Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №181(01.12.2007)
<< Список номеров
ВЫБОРЫ-2007
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


«А рвется там, где тонко»

14.11.2007, www.regnum.ru/news

Газета "Начнем с понедельника" публикует перевод открытого письма казахстанской интеллигенции руководству страны. Ранее обращение за 73 подписями было опубликовано в нескольких казахскоязычных СМИ. В частности, подписанты обращения высказываются против идеи трехъязычия (знание казахстанцами государственного, русского и английского языков), выдвинутой президентом страны: "Если зреть в корень (разобраться в сути), то на первом месте должен стоять только государственный язык. И ставить другие языки вровень с ним - противоречить Конституции. Назвали бы хотя бы "государственный язык и двуединство языков" - было бы более приемлемо". Кроме того, авторам письма не импонирует еще одна предложенная руководством страны идея "казахстанской нации". По мнению авторов письма, "...исходящая от "американской нации" идея "казахстанской нации" нам не подходит. Потому что Америка - не национальное государство. В этой стране в свое время господствовали пришлые оккупанты, одержимые психологией обогащения. Идея "американской нации" выстроилась на костях около 150 млн местного населения, индейцев. Поэтому, хоть эта страна для нас считается образцом в отрасли экономики, в духовной жизни не может быть таковым". В общем, пишут они, идеи "триединства языков", "казахстанской нации" сводят на нет положение казахов, как государствообразующую нацию,... что способствует резкому сокращению сегодняшнего национального показателя 90 процентов во власти до 5-10 процентов".

Central Asia Monitor опросила некоторых подписантов обращения. Так, председатель партии "Ак жол" Алихан Байменов пояснил: "Государство не справляется с созданием условий для развития государственного языка, и, не справившись с этой задачей делает отвлекающий маневр, выдвигая идею трехъязычая. Развитие государственного языка - обязанность государства. Нельзя вменять в вину нации то, что предыдущая система сделала все для того, чтобы казахский язык оказался не нужен. Сегодня мы предлагаем исправить эту ошибку, сделанную руками власти. Историческую память народа ничто не может стереть, и не надо считать, что развитие казахского языка будет направлено против других языков - такое может вообразить только не совсем здоровый человек". Каждый, кто считает себя патриотом Казахстана, по мнению лидера "Ак Жола", должен с пониманием отнестись к той ситуации, в которой оказался казахский язык, так как в будущем он станет фундаментом в деле формирования казахстанской идентичности".

В свою очередь руководитель Группы оценки рисков Досым Сатпаев, комментируя этому же изданию появление обращения, обратил внимание, что "претензии, которые в нем выдвинуты, и содержащаяся в подтексте критика проводимой национальной политики отражают некие настроения, существующие у определенных социальных групп". "В последние годы национал-патриотическое направление в Казахстане начинает реанимироваться. Более того, проявляются соответствующие процессы институализации этого процесса в виде появления тех или иных движений". По мнению политолога, "государственные идеологи упустили момент, когда в государстве появились социальные, политические бизнес-группы, живущие в своем измерении, которые смотрят на ту или иную ситуацию с разных колоколен. И идеологи от власти попали в созданную ими самими мифологическую конструкцию, базирующуюся на предсказуемости, стабильности. Но сегодняшние тенденции говорят о том, что у нас не одна страна - их несколько. Внутри Казахстана существуют абсолютно разные миры, с разной шкалой ценностей... Руководство страны, чиновники несколько неадекватно реагируют на настроения в обществе, в том числе национал-патриотические. А эта идея получит дальнейшее развитие, особенно если под нее найдутся не только организации, но и деньги. Это вполне возможно с учетом того, что определенная (пока незначительная) часть политической и бизнес-элиты при определенных условиях попытается найти идеологическую основу. Национал-патриотизм может стать инструментом в борьбе за власть. Такой риск существует, а это уже опасно".

Со своей стороны эксперт считает, что руководству страны необходимо предпринять ряд антикризисных мер: "...Иметь беспристрастный, качественный, регулярный аналитический мониторинг развития страны с точки зрения потенциальных угроз и рисков. Во-вторых, в Казахстане должны появляться дополнительные политические демократические институты, которые при кризисной ситуации смогут взять на себя роль буфера. Ведь если все будет сведено к политической борьбе элит, использование радикальных идеологий нельзя исключать. Борьба будет очень жесткой не только за власть, но и за собственность, а в этих условиях все средства хороши. И только при наличии институтов гражданского общества эта борьба может выйти в публичную сферу и быть более-менее контролируемой. В-третьих, необходимо задуматься о наличии в стране мощного социального разрыва. Как оказывается, к категории бедных относится именно коренное население и именно в сельской местности. Это приводит к усилению миграции в крупные города, где маргинальная среда может стать благотворной почвой для культивации радикальных идеологических форм. В-четвертых, необходимо вплотную заняться элементарной государственной идеологией. Вопрос о национальной идее пора вывести из кабинетов чиновников на уровень серьезного обсуждения".

"Новое поколение", продолжая тему, также обращает внимание на национальный вопрос: "А рвется там, где тонко. Рвется не первый раз. Достаточно вспомнить громкий конфликт в Новом Узене в июне 1989 года между казахстанскими нефтяниками и приезжими кавказцами из-за рабочих мест, затем события в Усть-Каменогорске (1992 год), когда после убийства тремя чеченцами четырех казахов толпа пошла громить их чеченский поселок... И следующие недавние события. Тенгиз. Октябрь 2006 года. Массовая драка между турецкими и казахстанскими рабочими на предприятии "Сенiмдi курылыс", занимающемся строительством завода второго поколения по проекту в Жылыойском районе Атырауской области. Более ста иностранцев получили ранения различной степени тяжести. Село Шелек под Алма-Атой. Казахско-уйгурская потасовка (ноябрь 2006 года) стала даже предметом парламентских обсуждений. С обеих сторон в драках и погромах участвовало более трехсот человек. Полицейским было явно не под силу справиться с разъяренной толпой. Только благодаря вмешательству старейшин обеих диаспор удалось остановить кровопролитие. Были раненые. Село Маловодное (март 2007 года). Ссора парней в бильярдной закончилась "войной" с чеченцами, стреляли автоматы, есть раненые и убитые". По мнению издания, "судя по участившимся в последнее время конфликтам, "тонко" в Казахстане много где: в медицине (шымкентский СПИД), в жилищно-земельном вопросе (Шанырак и Бакай), на таможне (вечно проблемный Хоргос), в праворульном вопросе...". Издание отмечает: "Специалисты по цветным революциям" хорошо знают, как из маленького конфликта можно создать большую проблему с грандиозным потрясением масс. Так было в Киргизии, Грузии. Трудно отделаться от мысли, что кому-то очень не нравится, что Казахстан пытается преподнести себя мировому сообществу в образе островка стабильности в Центральной Азии. А потому особенно важно, чтобы власти адекватно реагировали на подобные ситуации. Любой, даже самый мелкий конфликт, несущий в себе потенциал раздувания межнациональной розни, нужно гасить в зародыше. Используя прежде всего методы убеждения, авторитет старейшин. А уж потом - грубую силу".


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ