Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №163(15.02.2007)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Запутались в миллиардах

02.02.2007. Новое поколение (Казахстан)

Амина Джалилова

"Большая нефть" Кашагана опять откладывается

Несмотря на то, что власти еще не дали своего согласия на перенос сроков промышленной разработки гигантского месторождения Кашаган, очевидно, что вовремя, то есть в 2008 году, первой нефти ждать не стоит. Но когда же? >В "Аджип ККО" и в правительстве называют срок 2009 - 2010 годы, в "КазМунайГазе" с уверенностью говорят о 2010-2011 годах. Однако причины такого расхождения никто объяснить не может

По словам Узакбая Карабалина, главы "КазМунайГаза", у правительства есть серьезные претензии к подрядчику по Северо-Каспийскому проекту и по увеличению стоимости разработки Кашагана, и по срокам проекта. "КазМунайГаз" намеревается пригласить международно признанных консультантов, которые должны вынести свое решение об обоснованности удорожания и отсрочки. Сомневаемся, что какие бы то ни было эксперты смогут ускорить процесс разработки Кашагана и прилегающих к нему месторождений. Однако они, возможно, помогут снизить какие-то затраты казахстанской стороны, участвующей в проекте, и поднимут имидж казахстанского правительства, которое не готово так просто идти на уступки.

Тем временем главной интригой остаются сроки. На прошлой неделе в Астане подписано соглашение о создании Казахстанской каспийской системы транспортировки нефти. Соглашение это означает, что "КазМунайГаз", "Тенгизшевройл" и "Аджип ККО" готовы транспортировать нефть по системе Ескене-Курык-Баку-Тбилиси-Джейхан (то есть сначала железной дорогой, потом по морю танкерами, а затем по знаменитому нефтепроводу БТД). Само по себе это событие достаточно важное - Казахстан сделал еще один шаг навстречу кавказской трубе, которая идет в обход России, следовательно, зависимость нашей страны от северного соседа будет снижена. Но не это главное.

В официальном пресс-релизе "КазМунайГаза" указано, что каспийская система транспортировки будет готова к эксплуатации к моменту начала добычи нефти на Кашагане в 2010-2011 годах (а вовсе не в 2009-2010-х, как говорили ранее). Наши источники подтверждают, что это не ошибка, не описка, что действительно, по информации "КазМунайГаза", долгожданную первую нефть Кашагана придется ждать еще дольше. Каковы причины - пока не ясно.

Главное, что можно сказать уже сегодня - отсрочка никак не связана с возможным снижением прогнозных запасов на Кашагане. Об этом осенью в Алматы говорил один из топ-менеджеров "КазМунайГаза" Жаксыбек Кулекеев. По его словам, отсрочка связана со сложными техническими условиями разработки месторождения. В частности, там, как и на Тенгизе, возможны выбросы серы, что может привести к отравлениям. И даже есть планы обязать каждого работника на определенном участке не снимать специальную маску, защищающую от газов. Что же касается запасов, то, по словам Жаксыбека Кулекеева, они сомнению не подвергаются.

А на днях зарубежные СМИ со ссылкой на главу ENI Паоло Скарони сообщили, что запасы "гиганта" оказались более значительными, чем предполагалось ранее. Как правило, операторы крупнейших нефтяных проектов склонны занижать цифры, а не наоборот. К примеру, они говорили, что запасы Кашагана составляют как минимум 7-9 миллиардов баррелей. То есть ориентировались на минимум. Тогда как максимальной цифрой была 13 миллиардов, а наиболее реальной - 11.

Так что если сейчас ENI делает такие заявления, то вполне возможно речь идет о серьезном увеличении запасов, которые могут повлиять и на оценку запасов всей страны, а значит, и на место Казахстана в иерархии мировых экспортеров нефти. И потому графики и планы реализации Северо-Каспийского проекта нуждаются в пересмотре. Чем, возможно, и обусловлена отсрочка.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2019 Институт стран СНГ