Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №179(01.11.2007)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ



В.Путин о переселенческой программе: главное – работа и жилье

18.10.07, http://www.russkie.org

Владимир Путин в ходе "прямой линии" с Президентом РФ", отвечая на вопрос о реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающим за рубежом, отметил, что программа обеспечена необходимым финансированием, но при этом раскритиковал деятельность некоторых российских региональных руководителей.

"Пилотными регионами, куда будут направляться средства федерального бюджета на реализацию программы, избраны практически все регионы Дальнего Востока и Забайкалья, — отметил президент. — Выделены необходимые ресурсы. Если не ошибаюсь, 60 тыс. рублей — единовременное пособие при переселении, и ежемесячное пособие, если у людей нет постоянного источника дохода. Не ахти какие деньги, но это реальная поддержка".

Владимир Путин отметил, что, прежде всего, переселяющимся в Россию соотечественникам необходимо предоставить работу и жилье. "Это вторая составляющая программы, которая является ответственностью региональных властей, — подчеркнул президент. — Только сопряжение усилий федерального центра и регионов может дать необходимый эффект".

При этом Путин отметил, что губернаторы дальневосточных регионов не проявляют заинтересованности в выполнении этих задач. "Хочу обратиться к руководителям регионов Дальнего Востока. Особого энтузиазма с их стороны в этом вопросе мы не видим", - сказал Президент. По его словам, "им выгоднее завезти граждан КНР, чтобы те выполнили конкретные задачи, а затем отправить их на родину. Для решения текущих проблем это неплохо, но надо решать вопрос и с нашими гражданами", - сказал Путин.




Федеральная программа "Соотечественники" в Омске начнет действовать с 2008 года

24.10.2007, ГТРК Иртыш

Федеральная программа "Соотечественники" в Омске начнет действовать С 2008 годаС первого января 2008 года в Омской области начнет действовать федеральная программа "Соотечественники". Это программа для тех бывших россиян, которые в свое время переехали на ПМЖ за рубеж, а теперь хотят вернуться на родину, в Россию.

Помощь по переселению обратно в Россию будет оказана и жителям бывших союзных республик, которые сейчас тоже считаются заграницей.

12 регионов России уже начали принимать переселенцев, с нового года это будет делать и наша область. В следующем году в Омской области будут готовы принять, обеспечить жильем и всеми социальными благами и работой более 700 семей соотечественников. Принимать планируют далеко не всех желающих переехать в Омскую область. Региону нужны прежде всего специалисты, врачи, производственники, которые смогут трудиться на омских предприятиях.

Жить переселенцы смогут не в любой точке Омской области. Их готовы принять лишь в городе и семи районах - Шербакуле, Саргатке, Тевризе, Усть-Ишиме, Крутинке, Колосовке и Называевске. Именно там нужны молодые специалисты больше всего.




Соотечественники вступают на родную землю

Первый заместитель директора ФМС России Владимир Александрович Каланда рассказывает о том, как идет выполнение Госпрограммы

12.10.07,   журнал  «Земляки» № 9, 2007 год.

Владимир Климов

Нынешний год для Федеральной миграционной службы особый. Вступили в действие и достаточно четко исполняются новые законы и постановления Правительства Российской Федерации. Особый он еще и потому, что это первый год, обозначенный в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, как год начала переселения. Оно действительно началось. О том, как идет выполнение Госпрограммы, рассказывает первый заместитель директора ФМС России Владимир Александрович КАЛАНДА.

-Владимир Александрович, в прошлом году должны были подготовить необходимые нормативные правовые акты для реализации Государственной программы. Какие акты приняты, какова их основная характеристика? Какие нормативные акты предполагается принять?

-Планировалось, что все нормативные правовые акты, необходимые для реализации Государственной программы, будут готовы до конца 2006 г. Сейчас из 15 нормативных правовых актов, предусмотренных планом мероприятий по реализации Государственной программы, приняты 2 указа Президента Российской Федерации и 12 постановлений Правительства Российской Федерации.

Подготовка проекта указа Президента Российской Федерации об учреждении представительств ФМС России за рубежом находится на завершающей стадии.

-С 2007 года начался второй этап реализации Государственной программы. Есть ли и сколько на сегодняшний день добровольных переселенцев, какие регионы в России они предпочитают?

-Первые 5 семей участников Государственной программы прибыли в Калининградскую область 7 июня. Привлекательность проектов переселения для участников Государственной программы связана, прежде всего, с наличием трудовых вакансий по выбранной специальности в конкретных территориях вселения, личными предпочтениями участника Государственной программы в географическом положении и климатических условиях выбранного региона. Поэтому популярность каждой территории вселения будет определена после анализа статистических данных, полученных после приема первых переселенцев. Представительствами ФМС России за рубежом уже получено свыше 2 тысяч анкет соотечественников, желающих принять участие в Государственной программе. С учетом данных консульских учреждений Российской Федерации на сегодняшний день изъявили желание на переселение в рамках Государственной программы 28 тысяч человек.

-Проведен ли анализ региональных программ, какие положительные моменты и недостатки он выявил? Какие региональные программы утверждены Правительством Российской Федерации? Если таковых нет, то какие программы близки к утверждению и что в них положительного? Какие регионы и почему хотели бы присоединиться к пилотным в решении задач Государственной программы? В каких регионах руководство активно подключилось к решению проблем Государственной программы, а где до сих пор не раскачались как следует?

-Анализ региональных программ по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, показывает, что практически во всех программах обозначены следующие проблемы социально-экономического состояния в территориях:

• Естественная убыль населения, обусловленная снижением рождаемости и сокращением продолжительности жизни населения. Старение населения.

• Снижение численности населения большинства регионов за счет миграционного оттока.

• Рынок труда характеризуется структурной безработицей, несоответствием спроса и предложений рабочей силы. Нехватка трудящихся по рабочим специальностям и в сельском хозяйстве сочетается с безработицей инженеров и служащих.

•Региональные программы субъектов Российской Федерации разрабатывались исходя из сложившейся в регионе демографической ситуации и потребности в трудовых ресурсах. Привлечение переселенцев с территории иностранных государств на территорию субъектов Российской Федерации осуществляется с учетом профессиональной квалификации лиц, желающих прибыть на территорию Российской Федерации в качестве участника Государственной программы, наличия вакантных рабочих мест в регионе, что позитивно отразится на достижении баланса спроса и предложения рабочей силы на региональных и общероссийском рынках труда.

Кроме того, в ряде субъектов Российской Федерации реализуются крупные инвестиционные проекты, которые требуют привлечения большого количества квалифицированных работников. Прибывшие в рамках Государственной программы переселенцы окажут содействие в успешной реализации этих проектов, что будет способствовать социально-экономическому развитию регионов.

Отметим, что субъекты Российской Федерации разрабатывали проекты региональных программ переселения в разные сроки. Регионы первой очереди представили в Правительство Российской Федерации проекты программ к 1 сентября 2006 г. Проекты региональных программ переселения Приморского, Хабаровского и Красноярского краев, а также Амурской, Иркутской, Новосибирской, Тюменской, Калужской, Липецкой, Тверской и Калининградской областей согласованы с Правительством Российской Федерации.

Региональные программы Приморского и Хабаровского краев, Липецкой, Калининградской, Новосибирской и Тюменской областей уже утверждены в субъектах Российской Федерации.

Проекты региональных программ переселения второй очереди были представлены в Правительство Российской Федерации к 1 января 2007 г. На данный момент они проходят согласование в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти. Данная процедура регламентирована постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 г. 751 "Об утверждении правил рассмотрения и согласования проекта программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".

Cколь эффективно работают представительства ФМС России за рубежом, намечается ли расширение таких представительств? Что мешает этому? Подготовлена ли информационная база для ознакомления соотечественников с Государственной программой? Что она содержит?

Работа с соотечественниками за рубежом возложена на представительства ФМС России за рубежом, консульские учреждения Российской Федерации и временные группы, в состав которых вошли специалисты Федеральной миграционной службы и Министерства иностранных дел Российской Федерации. В настоящее время представительства ФМС России за рубежом функционируют в Армении, Латвии, Киргизии, Таджикистане и Туркменистане. Временные группы работают в Узбекистане, Украине, Молдавии, Казахстане.

В информационном плане ведется серьезная постоянная работа, ориентированная как на мониторинг ситуации в сфере реализации Государственной программы, так и на освещение этапов ее осуществления в федеральных и региональных СМИ. Руководители и сотрудники ФМС России постоянно участвуют в теле- и радиопередачах, специальных репортажах, пресс-конференциях, касающихся миграционной политики России и реализации Государственной программы. СМИ на регулярной основе предоставляют информационные статьи, справочную информацию, проводят консультации. На данный момент завершается разработка специального сайта.

В настоящее время за рубежом осуществляется информирование соотечественников о Государственной программе, разъяснение ее целей, задач и механизмов реализации, а также предоставляемых ею гарантий и социальной поддержки. В представительствах ФМС России за рубежом, в консульских учреждениях Российской Федерации, во временных группах организована работа по приему лиц, желающих принять участие в Государственной программе. Осуществляется их предварительный учет.

Для обеспечения подробного информирования соотечественников о Государственной программе подготовлен официальный информационный пакет о региональных программах переселения субъектов Российской Федерации, тиражом в 250 тыс. экземпляров вышла брошюра с текстом Государственной программы, которая через консульские учреждения Российской Федерации и представительства ФМС России за рубежом распространяется среди соотечественников.

В случае личных обращений граждан или их родственников (знакомых) в территориальные органы ФМС России, администрации субъектов Российской Федерации по вопросам реализации Государственной программы им даются разъяснения, проводятся консультации и предоставляется печатный справочный материал.

Поможет ли в решении проблем Государственной программы указ Президента Российской Федерации, предоставивший ФМС России самостоятельность? В чем выражается такая помощь?

Указ Президента Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 403 не предоставил самостоятельность ФМС России. Мы по-прежнему находимся в ведении МВД России. Просто ФМС России как координатор Государственной программы наделена дополнительными полномочиями, касающимися реализации общей стратегии государственной политики в сфере миграции, совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере миграции, представления Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере миграции, внесения в Минфин России предложений по формированию федерального бюджета в части, касающейся финансирования ФМС России, координации деятельности федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленной сфере деятельности.

На территории России, в частности на Дальнем Востоке, разворачиваются грандиозные стройки. Поедут ли на них участники Государственной программы?

Объективно, что сегодня регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока обретают все большую ценность. В этих территориях сосредоточены основные природные запасы планеты, отсюда открывается выход в пространство Азиатско-Тихоокеанского региона, стремительно превращающегося в один из главных полюсов развития мировой цивилизации.

Особо подчеркнем, что все без исключения проекты переселения субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ, имеют первостепенное значение для региона в целом, так как призваны решить проблемы демографического и социально-экономического характера Дальнего Востока.

В случае если указанные вами проекты (стройки) включены в региональные программы переселения Дальневосточного федерального округа, то наши соотечественники, безусловно, смогут в них участвовать.

Один из самых сложных вопросов - предоставление переселенцам жилья. Как предстоит его решать?

Самая большая проблема в реализации любой региональной программы переселения - жилищная. Здесь надо сказать, что однозначного ее решения нет, проблема решается различными способами: это и создание центров временного размещения переселенцев, наем жилой площади в частном секторе, в дальнейшем решение жилищной проблемы путем ипотечного кредитования, предоставление добровольным переселенцам пустующих домов. Мы от участников Государственной программы этих трудностей не скрываем и открыто говорим о том, с чем они столкнутся по прибытии на территорию вселения. Это один из наших принципов - абсолютная честность информации.

В нашей стране живут очень много людей из бывшего СССР, не являющихся гражданами России. Будет ли решаться и как вопрос о предоставлении им российского гражданства?

Анализ предварительных итогов по реализации Государственной программы, а также информации, получаемой в ходе ее обсуждения, показал, что в программу необходимо внести определенные дополнения. В первую очередь требуется разработать механизмы по переселению активных социальных групп - предпринимателей и молодежи, выезжающей на учебу. Представляется целесообразным также включить в круг участников программы тех соотечественников, которые уже продолжительное время пребывают и работают на территории Российской Федерации, но не имеют российского гражданства. Механизмы и процедуры такого участия разрабатываются.




По переселенческой программе в Россию пока прибыло 53 соотечественника

26.10.07, http://www.russkie.org

 Реализация Государственной программы содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, серьезно отстает от запланированных на 2007 год показателей по числу принятых в российские регионы переселенцев. Именно такой вывод можно сделать, исходя из цифр, озвученных в ходе работы круглого стола "Проблемы информационной поддержки реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающим за рубежом".

Выступая на круглом столе, заместитель начальника Управления по делам соотечественников Федеральной миграционной службы (ФМС) Наталья Молчанова отметила, что на данный момент "на территории Российской Федерации только 2 региона начали принимать соотечественников по госпрограмме - Калининградская и Липецкая области". При этом все 12 пилотных регионов согласовали свои региональные программы, 10 из них уже утвердили их. Оставшиеся 2 – Калужская и Тверская область - должны утвердить свои программы в ближайшее время.

При этом изначально в 2007 году планировалось принять в Россию 7604 частников госпрограммы, что вместе с членами их семей должно было составить 24680 человека. Однако на данный момент в Россию прибыло всего 26 участников переселенческой программы, вместе с членами семей – 53 человек. Из них в Калининградскую область переселилось 24 участника (с членами семей – 48 человек), в Липецкую область – 2 человека (с членами семей – 5 человек).

По словам Молчановой, в представительствах ФМС и временных группах за рубежом на данный момент принято 3349 анкет от потенциальных переселенцев, 107 заявок на выдачу свидетельства участника госпрограммы, а также уже выдано 74 свидетельства.

Из регионов "второй очереди" все 73 субъекта Федерации представили информацию о разработке региональных программ. 14 из них считает для себя программу не актуальной, 59 регионов уже прислали в ФМС свои программы на согласование, а 34 регионов из этих 59 уже готовы к приему соотечественников в текущем году. "Но это произойдет только в том случае, если эти 34 программы будут согласованы в правительстве РФ и утверждены на региональном уровне", - подчеркнула Наталья Молчанова.

Напомним, что круглый стол "Проблемы информационной поддержки реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающим за рубежом" прошел в рамках работы экспертного семинара "Проблемы информационной поддержки актуальных направлений современной миграционной политики Российской Федерации", организованного Институтом Русского зарубежья совместно с Национальным форумом информационной безопасности "ИНФОФОРУМ" при государственной поддержке Федерального агентства по делам печати и массовых коммуникаций 23-24 октября 2007 г.




Программа переселения соотечественников: в поисках идеологии

Национальный форум информационной безопасности "ИНФОФОРУМ" и Институт Русского зарубежья при государственной поддержке Федерального агентства по делам печати и массовых коммуникаций 23-24 октября 2007 г. провели двухдневный экспертный семинар "Проблемы информационной поддержки актуальных направлений современной миграционной политики Российской Федерации". Согласно программе мероприятия, 23 октября состоялся экспертный круглый стол "Проблемы информационной поддержки реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающим за рубежом". Ниже мы публикуем выступление Натальи Харитоновой на этом "круглом столе".

23.10.2007, http://www.russians.kz/

Наталья Харитонова

Программа переселения соотечественников: в поисках идеологииМне бы хотелось обратить внимание коллег на очень важную, на мой взгляд, составляющую Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников в Россию. Эти люди, безусловно, нужны России - говорим ли мы о мигрантах-соотечественниках, как их определило наше правительство, или мигрантах – выходцах из стран ближнего зарубежья. Демографический кризис, необходимость развивать сельское хозяйство, нехватка квалифицированной рабочей силы – все это обусловливает необходимость повышения количества и качества человеческого ресурса.

Однако речь пойдет об идеологии Программы. При этом чрезвычайно важно не путать цели/задачи программы и ее идеологическую составляющую. Так, целью провозглашается привлечение квалифицированных кадров. Однако состав переселенцев для каждого региона будет формироваться в соответствии с заявками этого региона. Попросту говоря, парадигма программы переселения соотечественников ориентирована на то, чтобы «связать стремления людей, которые живут за рубежом и хотят переехать в Россию, с необходимостью развития регионов».

Основной проблемой, вероятно, является то, что в рамках реализации этой программы власти не учитывают влияние на потенциальных переселенцев идеологической и моральной составляющей проводимой в рамках программы политики. Информирование о программе сводится к пропаганде материальной составляющей. Однако потенциальные переселенцы трудоспособного возраста, воспитанные в русской традиции, оценивают и моральную сторону этой политики. Поэтому заявления некоторых должностных лиц о том, что Россия нуждается в «трудовом ресурсе», «квалифицированных кадрах», или того хуже «дешевой рабочей силе» являются для них малопривлекательными и, более того, малоприятными. Ситуация еще более усугубляется, когда на официальном уровне, в комментариях подчеркивается, что Россию интересуют только трудоспособные граждане репродуктивного возраста, что естественным образом не относится к пенсионерам, инвалидам, ветеранам, которые воспринимаются как «балласт». Государство не берет в рамках этой программы ответственности за них – оно полностью перекладывает ее на плечи переселенцев. Все это плюс корректировки плана на уровне принимающих субъектов выливается в устойчивое недоверие потенциальных переселенцев к программе. Позитивным примером здесь, кстати, выступает Новосибирская область, готовая привлекать в качестве переселенцев студентов и обучать их.

Далее еще одна немаловажная вещь для формирования четкой идеологии политики переселения. У нас до сих пор нет четкого определения понятия «соотечественник». Согласно высказыванию главы нашего государства – «соотечественник – это в первую очередь вопрос личного духовного самоопределения», в самой Программе соотечественники определены как люди, «воспитанные в традициях российской культуры, владеющие русским языком и не желающие терять связь с Россией», наше внешнеполитическое ведомство полагает, что это «все граждане бывшего Советского Союза», чиновники считают, что «план относится к владельцам российских паспортов, русскоговорящим лицам с двойным гражданством или людям, которые собираются подать прошение о получении российского гражданства», журналисты делают вывод, что Программа «имеет отношение к сотням тысяч этнических русских из бывших советских республик» и привязывают реализацию этой программы к целям русского националистического движения.

Еще одним фактором, который может сказаться на реализации Государственной программы, стало то, что 15 лет российские власти практически ничего не сделали для улучшения положения русскоязычного населения в бывших советских республиках, ощущение ненужности стало для целых групп наших соотечественников привычным. И это автоматически ставит под сомнение возможность реализации инициативы российского руководства на психологическом уровне. Нынешнее трудоспособное русскоязычное население в странах ближнего зарубежья прекрасно помнит те трудности, которые испытывали прежние группы переселенцев в России.

Кроме того, важно учитывать и другой психологический момент. Российскому населению не очень ясно понятие «соотечественник», т.к. за ним не стоит ощущение этнической близости. Гораздо ближе и понятнее определение «русский» или «русскоязычный». Оперирование в Программе и ее информационном сопровождении понятием «соотечественник» фактически свидетельствует об отсутствии идеологической прокладки под Программой. Здесь нет прямой апелляции к сознанию тех, кто должен принимать своих «сородичей» на своей земле. Ведь именно этническое в сознании до сих пор остается самым устойчивым конструктом, формирующим модель социального поведения.

Что касается потенциальных возвращающихся, то здесь тоже все непросто. Есть большая вероятность того, что вернувшиеся соотечественники будут чувствовать себя психологически некомфортно особенно в экономически неблагополучных районах. Вполне реальной может стать ситуация, когда местное население, особенно в сельских районах, будет проецировать свои проблемы на приезжих. Частично эту ситуацию можно было бы исправить корректировкой термина «соотечественник», как намеренное демонстрирование отсутствия «русского вопроса», на, предположим, «русский соотечественник/переселенец». Однако это входит в прямое противоречие с проводимой в России этнонациональной политикой по формированию политической нации россиян и установки не использовать понятия «русский» в политическом контексте. Решением могло бы стать использование понятия «выходец из России» и т.д. Однако это повлекло бы за собой увеличение меры ответственности за тех, кто в свое время переселился из России в страны ближнего зарубежья без привязки к этнической принадлежности. Но в гораздо меньшей степени, чем это было в случае с применением понятия «русский соотечественник». Именно поэтому российскому руководству гораздо удобнее использовать в рамках реализации программы не этническую мотивацию, чувство Родины, а экономическую, которая не требует никаких моральных обязательств. Фактически, по замечанию одного из экспертов, «ресурс» становится национальностью соотечественника. Но это вовсе не безопасная политика.

В этой связи отмечу, что существует точка зрения, к которой склоняются и ряд российских чиновников, что Программа несколько нелогична. Согласно этой точке зрения было бы гораздо лучше, если бы русские общины в странах ближнего зарубежья оставались инструментом российского влияния, а также лоббистами интересов русскоязычного населения. Поэтому, полагают они, выгоднее не поощрять русских к репатриации, а поддерживать русскую диаспору в соседних государствах. Кстати, эту точку зрения поддерживают и главы русских общин за рубежом.

С другой стороны понятно, что русские общины, опять же в силу отсутствия массовой поддержки с российской стороны, вынуждены интегрироваться в национальные структуры государств пребывания. И по этой причине они вряд ли будут содействовать реализации «плана Путина».

Между тем, само ее появление явилось вполне логичным перед выборами. Информационная составляющая процесса «возвращения русских братьев на Родину», безусловно, станет эффективным механизмом получения политических дивидендов на предстоящих выборах. Тот факт, что большая часть представителей экспертного сообщества расценивает Программу как пиар-ход российских властей, выглядит вполне обоснованным, если учесть что Программа не имеет под собой достаточных ресурсов для реализации. Это касается и приема соотечественников, их адаптации, и стимулирования желания «репатриироваться» в принципе. При этом некоторые эксперты предполагают, что это лишь торг между регионами и Центром за освоение целевых средств, выделенных на Программу.

Таким образом, идеологическая составляющая выходит на первый план среди проблем, сопровождающих реализацию Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников в Россию. Игнорирование программой этнической составляющей может негативно сказаться на адаптации переселенцев на новом месте. Это скажется на результатах. И если России не удастся реализовать программу, пусть даже не в полном объеме – это станет сильнейшим ударом по имиджу России и нашего президента. Фактически это будет означать, что Россия отвернулась от своих соотечественников. Сегодня уже можно услышать об умышленной дискредитации «плана Путина» и не только в странах Ближнего зарубежья. Поэтому не нужно удивляться, если у нас очередной раз появятся «потемкинские деревни» - к этому власть непременно прибегнет, если план не удастся и часть приезжих поедет обратно. Такая возможность, кстати, предусмотрена в рамках программы, и сегодня есть немалое количество «старых» переселенцев в Россию, которые выправляют себе документы для переезда, например, обратно в Казахстан.




Мифы о переселенческой госпрограмме

26.10.07, http://www.russkie.org

Вокруг Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, существует большое количество информационных мифов, которые дезинформируют соотечественников и негативно влияют на ход ее реализации. Такое мнение высказал директор Института Русского зарубежья Сергей Пантелеев в ходе состоявшегося 23 октября круглого стола "Проблемы информационной поддержки реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающим за рубежом".

Первый миф, согласно мнению эксперта, - это утверждение о том, что Госпрограмма переселения является программой репатриации. Сергей Пантелеев обратил внимание на то, что "сами госорганы никогда в подобном качестве программу не позиционировали, и понятно почему". По его словам, "классические программы репатриации базируются на четкой религиозной, этнической, культурной идентификации переселенцев и важнейшую роль в них играет идеологический фактор, фактор "собирания нации", но все это не относится к нашей программе, которая носит преимущественно не идеологический, а технократический характер".

Второй миф – "утверждение о том, что переселенческая программа является массовой, широкомасштабной и т.д.". По словам эксперта, "переселиться по ней могут далеко не все соотечественники, а только те, чья специальность будет востребована на конкретных предприятиях и в конкретных учреждениях конкретных российских регионов. А если не будет востребована – то могут, соответственно, и отказать. Отсюда и те небольшие цифры, которые озвучивают российские регионы, когда говорят о своих планах по приему соотечественников".

Среди ряда других мифов, связанных с Госпрограммой, Сергей Пантелеев, в частности, назвал также "еще один миф, который стал тиражироваться в информационных сообщениях из регионов вселения, и звучит примерно так "переселенцы будут обеспечены работой и жильем".

"Насчет работы – понятно, хотя и здесь, как показывает практика, есть свои проблемы. А вот насчет жилья – это, простите, прямая дезинформация. Нужно тогда уточнять, что речь идет преимущественно о временном жилье, даже не жилье – а о пунктах приема переселенцев, откуда они должны будут выехать через полгода и самостоятельно решать свои жилищные проблемы", - подчеркнул директор Института Русского зарубежья.

Напомним, что круглый стол "Проблемы информационной поддержки реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающим за рубежом" прошел в рамках работы экспертного семинара "Проблемы информационной поддержки актуальных направлений современной миграционной политики Российской Федерации", организованного Институтом Русского зарубежья совместно с Национальным форумом информационной безопасности "ИНФОФОРУМ" при государственной поддержке Федерального агентства по делам печати и массовых коммуникаций 23-24 октября 2007 г.

Комментарий редакции Бюллетеня

Думается, что господин Пантелеев сам заблудился в «трёх соснах» и дезинформирует российских соотечественников, собравшихся возвращаться в Россию.

Добровольное возвращение на родину  и есть «репатриация».  Программа репатриации Франции не делила репатриантов по этническому признаку и уж тем более по конфессиональному. И программа содействия  добровольному  переселению российских соотечественников в Россию чистой воды – репатриация, хотя и носит «технократический характер».

«И ещё один миф», связанный с тем, что переселенцы «НЕ будут обеспечены работой и жильем». И тут оппонентом г. Пантелеева выступает сам Президент России В.В.Путин: «Людям, которые приезжают, нужно предоставить работу и жилье».

Программа буксует, прежде всего, из-за того, что она не была подготовлена на законодательном уровне. Но это уже другой разговор.




Другие русские

Почему развалилась крупнейшая Борисоглебская община переселенцев из ЦентрАзии в России

11.10.2007,  «Русский репортер» №19 

Игорь Найденов

 Россия зовет домой соотечественников, оставшихся за пределами страны. До конца года чиновники обещают принять до 50 тыс. переселенцев. Тем, кто решится на переезд, обещаны серьезная поддержка и понимание со стороны местных властей. Насколько выполнимы эти обещания? Семнадцать лет назад в Воронежской области начался уникальный эксперимент по адаптации на исторической родине переселенцев из Средней Азии. Почти 12 тыс. человек организованно переехали на ПМЖ в маленький русский город Борисоглебск. Пример этой общины был достоин подражания. При финансовой помощи государства переселенцы сами обеспечивали себя рабочими местами и сами строили себе дома. Но со временем "борисоглебское чудо" утонуло в бесконечных тяжбах с местными чиновниками.

У здания республиканского ДОСААФа многотысячная толпа появилась неожиданно. Таджикские националисты рассчитывали найти здесь оружие. Из дверей навстречу им вышел майор Советской армии. Зря вышел (тем более что все автоматы вывезли накануне). Напрасно достал пистолет и стал им размахивать. Несколько человек тут же его обезоружили, подняли над головами и пустили плыть поверх толпы. Художник Анатолий Балашов в это время прятался за углом соседнего дома. Он видел, как сначала тело майора, передавая с рук на руки, протащили несколько десятков метров, как потом оно исчезло из виду, провалившись в небольшую полынью толпы, и появилось на поверхности снова уже разорванным на части. Вскоре толпа двинулась в сторону центра Душанбе, втаптывая останки офицера в асфальт. Именно в тот февральский день 1990 года Анатолий Балашов понял две вещи: что означает выражение "не оставить мокрого места" и что из Таджикистана надо уезжать.

В то время Балашов возглавлял художественно-оформительский кооператив - ХОКО. Организация эта, располагавшаяся на территории душанбинской ВДНХ, была в те дни своеобразным российским форпостом. Стремящимся выехать в Россию здесь помогали выправить проездные документы, потому что оформить их через посольство или консульство было практически невозможно из-за многомесячных очередей. Здесь принимали на хранение личные вещи - в городе хозяйничали мародеры. Многие просто пережидали здесь погромы, поскольку кооператив сформировал отряд вооруженной самообороны. Строго говоря, ХОКО в начале таджикских мятежных 90?х стал для русских единственной надежной защитой, заменив собой дипломатов и военных.

- Мы организовали собрание, - вспоминает Балашов. - К нам тогда наведывались миссионеры из Израиля, Канады, Австралии. Рекрутировали специалистов. Особенно активными были австралийцы. Но приглашали только тех, кому нет пятидесяти. Кто-то считал, что надо ехать в Австралию: там сразу дадут благоустроенное жилье и работу. Другие возражали: "Как же это можно - вот так взять и бросить здесь своих стариков?" А я, помню, сказал: "Нам сейчас здесь орут из кишлаков: "Рус, убирайся!" А не закричат ли в нашу сторону то же самое австралийцы со своих ферм, если мы у них осядем? Давайте лучше к своим, в Россию. Там нам такое даже шепнуть не посмеют". И люди задумались.

Вообразить эту дилемму трудно: уехать в Австралию без стариков и мучиться морально или уехать в Россию со стариками и мучиться материально вместе с ними. Хотя нет. О материальных мучениях русские переселенцы тогда еще даже не подозревали. Для них все было предельно просто: "Мы едем на историческую родину, которая нас помнит, знает. И примет как надо, не хуже других".

Постановили все сделать по-умному. Чтобы благополучно выехать из Таджикистана, а затем сносно устроиться в России, решили объединить людей в переселенческую общину. А потом отправить разведчиков - искать подходящее место для переезда.

Балашов и его коллеги объездили 12 российских регионов. Нужно было найти такую точку на карте, чтобы и самим там не пропасть, и коренных жителей своим появлением не ущемить. Исследование исторической родины длилось не один месяц. Где-то не могли договориться с местной властью о предоставлении земли под постройку жилья. В другой области и без переселенцев рабочих мест не хватало. Там предлагали осваивать деревню, а большинство русских переселенцев из Таджикистана - городские.

Но разведчики не отчаивались: они понимали, что от их выбора зависит качество и количество жизни их родных, друзей и земляков. Дотошные, они даже побывали на консультации у пульмонологов. Те им рекомендовали осесть на постоянное жительство в южных российских областях, на худой конец, не выше столичной широты. Но ни в коем случае не в Сибири. Иначе переселенцам грозил бы хронический бронхит…

Почему выбрали Борисоглебск? В метафизическом смысле это, конечно, случайность. Действительно, мало ли в Черноземье таких же ничем не примечательных населенных пунк-тов. В физическом смысле все гораздо путанее. Переселенцы утверждают, что в этом патриархальном городе, сплошь застроенном добротными двухэтажными особнячками XIX века, они увидели объект приложения своих профессиональных усилий. Ведь основу душанбинского кооператива составляли реставраторы, архитекторы, строители и художники-дизайнеры. Надо отметить, что Борисоглебск - едва ли не единственный город Черноземья, избежавший разрушительных последствий Великой Отечественной войны. Директор Борисоглебского краеведческого музея Юрий Апальков рассказывает, что фашисты сбросили на город всего две бомбы, да и то, кажется, по ошибке. А не бомбили, потому что планировали устроить здесь, в Теллермановском заповеднике, пансионаты для своих военных летчиков.

Основное же преимущество заключалось в том, что областные и районные власти с трезвым воодушевлением, совершенно нехарактерным для региональных начальников того кровожадного периода, соглашались принять "других русских" на своей территории. Они даже позволили будущим землякам покопаться в статистических данных, чтобы изучить производственную конъюнктуру города.

А в качестве бонуса - вышеупомянутый климат: довольно мягкая зима и жаркое лето.

- В 1992–1994?м мы активно переезжали. Как это было, без стакана не расскажешь, - вспоминает Борис Краснов, переселенец первой волны. В Душанбе он работал вторым секретарем горкома партии. - Таджикские пограничники и таможенники сразу примечали дорогие вещи и под любым предлогом пытались их отобрать. Приходилось портить холодильники и телевизоры, чтобы довезти их до Борисоглебска: где ручку оторвешь, где корпус поцарапаешь. А еще у нас была специальная "взяточная" касса. Контейнеры с вещами в вагонах всегда сопровождали здоровые мужики из наших переселенцев. Иной раз сунут кому-то в карман, а кому-то - и в морду. Тамошние пограничники тогда на переселенцах целые состояния делали. И с той поры, судя по рассказам тех, кто проделал этот путь недавно, мало что изменилось.

И вот наконец Борисоглебск. Там, где Ворона и Хопер… Стрелка двух славных российских рек. Не просто чернозем - антрацит. Говорят, воткнешь древко от флага - на нем лаврушка побеги выбрасывает. А что арбузы здесь раньше родились настоящие, а не декоративные - когда еще никто знать не знал о глобальном потеплении, - так это каждому известно, даже агроному. Хорошее место, русским духом пропахшее. Исторически и потенциально зажиточное. До всех российских революций Борисоглебский уезд считался одним из самых богатых в империи. О прежнем здешнем изобилии ходят легенды. Рассказывают, как некий купец решил к православному праздничку сделать пожертвование местному храму. "Выложу, - говорит, - весь пол золотыми червонцами". Стал было выкладывать, а тут незадача: двуглавым орлом вверх положишь - чеканный лик государев на обороте монеты оскорбишь. И наоборот. Думал купец, думал и решил: "Поставлю червонцы на ребро". И поставил-таки.

Пытаюсь рассказать эту историю теткам, торгующим на местном рынке пуховыми платками. Тетки глядят на меня приветливо, как на шальное домашнее животное.

- А пух из чего делаете?

- Таджики шерсть овечью возят.

- Переселенцы что ли?

- Да нет, настоящие.

- А здесь что же, овцы хуже?

- Здесь овец вообще нет, зато переселенцев полно.

Душанбинские переселенцы овец разводить в свое время отказались. И этот отказ повлек за собой первый конфликт с местной властью. А дело было так. Приехали первые переселенцы в город, прописали их всех по адресу коммунально-эксплуатационной части без права проживания. Начали устраиваться - кто на частных квартирах, кто в общежитиях. А попутно стали прикидывать, где можно организовать центр временного размещения для основной массы переселенцев. Тем временем от местных властей пришло известие: "Мы посовещались и решили, что в Борисоглебске для вас места нет. А в селе Петровское - сколько угодно. Там будет строиться завод железобетонных изделий. Будете работать и жить недалеко от места работы".

Черноземье - благодатный край. Воткнешь черенок от лопаты - зацветет. Но не у всех получается

Переселенцы съездили, посмотрели. Увидели поле. Спросили:

- Что мы тут будем делать?

- Как что? Коровок разведете, овец.

- Но мы же их в кино только и видели.

В общем, отказались переселенцы и от овец, и от завода. Захотели жить в черте города, как и договаривались с местным начальством с самого начала. Это многим в Борисоглебске не понравилось. Показалось вызывающим.

Впрочем, нельзя сказать, что переселенцы особенно привередничали. Смена истерической родины на историческую - это всегда социокультурный стресс. Никто из отправлявшихся в Россию и не рассчитывал сразу найти в Борисоглебске работу по специальности. Рабоче-крестьянские вакансии не отпугнули их, как принято здесь считать. Напротив, пассионарии поневоле, они были обречены на труд простолюдинов. И были готовы к нему с самого начала. Хотя в разговоре за вежливой улыбкой нет-нет да и проступает обида на судьбу.

- Я там преподавала в институте, а здесь работала уборщицей, - говорит с вызовом Антонина. Она приехала из Ташкента. Подбородок чуть выше линии горизонта, глаза прищурены, как от солнца. У местных это зовется переселенческим снобизмом.

В городской администрации стараются снисходительно относиться к комплексу полноценности переселенцев. "Они приехали и сразу начали нам показывать, кто они и кто мы. Они из республиканской столицы, с высшим образованием, мы - провинциалы, институтов не кончавшие. Ну и пусть их. Никому такого не пожелаешь - в середке жизни все нажитое бросать и бежать голым в другую страну".

В борисоглебской общине в разное время жили и работали не по специальности ученые из знаменитой таджикской астрофизической лаборатории, инженеры-гидростроители, возводившие Рогунскую ГЭС, летчики гражданской авиации; членом кооператива был известный спортсмен, многократный чемпион мира по парашютному спорту Юрий Баранов. Но разве мешали им их звания и монографии осваивать инструмент под названием лопата? Астрофизики энергично засыпали силос, а летчики брали с фермы домой, в тепло, свиноматок, страдающих авитаминозом, поскольку головой отвечали перед своими за привес. Их товарищи-строители тем временем возводили на окраине города, на землях, выделенных переселенцам в бессрочное и безвозмездное пользование, жилой микрорайон для всей общины.

А до тех пор все жили в поселке, состоящем где из вагончиков, где из "бочек".

План придумали простой: строим дома и коттеджи, переезжаем в них из времянок, на освободившееся место принимаем новых переселенцев из Центральной Азии, снова строим жилье. И так до тех пор, пока не примем и не обустроим всех нуждающихся. В этой схеме роль физраствора отводилась государству в лице Федеральной миграционной службы. От ФМС ничего не требовалось, кроме стабильного выделения средств. Остальное: помощь в оформлении гражданства, регистрации, прописки, а также переезд, временное обустройство, организацию рабочих мест, строительство жилья - община брала на себя.

Вообще говоря, механизм существования в общине был смонтирован очень привлекательно. Особенно для тех, кто приветствует принципы коллективного общежития. Жизнь крутилась, казалось, вечным волчком. Переселенцы планировали ее строго под себя. Организовали почти четыре десятка взаимосвязанных контор - от производственных до потребительских. От продовольственных магазинов, поликлиники и лавки, торгующей секонд-хэндом, до швейной мастерской, подсобного животноводческого хозяйства, мощного автопарка и производства стройматериалов. Все было нацелено на то, чтобы строить жилье следующим переселенцам.

- Мы организовали замкнутый цикл, - говорит Анатолий Балашов. - На одни и те же деньги были созданы рабочие места, стройматериалы выпускались не по рыночной, а по внутренней стоимости, без продажных накруток. Покупали мы только то, чего не могли произвести сами: песок, щебень, газ, воду.

Переселенцы не отнимали рабочих мест у коренных жителей. Никто не убегал в Москву на заработки. Работали семьями. Зарплату получали регулярно. Было даже свое проектно-конструкторское технологическое бюро, свои геодезисты, геологи. Сами проектировали, делали привязку к местности - все это снижало расходы в разы.

Для кого-то это, возможно, скучная материя, а Балашов рассказывает о том времени с наслаждением. Вспоминает, как хотели даже организовать в Борисоглебске международную выставку строительных материалов. Как были включены Госстроем в экспериментальную программу производства малоэтажной застройки для беженцев-переселенцев. Как приезжали разнообразные делегации - перенимать опыт, чтобы распространить борисоглебский эксперимент в других регионах России. Ко времени своего расцвета - это примерно 1997–1998 годы - хоковцы построили около ста коттеджей и несколько многоквартирных домов. В ООО "ХОКО", выделившемся из общины, работало более тысячи человек. А всего в Борисоглебске обосновались примерно 12 тыс. переселенцев из стран Средней Азии.

Я ездил туда как раз в то время. Помню, думал: вот бы так по всей стране! Теперь от общины осталось одно название - в буквальном смысле слова. Из всех многочисленных подразделений работают только поликлиника и дизайнерский центр. Коттеджи стоят брошенным недостроем. В вагончиках ютятся те, кто приехал во второй половине 90?х. И в отличие от своих более удачливых товарищей по несчастью, перебравшихся в отстроенное жилье, им новоселье не светит.

Трудно сказать, что привело к краху борисоглебского эксперимента по адаптации к российским условиям беженцев-переселенцев. Скорее всего, тут комплекс причин. Депутат гордумы Федор Григорьев, представляющий интересы избирателей того округа, где расположены микрорайон переселенцев и временные вагончики, называет по крайней мере три.

Руководители общины оказались плохими менеджерами и совершили ряд крупных маркетинговых ошибок. Их черепицу и деревянный брус никто не покупал, а приобретенный на средства федерального бюджета завод по изготовлению тротуарной плитки так и не смогли запустить. Потом ФМС прекратила финансирование проекта. И, наконец, не сложились отношения с местной властью.

Интересно, что последнюю причину депутат считает основной. Иначе говоря, и деньги бы нашлись, тем более что частные инвесторы неоднократно проявляли интерес к незавершенному строительству. И с менеджментом как-нибудь разобрались бы. А вот местная власть для переселенцев стала препятствием непреодолимой силы.

Основная борьба завязалась из-за налогов на ту землю, где расположены вагончики и дома. Администрация города настаивает на том, чтобы ООО "ХОКО" платило в местный бюджет налоги со своей земли. Переселенцы это делать отказываются, ссылаясь на то, что земля им выделена федеральной властью в безвозмездное и бессрочное пользование, а стало быть, не местных властей это забота. Тем временем городская налоговая служба регулярно начисляет переселенческой организации штрафы и пени и грозит ей банкротством.

Копя взаимные обиды друг на друга, стороны в результате погрязли в судебных разбирательствах и конфликтах, один из которых привел к тому, что однажды, после проверки Счетной палаты, ФМС приостановила финансирование программы "до выяснения обстоятельств".

В общем, дело это темное и неприятное. Кто в этой истории прав, кто виноват - с налету разобраться невозможно. Ясно одно: из-за отсутствия взаимопонимания между переселенцами и местной властью эффективная программа самообеспечения переселенцев рассыпалась в прах. А примерно 700 человек во временном поселке остались без перспективы получить нормальное жилье.

- Люди, живущие здесь, - говорит депутат Григорьев, - стали заложниками сложных отношений администрации и руководителей ХОКО. - Причем обеим сторонам выгодно именно такое их существование, поскольку они превратились в инструмент манипулирования.

Если в споре рождается истина, то в данном случае она такова: эти вагончики способны дискредитировать любую, даже самую достойную переселенческую идею. В том числе и Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников в Россию, о полноценном запуске которой уже объявило правительство. В убогих интерьерах центра временного размещения невозможно понять, как можно приглашать в Россию новых переселенцев, не устроив жизнь предыдущей волны.

Юго-Восточный район Борисоглебска. Дощатые вагончики вперемешку с "бочками". Похоже на поселок Майский в Пригородном районе, оспариваемом Северной Осетией и Ингушетией. Только там почти война, а здесь что?

Любовь Силантьева приехала в Борисоглебск из Туркмении. Год назад она вселилась в "бочку" вместо другой переселенки, прожившей здесь 13 лет с матерью и двумя детьми. Сверху металл, затем стекловата, стены обиты фанерой. Отопление электрическое.

- Однажды сын пришел из русской школы и сказал, что больше не будет туда ходить, потому что его вместе со всем классом каждое утро перед уроками заставляют клясться в верности Туркменбаши на туркменском языке. Тогда я поняла, что так жить нельзя - надо уезжать в Россию. Но там еще остались мои родственники с детьми. Их мы пока вытащить сюда не можем. Нам некуда их приглашать и негде регистрировать: мы сами находимся здесь на птичьих правах.

- А они не хотят попробовать воспользоваться новой переселенческой госпрограммой? - спрашиваю я.

Любовь Силантьева, живущая, как Диоген, в "бочке", открывает мне простые истины:

- Бесплатный сыр только в мышеловке, а на государство особенно надеяться не стоит. Это главное, что мы здесь все поняли и что следует понять тем, кто собирается перебираться в Россию.

У нее есть основания сомневаться в искренности государства, предоставившего ей право называть себя россиянкой. По закону каждый вынужденный переселенец должен получить жилищный сертификат. Семье из четырех человек этой государственной помощи хватило бы, скажем, на покупку недостроенного коттеджа в Борисоглебске и даже и на доведение его до ума. Однако этих сертификатов никто из переселенцев в глаза не видел. Поэтому все здесь сейчас рассчитывают только на себя: берут кредиты в банках и достраивают, кто может, своими руками хоковскую незавершенку. Взрослых детей стараются устроить на учебу в Москву: надеются, что хотя бы они сумеют когда-нибудь расплатиться с банками.

К слову, замечено, что больше других преуспели те переселенцы, кто первыми отказались ждать помощи от государства и своей очереди на жилье. Один владеет магазинами спорттоваров и автозапчастей, другой - кирпичным заводом. А Валерий Каримов открыл стоматологическую клинику.

- Да надоело мне унижаться, ждать всех этих ссуд на строительство, как от мертвого осла уши, - говорит он. - Я однажды плюнул на все и не стал продлевать статус вынужденного переселенца. Взял в аренду помещение, потом кредит на покупку оборудования и начал работать сам по себе, без всякой общины. Появилась клиентура - появилась возможность купить жилье в городе. Вот и все дела.

Мы разговариваем в его кабинете среди зубных протезов и гипсовых моделей челюстей. Надо признаться, давно мне не приходилось пить дорогой армянский коньяк в зубоврачебном кресле.

Валерий Каримов считает, что в странах Средней Азии еще будут конфликты на национальной почве, а значит, не избежать новых миграционных потоков. Он говорит об этом с убежденностью человека, женатого на украинке, в приемной которого на стене висит стихотворение таджикского поэта Рубаки.

После вагончиков и "бочек" едем осматривать 12?квартирный дом, достроенный и заселенный переселенцами в прошлом году. Больше таких в Борисоглебске нет. Переселенцам потребовалось два года, чтобы убедить власти, что этот дом не будет нарушать архитектурный облик города. А ведь нарушает… Чем вызывает нешуточную зависть коренных жителей. Еще бы: одно дело жить в типовой грязно-серой хрущевке и совсем другое - в доме, построенном по индивидуальному проекту.

- А им, видимо, хотелось, чтобы мы все начинали с бараков, - говорит Елена Филиппова, живущая в этом доме. - Это здесь у них еще сохранилось.

Ключевые слова - "у них". Елена Филиппова почти 15 лет живет в Борисоглебске, но так и не привыкла считать местных жителей своими. Может, сказываются годы, проведенные в вагончике?

Впрочем, за все это время между переселенцами и коренными жителями серьезных разногласий не было.

- Мы тщательно согласовывали свой приезд сюда: заключили договоры с ФМС, Воронежской областью, городскими властями, - говорит Анатолий Балашов. - Но по большому счету это была самодеятельность, ведь еще не существовало никаких программ, опыта переселения. Теперь мы предлагаем свои знания. Но до нас никому нет дела. Наш проект всем глубоко безразличен. Если руководители постперестроечной формации относились к нам в лучшем случае заинтересованно, а в худшем - с терпением, то теперешние вообще нас не замечают.

- Это тенденция или местное явление?

- Тенденция. Во власть приходят негосударственные люди. Бизнесмены. Переселенцы для них - нечто вроде непрофильных активов, причем убыточных, как они считают.

- Почему ваш уникальный опыт не получил распространения в России?

- Однажды правозащитница Лидия Графова сказала про нас: "Уж слишком это уникальный опыт". Нас было слишком много, мы были слишком хорошо организованы, слишком сильно объединены одной идеей. Причем идеей патриотической, более того - русской. Похоже, эти наши "слишком" кого-то здорово напугали.

- То есть вы проиграли?

- Да нет. Во-первых, мы вывезли людей. Во-вторых, построили 200 с лишним квартир - больше тысячи человек обеспечили жильем. Между прочим, для сравнения: первый в очереди на муниципальное жилье в Борисоглебске ждет его с 1960?х годов. Если бы нам не мешали, мы бы уже пять лет назад всех расселили. И перешли бы на мирную жизнь. Самая большая проблема в региональной власти. Они должны понимать, что к ним едут люди, а не скот. Им надо написать подробную инструкцию: что они должны делать и чего не должны; определить меру их ответственности и наказания за неисполнение программы. А поскольку многие территории материально не готовы к приему переселенцев, можно прогнозировать саботаж чиновников. Например, в Воронежской области нет абсолютно никаких - даже потенциальных - жилищных возможностей, если только не "засунуть" переселенцев в брошенные деревни. Через два-три года они оттуда уедут.

Тем временем начальник паспортно-визовой службы Борисоглебска Владимир Кирпичников бодро говорит, что Воронежская область уже определилась с тем, какие территории будут принимать переселенцев по программе содействия. Это четыре района, расположенные на юге региона, и сам Воронеж.

Если по-хорошему, в Борисоглебске вскоре, похоже, найти рабочие места для переселенцев будет не так сложно. Приборостроительный завод, который уже год простаивает, планируют сделать филиалом авиастроительного. Здешний мэр Иван Данилов говорит, что завод воскреснет и там появится примерно две тысячи рабочих мест. И он не исключает, что часть вакансий заполнят новые переселенцы. Жилье же для них планируется строить по схеме ипотечного кредитования.

Во все это Анатолий Балашов не верит.

- У чиновников сложилось превратное представление о нынешнем переселенце: несчастный человек в рубище, готовый жить где угодно и делать что угодно. Ничего подобного. Теперь человек сначала произведет разведку, а потом долго будет готовить переезд. К примеру, наши родственники, друзья, знакомые не приедут из Таджикистана ни сюда, ни куда-нибудь еще в Россию. Потому что они знают от нас, как здесь относятся к переселенцам.

По словам Балашова, миграционный потенциал в республиках Средней Азии есть, но цифры завышены. В Таджикистане желающих выехать - 30–40 тысяч. Причем, если кто и решится переселиться, то к родственникам и без всякой программы. В Узбекистане потенциал серьезнее - до полумиллиона. В Казахстане еще больше, но в последнее время оттуда уже не очень хотят уезжать: уровень жизни подтянулся к российскому. Киргизия, Узбекистан и Таджикистан вместе дают до миллиона человек.

- В основном это пенсионеры, военнослужащие в отставке, разделенные семьи, - объясняет Балашов. - Жизненно активные либо уже уехали, либо устроились на месте. Среди русскоязычного населения образовалась даже новая формация - образованные молодые люди, граждане России, продающие свои знания и умения в странах Средней Азии.

В офисе Анатолия Балашова звонит телефон. Он поднимает трубку и долго весело с кем-то разговаривает. Потом выясняется, что звонил один из коллег, уехавший на ПМЖ в Израиль после того, как борисоглебская переселенческая община развалилась.

- И что рассказывает?

- Да как обычно. Сижу, говорит, в коттедже, в кибуце, вспоминаю свой вагончик.

Ностальгия его, понимаешь, замучила.




Территория  вселения

Омская область примет более 700 соотечественников из стран СНГ

15.10.2007,  www.regnum.ru

На переселение соотечественников из стран СНГ из бюджета Омской области будет выделено в 2008-2009 годах более 33 млн рублей. За этот период в регион будет принято более 731 участника этой федеральной программы. Об этом сообщил на прошедшей в пятницу, 12 октября, пресс-конференции начальник Федеральной миграционной службы по Омской области Владимир Аллес, сообщило РИА "Омск-Информ".

"Наш регион не пилотный, - сказал Владимир Аллес, - мы вступаем в реализацию этой федеральной программы с 1 января 2008 года. Весь год мы занимались подготовкой региональной программы. Она направлена в правительство РФ, где проходит стадию согласования. После этой процедуры мы приступаем к ее реализации".

Владимир Аллес рассказал, что региональная программа по переселению соотечественников из стран СНГ предусмотрена на 2008-2010 годы. "За этот период мы должны принять в регион больше 731 участника программы и членов их семей. По предварительным подсчетам всего в регион прибудут 2 193 соотечественников", - сказал начальник Федеральной миграционной службы по Омской области.

"Сегодня, несмотря на то что программа не принята, к нам уже около 170 человек обратились по вопросам переселения, - сказал Владимир Аллес. - Не только мы работаем с ними".

Территориями вселения - семь муниципальных образования области - Шербакульский, Саргатсккий, Колосовский, Называевский, Усть-Ишимский районы, а также город Омск. То есть, скажем, в Азовский район переселенцы не смогут вселиться по региональной программе. Им при этом не будут оказаны причитающиеся льготы. Соцпакет для переселенцев - это компенсационные выплаты, связанные с переездом и по временной нетрудоспособности, медицинское обслуживание.

Отбор соотечественников, которые могут переселиться по федеральной и региональной программам, будет вестись еще в стране проживания. Там будет сформировано дело, которое потом переправят в регион.

Кроме того, на пресс-конференции Владимир Аллес сообщил, что в последний год, после упрощения процедуры въезда иностранцев на территорию РФ, границу Казахстана с Омской областью пересекли 660 000 человек. Накануне сотрудники миграционной службы провели рейд по одному из рынков города, где выявили 16 иностранных граждан (в основном китайцев), незаконно пребывающих на территории РФ.

Владимир Алллес также рассказал о квоте трудовой миграции - в этом году для Омской области она составляет: 1 400 на дальнее зарубежье (Китай, Корея, Турция) и 10 000 - на страны СНГ. Пока постановления правительства нет на этот счет, но после его появления, в начале октября, по словам Владимира Аллеса, миграционная служба региона приступит к приему заявок от работодателей.

Кроме того, он сообщил, что в 2007 году за административные нарушения в сфере миграционного законодательства к ответственности были привлечены 53 000 граждан РФ и иностранных граждан. Количество административных нарушений выросло на 1 000.




«Никому из заявителей мы не можем отказать»

Липецкая область готовится принять 10 тыс. переселенцев из ближнего и дальнего зарубежья

11.10.2007,  www.regnum.ru

Соотечественники из ближнего и дальнего зарубежья активно интересуются возможностью переехать на постоянное жительство в Липецкую область по программе содействия добровольному переселению. Наибольшее количество анкет, сообщил на брифинге заместитель начальника областного управления труда и занятости Виктор Кирей, поступило из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Украины. Большой интерес проявляют русские люди, живущие в Молдавии, Туркменистане, Таджикистане и Латвии. Есть желающие перебраться в Липецк из Чили, Аргентины, Израиля и Германии, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе администрации Липецкой области.

Липецкая область как один из 12 пилотных регионов по реализации федеральной программы в начале октября приняла семью первых переселенцев - врачей из Казахстана. Еще четыре семьи приедут в регион в ближайшее время. На 9 октября свидетельство участников программы выдано десяти соотечественникам. Сотрудники управления получили около 350 анкет потенциальных переселенцев и рассмотрели около 200 из них, добавил Кирей. По 165 анкетам уже даны положительные ответы, что означает предложение вариантов возможного трудоустройства. В целом в банке данных управления уже более 500 обращений (с учетом членов семей - более 1,5 тыс. соотечественников). "Никому из заявителей мы не можем отказать, - разъяснил заместитель начальника областного управления труда и занятости. - В случае если кандидат имеет какую-то необычную профессию, к примеру, океанолога, мы предлагаем переобучение. Главная задача - помочь людям переехать в Россию".

На первом этапе реализации Программы содействия переселению до окончания 2008 года область будет принимать соотечественников под имеющиеся вакансии и реализуемые инвестиционные проекты. Поэтому территориями вселения определены Липецк, Грязи и Тербуны, где создаются промышленные экономические зоны. Рабочие профессии - водителей, слесарей, электриков и электрогазосварщиков - имеют около половины нынешних участников Программы. К трудоустройству переселенцев готовы Новолипецкий металлургический комбинат, металлургический завод "Свободный сокол", Студеновская горно-добывающая компания, завод холодильников "Индезит Интернэшнл", грязинские машиностроительные заводы, автотранспортные и строительные организации. В 17 организациях вакантные рабочие места будут бронироваться. Центры занятости территорий заключили с работодателями соглашения о взаимодействии.

В конце года в Тербунах будет завершено строительство Центра временного размещения для переселенцев. На возведение гостиницы из областного бюджета было выделено около 50 млн рублей. В будущем году такой же центр будет построен в Грязях. Вместе с тем участники Программы не имеют каких-либо преимуществ в получении жилья, подчеркнул Кирей. Весомые меры поддержки, которые будут оказываться переселенцам в Липецкой области, касаются обустройства и социальной адаптации на новом месте. Только на выплату пособий в период поиска работы, переобучение, выплату стипендий в первые полгода областным бюджетом предусмотрено более 21 млн рублей. Кроме того, до получения гражданства приехавшие смогут пользоваться всеми социальными льготами, предусмотренными областным законодательством. Общий объем финансирования мероприятий Программы из областной казны - около 250 млн рублей.

"В ближайшие шесть лет Липецкая область готова принять десять тысяч человек, - отметил заместитель начальника областного управления труда и занятости. - Возможно, в дальнейшем, если появится необходимость увеличить количество территорий вселения, эта квота возрастет до пятидесяти тысяч".





Соотечественники изъявили желание

52 соотечественника намерены участвовать в программе по добровольному переселению в Красноярский край

22.10.2007, www.regnum.ru

52 соотечественника изъявили желание принять участие в государственной программе по добровольному переселению в Красноярский край, сообщили ИА REGNUM-KNews в краевом Агентстве труда и занятости населения. В адрес агентства, которое является органом, уполномоченным по реализации программы по переселению соотечественников, посутпили анкеты от жителей Украины, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Армении.

В отношении двадцати заявителей уже принято положительное решение - кандидаты приглашаются в Красноярский край. Они будут жить и работать в Ачинске, Кежемском, Сухобузимском, Бирилюсском, Пировском районах. В край приедут учителя, плотники, врачи, станочники, медицинские сестры, электросварщики, трактористы. Положительные ответы направлены нашим соотечественникам по месту их сегодняшнего проживания. Теперь им остается оформить в консульствах и представительствах Российской Федерации свидетельства участников программы.

Всего по прогнозам до конца 2007 года в край смогут приехать из-за рубежа до 50 соотечественников - участников программы и 150 членов их семей.




Оценить ситуацию

В Приамурье прибыла московская делегация для проверки реализации программы переселения

26.10.2007,www.regnum.ru

С рабочей поездкой в Шимановский район Амурской области 25 октября отправились заместитель председателя правительства Приамурья Гузалия Минкина совместно с членами межведомственной рабочей группы по ситуационному анализу и совершенствованию механизмов процедур, предусмотренных Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Об этом корреспонденту ИА REGNUM рассказали в пресс-службе правительства Приамурья.

В планах комиссии посещение машиностроительного завода "Кранспецбурмаш", где москвичи на месте смогут оценить ситуацию с рабочими местами, осмотрят жилье, после чего проведут совещание по теме "Перспективы развития города, о готовности к приему соотечественников". Кроме того, члены рабочей группы планируют посетить ЗАТО Углегорск - эта территория также вошла в Государственную программу.

Московская комиссия по проверке реализации программы переселения прибыла в Приамурье 24 октября. В этот же день с рабочей поездкой они посетили Тамбовский район, где ознакомились с ходом реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Далее под руководством первого заместителя председателя правительства Николая Швец прошло совещание, в ходе которого были подведены промежуточные итоги.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ