Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №181(01.12.2007)
<< Список номеров
ВЫБОРЫ-2007
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


 «Путешествие в мир русской культуры»

20.11.2007, "Молодежь Эстонии"

Так называется новый проект, организатором которого, при поддержке Центра образовательных программ Целевого учреждения по интеграции, является председатель правления Ассоциации русских культурных обществ «Рутения», автор книги «Venelased» Роман Лягу. Своими впечатлениями об участии в этом проекте делится десятиклассница Таллиннского Ыйсмяэского русского лицея Евгения САВИНА, приславшая письмо в «Молодежку».

Проект приглашает своих участников – учащихся старших классов – окунуться в русский быт, познакомиться с народными традициями и обычаями, узнать много интересного обо всем, что связано с русской историей, культурой, выдающимися представителями русского народа.

«Путешествие» продлится целый год, но при этом ученики не будут оторваны от школы, ведь встречи будут проходить раз в неделю после школьных уроков. Форма занятий нетрадиционная: например, рассказ о русской кухне планируется подкрепить «практическим занятием» в национальном русском ресторане; знакомство с особенностями колокольного звона состоится на колокольнях таллиннских православных храмов, а изучать славянскую письменность участники проекта будут в деревенской школе эпохи Николая II (в этой школе все будет так, как подобает тому времени: писать будут пером, а самым нерадивым, может быть, придется стоять на горохе!). Обязательно посещение Русского театра, знакомство с актерской жизнью, с тем, что скрывается за кулисами, просмотр новой театральной постановки. И, разумеется, многочисленные экскурсии по Эстонии.

Первые сборы «путешественников» состоялись 14 сентября в помещениях Института экономики и управления. Пришло около 20 ребят из разных школ. Проект особенно заинтересовал учеников Таллиннского Ыйсмяэского русского лицея: на первую встречу собралось 6 десятиклассников из этого лицея, и они пообещали, что это еще не предел... 14 сентября ребята впервые увидели не только руководителя проекта Р.Лягу, но также и преподавателя Наталью Наумову, которая будет знакомить ребят с историей русской культуры. На вопрос о том, какие впечатления остались у собравшихся после подробного рассказа о предстоящих мероприятиях, учащиеся ответили, что они определенно заинтригованы.

Плох тот обед, где хлеба нет

Первая лекция, которая состоялась в рамках проекта, познакомила слушателей с русской кухней. Учащимся рассказали о том, что традиционный хлеб на Руси – это черный ржаной. Белый считался роскошью, и его пекли только по праздникам. Ржаной хлеб пекли раз в неделю, но в таком количестве, чтобы прокормить всю семью и не голодать до следующих выходных. Хлеб выпекали в квашне, в качестве закваски использовали кусок кислого теста – остаток прошлой выпечки. Тесто замешивали на ночь, утром пекли, а готовность проверяли так: хозяйка доставала его из печи и постукивала по днищу – хорошо пропеченный хлеб звенел, как бубен. Излюбленным кушаньем русского народа являлись также блины и пироги. «Красна изба углами, а пир – пирогами», — говорили в старину.

Русские крестьяне принимали пищу два раза в день: обед (в 10-12 часов утра, вставали-то с петухами!) и ужин (после заката солнца). Завтракать вошло в обиход гораздо позже. Однако если русский крестьянин решил закатить пир (братчину), то уж точно на весь мир! Скупиться было не принято, выкладывали на стол все – и блины, и пироги, выставляли щи и кашу... Гулять русский народ всегда любил, да непременно весело, сытно и долго! Но когда за столом начинали раздавать «разгоняи» (маленькие пряники), гости понимали, что пора уходить…

Обо всем этом участники проекта узнали на первом занятии. Лекция, посвященная русской кухне, была очень интересная и... очень вкусная. После рассказа Натальи Наумовой руководитель проекта Роман Лягу пригласил всех на дегустацию национальных блюд! Ребята попробовали кулебяку, пирожки с капустой и морковью, отведали квасу с бубликами. Не обошлось и без «разгоняев» (так, шутя, ребята назвали обычные пряники). За дружеским «квасопитием» учащиеся из разных школ познакомились. Оказалось, что многие ребята – знатоки химии, другие пришли из театральной студии, а участвуют они в проекте потому, что чувствуют свою причастность к русской культуре и не совсем довольны учебниками, в которых обширной истории России посвящена всего пара страничек.

Добрая та речь, что в избе есть печь

С каждым разом в помещениях Института экономики и управления ECOMEN, где проходят занятия в рамках проекта «Путешествие в мир русской культуры», собирается все больше и больше молодежи. На лекцию о быте русских крестьян пришли новые учащиеся. Стало быть, проект молодежи интересен!

Мы считаем, что сейчас время бежит с небывалой скоростью, жалуемся, что его катастрофически не хватает. А у русских крестьян оно и того быстрее бежало. В 7 лет у ребенка уже кончалось детство, до 14 лет длилось отрочество, но это было далеко не то отрочество, которым наслаждается наша молодежь. Ребенок 12-14 лет уже считался взрослым человеком, который обязан работать, а девушка в 13 лет уже имела право выходить замуж. С 14 до 21 года проходила юность, а в 30 лет человек уже считался стариком.

Говорили на лекции и о крестьянском жилище. А как была устроена русская изба? Четыре стены да сени. Несмотря на определенную примитивность, она имела свои особенности. Почему, когда входили в избу, высоко поднимали ноги и низко наклоняли голову? Потому что пороги были слишком высокие, а притолока слишком низкой. А зачем они были такими? Чтобы сохранять тепло в избе. Также голову наклоняли для того, чтобы поклониться иконам, висящим прямо напротив двери.

В избе одна комната, а семья была в то время многолюдная. Где же спали? На печке, на лавках и на полатях. У русской печи было много функций: в ней еду готовили; ею дом обогревали; она являлась теплой постелью и жаркой баней, а также на ней сушили стираное белье.

В то время как Наталья Наумова рассказывала о жизни русских крестьян, ребята рассматривали списки русских имен. Многие имена вызывали смех: Заяц, Дубыня, Девятко... Называли человека как только душе угодно! Но у русского человека должно было быть обязательно два имени: одно – ложное, для всех, и другое – тайное, только для самого человека и его очень близких людей. Эта традиция существовала как защита от недобрых духов и недобрых людей.

Закончилась лекция викториной – мол, проверим, кто как слушал. Ребята справились с ней замечательно, комичные русские имена не сумели их отвлечь. Вызвала затруднения только одна загадка: «Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка». Отгадал загадку учащийся Таллиннского Ыйсмяэского русского лицея Иван Яковлев, правда, с небольшой погрешностью: «Стоит изба, в ней печь, в печи зола, а в золе... диоксид углерода». На самом деле, вместо этого химического соединения надо было сказать «жар». Еще раз подтвердилось то, что участники проекта – любители химии.

По Эстонии с Юри Куускемаа

14 октября участники проекта в сопровождении Романа Лягу и Натальи Наумовой, а также вместе с известным экскурсоводом – историком и искусствоведом Юри Куускемаа – отправились в однодневное путешествие, на сей раз в буквальном смысле этого слова. Пунктом назначения был Раквереский замок, но по дороге автобус сделал множество остановок, где непревзойденный рассказчик Юри Куускемаа завораживал всех увлекательными историями о достопримечательных местах и архитектурных памятниках.

Как было сказано выше, в проекте принимают участие только ученики гимназии, а в гимназии, как известно, изучают курс истории Эстонии. Во время поездки в Раквере ребятам удалось увидеть своими глазами то, с чем они встречались ранее только на страницах школьного учебника: городища и могильники древних эстов, церкви, мызы и, конечно же, средневековый Раквереский замок.

По дороге к месту назначения состоялось знакомство с достопримечательностями Ааспере, лютеранской церковью Хальяла. В Раквере помимо лютеранской церкви ученики посетили также православный храм. Было очень любопытно сравнить священные места двух направлений христианства – проникнутую духом Средневековья лютеранскую церковь и светлый русский православный храм.

Особый восторг, безусловно, вызвал замок в Раквере. Он расположен на холме Валлимяги. В начале XIII века здесь располагалось городище древних эстов Тарванпеа, на месте которого датские захватчики возвели крепость. Естественно, строения сохранились далеко не полностью, но все равно, замок является ярчайшим примером того, как жили рыцари в Средние века: каким был рыцарский быт, турниры, камеры пыток...

После экскурсии участникам поездки дали свободное время, чтобы самостоятельно погулять по средневековой крепости, сфотографироваться с рыцарским оружием. Несмотря на то, что мы живем уже в XXI веке, в пределах Раквереского замка до сих пор царит дух давно минувшей эпохи. Об этом свидетельствуют узкие каменные лестницы с высокими ступеньками, тусклый свет в сводчатых залах. Попадая в атмосферу средневековой крепости, чувствуешь себя героем повестей Бестужева-Марлинского.

На обратном пути автобус с участниками проекта проехал по территории Лахемааского национального парка. Юри Куускемаа рассказал учащимся об архитектуре мыз Сагади, Палмсе и Вихула.

За время первых занятий и поездки в Раквере выяснилось, что в «путешествие» отправились учащиеся с общими интересами, а это значит, что очень скоро все они должны стать хорошими друзьями, и путешествие в мир культуры – как русской, так и эстонской – для них не будет скучным ни на минуту!


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ