Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №181(01.12.2007)
<< Список номеров
ВЫБОРЫ-2007
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Нагорный Карабах снова может стать горячей точкой

28.11.2007, «Единая Россия»

Министр обороны Азербайджана Сафар Абиев заявил вчера об очень большой вероятности будущей войны за Нагорный Карабах.

Азербайджан готов до последнего прилагать все усилия в переговорном процессе для мирного урегулирования карабахского конфликта. Об этом заявил во вторник вечером в интервью бакинскому телеканалу "Лидер" заведующий отделом внешних связей администрации президента Азербайджана Новруз Мамедов, сообщает ИТАР-ТАСС

Комментируя заявления министра обороны страны Сафара Абиева на пресс-конференции в Астане по итогам заседания Совета министров обороны стран СНГ о том, что "пока территории Азербайджана остаются оккупированными со стороны Армении, вероятность войны почти стопроцентная", Мамедов подчеркнул, что почву для таких заявлений создает позиция мирового сообщества, ведущих стран и международных организаций. "К сожалению, международные организации, страны, формирующие миропорядок, не могут продемонстрировать конкретную, справедливую позицию в отношении карабахского конфликта, и мы объясняем это двойными стандартами", - сказал Мамедов.

"Азербайджан является одной из сторон конфликта, его территории оккупированы, и он имеет миллион беженцев и вынужденных переселенцев. Армения же - другая сторона конфликта, она оккупировала территории Азербайджана и стала причиной появления беженцев и переселенцев. В такой ситуации одинаковый подход к обеим сторонам свидетельствует о том, что позиция мирового сообщества, в том числе и посредников, в роли которых выступают сопредседатели Минского группы ОБСЕ - Россия, Франция и США - не является справедливой", - отметил официальный представитель администрации президента Азербайджана.

Мамедов особо подчеркнул, что в Армении должны знать, что "рано или поздно оккупированные азербайджанские территории будут возвращены". На состоявшемся на минувшей неделе приеме в честь 15-летия правящей партии "Ени Азербайджан" /Новый Азербайджан/ ее председатель - президент страны Ильхам Алиев заявил: "Мы должны добиться, и добьемся поставленной цели в деле восстановления территориальной целостности нашей страны. Для этого существуют различные пути, и мы готовы пройти все".

В свою очередь министр обороны Армении Микаэл Арутюнян назвал заявление главы Минобороны Азербайджана "категоричным" и заявил, что Армения не видит альтернативы мирному решению карабахской проблемы.

"Когда президенты двух стран (Армении и Азербайджана - ред.) ведут переговоры о мирном урегулировании карабахской проблемы, такие заявления делать слишком категорично. И это не право министра обороны, поскольку верховные главнокомандующие, президенты наших государств ведут переговоры о мирном урегулировании данного вопроса", - сказал он журналистам, комментируя заявления главы Минобороны Азербайджана.

"Мы альтернативы мирному решению проблемы не видим", - подчеркнул Арутюнян "Интерфаксу".

Член Генерального совета партии "Единая Россия", директор Института стран СНГ Константин Затулин в прямом эфире "Русской службы новостей" прокомментировал высказывания азербайджанского министра и взаимоотношения двух сторон конфликта:

"Во-первых, это достаточно понятная и традиционная форма давления, которое оказывается со стороны Азербайджана на армянскую сторону в связи с тем, что, как считают в Азербайджане, именно Армения является страной того конфликта, который привел к потере не только нагорно-карабахской территории, но и нескольких сопредельных районов Азербайджана, которые в настоящий момент, как говорят в Нагорном Карабахе, оккупированы и контролируются силами самообороны Нагорного Карабаха. Конечно же, Азербайджан не устраивает данная ситуация, и он всякими путями пытается добиться возврата территории. Конечно, с 1994 года действует Соглашение о прекращении огня. Хочу заметить, что это единственный, по сути, согласованный документ между двумя сторонами Нагорно-Карабахского конфликта. Но разделительных миротворческих сил нет, и, фактически, состояние "не войны" обеспечивается только военным преимуществом армянской стороны, Нагорного Карабаха, и условиями местности. Рельеф местности как раз благоприятствует, создает фактически неприступную оборону на этих отрогах для тех, кто сегодня находится в Нагорном Карабахе.

Я могу предположить еще одну причину. Выступление Сафара Абиева вполне может быть связано с обострением внутриполитической борьбы и соперничества в Армении. В феврале в Армении проходят выборы, и до последнего времени они казались предрешенными. Как раз Серж Саркисян, выходец из Нагорного Карабаха и нынешний премьер Армении, готовится на смену другому выходцу из Нагорного Карабаха, нынешнему президенту Роберту Кочаряну, чей предельный срок нахождения у власти в должности президента истекает в будущем году. Но произошло серьезное обострение. В сентябре на арену вышел (вернулся, точнее сказать) первый президент Армении Левон Тер-Петросян, и он сегодня выступает с очень жесткой критикой своих наследников - Роберта Кочаряна и Сержа Саркисяна. Он даже попросил у граждан Армении, выступая на митинге неделю назад, прощения за то, что он привел во власть Роберта Кочаряна, Сержа Саркисяна, что он их из Карабаха привез в Армению, и так далее. Дело в том, что как раз причиной отставки Левона Тер-Петросяна в свое время, или поводом к его отставке было то, что он высказал в достаточно осторожной форме предположение, что, все-таки, необходимо идти на какие-то компромиссы в вопросе Карабаха. И когда он это высказал, поднялась буря возмущения и в Армении, и в Нагорном Карабахе, где считают свое самоопределение состоявшимся и имеют для этого определенные основания. Все эти годы нагорный Карабах, естественно, не терял времени зря, и там функционируют органы власти, они периодически избираются. Там есть, как я уже сказал, достаточно дееспособные вооруженные силы. И к тому же, практически, Нагорный Карабах мононационален, там живет только армянское население, азербайджанского населения в Нагорном Карабахе нет. Как и армянского тоже нет в Азербайджане. И вот, вполне возможно, что это заявление – что-то вроде зондирования, которое должно обострить дискуссию по этому поводу накануне выборов в Армении. Но хочу заметить, что оно может сыграть как в ту, так и в другую сторону. Как сыграть в пользу консолидации тех, кто не хочет никаких уступок азербайджанской стороне, так и сыграть в пользу тех политиков в Армении, которые, справедливо или нет, связываются с возможностью какого-то компромисса с Азербайджаном по Нагорному Карабаху. Прежде позиция Армении была достаточно монолитна по этому вопросу с Нагорным Карабахом, как будет после выборов в феврале – здесь пока сложно говорить, хотя я лично считаю, что, скорее всего, позиция сохраниться. Но я бы сказал, что я был бы более уверен в этом, если бы это прозвучало из чьих-то других уст. Министр обороны, действительно, по должности "ястреб", и выступать в роли такого "змея-искусителя" ему не совсем с руки, как мне кажется, по роду его деятельности, и по складу его характера".

СПРАВКА:

Урегулирование карабахского конфликта ведется с 1992 года в рамках Минской группы ОБСЕ. В мае 1994 года при посредничестве России был подписан Бишкекский протокол, ставший основой для достижения перемирия и режима прекращения огня в зоне конфликта. С весны 2004 года усилия по разрешению проблемы ведутся в рамках Пражского процесса на уровне министров иностранных дел Азербайджана и Армении. Он предусматривает поэтапное урегулирование конфликта. Ожидается, что эта тема будет затронута на заседании глав МИД государств-членов ОБСЕ 28-29 ноября в Мадриде, где планируется встреча руководителей внешнеполитических ведомств Азербайджана и Армении с сопредседателями Минской группы.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ