Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №58(01.09.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА: КАКИМ ПУТЕМ ИДТИ РОССИИ?
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


В Москве утверждена программа помощи зарубежным соотечественникам

А.Докучаева

20 августа с.г. состоялось заседание Правительства Москвы, на котором утверждена Целевая комплексная программа поддержки соотечественников за рубежом на 2003 – 2005 годы. С небольшими корректировками программа, доложенная руководителем Департамента международных связей Г.Л.Мурадовым, принята. Согласно программе на работу по поддержке соотечественников на три года Москва выделит 476 миллионов рублей, из них в 2003 году – 138 млн.руб., в 2004 году – 158 млн.руб., в 2005 году – 180 – млн. руб. Около 9% этих средств выделяется на организационное обеспечение деятельности Правительства Москвы по работе с соотечественниками, главным звеном которой является создание и функционирование Московского дома соотечественников.

Средства выделяются на деятельность по нескольким направлениям: правовая защита соотечественников, поддержка общественных организаций и объединений российской диаспоры, оказание помощи соотечественникам в области медицины, поддержка русского языка, культуры и образования, развитие экономического сотрудничества Москвы с российской диаспорой, информационное сотрудничество с российской диаспорой, поддержка социально незащищенных слоев соотечественников, научное и экспертное  обеспечение программы. К этой многообразной деятельности будут подключены все подразделения Правительства Москвы и общественные структуры: Институт стран СНГ, фонды «Москва-Крым», «Москва-Севастополь», «Сотрудничество», Московское отделение фонда «Россияне».

На заседании, которое вел заместитель Мэра В.П.Шанцев, с содокладом выступил заместитель директора Департамента по поддержке соотечественников и правам человека МИД России А.Б.Гусев. Он подчеркнул важность принимаемой программы и вообще деятельности Москвы по поддержке соотечественников, которая подает пример и федеральным структурам, отвечающим за данное направление государственной политики. В обсуждении программы приняли участие: депутат Мосгордумы Е.Бунимович, директор  Института стран СНГ К.Затулин, исполнительный директор Московского отделения государственно-общественного фонда поддержки соотечественников за рубежом «Россияне» В.Скринник, генеральный директор Фонда «Москва-Севастополь» М.Апполонов. Высокую оценку деятельности Москвы по поддержке соотечественников в Крыму дал в своем выступлении С.П.Цеков, депутат Верховного Совета Автономной Республики Крым, руководитель Русской общины Крыма.

В обсуждении программы приняли участие члены Правительства Москвы.  О.Толкачев подчеркнул, что важнейшим направлением, которое в настоящее время фактически в одиночестве ведет Институт стран СНГ, является работа над формированием в России благоприятного общественного мнения по отношению к нашим зарубежным соотечественникам. Л.Швецова подчеркнула, что работа Москвы по поддержке соотечественников должна увязываться с той деятельностью, которая ведется в столице по отношению к представителям диаспор других государств, проживающих в Москве.  Московский опыт должен использоваться для продвижения  положительного отношения к российским соотечественникам за рубежом, в первую очередь в странах СНГ и Прибалтики. Она призвала к более тесному сотрудничеству с федеральными структурами, в частности с Росзарубежцентром, который сейчас активно подключается к решению гуманитарных вопросов российской диаспоры.

В заключение обсуждения В.Шанцев указал на необходимость некоторых корректировок в распределении средств по разделам программы. Призвал активнее работать с русским бизнесом за рубежом. Привлекать его для нужд столицы. И более того, при решении вопросов о размещении московских заказов среди производителей предпочтение, при прочих равных условиях, необходимо отдавать нашим  зарубежным соотечественникам. Все в Москве, подчеркнул Вице-мэр, должны помнить установку, данную Ю.Лужковым, о приоритете заботы о наших соотечественниках за рубежом.

Ниже публикуем материалы прошедшего заседания Правительства Москвы. Выдержки из стенограммы: доклад руководителя  Департамента Международных связей Г.Мурадова, содоклад заместителя директора Департамента по поддержке соотечественников и правам человека МИД России А.Гусева, выступление директора Института стран СНГ К.Затулина, справку о деятельности Правительства Москвы по поддержке соотечественников в 2002 году. Постановление Правительства Москвы о Комплексной среднесрочной программе поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы и саму программу  опубликуем в следующем номере, после подписания ее Мэром Москвы.




Доклад руководителя  Департамента Международных связей Г.Л.Мурадова

Уважаемые члены Правительства! Уважаемый Валерий Павлинович!

На ваше рассмотрение выносится комплексная целевая среднес­рочная программа поддержки соотечественников за рубежом на

2003-2005 годы. Основанием для разработки программы явилось пос­тановление Правительства Москвы от 18 сентября 2001 года "Об ос­новных направлениях работы по поддержке соотечественников за ру­бежом".

Для подготовки программы была создана рабочая группа из чис­ла ученых, представителей Правительства Москвы, специалистов в области межнациональных отношений, фондов, занимающихся поддерж­кой соотечественников, членов совета соотечественников при Государственной Думе. Активное участи в ее работе принимали также члены межведомственной комиссии Правительства Москвы по поддержке соотечественников.

Таким образом, на Ваше рассмотрение выносится коллективный труд, позволяющий, на наш взгляд, серьезно продвинуться вперед в деле оказания помощи и поддержки соотечественников.

Программа является важным этапом реализации долгосрочной стратегии Правительства Москвы по поддержке соотечественников. Заложенные в ней мероприятия имеют внутреннюю динамику и получат свое дальнейшее развитие на этапе 2006-2008 годов.

И наконец, деятельность Правительства Москвы по созданию и развитию эффективной модели взаимодействия с зарубежными сооте­чественниками является составной частью общегосударственной поли­тики, направленной на "собирание" и структурирование зарубежного "русского мира".

Работа Правительства Москвы с зарубежными соотечественниками хорошо известна и оценивается позитивно как Федеральными структу­рами, так и российским общественным мнением. Однако как отдельное направление, координирующее все аспекты данной деятельности, она сформировалась лишь недавно - с конца прошлого года с созданием в рамках ДМС Отдела по работе с соотечественниками, состоящего из 5 человек.

 В целях экономии времени, я не буду подробно останавливаться на том, что уже сделано. Перед Вами стенды, наглядно показывающие складывающуюся систему работы с соотечественниками за рубежом. Вам также представлены дополнительные материалы, с которыми Вы можете ознакомиться. Скажу буквально несколько слов о наиболее крупных делах.

Успешно осуществляется программа "Стипендия Мэра Москвы" в странах Балтии". Проведены эффективные акции по оказанию юриди­ческой помощи и защите прав соотечественников. Создан и начал действовать Центр по защите прав соотечественников. Проведены ме­роприятия по культурному обмену, фестивалей в Болгарии, Молдавии. Украине, Белоруссии, Грузии, Эстонии, Латвии, Литве. Более 200 учителей русского языка прошли переподготовку на курсах повышения квалификации.

Проведен "круглый стол" "Зарубежная диаспора - экономический потенциал России". Особое внимание уделено оказанию помощи вете­ранам войны - защитникам Москвы, оказана помощь более чем 300 ве­теранам г. Севастополя.

В работе с соотечественниками неоценимую помощь и поддержку оказывают практически все подразделения Правительства Москвы, фонды "Россияне", "Сотрудничество", "Москва - Крым", "Москва -Севастополь", "Институт стран СНГ". Особенно хочется отметить Ко­митеты образования, здравоохранения и Департамент науки и промыш­ленной политики.

Остановлюсь коротко на самой Программе поддержки соотечест­венников.

Цель программы: создание эффективной системы мер Московского правительства по поддержке соотечественников.

В основе программы: подход к российской диаспоре как к важ­нейшему социально-экономическому, демографическому, интеллекту­альному ресурсу России, способному стать весомым фактором прове­дения российской внешней политики, развития экономических связей с зарубежными странами и содействия решению проблем развития го­рода за счет привлечения потенциала диаспоры.

Главная задача программы: собирание и укрепление "русского мира" как социокультурного феномена путем подключения Москвы в рамках общегосударственной политики к созданию эффективной систе­мы взаимодействия государственных, общественных структур и хо­зяйствующих субъектов столицы с российской диаспорой ближнего и дальнего зарубежья.

Работа выстраивается не только по страновому признаку, но и по признаку, предполагающему консолидацию социально значимых сло­ев диаспоры, выступающих в качестве опорных точек работы с сооте­чественниками (например, ассоциации учителей школ с русским язы­ком обучения, деятелей культуры, бизнесменов и т.д.).

Приоритетное место в Программе отводится работе, созданной в этом году. Межведомственной комиссии по работе с соотечественни­ками за рубежом, куда входят представители большинства подразде­лений Правительства Москвы. А одним из главных инструментов меж­ведомственной комиссии становится Московский Дом Соотечественни­ков, принципиальное решение о создании которого принято Мэром Москвы Ю.М. Лужковым. Его создание горячо поддержано организация­ми соотечественников.

К программе приложен сводный план финансирования по годам. За исходную сумму принята сумма в 120 млн. рублей, выделен­ная на поддержку соотечественников в текущем году. Рост финанси­рования в ценах 2002 года не предусматривается. Номинальная кор­ректировка цифр идет только за счет антиинфляционного коэффициен­та и составляет в 2003, 2004, 2005 годах соответственно 138, 158. и 180 млн. рублей.

В первоначальном варианте программы, которая была одобрена на заседании нашей Межведомственной комиссии Правительства Москвы на 2003 год была заложена сумма 174 млн. рублей. Но нам не уда­лось ее отстоять перед Департаментом финансов, который отметил, что эта работа не относится к числу приоритетных.

В результате этого нам приходится отказываться от распрост­ранения программы "Стипендия Мэра Москвы" со стран Балтии на дру­гие страны СНГ, на чем уже давно настаивают наши соотечественни­ки.

Не находит своего развития программа молодежных мероприятий. Крайне недостаточно средств на пополнение библиотечного фонда на­циональных библиотек и библиотек русских культурных центров.

Мы практически оставили без внимания проблему доставки и распространения московских изданий, газет, прежде всего, в стра­ны, где проживает наибольшее количество наших соотечественников, и приходится сокращать средства, выделяемые на материальную под­держку нуждающихся ветеранов и инвалидов.

Кроме того, ряд подразделений Правительства Москвы некоторые вопросы, связанные с международной деятельностью, причем не имею­щей отношения к сотрудничеству с организациями соотечественников, перекладывает на бюджет работы с соотечественниками.

Перед нами, таким образом, 2 варианта действий: либо мы кон­солидируем всю работу через Межведомственную комиссию Правитель­ства Москвы и Московский дом соотечественника и избавляем другие подразделения Правительства от этой нагрузки по работе с сооте­чественниками, но на это потребуется дополнительно около 40-50 млн. рублей в 2003 году, либо подразделениям Правительства будет необходимо продолжить те программы, которые они вели в последние годы с соотечественниками.

На уровне 2002 года остаются расходы на оказание медицинской и материальной помощи соотечественникам; на оказание юридической помощи и защиту прав и свобод соотечественников; на производство и распространение тематических теле- и радиопрограмм, проведение рекламных акций.

Увеличиваются средства на мероприятия по поддержке программ сохранения русского языка и культуры. Особое место здесь занимает помощь в учебной и учебно-методической литературе, обучение в московских вузах студентов из числа соотечественников. В этом смысле не оставлено без внимания поручение Президента Путина о доведении до 1 процента количества обучающихся студентов в вузах из числа соотечественников. В Программе предусматриваются сред­ства на их медицинское страхование и социальное обеспечение.

Особая роль в программе отводится созданию единой информаци­онной системы, способной обеспечить взаимодействие между различ­ными слоями и категориями диаспоры, преодолеть ее разобщенность и региональную расколотость.

Весьма важно в этом контексте оказать действенную помощь в создании Международного Совета соотечественников, в координации, разумеется, с федеральными ведомствами.

В программе заложена тенденция постепенного сокращения средств на поддержку объединения российских соотечественников за рубежом путем простого грантового финансирования. Вместо этого, появляется новый раздел экономической поддержки российской диас­поры путем оказания содействия в развитии бизнеса наших сооте­чественников, а также привлечения деловыми кругами российского зарубежья в экономику Москвы дополнительных инвестиций на взаимо­выгодной основе. Мы исходим из того, что чем активнее будет нор­мальный и легальный бизнес россиян зарубежья, тем богаче будут Россия и Москва.

Уже в текущем году отрабатывается система такого взаимодей­ствия. В начале года проведено первое заседание "круглого стола" "Зарубежная диаспора - экономический потенциал России", в начале октября будет проведен второй "круглый стол". Создается биз­нес-клуб деловых людей российского зарубежья, в Программе предус­матриваются небольшие средства на обеспечение и организацию его работы.

Создана и начала работать рабочая группа по предварительному отбору предложений деловых кругов российского зарубежья. Надо от­метить, что деятельность на этом направлении подразделений Прави­тельства Москвы несколько активизировалась. Однако мы убедительно просим наших коллег принять во внимание серьезный политический характер данной работы и оказать содействие продвижению экономи­ческих программ сотрудничества с организациями соотечественников. А здесь не все гладко получается.

Вот только один пример приведу: Акционерное общество "ASWE-GA" г. Таллин выпускает тепловые счетчики. На предприятии работа­ет более 90 процентов русских. Эти счетчики хорошо известны в Москве, используются, хорошо себя зарекомендовали. Есть поручение Ю.М.Лужкова об участии этого коллектива в конкурсах, не в ка­ких-то прямых поставках, а в конкурсах по закупке выпускаемой им продукции в Москве. Но все равно дело не движется, конкурсы не проводятся, решаются каким-то другим образом эти вопросы.

Не сделана даже попытка как-то наладить взаимовыгодные отно­шения с этим коллективом, а именно "ASWEGA" подпитывает, во мно­гом помогает, содействует организациям российских соотечественни­ков в Эстонии, где, как известно, очень большая русская община. Надо сказать, что и многие другие проекты соотечественников также пока не находят поддержки в городских структурах. Понятное дело, там уже сложившиеся какие-то, отработанные связи, схемы и т.д. Не решается вопрос приведения в порядок помещения, выделенного для фонда "Россияне", который выполняет большую часть работы по под­держке соотечественников за рубежом. Т.е. ми помещение, прави­тельство я имею ввиду, выделило, но оно завалено мусором, порядка 30 тонн и требует хотя бы небольшого ремонта. Уже полтора года, несмотря на поручение Мэра, не найдено возможности для того, что­бы привести в порядок это помещение.

Складывается сложная ситуация и с выделением помещения под Московский дом соотечественников. Мы сами в инициативном порядке нашли варианты решения этой проблемы. Они находят поддержку у Мэ­ра, но пока Комплексу по имущественно-земельным отношениям нам отказывают, Юрий Михайлович уже дважды не соглашался с этой пози­цией комплекса. Конечно все это тормозит выполнение задач, пос­тавленных Мэром Москвы и Правительством по поддержке соотечест­венников за рубежом и по налаживанию соответствующей работы. Мы убедительно просим решить эти базисные для нашей работы проблемы.

Я остановился на наиболее важных аспектах обсуждаемой сегод­ня программы поддержки соотечественников на 2003 - 2005 годы на имеющихся нерешенных проблемах.

Конечно, мы понимаем, что утверждение Программы - это только полдела. Главное - в организации ее выполнения, но и департамент, конечно же, готов приложить все силы, чтобы успешно справиться с этой задачей.

Но мы понимаем также и то, что одни мы мало, что можем сде­лать. В этой связи мы просим об активном участии в реализации Программы все структурные подразделения Правительства Москвы, префектуры и управы города.

Работа с нашими соотечественниками несет в себе колоссальный политический потенциал. Особенно это важно учитывать в год выбо­ров, поскольку у 2/3 москвичей волею судьбы родственники и близ­кие друзья в последние годы, в последнее время, оказались зару­бежными соотечественниками и общественное мнение столицы весьма чувствительно к их проблемам.

Спасибо за внимание.




Содоклад заместителя директора Департамента по поддержке соотечественников и правам человека МИД России А.Б.Гусева

'Уважаемый Валерий Павлинович! Уважаемые члены Правительства Москвы! Уважаемые участники заседания!

Прежде всего хотел бы выразить признательность за возмож­ность принять участие в сегодняшней очень важной встрече. Она имеет во многом знаковый характер.

Сегодня мы участвуем не в обычном заседании Правительства Москвы. Вопрос сегодняшней повестки дня - не рядовой вопрос из того длинного списка более или менее острых проблем, которые вол­нуют сегодня москвичей и власти столицы. Проблемы миллионов со­отечественников, проживающих за рубежом, проблемы организации дальнейшей работы на этом направлении - это проблемы по-настояще­му крупные, политические и приоритетные, а факт принятия Прави­тельством Москвы первой комплексной целевой программы в данной области - событие действительно неординарное и общегосударствен­ного значения.

Как представителю Департамента по делам соотечественников и правам человека МИД России, мне особенно приятно отметить высокий профессионализм разработчиков программы, которая фактически при­обретает модельный характер. Ее текст показывает, что практика взаимодействия Москвы с соотечественниками претерпевает ряд ка­чественных изменений. Системный и комплексный подход при подго­товке документа позволил дополнить традиционные, апробированныеформы поддержки новыми. Среди них компьютеризация классов, орга­низация дистанционного образования, предоставление медицинской и профессиональной юридической помощи и многие другие направления.

Как известно, в октябре прошлого года прошел Конгресс сооте­чественников. С учетом его итогов и последовавших затем решений Президента Российской Федерации сейчас должна быть выстроена но­вая конфигурация работы по поддержке зарубежных соотечественни­ков, защите их законных прав и интересов.

Ее смысл - в создании на общегосударственном уровне единой мощной системы органов, инструментов и механизмов, с помощью ко­торых можно было бы целенаправленно, оперативно и комплексно за­ниматься всем кругом вопросов соотечественников, продвижением по этим каналам российских национальных интересов. Программа Прави­тельства Москвы - крупный шаг в этом направлении.

Хочу подчеркнуть - сейчас проблемами соотечественников пыта­ются заниматься очень многие, и сам факт работы на этом поле большого круга партнеров, безусловно, позитивен. Но эта деятель­ность приобретет особый эффект, когда станет по-настоящему осмыс­ленной на всех уровнях, станет системной, скоординированной, ког­да не придется каждому вариться в своем соку и по двадцать раз выдумывать собственный велосипед. В этом плане должен отметить, что уже несколько месяцев обсуждается идея создания постоянно действующего консультативного органа субъектов Российской Федера­ции, работающих на поддержку соотечественников. Уже имеется и формальное решение о создании соответствующей рабочей группы при Правительственной комиссии по делам соотечественников под эгидой Совета Федерации (руководитель - Густов). Но я уверен, импульс первому этапу этой работы должен быть дан политический - с учас­тием на уровне глав заинтересованных регионов. Хотелось бы пред­ложить, чтобы Москва взяла на себя такую инициативу, заодно и опытом поделились бы на таком уровне, который позволяет сразу принимать очень важные решения, решения долговременного характе­ра.

Исключительно важной сегодня представляется также задача полноценного включения в эту работу всех полезных общественных инициатив, задача поддержки объединительных тенденций в среде со­отечественников. Эти тенденции на лицо, причем в самых разных странах и иногда даже неожиданных регионах. Но крайне важно не дать им увянуть, дать живую, в том числе информационную и органи­зационную подпитку.

Еще на одну проблему я хотел бы обратить внимание также, как чиновник, профессионально занимающийся проблемами соотечественни­ков, но также как заинтересованный московский налогоплательщик, житель Северо-Восточного округа. В этих двух качествах мне вовсе небезразлично, какова материальная, деловая отдача от всех этих затратных проектов. Нас правильно критиковали - от Президента России до едва ли не всех соотечественников - здесь надо прояв­лять гораздо больше смекалки.

Отрадно, что эти моменты нашли свое, хотя и довольно скром­ное, отражение в программе Правительства Москвы. Но это основное, магистральное направление, которое требует безусловной поддержки. Именно оно позволит в перспективе перейти от чисто затратных экс­тенсивных форм поддержки соотечественников к подлинному сотрудни­честву и взаимодействию с зарубежным многонациональным русским миром.

С этим же тесно связана проблема миграции, в том числе тру­довой. Ее актуальность и острота для Москвы сомнения не вызывает. Здесь считаю необходимым отметить, что при должном понимании, а оно, очевидно, имеется при должной координации деятельности заин­тересованных подразделений Правительства Москвы, а все предпосыл­ки для этого, как я понимаю, также имеются, на рабочем уровне проблемы могут и должны найти взаимоувязанные решения во благо соотечественников и во благо москвичей.

И последнее. Мне недавно пришлось побывать в Украинском доме на Арбате. Получается так, что украинцам в Москве есть где соби­раться, а в Киеве, например, наши соотечественники нашли свой специфический вариант места сбора. Там им помещение предоставляет еврейское общество. На фоне этих примеров, мне кажется, стоит бо­лее серьезно подумать о том, где бы в Москве могли собираться на­ши зарубежные соотечественники. Тем более, как мы слышали, уже имеется на этот счет и соответствующее решение Мэра Москвы.

Спасибо за внимание.




Выступление директора Института стран СНГ К.Ф.Затулина

Уважаемый Валерий Павлинович, уважаемые члены Правительства, товарищи, дамы и господа!

10 лет, прошедшие с момента разрушения Советского Союза, ко­торые изменили мир, породили чрезвычайно острую проблему наших соотечественников Эта проблема присутствовала и в советский пе­риод несколько в иной форме. В советские годы у нас за рубежом соотечественников не было, у нас были эмигранты, а эмигранту сино­ним - слово «предатель». Прошло уже 10 лет с момента распада Советс­кого Союза и теперь очевидно, что и те, кто в советские годы ока­зался в эмиграции, по крайней мере большинство из них, и особенно те, кто после 1991 года образовал новую русскую диаспору в странах СНГ, Латвии, Эстонии и Литве - это люди, которые нужда­ются в поддержании связей, в заботе, в опеке со стороны России и Москвы, как столицы России. Потому что все вместе они создают тот самый русский мир, о котором достаточно много говорится во всту­пительной части и в преамбуле программы, представленной на ут­верждение Правительства Москвы.

Мне приходилось в течение этого года уже дважды выступать на сходные темы. Я не буду повторяться, хочу только обратить ваше внимание на то, что положение, в котором оказались наши сооте­чественники именно на постсоветском пространстве на территории стран СНГ и Прибалтики, это положение реально приводит к массо­вой, масштабной депрессии именно у русских и русскоязычных. За это время все государства на пространствах СНГ потеряли в населе­нии. Россия потеряла миллион человек. В общей сложности число проживающих в пределах бывшего Со­ветского Союза сократилось на 6 миллионов человек и при этом чис­ло русских, проживающих на этих пространствах, сократилось почти на 11 млн.человек. То есть происходит не пропорциональное выбытие именно русских, и это является самым ярким и непреложным свиде­тельством той депрессии, которая охватила русское население в си­туации, когда от этого населения уехало собственное государство без всякого на то их согласия. И, естественно, поэтому первый главный вопрос, который может возникнуть: почему именно Прави­тельство Москвы, почему вот уже много лет именно Москва является инициатором обсуждения этих проблем, а самое главное - не только обсуждения, но и решения?

Георгий Львович приводил эту цифру, она может по-разному трактоваться - от трети москвичей, которые имеют прямых родствен­ников в так называемом ближнем зарубежье, до двух третей, которые имеют не только близких родственников, но и дальних родственников, друзей и как-то связаны сами по жизни с быв­шими союзными республиками. Все это не мелочи. Это создает атмосферу, ту самую ситуацию, которая является подтверждением факта, что Москва является соборным городом, Моск­ва является собирательницей если не земель, то народа, и роль Правительства Москвы здесь ничем нельзя заменить. Я не хочу на эту тему долго распространяться и очень рад выслу­шать выступление представителя Министерства иностранных дел. Отрадно, что у нас появились чиновники, которые занимаются профессионально проблемами соотечественников. Несколько лет назад приходилось доказывать Правительству России, что это вообще необходимо. Правительству Москвы это не нужно было до­казывать - с первых дней.

Теперь по сути вопроса, который сегодня обсуждается. Я хотел обратить внимание на один важный раздел этой программы, а именно о создании Московского Дома соотечественников. Эта идея была изло­жена, в частности, мной и Б.Н.Пастуховым в совместном письме к Ю.М.Лужкову уже около года назад, и мы здесь ссылались на примеры и опыт, которые есть у Москвы, есть у соответствующих подразделе­ний Москвы, которые создали в свое время Московский Дом нацио­нальностей. Действительно, у разных национальностей, проживающих в Москве есть место, где они могут обменяться своим опытом, скоординировать свои планы, у соотечественни­ков-россиян, проживающих за рубежом, должно быть в Москве место, где они могут встретиться, получить квалифицированную консульта­цию, выйти на связи, которые им необходимы. Этот опыт существует за рубежом. В Польше, например, существует Дом Полонии, куда каж­дый поляк, проживающий за рубежом, может обратиться, придти, по­лучить ответы и советы. В Словакии маленькой существует соответс­твующая структура, которая занимается словаками, проживающими за рубежом. Я не буду сейчас сравнивать, каждый человек - это инди­видуальность и ценность, целый мир и целый Космос, поэтому не бу­ду сравнивать количество словаков, проживающих за рубежом, и русских, проживающих за рубежом. Но ясно, что у нас это тоже по крайней мере также важно, как для словаков и поляков.

Что касается Московского Дома соотечественников, мое глубо­кое убеждение, что это, конечно, не должно никак подменять дея­тельность департамента, общественных организаций и фондов, которые здесь в фойе представили свои материалы. Но это должен быть координатор, это должно быть муниципальное, унитарное предприятие, которое также, как Московский Дом национальностей, иметь свой Общественный, Попечительский совет и будет таким образом организатором всей этой работы.

В отношении программы. Мы принимали участие в ее создании, это плод коллективного труда и, конечно, как всегда бывает, есть у отдельных авторов свои претензии к этому документу. Лично я считаю, что она вполне добротная, она действительно может быть модельной, учитывая тот факт, что программа соответствующих мер Правительства России еще не утверждена.

Я бы только, может быть, предостерег не столько в программе, сколько в разговорах по этому поводу от излишней эйфории в отно­шении экономического потенциала и инвестиций, которые с собой не­избежно принесут соотечественники, чуть ли не сразу. Этого, ко­нечно, не произойдет, потому что сегодня возможности наших сооте­чественников далеко не так велики, особенно в странах СНГ. Но на это надо рассчитывать, это надо постепенно готовить безусловно. Я думаю, что на перспективу очень большая роль Правительства Москвы в поддержании культурных связей, сохранения культурного наследия, поддержке общественной и политической наших соотечественников за рубежом.

Что касается экономических связей, если они к этому прило­жатся, это будет замечательно. Однако я бы не хотел, чтобы соответствую­щие структуры превращались в хозяйствующие субъекты, оставив эти общеполитические, общекультурные проблемы в поддержку русского

языка, главные свои усилия направляли на заключение договоров и пробивание каких-то подрядов.

Наконец, последнее что я хотел бы сказать, я хотел бы ска­зать, что мы пытаемся в нашем институте со своей стороны при под­держке соответствующих подразделений, прежде всего Департамента международных связей и Комитета общественных и межрегиональных связей Прави­тельства Москвы развивать соответствующие научные программы, кое-какие материалы мы вам представили. Мы договорились с ТВЦ (надеюсь, что по крайней мере однажды здесь присутствующие видели наши передачи) и делаем для канала передачи, посвященные в значи­тельной степени нашим соотечественникам за рубежом, это передачи телецикла "Материк". Я считаю, что безусловно очень важно помо­гать нашим соотечественникам впрямую, поддерживать программы, связанные с развитием русского языка, направлением учебников, оз­доровлением детей и т.д. Но пока у нас в России недостаточно сформирована структура по работе с соотечественниками. Это то, о чем я говорил в связи с Московским Домом соотечественника.. Это то, о чем я сейчас говорю в связи с научными учреждениями. Наш Институт, к сожалению, остается единственным существующим в стране, кото­рый занимается этими проблемами. Поверьте, нас это совсем не радует. Поэтому я бы хотел обратить внимание, что здесь, конечно, очень правильно поступили разработчики программы, значительную часть усилий направить на то, чтобы создать, собственно, меха­низм, с помощью которого дальше, в течение многих лет - может быть, очень долгих лет - будут решаться эти вопросы.

Спасибо.




Справка о работе Правительства Москвы по поддержке соотечественников за рубежом в 2002 году

На протяжении многих лет Правительство Москвы ведет целенаправ­ленную и планомерную работу по поддержке соотечественников, делает все, что в его силах, понимая под словом "соотечественники за рубежом" всех тех, кто проживая за пределами Российской Федерации, считает именно Рос­сию своим Отечеством, независимо от того, где они родились и гражданами какого государства они являются.

Можно с уверенностью констатировать, что работа с соотечественни­ками не только выделилась в самостоятельное направление, но стала также одним из главных приоритетов работы Правительства Москвы в сфере меж­дународных отношений. Именно таким образом определяет ее сегодня Мэр столицы Ю.М. Лужков и это нашло свое отражение в постановлении Прави­тельства Москвы от 18 сентября 2001 года № 844-ПП "Об основных направ­лениях работы по поддержке соотечественников за рубежом".

Эта работа носит комплексный характер и в основном ориентиро­вана на сохранение и развитие русского языка, культуры и образования, оказания юридической, материальной, финансовой и иной поддержки, стимулирования развития взаимовыгодных отношений с хозяйствую­щими субъектами, участвующих в программах поддержки русскоязыч­ного населения за рубежом, оказания помощи в трудоустройстве наших зарубежных соотечественников, тесное взаимодействие в сфере СМИ. Большое внимание уделяется поддержке Русской православной Церкви и ее единству. Сохранение Русской зарубежной Церкви - фактор дезинтеграции организаций соотечественников. В решении данных задач принимают уча­стие многие структурные подразделения Правительства Москвы и террито­риальные органы исполнительной власти города. Стержневой является рабо­та в сфере образования, сохранения и развития русского языка, обеспечение учебными пособиями, подготовки и повышения квалификации преподава­тельских кадров русскоязычных школ, открытие новых учебных заведений с преподаванием на русском языке, которая проводится в соответствии с при­нятой Правительством Москвы программой по поддержке русского образо­вания в странах СНГ и Балтии.

В государствах Балтии продолжает осуществляться программа "Сти­пендия Мэра Москвы", призванная содействовать сохранению высшего об­разования на русском языке в Прибалтике, где проживает в общей сложно­сти около 2 млн. жителей для которых русский - родной язык. В настоящее время стипендиатами Мэра Москвы являются 164 студента различных выс­ших учебных заведений, которым в торжественной обстановке представителями Правительства Москвы и посольств вручены дипломы стипендиата Мэра Москвы.

В текущем году по рекомендациям организаций российских соотечест­венников, посольств Российской Федерации в ближнем зарубежье оказыва­ется медицинская стационарная помощь в лечении 265 ветеранов войны, Вооруженных сил, труда, участников ВОВ, детей соотечественников на базе московских медицинских учреждений. Оказана безвозмездная материальная помощь более 700 остро нуждающимся соотечественникам на сумму 5 300 тыс. рублей. Проводится работа по поддержке мероприятий, направленных на сохранение и развитие русской культуры. Так, впервые было поддержано проведение в Болгарии Фестиваля русской песни награждением лауреатов призами и сувенирами, участием в нем московского ансамбля русской песни.

Настоящее время ознаменовано качественными изменениями в органи­зации работы с соотечественниками. В рамках Департамента международ­ных связей создан Отдел по работе с соотечественниками за рубежом, при­ступила к работе Межведомственная комиссия по работе с соотечественни­ками за рубежом Правительства Москвы.

Впервые бюджетом города была предусмотрена консолидированная статья по поддержке соотечественников и выделено для этих целей 120 мил­лионов рублей, что позволило подготовить соответствующий план работы и претворить в жизнь ряд практических мероприятий.

Это:

- международный "круглый стол" на тему "Зарубежная диаспора -экономический потенциал России" (февраль с.г.), в работе которого приняли участие более 250 предпринимателей, в том числе 187 бизнесменов из 24 за­рубежных стран, с целью обеспечить консолидацию усилий представителей деловых кругов российского зарубежья, готовых содействовать налажива­нию плодотворного экономического сотрудничества между Россией, Моск­вой и странами их проживания в реализации программы Правительства Мо­сквы по поддержке соотечественников;

- международную научно-практическую конференцию "Новое в рос­сийско-украинских отношениях" (февраль с.г.);

- заседание координационного совета Центра по защите прав соотече­ственников за рубежом (март с.г.);

- "круглый стол" по обсуждению проекта Комплексной целевой сред­несрочной программы поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы (апрель с.г.), с участием членов Совета соотечественников при Го­сударственной Думе Российской Федерации;

- оказание адресной гуманитарной помощи ветеранам - соотечествен­никам, проживающим в Севастополе, к Дню Победы в Великой Отечествен­ной войне;

- открытую международную олимпиаду по русскому языку для уча­щихся школ стран СНГ и Балтии;

- совещание директоров русских школ стран ближнего зарубежья;

- курсы повышения квалификации учителей русского языка из стран СНГ и Балтии, Болгарии;

- международный фестиваль "Дети - детям" в Крыму;

- фестивали "Поет гармонь в Прибалтике" и авторской русской песни в Эстонии.

Впервые осуществляется реализация проекта дистанционного обуче­ния старшеклассников в странах СНГ и Балтии.

Под существующую программу на 20 августа с.г. оформлены договора на сумму около 90 млн. рублей, которые находятся в стадии выполнения.

Эффективную роль в решении вопросов по поддержке соотечествен­ников играют созданные при участии структурных подразделений Прави­тельства Москвы фонды: "Москва-Крым", "Сотрудничество", "Москва-Севастополь", "Россияне". В изучении реального положения соотечествен­ников за рубежом, в подготовке и проведении мероприятий с соотечествен­никами немаловажную помощь оказывает Институт стран СНГ.

Сегодня по существу создается долговременная модель поддержки соотечественников, проживающих за рубежом и отрабатывается меха­низм по оказанию необходимой помощи. В разработанной Правительст­вом Москвы, при участии видных ученых и практиков в области про­блем российских соотечественников за рубежом "Комплексной целевой среднесрочной программе поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы" предлагается модель взаимодействия Москвы с зарубеж­ной диаспорой, которая носит двусторонний , взаимовыгодный характер, что позволит использовать потенциал столицы для поддержки тех категорий со­отечественников, которые нуждаются в защите и покровительстве, и при­влечь возможности той части диаспоры, чей потенциал позволяет разрабо­тать и осуществить четкую и эффективную систему экономического, куль­турного сотрудничества, основанного на взаимных интересах сторон.

Работа Правительства Москвы заслужила высокую оценку участников Конгресса соотечественников, Совета соотечественников при Государствен­ной Думе Российской Федерации, в средствах массовой информации, в письмах и обращениях, приходящих на имя Мэра Москвы Ю.М. Лужкова.

Помимо деятельности, направленной на поддержку соотечественников за рубежом, важной для Правительства Москвы оставалась и остается работа с многочисленными национальными диаспорами и различными конфессия­ми в столице России. Этим Москва подает странам СНГ м Балтии Много­численные примеры уважительного отношения к национальным и конфес­сиональным меньшинствам, что является весомым аргументом в отстаива­нии прав соотечественников, проживающих в этих государствах.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ