Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №177(01.10.2007)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Возросшая армия – для сохранения военного баланса в регионе

17.09.2007 "Квирис палитра", Тбилиси

Ираклий Аладашвили

Грузинские политические круги взволнованы поступившим в парламент законопроектом, предусматривающим увеличение личного состава вооруженных сил страны с 28 тысяч до 32 тысяч человек.

Парламентское большинство считает, что для предотвращения внутренних и внешних опасностей необходимо наращивать армию. Более того: председатель парламентского комитета по обороне и безопасности Ника Руруа считает, что количественный рост армии может продолжаться и дальше и к концу года общее количество личного состава регулярных воинских частей и прошедших подготовку резервистов достигнет 90 тысяч.

Часть парламентской оппозиции критикует президентскую и правительственную инициативу по увеличению личного состава грузинской армии. Оппозиция считает, что укрепление армии должно происходить не в результате количественного роста, а иными путями. Некоторые даже считают, что рост военного бюджета для нужд растущей армии нужен властям для победы на приближающихся выборах.

Обсуждать политические поединки – не наше дело. Нам главное – показать читателю, как выглядит сегодня военно-политический баланс в южнокавказском регионе, какими вооруженными силами обладают наши соседи и какие опасности, внутренние или внешние, реально угрожают Грузии.

Факт, что Грузия имеет самые малочисленные вооруженные силы в регионе. По численности личного состава они в 1,5 раза меньше армянской армии и в 2,3 раза уступают армии Азербайджана.

Какими бы хорошими, дружескими ни были отношения с соседней страной, необходимо сохранять определенный военный баланс. Никто не знает, кто возглавит ее завтра и какие у нее возникнут к тебе претензии, тем более, когда общие границы до сих еще не установлены окончательно.

Попробуем предоставить читателю ранее не публиковавшиеся эксклюзивные данные о сегодняшнем состоянии вооруженных сил наших соседей – Армении и Азербайджана.

Вооруженные силы Армении насчитывают 43,5 тысячи, Азербайджана – 65 тысяч человек (не считая личного состава азербайджанских ВМС – 2500 человек). У нас протестуют против создания пятой пехотной бригады, а в армянской армии – пять армейских корпусов, не говоря уже об отдельных полках и батальонах. В азербайджанской армии тоже пять корпусов (не считая отдельных подразделений). В дислоцированном в Ванадзоре самом крупном 3-м армейском корпусе Армении служит до 7700 человек, в самом многочисленном 1-м азербайджанском армейском корпусе – 13 тысяч человек, а в штате грузинской пехотной бригады – всего 3200 человек! И это притом, что в грузинской армии бригада – самое крупное соединение.

Даже эти сухие цифры говорят о том, что на сегодняшний день о каком военном паритете не может быть и речи.

Та же, если не худшая картина – и в плане вооружения.

На вооружении азербайджанской армии – 261 танк (в том числе 163 Т-72), что почти в 1,5 раза превосходит танковый парк Грузии. Большое превосходство азербайджанская армия имеет и по артиллерии: в ее распоряжении 343 единицы артиллерийских установок и минометов разного класса и типа калибром свыше 100 миллиметров, в том числе 12 единиц 300-миллиметровых реактивных систем залпового огня «Смерч» с дальностью стрельбы до 70 километров.

Грузинская военная авиация несравнима с азербайджанской: в распоряжении Баку не менее 76 боевых самолетов (в том числе 32 сверхзвуковых истребителя-перехватчика МиГ-25 и 14 истребителей МиГ-29) и 15 боевых вертолетов Ми-24.

Армянская армия с ее 110 танками (включая 102 Т-72) вроде бы в этом плане уступает грузинской, но не будем забывать, что в армии непризнанной Нагорно-Карабахской Республики в 2-3 раза больше вооружения, чем у самой Армении.

Количество вертолетов Ми-24 у Армении и Грузии одинаково (по 8 единиц), но состоящий из 16 единиц парк боевых самолетов Армении (один истребитель-перехватчик МиГ-25 и 15 штурмовиков Су-25) превышает возможности военной авиации Грузии.

Население Азербайджана – 8,4 миллиона человек, и, наверно, неудивительно, что его вооруженные силы превышают по численности армию 4,5-миллионной Грузии, но ведь население Армении – всего 3,2 миллиона?!

Помимо соблюдения военного паритета с армиями соседних стран, вооруженным силам Грузии приходится – и, наверно, придется и впредь – противостоять внутренним и внешним угрозам.

Если исключить возможность откровенной агрессии с севера, со стороны вооруженных сил России, то у нас остаются две зоны замороженных внутренних конфликтов. Это, в свою очередь, порождает не столь уж приятную перспективу необходимости воевать на два фронта.

Сухумские и цхинвальские лидеры уже заключили в пику Тбилиси т. н. договор, предусматривающий взаимопомощь вооруженными подразделениями в случае возобновления военных действий в одном из этих регионов. Представим себе, что вооруженные силы Грузии одновременно втянуты в полномасштабные военные действия с Цхинвали и в Гальском районе. Смогут ли четыре пехотные бригады грузинской армии справиться с этими опасностями? Личному составу необходимы ведь отдых, пополнение свежими силами?

Идея создания пятой пехотной бригады родилась не сегодня. Весной 2005 года тогдашний министр обороны Ираклий Окруашвили в беседе с автором этой статьи сказал, что приступает к формировании пятой бригады.

Возмущение части населения можно понять – они говорят, что в сравнении с военным бюджетом помощь, которую дают социально незащищенным слоям населения, невелика. Такая ситуация вызвана еще и тем, что грузинская армия годами влачила жалкое существование, ее финансирование было мизерным, и сегодня нам приходится преодолевать это отставание, чтобы стать силой, с которой считаются в южнокавказском регионе. Это требует больших расходов – к сожалению, тут уж никуда не денешься. А увеличивать помощь социально незащищенным можно и другими способами. Например, путем существенного сокращения безмерно возросших расходов на чиновничий аппарат.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ