Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №57(01.08.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

В ЗЕРКАЛЕ СМИ



Аргументы и факты,
24 июля 2002

Сербы идут по миру

ЧТО СТАЛО с Югославией через три года после войны? Об этом нам рассказал директор Института стран СНГ Константин ЗАТУЛИН, вернувшийся на днях из очередной поездки на Балканы.

ТОРГОВЛЯ в сербских городах снова по-балкански криклива и красочна, но полки магазинов сильно напоминают наши десятилетней давности - небольшой ассортимент дешевых товаров. Многие разрушенные здания в столице Югославии так и не восстановлены. Экономика хотя и оживает, но это можно заметить только на фоне ужасного кризиса, который постиг страну после ввода международных санкций. Санкции были сняты год назад, когда сербы выдали Гаагскому трибуналу Слободана Милошевича. В обмен на голову Слобо США пообещали кредит на 40 млн. долларов и инвестиции. Но месяц назад американцы заявили, что денег не дадут до тех пор, пока вслед за Милошевичем им не выдадут и других сербских лидеров - Караджича и Младича.

Согласия сегодня нет ни в правительстве страны, ни среди жителей. Союзное югославское руководство во главе с Воиславом Коштуницей насмерть перессорилось с сербским во главе с Зораном Джинджичем. В другой части Югославии, Черногории, к власти пришли "автономисты", которые требуют полного отделения. Там уже давно официально не принимают югославский динар. Вместо него была немецкая марка, а теперь - евро. Через несколько месяцев в соответствии с недавно подписанным договором страна будет называться Сербия и Черногория.

Западу пока удается удерживать в составе Сербии Косово. Но на самом деле край уже давно стал самостоятельным албанским государством. За три года туда вернулось на 40% больше албанцев, чем было до конфликта. Их там сейчас около 1,5 млн. Сербов в Косово осталось 250 тыс. - ровно половина того, сколько было до войны. В албанских селениях строятся новые дома, больницы, школы и мечети. Международные организации спонсируют восстановление края, но из этих денег сербам не достается почти ничего. В их поселениях - разрушенные дома и разбитые дороги.

С приходом в Косово русских сербы связывали надежды на спокойную жизнь. Но небольшой контингент российских миротворцев - около 2 тысяч десантников - мало что мог сделать для сербского населения. А пару месяцев назад группу наших миротворцев сократили втрое.

Покидают свою страну и сами сербы. Считалось, что население Югославии составляет около 10 млн. Проведенная недавно перепись показала, что в Сербии и Черногории около 7,5 млн. жителей. Потеряв веру в свое государство, сербы расползаются по миру.




№30, июль 2002 г., Континент

Продолжаем сдавать флот

Яна Амелина

На днях вице-премьер Украины Василий Роговой обсудил в Москве с министром промышленности, науки и технологий России Ильёй Клебановым вопросы пребывания Черноморского флота России на территории Украины.

Как сообщил журналистам по итогам встречи первый заместитель министра промышленности, науки и технологий России Александр Бриндиков, до конца текущего года планируется подписать 15 российско-украинских соглашений по вопросам жизнедеятельности ЧФ. К 1 сентября будут подготовлены четыре документа - о создании института офицеров связи, о замене вооружений и военной техники, о навигационном и гидрографическом обеспечении безопасности мореплавания в Азовском и Черном морях, о сотрудничестве Черноморского флота России и ВМФ Украины.

Бриндиков отметил, что возникли проблемы с подписанием соглашения о навигационном и гидрографическом обеспечении, так как украинская сторона пытается решить этот вопрос в судебном порядке (имеется в виду недавнее решение хозяйственного суда Крыма, по которому Украина отсудила у России часть объектов ЧФ - ряд радионавигационных систем в Евпатории, гидрографические подразделения в Феодосии, а также маяк на мысе Тарханкут). Российская сторона призвала украинских представителей решать данную проблему в рабочем порядке и "не разрывать передачу объектов навигационного и гидрографического обеспечения и подписание соглашения о навигации в Азовском и Черном морях.

Очень странно ведет себя российское правительство. Начать с того, что переговоры по флоту ведет почему-то не министр обороны, а министр промышленности. Комментарии же делает и вовсе заместитель министра. Причем создается впечатление, будто российская сторона не понимает простой вещи: флот, лишенный собственной системы навигации, становится заложником у тех, кто будет "вести" его, давать или не давать разрешение на проход по акватории. В такой ситуации флот просто перестает быть боеспособным. И никто из российских чиновников даже не ставит об этом вопрос!

К ноябрю планируется подписание соглашения о социально-экономической поддержке Севастополя, по которому также существуют разногласия. Российская сторона предлагает целевое финансирование социально-экономических объектов в Севастополе, украинская хотела бы самостоятельно определять направления использования средств. Отвечая на вопрос о наиболее острых спорах, Александр Бриндиков сказал, что неразрешимых проблем нет, есть различия в подходах. Но, судя по всему, различия эти весьма велики и становятся все больше не по дням, а по часам.

Как известно, подписанный в 1997 году договор о сдаче в аренду баз для Черноморского флота России предусматривает нахождение российских кораблей в Севастополе до 2017 года. В конце мая Леонид Кучма заявил, что Украина намерена продолжить выполнение соглашений по ЧФ. Он дал понять, что принятая в мае стратегия развития отношений Украины с НАТО, которая предусматривает присоединение к альянсу, не может повлиять на выполнение договора.

Несмотря на это, всего через два месяца после выступления Кучмы заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Сергей Пирожков заявил, что "Украине необходимо определиться с базированием Черноморского флота, потому что согласно критериям НАТО страна, на территории которой находятся иностранные военные формирования, не может быть членом альянса". Официально соответствующих переговоров России пока никто не предлагал. Впрочем, по словам Пирожкова, уже известно, что Москва хочет вовсе не их, а продления сроков аренды, "так как ничего не делается для создания новой базы для размещения ЧФ".

Перспектива изгнания Черноморского флота из Севастополя поставит перед Россией огромное количество проблем. И дело не только в том, что перебазирование флота требует огромных материальных затрат. Уход из Севастополя кроме создания реальной угрозы национальной безопасности РФ будет означать полную и окончательную сдачу Крыма и проживающих на полуострове русских националистическому киевскому режиму.

Но разве нельзя предотвратить такое развитие событий, учитывая объемы долгов и обязательств Украины перед Россией?

- Следует помнить, что украинское законодательство предусматривает примат внутреннего права над международным, так что Киев может элементарно расторгнуть соглашение с Россией о пребывании нашего Черноморского флота, - говорит заведующий отделом Украины Института стран СНГ Кирилл Фролов. - Но, как известно, это соглашение было условием ратификации Федеральным собранием России Договора о дружбе с Украиной. Если Украина попробует посягнуть на соглашения по флоту, Россия будет иметь полное право выйти из этого договора, противоречащего интересам нашей страны.

Однако осмелится ли Кремль воспользоваться этим правом? Судя по всей предыдущей истории российско-украинских отношений и по тому, каким мощным влиянием обладает в Москве киевское лобби, - вряд ли.




Moscow Times,
23 июля 2002

Минск "покушается" на ключевой российский нефтепровод

Anna Raff, перевод М.Введенской

Новые тучи сгустились над союзом Минска и Москвы в пятницу, когда Высший арбитражный суд Белоруссии лишил регистрации российскую государственную компанию – оператора трубопровода.

Высший арбитражный суд Белоруссии лишил регистрации дочернюю компанию Транснефтепродукта – Запад – Транснефтеродукт. Транснефтепродукт является крупнейшей нефтетрубопроводной компанией региона, владеющей 20 тыс. км трубопровода в России, Белоруссии, Украине, Казахстане и Латвии.

Официальные лица Белоруссии видят в этом первый шаг в направлении национализации трубопровода, проходящего по территории страны, сообщает газета «КомерсантЪ». Российский МИД выразил озабоченность и неудовлетворение такими шагами, а президент Белоруссии Александр Лукашенко планирует обсудить данный вопрос с президентом Владимиром Путиным во время визита в Москву в четверг.

Данное решение об аннулировании регистрации является последним в долгой череде препятствий для инвесторов Белоруссии, а эксперты говорят, что половинчатость этого союза и является корнем всех проблем.

«По началу, политики обеих стран хотели тесного экономического сотрудничества, - сказал Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ, - Только когда стали появляться подобные ситуации, они поняли, что в действительности означает такое политико-экономическое переплетение систем».

Страны подписали договор об объединении в 1996 году, но с тех пор кроме введения беспошлинной торговли между странами реальной интеграции не произошло. Это и стало залогом многих существующих проблем для российских компаний и Кремля.

Прежде чем Путин 11 июля заявил об интеграции системы арбитражных судов двух стран, скептики предполагали о непредсказуемых последствиях, которые могут это за собой повлечь.

«Как правило, это проводится с такими странами, судебные структуры которых не вызывают ни тени сомнения, - говорит Сергей Маринич, юрист международной юридической фирмы «Salans, Hertzfeld and Heilbronn», - так что теперь российские компании должны быть готовы к неприятным сюрпризам».

В то время как намерения сторон ясны, законодательная база согласована, официальные лица слишком медленны в разработке и создании механизмов и структур, которые бы регулировали ежедневную бизнес-деятельность союза, полагает В.Жарихин.

Одновременно с этим, проявление политической близости к России дает Лукашенко определенную свободу, которую не могут позволить себе другие страны СНГ, такие как Украина, опасаясь обратного влияния.

«Беларусь – это особый случай, - говорит Ирина Суханова, пресс-секретарь Транснефтепродукт, - у менеджмента практически отсутствуют волнения в том, что такие ситуации могут возникнуть на Украине и в Казахстане».

По сравнению с компанией Транснефть – оператором по транспортировке сырой нефти, Транснефтепродукт не обладает стратегическим значением, говорит Валерий Нестеров, аналитик рынка нефтепродуктов в компании Тройка Диалог.

В отличие от «большого брата» - Транснефти, Транснефтепродукт не был разделен между странами бывшего СССР. Согласно Бишкекскому договору 1992 года трубопровод был передан в собственность Госкомнефтепродукт – предшественнику Транснефтепродукта.

В настоящее время через этот трубопровод транспортируется около одной трети бензина и дизельного топлива из России.




Независимое обозрение,
3 июля 2002

Правовой апартеид

Кирилл Прокопов

- Как бы вы охарактеризовали сегодняшнюю ситуацию с правами русских в Прибалтике?

- В этом отношении Прибалтику можно условно разделить на две части: первая – где существует правовой апартеид (Эстония и Латвия), и вторая – где с правами русских ситуация более-менее нормальная (Литва). В Эстонии и Латвии совершенно очевидна дискриминация, которая к тому же закреплена законом, о чем говорят все международные структуры. Данные проблемы и выстраивают преграды на пути к вступлению Эстонии и Латвии в Европейский Союз. Неграждане в этих двух прибалтийских республиках никак не могут влиять на правила жизни общества. При любой конкуренции на рынке труда предпочтение отдается гражданам, независимо от квалификации и подготовки. Негражданин в случае любой, даже воображаемой нелояльности может быть уволен без обоснования причин. Защитные статьи трудового законодательства на него фактически не распространяются.

В Литве же нет прямого законодательного ущемления прав нелитовского населения. Это происходит не потому, что там ценят отношения с Россией и ее вклад в развитие Литвы. Просто если в Эстонии и Латвии русского населения - 30%, то в Литве - всего около 9%. Это значит, что оно не составляет существенной конкуренции в вопросах передела собственности, на рынке труда и социальных услуг. Только в силу малочисленности русского населения литовское законодательство (в частности о гражданстве) вполне лояльно. Но при этом все прибалтийские государства осуществляют свое строительство вполне в национально-ориентированном духе.

- А как вы прокомментируете позицию прибалтийских властей, заключающуюся в том, что никакой дискриминации нет?

- Например, в Эстонии по Закону «О гражданстве» требования к знанию государственного языка приравнены к профессиональным. Многих русских, которые не возражали бы против принятия эстонского гражданства, останавливает тот факт, что они просто не сдадут язык. Профессиональные требования подразумевают не только устный экзамен, но и письменный, от которого освобождаются лишь старики, рожденные до 1930 г. Эстонское руководство получает много нареканий по этому поводу, что и отмечалось в выводах комиссии ЕС, которая занимается проблемами национальных меньшинств.

Эстонские власти под натиском этих претензий развернули и широко рекламируют программу интеграции русских в эстонское общество. Однако фактически это не интеграция, а ассимиляция русского населения. Об этом с тревогой говорят активисты русских общественных движений.

Если русские составляют 28% населения Эстонии, то среди граждан их всего 14%. Непринятие эстонского гражданства связано именно с тяжелыми условиями или невозможностью его принятия для целых категорий. Почти такая же ситуация складывается и в Латвии. Так что заявления властей об отсутствии дискриминации не соответствуют действительности.

- Имеются ли какие-то принципиальные различия в положении русских в Прибалтике и Средней Азии?

- В Прибалтике, где общий уровень правовой культуры населения и государства значительно выше, чем у наших азиатских соседей, дискриминационные нормы, применяемые государством по отношению к своему населению, вынужденно прописаны в законах (иначе власти просто не смогут действовать) и таким образом объявлены. В азиатских же государствах живут не по писаному закону, а по негласным правилам. То есть явных дискриминационных норм в законодательстве, например, Казахстана вы не найдете. По конституции русский язык употребляется в официальных органах власти наравне с государственным – казахским, однако в трех южных областях страны уже введено делопроизводство на казахском языке. Это происходит не потому, что население того требует, а потому что чиновники в большинстве своем являются представителями титульной нации. И язык в Казахстане - лишь политический инструмент конкуренции на рынке труда и в органах власти.

- Может ли ситуация с правами русских измениться в ближайшее время?

- В октябре этого года пройдут выборы в парламент Латвии. По всем прогнозам, хорошие шансы имеет блок «За Права Человека в Единой Латвии», в который входят и социал-демократы, и социалисты, и пророссийски настроенные движения. В прошлом году они успешно выступили на выборах в рижский городской парламент и хорошо зарекомендовали себя в работе. Я думаю, у них будет возможность повлиять на законодательство и изменить отношение к русскоязычному населению.

В Эстонии же иная ситуация. Там существует пять русских партий, которые ведут работу по консолидации своих усилий. Но пока блока, подобного латвийскому, там не видно, так как лидеры этих партий с трудом идут на компромисс.

- На ваш взгляд, все ли возможное предпринимает Россия по защите своих соотечественников в Прибалтике?

- Безусловно, мы должны быть заинтересованы в соотечественниках за рубежом, в том числе и гражданах России, которые будут естественными проводниками ее интересов и влияния. К большому сожалению, вся российская политика в этом направлении по сути дела остается декларацией. С 1994 года, когда начала работать правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом, осуществились часть проектов, очень важных в гуманитарной сфере: поддержка издания учебной литературы для русскоязычных школ, приглашение учителей гуманитарного направления на курсы повышения квалификации в Россию и т.д. Но это лишь капля в море.

Наша страна, к сожалению, не защищает своих соотечественников. Российское руководство проводит лишь некоторые эпизодические акции во время президентских избирательных кампаний.

А в этом году по соотечественникам вообще наносится сокрушительный удар посредством Закона о гражданстве, узаконивающего 10-летнее предательство. Вот это уже реальная политика. Есть декларации президента о том, что Россия будет заботиться о своих соотечественниках, а в действительности делается все, чтобы русский народ был разделенным.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ