Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №181(01.12.2007)
<< Список номеров
ВЫБОРЫ-2007
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Межнациональные отношения



«А рвется там, где тонко»

14.11.2007, www.regnum.ru/news

Газета "Начнем с понедельника" публикует перевод открытого письма казахстанской интеллигенции руководству страны. Ранее обращение за 73 подписями было опубликовано в нескольких казахскоязычных СМИ. В частности, подписанты обращения высказываются против идеи трехъязычия (знание казахстанцами государственного, русского и английского языков), выдвинутой президентом страны: "Если зреть в корень (разобраться в сути), то на первом месте должен стоять только государственный язык. И ставить другие языки вровень с ним - противоречить Конституции. Назвали бы хотя бы "государственный язык и двуединство языков" - было бы более приемлемо". Кроме того, авторам письма не импонирует еще одна предложенная руководством страны идея "казахстанской нации". По мнению авторов письма, "...исходящая от "американской нации" идея "казахстанской нации" нам не подходит. Потому что Америка - не национальное государство. В этой стране в свое время господствовали пришлые оккупанты, одержимые психологией обогащения. Идея "американской нации" выстроилась на костях около 150 млн местного населения, индейцев. Поэтому, хоть эта страна для нас считается образцом в отрасли экономики, в духовной жизни не может быть таковым". В общем, пишут они, идеи "триединства языков", "казахстанской нации" сводят на нет положение казахов, как государствообразующую нацию,... что способствует резкому сокращению сегодняшнего национального показателя 90 процентов во власти до 5-10 процентов".

Central Asia Monitor опросила некоторых подписантов обращения. Так, председатель партии "Ак жол" Алихан Байменов пояснил: "Государство не справляется с созданием условий для развития государственного языка, и, не справившись с этой задачей делает отвлекающий маневр, выдвигая идею трехъязычая. Развитие государственного языка - обязанность государства. Нельзя вменять в вину нации то, что предыдущая система сделала все для того, чтобы казахский язык оказался не нужен. Сегодня мы предлагаем исправить эту ошибку, сделанную руками власти. Историческую память народа ничто не может стереть, и не надо считать, что развитие казахского языка будет направлено против других языков - такое может вообразить только не совсем здоровый человек". Каждый, кто считает себя патриотом Казахстана, по мнению лидера "Ак Жола", должен с пониманием отнестись к той ситуации, в которой оказался казахский язык, так как в будущем он станет фундаментом в деле формирования казахстанской идентичности".

В свою очередь руководитель Группы оценки рисков Досым Сатпаев, комментируя этому же изданию появление обращения, обратил внимание, что "претензии, которые в нем выдвинуты, и содержащаяся в подтексте критика проводимой национальной политики отражают некие настроения, существующие у определенных социальных групп". "В последние годы национал-патриотическое направление в Казахстане начинает реанимироваться. Более того, проявляются соответствующие процессы институализации этого процесса в виде появления тех или иных движений". По мнению политолога, "государственные идеологи упустили момент, когда в государстве появились социальные, политические бизнес-группы, живущие в своем измерении, которые смотрят на ту или иную ситуацию с разных колоколен. И идеологи от власти попали в созданную ими самими мифологическую конструкцию, базирующуюся на предсказуемости, стабильности. Но сегодняшние тенденции говорят о том, что у нас не одна страна - их несколько. Внутри Казахстана существуют абсолютно разные миры, с разной шкалой ценностей... Руководство страны, чиновники несколько неадекватно реагируют на настроения в обществе, в том числе национал-патриотические. А эта идея получит дальнейшее развитие, особенно если под нее найдутся не только организации, но и деньги. Это вполне возможно с учетом того, что определенная (пока незначительная) часть политической и бизнес-элиты при определенных условиях попытается найти идеологическую основу. Национал-патриотизм может стать инструментом в борьбе за власть. Такой риск существует, а это уже опасно".

Со своей стороны эксперт считает, что руководству страны необходимо предпринять ряд антикризисных мер: "...Иметь беспристрастный, качественный, регулярный аналитический мониторинг развития страны с точки зрения потенциальных угроз и рисков. Во-вторых, в Казахстане должны появляться дополнительные политические демократические институты, которые при кризисной ситуации смогут взять на себя роль буфера. Ведь если все будет сведено к политической борьбе элит, использование радикальных идеологий нельзя исключать. Борьба будет очень жесткой не только за власть, но и за собственность, а в этих условиях все средства хороши. И только при наличии институтов гражданского общества эта борьба может выйти в публичную сферу и быть более-менее контролируемой. В-третьих, необходимо задуматься о наличии в стране мощного социального разрыва. Как оказывается, к категории бедных относится именно коренное население и именно в сельской местности. Это приводит к усилению миграции в крупные города, где маргинальная среда может стать благотворной почвой для культивации радикальных идеологических форм. В-четвертых, необходимо вплотную заняться элементарной государственной идеологией. Вопрос о национальной идее пора вывести из кабинетов чиновников на уровень серьезного обсуждения".

"Новое поколение", продолжая тему, также обращает внимание на национальный вопрос: "А рвется там, где тонко. Рвется не первый раз. Достаточно вспомнить громкий конфликт в Новом Узене в июне 1989 года между казахстанскими нефтяниками и приезжими кавказцами из-за рабочих мест, затем события в Усть-Каменогорске (1992 год), когда после убийства тремя чеченцами четырех казахов толпа пошла громить их чеченский поселок... И следующие недавние события. Тенгиз. Октябрь 2006 года. Массовая драка между турецкими и казахстанскими рабочими на предприятии "Сенiмдi курылыс", занимающемся строительством завода второго поколения по проекту в Жылыойском районе Атырауской области. Более ста иностранцев получили ранения различной степени тяжести. Село Шелек под Алма-Атой. Казахско-уйгурская потасовка (ноябрь 2006 года) стала даже предметом парламентских обсуждений. С обеих сторон в драках и погромах участвовало более трехсот человек. Полицейским было явно не под силу справиться с разъяренной толпой. Только благодаря вмешательству старейшин обеих диаспор удалось остановить кровопролитие. Были раненые. Село Маловодное (март 2007 года). Ссора парней в бильярдной закончилась "войной" с чеченцами, стреляли автоматы, есть раненые и убитые". По мнению издания, "судя по участившимся в последнее время конфликтам, "тонко" в Казахстане много где: в медицине (шымкентский СПИД), в жилищно-земельном вопросе (Шанырак и Бакай), на таможне (вечно проблемный Хоргос), в праворульном вопросе...". Издание отмечает: "Специалисты по цветным революциям" хорошо знают, как из маленького конфликта можно создать большую проблему с грандиозным потрясением масс. Так было в Киргизии, Грузии. Трудно отделаться от мысли, что кому-то очень не нравится, что Казахстан пытается преподнести себя мировому сообществу в образе островка стабильности в Центральной Азии. А потому особенно важно, чтобы власти адекватно реагировали на подобные ситуации. Любой, даже самый мелкий конфликт, несущий в себе потенциал раздувания межнациональной розни, нужно гасить в зародыше. Используя прежде всего методы убеждения, авторитет старейшин. А уж потом - грубую силу".




 Будут ли русские создавать в Крыму «отряды самообороны» по примеру меджлиса?

19.11.07, http://www.rdu.org.ua

 Марк Агатов

  16 ноября 2007 г. в газете «Голос Крыма», издающейся за деньги налогоплательщиков Украины, было опубликовано интервью с народным депутатом Украины Мустафой Джемилевым, в котором он в частности сказал, что меджлис принял решение «о необходимости создания отрядов самообороны». Эти отряды должны будут оказывать противодействие правоохранительным органам и сотрудникам исполнительной службы при сносе незаконных построек. Корреспондент Фонда защиты гласности попросил прокомментировать инициативу крымских татар заместителя председателя Русской общины Крыма, Народного депутата Украины Александра Черноморова.

- Скажите, пожалуйста, будут ли создавать свои отряды самообороны Русская община Крыма. У вас ведь есть тоже немало претензий к правоохранительным органам. Например, недавно сотрудники спецслужб незаконно задерживали жителей Крыма, которые хотели принять участие в мирной акции протеста «Русский марш».

- В отличие от Меджлиса Русская община Крыма действует в рамках существующего законодательства. Свою борьбу за права русскокультурного населения в Крыму и на Украине мы ведем мирными методами. Мы проводим митинги, пикеты, демонстрации. Кроме массовых акций протеста, я как народный депутат Украины, использую все предоставленные мне Законом права для пресечения нарушений со стороны правоохранительных и разного рода контролирующих структур. А идти стенкой на стенку, я считаю весьма опасным делом, прежде всего для самих участников акций протеста.

- Русская община Крыма создавать отряды самообороны не собирается, но это сделают крымские татары, которые начнут на каждом самозахвате устраивать побоища с человеческими жертвами. Чем это может закончиться?

- Если меджлис хочет повторить Коссовский сценарий в Крыму, то закончится это весьма печально не только для самих участников незаконных банд формирований (давайте называть все своими именами), но и для мирных жителей. Я считаю, что правоохранительные органы сегодня должны обратить самое серьезное внимание на подстрекательскую деятельность меджлисовских функционеров и принять все законные меры для пресечения их противоправных действий.

Лично меня удивляет то спокойствие и безразличие, с которым встретили сообщение о создании отрядов самообороны крымских татар представители СМИ и сотрудники правоохранительных органов. Представьте на минутку, чтобы началось в украинских СМИ, если б с такой инициативой выступила Русская община Крыма.

Это говорит, прежде всего, о двойных стандартах, которые исповедуют не только правоохранители, но некоторые СМИ.

Об авторе: Марк Агатов, Собкор ФЗГ на Украине




Кто выиграл «Третью чеченскую войну»?

19.11.2007, http://www.ferghana.ru

Ринат Сайдуллин

В районном центре Алма-Атинской области Казахстана городе Талдыкургане проходит суд над участниками кровавых межнациональных столкновений, происшедших 18 марта этого года.

По официальной версии следствия, 17 марта в поселке Маловодное, расположенном в 40 километрах от Алма-Аты, в бильярдной «Ботагоз» трое парней-казахов избили Мухамада Махмаханова – чеченца по национальности. Тем же вечером Тахир - двоюродный брат Мухамада - наказал одного из обидчиков: на своем джипе он сбил его неподалеку от бильярдной, а затем ранил в ногу из неустановленного оружия.

На следующий день группа примерно из трехсот человек приехала на автомобилях к дому Махмахановых в соседний поселок Казатком и стала требовать выдачи Тахира. Однако четверо других братьев вышли вооруженными навстречу толпе и открыли огонь из ружей. Около десяти человек из подъехавших получили ранения, а двое впоследствии скончались.

Толпа разъярилась и начала закидывать булыжниками дом и братьев. Стрелявшие бросились бежать, но трое из них были пойманы и избиты до беспамятства. В то же время группа этнических казахов подожгла дом и автомобиль семьи Махмахановых.

Тахиру Махмаханову удалось скрыться. В настоящее время он находится в розыске. Один из трех избитых братьев-чеченцев был оставлен умирать на обочине (позже его подберут полицейские), а двоих погрузили в багажник, после чего снова привезли в Маловодное, где продолжили избиения. Их тела будут впоследствии найдены возле той же бильярдной «Ботагоз».

В тот же день бильярдная «Ботагоз», принадлежащая семье Махмахановых, была разгромлена. Толпа также прошлась по коммерческим киоскам, хозяевами которых были местные чеченцы. Полиция пыталась вмешаться в конфликт, но несколько полицейских ничего не смогли сделать, оставалось только ждать подкрепление.

19 марта в центре Маловодного произошел «народный сход», на котором собравшиеся потребовали выселить семейство Махмахановых за пределы поселка, толпа в четыреста человек снова двинулась в поселок Казатком, но была остановлена сотрудниками полиции и ОМОН.

По факту беспорядков было первоначально задержано более сорока человек. В данный момент на скамье подсудимых находятся три жителя села Маловодное: они обвиняются в убийствах, групповом хулиганстве и повреждении чужого имущества. Еще двое участников поджогов уже осуждены условно. В отношении семерых погромщиков, получивших огнестрельные ранения, уголовные дела приостановлены ввиду отсутствия состава преступления.

Уже сейчас показания участников конфликта и свидетелей, в том числе, полицейских и представителей поселковой администрации, дают основание считать, что противостояние имеет другие корни, нежели просто криминальный конфликт.

Как и среди первых погромщиков, так и на сходе было замечено множество автомобилей с номерами других районов, а несколько из них вообще оказались без номеров.

«Спросите, откуда у Махмахановых столько голов скота? Мы же о них все знаем. Они натуральные бандиты, «махновцы», – такие выкрики можно было различить в толпе.

Надо сказать, что семья Махмахановых на самом деле далеко небезупречна. В ряде источников со ссылкой на пресс-службу Управления по борьбе с организованной преступностью Управления внутренних дел Алма-Аты Шамиль Махмаханов (старший из братьев, который на момент событий находился в Алма-Ате) фигурирует как лидер чеченской организованной преступной группировки. И среди односельчан семья Махмахановых именовалась не иначе как «махновцы».

Один из погибших братьев Хаджимурат являлся директором департамента по организации деятельности исполнительного производства Комитета по судебному администрированию при Верховном суде Казахстана. И другая трагедия в Алма-Атинском микрорайоне Шанырак, когда жители сносимых домов оказали сопротивление полиции (см. статью «В пригородах Алма-Аты прошли кровавые столкновения местных жителей с полицией»), произошла с непосредственной подачи Х.Махмаханова. Именно он обратился в правоохранительные ораны с просьбой оказать содействие судоисполнителям в акции по изъятию и сносу построек. Так что для многих эта чеченская семья стала символом того, как могут срастись власть и криминал.

Однако даже если нападение на дом Махмахановых и стало следствием криминальной либо государственной деятельности членов семьи, то, в любом случае, пожар конфликта перекинулся и на других чеченцев, проживающих в этих поселках. Тем более что на народном сходе звучали требования выселить всех чеченцев, проживающих в районе.

«Мы всегда жили с казахами в мире. Куда мы отсюда поедем? На какой Кавказ, где мы с роду не были. Кто виноват, кто преступления совершал, те пускай и уезжают. Почему должны страдать невиновные?» – отстаивали свою позицию на сходе 19 марта чеченские женщины.

Кроме жителей сел и неизвестных, приехавших на автомашинах, в народном сходе приняло участие местное руководство, а также активисты казахских национал-патриотических организаций.

«Тысячная толпа скандировала там всякие антиконституционные лозунги. И туда прибыли зам. генерального прокурора Мирзадинов, замминистра внутренних дел Шпекбаев, и с ними вместе участвовало руководство УВД, генерал КНБ, судья областной, ну и другие местные акимы районного значения», - рассказывает председатель Ассоциации развития культуры чеченского и ингушского народов «Вайнах» Ахмед Мурадов, побывавший на том митинге. «Выселить чеченцев, сжечь их дома, поубивать остальных» - именно такие лозунги звучали на митинге по версии Ахмеда Мурадова.

«Заместитель акима (главы администрации) Алма-Атинской области сказал, что митинг требует, чтобы выселили всех чеченцев, но мы не можем идти на нарушение Конституции, он понимает, что это нарушение, но вот семью Махмахановых надо бы выселить, говорил он», - продолжает свой рассказ один из лидеров чеченской диаспоры Казахстана.

По мнению Ахмеда Мурадова, власти были заинтересованы в ситуации. «Вот власть сегодня показала, что может занимать позицию определенной стороны – в данном случае вот этой бандитствующей группировки. Потому что, практически, она пошла на поводу: во-первых, допустила сбор и движение; во-вторых, допустила нападение и убийство; в-третьих, допустила несанкционированный митинг; в-четвертых, допустила озвучивание незаконных (!) требований этого митинга; в-пятых, не дала никаких оценок тому, что случилось. И самое печальное, что все это со ссылкой, что если она примет меры, требуемые по закону, то вот национал-патриоты подымутся», – высказал свое возмущение Ахмед Мурадов в интервью Интернет-сайту «Nechto.kz».

Уже упоминалось, что в первый день погромов полицейские оправдывали свое бездействие тем, что их было слишком мало. На суде районное руководство полиции, и, в частности, заместитель начальника РУВД Жаксылык Алтынбаев, говорили, что пытались сделать все возможное, но толпа была неуправляема.

- Я думал, они спасутся, - сообщил Ж.Алтынбаев на вопрос, почему никто из полиции не попытался последовать за толпой, погнавшейся за тремя братьями Махмахановыми. Кстати, за действиями погромщиков также наблюдали и поселковые акимы, которые, по их словам, «докладывались руководству, обзванивали пожарных и скорую помощь», а после погромов «занимались организационной работой».

Есть еще одна деталь. По нашим источникам, один из руководителей отдела Департамента внутренних дел в Алма-Ате по своим каналам узнал, что на митинг движется караван автобусов из южной части Казахстана. Докладные записки сразу в несколько ведомств заставили силовиков отреагировать и не допустить приезда «гостей». Однако через несколько недель этот полицейский был вынужден уволиться по собственному желанию.

То, что криминальный конфликт оказался всего лишь поводом для реализации более грозного сценария, подтверждают показания и других участников судебного процесса.

Выяснилось, что пострадавший от рук Тахира Махмаханова Бекжан Салимбаев (которого сбили автомобилем, а после прострелили ногу) отказался писать заявление в правоохранительные органы. Более того, врачи не зафиксировали у него огнестрельных ранений – есть перелом стопы и резаная рана.

В приговоре суда в отношении Салимбаева звучит следующее: «Салимбаев, будучи пьяным, без причины начал избивать Ахмадиярова Эльдара, казаха по национальности, а Махмаханов Мухамад хотел защитить Ахмадиярова и из-за этого был избит троими». Тогда получается, что драку начал Салимбаев, а Мухамад всего лишь вступился за избиваемого парня?..

Несмотря на то, что вызванные в качестве свидетелей полицейские долгое время не являлись на процесс, сейчас выяснилось, что двое сотрудников полиции находились возле толпы, намеревавшейся идти к дому Махмахановых, а затем еще семь полицейских на своих авто сопровождали кортеж из полусотни машин «мстителей». И хотя, по их словам, они ничего «не смогли сделать», подкрепление вызывать не стали.

Журналисту Санату Урналиеву один из жителей Казаткома (пожелавший остаться неизвестным) сообщил, что за несколько недель до 18 марта в Казаткоме на бытовой почве подрались знакомые друг с другом чеченец и казах. На следующий день к ним в село подъехало несколько десятков автомобилей. Незнакомые люди начали уговаривать парня-казаха наказать чеченца, однако тот от навязываемых «услуг» поспешил отказаться.

Представитель потерпевшей стороны Шинкуат Байжанов уверен, что столкновения в Маловодном и Казаткоме – это «заранее спланированная акция, направленная на разжигание межнациональной розни и подрыв авторитета президента страны».

Ахмед Мурадов, председатель культурного центра «Вайнах», привел в пример одну сценку, которой был свидетелем. Он застал спор чеченца с казахом: «И тогда казах говорит: «мы вам устроим четвертую чеченскую войну». Я говорю: Ну, хорошо, - четвертую ты устроишь. А первые где три? И он отвечает: Две, значит, в Чечне были, а третья – здесь. И мы ее выиграли».

Похоже, что на самом деле в «третьей чеченской» нет явно выраженных победителей. Двое погибших – с одной стороны, трое – с другой. Махмахановы покинули поселок, один казах и один чеченец все еще в бегах. Что или кто стоит за погромами, скорее всего, останется невыясненным. На самом ли деле Махмахановы так «достали» своих односельчан, либо это стало возмездием со стороны национал-патриотов за «Шанырак», или под соусом межэтнического конфликта произошел очередной передел собственности? Но возможно, что у кого-то просто возникла «политическая необходимость» продолжить цепочку этнических конфликтов, начавшихся в Казахстане год назад.

Судебный процесс, проходящий на казахском языке в Талдыкургане, остался практически без внимания прессы. О самих столкновениях в Казаткоме и Маловодном как будто и забыли, особенно в свете новых проблем в южно-казахстанском поселке Маятас, где произошли «курдские погромы». И каким бы ни было итоговое судебное решение, вряд ли оно прольет свет на происшедшее.

В настоящее время в Казахстане проживает от 55 до 70 тысяч чеченцев.




Не успели прийти к миру

Делегации из Азербайджана, Армении и Нагорного Карабаха изучают опыт мира в Таджикистане

15.11.2007,www.regnum.ru/news

В Душанбе находится делегация из Азербайджана, Армении и Нагорного Карабаха для изучения опыта мира в Таджикистане. Организатором данного визита и ряда встреч с представителями таджикских властей является международная организация International Alert (международная миротворческая неправительственная организация с консультативным статусом при ООН). Как рассказала корреспонденту ИА REGNUM менеджер проектов программы по Евразии данной организации Десислава Русанова, НПО пытается организовать диалог между людьми, которые пережили этот конфликт и живут в мире, и между теми, которые все еще не успели прийти к миру.

"На наш взгляд, у Таджикистана уникальный опыт, так как удалось прийти очень быстро к миру и сохранять его вот уже в течение последних десяти лет. И это очень важно, так как почти около 60% мирных договоров нарушаются в первые пять лет. Поэтому мы считаем, что у Таджикистана есть чему поучиться, и поэтому мы здесь", - сказала она.

По данным Русановой, в рамках запланированной программы в Душанбе пройдут две встречи делегатов. Первая встреча завершилась 14 ноября. В состав первой группы вошли 27 молодых людей, которые непосредственно являлись свидетелями военных конфликтов в своих странах или были вынуждены получить статус беженцев. Они встречались с представителями таджикских властей, которые принимали непосредственное участие в миротворческом процессе в Таджикистане, а также с представителями бывшего Народного фронта и оппозиции.

"Они были потрясены, когда увидели, что люди, когда-то воевавшие по обе стороны баррикад, сегодня сидят за одним столом, не испытывая при этом друг к другу никакой неприязни, и рассказывают о пережитом гражданском противостоянии и как пришли к миру", - говорит Русанова.

 По ее данным, вторая группа из 12 человек прибывает в Душанбе сегодня, 15 ноября. "Это уже более высокий уровень, и она является экспертной группой. Эти люди вовлечены в миротворческий процесс в своих странах. Данная группа будет встречаться с высокопоставленными чиновниками таджикских властей и с более высокой экспертной группой. На встречах они поделятся своим опытом, а таджикская сторона, в свою очередь, расскажет о своем опыте.

Вторая группа отбывает 19 ноября. По прибытии в свои страны как первая, так и вторая группа организуют на местах круглые столы и семинары, в ходе которых они поделятся информацией о своей поездке в Таджикистан.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ