Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №164(01.03.2007)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Белорусскому рублю нужны доллары

26.02.2007. Белорусские новости

Елена Новожилова

Беларусь надеется на привлечение кредитов — полутора миллиарда долларов США от России, одного миллиарда евро инвестиций от австрийского «Райффайзен банка». Кроме того, есть расчет и на выручку от продажи ГКО на российском рынке.

Не успели высохнуть чернила на решении Национального банка Беларуси о повышении ставки рефинансирования на 1% — до 11% годовых (кстати, первом за последние пять лет), как уже обсуждается новое повышение — до 12%. Все оттого, что государству сейчас очень нужно поддержать стабильность национальной валюты. Если очередное повышение ставки произойдет, заемные средства для предприятий станут еще дороже. Зато население укрепится в вере в белорусский рубль, искусно и не очень поддерживаемой государством.

В главном банке страны признали, что на февральское повышение ставки заставило пойти сокращение темпа роста сбережений населения, вызванное нефтегазовыми потрясениями. Повышение доходности сбережений в национальной валюте, по расчетам, должно повысить заинтересованность граждан и предприятий в банковских вкладах.

О том, что февральское повышение может быть не последним в текущем году, еще 31 января объявил журналистам председатель правления Нацбанка Петр Прокопович. «Я не могу сегодня сказать, что это последнее повышение ставки, но оснований для следующего повышения в ближайшие месяцы или недели, конечно же, нет. В дальнейшем все будет зависеть от ситуации у нас в экономике и на валютных рынках, но мы надеемся, что больше повышать ставку нам не понадобится», — сказал тогда П. Прокопович.

Между тем, основными направлениями денежно-кредитной политики Беларуси на 2007 год определено, что ставка рефинансирования к концу года должна выйти на уровень 7-9%, а инфляция запланирована в пределах 6-8%. Правда, все чаще чиновники говорят о выполнении инфляционного показателя «по верхней границе». Но удержаться даже на ней в нынешних условиях затруднительно. Так, рост цен на продукцию промышленного производства поставил в январе многолетний рекорд: по данным Минстата, за месяц индекс цен успел подскочить на 12,6%.

Цены на продовольственные товары с начала года выросли на 6,4%, на непродовольственные — на 4,6%. Услуги в январе подорожали на 5%.

По мнению руководителя научно-исследовательского центра Мизеса (Минск) Ярослава Романчука, «в настоящее время мы наблюдаем противостояние двух группировок: в первую входит Национальный банк, которому поручено сохранить стабильность денежно-кредитной системы, обеспечить надежность вкладов, стабильность белорусского рубля, выполнить показатели по инфляции. Во вторую — Минфин и Минэкономики, а также отраслевые министерства и комитеты, для которых важно собрать доходы и профинансировать все государственные программы и расходы».

Очевидно, говорит эксперт, что повышение ставки рефинансирования до 12% делает кредиты гораздо более дорогими, ухудшает и без того сложное финансовое положение предприятий, лишает их возможности пополнять оборотные средства. «Тем самым мы получаем реальную возможность невыполнения прогнозных показателей роста промышленного и сельскохозяйственного производства, а в конечном итоге — ВВП», — полагает он.

Если в противостоянии все-таки «победит» Нацбанк, то, как считает Я. Романчук, прогнозные показатели экономического роста выполнены не будут. При этом Нацбанк не выполнит и собственный показатель — уровень ставки рефинансирования. Но это, убежден экономист, «будет самая меньшая цена из всех возможных».

Конечно, Национальный банк и Минфин надеются на привлечение кредитов: 1,5 миллиарда долларов США от России, еще 1 миллиарда евро инвестиций — от австрийского «Райффайзен банка». Кроме того, есть расчет и на выручку от продажи ГКО (государственных краткосрочных облигаций) на российском рынке. «Но все это краткосрочные решения, не обеспечивающие никаких долгосрочных дивидендов для белорусской экономики, — подчеркнул А. Романчук. — «Перехватить» мы сможем, но решить существующие структурные проблемы — нет. До сих пор ни в одной стране нельзя было провести реструктуризацию экономики за счет средств кредита».

Что касается населения и вкладов, то, по мнению экономиста, решение повысить процентную ставку как раз и направлено на сохранение спокойствия вкладчиков, на приостановление оттока сбережений, на то, чтобы не подорвать доверие к национальной валюте. «Главное — не испугать население. Нам обещали стабильность, говорили об экономическом чуде, а получится банальный обман, который за последние 15 лет с людьми проделывали, как минимум, два раза», — сказал Я. Романчук. Именно на этот мощный аргумент, считает он, и ссылается Прокопович, отстаивая позицию Нацбанка.

В то же время, по прогнозам эксперта «Белорусских новостей», если в ближайшие три месяца Беларусь не получит кредиты, то и это повышение ставки рефинансирования будет не последним.

Как уже сообщала наша газета, стабилизационный кредит Беларусь намерена просить у России, в адрес которой за последнее время успела наговорить всякого. Тем не менее, по заявлению главы российского Минэкономразвития Германа Грефа, «возможность предоставления такого кредита Белоруссии имеет право на существование, и правительство готово рассмотреть этот вопрос». Размер и условия предоставления кредита, разумеется, — это еще предмет переговоров. Белорусскую сторону, напомним, устроили бы 1,5 млрд. долларов, но в Минске отдают себе отчет в том, что сроки предоставления и сумма кредита зависят от России.

Помимо этого, планируется привлечь до 1 миллиарда евро инвестиций «Райффайзен Центральбанк Австрия». О такой сумме шла сегодня речь на встрече в Минске главы белорусского правительства Сергея Сидорского с членом правления австрийского банка Патриком-Джоном Сайерсом Батлером.

На начало нынешнего года внешний государственный долг Беларуси составлял 837,9 миллиона долларов США. В соответствии с законом о бюджете, размер внешнего госдолга страны на конец 2007 года не должен превысить 2 миллиарда долларов.

Неслучайно, как заметил российским "Ведомостям"  руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико, «белорусский парламент принимает правительственные поправки к бюджету быстрее, чем выкуривается сигарета». Бюджет, напомним, собираются пересмотреть уже во II квартале нынешнего года.

Изменения в первую очередь будут направлены на сокращение непервоочередных расходов.

Кредит российского правительства для Минска в данной ситуации Л. Заико считает предпочтительнее других займов: можно рассчитывать на реструктуризацию задолженности по политическим соображениям. В 1996 году, напоминает он, Россия простила Беларуси долг аккурат в 1,5 млрд. долларов. Как было сказано в подписанном соглашении о взаимном урегулировании финансовых претензий: «Российская Федерация отказалась от претензий по государственному долгу Республики Беларусь». Со своей стороны, Беларусь списала тогда России 300 млн. долларов за аренду военных баз и программу по ликвидации последствий Чернобыльской аварии.

Просьба о нынешних 1,5 млрд. долларов, скорее всего, будет удовлетворена. Но Россия при этом выставит Минску ряд дополнительных условий, приводят «Ведомости» мнение Александра Фадеева, руководителя отдела Беларуси Института стран СНГ. Предыдущие стабилизационные кредиты, по его словам, «белорусы нередко размещали в российских банках и получали по ним проценты, так что деньги даже не покидали Москву». Сейчас Россия может пойти на ужесточение сроков, условий расходования и возврата займа. А накапливающийся белорусский долг, считает Фадеев, даст Кремлю дополнительные рычаги давления на Минск.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ