Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №177(01.10.2007)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

14 сентября. Председатель концерна «Белгоспищепром» Иван Данченко заявил о том, что. Белоруссия не намерена продавать российским инвесторам СП ОАО «Спартак». Россияне, по его словам, очень хотят выкупить «Спартак», но белорусская сторона не будет торопиться передавать его инвестору из РФ.

15 сентября. Объем валового внутреннего продукта в Беларуси, по официальным статистически данным, в январе-августе 2007 года составил 59,8 трлн. бел. рублей, увеличившись на 8,5%.

15 сентября. Россельхознадзор приступил к проверке молокоперерабатывающих предприятий Белоруссии, проверка предприятий будет вестись по всем регионам республики.

17 сентября. В Минске Александр Лукашенко на встрече с министром внутренних дел Грузии Иване Мерабишвили заявил, что Белоруссия полна решимости восстановить и расширить отношения с Грузией. Лукашенко подчеркнул, что «у нас сложились очень хорошие отношения с Михаилом Саакашвили».

17 сентября. Премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский информировал о переносе сроков заседания Совета министров Союзного государства. Главный вопрос повестки дня предстоящего заседания, по мнению Сидорского, проект союзного бюджета на 2008 год.

17 сентября. На заседании Координационной комиссии по формированию и обеспечению функционирования объединённой транспортной системы Союзного государства российская сторона заявила о своем намерении продолжить работу по улучшению инфраструктуры пунктов пропуска для урегулирования проблемы очередей на белорусско-российской границе..

17 сентября. По данным финансового ведомства России, вопрос о выдаче кредита Беларуси не снимался с повестки дня правительства РФ. Минфин России планирует в сентябре-октябре подготовить и внести в правительство поправки в бюджет текущего года, предусматривающие выделение кредита Белоруссии на коммерческих условиях в объеме 1,5 млрд. долларов.

18 сентября. Председатель Конституционного суда Белоруссии Григорий Василевич в Минске призвал судей пользоваться в судопроизводстве белорусским языком по требованию участников процесса.

18 сентября. Министерство обороны РБ обнародовало информацию о том, что в белорусской армии апробируется новая система оценки уровня боевой выучки военнослужащих. Методика предполагает комплексный подход и включает целый ряд нормативов. Планируется, что экзамены по всем предметам боевой подготовки военнослужащие будут сдавать единым тестом в течение 30-40 минут. Причем для солдат и офицеров каждого рода войск предъявляются особые требования, максимально учитывающие специфику службы. Это позволит максимально объективно оценивать степень профессионального мастерства, определять способность выполнять боевые задачи.

18 сентября. Руководство Белорусской социал-демократической партии (Грамада) призвало участников 62-й сессии Генеральной ассамблеи ООН взять под международный контроль нарушения прав человека в Белоруссии, включая уголовное преследование экс-кандидата на пост президента РБ, лидера социал-демократов Александра Козулина.

19 сентября. В Риге прошло заседание белорусско-латвийской Смешанной демаркационной комиссии. Цель комиссии - подтвердить соответствие положения государственной границы и пограничных знаков на местности делимитационным документам и соответствие проектов окончательных документов демаркации фактической ситуации на местности, а также качество работ, выполненных по устройству полосы крепления государственной границы и установки пограничных знаков.

20 сентября. Завершился  визит делегации белорусских пограничников во главе с председателем Госкомитета погранвойск РБ ген.-м. Игорем Рачковским во Францию. В ходе визита, в частности, были рассмотрены вопросы внедрения биометрии при осуществлении пограничного контроля.

 21 сентября. В Минске состоялась пресс-конференция лидеров политических партий, приуроченная к проведению 14 октября т.н. Европейского марша. Лидер партии БНФ Валентин Вечорко заявил на ней, что Европейский марш – это предупреждение властей перед 2008 годом, это повод потребовать от белорусских властей ответа на 12 предложений Евросоюза, которые направлены на сохранение независимости Белоруссии.

22 сентября. В Речице, говоря о смене главы правительства России, Александр Лукашенко отметил, что рассчитывает, что с Виктором Зубковым у Белоруссии будет больше понимания. При этом Лукашенко выразил сомнение, что во взаимодействии Белоруссии и России с приходом Зубкова что-то радикально изменится.

24 сентября. В Белоруссии указом президента были уточнены отдельные показатели бюджета на 2007 год. Дефицит республиканского бюджета, в частности, утвержден в объеме 874,57 млрд. белорусских руб.

24 сентября. Президент РБ Александр Лукашенко дал поручение правительству помочь Молдове картофелем и зерном.

25 сентября. Государственный комитет пограничных войск РБ был переименован в Государственный пограничный комитет РБ, а пограничные войска - в органы пограничной службы.

26 сентября. Президент США Джордж Буш, выступая на 62-й  сессии Генеральной ассамблеи ООН, призвал поддержать народы, страдающие от бесчеловечных диктаторских режимов в Белоруссии, Северной Кореи, Сирии и Иране. Буш подчеркнул, что в этих странах грубейшим образом нарушаются права человека.

27 сентября. Завершился визит делегации Вьетнама в Минск, в ходе которого состоялись встречи главы вьетнамской делегации в Совете министров и министерстве промышленности, на которых были обсуждены перспективы дальнейшего развития белорусско-вьетнамских отношений.

27 сентября. В Нью-Йорке министры иностранных дел России и Белоруссии обсудили возможности дальнейшего укрепления взаимодействия РФ и РБ в ООН. Сергей Лавров и Сергей Мартынов также обменялись мнениями по вопросам повестки дня 62-ой Генассамблеи.

27 сентября.  Президент РБ Александр Лукашенко назначил Игоря Рачковского председателем Государственного пограничного комитета.

1 октября. Ставка рефинансирования Национального банка Беларуси снижена на 0,25% до 10% годовых.

1 октября. С этой даты поставлять молочную продукцию в Россию будут только аттестованные Россельхознадзором белорусские предприятия.




Главный вопрос белорусской экономики

Александр Фадеев

Белорусское правительство тщательно готовится к очередному этапу переговоров с партнерами из России по объему и цене поставок природного газа и нефти в следующем году. Президент РБ Александр Лукашенко уже задал алгоритм подобной работе, фактически потребовав занять жесткую позицию, прежде всего по отношению к потенциальным предложениям российского «Газпрома», который, как предполагает глава белорусского государства, попытается поднять цену на поставляемый в республику газ до 20%. Не скрывает Лукашенко и основной аргумент, который будет использовать белорусская сторона в этом случае – угроза резкого повышения, до «мирового уровня», оплаты услуг за транзит российских энергоресурсов, предназначенных для стран ЕС, по территории Белоруссии. Другим рычагом давления на Россию станет, очевидно, предложение Минска о пересмотре условий функционирования двух военных объектов министерства обороны России на белорусской территории в сторону увеличения платы за их размещение.

Проблеме быстрейшей ликвидации зависимости от России в сфере поставок энергоресурсов республиканские руководители придают первостепенное значение. Александр Лукашенко вообще связал этот вопрос с отстаиванием независимости и национальной безопасности Белоруссии. Если раньше высшими белорусскими чиновниками долгие годы муссировалась  и всячески эксплуатировалась идея продовольственной безопасности, то с недавнего времени правительство РБ «принципиально занялось» по указанию Лукашенко энергетической безопасностью. Глава белорусского государства сразу после зимней газовой войны с Россией выдвинул свою знаменитую новополоцкую инициативу, которая привела сегодня к появлению пространной правительственной концепции энергетической безопасности, содержащую помимо плана диверсификации поставок энергоносителей даже баланс топливно-энергетических ресурсов до 2020 года, исходя из которого, по официальной версии, будут строиться все государственные документы (!).

Концепция энергетической безопасности  была одобрена президентом РБ. Документ предусматривает снижение энергоемкости ВВП к 2015 году на 50%, а к 2020 году – на 60%. В этом году правительство надеется на снижение энергоемкости валового внутреннего продукта на 12%.

Помимо этих фантастических планов на бумаге, самой причудливой и невероятной является программа диверсификации поставок в республику нефти, которую правительственные чиновники свели к нескольким «перспективным направлениям»:

 - венесуэльскому, с добычей совместной белорусско-венесуэльской компанией нефти на месторождениях Венесуэлы Гуара Есте и Лагамедиа и последующей транспортировкой ее (и других потенциальных объемов венесуэльской нефти) через балтийские порты танкерами (которых у Белоруссии нет). Далее, очевидно, нефть будет транспортироваться в республику железнодорожным или трубопроводным транспортом;

- иранскому, с разработкой компанией «Беларусьнефть» совместно с Национальной иранской нефтяной компанией иранского месторождения Джофейр. Добытые там объемы сырой нефти по Черному морю на танкерах (зафрахтованными, видимо, Белоруссией) будут транспортироваться в Феодосию, а затем по украинской железной дороге доставляться в Белоруссию;

- каспийскому, предусматривающему транспортировку казахстанской (или другой прикаспийской) нефти в ту же Феодосию какими-то танкерами с последующей доставкой по железной дороге через территорию Украины в РБ.

Заметим, что с экономической точки зрения ни одно из приведенных направлений не гарантирует Белоруссии устойчивый импорт нефти по цене, дешевле российской. Более того, «узкими» местами запланированных маршрутов являются не только расстояния и связанные с этим накладные расходы, но и трансграничные проблемы, базирование на иностранные порты со всеми вытекающими организационными и финансовыми издержками, с неразвитостью терминалов, а также пропускная способность нефте- и продуктопроводов и железных дорог, например, в Крыму.

С концептуальными планами альтернативных поставок природного газа белорусские чиновники явно не справились, возможно, им не хватило фантазии (либо, наоборот, взял верх профессионализм). Поэтому в сфере импорта газа  ограничились программой строительства дополнительных подземных газовых хранилищ на территории республики согласно указанию президента Лукашенко, в которые предполагается закачивать в летний период все тот же российский газ. В этом году уже начаты, например, работы по строительству третьего подземного газохранилища (кроме существующих - Осиповичского и Прибужского) в Гомельской области с использованием отработанных при добыче соли намытых каверн.

Поскольку руководство республики отвергает принципы индикативного и косвенного регулирования национальной экономики, придерживаясь механизма прямого управления и жесткого контроля за деятельностью всех отраслей и субъектов хозяйствования, то и в сфере энергообеспечения оно пытается  действовать подобным образом. Поэтому далеко не случайным является то, что, объявив о радикальной трансформации системы снабжения экономики углеводородным сырьем и запуске программы поиска других (не российских) поставщиков нефти и газа, под это была подведена идейная база национально-государственного звучания. Она включает не только обвинения в адрес правящей элиты России и российских монополистов, «олигархов» в аморальности и алчности («кроме денег сегодня ничего не воспринимают»), но и, по законам жанра, определения социальной цены проблемы – потеря независимости. Последнее должно примирить население Белоруссии с нарастающими экономическими трудностями и неизбежными издержками, якобы носящими временный характер и преодолимыми с завершением процесса диверсификации внешних источников поставок энергоресурсов.

При этом на правительственном уровне никто в Белоруссии не озаботился научным анализом эффективности, целесообразности и возможности осуществления на практике новой, альтернативной российской схемы импорта нефти и газа. Неопределенность относительно замены одной углеводородной сырьевой базы  и отработанной годами, надежной схемы поставок на многовариантные и проблемные другие сохраняется. Сама по себе диверсификация поставок энергоресурсов, инициируемая президентом РБ и диктуемая, как видится, чисто политическими соображениями, не может выступать в качестве цели такой глубокой трансформации системы энергоресурсного обеспечения белорусской экономики.

Нет никаких оснований предполагать, что новое правительство России вернется к чрезвычайно льготной и декретной системе продаж энергоресурсов в Белоруссию вне рамок реального строительства Союзного государства. Однако нет и никаких объективных факторов, которые заставляли бы верить в то, что белорусское правительство сможет в условиях мировой конъюнктуры цен на энергоресурсы и сложившихся региональных импортно-экспортных рынков энергоносителей найти перманентные схемы льготного снабжения своей, требующей развития экономики необходимыми ей объемами газа и нефти. Этому, наконец, препятствуют географическое положение и природные условия Белоруссии, не имеющей в своих недрах необходимых запасов углеводородов, выхода к морю и удаленной от месторождений нефти и газа, когда расстояния, границы и пошлины неизбежно отражаются на цене импортируемых энергоресурсов. В среднесрочной перспективе российские энергоресурсы по ценовому показателю объективно будут расти, но цены для Белоруссии все равно останутся ниже, чем у других импортеров, а их поставки - выгодными для республики.

Определенные надежды белорусское правительство связывало с перспективами формирования некого общего энергетического рынка внутри Содружества, предполагая действовать в этом направлении совместно с другими государствами-транзитерами и потребителями энергоресурсов, прежде всего, Украиной. Ради этого Минск даже готов был урегулировать с последней ряд острых вопросов, в том числе простить долги. Однако дальше предварительных консультаций и разработки проекта о создании такого рынка, вокруг которого разгорелась острая дискуссия, дело не пошло. Сразу выявились непримиримые противоречия между странами СНГ, богатыми энергоресурсами и стремящимися к их экспорту на гарантированной основе, и государствами-импортерами и транзитерами газа и нефти. Поэтому правительство республики начинает постепенно терять надежду на осуществление этого замысла, равно как и на реализацию плана создания единого экономического пространства стран-членов ЕврАзЭС, большинство из которых откровенно предпочло ему более понятные преимущества от вступления в ВТО.

В условиях командно-административного управления белорусской экономикой государственный аппарат, не имея возможности воздействовать на сдерживание роста импортных цен на энергоносители и создание международного противовеса «энергоимпериализму», пытается сегодня сосредоточить усилия на внутренних мерах по приспособлению хозяйственного комплекса и его структурообразующих субъектов к новым вызовам внешней среды. Так как повышение цен на энергоресурсы оказывает воздействие на республиканскую экономику в той степени, в которой та расходует энергию, то и программа по преодолению энергетической зависимости от России помимо диверсификации поставок нефти (а в будущем, возможно, и газа) предполагает осуществление комплекса масштабных мероприятий, направленных на повышение эффективности использования топлива, экономии энергоресурсов и вовлечение в топливный баланс местных источников энергии, главным образом древесного топлива, а также бурых углей и горючих сланцев Бриневского, Житковичского и Тонежского месторождений Гомельской области (по данным белорусской стороны геологические запасы бурых углей составляют порядка 1,5 млрд. т). Планируется до 2011 года построить три теплоэлектростанции, работающих на импортном угле (скорее всего польском) в Брестской, Гродненской и  Гомельской (украинский или российский уголь) областях потенциалом до 3 млн. т.у.т., а также перевести в течение двух лет (возможно с помощью инвестиций ЕБРР) три цементных завода на использование энергии от сжигания угля и старых автопокрышек. К 2010 году правительство наметило строительство 10 мини-ТЭЦ в малых и средних городах на местных видах топлива, из них три уже находятся в стадии строительства в Осиповичах, Пружанах и Вилейке.

Большие надежды связываются с внедрением новых зарубежных и белорусских технологий, ориентированных на промышленное производство из бурого угля и горючих сланцев не только электро- и тепловой энергии, но и метанола, генераторного газа и различных видов моторных топлив. По крайней мере, такие перспективы во второй половине сентября с.г. президент РБ Александр Лукашенко обсудил в Минске с руководителем компании Polar Stars Group S.A. Николаем фон Келером.

Кроме того, несмотря на массовую радиационную фобию у населения, республиканское руководство намерено через несколько лет приступить к строительству атомной электростанции, скорее всего в Могилевской области, на границе с Россией. Белорусское правительство рассчитывает, что введенная в эксплуатацию АЭС позволит снизить себестоимость электроэнергии в Белоруссии до 30%. Тем не менее, дальше межведомственных согласований дело пока не движется, а завершение бизнес-плана строительства АЭС ожидается только в начале 2009 года. Нет и понимания сложности решения проблемы захоронения ядерных отходов, а главное – в госбюджете нет пока средств (примерно 3 млрд. долларов) на осуществление этого проекта.

Все мероприятия, предусмотренные концепцией энергетической безопасности Белоруссии, требуют значительных инвестиций. Пока же на 2007 – 2008 гг. запланировано финансирование программы модернизации основных производственных фондов белорусской электроэнергетики в объеме двух триллионов бел. руб. из госбюджетных средств. В этих же целях привлекается китайский капитал (на реконструкцию Минской ТЭЦ-2 и строительство парогазового блока  Минской ТЭЦ-3).

Объективно правительственная политика в контексте приближения цен на энергоносители  к рыночным и преодоления энергетической зависимости от России приведет к установлению жестких норм экономии электроэнергии и тепла, нормативов эффективности использования энергоресурсов, централизованному распределению топлива и заметному повышению внутренних цен на газ, нефть, бензин и другие виды продуктов переработки нефти. Все это неизбежно вызовет общее повышение цен на другие товары и услуги, дальнейшее сокращение бюджетного финансирования социальной сферы. Накопленный республикой эффективный капитал, объемы которого явно недостаточны, вынужденно будет направлен на закупку энергоресурсов по  новым договорным ценам и частично инвестирован в мероприятия в рамках концепции энергетической безопасности. Увеличатся внешние заимствования, а на обслуживание взятых кредитов придется расходовать финансовые ресурсы фонда развития.

Неразрешима задача повышения конкурентоспособности белорусской экономики, которая выступает в качестве консолидированного игрока на мировом рынке товаров и услуг, в силу ее малой вовлеченности в современные процессы глобализации, слабого внедрения достижений научно-технического прогресса и информационных, инновационных технологий. Все это будет препятствовать устойчивому, качественному  росту энергоемкой белорусской экономики, которая напрямую зависит от импорта энергоресурсов. Правительству будет все труднее поддерживать высокие объемы экспорта товаров, и оно, как ожидается, перейдет к политике тотального и жесткого импортозамещения за счет развития национальной производственной базы. Кроме того, в контексте провозглашенной Минском борьбы с российским энергоимпериализмом и монополизмом существует опасность ввергнуть национальную экономику, вынужденную вступить в переходный период адаптации к новым условиям обеспечения энергоресурсами, включая альтернативные, в кризис.




Саакашвили брат и друг Лукашенко?

Владислав Лосев

17 сентября Минск посетил и был принят на высшем уровне министр внутренних дел Грузии Иване Мерабишвили. Встреча с белорусским президентом высокопоставленного чиновника из одной из постсоветских стран является делом вполне обычным. Именно так и пытался представить эту встречу  сам Александр Лукашенко, заявив после визита Мерабишвили, что в планы Белоруссии не входит дружба с Грузией против России.

Вся эта история не вызывала бы каких-либо вопросов, если бы не личность визитера и не некоторые обстоятельства грузинско-российских отношений. Подчеркнем специально и тот факт, что Мерабишвили выступал в качестве личного представителя и доверенного лица президента Грузии Михаила Саакашвили.

Следовательно, на его встрече с белорусским президентом речь шла, по видимому, не только об увеличении поставок в Белоруссию грузинской винной продукции (относится ли она к категории вина, судить не берусь, но вот российские компетентные службы точно не относят)  и минеральной воды «Боржоми». Хотя Александр Лукашенко и высказал намерение довести товарооборот между двумя странами с двадцати пяти до ста миллионов долларов. Кроме того, белорусский президент заявил, что «решительно настроен на добрые отношения с Грузией» и хочет «сделать их более высокими, чем во времена Советского Союза».

Какой смысл Лукашенко вложил в эти слова понять затруднительно, так как, как в советское  время Белоруссия и Грузия были составными частями одного государства, а нынешние белорусские власти, судя по всему, как огня, бояться реальной интеграции с Российской Федерацией. Не говоря уже об официальном  Тбилиси, который вообще как с цепи сорвался в своем антироссийском угаре.

Грузия в настоящее время является не только самым недружественным, а точнее, враждебным России государством на постсоветском пространстве, но и полтора десятилетия фактически находится в состоянии войны с Абхазией и Южной Осетией, большинство жителей которых являются гражданами Российской Федерации.

Таким образом, укрепляя экономику Грузии, белорусская власть объективно будет способствовать развязыванию новой крупной войны против российских граждан, проживающих в так называемых «непризнанных» государствах Кавказа. Причем нынешняя попытка  грузинских властей  спровоцировать на Кавказе не только  диверсионно-террористическую, но и полновесную  войну связана с шантажом России. Ей хотят навязать условия –  безопасность Олимпиады в Сочи  в обмен на сдачу Абхазии и Южной Осетии.

И если ты (имеется в виду белорусской руководство) называешь себя союзником России (Договор о создании Союзного государства никто не отменял), то хотя бы по этому крайне неэтично и двусмысленно называть Михаила Саакашвили своим другом  и получать от него «большие приветы» посредством главы грузинского диверсионно-террористического ведомства  Вано Мерабишвили.

Но что примечательно. Еще в 2005 году Саакашвили открыто заявлял, что «в Белоруссии режим Александра Лукашенко правит с помощью страха. А в 2006 году грузинские «демократы» из движения «Кмара» натаскивали белорусских оппозиционеров на «цветную» революцию и свержение «диктатора». Затем грузинские спецслужбы пытались направить в Белоруссию диверсантов, которые должны были (по заявлению белорусского КГБ) организовать взрывы в ходе президентской предвыборной кампании. И вдруг – на тебе. Саакашвили  – «брат и друг» Лукашенко.

Похоже, что за прошедшие после последних президентских выборов полтора года  произошла сильнейшая идеологическая трансформация (фактически перерождение) белорусской власти, которая на практике отказалась от строительства Союзного государства и последовательно втягивается  в антироссийские игрища на постсоветском пространстве.

И дело здесь, конечно, не только в ценах на газ. Тем более, что российская сторона, в том числе в лице посла России в Белоруссии Александра Сурикова, неоднократно заявляла, что в случае создания общего государства стоимость энергоносителей для белорусских и российских потребителей будет общая – внутрисоюзная. 

Поэтому причину внезапной «дружбы» Лукашенко с Саакашвили нужно искать не только в общем желании всех «осколочных» постсоветских государств получать от России побольше, а платить, соответственно, поменьше. Дело в том, что А.Г. Лукашенко нужны внешние гаранты устойчивости созданной в Белоруссии политической системы.

До последнего времени, да и сейчас в некоторой степени, эту роль играла Российская Федерация. С российской стороны это делалось в расчете, что белорусские власти будут выполнять взятые на себя интеграционные обязательства, хотя бы те, что прописаны в Договоре о создании Союзного государства. Но этого не произошло.  Названный  договор остался на бумаге. Зримые очертания Союзного государства так и не были созданы.

В итоге российская сторона просто перестала всерьез воспринимать интеграционные заверения белорусской власти и дала недвусмысленно понять, что отныне экономические льготы и послабления со стороны Российской Федерации возможны только в случае наличия реальных шагов Минска в направлении воссоединения.

Эта позиция российского руководства стала своеобразным моментом истины для публичного выявления подлинных намерений действующей белорусской власти в отношении России. И они проявились во всем своем неприглядном виде: со скандалами, криками  и бранью.

Стало, окончательно очевидно, что белорусская «горка» не желает реального объединения. Самое большое, на что она оказалась способна – это односторонний необременительный Союз, когда РБ потребляет как субъект РФ, а отдает как «независимое и суверенное государство, член ООН».

Осознавая, что с российской стороны «понимания» больше не дождешься,  белорусские власти решили «поиграть» с Евросоюзом, предложив последнему совместно позаботиться об энергетической безопасности Европы и выступать в этом вопросе единым  фронтом в отношении «империалистических» притязаний «Газпрома». При этом белорусские власти предлагали себя Брюсселю в качестве «антигазпромовского»  ландскнехта, но не за «красивые глазки», а за «интенсивное развитие торгово-экономических отношений».

В раскладе официального Минска  Евросоюзу отводилось примерно та же роль, что до сих пор Российской Федерации. «Умные головы» из МИДа и администрации президента РБ  полагали, что незначительные антироссийские услуги, которые могут предложить Евросоюзу белорусские власти, способны вызвать финансовый дождь со стороны Запада.

Как сообщил пресс-секретарь МИДа Белоруссии Андрей Попов, «Беларусь неоднократно заявляла и на практике демонстрирует свою приверженность налаживанию конструктивного взаимодействия с Европейским союзом в различных областях».

Однако шансы белорусских властей, провозгласивших идею «построения единой большой Европы», в этом вопросе невелики, так как у них на европейском направлении имеются серьезные конкуренты в лице оппозиции.

Ее лидеры, которые, по сути, приватизировали политические отношения с ЕС, не на шутку обеспокоились европейскими пассажами белорусского официоза (а вдруг Брюссель клюнет на приманки Минска) и приложили максимум усилий, чтобы раскрыть еврочиновникам  глаза на «истинные намерения режима». Так, бывший заместитель министра иностранных дел РБ, а ныне видный  функционер оппозиции Андрей Санников неоднократно заявлял о том, что власть никогда не будет демократизироваться по лекалам ЕС.

«Эти люди, которые проводят эту линию, они будут ее  и далее  проводить – тупо говорить о том, что мы хотим с вами дружить, но ничего у себя менять не будем. А на самом-то деле сейчас все больше предложений от Белоруссии поступает в Евросоюз. Количество и качество таких предложений свидетельствует о том, что есть большая потребность в налаживании торгово-экономических отношений с Европой».

Впрочем, реакция ЕС на предложения белорусской власти была вполне предсказуема и лишний раз показала, что Евросоюз не благотворительная организация и экономическое содействие с его стороны возможно только при безоговорочном выполнении выгодных ему политических условий.

Еврокомиссар по внешним связям Бенита Ферреро-Вальднер в начале сентября заявила по этому поводу, что улучшение отношений Брюсселя и Минска возможно только при наличии «убедительных шагов со стороны Белоруссии на пути демократии и соблюдения прав человека» и в ультимативной форме предложила Минску выполнить двенадцать пресловутых политических условий (освобождение политзаключенных, независимое  расследование исчезновения оппозиционеров, передача госСМИ под контроль оппозиции, проведение выборов по стандартам ОБСЕ и т.д.), реализация которых – прямой путь к капитуляции Лукашенко и его отстранению от власти. Фактически от Александра Лукашенко требуют, чтобы он признал, что его власть незаконна и преступна. В общем, с Евросоюзом у Минска, похоже, не заладилось.

Вот поэтому, очевидно, и всплыла фигура Саакашвили, который, по мнению некоторых умников из белорусской властной верхушки, мог бы выступать глашатаем ее интересов перед лицом Вашингтона. Причем,  точками соприкосновения между Тбилиси и Минском могло бы стать совместное противостояние возрождающемуся «московскому империализму».

Но этот трюк также обречен. И не потому, что личность Саакашвили откровенно фашиствующая. Это-то как раз некоторые политические силы в США полностью устраивает. Дело в самом Лукашенко, которому Запад никогда не простит его союзных начинаний (пусть и по каким-то личным соображениям) с Российской Федерацией, а заодно и поддержки Милошевича и Хусейна.

В свое время А.Г. Лукашенко был включен в первую мировую пятерку «врагов демократии» и его из этого списка никто не исключал.

И оппозиция, и ее кураторы  на Западе очень хотят увидеть Лукашенко под судом Гаагского трибунала. За что его хотят туда упечь? Как говорится, «был бы человек, а статья найдется». И почему об этом вдруг забыли белорусские власть имущие, совершенно не понятно.

Остается надеяться, что все эти бессмысленные метания белорусской власти на антироссийском направлении не более чем затянувшийся каприз обиженного ребенка, который не сумел заполучить вожделенную сладость. В любом случае, 25 сентября на встрече с Геннадием Селезневым, который, надо полагать, приехал просить средства на выборы, Александр Лукашенко заявил, что, несмотря на возникшие трудности, Белоруссия остается приверженной идее строительства Союзного государства. Хотя, подобных заявлений уже было сделано достаточно и ранее.




Прямое сообщение Минск — Тбилиси

 Беларусь сегодня. 18.09.07

Игорь Кольченко

Президент встретился с министром внутренних дел Грузии Иване Мерабишвили

В первые годы после обретения независимости открылись десятки белорусских посольств по всему миру. Столько же диппредставительств появилось в Минске. Сегодня, когда система внешнеполитических приоритетов в целом выстроена, открытие какого–либо нового посольства — это всегда событие, которое хочется отдельно проанализировать.

— У Беларуси и Грузии были разные этапы во взаимоотношениях, — отметил вчера Александр Лукашенко, беседуя с грузинским министром внутренних дел Иване Мерабишвили. — Раньше мы жили в одной стране. После распада Советского Союза у нас всякое было в отношениях с этой бывшей советской республикой. Я очень рад, что сегодня — тем и знаменателен ваш визит — мы имеем возможность подвести черту под периодом хаоса и неразберихи, определения уровня наших взаимоотношений. Мы решительно настроены на добрые отношения с Грузией, на то, чтобы сделать их уровень даже более высоким, чем во времена Советского Союза. У меня сложились очень хорошие отношения с вашим президентом Михаилом Саакашвили. Он мне напрямую высказывался в том же контексте. Так что мы определились. Свидетельством этого является открытие вашего посольства в Минске и скорое открытие нашего посольства в Грузии.

Минск и Тбилиси после распада СССР пошли разными путями. Беларусь активно включилась в интеграцию на постсоветском пространстве. Параллельно, правда, разрабатывая зарубежные рынки. Грузия пересекалась с Беларусью фактически только в СНГ. Не участвовала в ОДКБ с ЕврАзЭС и ориентировалась в первую очередь на США, ЕС и НАТО. Это едва ли не единственное государство Содружества, которое не имеет своего посольства в Минске. Тбилиси — едва ли не единственная столица СНГ, где нет нашего посла. Но положение меняется.

Грузинский министр внутренних дел приехал по приглашению белорусского МВД. Но его визит следует рассматривать в широком контексте отношений двух стран, а не только министерств. В активизации сотрудничества заинтересованы и Беларусь, и Грузия. Александр Лукашенко считает вполне реальным в ближайшее время довести взаимный товарооборот до 100 миллионов долларов. Это значит, что нынешний показатель надо увеличить в четыре раза. Для этого есть все основания. Грузинские власти сегодня заняты возрождением сельского хозяйства. По словам Иване Мерабишвили, 90 процентов сельскохозяйственной техники закупается в Беларуси: «Грузинские крестьяне довольны качеством и сервисом». Еще одно знаковое событие — это налаживание постоянного авиасообщения между Минском и Тбилиси.




Белорусское государство может заключить конкордат со Святым Престолом

Интерфакс-Минск. 18.09.07

Об обсуждении проекта такого соглашения сообщил уполномоченный по делам религий и национальностей совета министров Белоруссии Леонид Гуляко.

"Такой вопрос в последнее время неоднократно поднимался на уровне аппарата уполномоченного по делам религий и национальностей, и в скором времени он будет обсужден в совете министров", - сказал Л.Гуляко после заседания коллегии аппарата уполномоченного по делам религий и национальностей.

В аппарате уполномоченного отказались от дальнейших комментариев по этому вопросу, сославшись на неосведомленность, но сообщили, что вскоре вице-премьер правительства Белоруссии Александр Косинец будет встречаться с руководителями основных конфессий, и на встрече, "возможно, и будет озвучено то, о чем говорил Леонид Гуляко".

Ранее А.Косинец в интервью "Интерфаксу" заявлял, что между государством и Католической церковью в Белоруссии достигнут "высокий уровень взаимопонимания", и достигнутые "позитивные договоренности по всем направлениям" дают возможность "снять любые проблемы, которые существовали".

А.Косинец также отметил, что Католическая церковь в Белоруссии имеет "очень мощную материально-техническую базу", развитию которой способствует и государство. По его словам, между правительством страны и Католической церковью "достигнута договоренность ежеквартально подводить итоги взаимодействия".

Секретарь посольства Ватикана в Белоруссии ксёндз-прелат Ежы Цудны подтвердил "Интерфаксу", что в настоящее время посольство обсуждает с белорусскими властями "вопрос о возможности диалога по обсуждению вопросов, касающихся соглашения", однако подчеркнул, что вопрос о конкордате "может решаться только на уровне Ватикана".

Отец Е.Цудны положительно оценил стремление властей Белоруссии "к диалогу с Римско-католической церковью, чтобы снять проблемные вопросы". Однако, по его мнению, "пока рано говорить по этой теме что-то конкретное. Нельзя конкретно говорить о доме, если он еще не построен".

Глава комиссии по правам человека, национальным отношениям и СМИ палаты представителей Национального собрания Белоруссии Юрий Кулаковский заявил "Интерфаксу", что возможный конкордат с Ватиканом даст Католической церкви в стране "новые перспективы для развития, дополнительные преимущества".

"Я думаю, что Ватикан будет заинтересован в том, чтобы заключить соглашение с белорусским государством", - отметил Ю.Кулаковский, напомнив, что католики в Белоруссии являются второй по численности и значимости конфессией.

За последние 12 лет количество приходов Римско-католической церкви в Белоруссии увеличилось в четыре раза. Сегодня в республике насчитывается 432 прихода, объединенных в четыре епархии. По данным опросов, к католикам себя относят около 17% от числа верующего населения республики.




Долги Беларуси приближаются к 10 миллиардам долларов

Белорусский партизан. 27.09.07

Беларусь не располагает резервными активами, достаточными для устойчивого развития экономики и стабильности национальной валюты. Общая величина внешнего долга страны увеличилась за полугодие на 2,5 млрд долларов, или почти на 38%, и на 1 июля достигла 9,3 миллиарда долларов США. То есть наблюдается галопирующий рост внешней задолженности. Об этом в интервью газете «Народная воля» заявил экс-председатель Национального банка Республики Беларусь, участник переговорной группы оргкомитета Европейского Марша Станислав Богданкевич.

На начало 2007 года золотовалютные резервы достигли (в определении Международного валютного фонда) 1,4 млрд долларов США, из них монетарное золото - 314 млн (25,2 т) и валюта - 1067 млн. долларов. Государственные валютные активы Национальный банк Беларуси накапливает преимущественно в долларах США, евро и с 1 сентября 2006 года - в российских рублях. Резервы инвестируются в высоколиквидные денежные инструменты (казначейские векселя, облигации, акции, депозиты) на мировом финансовом рынке, главным образом в США и странах ЕС. В настоящее время примерно 63% всех валютных резервов, размещенных в иностранных банках, составляют доллары США, 25% - евро, 12% - другие валюты.

«В последние годы в развитии экономики Беларуси, несмотря на миллиардные российские субсидии в форме льготных цен на энергоносители и исключительно благоприятную внешнюю конъюнктуру на рынке нефтепродуктов, удобрений и металлов, наблюдаются крупные диспропорции. За 2006 год дефицит торгового баланса по товарам составил огромную величину в 2,4 млрд долларов США. Благодаря положительному сальдо по услугам (812 млн), а также трансферту (182 млн) общий дефицит текущего счета был снижен до 1,5 млрд долларов, что, однако, составляет рекордную величину дефицита за все годы независимого существования Беларуси. В условиях углубляющегося кризиса во внешней торговле правительство страны пытается решить проблему финансового дефицита не столько путем наращивания экспорта и сокращения импорта, привлечения прямых инвестиций, сколько посредством кредитов и займов, которые необходимо будет возвращать. Дефицит финансов в 2006 году был перекрыт за счет внешних кредитов и займов в сумме 1,7 млрд долларов, а также - в объеме 332 млн долларов (что крайне мало) - прямыми и портфельными внешними инвестициями в экономику. В итоге, совокупный внешний долг страны увеличился за год на 34,2%, составив на начало 2007 года сумму в 6,7 млрд долларов США. Благодаря этому размер валютных резервов уменьшился за год лишь на 38,4 млн долларов, то есть понизился с 1105,6 до 1067,2 долларов США», - отметил Богданкевич.

По словам эксперта, за первое полугодие этого года импорт товаров превысил размер экспорта более чем на 1,5 млрд долларов. С учетом услуг и других факторов общий дефицит текущего счета составил за полугодие 1 миллиард долларов. В то же время коммерческими банками страны в этом полугодии было привлечено от иностранных структур ресурсов на 1,2 миллиарда долларов, в том числе долгосрочных (на срок свыше одного года) - лишь 179 миллионов. Общая величина внешнего долга страны увеличилась за полугодие на 2,5 млрд долларов, или почти на 38%, и на 1 июля с.г. достигла 9,3 миллиарда долларов США. То есть наблюдается галопирующий рост внешней задолженности.

Благодаря поступлению валютных средств от продажи части акций ОАО "Белтрансгаз" (625 миллионов), а также дальнейшим внешним заимствованиям (Национальным банком куплено иностранной валюты в размере 458 млн долларов США) увеличение резервов обеспечено. По состоянию на 1 сентября их размер достиг 1,8 млрд долларов США. Но поскольку объем импорта сегодня в среднем превышает 2 млрд долларов США, а платежи по краткосрочным и долгосрочным обязательствам государства и корпораций страны составляют из расчета за год порядка 7 млрд, валютные резервы, не достигшие даже месячного уровня импорта, являются крайне недостаточными. Минимальный размер резервов, обеспечивающих желательную безопасность белорусской финансовой системы, составляет где-то 13 млрд долларов. Если учесть прогнозируемый рост импорта и внешнего долга страны, а также происходящее обесценивание доллара на мировом финансовом рынке, объем резервов к 2011 году следовало бы довести до 20 миллиардов.

«Вместе с тем наращивание резервов за счет внешних кредитов и займов в условиях продолжения дефицита торгового баланса имеет свои пределы. Прежде всего экономические - в связи с ростом суммы процентов за кредиты и, кроме того, неизбежного увеличения размеров платежей по возврату кредитов, которые со временем могут превысить объемы внешнего заимствования. Тем более что основной объем внешних кредитов (до 80%) коммерческие банки и субъекты хозяйствования получают на краткосрочной основе», - сообщил Станислав Богданкевич.

Исходя из допущения, что цены на энергоносители продолжат расти, а необходимые структурные реформы не будут производиться, дефицит по текущему счету достигнет уровня в 7-8% ВВП. В связи с этим, по расчетам экспертов Международного валютного фонда, внешний долг Беларуси к 2009 года может достичь 37,1% ВВП, а к 2011 году - 50% ВВП.

По мнению Богданкевича, выход из существующей кризисной ситуации следует искать в повышении эффективности экономики, снижении энерго- и материалоемкости, улучшении конкурентоспособности. Этого невозможно достичь без коренного реформирования экономических отношений, существенного изменения товарной структуры экспорта и импорта. Экономическая политика должна в большей степени быть направлена на повышение уровня своей самодостаточности. Доля импорта в ВВП страны в последние годы составляет почти 70%, что нельзя считать приемлемым. В то же время доля импорта потребительских товаров в составе всего импорта составляет всего порядка 15-17%. Наша экспортируемая продукция имеет высокую долю импортируемого сырья, что создает предпосылки для перманентной неустойчивости экономики, зависимости от внешних сил. Однако сокращение объемов импорта незамедлительно приведет к падению темпов роста ВВП и размеров экспорта. Это прежде всего относится к нефтеперерабатывающей отрасли, где наблюдается высокая степень зависимости экспорта от объемов импорта. То же относится и ко всей экономике, использующей в качестве главного источника энергии дорожающий российский газ.

«Задача снижения энергоемкости особенно актуальна в свете предстоящего удорожания газа со 100 до 250-300 долларов в период до 2011 года. Поэтому иного выхода из углубляющегося экономического кризиса, кроме рыночного реформирования экономики, технологического и технического перевооружения, модернизации нынешней структуры производства в направлении большего его соответствия национальным ресурсам, роста производительности, требующих отказа от затратной, административно-мобилизационной лукашенковской модели хозяйствования, на наш взгляд, не существует. В свете вышеизложенных данных, основанных на официальных материалах, размещенных на правительственных сайтах, заявления Александра Лукашенко типа "Наша финансовая система "нестабильна" только для доморощенных экономистов-оппозиционеров" дискредитируют в глазах общественности лишь автора таких заявлений и, разумеется, в целом действующую власть», - отметил Богданкевич.




Российский Минфин готовится к выдаче кредита Беларуси

Белорусские новости. 17.09.07

Елена Новожилова

Министерство финансов России планирует в сентябре-октябре подготовить и внести в правительство поправки в бюджет текущего года, предусматривающие выделение кредита Беларуси, сообщил агентству «Интерфакс-АФИ» источник в Минфине.

«Минфин готовит проект соглашения по выдаче кредита и соответствующие поправки в бюджет», — сказал он, уточнив, что «это не будут отдельные поправки по кредиту — они войдут в блок изменений в бюджет, которые традиционно Минфин вносит осенью».

Также было отмечено, что запрашиваемая Минском сумма осталась прежней — 1,5 млрд. долларов. Что касается ее порционности, то источник не стал комментировать, будет ли кредит предоставлен «в розницу» — несколькими траншами или «оптом».

Беларусь с начала нынешнего года ведет с Россией переговоры о выделении межгосударственного стабилизационного кредита в 1,5 млрд. долларов в связи с повышением цен на импортируемые энергоносители. Однако сторонам не удается договориться по условиям выдачи заимствования. Причем у каждой — своя версия кредитной истории.

Так, отвечая 2 августа на вопросы журналистов во время посещения редакции газеты «Советская Белоруссия», Александр Лукашенко рассказал следующее: «Когда мы подписывали то соглашение по газу, которое для нас было не выгодно, я предупредил, что мы не сможем более чем от половины заплатить, поскольку Беларуси пришлось бы опуститься на низкий уровень в экономике». Российская сторона, по словам президента, сказала, что могла бы предоставить стабилизационный кредит на 1,5-2 млрд. долларов на 15 лет с погашением через 5 лет. «Вот отсюда и взялась эта сумма — 1,5-2 миллиарда, — пояснил он. — Сегодня август, и правительство ведет переговоры с российским правительством и другими, чтобы мы могли получить этот кредит».

При этом Лукашенко подчеркнул, что «тот кредит, который предлагает нам сегодня Россия под 8,5% — это не межгосударственный кредит, это коммерческий кредит. Мы такой кредит можем взять в любой стране». «…Нас готовы выручить другие государства, тот же Чавес и коммерческие зарубежные банки», — демонстрировал оптимизм глава государства.

Однако, на самом деле, получить такой кредит даже в дружественной стране Беларуси будет совсем не просто. Вот что, к примеру, оценивая возможность выделения Беларуси кредита в 1,5 млрд. долларов под 8,5% сказал председатель совета директоров одного из крупнейших банков в СНГ казахстанского «Банк ТуранАлем» Мухтар Аблязов: «Это невозможно. Мы являемся коммерческим банком, который финансирует на рыночных условиях частный сектор. Нам нет смысла финансировать на условиях 8,5% годовых. Я думаю, с нашей стороны такие займы просто нереальны». И это Казахстан, которым, судя по туго набитому контрактами и договоренностями портфелю вернувшегося из Астаны премьер-министра Сидорского, Минск едва ли не пытается заменить Россию.

«Я сегодня утром поручил премьеру найти Фрадкова и спросить, даст нам Россия кредит или нет. Если он не сможет ответить, то положить трубку и не разговаривать, — продолжал историю белорусский лидер в «Советской Белоруссии». — Мы с Россией рассчитаемся, и это не середина 90-х, когда на полках в магазинах ничего не было, и мы переживем».

В то же время, по данным советника посольства РФ в Минске Александра Фролова, Министерство финансов Беларуси еще в начале 2007 года отказалось от российского стабилизационного кредита. По его словам, «Минфин Беларуси еще в начале года отказался, а потом заявил, что для расчетов за газ Беларуси необходимо 1,5 млрд. долларов».

В конце июля Сергей Сидорский по итогам переговоров в Москве с уже экс-председателем правительства России Михаилом Фрадковым заявил, что белорусская сторона рассчитывает на получение кредита в ближайшее время. 7 августа первый заместитель премьер-министра Беларуси Владимир Семашко сообщил, что переговоры на эту тему продолжаются. «Должен сказать, что поведение российской стороны было некорректным, — заявил В.Семашко. — Все понимали, что для экономики Беларуси оплатить поставки газа по новой цене будет сложно. Мы говорили о том, что нуждаемся в стабилизационном кредите, и называли конкретные цифры — 1,5 млрд. долларов. Но, к сожалению, получилось так: расчет давайте в соответствии с подписанным контрактом, а что касается стабилизационного кредита, то мы подождем и, может быть, предоставим его в октябре, может, в декабре. Так нам ответила российская сторона на последней встрече руководителей правительств двух стран в Москве. Ничего, подождем, мы не чураемся никаких кредитов».




МВФ рекомендует начать реформы

БелГазета.17.09.07

Ярослав Романчук

После продолжительного согласования с властями Беларуси Международный валютный фонд (МВФ) наконец опубликовал доклад N07/310 по результатам консультаций с правительством по ст. IV. Как и ожидалось, МВФ и Совмин разошлись в оценках ряда экономических реалий. Фонд считает, что обменный курс рубля завышен на 10%. Власти РБ утверждают, что он занижен и «не видят проблем с конкурентоспособностью». Фонд предупреждает об угрозе роста дефицита платежного баланса при текущей курсовой политике. Власти уверяют: привязку рубля к доллару удержат и не допустят роста инфляции.

В приватных беседах руководители главных экономических структур правительства разделяют озабоченность МВФ и независимых экспертов. Долго совмещать фискальную беззаботность с жесткой денежной привязкой не удастся. В этом убедились Россия, Таиланд, Аргентина и десятки других стран. Нет оснований считать, что Беларусь станет исключением. Президенту наверняка докладывают о реальной ситуации. Отсюда и интенсификация разговоров о сбережении и экономии.

В I полугодии Минфин старался экономить бюджетные ресурсы, но от дефицита по итогам года не отказался. Правительство собиралось «жить по средствам», но денег на стимулирование экспорта и импортозамещения не жалело, не только не ограничивая, но и поддерживая иностранные заимствования.

МВФ отмечает, что резкое увеличение внешних заимствований и кредитования реального сектора может поддержать стабильность лишь временно. «Необходима ранняя адаптация путем ужесточения экономической политики в соответствии с потерей реального дохода. Она включает в себя перенос новых энергетических цен на потребителей, отмену фискальных стимулов в условиях адаптационной политики и привязку обменного курса, ликвидацию прямого кредитования... Структурные реформы необходимы для сокращения расходов на рабочую силу».

МВФ отмечает, что в последние годы Беларусь пользовалась чрезвычайно выгодными схемами торговли энергоресурсами с Россией: «Государство перераспределяло выгоды от условий торговли энергетическими товарами по всей экономике, стимулируя внутренний спрос». С 2002г. Беларусь получила от России наибольший объем субсидий из всех стран СНГ; 2007г. стал началом принципиально иного тренда. Повышение цены газа вдвое, частичное упразднение нефтяного оффшора, по мнению МВФ, в 2007г. приведет к потере 5,5% ВВП. Более высокие темпы роста цен экспорта и меры по энергоэффективности могут иметь позитивный эффект в 1,5% ВВП. Фонд прогнозирует, что до 2012г. Беларусь потеряет в совокупности 10-15% ВВП.

В 2006г. и первой половине 2007г. темпы роста ВВП были довольно высокими. Однако удерживать их за счет внешних кредитов и стимулирования потребления опасно. К тому же с 2000г. обменный курс рубля повысился на 55%. Высокий спрос на импорт тоже говорит о снижении уровня доступности ресурсов. Снижение инфляции сопровождалось усилением административного вмешательства в экономику. Не без помощи ценового контроля инфляция в 2006г. составила 6,6%. Однако давление в системе растет, о чем свидетельствует быстрый рост цен производителей (на 14,6% в июле 2007г. к июлю 2006-го). Ухудшение платежного баланса в 2006г. (с профицита 1,6% в 2005г. до дефицита 4,1% ВВП в 2006-м) продолжается в 2007г. - при благоприятных условиях торговли. Без поступлений от приватизации «Белтрансгаза» и внешних заимствований Нацбанк едва ли увеличил бы свои резервы до объема одного месяца импорта (стабильной можно считать ситуацию, когда резервы составляют минимум три месяца импорта).

Ситуация с внешним долгом пока не критическая. В конце 2006г. совокупный долг составил около 19% ВВП, но в этом году он растет очень быстро. Полученный кредитный рейтинг может еще больше ускорить этот процесс. По оценке МВФ, в 2007г. правительство РБ планирует привлечь 7,2% ВВП новых ресурсов, из которых 5,4% ВВП составляют иностранные заимствования. В 2008г. власти рассчитывают еще на 5,1% ВВП новых денег, из них 3,6% ВВП - внешние кредиты.

Острые споры вызывает оценка МВФ курса рубля. Фонд считает, что рубль переоценен примерно на 10%. С 2000г. реальный обменный курс белорусского рубля к российскому упал на 33%, а курс национальной валюты к доллару вырос на 131%. Учитывая такую тенденцию и прогноз состояния платежного баланса, Нацбанк перешел с формальной привязки к российскому рублю на «грязную» привязку к доллару.

Но власти говорят даже о заниженном курсе, ссылаясь на расчеты по паритету покупательной способности. МВФ сделал свой вывод о завышенном курсе на основании сравнения структурного и базового состояния текущего счета. Если регрессии и предположения экспертов Фонда истинны, то белорусскому рублю нужна девальвация. Правительство с опаской относится к такой рекомендации, учитывая растущую нервозность вкладчиков и ликвидность основных госбанков. Нацбанк предпринимает усилия, чтобы не допустить роста инфляции свыше 10%. Рублевая денежная масса (М2) за январь-июнь увеличилась всего на 5%. Для сравнения: за аналогичный период 2006г. рост составлял 18,6%. Поскольку Нацбанк едва ли в состоянии гармонизировать жесткую монетарную политику с фискальной, он самостоятельно не сможет остановить рост напряжения в финансовой системе.

Фискальную политику белорусских властей в 2006г. и первой половине 2007г. МВФ назвал противоречивой. С одной стороны, власти сократили налог с продаж с 3,9% до 3%, упразднили чернобыльский налог и отчисления в фонд занятости. В первой половине 2007г. Минфин тратил заметно меньше денег, чем собирал. Вместо дефицита бюджета в 1,5% отмечен профицит - 1,9% ВВП. Однако целевое кредитование предприятий через госбанки продолжается. Его объем увеличился с 4,25% ВВП в 2005г. до 5,5% ВВП в 2006г. Депозиты правительства помогали «нарисовать» нужную картинку по ликвидности госбанков.

Состояние госфинансов продолжает подрывать приказной рост реальных доходов населения. За первые пять месяцев 2007г. они увеличились на 17,2% по сравнению с аналогичным периодом 2006г. Для сравнения: в 2006г. реальные доходы увеличились на 17,3%. Резкое увеличение объемов кредитования (более 50% в реальном выражении на конец апреля 2007г.) частично финансируется за счет привлечения банками иностранных займов и рублевых депозитов. В 2006г. их объем вырос более чем на 40%. Однако депозиты населения явно не поспевают за ростом кредитов. Несмотря на хорошее состояние формальных финансовых индикаторов, Фонд отмечает значительную слабость финансовой системы. Чистые активы банков составляют 20% ВВП; 80% из них контролируется четырьмя госбанками. Причем ресурсы в большинстве своем краткосрочные, не выгодные для реализации крупных инвестпроектов. Без депозитов правительства ликвидность ведущих банков была бы еще хуже.

Ситуацию усугубляет ценовая политика в области энергетики. Цены на газ для предприятий выросли на 89%, а для населения - только на 20%. Тарифы на электричество и тепловую энергию увеличились для всех на 40%. Эти тарифы компенсируют лишь 60% шока от изменения условий торговли. Оставшуюся сумму надо будет брать либо из бюджета, либо из банков, либо поднимать цены для населения и бизнеса. Поскольку дефицит оборотных средств становится хронической болезнью, легко предположить, что госпредприятия увеличат свои требования к банкам и бюджету в плане получения дотаций и субсидий.

Наши власти и Фонд по-разному оценивают способность экономики увеличивать предложение товаров и услуг. Оценка Совмина гораздо более оптимистична, чем Фонда: Беларуси подойдет «постепенная адаптация при большом внешнем кредитовании». Чиновники настаивают: госинвестиции могут «поднять производительность труда и увеличить энергоэффективность». МВФ скептически относится к этому, считая «государственные инвестиции менее эффективными». Рост производительности в прошлом был вызван циклическими причинами, а не модернизацией. При росте цен на энергоресурсы большая часть производственного капитала устареет. Для сохранения производства потребуется много инвестиций, а привлекать их власти не научились.

МВФ и власти РБ разошлись во взглядах на курсовую политику. Нацбанк настаивает на сохранении обменного курса в качестве номинального якоря. Он исходит из того, что экономика продолжит стремительный рост, что предприятия сохранят конкурентоспособность. Фонд же полагает, что политики властей недостаточно для сохранения якоря обменного курса. Эта политика может усугубить положение с дефицитом платежного баланса, который в текущей ситуации трудно будет финансировать. К возможности правительства обеспечить необходимый уровень предложения товаров и услуг для сохранения привязки МВФ относится скептически: «властям необходимо больше полагаться на политику управления спросом. Она потребует ужесточения монетарной, фискальной политики, равно как и политики доходов».

МВФ и власти Беларуси сходятся в том, что возврата к нерыночным ценам на энергоресурсы не будет. К внешнему шоку адаптироваться сложнее, чем к внешней халяве. Ухудшение условий торговли приведет к потере темпов роста ВВП, инфляции, дефициту текущего счета и бюджета. Устаревшее производственное оборудование и машины, допотопная сетевая инфраструктура не могут обеспечить европейский уровень энергоэффективности. Не факт, что НПЗ, основные источники валюты, сохранят свои производственные позиции.

Кассовый разрыв можно закрывать внешними кредитами год-два, но финансовые пирамиды такой конструкции долгосрочной устойчивостью не обладают. Если белорусские власти будут упорствовать в выполнении планов третьей пятилетки, то при сохранении темпов роста заимствований, дефицита бюджета и роста доходов сохранить привязку курса будет невозможно. На покрытие дефицита текущего счета пойдут все валютные резервы. Потом появится «черный рынок» и может случиться взрывная девальвация, как в России в 1998г.

Чтобы не допустить такого сценария, МВФ предлагает начать системные рыночные реформы. Потребители должны получать энергоресурсы по новым ценам, полностью компенсирующим затраты. Для сбалансирования финансов необходимо сократить темпы роста реальной зарплаты или заморозить их до 2012г. Без структурных реформ, либерализации цен и экономики в целом рассчитывать на успешную адаптацию к новым ценам на газ будет крайне трудно.

По прогнозу МВФ в 2007г. ВВП вырастет на 7,75% ВВП. При сохранении привязки дефицит текущего счета достигнет 8% ВВП, а курс рубля продолжит укрепляться. Эти тенденции сохранятся и в 2008г. В среднесрочной перспективе годовая инфляция ожидается на уровне 8-9%, темпы роста ВВП упадут до 4,5%. Активные заимствования приведут к удвоению отношения долг/ВВП. Очень быстро оно может достигнуть опасного значения 50% ВВП.

В 2007г. МВФ оценивает общую потерю бюджетных доходов в размере 5,3 процентных пункта. Она будет частично компенсирована (2,4 п.п.) поступлениями от более высоких налогов на нефтепродукты. Поскольку налоговая нагрузка в Беларуси чрезвычайно высокая, Фонд рекомендует компенсировать оставшиеся 2,9 п.п. потерь за счет сокращения субсидий банкам и предприятиям. К сожалению, политической воли на такие решения в РБ пока нет. Как нет и понимания необходимости ликвидации антиинвестиционного инструмента - «золотой акции».

МВФ в очередной раз призывает начать структурные реформы белорусской плановой экономики - пока дефицит платежного баланса и бюджета не достигли критических величин, пока не потерян российский рынок, пока платежи по долгам не начали душить социальные программы, пока Нацбанк не остался без золотовалютных резервов, а комбанки - без большей части ликвидности.




Не пришей к кредиту рейтинг

БелГазета. 10.09.07

Сергей Жбанов

Белорусское руководство размышляет о том, что делать с присвоенным стране кредитным рейтингом. Уж больно неблагоприятно складываются обстоятельства на внешних рынках заимствований. А тут еще и США и Евросоюз инициировали проверку деятельности ведущих рейтинговых агентств, которые не успели своевременно оценить риски на рынке ипотечных облигаций и предупредить инвесторов о надвигающемся кризисе.

Известно, что глава Минфина обещал в 2008г. выйти с белорусскими гособлигациями на российский рынок. Но сроки дебютного использования кредитного рейтинга страны могут быть опять перенесены. На прошлой неделе некий источник в финансовых кругах сообщил «Интерфаксу» о том, что размещение белорусских госбумаг на внешнем рынке «тормозится» не Минфином, а «на более высоком уровне».

Белорусское руководство пребывает в постоянных сомнениях. В течение четырех лет оно размышляло о том, имеет ли смысл получать суверенный кредитный рейтинг, если его уровень не позволит снизить процентную ставку по внешним заимствованиям. Конец этим тревожным размышлениям не смог положить даже присвоенный рейтинг.

Эксперты уверяют, что процентная ставка заимствований на российском рынке будет заметно ниже, «чем ставка рефинансирования в Беларуси». Но мудрое руководство страны не доверяет стихии рынка и биржевым аукционам в частности. То ли дело было раньше: взял деньги у российского правительства под ничтожный процент (3-5%) и отдавай по мере возможности. И никаких рыночных сюрпризов. Однако решение принимать придется. И как можно быстрее, чтобы не повторилась грустная история с рейтингом.

Президент долго думал о нем, не обращая внимания на сигналы, подаваемые «доморощенными экономистами». Так долго, что на мировых финансовых рынках стоимость денег за четыре года достигла пика. И теперь, кому ни предложи полученный суверенный рейтинг, никто на него не хочет любоваться и отдавать деньги дешево. К тому же мнения экспертов разделились. Анонимный специалист рассказал «Интерфаксу», что «сейчас наступил благоприятный момент для выхода с белорусскими госбумагами на российский рынок, поскольку многие российские инвесторы изъяли свои средства с международного рынка в связи с кризисом на ипотечном рынке в США».

Однако, по мнению большинства международных экспертов, подкрепляемому данными статистики, происходит отток спекулятивных финансовых ресурсов с российского финансового рынка. При этом называется цифра в $7,5 млрд. инвестиций, вернувшихся на Запад за последний месяц. Это типичная реакция инвесторов, предпочитающих во время надвигающегося кризиса уводить деньги с рискованных рынков (к которым относятся все финансовые рынки развивающихся стран) и вкладывать их в наименее рискованные инструменты - в резервные валюты и ценные бумаги казначейства США, цена на которые растет, а доходность падает.

Момент действительно не очень благоприятный для выхода развивающейся страны со своими облигациями. Российский рынок даже начал переживать кратковременные периоды дефицита ликвидности, чего с ним не случалось давно. В России подрос курс американского доллара. Что будет дальше, никто не знает. И большинство экспертов твердо убеждено лишь в одном: высокая амплитуда колебаний на финансовых рынках сохранится еще как минимум два месяца. Тем удивительнее слышать истории о том, как высоко заинтересованы иностранные инвесторы в белорусских ценных бумагах. По нашему мнению, дело обстоит несколько иначе. Еще в конце прошлого года было ясно, что лучшее время для получения рейтинга и выхода с белорусскими ценными бумагами на внешний рынок уже упущено.

Теперь мировые финансовые рынки ждут начала цикла по удешевлению денег. Но Беларусь нуждается в долгосрочных внешних кредитах уже сегодня. Поэтому надо немедля выходить на рынок заимствований, привязываясь к плавающей ставке LIBOR, не забывая о том, что любое повышение цены на газ только ухудшит экономическое положение страны вплоть до понижения рейтинга, которым гордится ее руководство (не зная, куда этот рейтинг деть). Следует поторопиться, поскольку в системе международных рейтинговых агентств назревают большие перемены, инициированные президентом США и Еврокомиссией.

Истеблишмент наиболее развитых стран раздражен медлительностью ведущих рейтинговых агентств, не предсказавших ни одного кризиса за последние двадцать лет. Вот и на этот раз агентства S&P и Moody’s, не так давно оценившие успехи Беларуси, только к середине июля отреагировали на ипотечный кризис, понизив (сразу на 5 п.п.) рейтинги по некоторым выпускам ценных бумаг. Назревает проверка финансирования деятельности агентств, и грядут реформы, предполагающие создание не только более быстрого механизма реагирования, но и предсказания ситуаций, возникающих на рынке.

Если оценки агентств станут строже, а реакция на сигналы рынка быстрее, то у белорусского правительства и администрации президента может не хватить времени для того, чтобы получить максимальную экономическую отдачу от присвоенных рейтингов.




Казахстанская нефть в обмен на комбайны в Беларусь не пойдет

БДГ. Wider Europe. 18.09.07

Анна Меркова

У белорусской экономики нынче, как минимум, две беды: энергоносители и отрицательное торговое сальдо. Туго набитый соглашениями портфель премьер-министра Сергея Сидорского, вернувшегося 13 сентября из Астаны, поможет чуть отогнать первую - увеличить размеры экспортной выручки. А вот ни дополнительным, ни, тем более, альтернативным поставщиком энергоносителей для Беларуси Казахстан не становится.

Не в пример Минску ладящая со всеми сторонами света Астана в выборе партнеров исключительно прагматична.

Несмотря на резкий рост импорта из Казахстана в минувшем году (+135,8%, экспорт + 42,3%, товарооборот 334,3 млн. долларов), торговля с ним по-прежнему выгодна Беларуси: положительное сальдо в 187 млн. долларов сегодня для нее нечастый случай. Горизонты, обозначенные в Астане главой белорусского правительства на ближайшую перспективу, - 500 млн. долларов, что, убежден он, «совершенно реально», ведь совместные проекты должны пойти один за другим.

Так, в Казахстане планируется собирать до 5 тыс. белорусских тракторов (в июле «Автоспецмаш-Павлодар» уже осуществил предоплату 70 тракторокомплектов МТЗ на 1 млн. долларов), будут наращиваться поставки белорусской автомобильной техники, создано сборочное производство комбайнов. Известно, что заключен контракт на 5 млн. долларов на поставку «БелАЗов», есть договоренности об участии Беларуси в создании в Казахстане шинного производства, рассматривается возможность участия в строительстве завода по производству фосфорно-азотных удобрений и двух цементных заводов. Построят белорусы в Астане и крупнейший торгово-логистический центр. «Я думаю, он займет достойное место по товарной номенклатуре легкой промышленности, радиоэлектроники: телевизоры, холодильники, мебель. Будет представлена вся товарная номенклатура, которая востребована в Казахстане», - заявил Сидорский.

Однако по товарам, боле всего востребованным Минском – нефти и газу – Астана в лучшем случае готова подстраховать при форс-мажоре. По завершении переговоров глав правительств казахстанский премьер Карим Масимов лишь в очередной раз подтвердил заинтересованность страны в транзите нефти по белорусской территории и в частичной ее переработке на белорусских НПЗ.

Ни о каком прорыве речи нет: возможность поставок казахстанского сырья и его переработки здесь, а также транспортировки на экспорт через Россию обсуждаются не первый год. В мае 2005 года было заключено двустороннее соглашение о развитии поставок энергоресурсов. С тех пор Астана регулярно «выражает свою заинтересованность», подчеркивая при этом необходимость соответствующей договоренности белорусских предприятий со странами-транзитерами — Россией и Украиной, а также указывая вечно ищущим преференций белорусам на безоговорочную силу рынка в формировании цен на ресурсы.

Совокупные запасы нефти Казахстана оцениваются специалистами в 26 млрд. тонн - 12-е место в мире. Все основные трубопроводы, идущие из страны, проходят сегодня по российской территории. Схема железнодорожной транспортировки нефти в Беларусь через Россию, или сухопутно-морская до Черного моря, а затем через Украину резко увеличивает долю транспортной составляющей в стоимости сырья. А ослабить энергетические рычаги российского влияния за счет казахстанских энергоресурсов Минску очень бы хотелось, ведь, по словам Александра Лукашенко, Казахстан «никогда Беларусь не критиковал, не вмешивался в ее внутренние дела, не советовал, как жить и работать белорусскому народу… Беларусь и Казахстан всегда были в первых рядах всех интеграционных процессов, которые проходили на просторах СНГ, и Минск, и Астана всегда понимали друг друга. Я считаю, что мы вполне можем договариваться не только по политическим вопросам с Казахстаном, но и в сфере поставок энергоносителей».

Европейский союз, также заинтересованный в импорте казахстанских углеводородов, рассчитывает на реализацию Транскаспийского газопровода, идея которого была выдвинута еще в 1996 году Соединенными Штатами в противовес российскому проекту «Голубой поток». Речь идет о строительстве в обход российской территории по дну Каспия газопровода пропускной способностью 30 млрд. кубометров в год. «Мы поддерживаем создание четвертого коридора для транспортировки газа в страны Евросоюза, поскольку нам это даст дополнительные объемы газа, а для Казахстана станет одним из путей диверсификации своих экспортных маршрутов», - аргументирует свою позицию Европейская комиссии по вопросам энергетики.

Первоначально завершить строительство Транскаспийской газовой магистрали планировалось в 2002 году. Однако, несмотря на подписание многочисленных межправительственных соглашений и создание консорциума по строительству и эксплуатации трубопровода (в него вошли американские компании General Electric и Bechtel National, а также англо-голландская Shell), проект пока остается на бумаге.

Экономисты просчитывают: пройдя через такое количество стран (с Германией - восемь), из-за транзитных тарифов казахстанский газ будет иметь неконкурентоспособную цену в пункте сдачи. ЕС, тем не менее, по-прежнему готов оказать всякую помощь в его реализации.

Кроме того, Астана указывает на технические и юридические сложности. «Вопрос строительства транскаспийского газопровода на Эрзурум очень сложный, потому что Каспийское море не принадлежит только Казахстану. Пять стран расположены вокруг этого моря, и, конечно, это интересы пяти стран», - отмечал в мае вице-министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Болат Акчулаков на VII заседании комитета парламентского сотрудничества «Республика Казахстан - Европейский союз», не отрицая, что «вопросы транспортировки газа через Каспийское море рассматриваются нами, естественно, очень серьезно». Не исключаются, например, поставки сжиженного газа танкерами. По мнению Акчулакова, «это наиболее безопасный метод транспортировки газа взамен строительства подводного газопровода».

Проведший же переговоры с Сидорским казахстанский премьер Масимов в недавнем интервью «Эхо Москвы» заявил, что Казахстан пока не планирует принимать участие в строительстве Транскаспийского газопровода: «В соответствии с той декларацией, которая подписана главами трех государств - Туркмении, Казахстана и России - речь сейчас идет о строительстве Прикаспийского газопровода, причем Казахстан является транзитной стороной в данном отношении».

«Здесь сугубо прагматический подход, — пояснил он, — там, где будет выгодно и куда будет выгодно для народа Казахстана, туда и будет экспортироваться газ. Сейчас все договоренности с Россией дошли до такого уровня, что нам выгодно двигаться в данном направлении».

Президенты России, Казахстана и Туркменистана, напомним, договорились о совместном строительстве газопровода протяженностью 1000 км, из которых более 400 км придется на территорию Туркменистана, и более 500 км - на Казахстан.

Трубопровод по этому маршруту уже существует, но из-за того, что он не эксплуатировался в течение 30 лет, его технические возможности в настоящее время не превышают 4 млрд. кубометров газа в год, тогда как проектная мощность - 10 млрд. кубометров. Те же три страны плюс Узбекистан обязались обновить устаревшие трубы. Таким образом, центрально-азиатский газ из всех «сосудов» будет стекаться на север, в российскую газотранспортную систему.

По оценкам Владимира Путина, восстановление и расширение системы прикаспийского трубопровода позволит к 2012 году увеличить прокачку газа на 12 млрд. кубометров.

Тем временем в одном из последних номеров лондонской The Times приводится неожиданное мнение ведущей консалтинговой компании, занимающаяся энергетикой, в соответствии с которым усилия Еврокомиссии по либерализации рынков энергии в Европе и сокращению зависимости от импорта российского газа увеличат риск сбоев в поставках. Cambridge Energy Research Associates (Cera) предостерегает: кампания либерализации в Евросоюзе может воспрепятствовать развитию следующего поколения трубопроводов, предназначенных для экспорта и распределения газа. Консультанты призывают Еврокомиссию уделять больше внимания такой задаче, как надежность поставок, и выстроить с Россией отношения «взаимозависимости».

Одним из ключевых элементов пакета законодательных инициатив, подготовленного Еврокомиссией по либерализации энергетического рынка, отмечает издание должно стать принудительное выделение газораспределительных сетей в самостоятельные компании, которыми не могут владеть собственники других звеньев газоснабжения. Против такой меры яростно протестуют ведущие европейские энергетические компании Gaz de France и E.ON, а также «Газпром».

В докладе Cera подчеркивается, что активные шаги по либерализации рынка ЕС могут повысить риски, поставить под угрозу жизненно важные инвестиции в российский газ и подтолкнуть Россию к отказу от экспорта в Европу.

Возрождение российской экономики, пишет The Times, означает, что «Газпром» все больше дорожит рынком внутри страны – объемы продаж газа отечественным потребителям уже могут соперничать с экспортом в Европу.

В этой связи сомнению подвергается тезис о том, что европейский рынок газа нуждается в расширенной либерализации. Cera ссылается на то, что рынки газа в США и Великобритании были открыты в период, когда предложение намного превышало спрос, и газодобытчики остро конкурировали между собой.

Нефтегазовое же сотрудничество Минска и Астаны выглядит еще более проблематичным, если принять во внимание желание первого найти не только ресурсы, но и привилегированные условия их получения. Между тем, как заметил руководитель проекта Ассоциации содействия экономическому развитию, глава общественного объединения «Альтернатива ХХІ» Леонид Злотников, Казахстан — страна, наиболее далеко среди государств СНГ продвинувшаяся по пути рыночных реформ, и игры в особые отношения здесь не сработают. По его словам, в Казахстане сегодня почти везде частная собственность и иностранный капитал, продажей энергоресурсов там занимаются не только правительство, но крупные мировые транснациональные корпорации. Они то и определяют отношения и цену, а не Назарбаев. Частники могут продать нефть дороже полякам, прибалтам и другим. За казахстанской нефтью стоят в очереди Украина, Молдова, Румыния, Болгария, … Почему казахи должны продавать дешевле белорусам? Прикаспийская нефть сейчас — интерес всего мира, прежде всего, Китая и Соединенных Штатов, которые готовы платить за нее цену мирового рынка, и какие-то преференциальные условия для Беларуси на этом фоне трудно предположить».

Едва ли, считает эксперт, можно усмотреть в казахстанской топливной альтернативе экономическую выгоду и для самой Беларуси: «Экономическая выгода может быть только тогда, когда после всех путей транзита казахстанская нефть в Беларуси окажется дешевле, чем российская. Вопрос: возможно ли это? Сомневаюсь. Сегодня, несмотря на вывозную пошлину, Россия продает нам нефть по цене, более чем на 100 долларов ниже мировой (каждую тонну). Лучшего быть не может. И за газ с нас берут пока 100 долларов, а не 260, как, например, с Латвии. Сегодня я не представляю что-то более выгодного, чем российские энергоресурсы».

Возможно, Минск предложит Астане свою технику в обмен на нефть? «Мы не можем продавать нашу технику Казахстану дешевле, чем продаем ее России или еще кому-то, - считает экономист. - Ее конкурентоспособность и так невысока, рентабельность наших машиностроительных предприятий в среднем составляет 11-13%, и снижение цены на технику для того, чтобы получать по более низким ценам нефть, абсолютно ничего не изменит в экономике страны».

Кроме того, Леонид Злотников сомневается в том, что казахстанцы будут расхватывать белорусские машины: Если взять грузовики, полагает он, то китайские по качеству уже не хуже наших, но дешевле и ближе к Казахстану. Россия начинает делать автобусы уже лучше, чем белорусские при той же цене. В условиях рынка никто не заставит купить то, что похуже и дороже. Подходы, по которым белорусский президент пытается направить наше правительство, — вчерашний день. Подобные отношения были в начале перестройки, когда Назарбаев приехал в Минск и газеты писали о том, как сидели руководители двух стран и торговались, что вы нам поставите, а что взамен мы вам.

Сергей Сидорский убеждал казахстанских партнеров в том, что Беларусь поставит им не просто технику, не уступающую по качеству немецкой или американской, а еще и специально адаптированную под климатические условия потенциального покупателя. Беларусь, заверил премьер, в последнее время сделала все, чтобы ее сельхозтехника соответствовала мировым стандартам: «В итоге вы получите более качественное зерно и увеличите рентабельность производства».

Обсудили стороны и варианты военно-технического сотрудничества. Вместе с руководителем правительства в Астане побывал белорусский министр обороны Леонид Мальцев, договорившийся со своим казахстанским коллегой о возможности создания совместного предприятия по выпуску радиолокационных станций «Восток», а также о том, что находящиеся на вооружении военно-воздушных сил Казахстана Су-27 будут ремонтироваться на белорусских заводах. Соответствующий контракт на 2 млн. долларов заключен.

Нас связывает Договор о коллективной безопасности, напоминает белорусский экономист Л.Злотников. Но у Беларуси ничтожно малое влияние на национальную безопасность Казахстана, и использовать этот рычаг в энергетическом вопросе, уверен он, тоже вряд ли удастся.

В целом, учитывая степень развития рынка в Казахстане и тот факт, что с Беларусью его ничего, кроме экономической выгоды, не связывает, нельзя рассчитывать на то, что методами 20-летней давности можно что-то решить. Будет у работающих в Казахстане компаний экономическая выгода от работы с Беларусью — будут и отношения. Не будет прибыли — никаких, отношений, тем более особых, не будет. Так что с трудом можно представить, что руководители двух стран смогут по нефти о чем-то договориться.




Виновны в шпионаже в пользу польской разведки

БР. 17 – 24.09.07 

Татьяна Калиновская

Такой вердикт 14 сентября Военная коллегия Верховного суда под председательством судьи Александра Лупиновича вынесла в отношении четверых белорусских военнослужащих. Процесс проходил в закрытом режиме.

Офицеры Владимир Русскин, Виктор Богдан, Павел Петкевич и Сергей Корнилюк признаны виновными в умышленном шпионаже, совершенном в ущерб безопасности и обороноспособности страны, в измене государству — преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 356 Уголовного кодекса Беларуси. П. Петкевич и С. Корнилюк приговорены к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии усиленного режима, В. Богдан — к 9 годам с отбыванием наказания в колонии усиленного режима.

По этой же статье В. Русскин приговорен к 9 годам лишения свободы, но он признан виновным также в организации шпионажа, сборе и передаче сведений иностранной разведке (ч. 4 ст. 16 и ст. 358 УК), за что ему назначено наказание в виде 8 лет лишения свободы. По совокупности преступлений, путем частичного поглощения одного наказанием другим, этот офицер приговорен к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии усиленного режима. Все военнослужащие лишены своих воинских званий.

Приговор обжалованию и опротестованию в конституционном порядке не подлежит. Адвокаты и прокурор от общения с прессой отказались, родственников обвиняемых в зале суда не было.

Как мы писали ранее (см. "БР" № 34/2007), о раскрытии агентурной сети польской военной разведки в Беларуси заявил 15 июля в интервью телеканалу ОНТ заместитель председателя КГБ Виктор Вегера. По его словам, в агентурную сеть входили четверо военнослужащих белорусской армии и офицер Вооруженных сил России.

По данным КГБ, польскую разведку интересовали военно-стратегические объекты Беларуси и России, размещение и количество средств противовоздушной обороны, в частности комплексов С-300. Главой резидентуры, по информации КГБ, был офицер ВВС и войск ПВО Беларуси В. Русскин, задержанный на границе в январе 2007 г. при попытке перевозки секретных материалов. Как сообщает БЕЛТА со ссылкой на КГБ, "секретная документация ВВС и войск ПВО снималась на пленку, затем переводилась в цифровой формат и записывалась на флэш-карту. Для передачи разведданных использовались тайники, а для перемещения их через границу был сделан контейнер внутри автомобильного огнетушителя".

В. Вегера говорил, что подозреваемые не успели нанести ущерба национальной безопасности Беларуси, но приговор суда свидетельствует об обратном — именно в этом и признали виновными бывших военнослужащих.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ