Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №178(15.10.2007)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
УКРАИНА
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

25 сентября. Российский бизнесменРоманАбрамович, по информации Би-Би-Си, в Минске обсудил с президентом РБ Александром Лукашенко перспективы инвестиционной деятельности. Абрамович выразил свою готовность выгодно вложить свои капиталы в Белоруссию.

26 сентября. Состоялась встреча архиепископа митрополита Минско-Могилевского Тадеуша Кондрусевича с уполномоченным по делам религий и национальностей РБ Леонидом Гуляко. На встрече, по словам Гуляко, были подтверждены традиционные подходы к решению наиболее актуальных проблем конфессий в Белоруссии, оценены перспективы дальнейшего взаимодействия с государственными органами, в том числе по приведению в порядок культовых зданий, являющихся памятниками истории и культуры. Также были затронуты вопросы подготовки католических священнослужителей в духовных семинариях Белоруссии.

27 сентября. Постановлением правления Национального банка Беларуси активы в китайских юанях будут включаться в состав международных резервных активов республики в национальном определении (золотовалютные резервы). Такое решение, в частности, объясняется «значительным расширением экономических взаимоотношений Беларуси с КНР».

28 сентября. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет стал почетным доктором Христианской богословской академии в Варшаве. После вручения диплома митрополит Филарет выступил с речью «Единение Церкви в разделяющемся мире».

29 сентября. Завершился визит делегации министерства энергетики РБ в Китай. В ходе визита, в частности, были обсуждены совместные действия сторон по реализации контракта по реконструкции Минской ТЭЦ-2 с участием китайского капитала (40 млн. долларов США). Были рассмотрены также перспективы реализации совместных проектов по другим энергетическим объектам Белоруссии, включая строительство ТЭЦ на угле и гидроэлектростанций.

1 октября. Глава белорусского государства Александр Лукашенко провел кадровые назначения в КГБ. Лукашенко назначил: Виктора Вегеру - первым заместителем председателя КГБ по контрразведывательной деятельности, Николая Смоленского - заместителем председателя КГБ по кадровому обеспечению и организационной работе, Петра Третьяка - заместителем председателя КГБ по обеспечению оперативно-розыскной деятельности, Алексея Захарова - начальником главного управления контрразведки КГБ, Алекандра Толсташова - начальником главного управления защиты конституционного строя и борьбы с терроризмом КГБ,  Виктора Русака - начальником главного управления экономической безопасности, Игоря Воропаева - начальником главного управления  правительственной связи. Лукашенко во время назначения в своей речи подчеркнул, что КГБ Белоруссии должен эффективно противодействовать иностранному вмешательству во внутренние дела республики, обеспечивать безопасность в экономической сфере, повысить оперативность выполнения задач, связанных с противодействием всем угрозам белорусскому государству.

1 октября. Российские, литовские и белорусские таможенники упростили систему пропуска грузов и обмена информацией  о трансграничном движении транспорта с российскими товарами из Москвы в Калининград и обратно по территории этих государств.

1 октября. Президент РБ Александр Лукашенко заявил в Минске, что рассматривает Объединенные Арабские Эмираты как стратегического союзника и партнера Белоруссии в регионе Персидского залива. На встрече с председателем исполнительного аппарата правительства эмирата Абу-Даби Хальдуном Халифой Аль Мубараком Лукашенко подчеркнул, что «мы очень заинтересованы в нашем присутствии в этой части планеты". В Доме правительства стороны подписали протокол о сотрудничестве. При подписании этого документа госсекретарь Совета безопасности РБ Виктор Шейман заявил, что Белоруссия заинтересована в совместной работе по добыче и переработке нефти, а также в сфере высоких технологий и недвижимости.

2 октября. Доработке проекта международной технической помощи "Усиление пограничного и таможенного контроля в Белоруссии, Украине и Молдове" была посвящена рабочая встреча представителей Государственного пограничного комитета, Государственного таможенного комитета РБ и представителей Еврокомиссии в Минске.

2 октября. Председатель правления Национального банка Беларуси Петр Прокопович опроверг появившиеся сообщения о том, что в ближайшее время может быть девальвирован курс белорусского рубля по отношению к основным валютам. Прокопович  отметил,  что  у Белоруссии  достаточно  золотовалютных резервов,  экономической мощи, позволяющих обеспечить стабильность  валюты  вне  зависимости  от  внешних факторов. Перед НББ поставлена задача за 3 года удвоить золотовалютные резервы до 6 млрд. долларов США.

2 октября. На осенней сессии Палаты представителей НС РБ ее председателем был избран Вадим Попов, до этого возглавлявший Постоянную комиссию по международным делам и связям с СНГ.

3 октября. В Вильнюсе на встрече премьер-министра Гедиминаса Киркиласа с его белорусским коллегой Сергеем Сидорским литовская сторона выразила готовность инвестировать в экономику Белоруссии около 1 млрд. долларов. На встрече были обсуждены вопросы торгово-экономического сотрудничества двух стран, обмена опытом по использованию биотоплива. Министр хозяйства Литвы Витас Навицкас заявил о том, что Литва готова рассмотреть проекты по транзиту трубопроводным транспортом через свою территорию нефти для Белоруссии в объеме 5 – 6 млн. т./год, поступившей из-за рубежа через Клайпедский порт.

3 октября. Белоруссия считает необходимым активизировать усилия по реализации Европейско-Азиатской программы по вынужденному перемещению и миграции, - заявил постоянный представитель РБ при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве Сергей Алейник.

3 октября. Руководитель оргкомитета по подготовке т.н. Европейского марша Виктор Ивашкевич заявил, что оппозиция протянула белорусским властям руку помощи. «Если они не согласны, то это уже их проблемы», - подчеркнул Ивашкевич.

3 октября. В Вильнюсе открылась выставка «БеларусьЭКСПО-2007».

3 октября. Александр Лукашенко утвердил решение совета фонда Президента РБ по поддержке культуры и искусства по финансированию расходов фонда в сумме 660,714 млн. белорусских руб.

3 октября. Австрийская компания «Telekom Austria Group» подписала договор о покупке 70% активов белорусского оператора «Мобильная цифровая связь» (торговая марка Velcom, Privet) за 702 млн. евро.

3 октября. Глава делегации Европарламента по связям с Белоруссией польский депутат Богдан Клих заявил, что действия белорусских властей расходятся с их заявлениями о готовности развивать отношения с Евросоюзом. Это выражается, по мнению Клиха, в задержаниях организаторов акции оппозиции «Европейский марш» и давлении на них.

4 октября. Лидер оргкомитета движения «За Свободу» Александр Милинкевич инициировал создание Совета европейской интеграции (СЕИ). Планируется, что в «авторитетный» СЕИ войдут белорусские общественные деятели, политики и эксперты, декларирующие идеи западноевропейского выбора Белоруссии.

5 октября. В Белоруссии началось плановое командно-штабное учение, основными целями которого были практическая отработка войсками (силами) защиты суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ РБ и совершенствование способности Вооруженных сил, во взаимодействии с другими войсками и воинскими формированиями предотвращать диверсии и пресекать деятельность десантно-диверсионных сил и незаконных вооруженных формирований на территории республики.

7 октября. Представители министерства обороны РБ приняли участие в учении НАТО «Кооператив лонгбоу – 2007» на территории тиранского учебного центра ВС Албании в рамках программы Североатлантического альянса «Партнерство ради мира».

8 октября. Международные резервные активы Белоруссии, рассчитанные по методике МВФ, увеличились за январь-сентябрь 2007 года на 771,9 млн. долларов (55,8%), до 2154,8 млн. долларов. В структуре международных резервов Белоруссии наибольший удельный вес занимают резервные активы в иностранной валюте (1886,3 млн. долл., или 87,5%) и монетарное золото (185,7 млн., или 8,6%). За девять месяцев активы в иностранной валюте увеличились на 76,8%, объем монетарного золота уменьшился на 41%.

8 октября. Администрация «Парка высоких технологий» объявила международный тендер для иностранных инвесторов. По оценке специалистов строительство белорусского ПВТ обойдется в 300 млн. долларов.

9 октября. Министр экономики Белоруссии Николай Зайченко заявил о том, что РБ намерена усилить роль банковского сектора в развитии экономики через привлечение иностранного капитала. Зайченко напомнил, что в республике уже присутствует крупный банковский капитал Запада — австрийский «Райффайзен банк».

9 октября. Верховный суд РБ приступил к рассмотрению иска министерства юстиции РБ о ликвидации Белорусской женской партии «Надзея».

 9 октября. Международная ассамблея ректоров славянских университетов прошла в БГУ. В ходе конференции участники обсудили проблемы выбора духовных ценностей и жизненных ориентиров молодежи, роль культурного наследия в современном обществе. С докладами выступили представители Белоруссии, России, Украины, Польши, Болгарии, Сербии, Македонии, Словении и Словакии.

9 октября. Белоруссия начала работу по согласованию с «Газпромом» формулы цены на газ на 2008 год, - сообщил заместитель министра энергетики РБ Михаил Михадюк.

10 октября. Национальный банк Беларуси объявил о том, что готов содействовать в привлечении белорусскими банками внешних ресурсов для кредитования населения, поскольку спрос на кредиты у физических лиц растет быстрее, чем их вклады в банках.

11 октября. Министерство иностранных дел Республики Польша выразило протест по поводу задержания в Гродно представителей непризнанного белорусскими властями «Союза поляков в Беларуси» Анжелики Борис и Игоря Банцера.

11 октября. Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил о том, что создание собственной АЭС является безальтернативным вариантом гарантии национальной безопасности республики. Лукашенко при этом, в частности, отметил, что решение о строительстве белорусской атомной электростанции продиктовано не политическими амбициями, а необходимостью обеспечить энергетическую безопасность Белоруссии.

11 октября. Белорусская делегация в составе руководителей министерства энергетики РБ и «Белтрансгаза» прибыла в Москву с однодневным визитом для проведения переговоров с «Газпромом». Главной темой переговоров в «Газпроме» были вопросы ценообразования на российский газ для Белоруссии в 2008 году.




Внешняя политика Белоруссии: новые акценты

Александр Фадеев

Внешнеполитическая деятельность Республики Беларусь обусловливается сегодня несколькими важными обстоятельствами. Главным из них выступает то, что Белоруссия, с одной стороны, оказалась в силу особенностей установившегося там политического режима изолированной от процессов становления новых демократий в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, а с другой – разошлась с линией развития формально союзной ей России. Проект создания Союзного российско-белорусского государства был «положен под сукно». Республика, несмотря на свои усилия по нормализации политического диалога и активизации экономического сотрудничества с одним из геополитических лидеров - Евросоюзом, остается пока за бортом общеевропейской интеграции и кооперации. ЕС не готов снять претензии к Белоруссии по соблюдению прав человека и демократизации общественной жизни, а также по сохранению в законодательстве РБ (единственной из европейских стран)  смертной казни. Целый ряд государств-членов Европейского союза отказался в свое время ратифицировать Соглашение о партнерстве и сотрудничестве ЕС с Республикой Беларусь; Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Люксембург высказались решительно против. Белоруссия была лишена статуса «специально приглашенного» в Совете Европы.

Не вписался Минск по объективным и субъективным причинам в зону интересов США в Европе, не смог поэксплуатировать сопутствующей ей потенциал, получить помощь и поддержку, как это удалось, например, соседней Польше. Наоборот, белорусский политический режим попал в «черный список» Вашингтона, законодательным путем США ввели ограничительные санкции в адрес Белоруссии и ее государственных руководителей. Президент США Джордж Буш, выступая на 62-й  сессии Генеральной ассамблеи ООН, приравнял расположенную в центре Европы Белоруссию к «бесчеловечным диктаторским режимам в Северной Корее, Сирии и Иране», где грубейшим образом нарушаются права человека.

Минск в очередной раз столкнулся с необходимостью адекватно реагировать на эти выпады США с трибуны ООН. Ранее белорусское руководство всячески уходило от резкой критики США и проводимой ими политики. Особенно был показателен в этом отношении последний саммит государств Движения неприсоединения в Гаване, когда белорусская сторона демонстративно ушла в сторону, не поддержала открытый антиамериканизм, проявленный некоторыми странами-участниками гаванской встречи, прежде всего Венесуэлой. На сей раз министр иностранных дел РБ Сергей Мартынов в ответ на демарш Буша вынужден был решительно отойти от этой позиции. Мартынов обвинил Вашингтон в том, что он присвоил себе права Совета Безопасности ООН, злоупотребляет правом распорядителя мировой резервной валюты и намеренно создает препятствия для легальной экономической и коммерческой деятельности законных предприятий и банков некоторых «неугодных» США стран. Более того, МИД РБ в жесткой форме упрекнул «самое демократичное в мире государство» в разжигании конфронтации со всеми странами, ведущими самостоятельную внешнюю политику, в создании климата подавления инакомыслия и многообразия в международных отношениях.

Белоруссия продолжает предпринимать усилия по «безусловному» отстаиванию своего суверенитета, под которым понимает международно-правовое равноправие и невмешательство внешних акторов в распределение властных полномочий внутри республики, в изменение режима абсолютной, неделимой власти главы государства. Известные ограничения, введенные рядом государств в отношении некоторых высших чиновников РБ, включая Александра Лукашенко, вынуждают Минск все время заботится и о легитимизации своего суверенного статуса и единого представительства на уровне президента.

Отстаивание своих национальных интересов в сфере политики и внешнеэкономической деятельности высшее руководство РБ связывает по-прежнему с осуществлением принципа «многовекторности».  В целом эта идея, зародившаяся во внешнеполитическом ведомстве еще только обретшей независимость РБ, изначально предполагала некую «швейцаризацию» в позиционировании Белоруссии на международной арене. Однако после прихода Александра Лукашенко к власти, внешняя политика стала рассматриваться как поле наступательного и эффективного продвижения национальных интересов на международной арене, инструмент содействия экспансии во все возрастающих объемах белорусского экспорта.

К последним новациям Лукашенко следует отнести и выстраивание пресловутой «дальней дуги» внешней политики Белоруссии, которая должна, с точки зрения Минска, в полной мере компенсировать, а по отдельным направлениям и подменить, практику  партнерства с государствами Старого Света, в первую очередь в отношении импорта дешевых энергоресурсов. Ключевая роль в дипломатической поддержке и в военно-политическом аспекте «дальнедуговой» политики отводится Китаю.

Конечно, постепенное сокращение дотаций и льгот со стороны России, втягивание Белоруссии в рыночные отношения в контексте повышения мировых цен на энергоресурсы внесли новые нюансы в ее внешнюю политику. Так, приоритетной была объявлена политика установления тесного партнерства с Венесуэлой и Ираном, которые стали рассматриваться в качестве основных нефтяных и финансовых доноров республики в будущем. Минск рассчитывает на масштабные инвестиции в свою экономику со стороны Объединенных Арабских Эмиратов, с которыми в последнее время были заключены несколько соглашений и обсуждены проекты, включая проекты в области нефтепереработки, нефтехимии и энергетики, на общую сумму в 100 млн. долларов США. Александр Лукашенко дважды с официальными визитами побывал в ОАЭ, которые недавно назвал стратегическим партнером и союзником в регионе Персидского залива. Важно при этом подчеркнуть, что взамен поставок нефти и продуктов нефтепереработки, а также в счет погашения потенциальных кредитов Минск взял на себя обязательства по экспорту в эти страны широкого спектра продукции своего военно-промышленного комплекса и предприятий машиностроения.

Критическая для экономики Белоруссии проблема импорта энергоносителей может быть разрешена только при условии дальнейшего наращивания экспорта белорусской продукции. Поэтому перед внешнеполитическим ведомством республики была поставлена задача включиться в создание международных зон свободной торговли с благоприятным для Белоруссии таможенными, транспортными и безвизовыми режимами, обеспечивающими широкое проникновение продукции субъектов хозяйствования РБ на внешний рынок. Белорусское руководство всячески поддерживает, например, идею Таможенного союза с единой таможенной территорией, стоит за активизацию работы над документами, направленными на интеграцию транспортных систем в рамках ЕврАзЭС.

Судорожные усилия предпринимаются белорусской стороной и по смягчению негативного воздействия на торгово-экономические отношения в результате предстоящего вхождения в зону действия Шенгенского соглашения некоторых важных торговых партеров Белоруссии, в первую очередь Польши. Минск в этом случае выступает за упрощенный порядок получения виз, официально аргументируя это стремлением «расширять межчеловеческие контакты с соседними странами».

Громадное значение белорусская сторона придавала формированию общего энергетического рынка ЕврАзЕС, который в том числе призван оградить Белоруссию и другие страны от «неоправданного ущемления» их интересов и «чрезмерного доминирования других». Реализация этого проекта натолкнулась на естественное противодействие энергодостаточных стран-членов ЕврАзЕС и была отложена в долгий ящик. Тем не менее, правящая элита РБ продолжает настойчиво проводить идею об абсолютном равноправии в рамках ЕврАзЕС, которое невозможно, с точки зрения Минска, в условиях неравенства цен на энергоресурсы и важнейшие сырьевые товары.

Белорусская дипломатия стремится использовать новые возможности и на западноевропейском векторе, не оставлять попыток наладить диалог с общеевропейскими институтами. Не игнорирует при этом Минск и относительно малопривлекательные с финансовой стороны проекты. Правительство РБ, в частности, обратилось в Еврокомиссию с предложением о более глубоком сотрудничестве в сфере энергетики по линии пришедшего на смену ТАСИС Европейскому инструменту партнерства и добрососедства (ЕИПД). Программа в области энергетики ЕИПД предусматривает формирование системы снижения энергоемкости субъектов хозяйствования, однако ее фонд составляет всего лишь 5 млн. евро.

Особенно тревожно для России выглядит начавшийся осенью торг Белоруссии с Секретариатом Энергетической хартии, который был охарактеризован заместителем премьер-министра РБ Владимиром Семашко как чрезвычайно актуальный «в силу известных событий прошлого года и первой половины этого года». Напомним, что РБ  пока не ратифицировала документы к Энергетической хартии. При этом белорусское правительство выразило свою готовность найти с Секретариатом взаимоприемлемые решения, поскольку Белоруссия, стремящаяся в мировую экономику и ВТО, «заинтересована в решении этих проблем». Возможно, это означает, что Минск отойдет от принципа синхронизации с Россией шагов по ратификации документов к Энергетической хартии, что, конечно же, приведет к ответным действиям с российской стороны, которую этот документ в существующем виде не устраивает.

Белоруссия пытается подключить и ООН к решению проблемы снабжения энергоресурсами развивающихся стран (к которым относит себя) и стран с переходной экономикой в условиях повышенного спроса на энергоносители. Кроме того, белорусская сторона предлагает возложить на ООН выработку практических мер по передаче и распространению технологий альтернативных и возобновляемых источников энергии «в глобальных масштабах»,  а заодно решить вопрос о доступности  таких технологий для стран, которые ими не располагают.




До конца года осталось три месяца. Нефтяной альтернативы нет

БДГ. «Wider Europe». 01.10.07

Татьяна Маненок

Новой Концепцией энергобезопасности страны до 2020 года, которую 10 сентября одобрил А. Лукашенко, впервые обозначено требование обеспечить через к 2011 году поставки в страну альтернативной российской нефти в объеме примерно 4 млн. т (20 процентов от нынешнего объема закупок) через порты Балтийского и Черного морей. Собирается ли белорусская сторона всерьез заниматься проектами по транспортировке альтернативной нефти или всего лишь пытается создать страховочный вариант на случай некоего политического форс-мажора?

Пока только намерения

Возникшие трудности в переговорах с Россией в отношении поставок энергоносителей действительно заставили белорусское руководство активно заняться поиском альтернативных поставок нефти — в Венесуэле, Иране, Азербайджане. Реализация этих проектов потребуют не только огромных финансовых ресурсов, но и времени.

По имеющимся данным, которые белорусская сторона не афиширует, сейчас изучаются возможности доставки нефти из Ирана в Беларусь через порт “Южный” (Украина). На реализацию данного проекта стоимостью более 600 млн. долларов, который включает строительство участка магистрального нефтепровода протяженностью около 800 км, строительство 3 нефтеперекачивающих станций и восстановление станции “Костюковичи”, потребуется как минимум 3 года.

В ходе прошлогоднего визита в Минск президента Азербайджана Ильхама Алиева президент Лукашенко предложил ему обсудить поставки нефти в Беларусь и транзит по своей территории, а также участие белорусских компаний в нефтедобыче в Азербайджане. Тогда заявлялось, что белорусская сторона заинтересована в увеличении объемов перекачиваемой через Беларусь нефти, в том числе каспийской в Прибалтику и Польшу.

Интерес Минска к азербайджанским энергоносителям возрос на фоне зримой напряженности в отношениях между Беларусью и Россией. Но азербайджанская нефть для Беларуси по цене на порядок выше российской. И не только по причине более затратного транспортного “плеча”. Ее сложно транспортировать в Беларусь. Технически поставка нефти в страну из Азербайджана возможна в случае строительства нескольких “перемычек” между белорусскими участками нефтепровода “Дружба” и украинским трубопроводом Одесса-Броды.

Планы поставки нефти по украинскому нефтепроводу Одесса-Броды белорусская сторона строит уже несколько лет, правда, не сильно афишируя свои намерения. Однако вряд ли это желание реализуемо в близкой перспективе. Дискуссии о достройке украинского нефтепровода в европейском направлении и заполнении его каспийской нефтью продолжаются не первый год, а пока нет результата, то нет и технической возможности качать нефть по этой трубе в Беларусь.

Между тем, интерес к этому проекту проявляет и Литва. Этот украинско-польский нефтяной проект соединит нефтяные месторождения Каспийского и Черного морей с потребителями в странах региона Балтийского моря.

Для стран Балтии важно гарантировать новые источники поставок нефти. “Регион Каспийского моря - одна из наиболее реальных альтернатив в плане гарантирования нового направления энергетических ресурсов для Литвы. Однако для этого прежде всего нужно создать связки между регионом Каспийского моря и Восточной Европой”, - сказал президент Литвы Валдас Адамкус на состоявшейся в июне в Баку двусторонней встрече с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Реализация этого проекта в обход России позволит Литве получать нефть из Казахстана и Азербайджана.

Помощник литовского премьера Саулюс Спечюс по возвращению из Батуми, где этот вопрос в конце августа обсуждался с представителями Украины, Польши, Грузии и Азербайджана, сообщил газете Verslo zinios, что Литва намерена присоединиться к проекту Sarmatia, предусматривающего продвижение маршрута нефтепровода <Одесса-Броды> до Плоцка и Гданьска в зависимости от результатов его технико-экономического обоснования.

Ранее литовская сторона уже не единожды высказывала свою заинтересованность в этом проекте и возможность акционерного участия в польско-украинском предприятии Sarmatia, созданного для реализации одноименного проекта. Согласно концепции замысла, одним из активных пропагандистов которого является Вильнюс, завершение строительства нефтепровода позволило бы создать в стратегической перспективе путь поступления в Центральную и Восточную Европу, в том числе и в Балтию, каспийской нефти.

Вот почему в качестве необходимых его участников рассматриваются Азербайджан и Грузия, через территорию которых нефть поступает к черноморскому побережью, откуда она могла бы морем на танкерах доставляться до Одессы, а затем перекачиваться на север. Переговоры на эту тему ведутся и с Казахстаном. Пока же нефтепровод Одесса-Броды работает в реверсном режиме, то есть качает российскую нефть в южном направлении.

Кстати, нынешней весной Литва открыла свое посольство в Баку, а в Вильнюсе было открыто дипломатическое представительство Азербайджана Тема энергоресурсов была одной из основных на встрече в Крыму президента Литвы Валдаса Адамкуса с украинским президентом Виктором Ющенко и во время визита президента Азербайджана в Литву.

Инвестором проекта по строительству нефтепровода, который соединит регион Каспийского и Черного морей с Балтикой, может стать литовская компания Klaipedos nafta. По словам министра хозяйства Витаса Навицкаса, Литва приглашена принять участие в проекте на уровне государства, поэтому в проект делегирована государственная компания Klaipedos nafta. Она претендует на 1% акций альтернативного проекта поставок нефти Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск. А в последствии эта часть может быть увеличена почти до 18%.

Стоит напомнить, что глава министерства иностранных дел Литвы Пятрас Вайтекунас в начале сентября побывал с официальным рабочим визитом в Казахстане. Он провел переговоры с руководством крупнейшей нефтегазовой компании Казахстана KazMunaiGaz. П. Вайтекунас заручился участием основной нефтегазовой компании Казахстана KazMunaiGaz в Вильнюсском энергетическом форуме, который пройдет в Литве 10-11 октября. Присоединится ли к этим инициативам Беларусь, — ольшой вопрос. Ведь это, в любом случае, проблема выбора между Европой и Россией. Не похоже, что Минск созрел для того, чтобы сделать этот выбор.

Давлеют тактические приоритеты

Подтверждением тому, что официальный Минск не станет в ближайшее время открыто присоединяться к европейским энергетическим инициативам, служит следующий пример.

Общей головной болью белорусов и литовцев в последнее время стал новополоцкий нефтепровод “Дружба”, который больше года стоит без работы, лишив Беларусь транзита нефти и оставив без “трубной” нефти Мажекяйский НПЗ.

Еще недавно Беларусь имела репутацию надежной страны-транзитера с самой стабильной тарифной политикой (тарифы на транзит российской нефти в Беларуси не менялись с 1996 г. по 2007 г.). Несмотря на это страна уже с 2003 года стала стремительно терять объемы перекачки нефти через свою территорию.

Раньше по новополоцкому нефтепроводу “Дружба” через Вентспилс шел значительный поток российской нефти в Европу. Однако с 2003 года “Транснефть” прекратила транзит сырья через Латвию, и белорусская труба в направлении Вентспилса уже несколько лет пустует.

Но прекращение Россией поставок нефти через латвийской порт не было для новополоцкой “Дружбы” последним ударом. В результате аварии, случившейся 29 июля 2006 года на российском участке нефтепровода “Дружба”, Новополоцкое предприятие вынуждено было полностью остановить транзит нефти и в направлении Литвы (в 2005 году он составлял 14,7 млн. т).

Эксперты сомневаются, что Россия когда-нибудь возобновит транзит нефти по этому нефтепроводу. Белорусская сторона попыталась найти применение пустой трубе. Год назад в качестве одного из вариантов загрузки северной “Дружбы” белорусы рассматривали возможность реверса нефти с латвийского нефтяного терминала Ventspils Nafta в Новополоцк, а затем по белорусскому нефтепроводу – в направлении Литвы. Но тогда на фоне сложных нефтяных переговоров с Россией официальный Минск не форсировал реализацию данного проекта. Сейчас отношения с Россией выстраиваются иначе, из соображений прежде всего экономической целесообразности.

“Вопросы альтернативных источников поставки нефти должны быть решены, как кровь из носа. Без этого невозможно обеспечить не только ритмичную работу, но даже производственную безопасность наших нефтеперерабатывающих предприятий”, — подчеркнул А. Лукашенко 23 января в Новополоцке на энергетическом совещании с правительством.

Первый вице-премьер Владимир Семашко в ходе совещания рассказал, что венесуэльская нефть в Беларусь может перекачиваться через латвийский порт Вентспилс. Речь идет об использовании трубопровода Сургут - Унеча — Полоцк - Вентспилс в реверсивном (обратном) направлении для обеспечения нефтью новополоцкого НПЗ “Нафтан”, которая может поступать с прибалтийских портов.

Предварительные переговоры с представителями швейцарско-английской компании “Витола” по схемам реализации данного проекта проводились. В начале этого года заявлялось, что организация реверсивного движения по “Дружбе” обойдется в 15-30 млн. USD и займет около 2,5 лет. Но после этих заявлений реальных шагов по реализации данного проекта со стороны белорусской стороны не последовало. Если литовская сторона постоянно обостряет вопрос по возобновлению транзита нефти через новополоцкую “Дружбу”, то Минск продолжает молчать.

В условиях снижения транзита российской нефти по территории Беларуси и с учетом реализации российской стороной проекта БТС-2 концерну “Беднефтехим” уже пришлось свернуть некоторые масштабные инвестиционные проекты. В перечень таких проектов попали строительство лупингов первой очереди участка нефтепровода “Унеча -Мозырь”, реконструкция технологической радиосвязи на участке “Мозырь - гр.Польши”, модернизация магистральных нефтепроводов “Унеча - Полоцк”.

Белорусская сторона заняла выжидательную позицию и старается публично не выражать своего недовольства сложившимся положением. “Мы никак не можем повлиять на эту ситуацию. Но в любой в момент готовы возобновить транзит российской нефти в литовском направлении”, — так прокомментировал ситуацию заместитель председателя концерна “Белнефтехим” Владимир Волков.

Белорусские чиновники понимают уязвимость своего положения: ведь по этой трубе российская нефть поступает на “Нафтан”, и сегодня это — единственная схема, которая питает сырьем НПЗ.

Экспериментировать пока невыгодно

Позицию белорусской стороны можно понять. Для Минска главный вопрос сейчас в цене возможных поставок нефти из других стран. Тем более, как ранее заявил А. Лукашенко, главным критерием поиска альтернативных источников нефти должен быть экономический эффект. “Сверхвысокие цены на нефть нам не нужны”, — констатировал он.

Именно эта установка, а также обязательства по выполнению союзного энергетического баланса и не позволит белорусской стороне реализовать даже экспериментальные поставки альтернативной нефти.

До конца этого года Беларусь планировала поставить на свои НПЗ первые пробные партии альтернативной нефти. Представители “Белнефтехима” сообщали, что это будут танкерные партии нефти в объеме около 100 тыс. т за одну поставку. Предполагалось, Беларусь закупит арабскую нефть, которая в процессе переработки будет смешиваться с российской. По оценкам концерна, самая дешевая и подходящая для Беларуси нефть — ливийская. Для экспериментальных партий планировалось нефть из Ливии доставить в Вентспилсский порт, а оттуда по железной дороге — в Беларусь.

Таким образом концерн “Белнефтехим” собирался опробовать логистику и возможности железнодорожного транспорта стран Прибалтики и Беларуси, чтобы обкатать схемы транспортировки стратегического сырья на случай возможного форс-мажора.

До конца года осталось всего лишь три месяца. Однако в концерне не сообщают, когда состоятся пробные поставки альтернативной нефти на отечественные НПЗ.

По имеющимся данным, белорусская сторона уже провела переговоры с ближневосточными нефтяными компаниями и те выразили готовность. “Но мы пока тормозим”, — отметил представитель концерна. По его словам, диверсифицировать закупки нефти Беларусь будет “в случае экономической целесообразности”. Здесь отмечают, что “Белнефтехим” ведет постоянный мониторинг за состоянием мировых рынков, знает маршруты и цены поставок нефти. “Но на сейчас поставки российской нефти обеспечивают полную загрузку наших заводов и в силу объективных причин эти поставки дешевле”, — пояснил ситуацию в конце августа на пресс-конференции в Минске зампредседателя концерна В. Волков.

Что же касается вариантов реверсивной загрузки нефтепровода “Дружба”, то они прорабатываются, дипломатично отмечают в концерне. По оценке специалистов “Белнефтехима”, реверсивную загрузку этого направления можно организовать, но если из Вентспилсского порта перекачивать на “Нафтан” до 1 млн. т альтернативной нефти, то это экономически невыгодно. Кроме того, говорят в концерне, сегодня белорусские НПЗ располагают возможностями по приемке нефти с железной дороги в объемах, значительно превышающих потребности отечественного рынка в нефтепродуктах для обеспечения экономической безопасности страны.

Дело в том, не скрывают в концерне, что при закупке альтернативной нефти Беларусь может столкнуться с определенной проблемой. Беларусь обязана выполнять согласованный с Москвой топливно-энергетический баланс Союзного государства, в котором оговариваются в том числе и поставки нефти в страну.

Балансом этого года, например, предусмотрены поставки в Беларусь 21,5 млн. российской нефти — этого объема достаточно, чтобы обеспечить полную загрузку двух белорусских НПЗ. Белорусская сторона опасается, что если она завезет нефть из-за рубежа, то таким образом “выдавит” российскую, и это в свою очередь даст основание Москве урезать поставки Минску в следующем году.

К тому же очевидно, что в ближайшей перспективе альтернативы российской нефти исходя из ее ценой и качественной характеристики для Беларуси нет. Белорусские НПЗ не приспособлены к переработке “тяжелой” венесуэльской нефти, а ориентированы на российскую нефть марки Urals.

Конечно же, ключевой вопрос: а как дальше будут строиться отношения ближайших союзников в сфере нефти?

Белорусская сторона не скрывает, что для нее главная задача переговоров — не допустить роста цен на нефть до мирового уровня.

В конце января 2007 года Минску удалось договориться с российскими компаниями по новой формуле цены поставок нефти в Беларусь. Новые условия покупки российской нефти гарантируют ее покупку для Беларуси как минимум на 130 долларов дешевле, чем она обходится тем же полякам, немцам и потребителям российской нефти в других странах. И это с учетом спецпошлины на нефть, которую Россия установила для Беларуси. В этом году ставка пошлины на нефть для Беларуси рассчитывается с применением коэффициента в размере 0,293 от ставки таможенной пошлины на сырую нефть, вывозимую в дальнее зарубежье, которая устанавливается на два месяца на основании мониторинга цен на нефть на мировом рынке. В 2008 году эта ставка будет устанавливаться с применением коэффициента 0,335, в 2009 году — с коэффициентом 0,356.

В следующем году с учетом подписанного на 3 года соглашения с Россией разница в цене нефти для Беларуси в сравнении с мировой, возможно, составит чуть меньше 130 долларов/т в 2009 году — еще меньше.

Тем не менее, в этой ситуации белорусский бюджет по-прежнему хорошо зарабатывает на российской нефти. Оба НПЗ работают в последние месяцы с предельной загрузкой: Мозырский НПЗ перерабатывает 31,5 тыс. т нефти в сутки, “Нафтан” — 29, 5 тыс. т.

Очевидно, что комфортные условия белорусская сторона хотела бы сохранить максимально долго. Поэтому Беларусь рассчитывает договориться с российской стороной об объеме поставок нефти в 2008 году на уровне 21,5-22 млн. т — примерно на 500 тыс. т больше, чем в этом году. Эта цифра уже прописана в согласованном с РФ едином топливно-энергетическим балансе Союзного государства до 2020 года.

Переговорный процесс по вопросу согласования условий импорта российской нефти с Москвой уже начался. И, очевидно, что для таких переговоров Минск хотел бы сохранить максимально комфортный фон.




Газовый торг начался до объявления официальных переговоров

БР. Белорусы и рынок. 01 - 08. 10.07

Татьяна Маненок

"Белтрансгаз" намерен к 1 октября выработать общую с "Газпромом" позицию в подходах к формированию европейской формулы цены на газ, исходя из которой с 2008 года будет определяться его стоимость при поставках в Беларусь.

С белорусской стороны подготовкой регламента по работе с газовой формулой сейчас занимается специально созданная группа в составе профильных специалистов. Как идет этот процесс, в Минэнерго пока не комментируют.

Правила уже известны. Заместитель генерального директора ОАО "Белтрансгаз" Винерий Волчуга на пресс-конференции в Минске 30 августа пояснил, почему возникла необходимость в предварительном раунде переговоров с газовым монополистом. По его словам, белорусская сторона "приблизительно знает, как правильно пользоваться формулой, которая прописана в контракте", однако "формулу можно по-разному читать, и на какую величину повышать цену на газ — это вопрос". Здесь, как подчеркнул В. Волчуга, "понимание наше и "Газпрома" должно совпасть".

Принципиально важно отметить, что для Беларуси ключевые правила игры на газовом рынке уже определены. Они содержатся в контракте на поставку и транзит газа в 2007-2011 гг., который после отчаянного спора Москва и Минск подписали 31 декабря 2006 года. Напомним эти правила: в 2007 году Беларусь получает газ по 100 USD/тыс. куб. м, в 2008 году цена составит 67% от цены на европейском рынке за вычетом транспортных расходов, в 2009-м — 80%, в 2010-м — 90%, в 2011-м — 100%.

Так что впервые со следующего года цена на газ для Беларуси будет "плясать" от европейской стоимости. А поскольку европейская цена привязана к мировой цене на нефть и нефтепродукты по результатам года, то она станет известна, скорее всего, в начале 2008 года. Белорусские переговорщики подчеркивают, что цена на газ должна быть "не взята с потолка", а "аргументированно доказана "Газпромом".

Что же касается ставки на транзит газа по территории страны, то, как отметил В. Волчуга, она "в большой степени меняться не будет". По его словам, контракт подписан на 4 года, он предусматривает "достаточно большую величину транзитной ставки, которая устраивает белорусскую сторону в этом году и, наверное, устроит в следующем".

По контракту стоимость транзита в 2007 году составляет 1,45 USD/тыс. куб. м на 100 км, а к 2011 году она составит не менее 2 USD. При этом ставка тарифа за операторские услуги по управлению российским газопроводом Ямал — Европа по контракту составляет 0,43 USD/тыс. куб. м. Так что здесь большого простора для торга у Минска нет.

Однако Александр Лукашенко, отвечая 22 сентября в Речице на вопросы журналистов, не исключил, что эта позиция может быть пересмотрена. "На этих переговорах все возможно, но наша позиция известна. Она жестко мотивирована и будет увязана с оплатой услуг по транзиту российского газа через Беларусь", — подчеркнул А. Лукашенко.

По его словам, "Газпром" на продаже газа Беларуси имеет ту же доходность, что и при его продаже в Германию. "Конечно, цена для Германии за кубометр выше, чем для Беларуси. Но ведь нужно учитывать и расстояние, с учетом которого очевидно, что "Газпром" явно наживается на нашей стране", — заявил он.

Эти слова можно расценивать как определенный вызов российскому монополисту в канун официальных переговоров. Можно не сомневаться, что "Газпром", как и любая другая коммерческая организация, и в Беларуси, и в Германии торгует своим товаром не в убыток себе.

Наконец, "Газпром" ведь не случайно так упорно добивался от Минска перехода на принципы формирования цены по европейской формуле. Именно такой подход в соответствии с подписанным накануне Нового года контрактом должен обеспечить российскому концерну к 2011 году равную доходность поставок газа как в Беларусь, так и в Германию.

В Речице А. Лукашенко также отметил, что в 2008 году "Газпром" собирается поднять цену для Беларуси еще на 15-20%. "Чем мы так провинились перед руководством России, я не знаю", — констатировал А. Лукашенко.

Между тем, по оценочным данным, рассчитанным по формуле цены исходя из сегодняшних условий, в 2008 году цена на газ для Беларуси может составить около 150-160 USD/тыс. куб. м.

Однако с такими оценками не согласен заместитель министра экономики Беларуси Андрей Тур. В недавнем интервью "Московским новостям" он заявил, что если не нарушать подписанные Россией и Беларусью соглашения по поэтапному повышению цены на газ, то в следующем году цена на газ для Беларуси должна составить около 120-123 USD/тыс. куб. м, то есть на 20% больше, чем в нынешнем. "Так распределено до 2010 года включительно, и никто пока новых предложений не вносил", — заявил А. Тур.

"БР" уже писал, что к переговорам по цене поставок газа в Беларусь в 2008 году "Газпром" намерен приступить в ноябре. Возможно, тогда он и объявит о новых ценах. Вряд ли эта цена без дополнительных уступок с белорусской стороны будет столь щадящей, как на это рассчитывает официальный Минск.

Следует иметь в виду, что за 8 месяцев 2007 года экспорт газа из России в страны дальнего зарубежья и Балтии сократился на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 93,36 млрд. кубометров. Поставки в страны СНГ также сократились за январь — август 2007 года на 7,3% и составили 25,88 млрд. куб. м.

Высокие экспортные цены несколько компенсировали "Газпрому" сокращение поставок. По данным Минэкономразвития РФ, в первой половине 2007 года средняя контрактная цена поставок газа в Западную Европу увеличилась на 14,9% (до 280-290 USD/тыс. куб. м) по сравнению с аналогичным периодом минувшего года. Тем не менее из-за аномально теплой зимы "Газпром" уже потерял не менее 3 млрд. USD прибыли.

Упущенную выгоду "Газпром" намерен наверстать в том числе и за счет внутреннего российского рынка. Согласно установленной Правительством РФ динамике роста цен на газ в 2008 году, стоимость топлива для российских потребителей вырастет на 25% и составит примерно 58 USD/тыс. куб. м для "постоянных клиентов" "Газпрома". Для новичков монополия будет применять повышающий коэффициент 1,5.

При этом условия долгосрочного сотрудничества с "Газпромом" предусматривают специальные коэффициенты для дополнительных объемов газа. В 2008 году каждая тысяча кубометров газа, превышающая лимиты 2007 года, будет стоить на 50% дороже, чем сейчас, — около 95 USD. В первой половине 2009 года цена возрастет до 100 USD за каждую сверхлимитную тысячу кубов. Во второй половине года "дополнительный" газ будет стоить 105 USD.

На этом фоне рассчитывать на лояльность "Газпрома" по отношению к Беларуси вряд ли стоит.

Кроме того, на минувшей неделе появилась информация о том, что Туркменистан намерен с 1 января 2008 года увеличить цены на газ, продаваемый "Газпрому", со 100 до 150 USD/тыс. куб. м.

В 2006 году глава "Газпрома" Алексей Миллер подписал с ныне покойным Сапармуратом Ниязовым соглашение о закупке до 162 млрд. куб. м газа в 2006-2009 годах по 100 USD/тыс. куб. м. Однако нового президента Туркменистана эти договоренности не устраивают. Ашхабад объясняет свою инициативу планами "Газпрома" по повышению цен на газ для Литвы, Латвии, Эстонии, Венгрии и Беларуси.




Назло «Газпрому»

БелГазета. 01.10.07

Сергей Жбанов

Еще сентябрь на дворе, а спекуляции на тему будущих переговоров о поставках газа в Беларусь в самом разгаре. Самое время вставить и свое лыко в строку, хотя бы ради уточнения некоторых деталей, представляющихся принципиально важными при обсуждении столь горячей темы.

Руководство страны готово к обсуждению условий поставок газа в 2008г. Переговорная позиция выработана: хотим газа больше (21,7 млрд. куб. м), но по ценам 2007г. При повышении цен «Газпромом» будут пропорционально увеличены и белорусские тарифы на транзит российского газа в Европу. Это неизбежно, поскольку между «Белтрансгазом» и «Газпромом» существует единый контракт на поставку газа в республику и его транзит через белорусскую территорию в Европу. «Белтрансгаз» отказался разъединять указанные контракты, как это было сделано при подписании соглашения «Газпрома» с украинским «Нафтогазом» в 2006г.

Между тем некоторые электронные СМИ мутят воду, поднимая вопрос о вероятности пересмотра «Соглашения между правительством РБ и ОАО «Газпромом» от 31 декабря 2006г.», в то время как на самом деле такового документа в природе не существует. Есть контракт, заключенный в тот приснопамятный день в Москве между «Газпромом» и «Белтрансгазом». И при этом знаменательном событии присутствовал премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский, но только в качестве играющего тренера или, если хотите, очень заинтересованного наблюдателя. Все-таки «Газпром» - субъект хозяйствования, с которым белорусское правительство как орган власти, по определению не занимающийся закупкой газа, заключить контракт не могло.

Для этих целей существует «Белтрансгаз», глава которого и подписывает контракты с зарубежным поставщиком. Ведут переговоры тоже делегации субъектов хозяйствования. Но только в рамках формальной компетенции, поскольку официальная позиция субъекта хозяйствования на переговорах по газу должна быть одобрена руководством страны. Его заинтересованность в исходе предстоящих переговоров столь очевидна, что скрыть или замолчать ее невозможно. Впрочем, эта цель и не преследуется. В духе полной гласности Александр Лукашенко известил население о том, чего на этот раз собирается добиваться белорусская сторона.

«Газпром» предупредили, что в ответ на повышение газовых цен «Белтрансгаз» повысит тарифы за транзит по магистральным трубопроводам, ведущим в Европу. Переговоры неизбежны, поскольку «Белтрансгаз» как единственный белорусский импортер предпочитает действовать по старинке, получая в оплату за транзит газа в Европу собственно газ, в отличие от украинских субъектов хозяйствования, занимающихся импортом и транзитной транспортировкой газа. Это и позволяет Александру Лукашенко юридически обоснованно утверждать: «На этих переговорах все возможно, но наша позиция известна. Она жестко мотивирована и будет увязана с оплатой услуг по транзиту российского газа через Беларусь». Украинская сторона тоже может позволить себе заявления такого рода, но юридических оснований для этого нет, поскольку транзитный тариф через территорию республики зафиксирован на много лет вперед на уровне $1,6 за прокачку 1 тыс. куб. м на 100 км.

Украинская транзитная ставка равна российскому тарифу на прокачку туркменского газа через российскую территорию на Украину, что делает бессмысленными любые попытки ее увеличения в целях компенсации роста газовых цен. 70% импортируемого газа поступает на Украину из Туркменистана, руководство которого тоже не прочь поднять цену вслед за Россией. Беларусь не имеет возможности покупать газ у Туркменистана, но зато всегда может ответить «Газпрому» повышением транзитных тарифов. Однако специфика белорусско-российских газовых соглашений обусловлена не только данным обстоятельством.

В отличие от Украины, где продажа газотранспортных сетей иностранным инвесторам законодательно запрещена, Беларусь уже оформила сделку по продаже половины акций «Белтрансгаза» и благодаря этому имеет самые низкие цены на голубое топливо, поставляемое «Газпромом» за рубеж. Создание СП по транспортировке газа - одно из ключевых и неотъемлемых условий контракта, заключенного 31 декабря 2006г. Так же, как и условия о динамике цен на поставляемый в республику газ. «Газпром» смело может их увеличивать в соответствии с действующими до 2011г. договоренностями о формуле цены. В 2008г. цена на газ для Беларуси составит 67% от цены на европейском рынке за вычетом транспортных расходов, в 2009г. - 80%, в 2010г. - 90% с выходом к 2011г. на 100% оплаты.

И вряд ли белорусская сторона будет противостоять повышению цен так же упорно, как при заключении контракта на 2007г. В конце концов, у нее всегда есть возможность отчасти компенсировать свои потери за счет увеличения транзитного тарифа. Хуже обстоит дело с проблемой создания СП на паритетных началах. Замминистра экономики Андрей Тур считает, что с дележом акций между «Газпромом» и «Белтрансгазом» в равном соотношении могут возникнуть проблемы, поскольку «еще есть небольшая часть индивидуальных владельцев, а они исчезли, их нет».

Можно не сомневаться, что белорусская сторона наверняка получит сполна все причитающиеся ей деньги за 50% акций от «Газпрома». Но в этом случае проблема обеспечения паритета целиком ляжет на «Белтрансгаз». Его аппарату придется думать, где отыскать пропавших акционеров, чтобы восстановить равновесие долей и не возвращать часть денег. Если же без вести пропавших разыскать не удастся, то «Газпром», заплатив $2,5 млрд., причитающиеся за половину акций, одновременно приобретет долгожданный контроль над белорусской сетью магистральных газопроводов. Ведь в его собственности окажется большая часть акций.

Опровергнуть это утверждение можно будет только в суде. И неизвестно, что проще: доказать паритет или найти исчезнувших акционеров. И вряд ли «Газпром» добровольно согласится на снижение уровня паритетного соотношения. Ну, скажем, где-то 49% на 49%. При любом понижении этого уровня всегда существует риск того, что недостающие акции вдруг объявятся и могут быть использованы одной из сторон для получения контрольного пакета. Путем простого обратного перевода части денег «Газпрому» решить эту проблему явно не удастся, и мучительные переговоры по этому поводу так же неизбежны, как и по поводу цен.

Теоретически риск денонсации контракта существует. Но если эта проблема и обострится, то где-то ближе ко второй половине срока действия договора. Наверное, поэтому президент пока рассказывает населению истории об уровне текущей доходности «Газпрома», делая интересные сравнения с Германией. Однако ответа на главный вопрос, откуда страна будет брать валюту для расчетов за газ через два-три года, мы так и не услышали. Видимо, президент уверен в том, что до «черного дня» еще далеко, и до этого он вторую «половину» акций из своих рук уж точно не выпустит. А потом, накануне очередного отопительного сезона, организует небольшой международный тендер для распродажи оставшейся части имущества «Белтрансгаза». Назло «Газпрому».




Тратить больше, чем зарабатывать

Экономическая газета. 05.10.07

Валентина Вешторт

Беларуси не удастся выйти на положительное сальдо платежного баланса, если не принять соответствующие институциональные и макроэкономические меры. Таково мнение экспертов Нацбанка, которые по просьбе правительства прорабатывали варианты развития ситуации с сальдо внешней торговли товарами и услугами до 2010 г.

Под такими мерами специалисты Нацбанка понимают «создание благоприятного инвестиционного климата, который будет способствовать значительному притоку иностранного капитала в страну, а также стимулированию внутренних сбережений и инвестиций; технологическое обновление предприятий и повышение технического качества инвестиций, что даст возможность снижать материалоемкость и энергоемкость производства не ниже запланированных ориентиров».

Кроме того, эксперты советуют привести в соответствие темпы роста заработной платы и производительности труда, ускоренными темпами развивать сферу услуг (в частности, туристических) и информационных технологий. По их мнению, необходимым условием экономического развития и сбалансированности внешнеторгового сальдо является снижение налоговой нагрузки до уровня близлежащих стран и создание условий для развития частного бизнеса.

Ни в этом, ни в следующем году положительного сальдо внешней торговли не прогнозируется, утверждают специалисты Нацбанка. По итогам 2007 г. оно может быть как минимум минус 2,1 млрд. USD и 2008 г. — 1,4 млрд. USD. В то же время для обеспечения устойчивости финансовой системы необходимо выйти на 300-400 млн. USD «плюса» в 2009-2010 гг. Дальнейшее сохранение отрицательного сальдо «недопустимо», считают они. Даже сложившееся к настоящему времени отрицательное сальдо «превысило пороговое безопасное значение» — 5% от ВВП. Имеющиеся источники его финансирования недостаточны, что создает «потенциально дополнительную нагрузку на имеющийся незначительный объем золотовалютных резервов». Угрозу устойчивости финансовой системы в перспективе создает необходимость обслуживать и возвращать ранее привлеченные средства, что приведет к снижению чистых поступлений по финансовому счету платежного сальдо.

Свои сценарии развития ситуации во внешнеэкономической деятельности разработало и Министерство экономики: оптимистичный и пессимистичный. Первый делает ставку на сохранение благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. В частности, в Минэкономики рассчитывают, что спрос на белорусскую продукцию за рубежом будет сохраняться и цены не снизятся; по стоимости энергоносителей и чувствительным позициям отечественного экспорта удастся договориться с Россией; в нашу экономику придут иностранные инвестиции, а барьеры на пути белорусской продукции в ЕС будут убраны. При таком благоприятном стечении обстоятельств положительным сальдо может стать к 2010 г. — 160-190 млн. USD.

Однако трезвый анализ мировых тенденций дает экспертам основания предполагать, что цены на нефть будут расти (по прогнозу, средняя цена на нефть для нашей страны в 2008 г. составит 370 USD / т, в 2009 г. — 380, в 2010 г. — 400). Кроме того, есть основания рассчитывать, что в ближайшие годы будет расти конкурентоспособность российских производителей, в связи с чем спрос на импорт вообще и белорусский в частности в России снизится. «Насыщение импортом части сегментов российского рынка, а также относительное улучшение конкурентоспособности российской продукции может позволить снизить физические темпы роста товарного импорта с 24% в 2006 г. до 9,9% в 2010 г. В наибольшей степени замедление роста импорта коснется товаров из стран СНГ, доля которых в общем объеме импорта снизится с 14,9% до 13,7%», — отмечают эксперты, ссылаясь на российские прогнозы. Согласно им, предусматривается снижение ввоза в Россию стройматериалов, металлов, продукции машиностроения, мясной. Развитие сборочных производств в России снизит импорт бытовой техники, продукции автомобилестроения, аппаратуры для радио, телевидения и связи. Кроме того, активная модернизация предприятий сельскохозяйственного машиностроения будет сдерживать спрос на импорт данной продукции. В такой ситуации рассчитывать на положительное сальдо в 2009 г. Минэкономики не рискует. По оценке экспертов ведомства, оно может составить минус 1,1 млрд. USD, да и в 2010 г. в лучшем случае удастся выйти на 0-30 млн. USD.

Еще более пессимистичные прогнозы дают эксперты Национальной академии наук. По их мнению, «сложившиеся во второй половине 2005 г. ожидания возможности сохранения положительного сальдо внешней торговли Беларуси на протяжении всего периода 2006-2010 гг. оказались излишне оптимистичными и не учитывали действие реальных экономических факторов и механизмов». Анализ фактически сложившихся тенденций в сфере внешней торговли Беларуси в 1993-2006 гг. дает основания предполагать, что наиболее реально снижение отрицательного сальдо к 2010 г. только до уровня 1,5 млрд. USD, что составит 4,1% от прогнозируемой в 2010 г. стоимости экспорта товаров и услуг (по сравнению с 7,2% в 2006 г.).

Что касается 2007 г., то в НАН считают реальным отрицательное сальдо в торговле товарами на уровне минус 5,9 млрд. USD по итогам года. Министерство экономики с такой оценкой категорически не согласно. Эксперты министерства полагают, что на конец 2007 г. оно сложится на уровне минус 3,3 млрд. USD.

Интересно, что при разработке обоих своих сценариев — оптимистичного и пессимистичного — Министерство экономики исходит из в общем-то оптимистичного предположения, что экспорт наших товаров и услуг будет расти быстрее, нежели это предусматривает Программа социально-экономического развития Беларуси на 2006-2010 гг.




Депутаты избрали себе «технического» спикера

Белорусские новости. 02.10.07

Александр Зайцев

Самое ожидаемое событие первого дня осенней сессии Палаты представителей ожидаемо сенсаций не преподнесло. Спикерское место подавшего в отставку Владимира Коноплева занял Вадим Попов. Да и выбирать депутатам было особо не из кого. Кандидатура Попова была предварительно согласована большинством народных избранников, а блеснуть амбициозностью решил один Сергей Гайдукевич.

В итоге, за кандидатуру Вадима Попова проголосовало 94 депутата, против — 13. Сергей Гайдукевич получил в свою поддержку пять голосов (102 — против).

Перед тем, как приступить к процедуре избрания нового спикера, депутатам вначале пришлось выполнить формальность — официально утвердить отставку Коноплева. Уже экс-спикер нижней палаты парламента в Овальном зале так и не появился (говорят, что его вообще в Беларуси сейчас нет), депутатам лишь роздали копии его заявления об отставке, в которых ничего нового о причинах отставки не было — все тоже состояние здоровья.

Впрочем, сочувствие к самочувствию Владимира Николаевича проявили не все депутаты. 19 человек из 107 присутствовавших в зале проголосовали «против» отставки. Но мнение большинства, как всегда, победило — за отставку высказалось 88 депутатов. Надо заметить, что голосование как по отставке Коноплева, так и по кандидатурам его преемника было тайным.

«У меня болит сердце, когда мы рассматриваем этот архиважный вопрос. Если бы не Владимир Коноплев, у нас бы не было такого сплоченного организма, который так организованно может принимать решения», — сказал перед процедурой голосования депутат Василий Хрол, назвавший Коноплева «самым сильным звеном белорусского парламентаризма».

Выступавшие депутаты, в целом, награждали Коноплева лестными характеристиками. Депутат Валентин Симирский отметил, что в самый сложный период Коноплев «сумел организовать работу депутатов, направленную на повышение эффективности законотворческой деятельности, и твердо проводил линию президента в законотворчестве».

Депутат Галина Мазуркевич подчеркнула, что под руководством Коноплева «были приняты очень важные законы как для улучшения качества жизни наших граждан, так и для достойного представления нашей страны за рубежом». Галина Мазуркевич выразила уверенность, что Коноплев «еще много сможет сделать для поддержки нашего президента».

Накануне в СМИ назывались имена, как минимум, четырех возможных претендентов на пост спикера — Вадима Попова, Сергея Гайдукевича, Виктора Кучинского и Сергея Заболотца. Но кандидатуры двух последних на выборы не выдвигались.

Главу комиссии по международным делам и связям с СНГ Вадима Попова предложил Совет палаты, депутатская группа «Славянский парламентский союз» и многие постоянные комиссии, член той же комиссии Сергей Гайдукевич выдвинул себя сам — по решению центрального комитета Либерально-демократической партии, которую он возглавляет.

Любопытно, что политическая настырность Гайдукевича, славящегося талантами в самопиаре, у ряда депутатов вызвала нечто вроде раздражения. Так, зампред комиссии по охране здоровья, физкультуре, делам семьи и молодежи Николай Дубовик призвал Гайдукевича вообще снять свою кандидатуру: «У нас сейчас непростая ситуация в стране. Подготовка к парламентским выборам вызовет обострение политической борьбы как внутри страны, так и за ее пределами. В этот период палату не должно лихорадить».

Да и сам Сергей Васильевич, как человек опытный (дважды кандидат в президенты как никак) и тонко чувствующий политическую конъюнктуру, подготовил себе поле для достойного проигрыша.

«То, что против меня проголосует абсолютное большинство депутатов, в этом ничего страшного нет. Для меня лично не являются принципиальными итоги голосования. Для меня и возглавляемой мною партии важным и принципиальным является мнение наших избирателей», — заявил Гайдукевич.

«Я знаю одного очень уважаемого человека, который за меня проголосует. Это — Гайдукевич. Мне этого достаточно», — заявил лидер ЛДП.

Отвечая на вопросы депутатов о том, почему он не рассказал о своем видении работы в качестве председателя палаты, Сергей Гайдукевич сказал: «Я не ставил перед собой цель рассказать, как должна работать Палата представителей. Тут сидят люди, которые работают уже третий срок, поэтому я рассказывал о своей позиции».

За это выступление депутат Василий Хрол подверг Гайдукевича острой критике, заявив, что тот «устроил в парламенте клоунаду». Хрол даже потребовал извинений за слова о том, что депутаты «сидят в парламенте три срока». «Мы не сидим, а работаем», — заявил Хрол.

Выступление Вадима Попова пафосностью не отличалось и не вышло за рамки знающего границы своим полномочиям чиновника высокого уровня, к тому же имеющего большой опыт спикерской работы — Вадим Попов возглавлял Палату представителей второго созыва, где Коноплев был его замом.

«Главная задача Палаты представителей — поддержание спокойствия, порядка и согласия в обществе», — заявил Вадим Попов.

Он назвал несколько основных направлений дальнейшей деятельности парламента. Во-первых, по словам Попова, необходимо продолжить работу по совершенствованию законодательства, во-вторых — уделять внимание международной деятельности.

«Существуют нерешенные проблемы в связи с применением двойных стандартов к Беларуси в целом и к парламенту в частности», — сказал Попов. Он выразил надежду на то, что контакты с рядом международных организаций, которые происходили в последнее время, позволят решить эти проблемы.

Вадим Попов отметил, что между Беларусью и странами Евросоюза подписано около 80 соглашений и договоров: «Я призываю коллег из европейских парламентов способствовать реализации этих документов, что соответствует не только интересам Беларуси, но и самих стран Европейского союза».

Третьим важным направлением деятельности Палаты представителей Вадим Попов назвал работу с избирателями. По его словам, именно работа в округах свидетельствует о том, что многие социальные проблемы в обществе решаются.

По последнему пункту с без пяти минут спикером готовы были поспорить лидеры ряда оппозиционных партий (ОГП, ПКБ и БСДП), которым с приключениями, но все же удалось попасть в здание парламента, чтобы передать подписи граждан против отмены льгот.

Как сообщил лидер ПКБ Сергей Калякин, всего было собрано более 40 тысяч подписей и для их передачи сегодня в Минск приехали представители 40 избирательных округов страны. Они инициируют отзыв депутатов, если льготы не будут возвращены. Подписи, кстати, были зарегистрированы в секретариате Палаты представителей.

Впрочем, уже сегодня можно сказать, что ни собранные подписи, ни угроза отзыва депутатов большого влияния на судьбу отмененных льгот иметь не будут. А нынешний состав парламента под «техническим» руководством Вадима Попова благополучно завершит свою работу, приняв все необходимые государству законы.

Попов Вадим Александрович: Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и связям с СНГ. Родился 5 июля 1940 года. Трудовую деятельность начал рабочим, служил в рядах Вооруженных сил. Преподавал Вадим Попов. Фото photo.bymedia.netв профессионально-техническом училище. Был на комсомольской работе, работал директором совхоза имени Калинина Краснопольского района, затем работал в партийных органах на различных должностях, генеральным директором государственного производственного объединения «Могилевоблагропромтехснаб», ОАО «Агропромсервис» Могилевской области, первым заместителем министра, министром сельского хозяйства и продовольствия. Депутат Палаты представителей второго созыва — председатель Палаты представителей, депутат Парламентского собрания Союза Беларуси и России — первый заместитель председателя Парламентского собрания, член Высшего государственного совета Союзного государства. Избран депутатом Палаты представителей третьего созыва по Кличевскому избирательному округу № 68. 2 октября избран председателем Палаты представителей третьего созыва.




«Вандерлинденщина» в белорусской политике

Третий путь. 07.10.07

Павел Морозов

Сегодня значительная часть белорусской оппозиции декларирует важность и необходимость диалога с Лукашенко. Ее в этом деле поддерживают определенные круги в Евросоюзе и США. Чем вызван интерес этой части оппозиции к теме диалога, в чем интерес этих «сторонников диалога» на Западе, что несет подобная постановка вопроса самому Лукашенко?

Идея вернуться к диалогу с властью возникла этой весной, когда на встрече оппозиции в Вильнюсе такое стремление было озвучено публично. Стоит напомнить, что в 2000 году помощник А. Лукашенко Сергей Посохов уже организовывал диалог между властями и оппозицией, что затем негативно сказалось на организации предвыборной кампании 2001 года силами оппонентов режима.

Нельзя сказать, что вновь всплывшая идея получила монолитную поддержку оппозиционного электората. Скорее даже наоборот, особенно в молодежной среде. Тем не менее, определенная часть оппозиции при поддержке дружественных СМИ и лоббистов диалога на Западе активно продолжает ее внедрение в умы сограждан, расширяет пропаганду диалога в коридорах власти на Западе. Например, такие люди, как Ван дер Линден на Западе неустанно проводят мысль о том, что жизнь в Беларуси нормальная, и с Лукашенко, которого поддерживает большинство населения страны, надо разговаривать и договариваться.

Мотивации адептов идеи диалога, а также самого Лукашенко в этом вопросе, представляют несомненный интерес. И начать предлагаю с наиболее идейно близких к нам людей, наших оппозиционных партийных лидеров. Казалось бы, какой им интерес разговаривать с Лукашенко, который их не держит за людей и регулярно смешивает с грязью в государственных печатных и электронных СМИ? Учитывая беспросветность политической карьеры и бесконечную череду бесплодных кампаний и стратегий, в основе их мотивации доминирует усталость и неверие в положительный исход борьбы с режимом. Они проигрывали неоднократно и системно режиму, не имеют в голове свежих идей, как отстранить Лукашенко от власти. Кроме того, они в большинстве своем уже не молодые люди. Естественно, им хочется спокойствия и уверенности в своем будущем.

Почему бы не предположить, что неформально предложенный властью партийным лидерам «проходной билет» в парламент следующего созыва, вероятность их легитимизации в белорусской политике, переход их борьбы в институциональную сферу может служить для них хорошим мотиватором для поддержки диалога? Данный сценарий, учитывая провокационные способности белорусских властей, вполне реальны.

Советы определенных лоббистов диалога на Западе исключительно важны как составная часть сценария. Конечно, открыто об этом говорить неприлично, а по-прежнему имеет смысл красиво говорить о борьбе с режимом, но на деле речь может идти об одном - полностью прекратить борьбу с режимом А. Лукашенко.

К сожалению, в белорусской оппозиции есть еще одна группа политиков, которая «обманываться рада». Это принципиальные люди, которые идейно выступают против режима с позиций белорусского национализма (как государственного, так и этнического). Наблюдая противоборство Лукашенко с Путиным, в их понимании с «имперской» Россией, фиксируя усиление национальной риторики из уст Лукашенко, его телодвижения режима в сторону Европы, они начинают надеяться, что «авось и образуется», и Лукашенко станет евроинтегратором, авось передаст власть сыну, а тот «будет большим националистом, чем папа». Но ненависть к России, мне кажется, мутит политический «взор» этих уважаемых людей. Очень не хочется их огорчать, но не станут ни Лукашенко старший, ни младший наследниками отца. Не его это роль. Притворится волк хоть овечкой, лишь бы избежать пули охотника. И наш волк притворяется. Но волчья суть его от этого не изменится. Переждет и снова начнет кушать овечек в округе. Лучше всех эту звериную сущность А. Лукашенко ощущает классик Зенон Позняк. Его позиция может быть радикальна по вопросам - кто есть кто в Беларуси, но в этом ключе он описывает ситуацию объективно.

Наши оппозиционеры, конечно же, не единственные заинтересованные в диалоге лица. Сторонники диалога, безусловно, есть и на Западе, причем мотивация у них разная.

Первая группа западных деятелей руководствуется в этой схеме мнимыми или реальными геополитическими интересами своих стран. Они считают важнейшей задачей сыграть на противоречиях Путина и Лукашенко и «оторвать» от России сначала его режим, а затем и всю Беларусь. Логика пусть и попахивает холодной войной, но тем не менее, рациональна и понятна. Говаривали же когда-то  –   «пусть он сукин сын, но это наш сукин сын» –  в отношении к гораздо более кровавым диктаторам, чем Лукашенко.

Единственное, что следует посоветовать учитывать данным людям в США и Европе –  нельзя повторять ту же ошибку, что и российские политики, и недооценивать Лукашенко. Чтобы понять его поведение, уместен пример из мусульманской практики. Для правоверного слово, данное неверному под давлением, не есть слово, обязательное к исполнению. Правоверный всегда может его нарушить, когда посчитает целесообразным. Также и Лукашенко, глубоко советский человек, для которого все, кто приходят из-за Буга, а тем паче из-за Атлантического океана глубоко «неверные». Давление? Так во всех речах Лукашенко оно красной нитью – ох, душит нас злобный Запад, а мы все стоим. Поэтому по логике Лукашенко с «неверными», конечно, можно и нужно заигрывать, обещать им нечто, стараться получать деньги, иные выгоды, но выполнять им обещания, а тем более пускать идеологию «неверных» в Беларусь – «Это уж нет, увольте! Не для того 13 лет советские порядки восстанавливали. Не для того страну сохранили…»

Касательно второй группы сторонников диалога на Западе, ее логика проще – конкретный материальный интерес. Беларусь до сих пор не поделенный «кусок пирога». И очень даже привлекательный кусок. Достаточно крупная по европейским меркам страна с доминирующей государственной собственностью. А Лукашенко сейчас в позиции того, кто вынужден будет делиться ею. И в доле малой, за конкретные услуги, и по-крупному, когда совсем припрет. Почему бы и не воспользоваться этим, немного пролоббировав, конечно же, в кулуарах его интерес к замирению по схеме «моя политика, ваша экономика» на Западе, особенно в Евросоюзе, при этом обоснованно надеясь на компенсацию своих усилий от Александра Григорьевича.

Этим умудренным жизнью людям не интересна судьба демократии или свободы слова в нашей стране. Для них это очередная африканская «делянка», где можно заработать. Они же не планируют жить в Беларуси, а рассчитывают только делать на ней деньги. Ничто не мешает им вести себя при этом как Ван дер Линден. Нарушить все негласные «табу» ЕС и приехать в Беларусь, при этом встретиться с представителями режима и проигнорировать отбывающего срок Козулина. Чуть позже приехать в Эстонию, пытаться учить эстонцев как жить, а в кулуарах ставить эстонским парламентариям Беларусь в качестве примера заботы властей о своем народе.

Козулина, конечно, Ван дер Линден не видел за решеткой, формально он видел только хорошее. Мы все знаем, что белорусские власти – это эксперты в построении «потемкинских деревень» для приезжих. Но не знать реальную ситуацию с правами человека и гражданскими свободами в Беларуси председатель ПАСЕ не мог. При этом эстонские парламентарии не поверили этому человеку, ибо прекрасно знают, как на самом деле в Беларуси обстоят дела.

Реакция нашей оппозиции и связанных с ней СМИ на заявление председателя ПАСЕ симптоматично. Оппозиционные СМИ полностью умолчали о скандальном заявлении Ван дер Линдена. Хотя руководители эстонского парламента обратили внимание общественности на слова лидера ПАСЕ. Оппозиция отмолчалась, так как понимала: это не в духе диалога. Оставалось только гадать, то ли это природная белорусская толерантность, то ли нежелание портить перспективы договора, а скорее «сговора» с Лукашенко. В этих условиях опасно пятнать светлый образ одного из лиц, олицетворяющих Запад, настроенного на диалог с А. Лукашенко – Ван дер Линденa.

В этой связи напрашивается простой политический совет: не следует ориентироваться на политиков – лицемеров, как Ван дер Линден, так как, по сути, они еще опаснее для оппозиции, чем Лукашенко. Ибо они как бы с Запада, как бы демократы, но, по сути, слабо отличаются в вопросах морали и принципов от Лукашенко. «Реалполитик» он везде одинаков, по всему земному шару. Желательно всемерно развивать политическое чутье и вовремя останавливать политические аферы, используемые частью оппозиции с А. Лукашенко. Иначе рассчитывать на то, что позиции приверженцев ценностного и принципиального подхода к проблеме Беларуси на Западе усилятся, и люди в Европе и Беларуси станут уважать оппозицию, не приходится.

Стоит особо остановиться на мотивация нашего бессменного вождя. Она понятна – выжить и любой ценой остаться у власти. Ибо нет власти, нет и Лукашенко. Соответственно все, что помогает эту власть сохранить –  тренд на заигрывание с Европой, постепенная распродажа активов, действия партийной оппозиции следует поощрять. Можно для этих целей и с Грузией подружиться, и на Россию, которая по-прежнему главная опасность, напасть с обвинениями. Но не до конца, так как игра с Россией все равно остается ключевой для выживания –  это Лукашенко чувствует, и в данном случае его политическая интуиция не обманывает. Именно поэтому наивные надежды на демократизацию Беларуси через Лукашенко старшего или младшего, главную «голубку» страны Наташу Петкевич и иных «младореформаторов» из режима – утопичны и наивны.

Александр Григорьевич, надо отдать ему должное, большой мастер интриги. Дать увлечь подконтрольным себе силам оппозицию идеями диалога, либерализации, ротации элит –  это в его стиле. А тем временем, пока эти псевдо Моисеи водят оппозицию по «кругу», власть получает возможность сосредоточиться на более важных вещах  распродажа по «серым» схемам государственной и полугосударственной собственности, где-то в свою пользу, где-то привлекая средства на поддержку экономики на плаву. Не менее актуально привлечение кредитных ресурсов в больших объемах –  ведь эти деньги не А. Лукашенко отдавать, увлечь диалогом Россию методом «кнута», подавая в этом качестве возможность ухода на Запад. В качестве «пряника» официальный Минск может акцентировать свою уникальную роль «защитника» России и трубопроводной альтернативы Украине в момент нового передела власти в Киеве.

Что касается «молодых» товарищей, их мотивация еще более прозаична. Они получили шанс потеснить в «вертикали» старых друзей вождя (Шеймана, Коноплева и др.) Естественно при этом перед «молодыми» встали задачи по поиску и продвижению свежих идей, демонстрации своей полезности и «востребованности». Они выбрали своей «темой» диалог (почему бы и нет). Ведь надежда на то, что именно сделка с Западом обеспечат им политическое будущее, внешне обоснованна.

Правда, «молодые» с удовольствием продались бы и русским, но те не возьмут, так как в Москве прекрасно видят реальный политический потенциал этих деятелей. Их надежды на то, что они смогут «рулить» страной без А. Лукашенко, который их взрастил, настолько иллюзорны, насколько и наивен расчет на то, что Лукашенко им эту власть уступит. В его интересах, как и с Западом, как и с оппозицией, а также с собственными молодыми создать ситуацию, когда все играют в его команде, мотивируя себя собственными иллюзиями о том, что двигаются к собственной цели. В этом суть сценария власти.




Хитрый поворот

Белорусский партизан. 09.10.07

Светлана Калинкина

У нас новая мода – оппозиция становится конструктивной. Те, кто считает, что переговоры с Лукашенко бессмысленны и бесполезны – промосковские агенты, а проевропейские политики выступают за диалог и активно ищут, на какой же почве можно договориться с властью.

Живо обсуждается такой вариант: демократы должны объявить мораторий на критику действий властей на период экономических реформ. Мол, в случае реформ ухудшение социально-экономического положения людей неизбежно, а значит, примитивный народ может прийти к примитивному выводу, что единственное спасение от экономических бедствий - это уйти под крыло большой России; допустить такого никак нельзя, а потому демократам надо воздержаться от злобствований в адрес власти, протянуть руку помощи и, взявшись за руки, стиснув зубы, вести Беларусь в Европу.

Как мне кажется, у всех этих рассуждений изначально ложный посыл. Слон не сможет танцевать в балете, немой не станет оперным певцом, а тот, кто живет по принципу «забрать и поделить в свою пользу», никогда не сможет провести реформы.  И не слон виноват в том, что у него не получаются балетные па, а именно тот, кому бредовая мысль сделать из живой груды звезду сцены пришла в голову.

Лукашенко понимает, что от него ждут реформ, и что без частного капитала страна не выживет. В конце прошлого года, когда уже стало понятно, что поток российских нефтедолларов, спасавший нас на протяжении нескольких лет, остановлен, и что газ - это больше не бесплатное топливо, он объявил о твердом намерении реформировать экономику, избавиться от убыточных производств и даже подписал инвестиционный план на нынешний год. Обращаю внимание: документ с грифом секретности датирован 26 декабря. Уже в январе в него были внесены первые - опять же секретные - изменения. В феврале - следующие, в апреле - новые, наконец, буквально на прошлой неделе - очередные. И все секретно, все не для общего пользования. Кому-то что-то продается, где-то кем-то что-то делится в рамках приветствуемого всеми принципа необходимости привлечения зарубежных инвестиций и разгосударствления экономики. Но все кулуарно, без открытых конкурсов, без независимой экспертизы - сплошной шахер-махер.

Черт знает откуда взявшийся оффшор, фирма-посредник туманного происхождения в результате закулисных переговоров получает в Беларуси право на разработку недр - добычу углей и горючих сланцев. Будем молчать? Страна сумасшедшими темпами наращивает внешние долги, захлебывается в коротких кредитах, которые надо будет отдавать уже в следующем году, а значит, будут браться кредиты под кредиты, - тоже молчать?

Безусловно, то, что происходит сегодня - это еще вообще не реформы и даже не их подобие, это панические действия по удержанию ситуации.  Но, насколько я понимаю, сторонники идеи моратория распространяют его даже на то, что происходит сейчас. Отсюда и их нежелание участвовать в «Социальном марше», организуемом левыми силами и ОГП: протестовать против отмены льгот и ухудшения жизни - это, получается, промосковски. И на парламентские выборы идти - это тоже промосковски, потому что людям обязательно нужно будет говорить о том, кто виноват в их нынешнем бедственном положении. Патриотичнее, оказывается, не вдаваться в детали, провозгласив стратегический курс на Европу.

Вот такой хитрый поворот!



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ