Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №165(15.03.2007)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ТАДЖИКИСТАН



Запрет ребрендинга

12.03.2007. telecom.cnews.ru

Таджикам не нужен российский "МегаФон"

Опасный прецедент для российских сотовых компаний произошел в Таджикистане. Намерение "МегаФона" провести ребрендинг контролируемой им на 75% местной "дочке" неожиданно споткнулось о сопротивление миноритарного акционера таджикского оператора - государственной компании "Точиктелеком". Таджикское правительство, контролирующее местного монополиста проводной связи - компанию "Точиктелеком", - выступило против перехода одного из крупнейших в республике сотовых операторов "ТТ-Мобайл" на бренд "МегаФона". 75% акций "ТТ-Мобайл" принадлежит российскому оператору, который принял решение о переводе в середине марта его операций под собственный бренд. Однако, как заявил замминистра транспорта и коммуникаций республики Бег Зухуров, "Точиктелеком" не был уведомлен о смене бренда компании и не участвовал в процессе принятия такого решения, хотя остальные 25% акций "ТТ-Мобайла" принадлежат ему.

"Без согласования вопроса со второй стороной акционерное общество не может принимать важные решения", - отметил г-н Зухуров, добавив, что министерство выступает против изменения бренда сотового оператора. По его словам, смена бренда может обойтись в $600 тыс. При этом "Точиктелеком" должен вложить четверть этой суммы, что абсолютно нереально.

""Точиктелеком" не мог быть не проинформирован о проведении ребрендинга "ТТ-Мобайл", - уверяет пресс-секретарь "МегаФона" Марина Белашева. - Решение об этом принималось советом директоров таджикского сотового оператора, в работе которого принимали участие и представители "Точиктелекома"". Г-жа Белашева сообщила, что сейчас с таджикской стороной ведутся дополнительные консультации, и "МегаФон" надеется, что ребрендинг состоится в намеченные сроки.

Оператор мобильной связи "ТТ-Мобайл" создавался в 2001 г., причем "МегаФон" изначально владел в нем контрольным пакетом акций. "Но "Точиктелеком" всегда был против внедрения в республике бренда "МегаФон", поэтому оператор стал работать под торговой маркой "Мобильные линии Таджикистана" (МЛТ), - вспоминает старший эксперт iKS-Consulting Маргарита Зобнина. - Впрочем, "МегаФон" все-таки обладает подавляющим большинством голосов в этой компании, что позволяет ему единолично принять соответствующее решение. Поэтому следует ожидать, что в ближайшее время ребрендинг "ТТ-Мобайл" будет проведен".

Схема работы в странах СНГ с участием местных партнеров широко используется сотовыми операторами "большой тройки", и до сих пор еще не было случаев, когда намерение перевести местных сотовых операторов под российские бренды встречало бы сопротивление. Даже в Белоруссии местный филиал МТС провел в прошлом году ребрендинг, сделав своим символом яйцо, хотя контрольный пакет акций белорусского оператора принадлежит властям республики. "Переход под торговые марки российских компаний является вполне логичным, - отмечает представитель "ВымпелКома" Артем Минаев. - В СНГ люди активно перемещаются между странами - например, из 6 млн. жителей Таджикистана 1 млн человек регулярно ездят в Россию на заработки, - и им удобнее пользоваться знакомым им брендом".

По данным iKS-Consulting, сейчас "ТТ-Мобайл" обслуживает 16% из 900 тыс. таджикских абонентов, являясь третьим по величине сотовым оператором в республике.




"Утки" над базой

03.03.2007. Asia-Plus (Таджикистан)

Парвина Хамидова

Откроет ли Индия военный объект в Таджикистане?

Аэродром Айни на этой неделе опять в центре внимания журналистов. В понедельник сразу несколько интернет-изданий со ссылкой на газету Indian Express в очередной раз сообщили о том, что Индия открывает военную базу в Таджикистане. Таджикские военные это снова опровергают.

Информация о том, что Индия открывает свою базу у нас, появляется в прессе уже на протяжении последних пяти лет. Вначале ее "дислоцировали" в Фархоре. По крайней мере, так утверждали журналисты и эксперты "Washington Times" в 2002 году, а позже и другие СМИ.

"В Дели говорят, что военная база удобна для доставки в Афганистан помощи после падения режима талибов. Однако индийские военные источники склонны считать, что размещение здесь военной базы преследует и долгосрочные цели в регионе. Этот шаг связан с намерением Дели вступить в новую "большую игру" за богатые энергоресурсы, которая разворачивается в Центральной Азии, - приводила "Washington Times" мнение аналитика по вопросам безопасности Рахула Беди.

Бывший индийский высокопоставленный армейский чин Вед Пракаш Малик считает, что "в геостратегическом плане Афганистан и республики Центральной Азии являются частью окружения Индии. Поэтому необходимо обеспечить здесь наши законные национальные интересы. Эта военная дипломатия поможет сохранить мир и безопасность в регионе".

В Таджикистане тогда эту информацию опровергли, как представители индийского посольства, так и минобороны РТ. "В Фархорском районе мы открыли клинику, а не госпиталь, а относительно военной базы все это слухи. Для того чтобы создать базу надо иметь здесь своим войска, а индийских военных в Таджикистане нет" - заявил тогда "АП" военный атташе посольства Индии В.А. Прасад. С ним согласились в Минобороны Таджикистана.

После того как в 2003 году Индия выделила 10 млн. на реконструкцию аэродрома Айни, и индийские специалисты приступили к работам совместно с таджикскими коллегами, таинственная индийская база "переместилась" туда. Об этом периодически сообщали зарубежные (в основном индийские) СМИ и каждый раз опровергали таджикские источники. А в октябре 2005 года официальный Душанбе вообще заявил, что аэродром Айни отдан российской военной базе.

Новая "сенсация"

В минувшее воскресенье ежедневное издание Indian Express опубликовало очередную статью о базе. "Индия отремонтировала авиабазу Айни, расположенную в 10 км к северо-востоку от Душанбе, что обошлось в 800 миллионов рупий (примерно 19,5 миллионов долларов), согласно трехстороннему оборонительному соглашению с Таджикистаном и Россией" - пишет газета. – "Теперь министерство обороны ожидает мандата  Комитета Кабинета по Безопасности, чтобы начать операции".

Кроме того, по данным индийской газеты личный состав частей охраны и обслуживания уже находится на авиабазе, куда он прибыл в декабре, сразу же после того, как подрядчики закончили строительные работы. А министр обороны Индии А.К. Энтони сделал формальный запрос в Комитет Кабинета по Безопасности на получение мандата на передислокацию вооруженных сил до того, как подразделение индийских военно-воздушных сил отправится в Айни. Как пишет "Indian Express" Индия планирует разместить в Айни эскадрилью вертолетов Ми-17 V1, материально-техническую поддержку которой будет осуществлять Россия. Российские истребители, в свою очередь, уже совершают полеты с этой базы. Согласно трехстороннему соглашению, Индия, Россия и Таджикистан будут командовать базой и контролировать ее поочередно.

МО уполномочен заявить

Эту информацию как всегда, тот час же опровергло таджикское министерство обороны. По словам начальника Управления по международным связям МО Маруфа Хасанова, реконструкция аэродрома в Айни не закончена, работы могут продолжиться еще год-полтора. Он также назвал сообщение Indian Express обычной газетной "уткой".

Кроме того, М. Хасанов заявил, что между Таджикистаном и Индией не было подписано соглашений о военном сотрудничестве: "Все что мы имеем на сегодняшний день – это договор о содействии в реконструкции военного аэродрома Айни, подписанный в 2002 году".

По его словам данный документ не предусматривает использование аэродрома индийскими вооруженными силами. "Возможно, что после завершения реконструкции на базе будет открыт учебный авиационный центр, где наших летчиков будут обучать индийские военные, но пока этот вопрос на стадии обсуждения", - отметил он.

- Планов по размещению других иностранных военных баз, кроме российской, у нас нет, - подчеркнул М. Хасанов.

В посольстве Индии от комментариев на эту тему отказались.

Зачем это Индии?

А что думают по этому поводу таджикские эксперты? Как заявил в интервью "АП" бывший замминистра иностранных дел, а ныне руководитель отдела по вопросам внешней политики Центра стратегических исследований при президенте РТ Абдунаби Сатторов, официально Индия никогда не выражала заинтересованности в открытии военной базы на территории Таджикистана. "Сейчас Индия, как и Таджикистан, более нацелена на развитие двусторонних экономических отношений - сказал он. – И за последние два года уровень их значительно возрос". По мнению Сатторова, Индия не заинтересована в открытии военной базы в РТ. "Это нецелесообразно. Я бы предположил, что скорее Индия создаст базу где-нибудь неподалеку границ Пакистана", - отметил он.

Политолог Виктор Дубовицкий, также считает, что Индии иметь военную базу в Центральной Азии не имеет смысла. Военная база за рубежом необходима для защиты своих важнейших экономических или политических интересов.

- У Индии в нашем регионе нет таких интересов, а все геополитические цели сосредоточены в Южной и Юго-Восточной Азии, - говорит он.

Однако если рассматривать базу, как угрожающий Пакистану фактор, то на это никогда уже не пойдет сам Таджикистан, считает В. Дубовицкий, и Индия это прекрасно понимает.

- Единственно, создание зарубежной военной индийской базы было бы возможным в рамках военно-политических организаций, типа НАТО или ОДКБ, - говорит эксперт. - Индия уже подала заявку на вступление в Шанхайскую организацию сотрудничества, однако уровень заявки не дает основания говорить о расширении военного присутствия в регионе.

Итак, и официальные лица Таджикистана, и эксперты "АП" считают информацию об индийской базе обычной газетной "уткой". Но почему эти "утки" регулярно летают над таджикским военным объектом? Почему "тайна" аэродрома не дает покоя индийским СМИ?

Надеемся, мы когда-нибудь узнаем ответ на этот вопрос.





Газетная "утка" оказалась "лебедем"

06.03.2007. АЗИЯИНФОРМ

Эгамберды Кабулов

Так появится или нет в Таджикистане индийская авиабаза?

В позапрошлое воскресенье в газете Indian Express появилась статья под названием "Индийская авиабаза в Таджикистане готова: первый стратегический ход в Центральной Азии сделан", в которой сообщалось о завершении ремонтных и строительных работ на авиабазе в Айни, что неподалеку от Душанбе, и она готова для эксплуатации. Также сообщалось о том, что вскоре на базе разместится эскадрилья индийских вертолетов Ми-17 и уже размещен обслуживающий персонал.

Это сообщение было тут же опровергнуто сотрудниками министерства обороны Таджикистана, о чем говорилось в сообщение таджикского информационного агентства "Азия-Плюс". Автор статьи назвал ее "Утки" над базой. Откроет ли Индия военный объект в Таджикистане?". Довольно обстоятельная статья с множеством мнений, категорически опровергающая сообщение индийской газеты, наводит на мысль о том, что доля правды в сообщении Indian Express, притом большая, все же есть.

В частности в статье говорится: "Эту информацию, как всегда, тот час же опровергло таджикское министерство обороны. По словам начальника Управления по международным связям МО Маруфа Хасанова, реконструкция аэродрома в Айни не закончена, работы могут продолжиться еще год-полтора. Он также назвал сообщение Indian Express обычной газетной "уткой".

Прежде всего, стоит обратить внимание на то, что отклик таджикских журналистов появился лишь 1 марта, а взбудоражившая всех статья 25 февраля. И фраза "тот час" как-то тяжело применима к информации, которая обнародуется через четыре дня.

Медлительность, с которой был выдан "на гора" отклик, говорит, скорей всего, о том, что в министерстве обороны Таджикистана довольно долго размышляли, как реагировать. Что же так встревожило военных в Душанбе?

В отличие, допустим, от Узбекистана, Таджикистан старается "дружить" со всеми основными партнерами, среди которых: США, Россия, Иран, Китай, Афганистан, Индия и Пакистан. При этом приходиться учитывать противостояния, трения, а иногда и откровенную вражду между ними. В данном случае основным фактором "обеспокоившим" политиков и военных в Душанбе являются "дружеские" отношения между двумя южными соседями.

Не секрет, что для Индии открытие своей авиабазы за рубежом, при том "в тылу" у главного противника Пакистана, дает возможность для определенных, не только военных, но и политических маневров. Противостояние с пакистанцами для индийцев штука серьезная и больная. Это как средневековая Столетняя Война между Францией и Англией, как, уже кажущаяся вечной, война между арабами и Израилем, это "лед и пламень", микроб и антибиотик, меч против щита, око за око...

Естественно, Исламабаду не очень нравится перспектива появления возможности у противника нанесения удара в спину. А Таджикистану, в свою очередь, никак не хочется становиться объектом раздора у тех стран, которые могут в будущем стать основными потребителями его электроэнергии. Проще говоря, Душанбе не хочет ни с кем ссориться. И эта статья в очередной раз подлила масла в огонь. Хотя пакистанцам наверняка давно известны все подробности индийско-российско-таджикских договоренностей по поводу авиабазы под Душанбе. То есть можно говорить о том, что секрет Полишинеля привел к очередной перестраховке военных и политиков в Душанбе.

Возьмем, к примеру, фразу из комментария одного из известных душанбинских политологов таджикскому информагентству: "Если рассматривать базу, как угрожающий Пакистану фактор, то на это никогда уже не пойдет сам Таджикистан, и Индия это прекрасно понимает". Непонятно тогда, что же на самом деле происходит на аэродроме близ Душанбе. Но на самом деле, никто не может чувствовать себя в безопасности, если за спиной стоит кто-то, хотя у него связаны руки: лучше быть подальше от греха. К примеру, тяжело вериться в то, что США начнут войну против Китая и станут использовать авиабазу "Манас" в Кыргызстане для нанесения воздушных ударов. Но политиков в Пекине американский плацдарм в трехстах километрах от их границы заставляет поеживаться.

…Далее в статье агентства "Азия-Плюс" говорится: "По словам начальника Управления по международным связям МО Маруфа Хасанова, реконструкция аэродрома в Айни не закончена, работы могут продолжиться еще год-полтора… Кроме того, М. Хасанов заявил, что между Таджикистаном и Индией не было подписано соглашений о военном сотрудничестве: "Все что мы имеем на сегодняшний день - это договор о содействии в реконструкции военного аэродрома Айни, подписанный в 2002 году".

И еще один момент. По мнению политолога, цитированного в статье таджикских журналистов, "Индии иметь военную базу в Центральной Азии не имеет смысла, военная база за рубежом необходима для защиты своих важнейших экономических или политических интересов… У Индии в нашем регионе нет таких интересов, а все геополитические цели сосредоточены в Южной и Юго-Восточной Азии".

Тяжело поверить в то, что такое мог сказать известный специалист. Скорей всего, журналист мог что-то напутать. У Индии интересы к Центрально Азии просто огромные. И все они сконцентрированы в одном слове – энергоресурсы. В статье под названием "Импорт электроэнергии из Центральной Азии" индийской же газеты "Economic Times", опубликованной за день до выхода статьи таджикского информагентства, говориться: "Сейчас активно обсуждаются возможности строительства газопроводов из Ирана и Туркмении. И мы надеемся, что эти дискуссии принесут свои плоды. Однако есть вполне реальный и весьма привлекательный, хотя и немного футуристический, план импорта электричества из центрально-азиатских республик через Афганистан и Пакистан. Если Индия и Пакистан смогут сотрудничать по строительству газопровода, то они смогут также вместе строить и линии электропередач. Афганистан уже покупает электричество у соседей и имеет большое желание стать мостом, то есть транзитной страной для поставок такого прибыльного товара, как электроэнергия, что принесет существенную прибыль, которая пойдет на развитие его собственной экономики".

Стоит также добавить, что быстро растущая экономика Индии вынуждена сбавить обороты именно из-за нехватки нефти, газа и электроэнергии. Нью-Дели готов даже пойти на переговоры с Китаем о продлении будущего нефтепровода из Сибири от Кашгара через пустыню Гоби и Гималаи в Индию. Такой проект можно сравнить со строительством Транссибирской железной дороги в конце XIX века или … Или даже не с чем сравнивать.

А пресловутая статья Indian Express заканчивается такими словами: "План создания авиабазы в Айни появился на свет еще в 2002 году... Эта база позволяет Индии дать быстрый ответ на любую появляющуюся угрозу со стороны нестабильной афгано-пакистанской дуги, включая и террористическую угрозу… База также дает Нью-Дели ограниченные, но существенные, возможности доставки специальных сил на театр военных действий в случае необходимости… Другой аспект - роль Индии в создании системы энергетической безопасности в регионе с перспективой успешного проведения переговоров с богатыми энергией странами, как, например, Казахстан и Туркмения, о доступе к центрально-азиатскому природному газу для субконтинента. Основное беспокойство Стратегической Политической Группы при Секретаре Кабинета вызывает энергетическая безопасность".

Следует также добавить, что Кыргызстан, Таджикистан, Пакистан и Индия вовлечены в проект CASA-1000 (Central Asia-South Asia -1000) по строительству линий электропередач для экспорта энергии в Южную Азию. Газета Economic Times сообщает: "На региональной конференции в Исламабаде в мае 2006 года Таджикистан и Кыргызстан подтвердили их желание экспортировать энергию в Пакистан, а Афганистан согласился обеспечить транзит, при этом Пакистан формально выразил заинтересованность в импорте 1000 МВТ… Индия строит (на свои средства) важный участок длиной 200 километров от Пул-и-Хумри к Кабулу, где встречаются две линии от границ с Таджикистаном и Узбекистаном".

Так что, кроме антипакистанской направленности, Индии авиабаза в Таджикистане нужна для защиты своих экономических интересов, а именно обеспечения безопасности энергомаршрутов.

И после всего вышесказанного говорить о том, что "у Индии в (центрально-азиатском) регионе нет никаких интересов", просто, мягко говоря, неуместно.

По мнению профессора Киргизско-Российского Славянского университета Александра Князева, Индия давно уже стала одним из главных и, что важно, чрезвычайно перспективных геополитических игроков в Центральной Азии. "Между былой приверженностью Индии к moralpolitik ("моральная политика") времен Неру и клана Ганди и нынешним внешнеполитическим курсом Дели слишком мало общего. Дели все больше замещает изоляционистскую идею "автономии" с ее пацифистскими доктринами, дорогую сердцам традиционалистов из Индийского национального конгресса, весьма агрессивной концепцией превращения Индии в "ответственную державу".

"Но индийское руководство редко публично озвучивает свои внешнеполитические доктрины. Современная международная стратегия Индии делит мир на три концентрических кольца. В пределах первого, охватывающего ее непосредственных соседей, Индия добивается первенства и права вето на вмешательство со стороны третьих стран. В границах второго кольца, которое включает в себя так называемое "расширенное соседство в Азии и вдоль побережья Индийского океана", она стремится уравновешивать влияние других держав и не позволять им ущемлять ее интересы. В третьем кольце, представляющем собой всю мировую арену, Индия пытается занять место одной из великих держав. Центральная Азия в представлениях индийских стратегов входит во второе кольцо, и ее присутствие здесь направлено, прежде всего, на создание альтернативы китайскому и пакистанскому проникновению. Именно центральноазиатские интересы являются главным мотивом для участия Индии в ШОС, пусть пока и в статусе наблюдателя".

По мнению А. Князева, "предполагаемое размещение небольшой авиационной группы индийских ВВС в одной из стран нашего региона, конечно же, не стало бы означать вероятность использования этих сил в каком-то из региональных конфликтов, пусть даже и индо-пакистанском. Подобного рода присутствие несет в себе политическую нагрузку, прежде всего, оно символизирует особого рода отношения со страной размещения".

Реальность, видимо, такова, что действительно существует определенная договоренность о создании именно полнокровной базы индийских ВВС в Айни, но с определенной долей участия Таджикистана и России. При этом Душанбе не хочет афишировать это и раздражать Исламабад и Вашингтон. Его реакция на статью в Indian Express тому подтверждение.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ