Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №57(01.08.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Главная дата Петропавловска

Сегодня самое время вспомнить о главной дате в жизни Петропав­ловска и многих населенных пунктов Северного Казахстана, возникших на бывшей Горькой линии 250 лет назад. А это (подумать только!) ни много, ни мало - четверть целого тысячелетия!

И эта большая дата волею и жребием времени и судьбы выпала именно на нас, ныне в нем живущих. И разве это не обя­зывает всех моих земляков встретить ее достойно. Разумеется, речь не о каких-ли­бо пышных торжествах, а о тех деяниях, которые помогут нам еще лучше и ближе узнать наш город, его прошлое и настоя­щее.

Но как всегда в подобных случаях, находятся «неистовые ревнители» новой истории, пытающиеся переписать ее «под себя», которые не прочь бы отменить поистине историческую дату в связи с тем, что Петропавловск начал свою родо­словную с крепости, построенной два с половиной века назад с определенным предназначением. Но это факт нашей ис­тории, которая нуждается в непредвзятом объективном изучении, когда одинаково вредны как попытки до неживого блеска «отлакировать» прошлое, так и переписы­вать его заново.

«Бессмысленно отрицать, - замечает выступивший по этому поводу республи­канский еженедельник «Око», - что Петропавловск ведет «начало начал» с военной крепости. Но мирный уклад жиз­ни взял вверх: наши предки осознали, что перспективны и интересны друг другу не как возможные военные противники, а как торговые партнеры. На месте крепостных стен вырос мирный многонациональный город - чем не ярчайший символ толе­рантности и согласия в современном ка­захстанском обществе? Чем не урок гря­дущим поколениям?

В более чем двухвековой родословной города какие только события ни перепле­лись: горькие и драматические, радост­ные и счастливые. И это - наша история, и ее следует воспринимать такой, какая она есть, ничего не умаляя, не прибавляя и не переписывая заново.

Думается, весьма небезынтересно в вышеозначенном аспекте суждение одно­го из самых авторитетных и уважаемых краеведов Северного Казахстана Михаила Бенюха, оставившего нам богатое твор­ческое наследие.

«...Город Петропавловск был по­строен с ведома хана Абылая, про­сившего русское правительство по­строить крепость, где бы казахи Среднего жуза (аргыны) могли об­менивать свои продукты, так как в Оренбург и Троицк им ездить далеко (Госархив Омской области, фонд I, опись!, дело 23).

Возведенная в 1752-55 гг. Горькая линия, где главной крепостью было укрепление святого Петра, согласно договоренности была устроена «в некоторой отдаленности от киргиз-кайсацких (так писалось в офици­альных документах* авт.) кочевий».

Давно известно казахстанцам, что «Горькая линия» и укрепления по Иртышу обеспечивали безопасность населения от агрессии Джунгарии. «Горькая линия» до ее упразднения в XIX веке была «погра­ничной», и в этом смысле крепость св.Пе­тра являлась форпостом. Кстати, в сто­рону Казахской степи из пушек, установ­ленных в крепости, за все время ее су­ществования не было произведено ни од­ного военного выстрела...».

Дополним данное свидетельство еще и таким фактом из прошлого города. Уже через несколько лет после сооружения в урочище Красный Яр (Кызыл Жар), по­лучившем это название от высокого и от­весного глинистого берега Ишима, кре­пости святого Петра, 22 декабря 1759 года последовал высочайший указ об открытии в ней торга со степными народами. Исполняя указ, командир Сибирского корпуса писал батыру Кульсаре:

«Во удовольствие нашего киргиз-кайсацкого народа в крепости св.Петра ведено учредить сатовку, для чего и русским купцам в ту крепость с товарами, мукой и кру­пой съезжаться ведено». Со време­нем в крепости устанавливается обшир­ный торг, на который съезжаются тоболь­ские, томские, малороссийские, казан­ские, бухарские и ташкентские купцы.

В 1784 году крепость становится главным пунктом меновой торговли с Хивой, Бухарой, Ташкентом, что способ­ствует экономическому процветанию Ве­ликой Степи.

Верно утверждение, что историю, как и человека, лицом к лицу не разглядишь. Нужно приподняться над временем. Да­вайте же приподнимемся и достойно встретим большую дату в жизни родного города. Свою лепту может внести каждый. Это и приведение в надлежащий вид памятников истории и архитектуры, ме­мориальных досок Петропавловска, всех его достопримечательностей, согретых любовью и теплом нашего сердца, и открытие новых фактов и свидетельств из родословной города, и благоустройство улиц и площадей и многое другое. Давайте покопаемся в своих архивах, памяти, поищем и найдем интересные факты из биографии города, старые снимки, достойно представляющие его историю, прошлое и настоящее, и тем самым внесем посильный вклад в наш петропавловский «миллениум».

У известного журналиста Василия Пес­кова (мы по сей день читаем его заме­чательные очерки о природе) как-то прочитал, что человек должен узнавать свою родину (при этом, разумеется, име­ется в виду место, где он родился) во всем многообразии образов, ее составляющих: один объяснил название населенного пункта, другой нашел дорогую для всех реликвию, памятник старины, третий про­следил жизненный путь одного из своих замечательных земляков, внесшего свой вклад в историю родного края. Таким об­разом и познается прошлое, без которо­го, как известно, нет будущего.

Большая дата в жизни Петропавловска может и должна служить прекрасным поводом для воспитания казахстанского патриотизма. Ведь патриотизм - это пре­жде всего любовь к дому, к отчему краю, где мы родились и выросли, к его исто­рии, к своим дорогим землякам. Это лю­бовь к родным полям, степи, воспетой в песнях акынов, к укладу жизни, обычаям и ритуалам проживающих вместе народов, которых связывает давняя вековая дру­жба. И надо сделать все для того, чтобы каждый житель нашего края и города не только по паспорту, но и по душе считал себя казахстанцем, глубоко и искренне переживал за свою Родину, считал ее своей единственной и неповторимой.

***

«Памятуя о неоднозначности мнений насчет осно­вания нашего областного центра, мы обратились к кол­легам из Восточно-Казахстанской области. Как, мол, у вас? Ответ не замедлил себя ждать: «... датами осно­вания городов Усть-Каменогорск (1720 г.) и Семипа­латинск (1718 г.) мы считаем даты образования крепо­стей. На основании чего в 1998 году г. Семипалатинск отмечал 280-летие, в 2000 г, - Усть-Каменогорск - 280-летие». Вроде бы ясность полная,..».

Михаил Мелехин, заведующий отделом облгосархива

***

«В германском колониальном обществе профессор Гетуш в пространном докладе «Туркестан в русской колониальной политике» признал колонизационную политику России весьма искусной и достигающей огромных успехов в смысле объединения колоний с метрополией без эксплуатирования колоний и с сохранением их национальных особенностей»,

Газета «Ишимский край», 4 января 1913 гада, г. Петропавловск.

***

«Город Петропавловск основан в 1752 году... Пред­ставляя в первое время своего существования неболь­шое укрепление с деревянными стенами и палисадами, Петропавловск в 1865 году уже имел две площади, 14 улиц и 11 переулков, а в настоящее время занимает около 7 кв. верст. Такой рост города, начавшегося с крепости, зависел от счастливого его положения на месте соединения. караванных путей с железной дорогой».

«Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» под редакцией П.П. Семенова-Тян-Шанского, СПб., 1903., т. 18

***

«Петропавловск основан в 1752 году как крепость святого Петра. Место, выбранное для крепости, было удобно для торговых отношений с киргизами, бухарцами и другими обитателями Средней Азии».

Из «Памятной книжки для Тобольской губернии»,

 Тобольск, 1864г.

***

«Замечательный не менее города Ишима своим быстрым развитием город Петропавловск основан в 1752 году. ... Правительство допускает здесь азиатцев приходить с караванами на пограничные торговые пункты без паспортов, чтобы не стеснять торговлю. Дозволяется закупать, русские изделия на неограниченные суммы, без записи и гильдии: пошлины наши умеренны, и все эти благоприятные данные год от года умножают число прибывающих сюда азиатских торговцев».

И.И. Завалишин. «Описание Западной Сибири», т.1, М., 1862


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ