Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №181(01.12.2007)
<< Список номеров
ВЫБОРЫ-2007
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Румыния провоцирует раскол в Молдове

28.11.2007. Независимая Молдова (Кишинев)

Румынский патриархат как "министерство религии". Государство платит, государство заказывает внешнюю политику

Переговоры в монастыре Траян не принесли результата

Переговоры Русской и Румынской православных церквей кончились ничем: стороны так и не выяснили, чьей канонической территорией является Молдавия. Судьба трех епархий, учрежденных РумПЦ на территории Украины, Молдавии и Приднестровья, по-прежнему остается под вопросом.

В пятницу, 23 ноября в Болгарии в монастыре Троян завершилась встреча представителей Русской и Румынской православных церквей. Основной темой переговоров стало недавнее решение синода Румынской православной церкви (РумПЦ) учредить три епархии на территории Украины и Молдовы, вызвавшее негодование Московской патриархии. РПЦ расценила происходящее как вторжение на ее каноническую территорию.

Первая с 1992 года официальная встреча началась нервно: румыны попросили покинуть переговоры иерарха Болгарской православной церкви митрополита Ловчанского Гавриила, который присутствовал на них как представитель принимающей стороны (в свое время архимандрит возглавлял Подворье Болгарской православной церкви в Москве). В итоге тот вышел из зала. Но и после этого обстановка оставалась накаленной.

Справка "НМ"

22-24 октября синод Румынской православной церкви принял решение о создании в составе Румынской патриархии семи новых епископатов. Три из них предполагалось возродить на территории Молдовы (в том числе в Приднестровье) в рамках Бессарабской митрополии Румынского патриархата.

Между тем православная церковь Молдавии является канонической частью многонационального Московского патриархата, поэтому появление здесь параллельных структур Русская православная церковь воспринимает болезненно. Так было и в случае, когда в 1992 году бывший епископ РПЦ Петр (Пэдурару) учредил в Молдавии Бессарабскую митрополию под юрисдикцией Румынской православной церкви, которую позиционировал как "преемницу той, которая действовала в Молдавии до 1940 года". Московский патриархат заявлял, что наличие румынской церковной структуры на канонической территории РПЦ недопустимо. Власти Молдовы несколько лет отказывалось регистрировать Бессарабскую митрополию. Но в 2002 году представители Бессарабской митрополии выиграли дело в Европейском суде по правам человека и получили регистрацию.

Как и следовало ожидать, переговоры ни к чему не привели: каждая из сторон осталась при своем мнении.

Румынская делегация настаивала, что Молдова "никогда не входила в каноническую территорию РПЦ" и поэтому обвинения Московского патриархата "беспочвенны". Представители Русской православной церкви привезли с собой "все исторические документы, которые свидетельствуют, что ни в XIX веке, когда территория Молдавии находилась в составе Русской православной церкви, ни после Второй мировой войны не было никаких посягательств Румынской церкви на то, что молдавская территория является ее канонической территорией", сообщил участник делегации РПЦ епископ Егорьевский Марк.

Представители Московского патриархата также заявили, что существование Бессарабской митрополии (она находится под юрисдикцией РумПЦ) "разрушает канонический порядок на территории Молдовы. Кроме того, прозвучали слова о том, что священников в Бессарабскую митрополию зазывают обещаниями денег, которые выплачивает им румынское государство.

К проблеме еще предполагается вернуться. РумПЦ рассмотрит требование Московского патриархата упразднить три своих епархии на территории Украины, Молдавии и Приднестровья на следующем заседании своего синода, которое пройдет 27-29 ноября. Если учесть, какое решение синод принял на своем предыдущем заседании, вряд ли можно ожидать, что его позиция изменится.

"Так называемая Республика Молдова"

Иерархи румынской церкви считают, что Молдова - это часть Румынии, а апостольские каноны и решения Соборов "устарели"

"Решение иерархов Румынской православной церкви вносит раздор не только в православную церковь Молдовы, но и сеет недоверие и даже неприязнь между молдавским и румынским народами, и атакует устои православного мира, - сказал еписком Бельцкий Маркел, участник делегации Русской православной церкви на переговорах в монастыре Троян. - Такие интервенции редко встречаются в исторической практике. Православному человеку, православному архиерею, не говоря уже о целом Синоде, такой дух дерзости чужд. Мы призываем людей к сохранению спокойствия, к принятию взвешенных решений в самые сложные моменты. И вдруг принимается решение, которое ставит под сомнение целостность нашего государства, раскалывает общество, ставит под сомнение устои православной церкви.

Историческая справка

После вхождения Бессарабии в состав Российской империи по Бухаресткому договору 1812 года, в 1813 году была создана Кишиневская епархия Русской Православной Церкви. То есть - до возникновения по решению Берлинского конгресса 1878 года государства с названием "Румыния" и до получения Румынской православной церковью автокефалии (самоуправления) от Константинополя в 1885 году.

В 1918 году, после оккупации Румынией Бессарабии, Кишиневская епархия была в одностороннем порядке включена в состав Румынской православной церкви, по поводу чего Патриарх Московский и всея Руси Тихон в октябре 1918 года выразил синоду Румынской православной церкви протест.

В 1940 году, после вхождения Бессарабии в состав СССР, Кишиневская епархия была возвращена Русской Православной Церкви. С 1941 по 1944 год, во время румынской оккупации Бессарабии, Кишиневская епархия вновь была включена в состав Румынской православной церкви и получила название "Бессарабской митрополии". В мае 1945 года в Бухаресте и в 1946 году в Москве патриарх Румынский Никодим и Патриарх Московский и всея Руси Алексий I подтвердили каноническую обоснованность восстановления над Кишиневской епархией юрисдикции Русской Православной Церкви.

В 1992 году синод Румынской православной церкви возобновил свои притязания на Кишиневскую епархию, что послужило началу продолжающегося по сей день противостояния между Молдавской митрополией Русской Православной Церкви и "Бессарабской митрополией".

Безусловно, это в первую очередь политическая проблема. Решение о создании Бессарабской митрополии, которая была признана только Румынской патриархией и узаконена на территории Республика Молдова под давлением европейского суда, носит на себе печать, в первую очередь, политического характера.

В нашей православной Республике Молдова, где более 93 процентов населения исповедуют православную веру, достаточно успешно разворачивает свою деятельность пправославная церковь Молдовы. Спрашивается, какими неполитичесими причинами вызвана попытка дублировать церковные структуры? Зачем нужно, чтобы население Молдовы перешло под юрисдикцию Бухареста? Боюсь, что это попытка воплотить давнюю мечту унионистов о присоединении к Румынии. Очень важно учесть, что Республике Молдова совершенно другая система служения священнослужителей по сравнению с Румынской. Наша церковь отделена от государства, а вот в Румынии эта церковь внесена в состав государства. Священнослужители получают зарплату из государственного бюджета и становятся проводниками политики румынского государства.

Хотел бы отметить, что на переговорах румынская делегация даже не пыталась скрыть унионистскую тенденцию. Более того, эти настроения доминировали среди членов комиссии Румынского патриархата. Сначала они избегали слов "Республика Молдова" и упорно говорили "Бессарабия". Я попросил употреблять по отношению к нашей стране ее официальное название. Тогда члены румынской делегации перешли к выражению: "Так называемая Республика Молдова".

Когда наша делегация заявила, что Румынская православная церковь нарушила апостольские каноны и решения Поместных и Вселенских соборов, то члены румынской делегации очень удивились. Они сказали, что эти каноны устарели (!), и нужно "пересмотреть наше восприятие этих канонов".

Они сказали, что каноны были бы актуальны, если бы дело касалось, например, прибалтийских или любых других государств.. А так как речь идет о "так называемой Республике Молдова", то здесь совершенно нет места дискуссии - потому что у себя дома они могут позволить себе то, что они пожелают.

Я не заметил, чтобы хоть у кого-то из членов румынской делегации вздрогнул хотя бы мускул на лице. Они действительно не считают Республику Молдова отдельным государством. Они действительно верят, что наша независимость - это временное явление, а с нашим суверенитетом можно не считаться.

Я думаю, что у нас впереди - большие трудности и большие проблемы. Я призываю всех православных Молдовы быть спокойными и сознательными, не допустить церковного раскола, потому что он неминуемо перейдет и в общество. Православная церковь Молдовы - это исток, связующее звено и фундамент нашего государства. Именно ее сейчас расшатывают иерархи Румынской православной церкви.

Для того, чтобы преодолеть этот конфликт, необходимо убрать, отодвинуть в сторону всякую политику. Очевидно, что румынские священнослужители попали под действие чрезмерно политизированных государственных властей и просто-напросто выполняют политических заказ. Тем не менее мы выразили надежду, что кризис будет преодолен своместными усилиями, и что диалог должен быть продолжен. Незнание и молдчание может спровоцировать многие неприятности среди прихожан не только молдавской, но и румынской церкви".



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ