Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №181(01.12.2007)
<< Список номеров
ВЫБОРЫ-2007
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

УЗБЕКИСТАН



С.Михеев: «Каримову удалось консолидировать вокруг себя всю нацию»

22.11.2007. КМ ру

Накануне президентских выборов в Узбекистане я оказался в этой стране. Политическая ситуация здесь представляется мне достаточно стабильной. Серьезных внутриполитических проблем, которые сотрясали бы эту страну так, как это происходит в Киргизии, также не наблюдается. Безусловно, местная модель демократии имеет свою специфику. Тем не менее режим Ислама Каримова обеспечивает стабильное развитие страны. Что является отнюдь не тривиальной задачей, хотя бы если учитывать, что она граничит с Афганистаном.

Думаю, что ближайшие президентские выборы никаких сюрпризов не принесут. То, что Каримов одержит на них убедительную победу, никаких сомнений не вызывает. Все остальные кандидаты изначально не имеют никаких шансов. Причем с формальной точки зрения пребывание Каримова у власти в течение такого количества лет является легитимным. Напомню, после прошлых выборов в этой стране была изменена Конституция, и пятилетний срок правления был заменен на семилетний. Таким образом, формально Каримов впервые избирается на первый семилетний срок.

Хотя по большому счету понятно, что все это лишь политические игры. Главное то, что уход Каримова может ввергнуть Узбекистан в череду «разборок» между конкурирующими кланами. А этим, несомненно, воспользуются радикальные группировки в Афганистане. Известно, что «Северный альянс» в Афганистане, который прикрывает афганско-узбекскую границу, терпит одно поражение за другим. Его позиции становятся все слабее и слабее. В случае его окончательного разгрома другие группировки, несомненно, воспользуются этой ситуацией для дестабилизации ситуации в Узбекистане. Хлынет не только поток наркотиков, но и поток экстремистов. Причем рано или поздно он достигнет и России. В этом смысле сохранение Каримова у власти (хотя, быть может, это и противоречит неким романтическим представлениям о демократии) на самом деле обеспечивает стабильность, которая нужна и нам. Как известно, Узбекистан прикрывает собой южные рубежи Казахстана, а затем и России. Так что последней с геополитической точки зрения выгодно сохранение этой стабильности.

США в Средней Азии ведут себя как слон в посудной лавке

Я считаю, что Каримову удалось консолидировать вокруг своей фигуры нацию. В том числе потому, что он не спешил напрямую выполнять все указания европейских и американских структур. К сожалению, ЕС и США не понимают, что, когда они навязывают свои нормы жизни и организации общества, они вольно или невольно разрушают существующий уклад жизни и дестабилизируют тем самым ситуацию в странах. С другой стороны, все-таки следует отдавать себе отчет в том, что перед Узбекистаном (как и Казахстаном) в перспективе маячит угроза дестабилизации, связанная с уходом Каримова. Безусловно, он сильный лидер. Однако, как и во многих странах этого типа, вокруг него существует некий вакуум. То есть здесь нет человека, способного взять в свои руки власть у действующего президента. Так что если механизм передачи власти не будет продуман заранее, то сценарий дестабилизации вполне возможен. Однако пока такой угрозы не существует.

Как известно, Узбекистан является активным участником интеграционных процессов на постсоветском пространстве. У Москвы и Ташкента есть целый ряд «точек соприкосновения» во внешней политике. В последнее время американцы действовали в Средней Азии совершенно без учета местной специфики. Можно сказать, что они вели себя здесь как слон в посудной лавке. Своими ультиматумами они до смерти перепугали всех среднеазиатских президентов. В данном случае для России нет худа без добра. Потому что теперь в Центральной Азии хорошо понимают, что с Россией и русскими им договариваться гораздо удобнее и надежнее в перспективе, чем с теми же американцами.

Этим, в частности, был обусловлен вывод американской базы из Узбекистана. Я думаю, что наибольшие перспективы имеет сотрудничество в сфере безопасности наших стран. Кроме вызовов со стороны НАТО и Запада, здесь потенциально сохраняется и китайская угроза, не говоря уже об угрозе роста исламского радикализма, о которой я уже упоминал. Не менее остро стоит и криминальный вопрос (например, деятельность той же наркомафии). Все эти угрозы в той или иной степени являются общими для стран СНГ, что является мощным стимулом для сближения. Вообще, любая реинтеграция возможна лишь в случае наличия общих целей. И одной из них как раз-таки может быть защита от общей угрозы. Есть и перспективы экономического взаимодействия. Последняя встреча Путина и Каримова, а также договоренность по поводу поставок российского оружия это лишний раз подтверждают.

Узбекистан – наш стратегический союзник в этом регионе

Я считаю, что экономика и политика в вопросе двусторонних отношений должны идти рука об руку. Не бывает такого, чтобы экономика не была связана с политикой. Рост экономического взаимодействия будет способствовать и политическому сближению. Все территории, которые были собраны в составе Российской империи, оказались там не случайно. Значит, для этого существовали геополитические, экономические, культурные и другие предпосылки. К сожалению, после развала СССР многие связи оказались разрушены. Причем совершенно нерационально - исходя из политической конъюнктуры. Поэтому их следует восстанавливать. И работа в этом направлении ведется. В Средней Азии Узбекистан является нашим стратегическим союзником. В то же время нам не стоит обольщаться. Дело в том, что многовекторность в той или иной степени исповедуется практически всеми постсоветскими режимами. По этому поводу можно сожалеть, но ничего сделать с этим нельзя. Однако в конкретный исторический период времени Узбекистан решил сделать акцент на плотное сотрудничество с Россией во внешней политике. И мы должны использовать этот момент.




Россия и Узбекистан. Крепкая авиационная дружба. Слияние на небе и на земле...

28.11.2007. Немецкая волна

Дмитрий Аляев

В ходе визита в Ташкент российской правительственной делегации подписан целый ряд документов. По мнению узбекских экспертов, подписанные соглашения оживят экономическое сотрудничество между двумя странами

В Ташкенте прошло заседание межправительственной российско-узбекской комиссии. Подписан ряд важных для обеих стран документов. Так, к примеру, решено, что Россия и Узбекистан создадут совместное предприятие по производству железнодорожных вагонов на базе одного из существующих в Узбекистане заводов.

Российские инвестиции. Настоящее и перспективы

По словам первого вице-премьера Российской Федерации Сергея Иванова, на долю России сегодня приходится 40 процентов всех иностранных инвестиций Узбекистана. В числе приоритетных отраслей сотрудничества Иванов назвал топливно-энергетический комплекс, авиацию и космос, науку, технику. Первый вице-премьер России сообщил, что в настоящее время в Узбекистане зарегистрировано более 500 предприятий с участием российского капитала.

Совместное авиастроение

Помимо всего прочего, в Ташкенте был согласован механизм интеграции Ташкентского авиационного производственного объединения имени В.П. Чкалова (ТАПОиЧ) в российскую Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). Как заявил журналистам президент ОАК Алексей Федоров, Ташкентский авиазавод войдет в состав корпорации уже к середине следующего года. При этом ТАПОиЧ передаст корпорации пятидесятипроцентный пакет плюс одну акцию. В ответ Объединенная корпорация отдаст долю своих акций узбекской стороне.

В свою очередь первый вице-премьер Российской Федерации Сергей Иванов пояснил, что после вхождения в корпорацию Ташкентский авиазавод будет производить региональные лайнеры Ил-114 и его транспортные модификации, легкий военно-транспортный самолет Ил-112 и отдельные узлы для Ил-76. "ТАПОиЧ сохранит свой профиль, получит новые заказы и будет продолжать работать по транспортной и военно-транспортной авиации, входя в соответствующий дивизион ОАК", - сказал российский вице-премьер.

Ташкентский завод и его печальное прошлое

Ташкентский авиазавод на протяжении многих постсоветских лет был не единственной, но одной из основных причин напряженности в отношениях между Узбекистаном и Россией. За все время своего существования ТАПОиЧ выпустил более девятисот самолетов Ил-76 для гражданской и военно-транспортной авиации. Однако после распада Советского Союза завод оказался фактически на грани банкротства. Квалифицированные специалисты стали покидать республику, а в простаивающих цехах стало пропадать оборудование.

Дело доходило до того, что после 2000 года на предприятии отключали за неуплату все городские телефоны. После безуспешных попыток договориться о реанимировании завода Москва решила в прошлом году перенести производство аналогичных самолетов на собственные производственные мощности в Воронеже и Ульяновске.

Россия "перебила" китайский интерес

На последнем авиасалоне МАКС стало известно, что Россия попыталась, и небезуспешно, если так можно выразиться, "перебить" уже существующий контракт ТАПОиЧ с Китайской Народной Республикой на поставку 38 военно-транспортных самолетов Ил-76 и заправщиков Ил-78 стоимостью 1 млрд. долларов. Как считают наблюдатели, срыв этого контракта и сделал Ташкент более сговорчивым.

По словам наших источников, на самом ТАПОиЧ, несмотря на официальное молчание, решение о вхождении предприятия в российскую авиакорпорацию было принято уже давно. Все ждали только формального заявления и обнародования технической, финансовой и имущественной сторон сделки.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ