Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №179(01.11.2007)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Соло «Газпрома» на трубе

18.10.2007, Рупор

В последние дни набирает обороты очередная компания по дискредитации Украины в глазах ЕС, как страны, которая не может самостоятельно обеспечить нормальную транспортировку российского газа в Европу. Думается, последние «ответственные» заявления, сделанные целой когортой российских «экспертов» по данной проблематике, говорят о том, что идет своеобразная подготовка к широкомасштабной кампании, целью которой является оказание давление на украинскую сторону на предстоящих переговорах о цене и поставках газа в нашу страну и транзите углеводородов в ЕС по украинской ГТС.

Близкая смена правительства в Украине, вызвала настоящую панику в газовых кругах России, что вылилось в угрозы снизить поставки газа в украинскую ГТС в связи с долгом перед «Газпромом», имеющимся у операторов работающих в Украине. Пристальный взгляд Банковой на проблемы, существующие в стратегической отрасли, - очень не понравился Белокаменной. И если позиция Москвы пока не выработана и выражается в весьма расплывчатых формулировках, то ее неофициальные глашатаи принялись во всю муссировать тему неспособности Украины в надлежащем порядке содержать свою ГТС.

Так, по словам директора Института политических экспертиз (г. Москва) Евгения Минченко, Украина не имеет необходимого финансового ресурса для поддержания газотранспортной системы в надлежащем состоянии. Об этом он заявил, выступая на круглом столе «Нефть и газ в судьбе российско-украинских отношений на современном этапе», ссылаясь на данные исследования Института, которое проводилось совместно с украинским аналитическим центром «София». По мнению столь «авторитетных» аналитиков, степень износа украинской ГТС составляет 50% и оценивается ими как «высокая». Есть у «экспертов» и готовый рецепт: в таких условиях, по их мнению, наиболее оптимальным для Украины был бы так называемый «Словацкий вариант», при котором, 50%+1 акция остаются в собственности государства, а остальные выкупаются зарубежными инвесторами. 

По сути, такого рода предложения несут угрозу для всей экономики страны, которая рискует просто «раствориться» в океане мировой экономики, а на способности Украины проводить самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику - можно будет поставить крест, как, впрочем, и на амбициях стать региональным лидером.

Не желая в очередной раз проигрывать россиянам информационную войну, украинская сторона поспешила парировать высказывания директора Института политических экспертиз. Главный советник главы правления НАК «Нефтегаз Украина» Иван Дияк, поспешил заявить, что наша страна может самостоятельно поддерживать нормальное состояние своей ГТС, без помощи зарубежных инвесторов. «Словацкий вариант поддержания ГТС, когда 50%+1 акция остаются в собственности государства, а остальные выкупаются зарубежными инвесторами, поставит Украину в зависимость от инвесторов, в частности от России», сказал Дияк. Трудно не согласиться с чиновником, утверждающим, что способность Украины самостоятельно управлять своей ГТС - доказана десятилетиями. Если «окунуться» в историю, то за исключением искусственно организованного кризиса, когда на протяжении двух суток в январе 2006 г. была прекращена подача российского газа, не было случаев срыва поставок топлива европейским потребителям. К тому же, и в той экстремальной ситуации, украинская ГТС сработала нормально, обеспечив подачу газа в Европу за счет запасов в подземных хранилищах. По словам советника, сейчас прорабатывается вопрос уменьшения налогового давление на НАК «Нафтогаз Украины», а это в свою очередь приведет к тому, что у компании появятся достаточные средства на содержание ГТС.

Неожиданно «всплывающие» миллиардные долги «Газпрому», трагедия в Днепропетровске, заставляют задуматься - нужна ли нам такая длинная цепочка посредников, когда «Газпром» покупает газ в Центральной Азии (в основном в Туркмении) по цене 100 долларов за 1 тыс. кубометров, затем смешивает его со своим «голубым топливом» и продает дочерней посреднической структуре зарегистрированной в Швейцарии - «РосУкрЭнерго». В этой компании 50% принадлежит российской газовой монополии, а еще 50% контролируют бизнесмены Дмитрий Фирташ и Иван Фурсин. Только потом «РосУкрЭнерго», собственно, и продает топливо в Украину, а конкретно - своей 50-процентной «дочке» «Укргазэнерго» (остальные ее 50% принадлежат компании «Нафтогаз Украины») по цене 130 долларов за 1 тыс. кубометров (цены действуют на 2007 год). После этого «Укргазэнерго» уже продает газ украинским потребителям. Причем часть газа - напрямую, а часть - через «Нафтогаз Украины», имеющий в числе акционеров украинское государство.

Что и говорить – схема, с привлечением компании Фирташа и Фурсина, фактически навязанная несколько лет назад Украине российским газовым монополистом, по сути, дает возможность «Газпрому» проводить расчеты с конечными потребителями в Украине, цена на газ для которых, значительно выше 130 долларов. А с учетом того, что поставляемое топливо в Украину имеет значительно меньшее транспортное «плечо» нежели поставка в ЕС, то прибыль россиян работающих на энергорынке нашей страны - практически не отличается от дивидендов получаемых при торговле со странами Еврозоны.

По прогнозам экспертов, в 2008 г. повышение цены на газ для Украины ожидается до 150-170 долл. за 1 тыс. куб. м. Правда произойдет это только лишь в случае, если будет достигнут некий «баланс» в интересах между НАК «Нафтогаз Украина» и «Газпромом». Окончательная цена будет зависеть от того, перейдет ли Украина на прямые отношения с «Газпромом» или оставит непрозрачную схему посредников. Основная задача украинской стороны на переговорах по ценообразованию на углеводороды - поиск компромисса, благодаря которому возможно постепенное доведение формулы цены до 2011 г. до уровня, который зависит от стоимости корзины нефтепродуктов на европейских рынках. Именно с этого года внутри самой России газ будет реализовываться по европейской цене минус транспортные расходы и экспортные пошлины, обеспечивая тем самым принцип «равнодоступности». Как не парадоксально, но низкая цена на газ для предприятий Украины выгодна сейчас самой Российской Федерации, поскольку подобное «иждивенчество» сдерживает модернизацию украинской экономики, не способствуя поддержанию ее конкурентоспособности на должном мировом уровне.

Напомним, что на днях председатель совета директоров «Газпрома» Дмитрий Медведев высказал мнение, что в 2008 году его компания не исключает возможности заключения прямого контракта на поставки газа в Украину. «Мы, вероятно, в следующем году пересмотрим схему взаимоотношений и уйдем от существования каких-либо не понятных до конца посреднических структур. Во всяком случае, структур, наличие которых сегодня не вполне объяснимо для нас и которые были предложены в определенном историческом контексте нашими партнерами. Может быть, это упростит взаимоотношения, поможет им рассчитываться в срок, не создавая таких больших долгов», - сказал Медведев.

Г-н Медведев также добавил, что «Газпром» - не является инструментом внешней политики, так как «не проводит селективной политики по отношению к различным государствам». «Мы, наоборот, сделали за последние два года все возможное для того, чтобы ценообразование у наших партнеров по СНГ, и у стран Балтии, и у других государств было построено по одному универсальному принципу - на основе существующей системы определения цен на газ», - сказал он.

В этой связи стоит заметить, что в ближайшие десятилетия Россия не сможет отказаться от ГТС Украины для поставок своего топлива в ЕС. Поэтому в украинско-российских газовых отношениях следует искать компромисс не только в вопросе цены на газ, но и в вопросе стоимости газового транзита и тарифов за хранение российского газа в украинских газовых хранилищах.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ