Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №181(01.12.2007)
<< Список номеров
ВЫБОРЫ-2007
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

11 ноября. Начался визит в Белоруссию представителей командования объединенных военно-воздушных сил НАТО «Рамштайн». Цель визита - обсуждение с белорусской стороной вопросов, связанных с партнерством РБ и НАТО в области военно-воздушных сил.

13 ноября. Министерство финансов США заморозило все находящиеся под юрисдикцией США банковские счета концерна «Белнефтехим» и его представительств в Германии, Латвии, Украине, России и Китае, а также счета дочерней американской компании «Белнефтехим Ю-Эс-Эй». Американским бизнесменам предписано воздержаться от контактов с концерном «Белнефтехим».

13 ноября. Председатель Правления Национального банка Беларуси Петр Прокопович призвал принять срочные меры для повышения инвестиционной привлекательности республики.

14 ноября. Начальник Ракетных войск и артиллерии РБ Михаил Пузиков заявил, что Белоруссия в перспективе получит по льготным ценам российские ракетные комплексы «Искандер». Пузиков в этой связи также информировал, что до 2015-2020 гг. планируется реализовать ряд мероприятий по полному перевооружению на новую технику 465-й ракетной бригады, дислоцированной в Цели (Осиповичский район, Могилевская область).

14 ноября. Верховный суд Белоруссии отказал в удовлетворении жалобы оргкомитета Союза левых партий (СЛП) на решение министерства юстиции РБ об отказе в регистрации.

14 ноября. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) выразил готовность реализовать в Белоруссии проект в сфере энергетики и привлечь для этих целей 1 млрд. евро из средств банка.

14 ноября. Белорусские пограничники задержали шесть грузовиков с повышенным уровнем радиоактивности, пять из которых на белорусско-польской границе, одну на границе с Украиной. Автомобили были загружены стройматериалами, пищевыми добавками, и лакокрасочной продукцией. Весь задержанный товар направлялся из стран ЕС в Россию.

14 ноября. На очередной сессии Парламентского собрания Союза Беларуси и России в Москве принят бюджет Союзного государства на 2008 год. Доходные и расходные части бюджета составляют 4 миллиарда 61 миллион российских рублей. Доходы будут сформированы за счет отчислений стран-участниц Союзного государства, в том числе России - 2 миллиарда 640 миллионов рублей,  Белоруссии - 1 миллиард 421 миллионов российских рублей. На сессии было также отмечено, что система принятия союзных программ нуждается в коренных изменениях, за 9 месяцев 2007 года было освоено только 63% бюджетных средств, работа идет неэффективно.

15 ноября. Премьер-министр РБ Сергей Сидорский заявил в Минске, что страны ЕврАзЭС приступают к созданию реального Таможенного союза.

15 ноября. Белоруссия может определиться с местом площадки под строительство АЭС в середине следующего года, - сообщил директор БелНИПИэнергопром Андрей Рыков. Решение правительства по этому вопросу, по его мнению, следует ожидать не раньше конца 2008 г.

15 ноября. В Москве прошел очередной раунд белорусско-российских консульских консультаций. Белорусскую делегацию возглавлял начальник консульского управления МИД РБ Андрей Гиро, российскую – директор консульского департамента МИД России Вячеслав Павловский. На встрече, в частности, были обсуждены вопросы, возникающие в процессе применения двусторонней консульской конвенции. Состоялся обмен мнениями по вопросам упорядочения процедуры предоставления гражданства, обеспечения равных прав граждан Белоруссии и России. Российская сторона подтвердила готовность обеспечивать консульскую защиту белорусских граждан в странах, в которых отсутствуют белорусские дипломатические представительства.

15 ноября. В Друскининкае (Литва) прошел международный форум «Друскининкай и Гродно. Поиск путей взаимовыгодного развития». С белорусской стороны в мероприятии принял участие заместитель министра иностранных дел РБ Валерий Воронецкий. На форму были обсуждены вопросы развития приграничного сотрудничества, в том числе с использованием финансирования в рамках разрабатываемой программы трансграничного сотрудничества ЕС «Латвия-Литва-Беларусь».

16 ноября. Комиссия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору России (Россельхознадзор) забраковала партию белорусского мяса в объеме 1,2 тонны. Мясо пытались ввезти на территорию Смоленской области в обход установленных пунктов ввоза мясной продукции.

17 ноября. Председателем Республиканского общественного объединения «Белая Русь» на его учредительном съезде единогласно был избран министр образования РБ Александр Радьков. Делегаты съезда также утвердили персональный состав Республиканского совета организации, который является постоянно действующим органом между съездами общественного объединения. В состав совета вошло 85 человек, в том числе представители органов государственного управления.

18 ноября. Министр внутренних дел Белоруссии ген. Владимир Наумов, комментируя проект резолюции  Третьего комитета Генеральной ассамблеи ООН о введении моратория на смертную казнь, заявил, что республика не может пока обойтись без смертной казни. Резолюция, по его словам, была принята «в угоду политике, а не здравому смыслу».

19 ноября. В январе—октябре 2007 г. выполнено 13 из 19 важнейших параметров прогноза социально-экономического развития страны на 2007 год, сообщил БелаПАН со ссылкой на пресс-службу министерства экономики РБ.  В частности, не обеспечено достижение прогнозных параметров по производству потребительских товаров, в том числе по производству продовольственных потребительских товаров, а также продукции сельского хозяйства. Не удалось выйти на прогнозные параметры по ограничению импорта товаров и услуг, сальдо по товарам и услугам, рентабельности реализованной продукции, работ, услуг в промышленности. Сальдо внешней торговли товарами и услугами сложилось отрицательное в размере 1 млрд. 505,5 млн. долларов, в том числе сальдо внешней торговли товарами отрицательное в размере 2 млрд. 336,2 млн. долларов, услугами — положительное (830,7 млн. долларов).

19 ноября. В Белоруссии стоимость молока повышена на 6%, мяса на 8%.

20 ноября. Президент Беларуси Александр Лукашенко во время встречи с руководителем израильского концерна «Группа компаний Леваева» Львом Леваевым в Минске заявил, что Белоруссия заинтересована в инвестиционной помощи концерна.

20 ноября. Мэр российской столицы Юрий Лужков пригласил белорусских строителей участвовать в программе капитального ремонта жилого фонда Москвы. Такое предложение Лужков сделал на заседании Совета делового сотрудничества Белоруссии и Москвы.

20 ноября. Австрийская компания «Mobilkom Austria Gruр» завершила сделку по приобретению контрольного пакета акций белорусского оператора мобильной связи «Velcom». Компания «Mobilkom Austria Gruр» приобрела за 730 млн. евро 70% доли в уставном фонде кипрской компании «SB Telecom Ltd», являющейся собственником белорусского мобильного оператора ИЧУП «Мобильная цифровая связь» («Velcom»).

20 ноября. Пресс-секретарь посольства России в Минске Александр Фролов сообщил, что граждане РФ, постоянно проживающие или временно находящиеся на территории Белоруссии, смогут принять участие в голосовании на выборах депутатов Государственной Думы ФС.

21 ноября. Минский моторный завод начал серийный выпуск дизельных двигателей стандарта Евро-3. Двигатели уровня Евро-3, которые начал собирать ММЗ, оснащены германской системой топливоподачи производства Bosch.

21 ноября. Белорусские парламентарии выразили признательность руководству Китая за поддержку Белоруссии в международных организациях. Об этом заявила председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания РБ по законодательству и государственному строительству Наталия Андрейчик на встрече с китайской парламентской делегацией во главе с членом Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Ли Чуньанем. При этом Андрейчик отметила высокий уровень сотрудничества двух государств в рамках ООН, Минск, по ее словам, готов сотрудничать с Китаем в области содействия ускорению процесса реформирования деятельности ООН и ее Совета Безопасности.

21 ноября. Третий комитет ООН принял резолюцию о положении с правами человека в Белоруссии. Проект документа был внесен США в соавторстве с Австралией, Евросоюзом, Израилем, Канадой, Швейцарией и Японией. За принятие резолюции проголосовали 68 государств, 32 - выступили против, 76 - воздержались. В резолюции выражена «серьезная озабоченность» в связи с систематическими нарушениями прав человека в Белоруссии и дальнейшей эрозией демократического процесса.

21 ноября. Национальный банк Беларуси пока не видит оснований для снижения ставки рефинансирования (10%), заявил первый заместитель председателя правления НБРБ Павел Каллаур.

21 ноября. Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов принял премьер-министра РБ Сергея Сидорского, прибывшего в Ашхабад на заседание Совета глав правительств стран СНГ. Бердымухамедов заявил, что обязательно посетит Белоруссию с визитом в 2008 году. Сидорский на встрече изложил, в частности, предложения белорусской стороны относительно предоставления услуг по обслуживанию нефтегазовых скважин и строительству современных перерабатывающих мощностей, в частности, завода по производству метанола в Туркмении. Президент Туркменистана отклонил предложения белорусской стороны.

22 ноября. В Минске военные эксперты Белоруссии и Германии обсудили сотрудничество в сфере радиационной защиты и экологии. Они обменялись информацией о задачах и перспективах развития войск радиационной, химической и биологической защиты и поделились опытом охраны окружающей среды в вооруженных силах. Немецкие эксперты посетили минский завод радиометрического оборудования "Полимастер", обсудили с его руководством направления возможного сотрудничества.

23 ноября. Счетная палата России выразила обеспокоенность ростом неиспользуемых средств бюджета Союзного государства. Совместная проверка Комитета госконтроля РБ и Счетной палаты России показала, что за 9 месяцев 2007 года расходная часть бюджета исполнена менее чем на половину уточненных бюджетных назначений. При этом расходы на содержание органов Союзного государства составили 81,3% от предусмотренных средств, а на выполнение программ, подпрограмм и мероприятий - 54%.

24 ноября. Белоруссия и Франция на межмидовских консультациях в Минске обсудили состояние двусторонних политических отношений и перспективы развития торгово-экономического сотрудничества.

25 ноября. Председателем Белорусской социал-демократической партии (Народная Грамада) на безальтернативной основе был избран Николай Статкевич.

26 ноября. Словенская компания «Рико» поставила МТЗ новый обрабатывающий комплекс на сумму 6 млн. евро.

27 ноября. Президент РБ Александр Лукашенко при посещении государственного военно-промышленного комитета заявил, что модернизация современного вооружения собственными силами остается основным направлением совершенствования обороноспособности Белоруссии. Лукашенко отметил, что модернизация зенитно-ракетных комплексов дает Беларуси перспективу импортозамещения, продажи ЗРК (Бук-МБ) за рубеж, обеспечивает загрузку предприятий и позволяет реализовать интеллектуальный кадровый потенциал республики.

27 ноября. В ходе дискуссии на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН по вопросу об оживлении деятельности этого органа делегация Белоруссии внесла ряд предложений, призванных укрепить роль ГА в решении вопросов международного мира и безопасности и повысить эффективность ее работы.

27 ноября. Первый заместитель председателя правления НББ Павел Каллаур заявил, что Национальный банк Беларуси не видит оснований для повторения в конце 2007 года проблемной ситуации на валютном рынке, возникшей в конце 2006 года в виде повышенных инфляционных и девальвационных ожиданиях.

1 декабря.  Пошлина на поставляемую в Белоруссию российскую сырую нефть  увеличена с этой даты до 80,7 долларов США. В соответствии с постановлением правительства РФ (от 13.11.07) ставка экспортной пошлины на светлые нефтепродукты составила 197,8 долл. за тонну, на темные нефтепродукты - в размере 106,6 долл. В соответствии с белорусско-российским соглашением такие же таможенные пошлины будут действовать при экспорте нефтепродуктов из Белоруссии в третьи страны.




Рождение партии власти и потрясение идеологических основ

Александр Фадеев, Владислав Лосев

17 ноября 2007 г. в Минске, во Дворце Республики, состоялось событие, которого долго ждали  –  учредительный съезд Республиканского общественного объединения «Белая Русь». На него было избрано 410 делегатов, их них 80 из Минска, по 55 из каждой области. В самом же мероприятии приняло участие 380 делегатов, и оно казалось вполне заурядным. Возникло еще одно общественное объединение, каковых в Белоруссии и так более 1,5 тысяч. Однако съезд этот вызвал к себе пристальное внимание со стороны тех, кто хотя бы мало-мальски интересуется белорусской политической жизнью. Ведь возникла организация, которой накануне парламентских выборов–2008 уверенно прочат статус президентской.

Без всякого преувеличения можно сказать, что создание партии власти – Республиканского общественного объединения «Белая Русь» - стало самым значимым событием политической жизни Белоруссии 2007 года. Это не только первая попытка правящей элиты структурно организовать массы для поддержки проводимого ею политического курса, но и наглядное свидетельство трансформации основных принципов национально-государственной идеологии и политики в изменившихся экономических и социальных условиях.

Напомним, что ранее создание партии власти в «стремительно продвигающейся вперед Беларуси» президент публично объявлял нецелесообразным. Подобный процесс мог быть, по убеждению Александра Лукашенко, запущен только в самый тяжелый и острый момент, который переживает страна в своей истории. (Так он считал, по крайней мере, еще в прошлом году, заявив об этом в своем послании белорусскому народу и Национальному собранию в мае 2006 г.). Очевидно, что такой критический в истории независимой Белоруссии момент наступил. Поэтому во многом выбор нового внутриполитического ориентира, организация социального института в форме пропрезидентской партии (общественного объединения) объясняются нарастанием в республике экономических, финансовых и социальных проблем, а также ухудшением международного положения Белоруссии. Кроме того, прозападная оппозиция отнюдь не отказалась от намерения расшатать обстановку и перехватить политическую инициативу, и для нейтрализации этих попыток становится уже недостаточно использование потенциала официальных СМИ и действий одних только спецслужб.

Главным идеологическим постулатом Александра Лукашенко, как известно, является идея о суверенном, независимом белорусском государстве, неотъемлемой чертой которого является экономическая самостоятельность и самодостаточность при полном контроле государства за деятельностью предприятий и организаций и доминировании государственной собственности. Изменение финансовой и экономической политики, внутриполитического курса, как представляется, связано в первую очередь с осознанием государственной элитой новых внешних и внутренних угроз обеспечению национально-государственного суверенитета. Это ведет к серьезной корректировке идеологии и политики.

Что касается хозяйственной самостоятельности и ресурсной самодостаточности, вопросов собственности, то в последнее время руководство республики демонстрирует явный отход от ранее заявленных принципиальных позиций. Белоруссия намерена участвовать в проектах по добыче и поставкам энергоресурсов с рядом ресурсно-богатых стран Азии и Южной Америки, что объективно привяжет ее к ним. Впервые Минск дал старт продажам субъектов хозяйствования иностранному капиталу вместе с контрольными пакетами акций. Решения о продажах, фактически, принимаются в недрах президентской администрации, чаще всего тайно, без объявления конкурсов. Дан «зеленый свет» импорту в республику австрийского, израильского и китайского инвестиционного капитала, для компаний Австрии и КНР созданы особо льготные условия приватизации, а экспансию китайских товаров и внешнеторговую политику Китая по отношению к Белоруссии, исходя из категорического запрета президента, вообще нельзя обсуждать и критиковать.

Следует подчеркнуть, что Белоруссия еще весьма далека от того, чтобы войти, как намечал еще несколько лет назад Лукашенко, в группу высокоразвитых европейских государств. Не подтверждает республика, «свободная от неолиберального террора и травли», и собственных претензий стать великим духовным лидером восточноевропейской цивилизации.

Положение в хозяйственном комплексе неуклонно ухудшается, некоторые его сегменты стали проблемными. Правительство, на фоне рапортов о высоких темпах развития экономики, все более напоминает пожарную команду, борющуюся с проявлениями кризисных моментов. Преобразования в экономике в последнее время если и идут, то довольно хаотично, скачками, шесть из 19 важнейших прогнозных показателей в этом году не выполнено, во внешней торговле резко увеличилось отрицательное сальдо по товарам (- 2,4 млрд. долл. США). Наблюдается спад в пищевой, топливной и энергетической отраслях, небывалыми темпами растут складские запасы на ряде промышленных предприятий в связи с падением спроса на их продукцию. Сельское хозяйство оказалось не в состоянии обеспечить население республики мясными и некоторыми другими продуктами. Все это не укладывается в рамки намеченной государственной верхушкой целевой программы последовательного и системного развития хозяйственного комплекса, значительного наращивания экспорта. Планируемый ранее уход от всеобъемлющего государственного регулирования экономических процессов, от тотального контроля за деятельностью субъектов хозяйствования сейчас перестал рассматриваться правительством как актуальный. О принципе равноправного функционирования субъектов хозяйствования государственной и частной собственности никто не вспоминает.

Современный этап жизни Белоруссии характеризуется определенной растерянностью и отрицательной реакцией населения в связи со стремительным свертыванием по личному указанию президента Лукашенко государственных программ социальной помощи. Граждане РБ на исходе 2007 года перестали чувствовать «высокий уровень социальной защищенности». В республике белорусским лидером практически заявлен отход от реализации национально-государственной идеи «прогрессивной социальной политики, наиболее полно отвечающей интересам человека». Такой поворот в политике белорусской «горки» объективно ведет к появлению факторов, способствующих возникновению общественного недовольства и социальных конфликтов. Для власти, которая давно поделила общество на «своих» и «чужих», это будет означать сокращение рядов первой категории.

Выборы президента весной 2006 года и последующие события показали, что республиканские власти так и не смогли сформировать эффективную и устойчивую политическую систему, обеспечить контроль за обществом. Госаппарат сосредоточил в своих руках все функции управления и полномочия, которые в период существования Союза ССР были у компартии, но в новых экономических и внешнеполитических условиях выяснилось, что он  не в состоянии без общественной поддержки справиться с лавиной проблем. Однако четыре столпа: президентские профсоюзы, советы депутатов, Белорусский республиканский союз молодежи и ветеранские организации, на которых, по официальной идеологии, покоится белорусская политическая система «народовластия», оказались довольно шаткими.

Федерация профсоюзов Беларуси (ФПБ) под управлением бывшего правительственного чиновника проявляет полную пассивность в деле защиты интересов трудящихся, результаты ее деятельности не видны. БРСМ превратился в окончательно забюрократизированную организацию, которая оказалась неспособной привлечь в свои ряды и мобилизовать, активизировать большинство молодых людей. Эта организация так и не смогла, несмотря на мощную ресурсную поддержку со стороны госаппарата, стать лидером молодежного движения в республике, провалила работу в среде студентов. В целом молодежь не может рассматриваться как политическая опора и партнер власти. Местные советы сегодня лишены значимых полномочий, совершенно безынициативны и зависимы от исполкомов, их авторитет у населения крайне низок.

Поэтому властные структуры Белоруссии на рубеже 2006-2007 гг. стали осознавать необходимость создания массовой и авторитетной пропрезидентской партии. Собственно, речь об этом шла очень давно, по сути, с первых лет президентства Александра Лукашенко. Предложения об учреждении подобной организации регулярно поступали  от различных общественных деятелей, политиков и партий. Например, пять  лет назад член Совета Республики Национального собрания РБ, ныне председатель Союза писателей Белоруссии Николай Чергинец выступил с предложением о создании пропрезидентской партии. На роль президентских партий последовательно претендовали - Белорусская патриотическая партия, Республиканская партия, Республиканская партия труда и справедливости, но ни одна из них не получила какой-либо поддержки. Лукашенко всем отвечал, что «народный президент не нуждается в посредниках между властью и народом».

Такая позиция, по-видимому, была обусловлена не только нежеланием создавать конкурентов (а вдруг станут чересчур самостоятельными?) на собственном электоральном поле, но и тем обстоятельством, что эти инициативные группы демонстрировали поддержку курсу на интеграцию с Россией в какой-либо форме при сохранении независимости РБ. Лукашенко же изначально оставлял за собой право дрейфа в сторону Запада, хотел иметь свободные руки в отношении Движения неприсоединения  и стран «дальней дуги».

Первоначально подобный подход власти касался и «Белой Руси», которая возникла несколько лет назад по почину «снизу» и первоначально без какого-либо содействия со стороны Администрации президента РБ  как Гродненское областное общественное объединение. Областную организацию «Белая Русь» тогда возглавил ректор Гродненского государственного аграрного университета Витольд Пестис.

Организация при поддержке местных (но не республиканских) властей довольно быстро вошла в силу и в настоящее время насчитывает  12 тыс. 200 членов и 870 первичных организаций. Она строится по территориально-производственному принципу (на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях и по месту жительства граждан). Существует (по крайней мере, официально) за счет членских взносов. В последнее время ею передано на восстановление и охрану памятников 7 млн. бел. рублей (примерно 3 279 дол.), израсходовано на благотворительные цели 15 млн. бел. рублей (примерно 7000 дол.).

Данное общественное объединение  показало себя как вполне дееспособное, хотя бы потому, что  половина депутатов всех уровней в области состоят в этой организации. «Белая Русь»  возникла на Гродненщине, где существовала насущная потребность в общественном  противовесе быстро  набиравшему силу польско-католическому влиянию. В области  компактно проживает порядка четырехсот тысяч поляков, причем,  10%  процентов из них  являются членами Союза поляков в Белоруссии, который непосредственно патронируется правительством Польши.

Гродненская областная «Белая Русь»  также неоднократно обращалась к Лукашенко с предложением создания общереспубликанского движения в его поддержку, но безуспешно. Однако в конце 2006 –  начале 2007 года положение изменилось, и очередное обращение нашло положительный отклик у республиканских властей. Во всех областях республики и  Минске начали образовываться  оргкомитеты, а затем и местные организации «Белая Русь». А уже в начале  июля был сформирован оргкомитет по созданию Республиканского общественного объединения «Белая Русь», с целью, как было заявлено, поддержки курса А.Г. Лукашенко.

К тому же, что бы там ни утверждали белорусское телевидение и газета администрации президента «Советская Белоруссия», в обществе нарастает разочарование в действиях   Александра Лукашенко как главы государства. Можно, конечно, и дальше говорить о всенародном обожании нынешнего белорусского президента, но, как известно, для политика и государственного деятеля самое страшное – это поверить в данном ключе собственной пропагандистской машине.

Очевидно, в окружении президента, наконец, поняли, что без создания соответствующего  «проводника идей в массы» далее поддерживать политическую стабильность в обществе будет все сложнее. Да и успешный опыт «Единой России», которую сам Лукашенко не единожды подвергал резкой критике и остракизму, показал, что без пресловутых «приводных ремней» никак не обойтись.

Сам общереспубликанский съезд РОО «Белая Русь» прошел в типичной казенно-торжественной обстановке. Не было какого-либо предметного разговора о положении дел в республике или о месте Белоруссии на международной арене. Общий настрой всех выступлений, прозвучавших на съезде, наиболее полно выразил председатель Могилевского областного совета ветеранов Анатолий Любченко, с восторгом заявивший, что ныне в Белоруссии «хорошо работается, хорошо живется и хорошо поется».

Съезд закончился в течение двух часов, а его результатом стало избрание председателем республиканского совета РОО «Белая Русь» министра образования РБ, доктора педагогических наук, профессора Александра Радькова, а также руководящих и контрольных органов объединения.

Появление  республиканской  организации «Белая Русь» вызвало напряжение в среде прозападной оппозиции. И это обусловлено не только тем, что на белорусском политическом поле может появиться тяжеловесный игрок, но и тем обстоятельством, что само название «Белая Русь» (а не «Беларусь», как власти теперь называют Белоруссию на польский манер) вызвало опасение у оппозиционеров о некой нацеленности организации на общерусское (восточнославянское) единство.

«Белая Русь», несомненно,  может, если не лишится поддержки президентской администрации, стать мощной и дееспособной организацией, т.к. многие ее участники, в том числе и члены республиканского совета, заинтересованы в ее развитии. «Белая Русь», возможно, не будет стремиться стать партией, т.к. в белорусских условиях преимуществом пользуются как раз общественные объединения, которые  по законодательству РБ могут, в отличие от партий, проводить работу  и создавать свои первичные организации на предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях. Лидер «Белой Руси» Александр Радьков вполне может стать влиятельной фигурой в белорусском парламенте следующего созыва, выборы в который должны состояться осенью 2008 года. Отводимая ему «горкой» политическая роль многогранна. Она, в частности, включает, как можно предположить, и воздействие на часть колеблющейся оппозиции, вовлечение ее в ряды партии власти.  По крайней мере Радьков в интервью оппозиционной газете «Народная воля» (22.11.07) заявил, что «Белая Русь» намерена сотрудничать со всеми заинтересованными лицами, в том числе, оппозиционными и  готова к разговору и диалогу со всеми и каждым.

Не исключается возможность установления в будущем деловых и партнерских отношений между РОО «Белая Русь» и партией «Единая Россия». Кстати, именно возможное взаимодействие «Белой Руси» и «Единой России» очень беспокоит функционеров белорусской оппозиции.

В целом переход на методы стимулирования общества в целях его консолидации вокруг главы государства следует рассматривать как радикальный поворот, который со всей очевидностью говорит о кризисе ряда идейных основ и политических принципов, сформулированных ранее самим белорусским лидером.




Санкции против «Белнефтехима» — не последний шаг со стороны США?

14.11.2007. Белорусские новости

Александр Зайцев

Введение Соединенными Штатами санкций против концерна «Белнефтехим» МИД Беларуси называет «недружественными действиями» и заявляет об адекватной реакции.

«Данное решение администрации Буша идет вразрез с принципами Устава ООН, а также соответствующими нормами международного права и международной торговой системы, закрепленной в соглашениях Всемирной торговой организации», — говорится в комментарии пресс-секретаря белорусского внешнеполитического ведомства Андрея Попова.

Напомним, 13 ноября Министерство финансов США заморозило все находящиеся под юрисдикцией США банковские счета «Белнефтехима» и его представительств в Германии, Латвии, Украине, России и Китае, а также счета дочерней американской компании «Белнефтехим Ю-Эс-Эй». Кроме того, американским бизнесменам предписано воздержаться от контактов с этим концерном. «Мы ужесточаем санкции в отношении Лукашенко и его ближайших помощников, вводя ограничения против крупнейшего концерна, который находится под контролем его режима», — мотивировал данное решение начальник отдела контроля иностранных активов Минфина США Адам Шубин.

«Администрация Буша нарушила Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Республики Беларусь к Договору о нераспространении ядерного оружия от 5 декабря 1994 года, в котором США в обмен на отказ Беларуси от обладания ядерным оружием обязались не применять к Республике Беларусь меры экономического принуждения в целях подчинения Беларуси интересам США», — сказал Андрей Попов.

Он подчеркнул, что невыполнение США своих обязательств по данному международному договору «ставит под сомнение добросовестный характер предлагаемых в настоящее время Соединенными Штатами ядерных гарантий другим странам».

Кроме того, отметил пресс-секретарь, нарушено действующее между Беларусью и США соглашение о торговых отношениях, согласно которому США обязались улучшать доступ белорусских товаров и услуг на американский рынок и создавать для них оптимальные коммерческие возможности.

«Республика Беларусь считает недопустимым применение односторонних экономических мер принуждения по политическим мотивам, которые не только отрицательно влияют на экономику и усилия в области развития, но и оказывают общее негативное воздействие на международное экономическое сотрудничество в целом», — заявил Андрей Попов.

По словам пресс-секретаря МИД, Беларусь призывает США «отказаться от практики запугивания и принуждения в отношении нашей страны, перейти к политике равноправных и взаимовыгодных отношений».

Концерн «Белнефтехим», объединяющий более 50 предприятий нефтехимического комплекса Беларуси, стал первой белорусской жертвой экономических санкций со стороны США. До этого введенные Вашингтоном ограничения касались лишь ряда высокопоставленных белорусских политиков, которым был запрещен въезд на территорию США, а их активы блокировались, а также большого списка чиновников, директората и членов их семей, по отношению к которым в августе этого года был усилен визовый контроль.

Между тем, американское правительство оставило за собой право налагать финансовые санкции на белорусские компании, которые, по мнению Вашингтона, могут принадлежать либо контролироваться режимом Лукашенко.

Выбор в качестве первой жертвы концерна «Белнефтехим» уже называют не случайным. Мол, таким образом администрация Буша хочет нанести удар по проекту добычи Беларусью нефти в Венесуэле.

Как известно, первую нефть венесуэльского разлива Беларусь планирует добыть еще до конца этого года. Реализацией проекта будет заниматься совместное предприятие, которое создают РУП ПО «Белоруснефть» и Венесуэльская государственная нефтяная компании PDVSA. Вклад «Белоруснефти» в СП составит 200 тысяч долларов.

Как предполагается, добытая в Венесуэле «белорусская» нефть на первом этапе будет продаваться через PDVSA. А, как известно, крупнейшим покупателем венесуэльского «черного золота» являются США. На американский рынок, судя по всему, могла пойти и «белорусская» нефть. В любом случае, продавать ее планировалась на ближайших рынках.

Американский рынок был очень удобным вариантом для Беларуси, считает председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Потупа. «Блокирование активов «Белнефтехима», естественно, создает большие трудности, потому что США — первый покупатель в мире этой нефти. И этот вариант был бы очень удобным для Беларуси», — сказал Александр Потупа в интервью Радыё Рацыя. Вместе с тем, эксперт считает, что санкции в отношении «Белнефтехима» не смертельны. В крайнем случае, «белорусскую нефть» можно будет пристроить в Мексике или Бразилии, которые также являются достаточно крупными потребителями углеводородов.

Реализацию Беларусью нефтяного проекта в Венесуэле одной из возможных причин введения санкций в отношении «Белнефтехима» называет и глава комиссии по международным делам и национальной безопасности Совета Республики Николай Чергинец.

«Безусловно, запланированное на конец нынешнего года начало реализации проекта по добыче Беларусью нефти в Венесуэле также является реальной версией причин введения санкций против «Белнефтехима», — заявил сенатор в интервью «Интерфаксу».

Как считает Николай Чергинец, в США «недовольны проникновением Беларуси на американский континент с такими серьезными проектами». «В США озлоблены тем, что добытая Беларусью нефть будет продаваться на этом континенте и, вполне возможно, Соединенным Штатам», — отметил политик.

Между тем, эксперт аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич полагает, что в основе новых ограничительных шагов со стороны США лежат все же политические причины. «Об этом не раз предупреждали официальные представители американской администрации, об этом они говорят и сегодня. В том числе, и о вопросе с политзаключенными в Беларуси. Так что, введение санкций — это, прежде всего, политический жест», — сказал Валерий Карбалевич в интервью «Белорусским новостям».

Что же касается экономических последствий данных санкций, то, по мнению эксперта, их сегодня трудно просчитать: «Если даже санкции действительно затронут интересы «Белнефтехима» в Америке, то всегда можно найти выход — спрос на нефть сегодня есть, цены растут».

Вместе с тем, Валерий Карбалевич обратил внимание на недавнее заявление заместителя помощника госсекретаря США Дэвида Крамера, который прогнозировал скорые новые санкции США в отношении Беларуси. Вероятно, что санкции против «Белнефтехима» — не последний из запланированных Вашингтоном шагов по дальнейшему давлению на официальный Минск.




"Точечный" удар США не навредит белорусскому нефтегазовому оффшору

15.11.2007. АФН

Андрей Суздальцев

Что обеспечивает существование режима А. Лукашенко? Естественно, не поддержка населения или некая харизма. Так что держит А. Лукашенко на плаву исключительно валюта и российские энергоресурсы, которые официальный Минск перерабатывает на предприятиях нефтехимии или напрямую просто перепродает опять-таки за евро и доллары. Нет сбыта белорусских нефтепродуктов на Запад - нет и А. Лукашенко. Эта простая формула наверное десятки раз растолковывалась западным и, прежде всего, американским партнерам, но все бесполезно - белорусский бензин дороже Климова и Козулина.

Когда со своей стороны, Россия начинает ресурсный кран А.Лукашенко перекрывать, а только за 2007 год «перекрыла» на 1,5 млрд. долларов США, или вообще «завинчивать вентиль», как в 2004 и 2007 годах, то забота о бензиново-газовом ручейке из-за Буга позволяют мгновенно забывать все многолетние труды по написанию резолюций, Актов и прочих списков невъездных - на защиту А. Лукашенко против алчного «Газпрома» или «Транснефти» мгновенно выстраивается вся Центральная Европа с благословения Госдепартамента США.

Диву даешься, как умудряются американские партнеры так изловчиться и «ударить» по «последнему диктатору Европы», чтобы и медийной пыли поднять побольше и не дай Бог, не навредить белорусскому нефтегазовому оффшору. Годами мусолили Акты о демократии, благодаря которым через оппозицию в Беларусь регулярно поступала энная сумма валюты, расходующаяся здесь на аренды, связь, канцелярщину, белорусскую сметану и колбасу, ткани на флаги. Суммы, в общем, не большие, но их было впору учитывать в прогнозных показателях развития экономики страны в разделе «экспорт». Причем, без транспортных расходов… В принципе, белорусская оппозиция зарабатывала для страны валюту… А. Лукашенко мог бы поблагодарить.

Потом почти пятилетку составляли и расширяли списки, чем создали в Беларуси группу «особо приближенных к трону». Попасть в список означало почти графское звание, передаваемое по наследству - высшая мера преданности, что, в принципе, не мешало периодически то тому, другому «невъездному» оказаться, к примеру, в Женеве или на итальянских пляжах…

Единственными реальными экономическими санкциями против режима А. Лукашенко до последнего времени считались торговые преференции, снятые ЕС в отношении белорусских товаров в сентябре текущего года, да и то благодаря неутомимости и невероятной настойчивости лидера белорусских независимых профсоюзов А.Ярошука, убивших на этот почти сизифов труд несколько лет жизни и здоровья. Повторяю, мизерные по сумме санкции пришлось буквально вышибать из ЕС…

Сейчас новое «испытание» навалилось на Беларусь. США ввели санкции в отношении представительств «Белнефтехим». «Заморозили» счета. Казалось бы, вот оно, реальное дело. Конец пришел белорусскому бензинчику. Да если бы так! Ведь санкции не коснулись самого концерна, а только его представительств. Ювелирная работа «санкционеров». Зато сколько шума, сколько благодарственных ритуальных поклонов на Запад, в стороны борцов за белорусскую демократию…

Между прочим, во времена еще посла Дж.Крола, послу Вашингтона в Минске не раз говорилось, что цепочки по продаже белорусских нефтепродуктов в Европе тщательным образом юридически защищены, дублированы, проведены через десятки фирм, где сидят доверенные лица (иногда «сыночки» и «дочки»). Видимо, учли...

Обратите внимание - удар пришелся не по экспорту белорусских нефтепродуктов в Евросоюз (Это святое!), а по расчетным узлам между нефтяниками России и нефтехимией Беларуси. Вот пусть теперь российские нефтяные компании и разбираются со своими белорусскими потребителями - чистой воды спецоперация против «Лукойла», Роснефти, Сургутнефтегаза и других конкурентов.

Сейчас белорусские партнеры российского ТЭК с полным основанием сорвут платежи за уже поставленную нефть… В общем, белорусско-американский форс-мажор. Но стоит напомнить, что российские нефтяники не борются за демократию в РБ. Они нефть добывают и продают. Однако получается, что США воюют за демократизацию Беларуси за российский счет. А валюта из ЕС как шла в карман А. Лукашенко, так и идет…

Если кто-то считает, что «замораживание счетов» концерна «Белтрансгаз» является акцией возмездия США, так и не дождавшихся освобождения белорусских политзаключенных (речь идет о легендарной сделке «Дэвид Крамер - Наталья Петкевич»), то при таких «потемкинских санкциях» сидеть Козулину и Климову, как говорится, «от звонка до звонка».

(статья дана в сокр. варианте)




Сколько на замороженных счетах «Белнефтехима» денег, пока неизвестно

16.11.2007. Комсомольская правда в Белоруссии

Ольга Шестакова

С 13 ноября Минфин США заморозило банковские счета "Белнефтехима" и его представительств в Германии, Латвии, Украине, России и Китае, а также счета дочерней американской компании "Белнефтехим Ю-Эс-Эй".

- Мы ужесточаем санкции в отношении Лукашенко и его ближайших помощников, вводя ограничения против крупнейшего концерна, который находится под его контролем, - объяснили в Минфине США.

Звучит угрожающе, ведь нефтехимия - наше все: 25% экспорта - львиная доля бюджета… Но суть в том, что конкретно от замороженных американских счетов белорусской экономике не холодно ни жарко.

- Поставки «Белнефтехима» в США составляют до 2% общего объема белорусского экспорта, - цитирует Интерфакс заместителя гендиректора ПО «Белоруснефть» (входит в «Белнефтехим») Валерий БЕСКОПЫЛЬНЫЙ.

Есть несколько версий того, зачем США эти санкции. Самые популярные таковы: 1.«Венесуэльская» - чтобы сорвать белорусам добычу нефти в Венесуэле, ведь продавать ее хотели именно США.

2. «Демократическая» - это еще один способ давления на нашу власть, чтобы склонить ее к переменам.

3. «Российская» - сначала давят на белорусские предприятия, а потом, если это сработает, будут пытаться действовать и на российские.

ДИПЛО-МАТ

Вчера послу США Карен Стюарт белорусский МИД вручил ноту протеста

В ней сказано, что США нарушает нормы международного права и собственные обязательства.

- Белорусская сторона потребовала от США вернуть арестованные активы их законному владельцу - концерну "Белнефтехим" - и снять ограничения на все экономические операции, - сказал пресс-секретарь МИД Андрей ПОПОВ.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Ярослав РОМАНЧУК, экономист: Я бы взыскал с американского правительства компенсацию в десятикратном размере!

- Эффекта от этих санкций практически никакого. Перерегистрировать компанию легко… И белорусская сторона спокойно выйдет из этой ситуации. Никто ведь не будет ограничивать экспорт нефтепродуктов в Америку! Американцы наделали шума, еще раз пригрозили Лукашенко - мол, мы за тобой смотрим, не приемлем нарушений прав человека… Хороший пиар, много осуждающих белорусский режим слов, но, думаю, на этом все закончится, экономических последствий нет. Это, скорее, морально-психологическое давление.

Есть вопрос, сколько там денег на счетах. Если было бы что-то весомое, я бы на месте белорусского правительства подал бы в международный арбитраж и взыскал бы с американского правительства в десятикратном размере компенсацию репутационного ущерба!




Американское предупреждение

19 – 26.11.2007. Белорусы и рынок

Татьяна Маненок

Последствия для белорусской экономики введенных 13 ноября Америкой санкций до конца минувшей недели не прояснились.

Оставалось неясным, сделали США белорусским властям последнее китайское предупреждение или же целью их акта является нанесение действительно сокрушительного удара по экономике страны. "Все нормально, аврала и паники нет", — с облегчением отметил в беседе с корр. "БР" высокопоставленный чиновник в пятницу вечером. Однако прояснить какие-то детали отказался. "Предприятия пока работают в прежнем режиме. Что будет дальше, сказать не могу — не знаю", — заключил собеседник.

Официальных комментариев по поводу введенных США санкций, за исключением реакции МИДа, пригрозившего Вашингтону ответными мерами, на минувшей неделе не последовало.

Что касается непосредственно концерна "Белнефтехим", то у него банковских счетов за рубежом нет, так как он не является субъектом хозяйствования.

Речь идет о счетах дочерних предприятий "Белнефтехима", созданных в рамках развития товаропроводящей сети концерна. Сейчас она включает 6 торговых предприятий, которые созданы в России, Латвии, Литве, Украине, Китае и Германии. Аналогичные предприятия создаются в Польше, Турции и Нидерландах.

По экспертным оценкам, от санкций прежде всего пострадают интересы "дочки" концерна, зарегистрированной в США, — Belneftekhim USA, Inc. "Белнефтехим" создал эту торговую компанию для реализации всего спектра продукции предприятий концерна. По словам профильного эксперта, через это предприятие на Американском континенте реализуется в первую очередь продукция химической промышленности.

Заморозка счетов Belneftekhim USA, Inc. означает, что это предприятие не сможет проводить никаких расчетов.

Эксперт белорусской консалтинговой компании в комментарии агентству ПРАЙМ-ТАСС высказал мнение, что замораживание платежей, проводимых предприятими "Белнефтехима" или в их пользу через любые филиалы американских банков, которых по миру довольно много, "повлечет определенные неудобства в расчетах с контрагентами, но не более того". "В этой ситуации им придется вести расчеты через банки, которые американский капитал не контролирует", — сказал эксперт.

С этой точкой зрения согласны не все.

Распространены ли санкции США на торговые предприятия концерна в Германии, Латвии, Украине, России и Китае, выяснить пока не удалось. По имеющимся данным на конец минувшей недели, в некоторых европейских странах этот вопрос изучался, однако конкретных действий не принималось.

К примеру, заморозка банковских счетов латвийской "дочки" "Белнефтехима" — "Белнефтехим-Балтик" — серьезно осложнила бы финансовую ситуацию предприятий, реализующих через нее свою продукцию. Наиболее ощутимым оказался бы удар для НПЗ. Тем не менее с этим шоком можно было бы справиться: ситуация вынудила бы экспортеров нефтепродуктов искать новые схемы продаж, минуя торговое предприятие.

"Заморозка счетов торговых предприятий "Белнефтехима" — это серьезная проблема. Но если бы санкции коснулись непосредственно предприятий, подчиненных концерну, финансовые последствия для экономики страны могли бы стать действительно шоковыми", — констатировал в беседе с корр. "БР" эксперт консалтинговой компании.

По данным "БР", в середине минувшей недели были заморожены счета Мозырского НПЗ. Через день счета разморозили. Коснулись ли аналогичные санкции "Нафтана", выяснить не удалось.

Можно представить, какое потрясение испытали белорусские власти, узнав о заморозке счетов НПЗ. Ведь США ударили по самой чувствительной для белорусского бюджета позиции — экспорту нефтепродуктов.

Следует отметить, что, невзирая на более сложные в этом году условия поставок российской нефти в Беларусь, расклад товаров, традиционно занимающих лидирующие позиции в экспорте страны, сохранился прежним.

Согласно статданным, в товарной структуре белорусского экспорта по итогам первого полугодия по-прежнему доминируют нефтепродукты — 31,1% от всего стоимостного объема (следом идут калийные удобрения — 6,3%).

Правда, впервые за последние годы экспорт нефтепродуктов в первом полугодии 2007 года чуть снизился — на 0,6% (или на 21,6 млн. USD). Отметим, что на фоне "золотого" для белорусской нефтянки 2006 года, когда экспорт нефтепродуктов в стоимостном выражении возрос на 38,7%, это не столь существенные потери.

Так что нефтепродукты по-прежнему остаются основной экспортной статьей Беларуси в страны вне СНГ. На их долю в первой половине 2007 года приходилось 54,6% общего объема экспорта. При этом общий стоимостный объем экспорта нефтепродуктов в страны вне СНГ составил 3,2 млрд. USD. Он уменьшился лишь на 0,9% — из-за снижения на 1,8% физического объема поставок при росте цены поставок на 1%.

В первом полугодии сальдо внешней торговли нефтью и нефтепродуктами было положительным.

Так что последствия заморозки счетов НПЗ могли бы действительно стать катастрофичными для белорусского бюджета. В этом году "Нафтан" и Мозырский НПЗ самостоятельно закупают и перерабатывают примерно половину всего объема нефти, необходимого для полной загрузки заводов. Остальная половина — давальческие поставки.

Однако основную прибыль заводы получают в результате собственной переработки нефти. Запрет на проведение собственных операций мог означать, что НПЗ пришлось бы полностью перейти на давальческие поставки. Мало того, что заводы остались бы без денег. Не факт, что новая схема могла бы гарантировать стопроцентную, как сейчас, загрузку двух НПЗ. График поставок российской нефти в Беларусь по "трубе" спланирован заранее, а поставки по железной дороге более затратны, кроме того, ограничены технические возможности для их осуществления.

На минувшей неделе правительственные чиновники, работая практически в непрерывном режиме, пытались просчитать возможные потери от введения санкций и искали способы, как смягчить их последствия.

По данным "БР", правительственные эксперты исходили из того, что ограничительные меры могут быть введены не только для дочерних предприятий "Белнефтехима", но под санкции рискуют попасть все предприятия, входящие в состав концерна.

Представитель белорусской нефтяной компании пояснил, что, в соответствии с мировой практикой, все расчеты по нефтепродуктам сейчас проводятся в долларах США через корсчета в американских банках. В качестве защиты от санкций эксперты рассматривают возможность перехода на расчеты в долларах США через корсчета в европейских банках либо переоформление контрактов на закупку нефти и продажу нефтепродуктов в евро.

Однако у чиновника профильного министерства эти предложения вызвали скепсис.

Пока неясно, какими могут быть дальнейшие шаги администрации США в отношении Беларуси.

Если к санкциям присоединится Евросоюз, то удар по экономике Беларуси будет сокрушительным. Однако эксперты сомневаются, что Европейский Союз поддержит решение минфина США.

Многие эксперты склоняются к тому, что недавно принятые США санкции в отношении ведущего госконцерна Беларуси — это пока в большей степени мера морального воздействия на белорусские власти. Данное предположение подтверждает, в частности, факт разморозки банковских счетов Мозырского НПЗ.

Не следует забывать, что последствия введенных санкций почувствуют на себе и американские потребители. В частности, Мозырский НПЗ продает в США около 50 тыс. т бензина в месяц. Причем непосредственно сам завод на этом рынке продукцию не продает. Белорусский экспортер пока продает свои нефтепродукты в лучшем случае на условиях FOB (с доставкой на судно) — после этого у нефтепродуктов появляется новый собственник.

Таким образом, санкции в отношении "Белнефтехима" косвенным образом могут коснуться бизнес-интересов не только американских потребителей, но и многих зарубежных компаний. И администрация США вряд ли захочет ущемить их интересы.

Справка "БР"

В состав концерна "Белнефтехим" входят 38 предприятий, в том числе 23 промышленных. Концерн включает предприятия химии и нефтехимии, по добыче и переработке нефти, нефтепродуктообеспечению, транспортировке нефти. Общая численность работающих — около 120 тыс. человек.

Предприятия концерна производят более 500 видов продукции, в том числе нефтепродукты, химические волокна и нити, минеральные удобрения, шины, полиэтилен высокого давления, стекловолокнистые изделия, лаки, краски, полиэтиленовые и полипропиленовые трубы и др.

Свыше 70% продукции, производимой организациями концерна, поставляется более чем в 90 стран мира. Концерн обеспечивает свыше 30% промышленного производства Беларуси, около 35% экспорта и более 25% налоговых поступлений в бюджет страны. В структуре экспорта концерна нефтепродукты составляют 41%, минеральные удобрения — 26,5%, в том числе хлористый калий — около 23%, химические волокна и нити — порядка 10%.

По данным официальной статистики, экспорт концерна "Белнефтехим" за январь — август 2007 года составил 5,27 млрд. USD. Основу экспорта предприятий концерна составляли поставки продукции на рынки дальнего зарубежья — 77% на сумму 4,505 млрд. USD. Экспорт предприятий концерна на рынки стран СНГ составил всего лишь 765,374 млн. USD, в том числе в Россию — 447,455 млн. USD.

При этом поставки экспортной продукции непосредственно потребителям были осуществлены на сумму 427,072 млн. USD, собственным субъектам товаропроводящей сети — на сумму 30,431 млн.USD, сетевым торговым организациям, определенным в результате тендера, — на сумму 2,569 млрд. USD, предприятиям, определенным в результате биржевых торгов, — на сумму 6,806 млн. USD, корпоративным субъектам товаропроводящей сети — на сумму 10,798 млн. USD.

По данным Минстата, за январь — август 2007 года белорусский экспорт в США сократился на 13% — до 255,6 млн. USD. Основу белорусских поставок в США составляет продукция нефтехимического комплекса — на ее долю приходится почти 90% белорусского экспорта в эту страну.

За 8 месяцев 2007 года по сравнению с аналогичным периодом 2006 года экспорт белорусских нефтепродуктов в США снизился на 37,7% — до 72,7 млн. USD, поставки калийных удобрений составили 75,8 млн. USD (рост на 15%), азотных удобрений — 55,8 млн. USD (рост в 2,4 раза). Предприятия "Белнефтехима" поставляют в США нефтяной кокс и битум (за 8 месяцев 2007 года на сумму 10,5 млн. USD), шины (8,3 млн. USD), синтетические нити (2,1 млн. USD), стекловолокно (3,1 млн. USD).

В 2006 году экспорт белорусской нефтехимической продукции в США составил 386,2 млн. USD (рост в 2,4 раза по сравнению с 2005 годом).




Президент поставил перед Правительством актуальные задачи

14.11.2007. Беларусь сегодня

Виталий Волянюк

На вчерашнее совещание у Президента был вынесен широкий круг экономических и нравственных вопросов. Бюджет, налоги, денежно–кредитная политика, итоги работы экономики в январе — сентябре, прогнозы развития на будущий год. Однако разговор, длившийся более трех часов, получился еще масштабнее, чем предполагалось. Были обсуждены глубинные проблемы нашей экономики. Причем тональность этого диалога была весьма жесткой — Президент, характеризуя стиль работы Правительства и отдельных министров, приводил такие аргументы, как «предприимчивость», «ответственность», «воля», «совесть»...

Безусловно, результаты работы Правительства за последние годы очевидны. Рост ВВП, доходов населения, снижение инфляции — все эти макроэкономические достижения подтверждаются и независимыми международными институтами. Положительную динамику, несмотря на резкое подорожание энергоресурсов, удалось сохранить и в этом году. Вот данные статистики за январь — сентябрь. ВВП увеличился на 8,4 процента. Промышленной продукции выпущено на 8,2 процента больше. Реальные денежные доходы выросли на 16,2 процента... Однако на фоне этих цифр есть и другие, менее оптимистичные: Правительством не выполнено 6 из 19 прогнозных показателей. Среди них выпуск сельхозпродукции, внешнеторговое сальдо, рентабельность промышленных товаров... Но еще важнее другое.

Вчерашнее совещание было беспрецедентно резким. И некоторые журналисты, в кулуарах, горячо выясняли причины этого. Но как мне представляется, никакой загадки тут нет. Обычно строгая и предметная критика Правительства «логична» в тех случаях, когда резко падает планка экономических показателей, пустеют прилавки и взлетают цены. Но нынче — особый случай! Экономика, как я уже написал, существенно «прибавляет», есть немало факторов весьма оптимистичных, но Президент, в присущей ему манере, был деловит и особо эмоционален. И — по делу! Сегодня наша экономика оказалась в чрезвычайно перспективной ситуации.

Этому способствует целый ряд международных, в основном, факторов. В соседних странах немало проблем: низкий урожай зерновых культур, инфляционные зигзаги, банковская паника и землетрясения бирж, повышение цен на молоко и хлеб — это только небольшой перечень трудностей, сведениями о которых полнятся телепрограммы и первые страницы газет. Дело журналистов — анализировать события, дело публики — рыться в своих кошельках и корректировать семейные бюджеты. Но деловые люди, руководители хозяйственных структур — не журналисты и не обыватели. Они обязаны извлечь прагматичную выгоду для своих сегментов производства, для своего государства, в конце концов. Это азбука межгосударственных торговых отношений. Есть возможность оперативно отреагировать на внешнюю ситуацию — нельзя терять ни секунды! Срочно меняй планы, переходи на выпуск и изготовление дефицита, ищи новые рынки, заключай выгодные контракты! Вот в этом и заключается этика прагматичного, целеустремленного руководителя, да и вообще любого грамотного бизнесмена. Сегодня такие белорусские товары, как тракторы, автомобили и в особенности качественные продукты питания, идут, как говорится, «со свистом». Самое время развернуться и заработать. Такая отличная конъюнктура!

Но, как справедливо критиковал некоторые отрасли Президент, многие руководители попросту не понимают, что потеря темпа — это потеря денег. Для бюджета Беларуси. Президент назвал несколько причин инертности. Главные среди них — самолюбование, стремление довольствоваться достигнутым и зачастую полное отсутствие деловитости и предприимчивости. «Так дело не пойдет!» — подчеркнул Президент. Это замечание не следует расценивать как некую «накачку», но на месте некоторых руководителей я, между нами говоря, не стал бы испытывать терпение Президента...

Вот почему совещание приняло такой острый оборот...

Повторюсь, не потому, что зреет какой–то «кризис», а потому что некоторые руководящие товарищи не понимают простых вещей: чтобы достигать максимальных результатов, следует не ссылаться на «объективные трудности», а работать так, как требует время. Предприимчиво, ответственно и результативно.

Экономика — сложная система. Она гораздо сложнее, чем любой набор прогнозных параметров, формул и методик. Однако есть в ней совершенно простые вещи, по которым можно безошибочно судить, насколько эффективно работают чиновники и директора. Скажем, умеет ли страна производить конкурентную продукцию в таких объемах, которые принесут ей максимальную прибыль? Или с этим трудности? Что царит на предприятиях? Дух предпринимательской инициативы или безалаберность и головотяпство? Вот, пожалуй, те базовые вещи, которые сегодня поважнее процентов.

Анализируя работу Правительства, Александр Лукашенко возвращался к ним не раз. Так, Президент жестко критиковал министра сельского хозяйства Леонида Русака за то, что вверенная ему отрасль оказалась фактически не готова к всплеску цен в России и других странах на молочные и мясные продукты. Воспользовавшись конъюнктурой, белорусские хозяйства могли бы выйти на бездотационную работу. Но нет... Не вполне понятна и ситуация с мясными продуктами. Сегодня Правительство ограничивает их вывоз, чтобы обеспечить внутренний рынок. А ведь наличие дополнительных объемов принесло бы хорошие доходы на экспорте.

Претензии Президент высказал и в адрес строительной отрасли. Нынешний бум, имеющий место в Беларуси и соседних странах, можно было предсказать. Будь мощности по производству цемента и стройматериалов больше, страна на одном экспорте в Москву и Санкт–Петербург могла бы заработать миллиарды долларов! Речь идет о суммах, эквивалентных тем, которые сегодня тратятся на закупку нефти и газа.

Определенную порцию критики получила и промышленность. Продукция МТЗ, МАЗа, Белорусского металлургического завода, БелАЗа сегодня нарасхват. Но успешным предприятиям не хватает мощностей, чтобы сполна удовлетворить спрос. В то же время есть десятки заурядных заводов, у которых объем складских запасов уже превзошел все мыслимые пороги. В этой связи Президент поставил резонный вопрос. Почему неэффективные производства не перепрофилируются на выпуск востребованной продукции и не присоединяются к ведущим экспортерам?

В своих оценках Александр Лукашенко был достаточно критичен: «К сожалению, у меня возникает впечатление, что действующее Правительство начинает обрастать тиной. Мне не хотелось бы прибегать к принципу ротации кадров, но вы должны понять, что ваша задача — не просто чертить графики и писать доклады, а прилагать усилия к тому, чтобы общество увидело реальные подвижки в вашей деятельности».

К факторам, которые тормозят развитие экономики, Президент, помимо безынициативности, неразворотливости чиновников и директоров, отнес и запутанность налоговой системы: «Сегодня все — от рядового бизнесмена до директора крупного предприятия — жалуются на то, что они должны содержать по 5 бухгалтеров, чтобы разобраться в налоговых инструкциях». Президент жестко предупредил: «Еще одна такая жалоба — и я буду серьезно разбираться с налоговиками. Ведь сегодня бизнес, даже если и готов платить крупные суммы налогов, не может разобраться во всех этих требованиях».

Особое внимание во вчерашнем разговоре было отведено теме внешней торговли. По данным за девять месяцев, внешнеторговое сальдо составило минус 1,5 миллиарда долларов. К концу года, как ожидается, этот показатель превысит минус 2 миллиарда. По мнению Президента, провалы во внешней торговле могут свести на нет успехи в других сферах. При этом Александра Лукашенко не удовлетворили аргументы, будто отрицательное сальдо — это нормальная мировая практика. Оппонентом этого тезиса выступил и глава Национального банка Петр Прокопович. По его мнению, стране необходимо увеличивать золотовалютные резервы. А для этого нужно наращивать ВВП и экспорт. Тогда сальдо будет положительным. Еще одним источником пополнения золотовалютных резервов П.Прокопович назвал привлечение прямых иностранных инвестиций. Опыт стран с переходной экономикой, таких как Венгрия и Чехия, показал, что привлечение подобных инвестиций позволяет не только улучшить платежный баланс страны, но и создать конкурентные производства, новые рабочие места...

Почему же объем прямых вложений из–за рубежа в Беларусь сегодня находится на весьма скромном уровне? По мнению главы Нацбанка, главная причина этого — сложные и длительные бюрократические процедуры. Петр Прокопович предложил Правительству поработать над тем, чтобы создать в нашей стране самый оптимальный деловой климат. По его мнению, вся Беларусь должна превратиться в свободную экономическую зону, в которой будет комфортно бизнесу и гражданам. Однако при существующей нормативной базе это вряд ли возможно.

Президент поддержал такую точку зрения. И призвал Правительство провести капитальную ревизию нормативно–правовых актов. Он напомнил, что сложность и противоречивость действующего законодательства вызвана тем, что в наиболее трудные для экономики годы приходилось применять практику «ручного управления». Но теперь положение стабилизировалось. Законодательство необходимо упростить и сделать так, чтобы оно работало в «автоматическом режиме». За проделанную в этой части работу будут отчитываться Премьер–министр Сергей Сидорский и Петр Прокопович.

...Подводя итоги совещания, Президент подчеркнул, что Правительству предстоит крайне напряженная работа. И от того, как нынешний Совет Министров справится со своими задачами, можно сказать, зависит его дальнейшая судьба. Поэтому Александр Лукашенко призвал министров и других руководителей «не засиживаться» в кабинетах, а почаще выезжать на производства, чтобы видеть проблемы экономики изнутри.




Что подстегнуло белорусскую инфляцию?

19.11.2007. БДГ

Эмма Равич

Индекс роста потребительских цен, определяющий уровень инфляции, преодолел все возможные психологические барьеры, составив в октябре 1,5% вместо запланированных 0,5-0,6% в месяц. По сравнению с декабрем 2006 года потребительские цены выросли на 7%, а за январь-октябрь – на 7,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Эти цифры уже поставили под угрозу выполнение прогнозных показателей на 2007 год, в соответствии с которыми инфляцию предполагалось удержать в коридоре 6-8%. В то же время власти утверждают, что Беларусь остается самой стабильной в отношении роста цен страной в СНГ. Эксперты же полагают, что очередной скачок спровоцировала, прежде всего, ценовая политика России, которая в ближайшее время не изменится. 

Основу столь резкого повышения цен составили продукты питания. Так, по данным Министерства статистики и анализа, индекс цен на продовольственные товары в октябре 2007 года по отношению к сентябрю 2007 года составил 102,5%, по отношению к декабрю 2006 года – 109%. Рост цен на продовольственные товары в октябре 2007 года по сравнению с сентябрем 2007 года дал 1,3% прироста сводного индекса потребительских цен.

Такую динамику эксперты объясняют сразу несколькими факторами. Во-первых, тем, что осенью традиционно фиксируется повышение спроса на продовольственные товары при одновременном повышении цен после летнего спада, который связан с уменьшением потребления энергоресурсов. Во-вторых, в этом году сезонное снижение цен на продукты, традиционно приходящееся на летние месяцы, было незначительным и не дало ожидаемого результата.

В-третьих, аналитики отмечают влияние ценовой политики России на инфляционные процессы в соседних странах. Помимо энергетической составляющей, речь идет о конкуренции производителей. Один из источников «БДГ» пояснил, что повышение цен на продукты питания на российском рынке отразилось и на ситуации в Беларуси. При этом повышение уровня цен связано как со значительной долей российского импорта, так и с необходимостью удерживать отечественных производителей на местном рынке, притом что экспорт товаров в соседнюю Россию для них более выгоден.

Владимир Василега из Научно-исследовательского экономического института при Минэкономики не вполне согласен с такой точкой зрения. Он отмечает значительное влияние энергетической составляющей на цены белорусских производителей, но добавляет, что по расчетам института индекс внешней торговли был положительным.

Эксперт напомнил, что значительная часть потребительской корзины, на основе которой высчитывается показатель инфляции, является регулируемой. Именно в этом году под воздействием ряда факторов правительство было вынуждено скорректировать ценовую политику. Так, осенью был зафиксирован значительный рост цен на сырье. В частности закупочные цены на молоко (молочные продукты составляют значительную часть потребительской корзины) в октябре были повышены на 10%, с учетом чего предельные отпускные цены на молочную продукцию были повышены в среднем на 3%. Аналогичный рост ожидается в ноябре, а в декабре цены в этом сегменте белорусского рынка прибавят до 2%.

Также после долгого перерыва на 19% были повышены цены на проезд в пассажирском транспорте. А расходы на транспортные услуги традиционно занимают важное место в структуре расходов населения.

По нерегулируемой группе товаров, отмечает В.Василега, рост цен был меньше, но вклад этой группы в показатель инфляции больше за счет доли в потребительской корзине.

В то же время официальные власти призывают не нагнетать обстановку, апеллируя к пресловутой белорусской стабильности. «Да вы сравните ситуацию в Беларуси с другими странами СНГ. Мы остаемся самой стабильной страной в регионе. У нас все нормально. И вместо того, чтобы рассказать об этом, вы нашли топор под лавкой»,- заявил «БДГ» собеседник из департамента ценовой политики Минэкономики. Он выразил уверенность в том, что Беларуси удастся удержаться в рамках прогнозных показателей, в соответствии с которыми инфляция в 2007 году не должна превысить 8%.

Действительно, по данным Межгосударственного статкомитета СНГ, по показателю инфляции Беларусь занимает одну из лучших позиций. По итогам 9 месяцев 2007 года по сравнению с аналогичным периодом 2006 года инфляция в Таджикистане составила 12,3%, в Азербайджане – 11,0%, в Киргизии – 10,3%, в Молдавии – 9,0%, в Казахстане и Украине – по 8,6%, в России – 7,5%, в Грузии – 6,2%, а в Беларуси – лишь 5,4%. Только Армения, где цены снизились на 0,2%, опережает нас.

Но в том, что Беларусь в этом году уложится в запланированные показатели, эксперты сомневаются. Они прогнозируют, что к концу года инфляция достигнет 9-10%. Чтобы удержаться в запланированных рамках, в ноябре и декабре инфляция не должна превысить 0,5% в месяц. При этом, напоминает В.Василега, в ноябре к расходам населения «подключатся» услуги ЖКХ, которые занимают около 10% потребительской корзины и которые не росли с первого квартала 2007 года. Кроме того, данные последних лет показывают, что четвертый квартал по уровню инфляции традиционно превышает средний показатель за все месяцы. При этом среднемесячный прирост цен с начала года уже составил 0,7% при прогнозе 0,5-0,6%.




Продажа Velcom: отличный пример отличной приватизации?

20.11.2007. Белорусские новости

Елена Новожилова

Если по второму акту «Марлезонского балета» — покупке МЦС австрийской компанией, — высказался даже экс-вице-президент США Альберт Гор, то предшествовавшая тому продажа белорусского сотового оператора кипрской SB-Telecom вошла в историю как самая закрытая сделка: о ней не обмолвились ни словом ни ее участники, ни чиновники. Первые пояснения на сей счет прозвучали сегодня из уст обоих покупателей.

За долю в СП ООО «Мобильная цифровая связь» (бренд Velcom) государству была заплачена «абсолютно адекватная сумма», заявил журналистам в Минске председатель правления SB-Telecom Ид Самави, так и не раскрыв свое представление об адекватности, позволившей ему в августе выкупить в Velcom госдолю в 51%.

По словам Самави, вопрос о приобретенных акциях, «подпадает под раздел конфиденциальности соглашения, которое было заключено с белорусским правительством».

«Тем не менее, когда бы информация об этой сделке ни стала публичной, будьте уверены в том, что вы обнаружите абсолютно адекватную цену за тот пакет, который был продан государством», — приводит БелаПАН заверения бизнесмена.

Пока можно лишь опираться на цифры, озвученные белорусским президентом в апреле этого года на пресс-конференции для руководителей белорусских СМИ. Тогда Александр Лукашенко поделился: думаю над предложением о продаже доли государства в Velcom, за который, по словам президента, было предложено 300-400 млн. долларов. «Поэтому я тоже думаю — почему бы не продать этот пакет акций. Да, это кому-то будет выгодно, но нам — супервыгодно! Тут есть, над чем подумать...», — сказал глава государства, добавив, что, поторговавшись, можно будет получить и 500 млн. долларов. Эксперты рынка назвали предложенную цену даже в полмиллиарда явно заниженной.

Как ранее отмечали «Белорусские новости», SB Telecom, в своем роде, — загадка для белорусской экономики. Зарегистрирована на Кипре с офисом в Никосии, но корнями уходит в Сирию, так как принадлежит тамошним бизнесменам братьям Самави. Один из них — Ид — до недавнего времени занимал пост председателя совета директоров «МЦС». Кроме рынка мобильной связи, интерес братьев Самави в Беларуси распространяется на гостиничный бизнес, производство стройматериалов, в частности, цемента. В конце мая на встрече в Минске Александр Лукашенко и Ид Самави говорили о заинтересованности SB Telecom в строительстве в Минске высококлассной гостиницы и об участии в реконструкции белорусских цементных заводов.

Сирийские бизнесмены не без оснований рассчитывали на расширение своего присутствия в нашей стране, поскольку не только занимаются инвестициями в белорусскую экономику, тратят многое из заработанного на благотворительные цели, но и оказывают белорусскому руководству определенные посреднические услуги. В частности, Ид Самави помогал организовать визит Лукашенко в Объединенные Арабские Эмираты, о чем белорусский президент просил сирийского бизнесмена лично во время встречи в феврале в Минске.

«У нас нет никакой предубежденности по отношению к вашей деятельности. Я вам доверяю и готов рассмотреть предложения по развитию вашего бизнеса в Беларуси», — говорил весной в Минске Александр Лукашенко Иду Самави и поблагодарил за активную благотворительность. «Для Беларуси трудно найти человека, который бы занимался благотворительностью в стране в таком объеме», — сказал А.Лукашенко. В свою очередь Ид Самави заверил президента, что деятельность SB Telecom в Беларуси будет открытой и прозрачной.

Однако о сотнях миллионов долларов, которые братья планировали вложить в гостиничный и цементные проекты, с тех пор ничего не слышно. Более того, вопрос об участии SB Telecom в модернизации белорусских цементных заводов, равно как и иных иностранных инвесторов, отпал сам собой после того, как в июле президент заявил, что с этим вопросом государство намерено справиться своими силами, без привлечения иностранных денег (впрочем, теперь на белорусский «цемент» сватают китайцев).

Возможно, что госпакет акций Velcom стал своего рода компенсацией за обманутые надежды и сорванные планы, а, может быть, и за моральный ущерб за октябрь 2003-го, когда белорусский Комитет государственной безопасности арестовал нескольких руководителей и акционеров МЦС, и Самави пришлось некоторое время провести в СИЗО КГБ, куда он был помещен по подозрении в хищении «путем злоупотребления служебными полномочиями в особо крупных размерах» — чекисты говорили о суммах с шестью нулями.

Что до перекупившего контрольный пакет Velcom у Самави Mobilkom Austria Gruр, то сегодня глава австрийской компании Борис Немшич сообщил о завершении сделки. По его заявлению, «приобретение второго по величине мобильного оператора на рынке Беларуси является отличным примером отличной приватизации, а также экономического сотрудничества между Беларусью и Австрией».

Mobilkom Austria Gruр, напомним, приобрела за 730 млн. евро 70% доли в уставном фонде SB Telecom Ltd. Об окончании сделки можно говорить в связи с получением одобрения со стороны антимонопольных органов.

По словам Б.Немшича, оставшаяся доля в 30% в SB Telecom Ltd может быть выкуплена в четвертом квартале 2010 года за 320 млн. евро плюс дополнительное вознаграждение, которое будет зависеть от будущих результатов финансовой деятельности Velcom.

«Сомнений, чтобы входить в Velcom даже с государственной долей владения компанией, не было. Просто сделки между европейскими странами, связанные с перемещением капитала, легче исполняются, а SB Telecom Ltd зарегистрирована на Кипре», — рассказал Б.Немшич, отвечая на вопрос, как давно Telekom Austria Group начала интересоваться белорусским оператором.

В свою очередь, министр связи и информатизации Николай Пантелей заявил, что приобретение контрольного пакета акций Velcom австрийцами даст дополнительный толчок развитию телекоммуникационных технологий в Беларуси: «Мы очень довольны тем, что свершилось. На рынок телекоммуникаций Беларуси пришла очень авторитетная и серьезная компания, которая работает в данной сфере во многих странах. Это даст дополнительный толчок развитию телекоммуникационных технологий в государстве и позволит преодолеть отставание в этой сфере в Беларуси, если таковое есть».




Немцы решительно строят мост «Минск-Брюссель»

26.11.2007. Белорусские новости

Марина Рахлей

Минский форум и задумывался как площадка для диалога. Юбилейный десятый мог похвастать не только высокими представителями и участниками из 17 стран, но и высокой активностью белорусской стороны. При чем, похоже, не только в залах форума, но и в кулуарах.

История Минского форума началась в 1997 году и знала разные периоды. От года к году интерес официального Минска к тому, что задумывалось как встреча экспертов Беларуси и ФРГ, а приобрело статус международной конференции, развивался в форме синусоиды — были свои короткие ледниковые периоды и время сотрудничества.

Подобный форум, собирающий политиков, важен не только как публичное событие. Сделав свои заявления, чиновники, политологи, экономисты, дипломаты, эксперты и политики идут обедать, а то и вовсе выпивать и танцевать. Здесь они, слегка соприкоснувшись рукавами, имеют возможность познакомиться и, при желании, откровенно поговорить.

Если совместный обед депутатов Бундестага и Палаты представителей невозможен в Берлине, он реален в Минске, причем, в рамках Минского форума. Наши депутаты в этот раз с рекордным усердием принимали участие в работе конференции, общались, задавали вопросы в президиум, отвечали на вопросы иностранных гостей.

Уже несколько лет в рамках форума в белорусской столице выступают известные немецкие политики. В прошлом году приезжал генеральный секретарь Христианско-демократического союза Рональд Пофалла, в этом к белорусскому коллеге присоединился замминистра иностранных дел ФРГ Гернот Эрлер, который, по его словам, давно следит за Минским форумом через его учредителя и бессменного председателя, германского политолога Райнера Линднера.

В 2006 году представитель Еврокомиссии озвучил на конференции 12 рекомендаций и новую стратегию ЕС в отношении Беларуси на недели раньше, чем о них было объявлено официально. В этот раз глава политического отдела генерального секретариата Совета ЕС Хельга Шмид приехала поговорить о том, что за год ничего существенно не изменилось, однако предложения остаются в силе.

На фоне оставшейся неизменной риторики официальных белорусских представителей о готовности к диалогу и взаимовыгодным, прагматическим отношениям с Европой, гости, как ни странно, все же осторожно говорили об оптимизме, потенциалах, возможности диалога качественно нового уровня. Складывалось впечатление, что тет-а-тет, неофициально, белорусские депутаты и чиновники раздают обещания и подтверждают свою, кажущуюся голословной, готовность идти навстречу.

Стоит отметить, что европейцы, удивляющие своим оптимизмом, почти все хорошо говорят по-русски и не первый день в контакте с официальным Минском. Тем больше хочется верить, что их надежда на качественно новый уровень белорусско-европейского диалога действительно не безосновательна.

Уже ближе к концу форума посол ФРГ Гебхардт Вайс произнес эмоциональную речь о том, что у белорусских властей назрела необходимость «рационализации действий». По его мнению, события последних месяцев оставляют впечатление, что внизу, на местах, не все знают о том, что руководство решило делать шаги навстречу Брюсселю. Дипломат отметил, что ряд белорусских чиновников сегодня готовы критически оценивать сложившуюся в стране ситуацию.

Замминистра иностранных дел Валерий Воронецкий после выступления долго общался с участниками форума, терпеливо отвечал на вопросы журналистов. По его словам, 12 условий Евросоюза, «безусловно, внимательно рассматриваются белорусской стороной и учитываются при выстраивании стратегии сотрудничества с ЕС». Комментируя озвученные призывы к белорусским властям воспользоваться амнистией, чтобы освободить политзаключенных и вступить в диалог с оппозицией, Воронецкий отметил, что эти предложения ЕС «имеют право на жизнь и должны быть рассмотрены».

В ходе визита замглавы МИД Германии Гернот Эрлер обсуждал налаживание отношений между Брюсселем и Минском не только с белорусским коллегой и лидерами оппозиционных партий — почти два часа длилась его беседа с замглавы Администрации президента Натальей Петкевич.

В интервью БелаПАН германский замминистра подчеркнул, что для подобного рода встреч необходимо создание атмосферы доверительности. По его словам, в рамках подобных неофициальных бесед стороны информируют друг друга о том, насколько то или иное политическое решение кажется разумным или создаст дополнительные сложности в отношениях.

Как движение навстречу Брюсселю рассматривает Европа мирное проведение в Минске Конгресса демократических сил, Европейского и Социального маршей, митинга предпринимателей. Это хороший старт, говорит Эрлер, но что будет дальше, какими будут действия властей в отношении политических заключенных, молодежи, как пройдет избирательная кампания и выборы в 2008 году? По его словам, Беларусь сегодня в сложной ситуации, поскольку власти «параллельно принимают много важных решений».

Замминистра подчеркнул обеспокоенность Германии усилением изоляции Беларуси. «Мы заинтересованы как раз в обратном — в улучшении ситуации в рамках известных 12 рекомендаций ЕС и не хотим, чтобы диалог прекратился», — заявил Эрлер. Так, он воспользовался своим визитом, чтобы конкретизировать, что с немецкой точки зрения может быть полезно Беларуси, а что нет. Замглавы МИД ФРГ выразил надежду, что «помог понять, как можно продвинуться вперед» на переговорах с ЕС.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ