Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №165(15.03.2007)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ



Едем туда, где нас ждут?

Три месяца назад в Интернете появился новый сайт – Remigrant.ru, зарегистрированный группой русскоязычных студентов из Германии. Цель проекта, участие в котором принимают будущие публицисты и экономисты, – оказание информационной помощи соотечественникам, проживающим в настоящее время в ФРГ, но желающим вернуться в Россию.

26.02.2007, http://eursa.org/node

Вера БУРЛУЦКАЯ, "Русская Германия"

 Инициатора проекта Василия Гайста постоянным читателям «РГ/РБ» представлять не надо. К нам в газету Василий пришел еще школьником – тогда он работал над серией интервью с русскоязычными ветеранами войны, живущими в Берлине. В 2006 году составленный Василием сборник «Победители в стране побежденных» удостоился Всероссийской литературной премии «Дебют» в номинации «За мужество в литературе». И вот – новая идея, новый проект – сайт Remigrant. ru.

– Скажи, Василий, что послужило поводом для открытия сайта?

– Я бы не сказал поводом – настоящим толчком – стал переезд очень близкой мне семьи из Берлина в Курск. Глава этой семьи – агроном по образованию, работавший в Германии, разумеется, не по профессии, неожиданно для себя получил предложение вернуться в Россию и занять высокую должность в крупном агрохолдинге. Человек этот съездил в Курск, оценил перспективы и принял решение – вернуться. Адаптировался он быстро. Купил дом и уже перевез в Россию семью. Я был у них в гостях. И мы разговорились о наметившейся в последнее время тенденции: вернуться в Россию, где сейчас ощущается острая нехватка квалифицированных кадров, хотели бы многие русскоговорящие эмигранты, живущие в Германии. Но большинство из этих людей попросту не имеют информации о том, как это можно сделать.

– Думаю, определенного рода толчком послужила и принятая российским правительством в июне прошлого года Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом – не так ли?

– Разумеется, но лишь отчасти. Ведь проблема безработицы и невостребованности в среде поколения наших родителей существовала и прежде, задолго до июньского Указа президента Путина. Равно как и проблема нехватки кадров в России. Просто сейчас, видимо, окончательно «назрело» с обеих сторон...

– Скажи, а кто, кроме тебя, принимает участие в проекте?

– Мои друзья из Берлина, студенты различных вузов. Будущий инженер-экономист Иван Беккер. Андрей фон Берг, который учится сейчас в университете Роттердама, тоже экономист. Анастасия Массольд, Маргарита Ярощук...

В общем, учимся мы в разных городах, но работаем, благодаря Интернету, вместе. Причем, замечу, не все наши ребята – выходцы из бывшего СССР. Например, Андрей родился и вырос в Дюссельдорфе. Его отец – «коренной» немец, мама – русская. Тем не менее, свое будущее он связывает с Россией. Как и все мы.

– А вы хорошо представляете себе условия жизни в современной российской глубинке? Ведь переселяться программа предлагает соотечественникам именно туда...

– Да, но под категорию «глубинки» попадает и участвующая в Госпрограмме Калужская область, а она недалеко от Москвы, и города с миллионным населением – Красноярск и Новосибирск. К слову, мы сами не раз были в так называемой «глубинке» России и никакого ужаса не увидели.

А под Рождество мы посетили Калужскую и Липецкую область, встретились там с представителями органов по реализации Программы, получили массу информации и договорились о сотрудничестве.

Кроме того, нужно отметить, что во многих регионах, названных в Программе, ситуация сейчас сложилась весьма перспективная. В ту же Калужскую область вкладываются фантастические средства для реализации экономических проектов при участии Германии, Австрии, других европейских стран. Этим проектам требуются специалисты, и, думаю, люди из Германии будут там более чем востребованы.

– Впечатлениями об этой поездке вы и поделились на сайте?

– Конечно. Но прежде всего мы разместили информацию о самой Программе. Предоставили людям, желающим переселиться в Россию, возможность общаться на нашем форуме друг с другом и обмениваться информацией, которой располагают они. Мы ежедневно обновляем нашу новостную страницу, где размещены публикации из российской прессы, касающиеся реэмиграции. А недавно начали создавать базу данных соотечественников, проживающих в Германии, для передачи ее в Россзарубежцентр, который будет реализовывать Программу в ФРГ и с которым мы наладили сотрудничество.

– Иными словами, вы голосуете за Программу двумя руками?

– Мы за то, чтобы люди были востребованы. Но мы ни в коем случае не собираемся никого агитировать за российскую госпрограмму – ведь есть и другие возможности жить и работать в России. Призывать возвращаться мы тоже никого не собираемся. Где ему жить, каждый решает сам. Мы лишь стараемся дать максимально объективную, честную и полную информацию тем, кто уже сделал выбор, и тем, кто серьезно размышляет – а не уехать ли в Россию? Связаться с нами можно по адресу: www. remigrant.ru




Русские Казахстана вновь на распутье

Программа содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, сообщает казахстанский сайт russians.kz, заинтересовала значительную часть русскоязычного населения Акмолинской и Северо-Казахстанской — двух самых «русских» областей Казахстана. На конец января в общественную приемную Республиканского славянского движения «ЛАД» (г.Кокшетау) за консультациями по вопросу переселения в Россию обратились уже 5110 человек. Причем, как отмечает заместитель председателя, заведующий общественной приёмной РСД «ЛАД» Пётр Кузьменко, эту цифру можно смело умножить на пять, поскольку многие приезжают в областной центр за консультациями не только по собственной инициативе, но и по поручению односельчан.

 21.02.2007,http://www.russians.kz

Сергей Филин

Они «не видят будущего ни для себя, ни для своих детей»

Русские Казахстана вновь на распутьеЧтобы иметь представление о качественном и количественном составе будущих мигрантов, РСД «Лад» провело социологический опрос. «Основная цель, поставленная нами, — сообщил Кузьменко, — заключалась в выявлении причин, побуждающих людей «паковать чемоданы». Нас интересовали в первую очередь возраст, местожительство, образовательный уровень потенциальных переселенцев, и, конечно же — мотивация отъезда. Как показали результаты нашего опроса, актуальность путинской программы не подлежит сомнению».

 Социологический опрос выявил следующую картину: от общего числа граждан, обратившихся в общественную приёмную РСД «Лад», 68% составляют сельские жители. Более половины опрошенных (62%) — «бюджетники», 30% — безработные. Потенциальные переселенцы образованы и молоды: 43% имеют высшее образование, 90% из них люди в возрасте от 23 до 45 лет. Как видно, все они трудоспособные и хорошо образованные граждане, которые могли бы принести ощутимую пользу и Казахстану. Но, тем не менее, они настроены уехать в Россию.

 «Только 3% обратившихся в нашу приёмную русскоязычных граждан движимы причинами экономического порядка, — поясняет Кузьменко. - Остальные же заявили, что собираются уезжать из страны, поскольку не видят будущего ни для себя, ни для своих детей».

Основной причиной, побуждающей русскоговорящих граждан к перемене места жительства, по словам Кузьменко, является введение в делопроизводство казахского языка и понижение статуса русского языка. Об этом заявила подавляющая часть опрошенных респондентов — около 97%. При этом многие отметили, что «не горят желанием» покидать республику, однако казахстанские власти не оставляют им другого выбора.

Разделенный народ

 После 1991 года великий русский народ в мгновение ока превратился, по сути, в народ разделенный. Причем сами граждане к этому отнюдь не стремились, словно предчувствуя ту ситуацию, в которой оказались сейчас русские Казахстана, да и русскоязычные жители почти всех остальных (за исключением Белоруссии) республик СССР.

 Казахстан, кстати, был последней союзной республикой, провозгласившей свою независимость. Произошло это 16 декабря 1991 года, т.е. уже после Беловежских соглашений, подписывать которые Нурсултана Назарбаева трое заговорщиков — Ельцин, Кравчук и Шушкевич — даже не позвали.

 Поначалу казахский лидер — по крайней мере, на словах — постоянно сетовал на распад могущественного Советского Союза и ратовал за интеграцию новообразованных государств под знаменем «евразийской солидарности». Но постепенно из его уст стали звучать совсем иные призывы.

 16 декабря 1996 года в докладе, посвященном 10-летию беспорядков в Алма-Ате, он, например, заявил:

 «Почти полторы тысячи лет назад тюрки создали первое великое государство — Тюркский каганат, наследниками которого стали многие государства, в том числе наша страна (Казахстан, — KM.RU)… Благодаря несомненному превосходству кочевые народы смогли захватить регионы, занятые оседлым земледельческим населением».

 Далее следовала особая «оценка» роли России: «Царское самодержавие в России вело политику натравливания одних народов на другие. В частности, эти методы были использованы для развязывания войны между казахами и ойратами с целью истребления обоих народов. Таковы были предпосылки последующих событий XVIII века, в итоге приведших к потере независимости… и превращению Казахстана в колонию Российской Империи… Независимо от методов присоединения Казахстана к России, суть его оставалась одной — колонизация… В середине 60-х годов XIX века царское правительство перешло от жестокой военно-казачьей колонизации Казахстана к крестьянской… Переселенческая политика царской России нанесла тяжелейший удар по хозяйственной жизни казахского общества».

 В том же духе Назарбаев трактует и советский период казахской истории: «Насильственная коллективизация и оседание казахов, искусственное обострение противоречий в ауле, сталкивание одной части общества с другой привели к национальной катастрофе… Последующие «великие стройки» социализма привели к экономической катастрофе глобального масштаба».

Тут уж впору прервать цитату «евразийца» и вспомнить, что до российской (затем — советской) «колонизации» у Казахстана, по сути, не было ни границ, ни промышленности, ни транспортной инфраструктуры. Все это появилось в Казахстане в результате как раз той самой «колонизации», на которую так обрушивается нынешний казахский лидер.

 Для чего же Назарбаеву — который в силу своей принадлежности к высшей советской номенклатуре был прекрасно осведомлен, что обрел Казахстан в составе царской России и СССР — понадобилось так охаивать это наследство. А для того, чтобы его «национализировать», т.е. попросту «приватизировать». «Мы должны сегодня отдать себе отчет в том, — звучал вывод Назарбаева, — что любая доктрина, основанная на приоритете классового над национальным, обречена на провал. Целая группа мифов — от пресловутого «советского народа» до особой роли «старшего брата» — на деле скрывала многолетнюю политику подавления национального чувства и национального сознания».

Исход

И Назарбаев эти «национальные чувства» и «национальное сознание» «раскрепостил». Правда, эта политика принесла выгоду только казахам, точнее, новой казахской «элите». Русскоязычное же население республики, численность которого на момент появления на карте мира независимого Казахстана достигала 50% (что само по себе делало нелегитимным провозглашение «национального» государства), вмиг стало «второсортным».

 Последовал массовый исход русских из Казахстана. По некоторым оценкам, за 5 лет (1989-1995 гг.) Казахстан покинуло 10% проживавших там ранее русских. В одном только 1994 году республику покинуло (по официальным данным) 235 тысяч русских. Реальный же отток населения был несравненно выше. Впоследствии, правда, процесс эмиграции затормозился. И даже после массового исхода 1990-х современный Казахстан, по крайней мере, на треть заселен русскими. А по некоторым оценкам, русские до сих пор составляют не менее 40% населения страны.

Что же гонит русских из Казахстана? Прежде всего дискриминация. Казахами на 90% заполнены все властные структуры страны, включая муниципальный уровень. Русских вытесняют из бизнеса — и не только крупного. Русский язык до сих пор не имеет статуса государственного, хотя на нем общается до 80% населения республики, включая не только русскоязычное население, но большинство казахов. И, тем не менее, все делопроизводство в стране переводится на казахский язык. На нем же власти хотят заставить преподавать в школах такие предметы, как математика, физика, химия, сама терминология которых казахским языком до конца даже не освоена. Ну и ко всему прочему Назарбаев объявил недавно о решении перевести казахский язык с кириллицы на латиницу. Все это в совокупности и порождает у русских Казахстана миграционный настрой.

Так ли уж нужно уезжать?

Внесла в него лепту, кстати, и российская программа содействия переселению соотечественников. Россия, переживающая сейчас острейший демографический кризис, действительно, остро нуждается в притоке соотечественников, которым, безусловно, есть где расселиться на бескрайних российских просторах. И Россия даже стала выделять на цели переселения — впервые за последние полтора десятилетия — довольно внушительные средства.

 Но так ли уж безальтернативен для русских Казахстана путь возвращения на историческую родину? Вспомним, что многие из тех, кто был опрошен в приёмной РСД «ЛАД», сообщили, что их намерение переехать в Россию — вынужденное, что сами они «не горят желанием» покидать Казахстан. Да и не все, в конце концов, «легки на подъем» — кто-то просто не может уехать физически из-за старости или болезней, кто-то настолько сжился с краем, что уже не может покинуть его чисто психологически.

 Да и сама российская программа содействия переселению соотечественников, кстати, была воспринята в русскоязычной среде Казахстана далеко не однозначно. Едва этот документ был анонсирован, как в августе прошлого года в Алматы (казахское название Алма-Аты) собралась конференция русских и славянских общественных организаций Казахстана. Как сообщали присутствовавшие на форуме источники, если опустить дежурные дифирамбы, прозвучавшие там в адрес Указа президента России, конференция выразила к программе однозначно негативное отношение. В резолюции конференции представители русской общественности прямо заявили: «Мы, если власть нас услышит, будем проводить агитацию против миграции трудоспособного населения с целью сохранения темпов экономического развития Казахстана, и в зависимости от того, насколько будут обеспечены правовые гарантии русскому населению, мы окончательно определимся в своем отношении к нашему будущему в Казахстане».

Вспомнили русские Казахстана и о том, что многие из тех, кто уехал в Россию в 1990-х, до сих пор так и не получили российское гражданство. А сейчас — в связи с программой содействия переселению — грядет новая волна миграции. Обеспечит ли Россия всем необходимым это поколение переселенцев? Вопросы, вопросы…

И является ли вообще переселение единственным выходом из ситуации? Конечно, политика «выдавливания» и дискриминации русских, последовательно проводимая Назарбаевым, мягко говоря, не прибавляет оптимизма русскоязычному населению. Но все же никто еще не лишил русских их законных прав на отстаивание своих интересов. А вот этим правом они как раз не очень-то активно пользуются, опасаясь гонений со стороны властей.

 Взять хотя бы тот же русский язык. Да, русские Казахстана не зря говорят о «прессинге» в отношении русского языка со стороны властей. Но ведь Конституцией РК русскому языку отведен статус хоть и не государственного, но «официального». И в 1997 году Конституционный Совет Казахстана, усмотрев явно дискриминационные моменты, проявившиеся в «Законе о языках РК», постановил, «что в государственных организациях и органах местного самоуправления казахский и русский языки употребляются в равной степени, одинаково, независимо от каких-либо обстоятельств». Так что у русских Казахстана есть законные основания отстаивать свои права в отношении их родного языка. И этим правом надо пользоваться.

 Русские Казахстана должны, наконец, осознать, что они являются неотъемлемой частью великой русской культуры, русской цивилизации. Да, предатели Горбачев и Ельцин на рубеже 1990-х искусственно нас разделили. Но культурно-цивилизационная общность — несмотря ни на что — сохранилась.

 И русские Казахстана должны об этом помнить. А вспоминая, требовать — на абсолютно легальной основе, заметьте — от казахских властей, чтобы им не чинили препятствий в использовании того же русского языка. Назарбаев и его «элита» не могут не понимать, что если 40% населения — причем, самого грамотного, образованного — объединятся, то с этим мнением властям нельзя будет не считаться. И уж тем более его попирать, оттесняя русских от власти, от политики, от бизнеса.

Русские Казахстана должны наладить между собой взаимодействие и ни в коем случае не вставать на путь коллаборационизма с нынешней казахской властью. Иначе русские Казахстана — наследники выдающейся русской цивилизации — навсегда и бесповоротно станут «второсортными» гражданами «независимого» Казахстана.




Спасибо России, что приняла…

Переселенцы из Казахстана, обосновавшиеся в Великом Новгороде, благодарны России за теплый прием

06.03.2007, http://www.ferghana.ru

А.Задворнев (Великий Новгород)

Казахстан не только занимает особое место в истории длительных и достаточно успешных взаимоотношений с Россией, но и стоит особняком в среднеазиатском регионе, к которому эту солидную страну обычно приплюсовывают отдельной строкой. Серьезную роль в этом сыграло, несомненно, активное насыщение страны русскоязычным населением в период «подъема» необъятных казахских степей. В целом, что бы ни говорили об имперской политике России местные националисты, развитием своей экономики Средняя Азия обязана притоку людских и финансовых ресурсов из европейской части СССР.

ВЕК XX: ТУДА И ОБРАТНО

В целом, что бы ни говорили об имперской политике России местные националисты, развитием своей экономики Средняя Азия обязана притоку людских и финансовых ресурсов из европейской части СССР. Не в последнюю очередь благодаря этому страны региона получили возможность в обстановке геополитического благоприятствования резко увеличить численность коренных национальностей, постепенно вытеснивших «русских европейцев». Ведь только за перестроечные восьмидесятые процесс обратного переселения превысил два миллиона человек.

В последующие годы экономических неурядиц и всплеска национальных противоречий отток только усилился. Казахстан по объективным причинам – из-за большого числа русских, – стал одним из основных поставщиков переселенцев в Россию. Стоит заметить, что процесс переселения в Россию из этой страны в последнее время замедлился, в виду серьезного экономического роста в Казахстане и адекватной государственной политики добрососедского сосуществования казахов и русских, составляющих значительную часть населения страны.

В Великом Новгороде количество приезжих из Казахстана весьма велико, несколько миграционных волн принесли в город и область немало ярких личностей. Ведь среди покинувших целинные степи в 1980-90-е годы было большое количество высококвалифицированных специалистов. Отношение к переселенцам из этой республики среди новгородцев традиционно позитивное (образ целинника до сих пор не утерял ореола романтичности). К тому же стоит учесть, что малообразованных трудовых мигрантов, в отличие от Таджикистана и Узбекистана, Казахстан практически не «импортировал».

СПАСИБО РОССИИ, ЧТО ПРИНЯЛА…

Знакомьтесь: русская семья – Александр и Елена Ефимовы. Трое дочерей: Ульяна, Ксения и Мария. В одной из комнат Новгородского центра временного пребывания беженцев и переселенцев живут родители и младшая из сестер Ксения. По соседству – старшая, с сыном и дочкой. Средняя сестра, вышедшая замуж за новгородца, живет отдельно. В 1997 году Ефимовы сделали свой выбор в пользу России, покинув город Аркалык Кустанайской области Казахстана.

Елена еще ребенком приехала с целинниками, а Александр был из местной русской семьи. Жил городок неплохо по причине разрабатываемого рядом огромного месторождения алюминия, на что из казны СССР выделялись серьезные средства. Магазины были полны. Елена не работала, почти всегда сидела с детьми, зарплаты отца хватало. Он по образованию учитель физики, преподавал в училище и подрабатывал электриком. Пока в городе просто не прекратилась подача электричества. В школе, рассказывает Ксения, были отдельные русский и казахский классы. Причем любой желающий мог учиться в любом из них. Внешне жизнь выглядела успешной и спокойной. Но, по словам Ефимовых, в вечернее время дочерей на улицу не отпускали. Как, впрочем, и другие русские семьи. Случаев обид было немало.

Многие русские специалисты уезжали не только из-за невостребованности, но из-за неприязни быстро растущего местного населения, не отягощенного воспетыми казалось бы так недавно узами союзного братства. Ефимовы и сейчас поддерживают связь с оставшимися в Казахстане друзьями и знакомыми. Хотя жизнь там и налаживается, большинство из них все-таки намерены покинуть страну. Ощущается давление искусственно создаваемых обстоятельств.

После того как процесс приграничного разлома СССР прошел, федеральное финансирование было прекращено. Насильно Ефимовых никто не выгонял, но жить с детьми в квартире, где нет воды, газа и электричества, не просто сложно – невозможно. Выжили те, кто имел дома в частном секторе и мог продержаться на подножном корму. Работать было негде, летом воды не было по причине жары, зимой – замерзала. Многоквартирные дома повсеместно были заброшены и разрушались.

И однажды Ефимовы не выдержали. Собрали два контейнера вещей и отправились искать счастья в родной, но такой далекой России. Квартиру продали за копейки. Поначалу уехали под Великие Луки, в Псковскую область. В деревню с символическим названием Кресты. Половина семьи ехала на поезде, половина на машине. Старшие заняли первый попавшийся пустой дом, растопили печку и стали ждать остальных. Когда приехал хозяин, обошлось без скандала: договорились, что будут снимать. Попались хорошие соседи – помогали соленьями, вареньями. Елена устроилась работать в магазин, отец перебивался случайными заработками.

Затем от уехавших в Новгород знакомых по «мигрантской почте» пришел сигнал – «Здесь хорошо». Первой на разведку отправилась старшая сестра, за ней остальные. Жили на съемной квартире. С гражданством повезло, все получили его еще в деревенский период. На местные очереди в паспортном столе Великого Новгорода, вспоминает Ксения, смотрели с ужасом. И действительно – зрелище не для слабонервных: толчея в маленьком пространстве, где сплетаются до пяти очередей в разные кабинеты, место надо занимать спозаранку. Но всегда находится кто-то, кто пришел раньше тебя. Сроки оформления документов часто нарушаются, дозвониться до соответствующих специалистов практически невозможно.

– В Новгороде мы с 2000 года, – рассказывает Ксения, – в центре проживаем год. Долго стояли в очереди, пока мама не принесла долгожданного известия о получении комнаты. Отпраздновали, потому как жить на съемной квартире даже с самыми хорошими хозяевами – дело не из дешевых. Когда встречаю на улице переселенцев, как правило, узнаю их сразу. Люди, знающие, что такое хотеть кусочек хлеба, даже внешне чем-то отличаются от местного населения. Они знают цену простой человеческой улыбки…

Живущая в соседней комнате средняя сестра замужем, воспитывает ребенка, подрабатывает сторожем. Старшая работает в риелторской конторе, тоже воспитывает малыша. Тяжело приходится, но в общаге есть дед и бабушка, помогают. Сама Ксения учится на экономиста в Новгородском университете. Летом все сестры стараются устроиться на дополнительную подработку. Настрой у Ефимовых оптимистичный – ругать некого и не за что. Россия, говорит Ксения, нас приняла намного лучше, чем отпустил Казахстан. И поэтому исторической родине – спасибо. Но признается: сердце сжимается и екает, когда кто-то ее спрашивает – ты из Казахстана? Этот страх живет в крови любого переселенца, особенно беженца.

В Казахстан, по словам Ксении, она съездила бы, но исключительно в гости. Ей до сих пор снятся бескрайние, заросшие тюльпанами степи под высоким небом. А вот заросший лесом северо-запад хоть и гостеприимен, но там промозгло и не очень-то уютно.

В центре все живут надеждой, что светлый миг получения заветного ордера на квартиру вот-вот настанет. Когда Ксения пыталась подбить жильцов на проведение интернета – идею не поддержали, не хотят переселенцы, даже живущие в центре по десять лет, привязываться к все-таки чужим стенам.

ЧТО СКАЖЕТ ТОВАРИЩ РОССИЯНИН?

Немного общей статистики по миграционной теме. По результатам опроса, проведенного социологической группой сайта Superjob, только 17 процентов россиян считают, что иммиграция – это хорошо для развития экономики России. Эта часть респондентов уверена, что «России – стране, делающей большие шаги на пути развития экономики, требуются умные, энергичные и порядочные люди вне зависимости от их национальной принадлежности», «иммиграцию запретить практически невозможно, значит необходимо создать систему, при которой отдача от иммигрантов станет максимальной, а их проживание на территории России – «безвредным».

Интересен факт, что практически половина «ответчиков» признала, что «иммигранты восполняют нехватку рабочих рук на малоквалифицированной и низкооплачиваемой работе». Вместе с тем было немало мнений, что «иммигранты несут другую культуру и идеи, чуждые нашему обществу».

Треть опрошенных уверены, что по вине приезжих в стране растет уровень преступности и коррупции, что иммигранты создают конкуренцию на рынке труда и «отнимают» работу у коренных жителей. При этом о необходимости «поддерживать въезд в страну русского и русскоязычного населения, но ограничивать въезд представителей других национальностей» высказались 39 процентов участников опроса.

Но общество обществом, а у местных властей свои резоны. Прагматичную позицию, как мы знаем, занял московский градоначальник, вступивший в баталию с правительством России по поводу ограничений на работу иностранцев в столице. Мэру Москвы (за чьим мнением и реакцией на него следят руководители регионов), с высоты его практических знаний сити-менеджера, болезненная кадрово-национальная тема, пожалуй, виднее, чем депутатам, часто идущим на поводу у сиюминутной политической конъюнктуры. Посмотрим – чья возьмет.

ОТДЕЛИТЕ МУХ ОТ КОТЛЕТ

А вот что думают о первоапрельском исчезновении с продовольственных рынков торговцев без российского паспорта простые и не очень новгородцы, ответившие на вопросы журналиста газеты, издаваемой администрацией Новгородской области.

Главный государственный инспектор труда по Новгородской области: «Правительственные решения – реакция на события в Кондопоге, где образовалась национальная монополия на определенный участок бизнеса, и это привело к конфликту. Теперь хотим простых продавцов без российского гражданства убрать с рынков. А как? Приходишь на Гагаринский рынок, перед тобой русская продавщица. «Кто у тебя хозяин?» – «Ара». – «Как его найти?» – «Не знаю». В Новгородской области 638 иностранцев работают в торговле в качестве предпринимателей без образования юридического лица».

Главврач областной станции переливания крови: «Мы, медики, делим людей только на здоровых и больных, национальность для нас не имеет значения. Ну а торговцев надо делить соответственно на грамотных специалистов и просто жуликов, и также без различия каких-либо национальностей. Сомневаюсь, что правительственные меры будут эффективными. Корень проблемы глубже, чем присутствие иностранцев на рынках, но чтобы до него докопаться, ох как поработать надо!»

Директор Гагаринского торгового центра: «То, чем приходится заниматься по инициативе правительства, – абсолютная глупость. Проблема на самом деле не в национальности продавца, а в его гражданстве. Это актуально для больших городов: Москвы, Питера – там деньги большие крутятся, и нелегалов, соответственно, намного больше. На данный момент все продавцы нашего торгового центра имеют российское гражданство и живут в Новгороде постоянно. «Выгнать» же пришлось двоих: мать-одиночку и старика-пенсионера из Узбекистана».

ДУМЫ ДУМЦА

Нынешний депутат Областной Новгородской думы, председатель Новгородского отделения всероссийского общества «Союз «Чернобыль» Алексей Афанасьев, рассказал политическому порталу ЗАКС.ру, что в Новгородской области боевой националистической организации пока не проявилось, хотя в молодежной среде эти идеи блуждают и могут вылиться в какие-то акции.

По мнению Афанасьева, этому может способствовать тот факт, что в городе, а тем более на селе, например, на стройках, работают в основном гастарбайтеры. Но это было и в СССР. Многие объекты на селе строились бригадами, например, из Украины. Было развито и движение стройотрядов, которые приезжали в Новгородскую область, например, из Узбекистана. Но тогда это было легально. Пусть это называлось «шабашкой», но люди были устроены на работу, были с документами, паспортами и выполняли определенные законом действия. «Чернобылец» считает, что надо обучать и прививать рабочие навыки коренному населению. Необходимо разъяснение для молодежи значимости для страны, например, строительных специальностей. Только в этом случае разговоры могут помочь делу.

ПОЖАРНАЯ СИТУАЦИЯ

Но вернемся к теме Казахстана. Многие переселенцы, уже много лет живущие в Новгороде, до сих пор испытывают противоречивые чувства к малой родине, затаив обиду за случившееся с ними на пике национального противостояния. Показателен рассказ о созревании конфликта одного из беженцев, назвавшего себя при общении «просто Вовкой».

– Как мне к ним относиться, если и спустя столько лет перед глазами события того времени? 1988 год, декабрь, морозец. Казахская ССР, город Алма-Ата. В связи с якобы выявлением и раскрытием грубых нарушений по расходованию республиканских финансовых средств Москва снимает с должности первого секретаря Казахской ССР – Кунаева и ставит Колбина. В тогда еще парке имени Горького собирается практически все мужское казахское население от стариков до молодежи. В парк заезжают две фуры водки. Все это «сборище» опустошает содержимое фур и как цунами движется по городу. Вырезались даже беременные русские женщины. Выжигались квартиры, переворачивались и поджигались машины. Милиция – казахи! Русского – в «воронок», казаха – за «воронок»: - «Кет!» (беги!), «Аллах Акбар!».

До прибытия воздушного десанта из России ситуацию попридержали пожарные. Большинство из них были русские. С лафетов «дунули» по толпе – размыли. На морозе транспорт «встал» на льду. Подлетел десант и навел порядок. Посадили тогда 17 казахов – организаторов событий. А вскоре «внезапно» распался Союз.

И вот приходят в управление противопожарной службы казахи в штатском, показывают удостоверения и говорят: «Арестованных тогда казахов наша страна объявила национальными героями. Они уже на свободе. Предоставьте нам полный список всех сотрудников дежурной смены всей противопожарной службы (от сержанта до дежурного по управлению), которые участвовали в тот день в событиях». Пожарные побросали свои квартиры, дачи, машины. Быстро покидали в чемоданы самые необходимые вещи, детей и жен – в охапку и – кто куда... Хорошо, что наши российские руководители пожарных гарнизонов не оставили беженцев в беде. Дали жилье, работу, «приподняли» авансом на первое время. Один из них, Сергей Климов, сейчас в Окуловке служит начальником пожарной части, администрация помогла с лесом, хоть скромно, но построился.

Тогда, в конце восьмидесятых, не было гласности, и многие про эти волнения по всей Казахской ССР до сих пор не знают. Так что – не все так уж и хорошо было с нами там в то время. Я с тех пор считаю себя хроническим русским. Наши родители в этой республике им жизнь цивилизованную построили, а они нам – нож в спину...

Кто из русских был в декабре там, никогда не забудет и не простит. Я уже пожил. Сына вырастил. Дерево посадил. Дом построил...

P.S. Как сказал бы выходец из Казахстана, руководитель областной телерадиокомпании НГТРК «Славия» Сергей Даревский: «До встречи. Мы еще вернемся к этой теме».

* * *

Александр Задворнев (Великий Новгород), специально для ИА "Фергана.Ру"



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ