Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №181(01.12.2007)
<< Список номеров
ВЫБОРЫ-2007
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ТУРКМЕНИСТАН



Ашхабад ставит на Запад

16.11.2007. Независимая газета

Виктория Панфилова

Туркмения будет поставлять газ в Европу в обход России

Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов дал согласие на поставки в Евросоюз туркменского газа в обход России, что было зафиксировано в соответствующем меморандуме. Вчера в Ашхабаде об этом заявил комиссар ЕС по энергетике Андрис Пиебалгс.

Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов обнадежил европейцев в вопросах энергетической безопасности.Фото ReutersПереговоры Бердымухамедова с комиссаром ЕС по энергетике Андрисом Пиебалгсом заранее не планировались. Во всяком случае, в рабочем графике туркменского лидера их встреча не была обозначена. Сам еврокомиссар прибыл в Ашхабад на международную нефтегазовую конференцию «Нефть и газ Туркменистана-2007», собравшую представителей 150 крупных компаний мира из 21 страны.

Встреча президента Туркмении и комиссара ЕС состоялась после конференции, а ее итоги стали своеобразным десертом для участников знакового мероприятия. Бердымухамедов и Пиебалгс скрепили подписями Меморандум о взаимопонимании, который знаменует принципиально новый этап сотрудничества ЕС и Туркмении. Документ подтверждает намерения Туркмении поставлять газ Евросоюзу в обход России. Правда, как отметил Пиебалгс, конкретных предложений по строительству соответствующего газопровода нет, но «некоторые варианты такого строительства рассматриваются».

Известно о трех вариантах экспорта туркменского газа в ЕС, один из которых предполагает транзит через Россию. «Этот вариант выглядит парадоксальным, но не надо забывать о возможности договора в трехстороннем формате: ЕС–Россия–Туркмения», – сказал «НГ» эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов. В этом случае, по его словам, в Европу будут транспортироваться дополнительные объемы туркменского газа.

Второй вариант – Транскаспийский газопровод мощностью 30 млрд. кубометров. В этом случае предполагается использование не только туркменского, но и казахстанского, а в будущем, возможно, и узбекского газа. Но здесь кроме известных проблем, связанных со статусом Каспия, о чем неоднократно писала «НГ», и ставящих под угрозу реализацию этого проекта, есть проблема локального характера. Как пояснил Куртов, между Астаной и Ашхабадом существуют разногласия по отправной точке магистрали. «Рассматривается два варианта строительства – с территории Казахстана либо Туркмении. Проблема в том, что нет четких данных об имеющихся там запасах газа», – сказал эксперт.

И, наконец, третий вариант – через Иран. Этот маршрут поставки среднеазиатских энергоносителей в Европу прорабатывался еще в начале 90-х годов прошлого века. Из туркменского района Давлетобад в иранский город Мешхед, далее через Карган, Решта в Турцию, а потом через Балканы – в Европу. «Но этот маршрут реализуем только после того, как стабилизируется обстановка вокруг Ирана», – заявил «НГ» Аждар Куртов.

Между тем приступить к строительству прямо сегодня Европа не может. Бердымухамедов уверен, что Туркмения к 2030 году втрое увеличит объем добычи газа – до 250 млрд. кубометров, но это перспектива. Сегодня же существенного роста экспорта газа нет, то есть Европу обеспечить нечем. В нынешнем году по планам туркменского правительства добыча газа должна возрасти до 70 млрд. кубометров. При этом России Туркмения должна поставить 50 млрд. кубометров, Ирану – 14 млрд. кубометров. Однако, по прогнозам экспертов, Туркмения не выйдет на эти объемы.




Ашхабад торопит Москву с Прикаспийской «трубой»

21.11.2007. КМ ру

Факты: Туркмения является вторым после России производителем и экспортером газа на постсоветском пространстве. Потенциальные запасы газа Туркмении оцениваются в объеме 22 триллиона кубометров, что ставит страну по этому показателю на пятое место в мире.

Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов предлагает начать реализацию проекта Прикаспийского газопровода раньше запланированного срока, сообщает РИА «Новости» из Ашхабада.

 «Сейчас мы должны были, согласно ТЭО и проектной документации, начать во второй половине 2008 года, но у Туркмении есть возможность начать раньше», — сказал Бердымухаммедов на пресс-конференции по итогам переговоров с российским премьером Виктором Зубковым.

Зубков в свою очередь сообщил, что в ходе переговоров достигнута договоренность о том, чтобы подписать межправительственное соглашение по Прикаспийскому газопроводу в ближайшее время и «быстро начать его строительство».

Россия и Туркмения также договорились ускорить работу по реконструкции системы «Средняя Азия — Центр», сообщил Зубков. По его словам, по сотрудничеству в нефтегазовой сфере в ходе российско-туркменских переговоров достигнуто «полное взаимопонимание».

В проекте Прикаспийского газопровода, по которому газ из Средней Азии пойдет по территории России в Европу, участвуют Россия, Туркмения и Казахстан. В проекте модернизации газотранспортной системы «Средняя Азия — Центр», кроме этих стран, участвует также Узбекистан. Бердымухаммедов также отметил, что российские компании могут принять участие в модернизации газотранспортной системы «Средняя Азия — Центр».

Газовые надежды России, Китая и Европы оказались в руках Гурбангулы Бердымухамедова.Фото Александра Шалгина (НГ-фото)Итоги российско-туркменских переговоров комментирует руководитель отдела Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин:

— Определенный торг, который имел место, скорее всего, перешел в определенную пиковую фазу. Туркмении нужны деньги, ситуация в социальной и экономической сфере страны довольно сложная, это с одной стороны. С другой стороны, вполне можно допустить мысль о том, что усиливается западное давление на Туркменистан и в данной ситуации Ашхабад хочет, с одной стороны, получить как можно больше от России, а с другой стороны, очевидно, Бердымухаммедов не готов сейчас жестко и однозначно отвергнуть инициативы европейцев и американцев. То есть здесь идет поиск определенного компенсаторного механизма. И Россия в данном случае, если она быстро подпишет проект, окажется, конечно, в наиболее выгодных положениях. Но очевидно, что за это придется платить. И Ашхабад это, как мне представляется, четко дал понять и российскому премьеру, и российскому вице-премьеру, ответственным за прокладку Прикаспийского газопровода. Во всяком случае, судя по тем скупым комментариям, которые доходят в последние два дня из Ашхабада, у меня, например, складывается именно такое впечатление.

От России требуются определенные уступки: во-первых, по цене на газ. Однозначно Ашхабад хочет увеличить ее если не до среднеевропейских 250-260 долларов за тысячу кубометров с нынешних 100 долларов, то по крайней мере как минимум до 150 и сразу, с перспективой дальнейшего увеличения этой цены. Это с одной стороны. С другой стороны, очевидно, что от России требуется оплатить значительную часть технологического проекта собственно строительства Прикаспийской «трубы», соответствующих инфраструктурных объектов и всего, что с этим связано.

Я думаю, что Туркменистан сейчас находится на определенной геополитической, геоэкономической развилке. С одной стороны, есть соглашение с Путиным и с Назарабаевым, с другой стороны, есть соглашение с Китаем, а с третьей стороны, есть масса пока совершенно неопределенных, но звучащих достаточно заманчиво предложений со стороны европейцев и американцев.

Туркмения очень долго играла вот в эту трубопроводную многовекторность, и ясно, что с каждой неделей, с каждым месяцем сохранять более-менее равные дистанции со всеми партнерами, обещая им при этом какие-то заманчивые экономические проекты, становится все труднее. Нужно определять, какой проект будет реализовываться на самом деле.

Я думаю, что более чем два крупных проекта, несмотря на все заявления о «несметных богатствах» туркменской земли, страна осилить просто не сможет. Я имею в виду в первую очередь, конечно же, ранее существовавшие и очевидно имеющие серьезные перспективы расширения поставок туркменского газа через российскую территорию и китайский проект. Я думаю, для европейцев, которые до сих пор не смогли выработать какой-то единой позиции по своим оценкам возможного участия в крупных инвестпроектах Туркмении, остается только смотреть и, наверное, сожалеть. Ну и понятно, что те соглашения, которые достигнуты в Кремле вчера с итальянским премьером, тоже, наверное, вынуждают Ашхабад достаточно критично оценивать заявления, которые делаются по линии евробюрократов. То есть понятно, что двусторонние энергетические проекты, мягко говоря, идут вразрез с теми заявлениями, которые делаются в Брюсселе по поводу желания избавиться от так называемой российской энергетической зависимости.

Ашхабад понимает, что неплохо было бы, конечно, продавать свой газ по цене 250 долларов и непосредственно европейским потребителям. Но надо трезво смотреть на вещи. Ясно, что лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. Существуют географические факторы, существуют технологические факторы, существует, в конце концов, исторически сложившееся разделение труда на мировых экономических рынках.




Примут ли Киев в "прикаспийскую компанию"?

22.11.2007. Немецкая волна

Дарья Брянцева

"СНГ переживает новый этап своего развития", - заявил на встрече в Ашхабаде премьер – министр Украины Виктор Янукович

По словам украинского премьера, Киев намерен принять участие в строительстве Прикаспийского газопровода вместе с Туркменией, Казахстаном и Россией. По словам эксперта Аркадия Дубнова, Москва вряд ли согласится на это

В Ашхабаде проходит заседание Совета глав правительств стран, входящих в Содружество Независимых Государств. Из тем, обсуждаемых там, нам бы особенно хотелось обратить внимание на две. Во-первых, на вопрос систематизации поставок энергоносителей. Во-вторых, на решение проблем продовольственной безопасности в рамках содружества.

"СНГ переживает новый этап своего развития", - заявил на встрече в Ашхабаде премьер – министр Украины Виктор Янукович. По его мнению, очень хорошо, что стороны научились открыто говорить о своих недостатках, поскольку это позволит искать пути их преодоления. Но не это высказывание Януковича привлекло наше особое внимание.

Прикаспийский Киев

По словам украинского премьера, Киев намерен принять участие в строительстве Прикаспийского газопровода вместе с Туркменией, Казахстаном и Россией. Как заявил Янукович, получение Украиной газа по прямым контрактным поставкам из Туркменистана возможно в случае участия Киева в разработке месторождений на шельфе Каспия. Хотя пока, признает украинский премьер, существующая нормативная база не позволяет перейти на прямые контрактные поставки.

Насколько вероятен вариант, что Киев примут в "прикаспийскую компанию" государств? И насколько неожиданным было заявление Виктора Януковича? По словам эксперта по Центральной Азии Аркадия Дубнова, Москва вряд ли пойдет на то, чтобы Киев активно участвовал в консорциуме по осуществлению данного проекта. Тем более, не все еще ясно между основными "игроками" - Россией, Туркменией и Казахстаном.

Газовый "базар"

Как уже заметил наш эксперт Аркадий Дубнов, Прикаспийский газопровод - это сегодня скорее вопросы, нежели ответы. Каковы окончательные договоренности между Москвой, Ашхабадом и Астаной? И, наконец, извечный вопрос – а хватит ли Туркмении газа для всех направлений? Для Европы? Для Китая? Как отмечает Аркадий Дубнов, "туркменский газовый "шантаж" можно сравнить с действиями хитрого продавца на восточном базаре: он продает один и тот же, допустим, платок, разным людям, обещая каждому свою выгоду". При этом, говорит Дубнов, "никто из заинтересованных покупателей пока от своих намерений покупать туркменский газ не отказался, поскольку никто не верит в то, что можно блефовать столь уж по-крупному".

Продовольственная безопасность

Надо заметить, на заседании Совета глав правительств СНГ в Ашхабаде говорили не только о газе, его поставках и трубопроводах. Говорили и о развитии торговых связей, и о порядке перемещения электроэнергии через границы Содружества. Но, пожалуй, одной из основных тем стала проблема обеспечения продовольственной безопасности.

Как заявил в четверг украинский премьер Виктор Янукович, в рамках СНГ будет создана рабочая группа на уровне министерств сельского хозяйства для разработки стратегии развития продовольственного рынка. По словам Януковича, при нынешней общемировой экономической ситуации цены не могут не расти, но создание нормальных рыночных условий в этой сфере является чрезвычайно важным вопросом для всех стран СНГ.

Казахстанский премьер Карим Масимов в свою очередь сообщил, что на следующем заседании Совета глав правительств СНГ вопрос продовольственной безопасности будет обсуждаться отдельно. По его словам, странам СНГ необходимо совместно выработать адекватный ответ на вызовы, связанные с нехваткой продуктов и повышением цен на основные виды продовольствия. Как говорит Масимов, меры, которые должны разработать государства-члены Содружества, должны привести к снижению инфляции и защитить, прежде всего, интересы социально-уязвимых слоев населения.




А.Грозин: «Торг по Прикаспийскому трубопроводу не следует форсировать»

23.11.2007. KM.RU

В ходе визита премьер-министра России Виктора Зубкова в Ашхабад одной из ключевых тем стало двустороннее сотрудничество в энергетической сфере. Для российских национальных интересов особую значимость имеет строительство Прикаспийского трубопровода. Хотя, честно говоря, я не думаю, что в настоящий момент стороны готовы к подписанию этого проекта. Мне представляется, до сих пор идет процесс согласования интересов. Причем он не касается принципиальных моментов - будет эта труба построена или нет. А скорее более конкретных вопросов - цены на газ, транспортных тарифов и того, каким образом будет финансироваться строительство этого трубопровода. То есть речь идет о согласовании чисто технических моментов.

Вряд ли это согласование уже завершено. Конечно же, российская сторона хотела бы построить эту трубу с минимальными для себя затратами. А туркменская сторона, понятно, хотела бы переложить все проблемы на плечи Российской Федерации. То есть сейчас стороны определяют, кто будет платить за эту трубу. Ситуация абсолютно неоригинальная. Такой же торг туркменское руководство ведет и по поводу гипотетических трубопроводов в Китай (и еще более гипотетических труб в Европу по дну Каспия). Это рутинные согласования, и каждая сторона, как на базаре, пытается набить себе большую цену. Поэтому я не думаю, что российской стороне нужно рвать рубаху на груди и обещать решить все финансовые вопросы только для того, чтобы ускорить начало строительства.

С другой стороны, понятно, что российский президент, видимо, рассматривает этот проект как один из приоритетных для себя. И Владимир Путин хочет подписать его до того, как он перестанет быть президентом. И здесь время, конечно, работает не на Россию. А с другой стороны, у наших туркменских, казахстанских и узбекистанских друзей в этом смысле ситуация не лучше. У них тоже есть свои расклады, которые вынуждают их элиты решать этот вопрос как можно быстрее. И все-таки этот торг, как мне представляется, не следует форсировать. Я думаю, что два-три месяца у России еще есть.

Недавно министр энергетики США высказал свои сомнения по поводу того, что Туркмения поддержит проект Транскаспийского трубопровода в обход России. Думаю, что в этом есть определенное подыгрывание. Вообще, сейчас идут переговоры между Москвой и Вашингтоном по массе других, гораздо более значимых вопросов, нежели то, каким путем потечет в Европу довольно небольшая часть газа. В лучшем случае эта труба будет прокачивать 30 млрд кубических метров газа в год. Судя по нынешним потребностям Европы в голубом топливе, это небольшие цифры. Где-то одна десятая или даже одна пятнадцатая от совокупного объема газа, который потребляет объединенная Европа.

Это тем более непринципиальный вопрос для американцев, которые если и имеют виды на туркменский газ, то сугубо геополитические. В Соединенные Штаты он никогда не попадет. По целой массе причин. Если его сжижать и перевозить, это слишком дорого. Намного проще и дешевле везти газ из Саудовской Аравии, Кувейта или Катара. Поэтому туркменский газ не является для американцев экономической характеристикой. Это скорее характеристика геополитическая. Конечно, им хотелось бы контролировать поставки российского (или вообще всего постсоветского) газа в Европу. То есть занять любимое место арбитра и «зависнуть» над газовым вентилем. Однако это не очень нужно самим европейцам. А «Газпрому» это не нужно совсем. Поэтому американский министр может, конечно, говорить все что угодно. Налицо определенный торг и размен одних интересов на другие. Дескать, вы нам уступите в проблеме Бушера, а мы вам уступим в проблеме транспортировки туркменского газа.




СНГаз – 2008

26.11.2007. РИА "Новости

Игорь Томберг

В пятницу туркменское руководство, наконец-таки, объявило о повышении на 30% цены газа для Газпрома. Новость, похоже, была воспринята в российском концерне даже с облегчением. С одной стороны, все давно ждали, когда Ашхабад истребует свою долю прироста газовых цен, с другой - $130 за тыс. куб. м - это вполне сдержанная цена на сегодня (ранее поговоривали о $150). Ну и, наконец, появилась ясность по ценовой цепочке Туркменистан - Россия - Украина. И повышение стоимости газа для Украины теперь вполне оправдано.

Правда, что касается конкретных цифр, то здесь пока ясности нет. Названные заранее президентом Виктором Ющенко $160 за тыс. куб. м - еще не контрактная цена, а лишь пожелание. Может быть и $180 - в зависимости от состава и партийной принадлежности членов кабинета и руководства Нафтогаза Украины.

К сожалению, уровень цен - не единственная проблема в газовых отношениях Москвы и Киева. События месячной давности вновь заставили вспомнить старую болезнь этих поставок - неплатежи. Схема поставок через посредника - "РосУкрЭнерго" дала сбой из-за резко выросших долгов потребителей. Дебиторская задолженность "РосУкрЭнерго" перед Газпромом выросла за 2006 год со $100 млн. до $3 млрд. К октябрю 2007 г. долг "Нафтогаза" перед "РосУкрЭнерго" составил свыше $700 млн., еще $300 млн. задолжало "Укргазэнерго".

Долговая ситуация нынешней осень показала, что в условиях Украины выйти на прямые поставки газа и выставить счета украинским потребителям явно недостаточно. Надо еще платежи за газ получить. В то же время, призывать Газпром "научиться рутинной работе по сбору с потребителей платежей", как призывают некоторые аналитики, явно несерьезно - это не его задача. И вполне логичным представляется апелляция российских газовиков к украинским властям: если их политическая судьба напрямую зависит от российских газовых поставок, то именно они и должны позаботиться о бесперебойной работе пусть и не безупречных, но работающих схем. Тем более что подпись В. Януковича под соглашениями о погашении долгов позволила "разрулить" проблему, хотя и сделала украинское правительство гарантом их соблюдения, давая Газпрому формальные основания ставить вопрос об отключении газа в случае, если долг не будет погашен. И в случае прихода к власти правительства Ю. Тимошенко выбивать газовые долги из украинских властей будет значительно сложнее.

Не надо быть пророком, чтобы предсказать серьезные напряжения в отношениях Газпрома с потребителями. Если Украина, Белоруссия, Молдова и другие постсоветские республики фактически полностью зависят от российского газа, то Европа - на четверть. Однако цены на российское "голубое топливо" определяются именно в европейских поставках. И рост этих цен будет определять дальнейшее развитие стратегии Газпрома на постепенное достижение "равнодоходности" поставок всем потребителям. Безусловно, именно темпы выравнивания цен для стран СНГ и ЕС будут порождать постоянные конфликты с бывшими соседями по СССР. Тем более что ценовая планка стремительно поднимается.

Газпром намерен повысить цену на свою продукцию для стран Западной Европы с 2008 года сразу на 60%. Об этом заявил 20 ноября с.г. зампред правления Газпрома Александр Медведев, отметив, что стоимость газа для Европы может вырасти в будущем году с нынешних $250 за тыс. куб. м до $300-400. И не только общий рост цен на энергоносители и падение курса доллара США являются причиной возможной "третьей газовой войны". По мнению главы Газэкспорта, Газпром не в восторге от планов Еврокомиссии по либерализации энергетического рынка ЕС, явно направленных против инвестиционных планов концерна. "Либерализация европейского рынка непременно приведет к ситуации, при которой повышение цен неминуемо", - подчеркнул А. Медведев.

Планы российского монополиста увеличить свою долю в поставках газа в Европу до 33% к 2015 г. в ответ на рост газопотребления на континенте могут оказаться под угрозой. Впервые, по сути, высказав мнение Газпрома по поводу новых энергоинициатив Брюсселя, А. Медведев предостерег от "серьезных негативных последствий для долговременного обеспечения Евросоюза природным газом" в случае, если Еврокомиссия не смягчит свои требования. В этом контексте прозвучал даже намек на то, что Газпром может "прикрутить кран", как в случаях с Украиной и Белоруссией.

Таким образом, давно ожидаемое решение Ашхабада повысить цену на свой газ, поставляемый Газпрому, стало лишь еще одним проявлением более широкой глобальной тенденции - неумолимого роста цен на сырье и топливо. Безусловно, процесс этот бесконфликтно идти не может. Противоположность интересов поставщика и потребителя ведет к напряженности ценовых переговоров, а в случае с нашими соседями по СНГ играет роль и психология потребителей, слишком долго получавших газ из России по дешевке. Переход на рыночные взаимоотношения идет болезненно. Но топливный "патернализм" Москвы в отношении стран СНГ уже закончился, как впрочем, заканчивается и дотационная стратегия поддержки промышленности внутри страны. Тотальный перевод всех потребителей на рыночные, а значит, высокие, цены неизбежен.

Похоже, тенденцию четко ощущают в столицах стран-потребителей газа. Брюссель грозит диверсификацией источников газоснабжения Европы, одновременно весьма непоследовательно включая, например, проект газопровода Nord Stream в число приоритетных, выводя его из-под действия своих же новых директив. Здесь прекрасно понимают, что без российского газа обеспечить растущие потребности энергетики, как и требования экологии практически нереально. Точно также в столицах стран СНГ тема газа явно превалирует в списке приоритетов. Иначе не объяснишь такую "высокую явку" премьеров на последнем совете глав правительств СНГ в Ашхабаде на прошлой неделе - впервые на саммит СНГ из 12 стран-участников 10 прислали глав своих правительств. Всех интересовал вопрос цены на туркменский газ, ответ на который поступил лишь по окончании встречи глав правительств.

Тем не менее, ситуация на газовом рынке СНГ определенно требует, если не единства поставщиков и потребителей, то как минимум, координации действий. "Необходимо объединение транзитеров, экспортеров и производителей газа", - призвал коллег украинский премьер Виктор Янукович. И хотя идею о создании "газовой ОПЕК" в рамках СНГ открыто никто в Ашхабаде не поддержал, центростремительная тенденция усиливается. Тем более реальным станет координация действий поставщиков газа из бывшего СССР после подписания соглашения о начале строительства Прикаспийского газопровода. Понятно, что Газпром примет новую цену туркменского газа, тем самым, открыв дорогу расширению его поставок через российскую газотранспортную систему. Очевидно, что уже в декабре президенты России, Туркменистана и Казахстана подпишут документы, которые обеспечат серьезное расширение газового транзита из Центральной Азии через Россию. Строительство Прикаспийского газопровода и расширение системы "Средняя Азия - Центр" (САЦ) дадут в сумме около 100 млрд. куб. м газа в год. И вряд ли рост цены на $30 кто-либо назовет чрезмерной платой за такую серьезную. позитивную подвижку в газовом сотрудничества стран СНГ.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ