».

Следует заметить, что белорусская пропагандистская машина очень чутко реагирует на настроение высших белорусских властей и не стесняется в этом случае идти на неприкрытое искажение смысла тех или иных событий. В этом отношении показательна трактовка высказываний Владимира Путина по поводу белорусско-российских отношений на пресс-конференции 1 февраля текущего года. Касаясь этого вопроса, президент России сказал буквально следующее: «Мы с Белоруссией намерены продолжать строительство Союзного государства. Мы очень рады и приветствуем те изменения, которые белорусское руководство сделало в плане приведения к общему знаменателю цен на сырую нефть и нефтепродукты, и это реальный шаг к созданию полноценного таможенного союза. Мы рассчитываем на то, что и в выходе на единую валюту тоже еще не все потеряно. Я уверен, что белорусские партнеры в состоянии проанализировать реалии, в состоянии понять надежность российской экономики и российской национальной валюты».

Далее, отвечая на вопрос белорусского еженедельника «Обозреватель», Владимир Путин еще раз в самой доброжелательной форме подчеркнул заинтересованность Российской Федерации в создании реального Союзного государства с Республикой Беларусь, причем на условиях, которые в полной мере устраивали бы обе стороны. Однако в программе новостей Первого национального канала белорусского телевидения было заявлено, что Владимир Путин исключил Белоруссию из числа своих союзников.

Со своей стороны Александр Лукашенко неоднократно упрекал российскую сторону в нежелании строить Союзное государство. Так, 30 января с.г. в ходе своей встречи в Минске с лидером КПРФ Геннадием Зюгановым белорусский президент в очередной раз заявил, что официальная Москва не заинтересована в строительстве Союза с Белоруссией: «Мы еще в прошлом году должны были провести референдум по Конституционному Акту, однако, России это не надо».

Складывается довольно парадоксальное положение. Оба президента с разницей в один день фактически заявили о своей заинтересованности в радикальном продвижении в направлении союзного строительства, а дело бесконечно стопорится.

К примеру, в начале января года главнокомандующий ВВС России генерал армии Владимир Михайлов заявил, что соглашение между Россией и Белоруссией о создании единой региональной системы ПВО Союзного государства будет подписано до конца первого месяца 2007 года. Не секрет, что данное соглашение приобретает особую значимость в условиях очередного усиления военного присутствия США в ЦВЕ, планируемым размещением в Чехии и Польше радаров и ракет-перехватчиков шахтного базирования американской системы противоракетной обороны.

Однако, в который уже раз, названные сроки прошли, а соглашение Минск так и не подписал. Документы по Единой региональной системе ПВО Союзного государства по-прежнему, как поясняют в министерстве обороны Белоруссии, «проходят согласования со всеми заинтересованными ведомствами». Но ведь этот процесс в Белоруссии идет с 1997 года – десять лет – и уступает по длительности только бюрократическим уловкам Минска по затягиванию введения союзной валюты. Между тем названное оборонительное соглашение могло бы стать, пожалуй, первой правовой основой, придающей белорусско-российскому Союзу необратимый характер.

Конечно, причины бесконечных проволочек могут быть различными, но сведущие люди утверждают, что одна из главных – это опасение, а точнее нежелание белорусского верховного главнокомандующего передавать часть своих полномочий российским военачальникам. Дело в том, что в белорусских верхах распространено мнение, что российские вооруженные силы продолжают находиться в состоянии полураспада, что генералитет РФ сплошь коррумпирован, и Москва может «сдать» Минск, как «сдала» Югославию НАТО. И поэтому нельзя отдавать в руки «олигархического Кремля» хорошо оснащенную и обученную всенародную белорусскую армию, которая к тому же, как утверждают белорусские генералы, самая боеспособная в Европе.

А если учесть, что подобные настроения белорусских верхов постоянно находят поддержку в России у таких, именующих себе патриотическими партиями и организациями, как КПРФ и Союз офицеров, то не приходится удивляться твердокаменной неуступчивости Лукашенко в военных вопросах.

Тот же Зюганов после встречи с белорусским президентом заявил на пресс-конференции, что российский стабилизационный фонд «работает на войну в Ираке и содержание американской армии, а на развитие науки в РФ не выделяется ни копейки». И вообще, лидер КПРФ постарался в Минске представить российскую действительность в таких черных красках, что одна из белорусских журналисток в отчаянии задалась вопросом: «Куда же податься бедной Беларуси? На Западе – враги, а в России – олигархи!»

По сути, лидер КПРФ и иные ему подобные псевдопатриоты, боясь, очевидно, утратить монополию на статус «больших друзей Белоруссии» систематически дезинформируют руководство республики и белорусское общество о положении дел в России и тем самым, практически, смыкаются в своих действиях с теми внешними и внутренними силами, которые стремятся сорвать белорусско-российское воссоединение, разрушить Союз Белоруссии и России.

В этом смысле, Союз правых сил и КПРФ действуют сообща. И если СПС говорит россиянам, что нельзя объединяться с Белоруссией, так как там «диктатор Лукашенко», то Зюганов фактически отговаривает белорусов от реального строительства общего государства ввиду «олигархической природы российской власти».

Одной из причин возникших в настоящее время противоречий между Россией и Белоруссией является неоправданно затянувшийся спор о принципах создания и поиск наиболее подходящей на данном этапе модели Союзного государства. В свое время в качестве возможных рассматривались несколько вариантов союзного строительства: от модели ЕС до преобразования РБ в субъект РФ. Предложения исходили от российской стороны. Александр Лукашенко предлагал союзные отношения строить на основе действующего Договора о строительстве Союзного государства, основные положения которого не осуществлены на практике до настоящего дня. Не состоялись выборы в парламент Союзного государства, не разработан устраивающий обе стороны проект Конституционного акта, нет единой валюты, не сформирован Суд и Счетная палата Союзного государства.

С правовой точки зрения для российских компаний белорусские субъекты хозяйствования остаются иностранными юридическими лицами. Поэтому с формальной стороны ценовая политика «Газпрома», «Транснефти» и других компаний РФ в отношении Белоруссии не может рассматриваться в контексте юридических норм так и не созданного Союзного государства. Не создано единое оборонное пространство – региональная группировка войск, состоящая из ВС Белоруссии, как собственно военное соединение СГ существует только на бумаге. Вопрос же о формировании объединенных вооруженных сил Союзного государства с единым командованием и оборонным заказом вообще не обсуждается.

Сложность нынешних белорусско-российских отношений в значительной степени усугубляется непрекращающейся в государственных СМИ Белоруссии антикремлевской пропагандой. Причем, организаторы этой кампании или не представляют всей пагубности для белорусских национальных интересов подобной близорукой информационной политики, или (что еще хуже) сознательно разжигают в белорусском обществе антироссийские настроения. Этим российская сторона объективно провоцируется на серьезные ограничительные меры в отношении деятельности белорусских субъектов хозяйствования на российском рынке и положения граждан РБ в России.

В любом случае, все это уже нанесло колоссальный ущерб авторитету руководства Республики Беларусь и ее президента в глазах российской политической элиты. Ссылки же президентской администрации Белоруссии на якобы имевшую место поддержку со стороны «широких слоев» российского общества неубедительны. Вообще, похоже, что руководство РБ переоценило степень своего воздействия на общественное мнение России. Возможно, Геннадий Зюганов и главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов, который также недавно наведался к белорусскому президенту, убедили президента Лукашенко в том, в чем он хотел быть убежден – в поддержке его курса со стороны «простых» россиян. Правда, не известно о чем шла речь на двухчасовой встрече Проханова с Лукашенко, что внушали писателю-«патриоту» белорусские власти. Но, похоже, что посещение Минска оставило глубокий след в его сознании, раз он, по возвращении из Белоруссии, дискутируя с Владимиром Жириновским в программе канала НТВ «К барьру!», совершенно серьезно заявил, что белорусские телевизоры и холодильники идут нарасхват в США, Японии и Евросоюзе.

О том, что российская сторона намерена переходить на новые ценовые отношения с РБ руководству республики было известно заблаговременно. Однако складывается впечатление, что в руководстве Белоруссии не придавали этому значения, полагая, очевидно, что «как-нибудь пронесет». Такая безответственная и близорукая позиция вылилась в откровенный провал на российском направлении, который невозможно возместить никакими информационными кампаниями и уж тем более заигрыванием (в расчете запугать российскую сторону) с геополитическими соперниками России (Евросоюз, США). Последние, несомненно, с удовлетворением наблюдают за развитием белорусско-российского скандала, но в ответ на прозападные жесты Лукашенко («первостепенность отношений с Россией – это ошибка», «желательность введения в Белоруссии евро») и Вашингтон, и Брюссель предлагают ему пойти на прямую политическую капитуляцию. Евросоюз требует от официального Минска провести «демократизацию» и, в первую очередь, признать наличие политических заключенных и выпустить из тюрьмы Александра Козулина.

Прозападная «демократизация» откроет прямой и быстрый путь оппозиции к власти, так как в случае разрыва с Россией, пусть и немногочисленные, но организованные прозападные силы будут воодушевлены и подкреплены большими финансовыми ресурсами, а сторонники Лукашенко – деморализованы, так как подавляющее большинство из них не мыслят Белоруссию без Союза с Россией. Можно не сомневаться, что нынешняя дезинформационная муть рано или поздно схлынет, и неизбежно наступит всеобщее и жестокое разочарование нынешним белорусским лидером.

В последнее время белорусские официальные лица много рассуждают на тему российских военных объектов, расположенных на территории республики, не понимая, очевидно, что их присутствие имеет огромное значение и для самой Белоруссии. В последнем интервью информационному агентству Рейтер президент РБ Александр Лукашенко объявил о намерении предъявить России счет за «военное сотрудничество», которое, по его мнению, было для России бесплатным. Белорусский лидер намерен взыскать с России затраты Белоруссии на охрану «союзной» границы, содержание региональной группировки войск и арендную плата за размещение на территории Белоруссии двух российских военных объектов.

Россия считает такую постановку вопроса «не выдерживающей никакой критики», поскольку из российского бюджета ежегодно тратится на мероприятия по обеспечению функционирования т.н. региональной группировки войск, т.е. вооруженных сил Белоруссии, 295 млн. российских руб., из которых 125 млн. – идет напрямую министерству обороны РБ. На подготовку белорусских военнослужащих, мероприятия по борьбе с терроризмом, охрану белорусских железных дорог, военно-технические программы министерство обороны, государственный военно-промышленный комитет и другие ведомства Белоруссии получают почти 135 млн. российских руб. На обустройство белорусского участка границы Союзного государства Россия за последние пять лет потратила около одного миллиарда российских руб.

Военные объекты МО России на территории Белоруссии – РЛС «Волга» системы предупреждения о ракетном нападении в Ганцевичах и радиотехнический центр «Антей» в Вилейке функционируют в рамках Соглашения, заключенного с РБ в 1995 году сроком на 25 лет. Данный документ был заключен в обмен на списание Россией долга Белоруссии перед РФ за поставки природного газа в сумме более 1 млрд. долларов США (т.н. «нулевой вариант»). Объекты используются для укрепления обороноспособности, как России, так и Белоруссии. Россия компенсирует неуплату арендной платы и налогов, предоставляя белорусским ВС ежегодно бесплатно свои полигоны (Балтийского флота на м. Таран и Ашулук в Астраханской области) и соответствующую технику и боевые комплексы для боевой учебы.

Кроме того, Россия предоставляет ВС Белоруссии бесплатно современные боевые системы и технологические разработки, которые республика не состоянии ни купить, ни произвести самостоятельно. Только в прошлом году в Белоруссию было поставлено четыре всепогодных ракетных комплекса ПВО С-300 ПС, предназначенного для поражения всех видов самолетов, крылатых и баллистических ракет, летящих со скоростью до 1200 метров в секунду в радиусе до 90 километров на малых, средних и предельных высотах, на общую сумму 720 млн. долларов.

Прекращение дислокации российских военных объектов на территории РБ неизбежно повлечет за собой тяжелые последствия не столько для России, сколько для Белоруссии, так как вызовет резкое нарушение военно-стратегического равновесия, установившегося в последнее десятилетие на Востоке Европы. Вывод российских военных объектов из Белоруссии будет означать разрушение союзнических отношений между РБ и РФ и фактическую ликвидацию ОДКБ.

При этом белорусским властям необходимо отдавать себе отчет, что в настоящее время единственным гарантом безопасности, территориальной целостности (в Польше влиятельные силы уже ставят под сомнение границы после 1939 г.) и пресловутого суверенитета Республики Беларусь выступает именно Россия. Нельзя исключать, что с разрывом военных отношений с Россией со стороны НАТО против Белоруссии не будет проведена военно-политическая операция (наподобие югославской) с целью свержения существующей власти. Поэтому, сама публичная постановка вопроса о возможности вывода российских военных объектов с территории РБ является опасной и откровенно провокационной.

Белорусским официальным лицам стоило бы помнить, что единство белорусов и русских, Белой Руси и Великой России есть понятие священное, не подлежащее никакой ревизии. Политический курс на построение за счет России, с ее невольной помощью этнонационального и независимого государства «коренных» белорусов исторически обречен. Следует считать абсолютно неприемлемыми шаги по культивированию доктрины этнического национального превосходства белорусов и агрессивному насаждению враждебности по отношению к России.

Попытка Минска не замечать, игнорировать те огромные позитивные экономические и социально-культурные достижения России, высокий уровень развития политической жизни соседней страны является проявлением недальновидной и безответственной политики. К сожалению, правящий класс Белоруссии не желает признавать того очевидного обстоятельства, что Россия постепенно становится заметным актором международных отношений по периметру своих границ, региональное лидерство которой логично и исторически закономерно. За всем этим непризнанием стоит стремление высших чиновников Белоруссии сохранить полный контроль за республиканской собственностью, рассматривающейся как главная опора президентской администрации, идеологическую и политическую гегемонию, и, что особенно важно, властные полномочия и привилегии. В перспективе это несет серьезную угрозу государственным интересам Белоруссии и грозит грядущей национальной катастрофой.

В сущности, сегодня в Белоруссии так и не смогли определиться на каких принципах, ценностях и идеалах должна строиться внешняя политика республики. Нельзя же всерьез рассматривать пресловутый принцип «многовекторности» в качестве целеполагания и статусной цели. Он, конечно, помогает лавировать на международной арене и оправдывать, например, нежелание Минска тесно интегрироваться с Россией. Но «многовекторность» не в состоянии обезопасить Белоруссию от потенциальных кризисов и конфликтов, гарантировать ее экономики перманентное и устойчивое развитие. Ничего не дает такая политика и в плане возможного втягивания республики в западноевропейские структуры, поскольку в этом случае никак не гарантирует сохранение существующего властного режима. Смена стратегических партнеров (вчера Россия, сегодня Китай и Иран, завтра …) не может сама по себе рассматриваться в качестве доминирующего направления внешней политики, хотя бы уже потому, что не является выражением интересов различных групп белорусского общества, не говоря уж о частной сфере.

Поэтому пока внешняя политика Минска – это исключительно политика сохранения и преумножения власти с использованием всех возможных факторов международной практики. Администрация президента Лукашенко присвоила себе право определять и в соответствии с этими определениями реализовывать национальные интересы. В ее представлении данные интересы неотделимы от узкокорпоративных, собственных интересов, которые идентичны стремлению и дальше сохранять власть и отражать внешние угрозы ей, исходящие, в первую очередь, от России. По большому счету вся внешняя политика и политика безопасности Белоруссии подчинены задаче выживания ее правящего класса.

Поддержка такого курса со стороны белорусского общества необходима, но предполагает утверждение его в массовом сознании как политики общенародной, которую может выражать исключительно президент Лукашенко. Отсюда и претензии на политическое превосходство над российской элитой, аргументация преимуществ белорусской модели экономики и нагнетание фобий по поводу угроз со стороны восточной соседки. Такая политика не только не способствует, но, наоборот, препятствует продвижению любой интеграционной инициативы, любым проектам создания Союзного государства.

Складывается впечатление, что у многих высших управленцев республики нет понимания того, что подлинные национально-государственные интересы невозможно осуществить на практике в рамках независимого и самостоятельного этнонационального государства, без помощи и интеграции с Россией. Более того, укрепляя независимость и суверенитет Белоруссии в русле понятых с колокольни собственных интересов политики, правящие круги республики на самом деле содействуют их ослаблению, чреватому неустойчивостью и распадом государственности.

Без сомнения, что у руководства России и Белоруссии в настоящее время существуют разные взгляды на возможные пути дальнейшего развития белорусско-российского Союза. И поэтому, сейчас как никогда нужна гласность и широкая дискуссия по вопросу союзного строительства. Надо избавиться от иллюзий, связанных с насаждением идеи о возможности создания общего государства с сохранением внутри его полной государственной независимости, полного равноправия и суверенного статуса государств-союзников. Белорусской стороне надо признать невозможность сочетания союзного строительства с процессом формирования самостоятельной белорусской нации и национального белорусского государства.

Анализ динамики российско-белорусских отношений свидетельствует о их стагнации. Энергоресурсный кризис нанес серьезный удар не только торгово-экономическим отношениям, но вскрыл и ряд глубинных политических противоречий между союзниками. Однако безвыходных положений в политике, как известно, не бывает. И надо понимать, что в России и в Белоруссии достаточно политических и интеллектуальных возможностей, чтобы разрешить возникшие проблемы.

Следует констатировать принадлежность народов России и Белоруссии к одному типу цивилизации, их сближают основополагающие жизненные ценности и цели, общее восточнославянское происхождение и православная религия. Сходятся белорусы и россияне в отношении к основным социальным институтам, политическим и экономическим целям государства, в отношении к другим народам. Длительный исторический период они бесконфликтно проживали в одном государстве, образуя и идентифицируя себя как одну нацию. Поэтому настало время наряду с рассмотрением различных потенциальных интеграционных моделей, межгосударственных конструкций определиться и по проблеме, действительно отвечающей интересам народов двух стран – реального воссоединения временно разделенной нации.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ